Публичное обсуждение проектов НПА

Корректировка норм Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. №100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности»
Обсуждение проекта
20.04.2017
Здравствуйте.
Поживая в сельской местности сам столкнулся с проблемой . Почти  2 года искал возможность купить один из заброшенных домиков. И теперь ясно себе представляю, что жизненных ситуаций тысячи. Ни 100 Указ, не 500 последующих , все учесть не смогут. В большинстве случаев Сельский совет не знает кому принадлежит брошенный домик. А желающий его купить не имеет возможности найти владельца самостоятельно. При этом дома такие в плачевном состоянии, а участки в запустении (бурьян, 20-и летние кусты и деревья)
Решение мне видится достаточно простым.
1) Подобные дома с участками должны быть учтены и внесены в информационную базу доступную для всех желающих. Там смогут люди выбрать при желании что-то для себя, равно как и владельцы (наследники) смогут увидеть, что их собственность внесена в базу, и смогут заявить о своём праве. Если же в течении года (например) подобное жильё не востребовано, тогда сель-совет смело его сносит, а землю либо передаёт в пользование желающим проживающим в данном населённом пункте, либо передаёт при необходимости колхозу.
2) Дом признаётся брошенным, если нет конкретного собственника (никто не вступил в право наследования), а ГЛАВНОЕ, если в течении 3-х лет никто не ухаживал за ним, и не ухаживал за землёй. И совсем не обязательно на придомовом участке, что-то выращивать. Достаточно скашивать траву  и вырубать дикий кустарник.
3) Как только нашёлся собственник, он ставится в известность, что должен навести на участке порядок и в меру возможностей привести в порядок домик. (косметический ремонт). Если он это не сделает, то через 1 год собственник утрачивает права и данное строение с участком вновь вносится в базу.
4) Если кто-то желает получить в собственность подобный домик, то он передаётся ему безвозмездно с условием, что будут выполнены условия из пункта 3.
И не важно, рассматривает этот домик новый собственник как дачу или как постоянное жильё.

Что же касается сотен домов принадлежащих колхозам, в которых никто не проживает, в которых всё что можно разворовано (трубы отопления, полы, двери, оконные рамы) и которым всего-то по 20-30 лет ( в большинстве блочные или кирпичные), то их  тоже можно передавать желающим, с условием что колхоз компенсирует новому владельцу затраты на восстановление дома. Потому как подобная бесхозяйственность не должна оставаться безнаказанной.

Возможно мной не учтены те самые тысячи отдельных случаев, Но как мне кажется , единые правила всегда лучше тысяч исключений.
20.04.2017
Цитата
Нехта: А кому эти хаты мешают? Лично я очень люблю заброшенные деревни - они для меня идеал спокойствия и умиротворения. И я далеко не один с такими интересами - есть и единомышленники­, с которыми мы совершаем по несколько выездов в год специально для прогулок по таким деревням. Т.е. заброшенные деревни и дома являются для меня эстетической ценностью. А туристов они скорее привлекут, чем распугают.

Прогулки подобных мародеров по пустующим домам и привели к необходимости сноса этих домов.
Ирина Матусевич
0
20.04.2017
Очень интересно вы устроились.
Чем Вы вообще занимаетесь? Отписками?
На Вашем сайте нет ни одного юридически компетентного ответа.
Касательно моего  вопроса, который Вы успешно удалили,
Я буду обращаться в комиссию по делам Президента  Республики Беларусь.

С уважением,
Матусевич Ирина Михайловна.
20.04.2017
На мой взгляд, все гораздо проще - налоги на недвижимость и на землю.
Наши законодатели часто запутываются в мелочах, пытаясь прописать все возможные жизненные ситуации. Это, мягко говоря, не рационально.

Государство - имеет эффективный механизм - налоги на недвижимость и земельная рента (налог).
Если дом пустует, в нем никто не проживает и не зарегистрирован. ставки налога увеличиваются в 5 или 10 раз. Налог начисляется местной налоговой на владельца строения, даже если он неизвестно где находится. При неуплате - пеня и штрафы.
Далее все просто. Если налог никто не оплачивает, - дом оценивается и изымается в счет погашения долга. Далее - аукцион или просто утилизация - лучше трава и деревья, чем жуткие трущобы.

Если за домом ухаживают, используют как дачу, то налог начисляется в обычном размере. Определить - ухаживают за домом или нет вполне может сельский совет.
20.04.2017
К сожалению реализовать свое право на домик в деревне (Гродненский район, Коптевский сельсовет), который остался от родных, на деле не так просто. Чиновники различного уровня - председатель райисполкома при поддержке землеустроительных служб делают получения наследство затруднительным или невозможным. 5 лет пытаюсь зарегистрировать домик от про бабки, на участке работаю, плачу налоги за землю. Но у дома нет окон, дом старый, больше похож на сарай, хоть и на фундаменте и с печкой, постройки 1930 года.. Сам дом сгорел еще в 1953 году, а в этом Сарае-доме жила бабка, пока не померла двадцать лет назад. С трудом, через суд, при самом жестком сопротивлении райисполкома оформил свидетельство на наследство. Но сарай то хоть и капитальное строение, но не зарегистрирован в БТИ. Вот БТИ с подачи райисполкома и подконтрольного ему сельсовета  говорит, это не дом, это сарай, регистрировать не будем. А регистрационных документов на старый дом 1953 года у них нет, потерялись где-то. А все дело в том, что этот участок и строения на нем (два добротных домика-сарая, пару подвалов, землю) уже пообещали начальничку из соседней деревни.
Вот я и не могу ни свет провести, ни газ, ни зарегистрировать в БТИ. Ходят за мной только протоколы составляют. Через суд я эти протоколы отменяю, но так вечно продолжаться не может. Ну я такой настырный. А что делать другим людям? Переписка у меня с ними огромная - уже ответов-отписок будет не один десяток. Идиотизм. Прошу взять налоги за строения (на бетонном фундаменте) на участке, которые еще с тридцатых годов стоят. Не берут, т.к. они не зарегистрированы в БТИ. А в БТИ не регистрируют, потому, что сельсовет не выдает справку, что это дом.
Пользуюсь участком, строениями, вырос в этой деревне (каждое лето отдыхал у бабки), но должен бегать умолять чтобы с меня брали налоги за землю и строения.
Надо как-то эту проблему надо решать на законодательном уровне. Документов на старые строения у многих не сохранилось, а в по хозяйственных книгах сам черт ногу сломит. Там часто пишут в основном карандашом, подтирают, дописывает

Например обязать БТИ регистрировать любые капитальные строения, аварийные дома, фундаменты от домов и т.п. на участке в деревне, если установлено судом, что на этой земле работали и жили родные бабка или дед, без каких либо справок с сельсовета.
21.04.2017
Цитата
Егор:

                                   Здравствуйте.
Поживая в сельской местности сам столкнулся с проблемой . Почти  2 года искал возможность купить один из заброшенных домиков. И теперь ясно себе представляю, что жизненных ситуаций тысячи. Ни 100 Указ, не 500 последующих , все учесть не смогут. В большинстве случаев Сельский совет не знает кому принадлежит брошенный домик. А желающий его купить не имеет возможности найти владельца самостоятельно. При этом дома такие в плачевном состоянии, а участки в запустении (бурьян, 20-и летние кусты и деревья)
Решение мне видится достаточно простым.
1) Подобные дома с участками должны быть учтены и внесены в информационную базу доступную для всех желающих. Там смогут люди выбрать при желании что-то для себя, равно как и владельцы (наследники) смогут увидеть, что их собственность внесена в базу, и смогут заявить о своём праве. Если же в течении года (например) подобное жильё не востребовано, тогда сель-совет смело его сносит, а землю либо передаёт в пользование желающим проживающим в данном населённом пункте, либо передаёт при необходимости колхозу.
2) Дом признаётся брошенным, если нет конкретного собственника (никто не вступил в право наследования), а ГЛАВНОЕ, если в течении 3-х лет никто не ухаживал за ним, и не ухаживал за землёй. И совсем не обязательно на придомовом участке, что-то выращивать. Достаточно скашивать траву  и вырубать дикий кустарник.
3) Как только нашёлся собственник, он ставится в известность, что должен навести на участке порядок и в меру возможностей привести в порядок домик. (косметический ремонт). Если он это не сделает, то через 1 год собственник утрачивает права и данное строение с участком вновь вносится в базу.
4) Если кто-то желает получить в собственность подобный домик, то он передаётся ему безвозмездно с условием, что будут выполнены условия из пункта 3.
И не важно, рассматривает этот домик новый собственник как дачу или как постоянное жильё.

Что же касается сотен домов принадлежащих колхозам, в которых никто не проживает, в которых всё что можно разворовано (трубы отопления, полы, двери, оконные рамы) и которым всего-то по 20-30 лет ( в большинстве блочные или кирпичные), то их  тоже можно передавать желающим, с условием что колхоз компенсирует новому владельцу затраты на восстановление дома. Потому как подобная бесхозяйственно­сть не должна оставаться безнаказанной.

Возможно мной не учтены те самые тысячи отдельных случаев, Но как мне кажется , единые правила всегда лучше тысяч исключений.
                                   
                                   
   
   



СУПЕР!!

Выше и мы об этом писали тоже только по-другому приподнесли информацию, а так суть такая же!!! !!!
21.04.2017
А я - за наведение порядка в этом вопросе! На базе заброшенной деревни - группа  инициативной молодежи создала экологический поселок, в котором постоянно проживает. Один дом остался во владении дачников, которые раньше проживали (в далекие советские времена) и получили этот дом как жилье. Никаких документов на него у них нет, но и продавать они его отказываются. Приезжают ровно 2 раза в год - один раз летом - выпить на свежем воздухе, второй раз - осенью - собрать яблок. Поваленные деревья, заборы - могут лежать месяцами. Прибирать их мы не имеем права - как говорит землеустроитель. Раньше еще и свалку мусора устраивали на обочине - приходилось за ними и мусор вывозить. Стекла выбиты, крыша с дырами. И наш образцовый поселок по благоустройству  страдает от безхозяйственности и нерадивости людей, которые и прав на дом наверное не имеют никаких. Не живешь постоянно в доме в течение 3-х месяцев, не имеешь документов на него - пусть этот дом переходит законодательно во владение сельского совета и желающие (как в нашем случае) смогут его приобрести под снос или ремонта.А так и сам не ам - и другому не дам! Земля также не используется по назначению - гряд нет. Сад - как принадлежность используется только с потребительской целью осенью.
Пожалуйста, заберите у нерадивых хозяев - заброшенные дома и землю участков, принадлежащую этим участкам.
21.04.2017
Проблемы возникшие на основании реальной ситуации при применении Указа Президента Республики Беларусь № 100 и предложения:

Решением суда пустующий дом признан бесхозяйным и передан в собственность сельского исполнительного комитета.
В сельский исполнительный комитет обратился мужчина с предложением выкупить указанный дом с прилегающими хозяйственными постройками, которые сохранились в хорошем состоянии, для последующего его восстановления и использования.
Согласно пункта 8 Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче в собственность соответствующей административно-территориальной единицы местный исполнительный комитет принимает решение о дальнейшем использовании пустующего дома либо о сносе пустующего дома.
В случае принятия решения о дальнейшем использовании пустующего дома путем его отчуждения, местный исполнительный комитет принимает также решение о предоставлении земельного участка приобретателю пустующего дома (применительно к настоящему случаю).
В последующем государственная регистрация создания пустующего дома, признанного бесхозяйным и переданного в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, если его создание не было зарегистрировано в установленном порядке, осуществляется на основании заключения по заявлению приобретателя. К заявлению прикладываются копия решения суда о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единицы и договора на приобретение пустующего дома, заключенного с местным исполнительным комитетом.
Если же с государственной регистрацией создания пустующего дома и земельного участка не возникает проблем, то с оформлением договора купли-продажи имеются трудности: договор должен предусматривать цену (при несоблюдении этого правила договор будет считаться незаключенным). Произвести оценку стоимости недвижимости исполнительному комитету не предоставляется возможным ввиду отсутствия денежных средств в сельском бюджете. Если такие средства сельисполком и выделит, то проводить оценку не имеет смысла, так как ее стоимость составляет порядка 2000 рублей. В последующем при продаже дома эти средства нужно будет взыскивать с приобретателя. Не каждый купит пустующий дом в сельской местности за такие деньги.  Порядок определения цены при отчуждении имущества (в данной ситуации) законодательством не урегулирован, следовательно, можно сделать вывод, что цену исполнительный комитет и приобретатель могут установить по соглашению сторон. Всю ответственность со стороны исполнительного комитета в таком случае возьмет на себя председатель.
Вместе с тем, в дальнейшем при проведении проверки контролирующими органами могут возникнуть вопросы о занижении либо завышении цены при продаже такого дома.
Необходимо на законодательном уровне определить алгоритм действий в таких ситуациях: определение цены в договоре купли-продажи, а также рассмотреть возможность безвозмездной передачи приобретателю пустующих домов, признанных бесхозяйными и переданными в собственность местного исполкома.
21.04.2017
Кто  РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКИ  что нет возможности установить ФИО человека наследника. В сельсовете есть дворовые книги там записаны все данные о хозяине, а также данные детей если конечно в сельсовете работают порядочные люди и занимаются работай. По ФИО  можно чтановить через данные милиции  где проживает наследник или имелись сведения о нахождений и т.д.  Вот Вам и информация. Сам работал при сельсовете и Участковым инспектором на селе  устанавливал лиц по 15 лет не приежавшим на село. Напровлял запросы в Россию и Прибалтику и всегда получал ответы или письменные извещения....
Руслан
5
21.04.2017
Цитата
Екатерина:

                                   Проблемы возникшие на основании реальной ситуации при применении Указа Президента Республики Беларусь № 100 и предложения:

Вместе с тем, в дальнейшем при проведении проверки контролирующими органами могут возникнуть вопросы о занижении либо завышении цены при продаже такого дома.
Необходимо на законодательном уровне определить алгоритм действий в таких ситуациях: определение цены в договоре купли-продажи, а также рассмотреть возможность безвозмездной передачи приобретателю пустующих домов, признанных бесхозяйными и переданными в собственность местного исполкома.
                                   
                                   
   
   
В целом Екатерина, я с Вами полностью солидарен. Однако в последней части Вашего ответа категорически не согласен, тут необходимо учитывать место расположения пустующего дома, периферию (отдаленность от трасс, коммуникаций и т.д.) Допустим у нас дома признанные пустующими в городе, покупателей на них множество, аукцион уместен, но вопросов с проведением оценки, аукциона, договора купли-продажи, в последующем регистрации дома собственником, изъятия предоставления земельного участка и т.д. и т.п. также достаточно. Не учтен момент в Указе №100 и о признании дома непригодным для проживания и не соответствующим санитарным и техническим нормам, ведь у нового собственника заведомо появляются дополнительные основания постановки на учет нуждающихся и привлечения иных форм господдержки (субсидии, льготное кредитование).
21.04.2017
1. Дома, по которым есть принятое решение по сносу, должны обязательно выставляться в свободную продажу. С упрощенным оформлением, без обязательного отвода земли с участием землеустроительной службы. Для многих граждан, ищущих спасение в деревне, квест с оформлением нерешаем в принципе. Либо уж со стороны государства договор продажи, дающий возможность подключить хотя бы электричество, с оформлением земли в течении трех лет. Наблюдал несколько раз ситуацию, когда люди не совершали сделку т.к. продавец не хотел оформлять наследство, землю, потом дом на себя , а покупатель не готов был покупать дом без переоформления. Ибо цена дома двести-триста долларов, а оформления еще столько же.
2. Не только  дома, но и здания бывших клубов, ФАПов, ферм и т.п. стоит продавать по более мягким правилам. Почитайте, на каких условиях, и главное по чем (!) продают неиспользуемое имущество в сельской местности. По моему скромному разумению единственное условие продажи подобных объектов- вовлечение в хозоборот. Потому что некоторые правила являются по сути заградительными. И получается, что объект стоит, не продается (хотя исправно выставляется на аукционах в облимуществах, переоценивается, десятки людей пишут какие-то отчеты, производят расчеты), и ветшает. Когда обветшает вообще-снесут и забудут.
3. Отдельная и больная тема- уничтожение зданий, имеющих историческую ценность. Уничтожение именно теми, кто должен блюсти государственные интересы, а вместо этого занимается вредительством. Пример- снос двухэтажного знания бывшей гостиницы в Давид-Городке. Здания, на которое был покупатель. Но снесли, потому что чиновнику так проще. Таких примеров по стране тысячи. Хотелось бы, что бы чиновники, принимающие заведомо вредоносные решения, не оставались без внимания и наказания.