Предлагается определить положениями Общих требований ПБ (утверждаемых Указом Президента), что наличие записей в журнале регистрации противопожарных инструктажей, наличие талонов о прохождении ПТМ по своей сути уже является подтверждением того, что работники обучены мерам пожарной безопасности и данными документами подтверждается выполнение субъектом хозяйствования п. 4.2. Общих требований ПБ и закрепить данное положение в новых Общих требованиях ПБ, чтобы исключить человеческий фактор (волнение работников субъекта хозяйствования, которого опрашивает работник ГПН) и субъективную оценку проверяющего представителя ГПН. Либо необходимо определить конкретный минимальный перечень вопросов, ответы на которые должен знать работник субъекта хозяйствования, а также перечень практических навыков, которые должен продемонстрировать работник субъекта хозяйствования (например применение огнетушителя), чтобы подтвердить, что обучение мерам пожарной безопасности именно этого работника проведено на должном уровне. Обоснование: Пунктом 4.2. предусмотрена обязанность по организации подготовки работников по программам ПТМ и проведения противопожарных инструктажей, а также обучение их мерам пожарной безопасности. В настоящее время при проведении мониторинга работниками ГПН проводится выборочный опрос работников субъектов хозяйствования (знание порядка применения первичных средств пожаротушения, порядок вызова аварийно-спасательных подразделений) и дается субъективная оценка (оценка по мнению проверяющего лица по критериям, которые нигде не утверждены) качеству обучения работников мерам пожарной безопасности (так как аналогичное требование по обучению мерам ПБ в настоящее время содержится в положениях ОТПБ по Декрету №7). Даже в случаях, когда данное обучение проводится на должном уровне и отсутствует формализм в данном вопросе (например подготовка по программам ПТМ проводится на базе отделов по ЧС) возникают ситуации, когда работники не могут назвать банально номер телефона, по которому необходимо сообщить о пожаре, в виду чего в рекомендациях по итогам мониторинга, предписаниях по итогам мероприятия технического характера или проверки появляется пункт нарушения в части некачественного обучения работников мерам пожарной безопасности. Из-за чего работники службы пожарной безопасности объектов перед руководством субъекта хозяйствования выступают как люди, которые некачественно выполняют свои должностные обязанности, подрывается их репутация. К примеру, перечень вопросов программы первичного противопожарного инструктажа (Приложение 2 из Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере из Постановления МЧС № 82 от 21.12.2021 г. № 82 «Об обеспечении пожарной безопасности) содержит вопрос о пожарной опасности обращающихся веществ и материалов, под данным вопросом можно опросить работников о пожарной опасности любого вещества или материала, которое присутствует на объекте субъекта хозяйствования, по справочнику Баратова А.Н. «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения» и указать по итогам опроса, что работники не в достаточной мере обучены мерам пожарной безопасности, так как не владеют информацией о пожарной опасности обращающихся веществ и материалов. В данный момент времени в случае указания надзорным органом нарушения, которое касается некачественного обучения работников мерам пожарной безопасности в документе, составляемом по итогам проведенного надзорного/профилактического мероприятия, данное нарушение устраняется проведением внепланового инструктажа, после которого представители ГПН не осуществляют повторный опрос того же работника по тем же вопросам для того, чтобы удостоверится, что после указания данного нарушения субъект хозяйствования принял достаточные меры, что приводит к формализму в осуществлении надзора, когда на любом объекте можно указать подобное нарушение. Закрепление нормы о достаточности наличия документального подтверждения обучения работников позволит исключить человеческий фактор при проведении надзорных/профилактических мероприятий органами ГПН, а в некоторых случаях предвзятое отношения работников ГПН к субъекту хозяйствования, а субъекту хозяйствования в свою очередь быть уверенным в том, что он соблюдает требования законодательства в полном объёме в случае наличия документального подтверждения обучения работников.
06.10.2025 16:54:31
Copper_Beard
Пользователь
НОВИЧОК
0
15.6
13
Предлагается: Ввести определения «дежурство при проведении массового мероприятия», «массовое мероприятие». Определить алгоритм дежурства (перечень мероприятий, проведение которых необходимо осуществлять при дежурстве, периодичность осуществления данных мероприятий) при проведении массового мероприятия. Определить алгоритм отнесения помещения к «помещению, которое специально не предназначено для проведения массового мероприятия». Уточнить форму (устно, издание приказа, другая форма) назначения лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении мероприятия. Обоснование: Пунктом 4.2. предусмотрена обязанность, что до начала проведения массового мероприятия, проводимого в специально не предназначенном для этой цели помещении с пребыванием в нем более 50 человек одновременно, необходимо организовать осмотр помещений на предмет соблюдения требований по обеспечению пожарной безопасности, а также назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении мероприятия, и обеспечить их дежурство. Не определен порядок назначения лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении мероприятия (устное распоряжение руководителя или издание приказа по организации?). Не определен порядок организации дежурства, что понимается под дежурством? Нахождение ответственного работника в помещении, где проводится массовое мероприятие или необходимость быть готовым прибыть в место проведения массового мероприятия после вызова руководителем (быть на телефоне) в течении определенного времени. Нахождение возле приборов СПА в школе при проведении мероприятий, приуроченных к новогодним праздникам, будет являться дежурством? Не понятен алгоритм отнесения помещения к «помещению, которое специально не предназначено для цели проведения массового мероприятия». Достаточно ли руководствоваться приложением Ж СН 2.02.05-2020 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» для определения достаточности помещения по площади для планируемого количества людей или необходимо произвести расчёт времени наступления критических параметров ОФП и подтвердить безопасную эвакуацию людей при пожаре? И если безопасная эвакуация для запланированного количества людей не подтверждается расчётом, то такое помещения становится "специально не предназначенным"? Достаточным ли будет указание в общеобъектовой инструкции перечня помещений, которые могут использоваться с целью проведения массовых мероприятий? Что понимать под «массовым мероприятием»?
06.10.2025 17:01:01
Copper_Beard
Пользователь
НОВИЧОК
0
15.6
13
Предлагается внести изменения в пункт 6.1. Пунктом 6.1. предусмотрена обязанность по «принятию незамедлительных мер по обеспечению эвакуации людей и ограничению распространения пожара (вплоть до остановки оборудования)» В случае пожара с гибелью или травмированием людей ответственным лицам на основании данного пункта могут быть инкриминировано нарушение в части принятия мер с недостаточным «незамедлением» и (или) недостаточности принятия мер по ограничению распространения пожара (закрыл только два окна из трёх, что способствовало притоку воздуха с дальнейшим развитием пожара, что привело к увеличению ущерба и (или) количества пострадавших (погибших). Необходимо определить критерии незамедлительности и достаточности принятия мер по ограничению распространения пожара для защиты ответственных лиц от предъявления обвинений на основании формальных нарушений требований данного пункта или исключить данную обязанность. Также остается неясным момент, как в случае возникновения пожара руководитель (должностное лицо) или индивидуальный предприниматель должен принять незамедлительные меры по обеспечению эвакуации людей и ограничению распространения пожара, когда он находится не по месту возникновения пожара (например мастер участка сельскохозяйственного предприятия, который является должностным лицом и назначен приказом ответственным за обеспечение пожарной безопасность объекта, осуществляет объезд территории предприятия (пахотных земель), а связь с данным мастером отсутствует). Предлагаесят часть п. 6.1. изложить в следующей редакции: «самостоятельно учитывая собственные возможности и полномочия принять меры по обеспечению эвакуации людей и ограничению распространения пожара, при этом не подвергая собственную жизнь и здоровье опасности».
06.10.2025 17:04:04
Copper_Beard
Пользователь
НОВИЧОК
0
15.6
13
Предлагается внести изменение в п. 8 Общих требований ПБ. Обоснование: Пунктом 8 Общих требований ПБ предусмотрена обязанностьграждан, в том числе работников субъекта хозяйствования (то есть под гражданами подразумевается в том числе и посетители объектов субъекта хозяйствования, которые не являются работниками данного субъекта хозяйствования) соблюдать противопожарный режим на объектах субъекта хозяйствования. При этом граждане не могут знать весь противопожарный режим субъекта хозяйствования, в котором они не трудоустроены, так как всех граждан, которые являются посетителями объектов субъектов хозяйствования не ознакамливают с противопожарным режимом, действующим в субъекте хозяйствования, дополнительно стоит отметить, что исходя из определения «противопожарного режима» следует, что он включает в себя не только комплекс противопожарных мероприятий предусмотренных актами СПНиС, но и также мероприятия, предусмотренные проектной документацией (это закреплено определением "противопожарный режим"). Каким образом граждане могут соблюдать противопожарный режим в части соблюдения мероприятий противопожарного режима, предусмотренных проектной документацией, если у них нет к данной документации доступа, тем более на объектах стороннего субъекта хозяйствования (учреждения здравоохранения, автозаправочные станции, торговые центры, объекты спортивного назначения, зрелищные и культурно-просветительные учреждения, культовые учреждения). Также данным пунктом не установлена обязанность для нерезидентов, лиц без гражданства и других лиц, которые не являются гражданами, если в данном пункте под гражданами понимаются именно граждане Республики Беларусь, тогда граждане других стран, а также лица без гражданства освобождены от обязанности, предусмотренной данным пунктом? Предлагается изложить в следующей редакции: «Работники субъекта хозяйствования обязаны:»
06.10.2025 17:10:19
Copper_Beard
Пользователь
НОВИЧОК
0
15.6
13
Предлагается установить требования к субъектам хозяйствования в части восстановления проектной документации или аналог данного требования. Обоснование: Пунктом 10 Общих требований ПБ установлено, что Здания, сооружения, помещения, установки (в том числе наружные), средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, оборудование (приборы) должны эксплуатироваться в соответствии с настоящими требованиями, противопожарными мероприятиями, установленными проектной документацией и эксплуатационной документацией на них, а при отсутствии такой документации – в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями по обеспечению пожарной безопасности, действующими на дату приемки объекта в эксплуатацию (дату государственной регистрации, дату получения разрешительной документации на строительство). В случае отсутствия проектной документации возникают сложности в предъявлением требований к каждому объекту, так как необходимо установить требования, предъявляемые на дату приемки объекта в эксплуатацию (степень огнестойкости, пределы огнестойкости конструкций, требования к заполнению проемов противопожарных преград) также необходимо учитывать, проводились ли перепланировки объектов и были ли они узаконены. Данные мероприятия (определение предъявляемых требований к объекту на момент ввода в эксплуатацию) в свою очередь могут быть некачественно проведены ответственными лицами субъектов хозяйствования из-за отсутствия необходимых для этого специалистов или их некомпетенцией. Также при проведении надзорных, профилактических и других мероприятий со стороны органов ГПН, отсутствие проектной документации увеличивает трудозатраты работников ГПН (увеличивается время на установление предъявляемых требований, необходим сбор исходных данных по дате ввода в эксплуатацию и др.). Помимо всего прочего зачастую невозможно однозначно идентифицировать средства обеспечения пожарной безопасности, смонтированные на объектах (например, при отсутствии маркировки на ПП дверях невозможно однозначно сказать, что в проёме установлено ПП заполнение определённого типа). Предлагается несколько вариантов, которые могут повысить общий уровень пожарной безопасности объектов и обеспечит более качественное осуществление надзорных и профилактических мероприятий со стороны органов ГПН: 1. Обязать собственников объектов (именно собственников, а не арендаторов) обеспечить восстановление проектной документации на объекты и предоставления копии проектной документации в территориальное подразделение МЧС (на бумажном и электронном носителях). 2. В случае невозможности или финансовой нецелесообразности восстановления проектной документации по объекту предоставить право субъектам хозяйствования вместо восстановления проектной документации разработать перечень актов законодательства, содержащих требования, влияющие на уровень пожарной безопасности каждого отдельного объекта, перечень предъявляемых требований к каждому отдельному объекту, которые действовали на момент его ввода в эксплуатацию, при этом субъект хозяйствования (собственник объекта) обязан предоставить в территориальное подразделение МЧС следующую информацию: -перечень действующих и применяемых к объекту актов законодательства в области пожарной безопасности, содержащих требования, влияющие на уровень пожарной безопасности объекта на момент его приемки в эксплуатацию; -перечень выявленных на объекте в настоящее время нарушений законодательства о пожарной безопасности, действующего в отношении объекта на момент их ввода в эксплуатацию и сроки их устранения (демонтаж ПП дверей, пожарных кранов, установка решеток на окна и др.); -акты обследования конструкций (с указанием пределов огнестойкости), к которым предъявлялись требования по пределу огнестойкости на момент ввода объектов в эксплуатацию. Также обязать субъекты хозяйствования после проведенной работы обеспечить согласование перечня нарушений и сроков их устранения с территориальным подразделением МЧС для исключения некачественного (неполного) определения предъявляемых требований законодательства о пожарной безопасности, действующего на момент приемки объекта в эксплуатацию. Согласование перечня нарушений, подлежащих устранению и сроков устранения осуществляется после обследования самого объекта с личным выездом работника ГПН, ответственного за направление нормативно-технической работы в территориальном подразделении МЧС. Предлагаемые мероприятия приведут к значительному повышению уровня пожарной безопасности объектов, обеспечат повышение важности соблюдения требований пожарной безопасности в каждом отдельном субъекте хозяйствования, а также уменьшат в дальнейшем количество незаконных перепланировок на объектах, которые зачастую приводят к снижению уровня пожарной безопасности. Дополнительно выполнение предлагаемых мероприятий со стороны субъектов хозяйствования повысит качество и наполняемость контрольно-наблюдательных дел по объектам, поднадзорным в каждом территориальном подразделении МЧС.
06.10.2025 17:21:23
Copper_Beard
Пользователь
НОВИЧОК
0
15.6
13
Пунктом 15 определено, что въезды (выезды), дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, наружным установкам и источникам противопожарного водоснабжения должны содержаться в состоянии, обеспечивающем свободный подъезд пожарной аварийно-спасательной техники. Необходимо определить критерии, по которым определяется состояние, при котором подъезд считается свободным. На какое расстояние до здания, сооружения, наружной установки и т.д. необходимо обеспечить этот «свободный» подъезд? Для какого типа техники необходимо обеспечить подъезд? На основании настоящего пункта в данной редакции необходимо ли во всех без исключения случаях обеспечить свободный подъезд, например для автоколенчато-телескопического подъемника AКТП-90 (Mercedes-Benz Actros 4150K/10×4/6/5100) Bronto Skylift F90 HLA", который имеется на вооружении у подразделений МЧС Республики Беларусь или достаточно обеспечить подъезд для автомобилей штабных?
06.10.2025 17:22:35
Copper_Beard
Пользователь
НОВИЧОК
0
15.6
13
Предлагается уточнить перечень лиц, кто имеет право разводить костры на перечисленных территориях. Обоснование: Пунктом 19 определено, на территории каких объектов допускается разведение костров. Допускается ли разведение костра на территории сельхозназначения или на территории рынка любому лицу, которое не является работником субъекта хозяйствования, которому принадлежит территория рынка или сельхозназначения в случае, если данное физическое лицо соблюдает условия при разведении костра, которые перечислены в п. 19?
06.10.2025 17:24:13
Copper_Beard
Пользователь
НОВИЧОК
0
15.6
13
Предлагается внести дополнения в пункт 22. Определить, что необходимость или периодичность очистки отложений горючих пылей и волокон устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно. График очистки утверждается руководителем или уполномоченным лицом. Или установить параметры (максимальная допустимая толщина слоя отложений и др.), по которым будет определяться необходимость очистки горючих отложений. Обоснование: В случае проведения надзорных мероприятий органами ГПН может возникнуть ситуация, при которой, по субъективному мнению проверяющего, отложения горючей пыли (волокон) не очищаются систематически, вне зависимости от времени, прошедшего от прошлой очистки и количества отложений. Также систематическую очистку могут проводить раз в 5 лет, это тоже систематичность со своеобразной периодичностью.
06.10.2025 17:45:43
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
1
8.0
126
Общая характеристика проекта Проект «Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» (далее – Проект) не в полной мере соответствует требованиям Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА). Так, Проект содержит неясности, внутренние противоречия и иные недостатки, создающие «правовую неопределенность», которая в п. 14 ст. 2 Закона о НПА определяется как «отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, в том числе вызванное наличием пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов, что порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения». Многие используемые термины и положения Проекта требуют толкования и разъяснений. Между тем, в п. 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» содержится требование «обеспечивать высокое качество нормотворчества, …не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейших толкования и разъяснений». Пункт 1 1. Настоящими требованиями устанавливаются общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования*. 1. Что такое «содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов»? В различном отраслевом законодательстве термины «содержание» и «эксплуатация», а также их соотношение определяются различным образом. Так, в п. 64 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. содержится следующее определение термина: «Эксплуатация жилищного фонда – использование по назначению жилищного фонда с систематическим осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию, техническому обслуживанию лифтов, текущему ремонту, капитальному ремонту жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений)». Из чего следует, что «эксплуатация жилищного фонда» включает его «содержание». Аналогичным образом соотношение «эксплуатация» и «содержание» объектов строительства определено в п. 2 ст. 86 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. (далее – КоАГиСД). Устанавливаются ли Проектом «требования пожарной безопасности» к «содержанию» неэксплуатируемых «капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования»? Наличие союза «и» между «содержанию» и «эксплуатации» порождает различные толкования по этому вопросу. 2. С учетом вышеизложенного и неопределенности «иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» (см. далее) сфера действия Проекта не определена (?!). 3. В п. 2 Проекта содержится следующее определение термина: «объект – территория, здание, сооружение, помещение или их часть, наружная установка». При этом «изолированное помещение» является видом «помещения», т.е. является лишним. 4. С целью устранения правовой неопределенности предлагается: 1) определить в п. 2 Проекта термины «эксплуатация капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» и «содержание капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования»; 2) заменить союз «и» между «содержанию» и «эксплуатации» на составной союз «и(или)». 3) заменить «капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов» на «объектов», а перечень «объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» определить в п. 2 Проекта (см. далее). 2. В настоящих требованиях применяются термины и их определения в значениях, установленных техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также следующие термины и их определения: … костер – контролируемое горение специально сложенных горючих материалов на открытом воздухе, в том числе в мангалах, барбекю и аналогичных приспособлениях; Из чего следует, что «костер» – это «горение». В справочной литературе по пожарной безопасности «горение» определяется как «совокупность одновременно протекающих физических процессов (плавление, испарение, ионизация) и химических реакций окисления горючего вещества и материала, сопровождающееся, как правило, световым и тепловым излучением и выделением дыма», т.е. как совокупность определенных «процессов» и «реакций». Между тем, в абз. 1 ч. 1 п. 19 Проекта содержится следующее положение: «Разведение костров допускается…». Из чего следует, что возможно «разведение горения», т.е. «разведение процессов и реакций» (?!). В толковых словарях «костер» определяется как «огонь, разведённый на открытом воздухе с использованием дров, хвороста и других материалов, сложенных определённым образом». Предлагается изложить определение термина в следующей редакции: «костер – контролируемый огонь,разведенный на открытом воздухе с использованием специально сложенных горючих материалов, в том числе в мангалах, барбекю и аналогичных приспособлениях». объект – территория, здание, сооружение, помещение или их часть, наружная установка; 1. Что такое «здание» и «сооружение»? В различном отраслевом законодательстве указанные термины определяются различным образом. Из содержания п. 1 Проекта и определения термина «объект» в п. 2 Проекта следует, что «здания» и «сооружения» не включают «капитальные строения (здания, сооружения)», с чем согласиться нельзя. С учетом сокращения термина «объект» в подп. 1.3 п. 1 ст. 1 КоАГиСД и определения термина «строительная конструкция» в подп. 1.74 п. 1 ст. 1 КоАГиСД «строительная конструкция» – это «часть объекта строительства, выполняющая определенные несущие, ограждающие, а в открытом виде – эстетические функции». В п. 3.83 строительных правил СП 1.01.01-2024 «Строительство. Основные термины и определения» содержится следующие определение термина: «конструкции ограждающие: Строительные конструкции, разделяющие пространства внутри здания на отдельные объемы или ограждающие внутренний объем здания от внешней среды, предназначенные для восприятия внешних воздействий окружающей среды, ветровых нагрузок, предохранения помещений внутри здания от температурных воздействий, проникновения влаги, шума, радиации». Между тем, на практике в качестве «ограждающих конструкций» используются не только «строительные конструкции» в составе «объекта строительства», но также «монтажные конструкции», не являющиеся «строительными конструкциями». Так, в п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» содержится определения следующих терминов: «1.8. летняя площадка (продолжение зала) – легковозводимая временная конструкция (терраса, веранда и другое), выносные столики, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к капитальному строению (зданию, сооружению), или на его крыше, или на иной открытой площадке капитального строения (здания, сооружения), в помещениях которого располагается объект общественного питания; ... 1.10. нестационарный объект общественного питания – объект общественного питания, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям; 1.11. нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, а также палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление (далее – передвижные средства разносной торговли)». Являются ли «объектами» для целей Проекта указанные выше «терраса, веранда и другое», «нестационарный объект общественного питания», «нестационарный торговый объект» (за исключением «палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление»)? С целью устранения правовой неопределенности предлагается включить в «объекты»: 1) «объект строительства» (подп. 1.42 п. 1 ст. 1 Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г.); 2) иные объекты, состоящие из «ограждающих конструкций», не являющихся «строительными конструкциями»; 2. Что такое «помещение»? В различном отраслевом законодательстве этот термин определяется различным образом. Так, в подп. 2.52 п. 2 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11 (далее – Инструкция № 11), содержится следующее определение: «помещение – замкнутое пространство внутри капитального строения (здания, сооружения), имеющее определенное функциональное назначение, ограниченное строительными конструкциями и архитектурно-художественным оформлением». В ч. 2 п. 7 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54 (далее – Правила № 54), содержится определение следующего термина: «помещение – замкнутое пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение, архитектурно-художественное оформление и ограниченное строительными конструкциями ; -------------------------------- Пространство под навесом и пространство, ограниченное сетчатыми или решетчатыми ограждающими конструкциями, не являются помещениями.». 3. Что такое «наружная установка»? 4. С учетом вышеизложенного, с целью устранения правовой неопределенности предлагается: 1) изложить определение термина в следующей редакции: «объект – территория, капитальное строение (здание, сооружение), помещение или их часть, наружная установка»; 2) дополнить п. 2 Проекта определением термина «помещение в следующей редакции: «помещение – замкнутое пространство внутри капитального строения (здания, сооружения), имеющее определенное функциональное назначение, архитектурно-художественное оформление и ограниченное строительными конструкциями, а такжезамкнутое пространство за пределами капитального строения (здания, сооружения), ограниченное ограждающими конструкциями, не являющимися строительными конструкциями **; -------------------------------- Пространство под навесом и пространство, ограниченное сетчатыми или решетчатыми ограждающими конструкциями, не являются помещениями.». Соответственно, далее в Проекте возможно установление различных требований к двум различным видам «помещений», расположенных внутри либо снаружи капитального строения (здания, сооружения); 3) дополнить п. 2 Проекта определением термина «наружная установка», заимствовав его из ч. 2 п. 7 Правил № 54. Пункт 17 В противопожарных разрывах между зданиями, сооружениями не допускается складирование горючих материалов, размещение временных и (или) мобильных сооружений. 1. Что такое «противопожарный разрыв»? Кем и в каком порядке он должен быть установлен, в каком документе указан для целей Проекта? 2. Что такое «временные сооружения» и «мобильные сооружения»? Пункт 19 Разведение костров допускается только на территории торговых объектов, объектов общественного питания, ярмарок, рынков и выставок, баз отдыха, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, землях рекреационного и сельскохозяйственного назначения, а также в иных случаях, установленных законодательством, при условиях: размещения очагов горения на расстоянии, исключающем возгорание ближайших строений и других горючих предметов (материалов, веществ); Что такое «строения»?
07.10.2025 22:20:25
Сергей Чусов
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
2
Доброе утро. В п. 1 Указа целесообразно определить в каком объеме выполняют его требования плательщики налога на профессиональный доход. Во втором абзаце п. 12 Указа предлагается заменить "соответствующего протокола" на "протокола произвольной формы" в связи с тем, что в СТБ 11.13.22-2011 не установлена форма протокола. Абзац пятый п. 12 Указа предлагается дополнить фразой: "за исключением объектов, строительство которых осуществлялось согласно проектной документации иностранных государств, с применением средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, которые не подлежали обязательному подтверждению соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. Абзац первый п. 34 предлагается дополнить предложением следующего содержания: Не требуется разработка и размещение планов эвакуации для изолированных частей объекта, предназначенных для пребывания менее 10 человек. Спасибо.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об обеспечении пожарной безопасности»
Пользователь
НОВИЧОКОбщих требований ПБ (утверждаемых Указом Президента), что наличие записей в журнале регистрации противопожарных инструктажей, наличие талонов о прохождении ПТМ по своей сути уже является подтверждением того, что работники обучены мерам пожарной безопасности и данными документами подтверждается выполнение субъектом хозяйствования п. 4.2. Общих требований ПБ и закрепить данное положение в новых Общих требованиях ПБ, чтобы исключить человеческий фактор (волнение работников субъекта хозяйствования, которого опрашивает работник ГПН) и субъективную оценку проверяющего представителя ГПН. Либо необходимо определить конкретный минимальный перечень вопросов, ответы на которые должен знать работник субъекта хозяйствования, а также перечень практических навыков, которые должен продемонстрировать работник субъекта хозяйствования (например применение огнетушителя), чтобы подтвердить, что обучение мерам пожарной безопасности именно этого работника проведено на должном уровне. Обоснование: Пунктом 4.2. предусмотрена обязанность по организации подготовки работников по программам ПТМ и проведения противопожарных инструктажей, а также обучение их мерам пожарной безопасности. В настоящее время при проведении мониторинга работниками ГПН проводится выборочный опрос работников субъектов хозяйствования (знание порядка применения первичных средств пожаротушения, порядок вызова аварийно-спасательных подразделений) и дается субъективная оценка (оценка по мнению проверяющего лица по критериям, которые нигде не утверждены) качеству обучения работников мерам пожарной безопасности (так как аналогичное требование по обучению мерам ПБ в настоящее время содержится в положениях ОТПБ по Декрету №7). Даже в случаях, когда данное обучение проводится на должном уровне и отсутствует формализм в данном вопросе (например подготовка по программам ПТМ проводится на базе отделов по ЧС) возникают ситуации, когда работники не могут назвать банально номер телефона, по которому необходимо сообщить о пожаре, в виду чего в рекомендациях по итогам мониторинга, предписаниях по итогам мероприятия технического характера или проверки появляется пункт нарушения в части некачественного обучения работников мерам пожарной безопасности. Из-за чего работники службы пожарной безопасности объектов перед руководством субъекта хозяйствования выступают как люди, которые некачественно выполняют свои должностные обязанности, подрывается их репутация. К примеру, перечень вопросов программы первичного противопожарного инструктажа (Приложение 2 из Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере из Постановления МЧС № 82 от 21.12.2021 г. № 82 «Об обеспечении пожарной безопасности) содержит вопрос о пожарной опасности обращающихся веществ и материалов, под данным вопросом можно опросить работников о пожарной опасности любого вещества или материала, которое присутствует на объекте субъекта хозяйствования, по справочнику Баратова А.Н. «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения» и указать по итогам опроса, что работники не в достаточной мере обучены мерам пожарной безопасности, так как не владеют информацией о пожарной опасности обращающихся веществ и материалов. В данный момент времени в случае указания надзорным органом нарушения, которое касается некачественного обучения работников мерам пожарной безопасности в документе, составляемом по итогам проведенного надзорного/профилактического мероприятия, данное нарушение устраняется проведением внепланового инструктажа, после которого представители ГПН не осуществляют повторный опрос того же работника по тем же вопросам для того, чтобы удостоверится, что после указания данного нарушения субъект хозяйствования принял достаточные меры, что приводит к формализму в осуществлении надзора, когда на любом объекте можно указать подобное нарушение. Закрепление нормы о достаточности наличия документального подтверждения обучения работников позволит исключить человеческий фактор при проведении надзорных/профилактических мероприятий органами ГПН, а в некоторых случаях предвзятое отношения работников ГПН к субъекту хозяйствования, а субъекту хозяйствования в свою очередь быть уверенным в том, что он соблюдает требования законодательства в полном объёме в случае наличия документального подтверждения обучения работников.
06.10.2025 16:54:31
Пользователь
НОВИЧОКпри проведении массового мероприятия», «массовое мероприятие». Определить алгоритм дежурства (перечень мероприятий, проведение которых необходимо осуществлять при дежурстве, периодичность осуществления данных мероприятий) при проведении массового мероприятия. Определить алгоритм отнесения помещения к «помещению, которое специально не предназначено для проведения массового мероприятия». Уточнить форму (устно, издание приказа, другая форма) назначения лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении мероприятия. Обоснование: Пунктом 4.2. предусмотрена обязанность, что до начала проведения массового мероприятия, проводимого в специально не предназначенном для этой цели помещении с пребыванием в нем более 50 человек одновременно, необходимо организовать осмотр помещений на предмет соблюдения требований по обеспечению пожарной безопасности, а также назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении мероприятия, и обеспечить их дежурство. Не определен порядок назначения лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении мероприятия (устное распоряжение руководителя или издание приказа по организации?). Не определен порядок организации дежурства, что понимается под дежурством? Нахождение ответственного работника в помещении, где проводится массовое мероприятие или необходимость быть готовым прибыть в место проведения массового мероприятия после вызова руководителем (быть на телефоне) в течении определенного времени. Нахождение возле приборов СПА в школе при проведении мероприятий, приуроченных к новогодним праздникам, будет являться дежурством? Не понятен алгоритм отнесения помещения к «помещению, которое специально не предназначено для цели проведения массового мероприятия». Достаточно ли руководствоваться приложением Ж СН 2.02.05-2020 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» для определения достаточности помещения по площади для планируемого количества людей или необходимо произвести расчёт времени наступления критических параметров ОФП и подтвердить безопасную эвакуацию людей при пожаре? И если безопасная эвакуация для запланированного количества людей не подтверждается расчётом, то такое помещения становится "специально не предназначенным"? Достаточным ли будет указание в общеобъектовой инструкции перечня помещений, которые могут использоваться с целью проведения массовых мероприятий? Что понимать под «массовым мероприятием»?
06.10.2025 17:01:01
Пользователь
НОВИЧОК6.1. Пунктом 6.1. предусмотрена обязанность по «принятию незамедлительных мер по обеспечению эвакуации людей и ограничению распространения пожара (вплоть до остановки оборудования)» В случае пожара с гибелью или травмированием людей ответственным лицам на основании данного пункта могут быть инкриминировано нарушение в части принятия мер с недостаточным «незамедлением» и (или) недостаточности принятия мер по ограничению распространения пожара (закрыл только два окна из трёх, что способствовало притоку воздуха с дальнейшим развитием пожара, что привело к увеличению ущерба и (или) количества пострадавших (погибших). Необходимо определить критерии незамедлительности и достаточности принятия мер по ограничению распространения пожара для защиты ответственных лиц от предъявления обвинений на основании формальных нарушений требований данного пункта или исключить данную обязанность. Также остается неясным момент, как в случае возникновения пожара руководитель (должностное лицо) или индивидуальный предприниматель должен принять незамедлительные меры по обеспечению эвакуации людей и ограничению распространения пожара, когда он находится не по месту возникновения пожара (например мастер участка сельскохозяйственного предприятия, который является должностным лицом и назначен приказом ответственным за обеспечение пожарной безопасность объекта, осуществляет объезд территории предприятия (пахотных земель), а связь с данным мастером отсутствует). Предлагаесят часть п. 6.1. изложить в следующей редакции: «самостоятельно учитывая собственные возможности и полномочия принять меры по обеспечению эвакуации людей и ограничению распространения пожара, при этом не подвергая собственную жизнь и здоровье опасности».
06.10.2025 17:04:04
Пользователь
НОВИЧОК8 Общих требований ПБ. Обоснование: Пунктом 8 Общих требований ПБ предусмотрена обязанность граждан, в том числе работников субъекта хозяйствования (то есть под гражданами подразумевается в том числе и посетители объектов субъекта хозяйствования, которые не являются работниками данного субъекта хозяйствования) соблюдать противопожарный режим на объектах субъекта хозяйствования. При этом граждане не могут знать весь противопожарный режим субъекта хозяйствования, в котором они не трудоустроены, так как всех граждан, которые являются посетителями объектов субъектов хозяйствования не ознакамливают с противопожарным режимом, действующим в субъекте хозяйствования, дополнительно стоит отметить, что исходя из определения «противопожарного режима» следует, что он включает в себя не только комплекс противопожарных мероприятий предусмотренных актами СПНиС, но и также мероприятия, предусмотренные проектной документацией (это закреплено определением "противопожарный режим"). Каким образом граждане могут соблюдать противопожарный режим в части соблюдения мероприятий противопожарного режима, предусмотренных проектной документацией, если у них нет к данной документации доступа, тем более на объектах стороннего субъекта хозяйствования (учреждения здравоохранения, автозаправочные станции, торговые центры, объекты спортивного назначения, зрелищные и культурно-просветительные учреждения, культовые учреждения). Также данным пунктом не установлена обязанность для нерезидентов, лиц без гражданства и других лиц, которые не являются гражданами, если в данном пункте под гражданами понимаются именно граждане Республики Беларусь, тогда граждане других стран, а также лица без гражданства освобождены от обязанности, предусмотренной данным пунктом? Предлагается изложить в следующей редакции: «Работники субъекта хозяйствования обязаны:»
06.10.2025 17:10:19
Пользователь
НОВИЧОКк субъектам хозяйствования в части восстановления проектной документации или аналог данного требования. Обоснование: Пунктом 10 Общих требований ПБ установлено, что Здания, сооружения, помещения, установки (в том числе наружные), средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, оборудование (приборы) должны эксплуатироваться в соответствии с настоящими требованиями, противопожарными мероприятиями, установленными проектной документацией и эксплуатационной документацией на них, а при отсутствии такой документации – в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями по обеспечению пожарной безопасности, действующими на дату приемки объекта в эксплуатацию (дату государственной регистрации, дату получения разрешительной документации на строительство). В случае отсутствия проектной документации возникают сложности в предъявлением требований к каждому объекту, так как необходимо установить требования, предъявляемые на дату приемки объекта в эксплуатацию (степень огнестойкости, пределы огнестойкости конструкций, требования к заполнению проемов противопожарных преград) также необходимо учитывать, проводились ли перепланировки объектов и были ли они узаконены. Данные мероприятия (определение предъявляемых требований к объекту на момент ввода в эксплуатацию) в свою очередь могут быть некачественно проведены ответственными лицами субъектов хозяйствования из-за отсутствия необходимых для этого специалистов или их некомпетенцией. Также при проведении надзорных, профилактических и других мероприятий со стороны органов ГПН, отсутствие проектной документации увеличивает трудозатраты работников ГПН (увеличивается время на установление предъявляемых требований, необходим сбор исходных данных по дате ввода в эксплуатацию и др.). Помимо всего прочего зачастую невозможно однозначно идентифицировать средства обеспечения пожарной безопасности, смонтированные на объектах (например, при отсутствии маркировки на ПП дверях невозможно однозначно сказать, что в проёме установлено ПП заполнение определённого типа). Предлагается несколько вариантов, которые могут повысить общий уровень пожарной безопасности объектов и обеспечит более качественное осуществление надзорных и профилактических мероприятий со стороны органов ГПН: 1. Обязать собственников объектов (именно собственников, а не арендаторов) обеспечить восстановление проектной документации на объекты и предоставления копии проектной документации в территориальное подразделение МЧС (на бумажном и электронном носителях). 2. В случае невозможности или финансовой нецелесообразности восстановления проектной документации по объекту предоставить право субъектам хозяйствования вместо восстановления проектной документации разработать перечень актов законодательства, содержащих требования, влияющие на уровень пожарной безопасности каждого отдельного объекта, перечень предъявляемых требований к каждому отдельному объекту, которые действовали на момент его ввода в эксплуатацию, при этом субъект хозяйствования (собственник объекта) обязан предоставить в территориальное подразделение МЧС следующую информацию: -перечень действующих и применяемых к объекту актов законодательства в области пожарной безопасности, содержащих требования, влияющие на уровень пожарной безопасности объекта на момент его приемки в эксплуатацию; -перечень выявленных на объекте в настоящее время нарушений законодательства о пожарной безопасности, действующего в отношении объекта на момент их ввода в эксплуатацию и сроки их устранения (демонтаж ПП дверей, пожарных кранов, установка решеток на окна и др.); -акты обследования конструкций (с указанием пределов огнестойкости), к которым предъявлялись требования по пределу огнестойкости на момент ввода объектов в эксплуатацию. Также обязать субъекты хозяйствования после проведенной работы обеспечить согласование перечня нарушений и сроков их устранения с территориальным подразделением МЧС для исключения некачественного (неполного) определения предъявляемых требований законодательства о пожарной безопасности, действующего на момент приемки объекта в эксплуатацию. Согласование перечня нарушений, подлежащих устранению и сроков устранения осуществляется после обследования самого объекта с личным выездом работника ГПН, ответственного за направление нормативно-технической работы в территориальном подразделении МЧС. Предлагаемые мероприятия приведут к значительному повышению уровня пожарной безопасности объектов, обеспечат повышение важности соблюдения требований пожарной безопасности в каждом отдельном субъекте хозяйствования, а также уменьшат в дальнейшем количество незаконных перепланировок на объектах, которые зачастую приводят к снижению уровня пожарной безопасности. Дополнительно выполнение предлагаемых мероприятий со стороны субъектов хозяйствования повысит качество и наполняемость контрольно-наблюдательных дел по объектам, поднадзорным в каждом территориальном подразделении МЧС.
06.10.2025 17:21:23
Пользователь
НОВИЧОКдороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, наружным установкам и источникам противопожарного водоснабжения должны содержаться в состоянии, обеспечивающем свободный подъезд пожарной аварийно-спасательной техники. Необходимо определить критерии, по которым определяется состояние, при котором подъезд считается свободным. На какое расстояние до здания, сооружения, наружной установки и т.д. необходимо обеспечить этот «свободный» подъезд? Для какого типа техники необходимо обеспечить подъезд? На основании настоящего пункта в данной редакции необходимо ли во всех без исключения случаях обеспечить свободный подъезд, например для автоколенчато-телескопического подъемника AКТП-90 (Mercedes-Benz Actros 4150K/10×4/6/5100) Bronto Skylift F90 HLA", который имеется на вооружении у подразделений МЧС Республики Беларусь или достаточно обеспечить подъезд для автомобилей штабных?
06.10.2025 17:22:35
Пользователь
НОВИЧОКкто имеет право разводить костры на перечисленных территориях. Обоснование: Пунктом 19 определено, на территории каких объектов допускается разведение костров. Допускается ли разведение костра на территории сельхозназначения или на территории рынка любому лицу, которое не является работником субъекта хозяйствования, которому принадлежит территория рынка или сельхозназначения в случае, если данное физическое лицо соблюдает условия при разведении костра, которые перечислены в п. 19?
06.10.2025 17:24:13
Пользователь
НОВИЧОК22. Определить, что необходимость или периодичность очистки отложений горючих пылей и волокон устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно. График очистки утверждается руководителем или уполномоченным лицом. Или установить параметры (максимальная допустимая толщина слоя отложений и др.), по которым будет определяться необходимость очистки горючих отложений. Обоснование: В случае проведения надзорных мероприятий органами ГПН может возникнуть ситуация, при которой, по субъективному мнению проверяющего, отложения горючей пыли (волокон) не очищаются систематически, вне зависимости от времени, прошедшего от прошлой очистки и количества отложений. Также систематическую очистку могут проводить раз в 5 лет, это тоже систематичность со своеобразной периодичностью.
06.10.2025 17:45:43
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛПроект «Общие требования пожарной безопасности
к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» (далее – Проект) не в полной мере соответствует требованиям Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА). Так, Проект содержит неясности, внутренние противоречия и иные недостатки, создающие «правовую неопределенность», которая в п. 14 ст. 2 Закона о НПА определяется как «отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, в том числе вызванное наличием пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов, что порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения».
Многие используемые термины и положения
Проекта требуют толкования и разъяснений. Между тем, в п. 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» содержится требование «обеспечивать высокое качество нормотворчества, …не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейших толкования и разъяснений».
Пункт 1
1. Настоящими требованиями устанавливаются
общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования*.
1. Что такое «содержанию и эксплуатации
капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов»? В различном отраслевом законодательстве термины «содержание» и «эксплуатация», а также их соотношение определяются различным образом. Так, в п. 64 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. содержится следующее определение термина: «Эксплуатация жилищного фонда – использование по назначению жилищного фонда с систематическим осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию, техническому обслуживанию лифтов, текущему ремонту, капитальному ремонту жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений)». Из чего следует, что «эксплуатация жилищного фонда» включает его «содержание». Аналогичным образом соотношение «эксплуатация» и «содержание» объектов строительства определено в п. 2 ст. 86 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. (далее – КоАГиСД).
Устанавливаются ли Проектом «требования
пожарной безопасности» к «содержанию» неэксплуатируемых «капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования»? Наличие союза «и» между «содержанию» и «эксплуатации» порождает различные толкования по этому вопросу.
2. С учетом вышеизложенного и неопределенности
«иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» (см. далее) сфера действия Проекта не определена (?!).
3. В п. 2 Проекта содержится следующее определение
термина: «объект – территория, здание, сооружение, помещение или их часть, наружная установка». При этом «изолированное помещение» является видом «помещения», т.е. является лишним.
4. С целью устранения правовой неопределенности
предлагается:
1) определить в п. 2 Проекта термины «эксплуатация
капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» и «содержание капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования»;
2) заменить союз «и» между «содержанию»
и «эксплуатации» на составной союз «и(или)».
3) заменить «капитальных строений (зданий,
сооружений), изолированных помещений и иных объектов» на «объектов», а перечень «объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования» определить в п. 2 Проекта (см. далее).
2. В настоящих требованиях применяются
термины и их определения в значениях, установленных техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также следующие термины и их определения:
…
костер – контролируемое горение
специально сложенных горючих материалов на открытом воздухе, в том числе в мангалах, барбекю и аналогичных приспособлениях;
Из чего следует, что «костер» – это «горение».
В справочной литературе по пожарной безопасности «горение» определяется как «совокупность одновременно протекающих физических процессов (плавление, испарение, ионизация) и химических реакций окисления горючего вещества и материала, сопровождающееся, как правило, световым и тепловым излучением и выделением дыма», т.е. как совокупность определенных «процессов» и «реакций». Между тем, в абз. 1 ч. 1 п. 19 Проекта содержится следующее положение: «Разведение костров допускается…». Из чего следует, что возможно «разведение горения», т.е. «разведение процессов и реакций» (?!).
В толковых словарях «костер» определяется
как «огонь, разведённый на открытом воздухе с использованием дров, хвороста и других материалов, сложенных определённым образом».
Предлагается изложить определение термина
в следующей редакции:
«костер – контролируемый огонь, разведенный
на открытом воздухе с использованием специально сложенных горючих материалов, в том числе в мангалах, барбекю и аналогичных приспособлениях».
объект – территория, здание, сооружение,
помещение или их часть, наружная установка;
1. Что такое «здание» и «сооружение»? В различном
отраслевом законодательстве указанные термины определяются различным образом.
Из содержания п. 1 Проекта и определения
термина «объект» в п. 2 Проекта следует, что «здания» и «сооружения» не включают «капитальные строения (здания, сооружения)», с чем согласиться нельзя.
С учетом сокращения термина «объект» в
подп. 1.3 п. 1 ст. 1 КоАГиСД и определения термина «строительная конструкция» в подп. 1.74 п. 1 ст. 1 КоАГиСД «строительная конструкция» – это «часть объекта строительства, выполняющая определенные несущие, ограждающие, а в открытом виде – эстетические функции». В п. 3.83 строительных правил СП 1.01.01-2024 «Строительство. Основные термины и определения» содержится следующие определение термина: «конструкции ограждающие: Строительные конструкции, разделяющие пространства внутри здания на отдельные объемы или ограждающие внутренний объем здания от внешней среды, предназначенные для восприятия внешних воздействий окружающей среды, ветровых нагрузок, предохранения помещений внутри здания от температурных воздействий, проникновения влаги, шума, радиации». Между тем, на практике в качестве «ограждающих конструкций» используются не только «строительные конструкции» в составе «объекта строительства», но также «монтажные конструкции», не являющиеся «строительными конструкциями».
Так, в п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь
от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» содержится определения следующих терминов:
«1.8. летняя площадка (продолжение зала)
– легковозводимая временная конструкция (терраса, веранда и другое), выносные столики, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к капитальному строению (зданию, сооружению), или на его крыше, или на иной открытой площадке капитального строения (здания, сооружения), в помещениях которого располагается объект общественного питания;
...
1.10. нестационарный объект общественного
питания – объект общественного питания, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям;
1.11. нестационарный торговый объект – торговый
объект, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, а также палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление (далее – передвижные средства разносной торговли)».
Являются ли «объектами» для целей Проекта
указанные выше «терраса, веранда и другое», «нестационарный объект общественного питания», «нестационарный торговый объект» (за исключением «палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление»)?
С целью устранения правовой неопределенности
предлагается включить в «объекты»:
1) «объект строительства» (подп. 1.42 п. 1 ст.
1 Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г.);
2) иные объекты, состоящие из «ограждающих
конструкций», не являющихся «строительными конструкциями»;
2. Что такое «помещение»? В различном отраслевом
законодательстве этот термин определяется различным образом. Так, в подп. 2.52 п. 2 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11 (далее – Инструкция № 11), содержится следующее определение: «помещение – замкнутое пространство внутри капитального строения (здания, сооружения), имеющее определенное функциональное назначение, ограниченное строительными конструкциями и архитектурно-художественным оформлением». В ч. 2 п. 7 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54 (далее – Правила № 54), содержится определение следующего термина:
«помещение – замкнутое пространство внутри
здания, имеющее определенное функциональное назначение, архитектурно-художественное оформление и ограниченное строительными конструкциями ;
--------------------------------
Пространство под навесом и пространство,
ограниченное сетчатыми или решетчатыми ограждающими конструкциями, не являются помещениями.».
3. Что такое «наружная установка»?
4. С учетом вышеизложенного, с целью устранения
правовой неопределенности предлагается:
1) изложить определение термина в следующей
редакции:
«объект – территория, капитальное строение
(здание, сооружение), помещение или их часть, наружная установка»;
2) дополнить п. 2 Проекта определением термина
«помещение в следующей редакции:
«помещение – замкнутое пространство внутри
капитального строения (здания, сооружения), имеющее определенное функциональное назначение, архитектурно-художественное оформление и ограниченное строительными конструкциями, а также замкнутое пространство за пределами капитального строения (здания, сооружения), ограниченное ограждающими конструкциями, не являющимися строительными конструкциями **;
--------------------------------
Пространство под навесом и пространство,
ограниченное сетчатыми или решетчатыми ограждающими конструкциями, не являются помещениями.».
Соответственно, далее в Проекте возможно
установление различных требований к двум различным видам «помещений», расположенных внутри либо снаружи капитального строения (здания, сооружения);
3) дополнить п. 2 Проекта определением термина
«наружная установка», заимствовав его из ч. 2 п. 7 Правил № 54.
Пункт 17
В противопожарных разрывах между
зданиями, сооружениями не допускается складирование горючих материалов, размещение временных и (или) мобильных сооружений.
1. Что такое «противопожарный разрыв»? Кем
и в каком порядке он должен быть установлен, в каком документе указан для целей Проекта?
2. Что такое «временные сооружения» и «мобильные
сооружения»?
Пункт 19
Разведение костров допускается только
на территории торговых объектов, объектов общественного питания, ярмарок, рынков и выставок, баз отдыха, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, землях рекреационного и сельскохозяйственного назначения, а также в иных случаях, установленных законодательством, при условиях:
размещения очагов горения на расстоянии,
исключающем возгорание ближайших строений и других горючих предметов (материалов, веществ);
Что такое «строения»?
07.10.2025 22:20:25
Пользователь
НОВИЧОКв каком объеме выполняют его требования плательщики налога на профессиональный доход. Во втором абзаце п. 12 Указа предлагается заменить "соответствующего протокола" на "протокола произвольной формы" в связи с тем, что в СТБ 11.13.22-2011 не установлена форма протокола. Абзац пятый п. 12 Указа предлагается дополнить фразой: "за исключением объектов, строительство которых осуществлялось согласно проектной документации иностранных государств, с применением средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, которые не подлежали обязательному подтверждению соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. Абзац первый п. 34 предлагается дополнить предложением следующего содержания: Не требуется разработка и размещение планов эвакуации для изолированных частей объекта, предназначенных для пребывания менее 10 человек. Спасибо.
08.10.2025 09:12:22
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться