• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об обеспечении пожарной безопасности»

33
закрыть тему
Sergi

Пользователь

НОВИЧОК
1
4.6 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Пункт : 3


      Исходя из термина и определения "противопожарный
режим"- большинство "арендаторов" в стране после вступления в силу настоящего Указа становятся нарушителями п.3 Общих требований.. т.к. они не смогут организационно и физически обеспечить "комплекс противопожарных мероприятий при .......  эксплуатации объекта, предусмотренный...проектной документацией". Не "арендатор" разрабатывал проект (и у него его нет), не арендатор объект строил, не арендатор этот объект вводил в эксплуатацию и эксплуатировал (возможно с нарушениями, которые привели к выходу из строя ТСППЗ, конструктива, ограничивающего распространения пожара и т.п.) и как можно при действующих договорах с  определенного дня возложить ответственность на арендатора. Арендатор только может и обязан  не производить каких либо действий в отношение объекта аренды без согласования с Арендодателем, который облатает и проектом и эксплуатационной документацией на здание (помещение).   При этом данный пункт не согласуется с  п.46 Закона "О пожарной безопасности" согласно которому  ответственность возлагается на собственника, а в случае аренды согласно договору аренды.         Предлагаем либо исключить данный пункт, либо привести его в соответствии с требованиями п.46 Закона "О пожарной безопасности"

08.10.2025 13:03:19

Sergi

Пользователь

НОВИЧОК
1
4.6 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Пункт : 4 Элемент текста : ** Требование не распространяется на юридические лица с численностью работников
до 15 человек включительно и индивидуальных предпринимателей.


В примечании после слов "на юридические
лица" добавить "и их структурные подразделения" , т.к.  юрлицо с численностью работников  более 15 чел. может удаленно (не по месту размещения юрлица) арендовать (эксплуатировать) помещения  для оказания услуг, продажи товаров и т.д.  в которых находится по одному работнику или  "общедоступных мест" в этих помещениях может не быть, так как они не требуются исходя из технологии.  

08.10.2025 14:02:43

Михаил_pravo

Пользователь

НОВИЧОК
1
3.6 1

Предложения в Проект Указа Президента
Республики Беларусь «Об обеспечении пожарной безопасности»: Пункт 4.1
ознакомление (под подпись) граждан при заселении в гостиницы, мотели, общежития и другие здания для временного проживания людей с требованиями по обеспечению пожарной безопасности; В документе отсутствует определение что такое «здания для временного проживания людей», так как люди могут временно находится и в торговом центре и больнице (поликлинике), то из пункта следует, что все посетители практически любого объекта должны быть проинструктированы. Предложение – внести в пункт конкретный перечень объектов где необходимо проводить ознакомление граждан.

Пункт 4.2 отсутствует определение что такое «массовое мероприятие» в контексте требований пункта

Пункт 10. Из требований пункта непонятно допускается ли размещать в коридоре/вестибюле имущество без уменьшения эвакуационной ширины.

Пункт 12 пятый абзац «Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, применяемые (используемые) на объектах, должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности» средства обеспечения пожарной безопасности на объектах устанавливаются при вводе в эксплуатацию объекта. Утеря документов на указанные средства, либо потеря видимости маркировки (к примеру, на двери противопожарной) в процессе эксплуатации, будет ли нарушением пункта требований? Требуется ли при вступлении в силу документа замена шкафов пожарных кранов в старом исполнении (к примеру, с деревянными дверцами, как в старых детских садах).

Пункт 15. проезды и подъезды к зданиям, должны содержаться в состоянии, обеспечивающем свободный подъезд пожарной аварийно-спасательной техники.

Из пункта непонятно допускается ли устанавливать ворота при въезде на территорию, можно ли закрывать их на навесной замок.

Пункт 16. Непонятен термин «возможность ручного открывания», допускается ли для этих целей применение специальных механических ключей, где могут находится эти ключи.

Пункт 17. отсутствует определение что такое «противопожарный разрыв» в контексте требований пункта.

Пункт 18. отсутствует определение что такое «сухие растительные отходы» в контексте требований пункта, относится ли к требованиям данного пункта сухая трава на корю. Также требование пункта сильно размыто, из пункта следует, что факт нарушения может наступить, как только с дерева опала сухая листва после сильного ветра.

Пункт 19. Из требований пункта непонятно где запрещено разведение костров. Предлагаю изложить в следующей редакции:

Разведение костров на территории объектов запрещено, за исключением территории торговых объектов, объектов общественного питания, ярмарок, рынков и выставок, баз отдыха, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, землях рекреационного и сельскохозяйственного назначения, а также в иных случаях, установленных законодательством, при условии: …

Пункт 35. Отсутствует определение «жилых помещениях зданий для временного проживания», из контекста непонятно, относятся ли сюда общежития, и если относятся, непонятна смысловая нагрузка требования, так как при заселении жильцы уже ознакомлены с требования ПБ, в ряде общежитий люди проживают по 15 лет, это больше чем во многих многоквартирных домах, размещение памяток по ПБ в квартирах (в том числе сдаваемых в аренду) не требуется. Предложение – исключить требования пункта как необоснованное.

Пункт 37. Из пункта непонятно что это за «Двери (люки шахт и каналов для прокладки инженерных коммуникаций), оборудованные приспособлениями для самозакрывания и (или) уплотнениями в притворах». Входят ли сюда двери ЛК.

Пункт 38. 4 абзац Исключить строку «При возникновении пожара эскалаторы и конвейеры пассажирские должны останавливаться (блокироваться);» как необоснованную, так как это влечет за собой перестройку огромного количества объектов, которые ранее по строительным нормам такой функцией не оборудованы. Пункт 10 уже гласит, что объект должен эксплуатироваться в соответствии с проектной документацией, то есть – если это было предусмотрено проектом – то требование и так уже установлено документом. Введение указанного требования может нанести значительный экономический вред отдельным субъектам. Слаживается впечатление, что требование пункта вводится ради увлечения количества штрафов.

Пункт 38 последний абзац дополнить: устройство в «эвакуационных» дверных проемах (калитках в воротах) порогов с высотой, превышающей значения, установленные в технических нормативных правовых актах

Пункт 39. Исключить – так как он содержит требования не входящие в компетенцию МЧС в части подключения к электрическим сетям. На сегодняшний день данное требование практически не ревизуемо – так как в вестибюле практически всех зданий размещается ресепшен с персональным компьютером и рабочим местом. Слаживается впечатление, что требование пункта вводится ради увлечения количества штрафов и создания проблем бизнесу, и не несет за собой какого-либо обоснования.

08.10.2025 14:47:37

Александр Гимпель

Юрист

НОВИЧОК
1
10.6 9
По п.4.1 абзац 3 касающийся стендов. Предлагаю
убрать слово «актуальной», а в сноске уточнить, где и для кого размещать стенды (15 человек в штате юрлица (т.е. для работников с обучающим материалом?, 15 работников в конкретном офисе, магазине (с отдельным входом)? Или все-таки учитывать посетителей, т.е. размещать рекламно-информационный материал по пропаганде безопасности жизнедеятельности на объектах обслуживания населения (общественных объектах типа: поликлиника, парикмахерская, магазин, кафе, гостиница и т.д.). Хорошо по этому вопросу написал Copper_Beard в сообщении от 06.10.2025 16:48:58.

08.10.2025 19:52:08

Александр Гимпель

Юрист

НОВИЧОК
1
10.6 9
п.9 абзац третий изложить в редакции: «По
решению руководителя субъекта хозяйствования может разрабатываться как одна (общая) общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности, так и отдельные общеобъектовые инструкции для отдельных структурных подразделений (или зданий, баз, территорий и пр.)».  

08.10.2025 19:53:09

Александр Гимпель

Юрист

НОВИЧОК
1
10.6 9

По п. 11. Считаю что требования о категорировании
нужно сократить. Категорирование (определение переменной (временной) горючей загрузки) должно требоваться при всех видах строительства (возведение, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, техническое переоснащение) кроме текущего ремонта. И это должно быть строго и чётко соблюдаться расчитанные нормы хранения.

А на действующих, давно построенных и эксплуатируемых по целевому назначению объектах определение категории – в основном пустая трата времени и денег не влияющая на состояние пожарной безопасности. Ну по техпаспорту склад, раньше категория не определялась, посчитали - получилась категория В1, а дверь в склад не противопожарная. Стенка не такая как надо по настоящим нормам. Какое основание их менять? Назовите пункт. Пункт обязывающий начать проектирование и строительство без желания собственника. А что решит замена двери в маленький склад маленького здания? Сильно повысить пожарную безопасность? Это больше выброшенные на ветер деньги, сами работники предприятий не посчитают (не умеют), значит нужно нанять самого дешёвого (особенно госпредприятиям) подрядчика, который посчитает упрощённо, а лучше – как удобно. Ценность этих расчётов – ноль, показать инспекторам госпожнадзора, которые сами в этих расчётах не очень понимают.

08.10.2025 19:54:00

Александр Гимпель

Юрист

НОВИЧОК
1
10.6 9

В п.12 абзац 2, касающийся введения требований
обязательности эксплуатационных испытаний наружных лестниц считаю нужно исключить.

Пояснения: сейчас испытания требуются в обязательном порядке до ввода в эксплуатацию. Процесс трудозатратный (нужно проводить осмотр (в том числе всех швов), подвешивать грузы на тетивы и каждую ступень по очереди и т.д.). Для проведения испытаний требуется аккредитация, т.е. её нужно заказывать в специализирующихся на этих испытаниях организациях. Вводится требование, согласно которому нужно срочно испытать 95% металлических лестниц в Республике Беларусь. Появляется пункт, который будет постонно фигурировать в предписаниях и рекомендациях Госпромнадзора. А кто посчитал сколько денег нужно для выполнения этих мероприятий?

А эффект от их выполнения. Пожалуйста проанализируйте, сколько несчастных случаев (получено травм) произошло в 2024 году на наружных металических лестницах? А по какой причине (личная невнимательность или неисправность лестницы)? Данные можно взять в департаменте по охране труда Министерства труда и соцзащиты. А сколько раз работники госпромнадзора предписывали (рекомендовали) в 2024 году отремонтировать (не испытать) эти лестницы? А имел ли место в Республике в 2024 году хоть один случай, когда невозможно было использовать наружную лестницу для эвакуации людей при пожаре? Считаю, что ответы на все эти вопросы должен был предварительно получить тот, кто предлагал включить требование об обязательных испытаниях в проект указа.

Замечу, я не спорю, что лестницы должны быть в исправном состоянии, об этом говорит абзац 1 п.12.

Кстати, СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений» предусмотрено проведение различных обследований всех зданий в Республике Беларусь ответственными эксплуатантами, в частности проведение общих плановых весеннего и осеннего технических осмотров зданий. Наружные лестницы являются элементами зданий и также подлежат осмотру. Может достаточно ограничиться этими осмотрами, просто обратив внимание на качество их проведения.

Ну может МЧС считает, что нужны испытания, но тогда – только на отдельных объектах (лестницы маршевые металлические высотой верхней площадки более 10м. от уровня земли (трёхколенка не достанет), или выще 5 этажей, или на объектах с массовым пребыванием людей (согласно определения данного в СТБ 11.0.03-95), или где-то ещё.

08.10.2025 19:54:42

Александр Гимпель

Юрист

НОВИЧОК
1
10.6 9

По п.25. Предлагаю убрать появившееся
предложение «Повторная огнезащита должна проводиться в сроки, установленные технической документацией на средство огнезащиты.».

Повторность обработки давно была исключена из Правил из-за своей малозначительности и затратности, и слава Богу.

В республике массово проводятся капитальные ремонты многоквартирных жилых домов, общежитий с устройством двухскатной (многоскатной) кровли. Естественно деревянные конструкции обрабатываются огнезащитным составом. Вот, например, трёхэтажное здание общежития, с железобетонным перекрытием, с противопожарным люком                 EI-30, выходом на чердак. Я не верю, что в случае пожара в квартире на третьем этаже работники МЧС Республики Беларусь за 30 минут не смогут локализовать пожар, и это с учётом времени следования.

Огнезащитные составы для деревянных конструкций, как правило, пропитывают только поверхностный слой (II группа), до 1мм, т.е. такая обработка должна предотвратить пожар от искры, окурка и т.п.. Вопрос: предложивший это изменение изучил статистику? Сколько возникло пожаров за 5 лет непосредственно на чердаках (не в зданиях 5СО), и по каких причинах? А как часто огонь переходил с нижних этажей на чердак (здания 5СО и индивидуальные жилые дома не в счёт (они к этим правилам не относятся)? А сколько нужно денег ЖКХ, субъектам хозяйствования для повторных обработок и как это скажется на стоимости услуг, себестоимости продукции и прибыльности?

Конечно, где-то нужна и повторная обработка (концертные зала, театры какие-то здания большой площади - в целях сокрашения скорости распространения пламени, и др. конкретное). При необходимости этот пункт можно дополнить предложением типа «на объектах с массовым пребыванием людей качество огнезащитной обработки деревянных конструкций должно проверяться (методом испытания) по окончании гарантийного срока на ранее проведенную обработку, а в дальнейшем – не реже 1 раза в 3 года. При выявлении несоответствия качества огнезащитной обработки по результатам испытаний нормативным требованиям, должна проводиться повторная обработка.»

08.10.2025 19:56:54

Александр Гимпель

Юрист

НОВИЧОК
0
10.6 9

По п.34. После выхода общих требований
пожарной безопасности, утверждённых Декретом Президента от 23.11.2017 №7 вздохнули с облегчением, количество планов эвакуации на этаже – не установлено, куда вешать – решай сам, где удобно. Сейчас решили откатить всё назад, установить требования по количеству и месту размещения, т.е. обязать субъекты хозяйствования переделать планы эвакуации (просто не перевесишь - знак «Вы находитесь здесь» будет не в том месте), сделать дополнительные.

Давайте порассуждаем зачем план эвакуации. Вот не реже раза в год надо проводить тренировку по эвакуации. 25 сентября 2025 года в Республике Беларусь проводился Единый день безопасности, самое время для такой тренировки. Мы её проводили на всех объектах. Вот где нужен план эвакуации. Все собрались. Вот основной путь, вот – запасной, им пользуемся когда невозможно выйти по основному. Вот текстовая часть, читаем её. Сообщение о пожаре, а вот что делаем, а вот кто делает. Эвакуация людей и т. д., потом распределили обязанности, все отработали ножками-ручками, прочувствовали. Собрались – проанализировали. Рассмотрели другие вопросы (первую помощь), действия при аварии (отключении света и пр.). Вывод - План эвакуации на стене нужен, но один, и в основном для работников (магазина, парикмахерской, офиса и др.). Спросите своих жён, когда они смотрели на план эвакуации находясь в магазине, поликлинике и пр.? Ответ я могу предположить.

Поэтапно я заказал 100 новых планов эвакуации, разместил, там где удобно, где есть место (в коридоре подсобных помещений, диспетчерской, кабинете охраны труда), что не противоречило правилам. А что будет в январе 2026? Пойду к директору объяснять, что МЧС решило, что чтобы повысить пожарную безопасность наших объектов, планов эвакуации надо много, вешать их нужно у каждаго эвакуационного выхода и включило это требование в Указ. Указ надо исполнять, в общем надо деньги заказать новые планы (в торговом зале магазина от руки нарисованный (или отредактированный) не повесиш из эстетических соображений). Можно конечно, купить новый компьютер, цветной принтер и ламинатор, сесть за изучения автокада и, неумеючи, постепенно за месяца 2-3, получая зарплату, забросив другие свои обязанности, сделать планы эвакуации самостоятельно. Но этот вариант будет ещё дороже, чем это будет делать тот, кто на ты с компьютером.

Предложение: п. 34 изложить (оставить) в редакции Правил утверждённых Декретом №7.

Опять же, ну если очень хочется больше планов, можно предусмотреть их наличие у всех эвакуационных выходов объектов с массовым пребыванием людей, сложной планировки, в школах (в первую очередь - для обучения с детства), если подумать – ещё где нидудь, но только подумать – с какой целью?

08.10.2025 19:57:42

Игорь Валерьевич

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
8.0 126
Пункт 1
1. Настоящими требованиями устанавливаются
общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования*.

1. Что такое «капитальное строение (здание,
сооружение)»?
В подп. 1.31 п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь
об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. (далее – КоАГиСД) содержится следующее определение термина: «капитальное строение (здание, сооружение) – строение (здание, сооружение), прочно связанное с землей или являющееся подземным, перемещение которого невозможно без нанесения ущерба его целостности и (или) функциональному назначению». В подп. 1.9 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон № 133-З) содержится иное определение данного термина: «капитальное строение (здание, сооружение) – любой возведенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Какое из этих двух различных определений указанного термина следует применять «в настоящих требованиях»?
С целью исключения правовой неопределенности
следует в п. 2 Проекта указать акт законодательства, содержащий термин «капитальное строение (здание, сооружение)» и его определение, которые следует применять «в настоящих требованиях» либо дополнить п. 2 Проекта указанным термином и его определением.
2. Что такое «изолированное помещение»?
В подп. 1.5 п. 1 ст. 1 Закона № 133-З содержится
следующее определение термина: «изолированное помещение – внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), отделенная от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т.п.) либо с территории общего пользования (придомовой территории, улицы и т.п.) непосредственно или через другие помещения, территорию путем установления сервитута, назначение, местонахождение внутри строения, площадь которой описаны в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Соответственно, помещение, «назначение,
местонахождение внутри строения, площадь которого» не «описаны в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», не является «изолированным помещением». Допустимо ли применять такое определение указанного термина «в настоящих требованиях»?
С целью исключения правовой неопределенности
следует в п. 2 Проекта указать акт законодательства, содержащий термин «изолированное помещение» и его определение, которые следует применять «в настоящих требованиях» либо дополнить п. 2 Проекта указанным термином и его определением.
Пункт 2
2. В настоящих требованиях применяются
термины и их определения в значениях, установленных техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также следующие термины и их определения:

…
объект – территория, здание, сооружение,
помещение или их часть, наружная установка;

Что такое «здание» и «сооружение»?
В п. 1 Проекта упоминаются «капитальные
строения (здания, сооружения)». В подп. 1.31 п. 1 ст. 1 КоАГиСД содержится следующее определение термина: «капитальное строение (здание, сооружение) – строение (здание, сооружение), прочно связанное с землей или являющееся подземным, перемещение которого невозможно без нанесения ущерба его целостности и (или) функциональному назначению».
В п. 3 строительных правил СП 1.01.01-2024 «Строительство.
Основные термины и определения», утвержденных Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.11.2024 № 121 (далее – СП 1.01.01-2024), содержатся следующие определения терминов:
«3.52 здание: Строительное сооружение,
состоящее (по мере необходимости) из наземной и подземной частей, с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции, отходов или содержания животных.
…
3.173 сооружение: 1 Единичный продукт строительной
деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций.
2 Объект, составляющий систему, которая
может иметь различную протяженность и положение в пространстве, структура которого состоит из несущих и, при необходимости, ограждающих конструкций, предназначенный для выполнения производственных процессов, хранения материалов, отходов, продукции или временного пребывания людей.
Примечание – Примеры сооружений: стадионы,
тоннели, трубопроводы, метро, причалы, башни, скважины, мосты, дамбы, опоры, колодцы и др.
…
3.182 строение: Здание, сооружение как
результат строительной деятельности.»
В ст. 2 технического регламента Республики
Беларусь «О безопасности строительных материалов и изделий» (ТР 2025/013/BY), утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2025 № 135 содержатся следующие определения терминов:
«здание – объемное строительное сооружение,
состоящее из наземной и (при необходимости) подземной частей, включающее помещения, инженерные сети и системы и предназначенное для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
сооружение – объемная, плоскостная или
линейная наземная, надземная или подземная строительная система, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;»
В п. 2 Инструкции об основаниях назначения
и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11 (далее – Инструкция № 11) содержатся следующие определения терминов:
«2.18. здание – объект строительства,
состоящий (по мере необходимости) из наземной и подземной частей, с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции, содержания животных и иных целей;
…
2.67. сооружение – объемная, высотная, плоскостная,
линейная или комплексная строительная система, прочно связанная с землей, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания и перемещения людей, грузов и иных потребительских функций;».
Из чего можно сделать следующие выводы:
1) упоминаемые в п. 1 Проекта «капитальные
строения (здания, сооружения)» включают «здания» и «сооружения»;
2) «здания» и «сооружения» представляют
собой «строительную систему, прочно связанную с землей, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций».
Соответственно, используемые в определении
термина «объект» слова «здание, сооружение» являются лишними и их следует исключить.

09.10.2025 10:46:40

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте