Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. № 116» (вопросы отчуждения жилых домов в сельской местности и совершенствования работы с пустующими домами)
Обсуждение проекта
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
В то же время, исходя из статьи 57 Кодекса о земле, при разрушении капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия право на земельный участок, на котором находятся принадлежащее гражданину строение сохраняется, если гражданин в течение одного года, после такого разрушения в установленном порядке приступили к восстановлению разрушенного строения либо возведению нового.

С учетом изложенного, распространение норм Указа № 357 на жилые дома, квартиры в блокированном жилом доме, находящиеся в аварийном состоянии или грозящие обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, обеспечит согласованность законодательных актов, защиту прав и законных интересов собственников таких объектов.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
При работе с домами, собственники которых умерли, а наследники право собственности на жилой не оформили в установленном законодательством порядке, у местных исполнительных и распорядительных органов зачастую возникают затруднения в части определения, вступили ли наследники в наследство фактически и такой дом соответствует критериям пустующего, либо имеются основания для обращения в суд с заявлением о признании жилого дома выморочным наследством.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
В целях комплексного урегулирования вопроса о порядке работы с домами, соответствующими критериям пустующих, определить обстоятельства, подлежащие выяснению местными исполнительными и распорядительными органами в целях правильного применения законодательства. Это:

обстоятельства, свидетельствующие о фактическом вступлении наследников во владение или управление наследственным имуществом:

проживание наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем либо проживание в наследуемом жилом доме;

сведения о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д.;

несение расходов на содержание жилого дома (уплата коммунальных платежей, налога на недвижимость, заключение договора обязательного страхования и т.д.);

иные сведения и документы, подтверждающие фактическое вступление наследников во владение и пользование жилым домом.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
Согласно пункту 2 Положения о порядке работы с пустующими и ветхими домами, утвержденного Указом № 357, ведение реестров пустующих домов и реестров ветхих домов осуществляется районными, городскими   (города    областного   подчинения) исполнительными комитетами, местными администрациями районов в г. Минске в электронном виде и при необходимости на бумажных носителях и ограничивается территорией соответствующей административно-территориальной единицы, района в г. Минске.

Информацию из реестров пустующих домов и реестров ветхих местные исполнительные и распорядительные органы обязаны размещать в открытом доступе на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

Кроме того, в рамках проводимой в соответствии с Указом № 357 работы по поиску собственников и иных лиц, имеющих право владения и пользования жилыми домами, соответствующими критериям пустующего и (или) ветхого дома, местные исполнительные и распорядительные органы опубликовывают на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет информацию о таких домах.

Вместе с тем, по результатам проведенного Госкомимуществом правового мониторинга Указа № 357 было установлено, что фактически обязанность ведения реестров пустующих домов и реестров ветхих домов в электронном виде сведена к заполнению на машинных носителях в текстовом редакторе Word листов таких реестров по установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 878 ”О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2018 г. № 357“ форме.

Размещаемую в открытом доступе на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов информацию из указанных реестров, а также иную информацию, подлежащую опубликованию на интернет-сайтах в соответствии с требованиями Указа № 357, зачастую сложно найти, что не позволяет обеспечить должную защиту прав и законных интересов собственников таких домом и иных лиц, имеющих право владения и пользования ими.

Кроме того, отсутствие единого реестра в целом по республике не позволяет оперативно получить информацию об общем количестве пустующих и ветхих домов, а также оценить эффективность работы местных органов власти с ними.

С учетом изложенного и предложений заинтересованных государственных органов, в целях совершенствования работы с пустующими и ветхими домами, обеспечения защиты прав и законных интересов собственников таких домов предусмотреть создание государственного информационного ресурса ’’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ и государственной информационной системы ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ (далее - ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“), на базе которой будет формироваться Единый реестр пустующих и ветхих домов.

ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ позволит обеспечить ведение Единого реестра пустующих и ветхих домов в целом по республике, автоматизацию работы местных исполнительных и распорядительных органов с такими домами до их включения в этот реестр, а также вовлечения их в оборот в дальнейшем.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
Владельцем ГИС ’’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ и Единого реестра пустующих и ветхих домов определить Государственный комитет по имуществу, разработку указанных системы и ресурса, а также выполнение функций оператора ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ - поручить ГУП ’Национальное кадастровое агентство“, имеющему большой опыт разработки государственных информационных систем и ресурсов в сфере земельных и имущественных отношений, а также осуществления функций оператора государственных информационных систем.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
Предусмотреть возложение на ГУП ’Национальное кадастровое агентство“ и иных обязанностей, в том числе по осуществлению эксплуатации и программно-технического сопровождения, модернизации комплексов программно-технических средств ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“, обеспечению выполнения требований законодательства об информации, информатизации и защите информации в процессе выполнения возложенных на него функций и т.д.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
Распространение информации из Единого реестра пустующих и ветхих домов осуществлять на безвозмездной основе посредством глобальной компьютерной сети Интернет. При этом предусмотреть также интеграцию Единого реестра пустующих и ветхих домов с общегосударственной автоматизированной информационной системой.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
Создание, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизацию программного обеспечения, Единого реестра пустующих и ветхих домов осуществлять за счет средств республиканского бюджета и других источников в соответствии с законодательством.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
Порядок формирования и актуализации Единого реестра пустующих и ветхих домов, состав включаемых в него сведений определить Советом Министров Республики Беларусь.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
При этом размещаемую в открытом доступе на официальных сайтах местных исполнительных комитетов информацию из указанных реестров зачастую сложно найти, что не позволяет обеспечить должную защиту прав и законных интересов собственников таких домом.
Игорь Борисёнок
650
09.07.2021
Кроме того, отсутствие единого реестра в целом по республике не позволяет оперативно получить информацию об общем количестве пустующих и ветхих домов, а также оценить эффективность работы местных органов власти с ними.