Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : 1.12. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;»;
Каким образом таможенный представитель (наниматель) может проконтролировать отсутствие у себя в штате специалистов по таможенному декларированию, "работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций"? Таможенными органами будут вестись реестры специалистов по таможенному декларированию и они по запросу таможенных представителей будет предоставлять информацию о трудоустройстве специалистов по таможенному декларированию? А как же тогда быть с защитой персональных данных? Хотелось бы получить разъяснения по этому пункту.
23.04.2025 14:12:59
ТК
Пользователь
НОВИЧОК
19
1.8
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Параграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице»
Соблюдение требований, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 298 Закона РБ «О таможенному регулировании в Республике Беларусь» (в предлагаемой редакции) противоречит основополагающим принципам осуществления хозяйственной деятельности, которые гарантированы Основным Законом Республики Беларусь – Конституцией.
Согласно ст.13 Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Условие о том, что Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице» исключает возможность дальнейшего существования юридических лиц частной формы собственности, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенных представителей, имущество которых находится в частной собственности юридических лиц, доли в уставных фондах которых принадлежат физическим и (или) юридическим лицам. Кроме того это противоречит и государственной политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.
В рамках действующего законодательства собственники бизнеса регистрировали юридические лица, создавали новые рабочие места, соответствовали всем критериям, чтобы получить статус таможенного представителя, регулярно обучали и повышали квалификацию своих сотрудников, получали банковские гарантии, обеспечивая их залогом, депозитом, поручительством, неся на себе все риски, при этом осознавая, что оказывают влияние на транзитную привлекательность Республики Беларусь, заботились об имидже и деловой репутации бизнеса во все времена. И период пандемии, и в период санкционных ограничений нам удалось сохранить и рабочие места, и заработную плату, и клиентов. Казалось, что худшее позади.
Соблюдение требований, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 298 Закона РБ «О таможенному регулировании в Республике Беларусь» (в предлагаемой редакции) создает беспрецедентный случай поглощения частного бизнеса осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенных представителей.
Условие обеспечить наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию также не понятно. Не количество специалистов по таможенному декларированию в штате определяют наличие работы для них, а исходя из объема работы формируется необходимый количественный штат, чтобы обеспечить высокий уровень оказываемых услуг и обеспечить достойную оплату труда сотрудникам.
23.04.2025 14:14:11
Вадим99
Пользователь
НОВИЧОК
7
1.8
3
Учитывая, что пунктом 3 ограничивается право на включение в реестр (только для лиц ЕАЭС), нововведения последней части пункта (связанной с долей государства) справедливо направить на защиту интересов таможенных представителей, где учредители (участники) только лица РБ, для случаев, когда, например, лицо из РФ, Казахстана и т.д. с неограниченными ресурсами решит зайти на рынок РБ, а не как условие для включения в реестр для всех. Таким образом действие последней части данного пункта направить только для организаций где учредители (участники) лица ЕАЭС, не являющиеся при этом лицами РБ.
23.04.2025 14:50:57
Вячеслав Тушкин
Пользователь
НОВИЧОК
18
3.8
7
Данный законопроект предлагает существенные изменения в деятельности лиц, оказывающих таможенные услуги, которые приведут к социальным, социально-эконмическим изменениям в данной сфере. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З "О нормативных правовых актах" срок публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов определяется организатором публичного обсуждения, исходя из специфики регулируемых общественных отношений, и составляет не менее 10 календарных дней. Таким образом, возможен более продолжительный срок обсуждения. Учитывая социальную и социально-экономическую значимость сферы таможенных услуг для функционирования экономики Республики Беларусь считаю, целесообразным просить инициатора публичного обсуждения увеличить его срок, с учетом того, что часть дней, отведенных для обсуждения являются нерабочими, а также, считаю необходимым просить о проведении конференции всех заинтересованных лиц с участием представителей ГТК Республики Беларусь по вопросам предложенного законопроекта.
23.04.2025 14:57:36
Александр Сорока
Пользователь
НОВИЧОК
18
0.8
1
Введение данной нормы создает дискриминационные условия для действующих таможенных представителей, имеющих частную форму собственности, и исключает их дальнейшее существование на рынке таможенных услуг. Таким образом, нарушается основной принцип добросовестной конкуренции независимо от форм собственности, что ведет к монополизации в данной сфере.
Внесение таких изменений в Закон о таможенном регулировании не только носит дискриминационный характер для частного бизнеса, но и противоречит действующей Конституции Республики Беларусь. Конституция имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие нормы, на которых базируется правовое регулирование отношений по противодействию монополистической деятельности, развитию и защите конкуренции. Конституционными основами антимонопольного законодательства выступают в первую очередь нормы о равных правах для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантии равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности. (ч. 2 ст. 13) и гарантии равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 4 ст. 13).
Кроме того, нарушаются нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, который является основополагающим актом, регулирующим частноправовые отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием и развивает вышеназванные положения Конституции. В качестве принципов, определяющих и регламентирующих гражданские отношения, он закрепляет как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, беспрепятственное осуществление гражданских прав и недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, так и принцип приоритета общественных интересов и социальной направленности регулирования экономической деятельности (ст. 2 ГК). Устанавливая прямой запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке, ГК легализует применение требований антимонопольного законодательства при определении пределов гражданских прав и их осуществлении (ст. 9 ГК).
Не соблюдаются нормы, содержащиеся в Договоре о ЕАЭС. Договор содержит раздел 18 «Общие принципы и правила конкуренции», положения которого устанавливают правовые основы реализации конкурентной политики на территории государств – членов ЕАЭС (принципы конкуренции), а также минимальный набор запретов, подлежащих соблюдению на территориях государств-членов и трансграничных рынках ЕАЭС (правила конкуренции). Суд ЕАЭС разъяснил, что общие правила конкуренции обладают прямым действием и должны непосредственно применяться государствами-членами как нормы, закрепленные в международном договоре.
Ну и как отмечалось ранее, статья 23 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» напрямую исключает возможность введения таких законодательных норм, создающих все условия для дискриминации субьектов хозяйствования и монополизации рынка таможенных услуг.
Отсутствие конкуренции приведет к тепличным условиям для госпредприятий, ухудшению качества предоставляемых услуг, а также послужит фактором процветания коррупции.
23.04.2025 15:41:35
НВН
Пользователь
НОВИЧОК
18
1.8
2
По проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республики Беларусь» имеются следующие замечания и предложения.
1. Из пункта 25 статьи 1 проекта необходимо исключить шестой абзац: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице.».
Данная норма противоречит статье 13 Конституции Республики Беларусь где сказано, что «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности».
Также согласно статьи 23 Закона Республики Беларусь 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:
- устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на изготовление (производство) определенных видов товаров;
- создавать дискриминационные условия.
Таким образом, ГТК вносит в проект Закона норму, устанавливающую право на включение в реестр таможенных представителей только лиц государственной формы собственности, в отличие от права на включение в реестры таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, операторов электронной торговли. Тем самым проектом Закона устанавливается запрет для субъектов хозяйствования частной формы собственности на осуществление вида деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, ставя их в неравные условия с субъектами государственной формы собственности.
В настоящее время в реестр таможенных представителей включено более 80 процентов субъектов частной формы собственности. Через год после принятия Закона тысячи высококвалифицированных специалистов по таможенному декларированию потеряют свои рабочие места.
2. В пунктах 31, 33, 34 статьи 1 и статье 2 проекта Закона слова «не менее десяти специалистов по таможенному декларированию» заменить словами «не менее двух специалистов по таможенному декларированию, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным квалификационным требованиям».
Согласно пункту 2 статьи 402 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов».
Требование увеличения численности специалистов по таможенному декларированию минимум до десяти работников в штате таможенного представителя ничем не обосновано. Необходимость увеличения штата данных специалистов должна исходить из объема выполняемой работы. У многих таможенных представителей нет возможности содержать такой штат исходя из объема оказываемых услуг. Минимальное количество два специалиста оптимально с учетом взаимозаменяемости.
23.04.2025 17:33:17
alog
Пользователь
НОВИЧОК
15
1.8
2
Предлагаемые изменения в п. 31 и 32 ст. 310 и 311 Закона от 10.01.2014 № 129-З “О таможенном регулировании в Республике Беларусь”, а именно: “наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.” Приведут к тому, что большое количество квалифицированных специалистов, чья квалификация подтверждена наличием квалификационных аттестатов и повторно подтверждается 1 раз в 3 года прохождением обучения в ГИПК и ПК таможенных органов Республики Беларусь, останутся без рабочих мест из-за исключения большинства таможенных представителей из реестра. А это резкий рост безработицы и существенное снижение поступления налогов в государственный бюджет в данном секторе экономики. Для сравнения у наших соседей государств-членов ЕАЭС, в частности, в Российской Федерации согласно ст. 342, 344, 347 главы 60 Федерального закона от 03.08.2018 № 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Республике Казахстан ст. 489, 491, 492 Кодекса Республики Казахстан от 26.12.2017 № 123-VI ЗРК “О таможенном регулировании в Республике Казахстан” не установлено требование по наличию специалистов по таможенному декларированию в штате юридического лица для включения в реестр таможенных представителей, а также нет основания для исключения из реестра таможенных представителей, в случае отсутствия специалистов по таможенному декларированию в штате такого юридического лица. Предлагаемые изменения в п. 25, а именно: “Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: ... учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.” приведут к серьезным проблемам в сфере оказания услуг по таможенному декларированию: 1. Большинство таможенных представителей (81%), являющихся частными предприятий, будут вынуждены прекратить свою деятельность в данном направлении, что повлечет за собой существенное снижение поступления налогов в государственный бюджет, а также повлечет за собой резко увеличение безработицы. Такие изменения идут в разрез с государственной политикой, направленной на сохранение и увеличение рабочих мест. Также в феврале этого года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко назвал развитие в Беларуси комфортной бизнес-среды одним из приоритетов государственной экономической политики, а предлагаемое изменение идет в разрез со словами Главы государства. 2. За счет исключения частных предприятий из реестра, произойдет монополизация рынка услуг по таможенному декларированию оставшимися участниками, что, в первую очередь, противоречит Закону Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”. Предлагаемые изменения являются дискриминационными для частного бизнеса. 3. Снижение качества предоставляемых услуг из-за вынужденного непредсказуемо большого наплыва обращений юридических лиц, ИП и физических лиц к оставшимся таможенным представителям. А снижение качества услуг повлечет за собой нарушения норм действующего законодательства, в т.ч. обязанность по уплате таможенных платежей. И если на текущий момент частные предприятия, являющиеся таможенными представителями и несущие солидарную ответственность с декларантом, могли уплачивать таможенные платежи в государственный бюджет, то при данных изменениях государственные
23.04.2025 20:41:08
Вадим Александрович
Пользователь
НОВИЧОК
23
0.8
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: абзац 5: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.»
1) Данный пункт не соответствует и даже противоречит законодательству Таможенного союза ЕАЭС, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности» и Конституции Республики Беларусь.
· Таможенный кодекс ЕАЭС гласит:
Статья 404. Права таможенного представителя
пункт 4. Запрещается предоставление исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, отдельным таможенным представителям.
· Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014, закрепляет в статье 3 принципы «добросовестной конкуренции» и «функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений».
· Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» провозгласила принцип партнерства государства и бизнеса и недопустимость административных препонов для предпринимателей:
Пункт 1. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.
Пункт 2. Принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности.
Пункт 3. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами.
· Директива Президента Республики Беларусь № 2 от 27.12.2006 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» нацелена на устранение бюрократических барьеров и упрощение административных процедур для граждан и бизнеса. В частности, ею устанавливается требование к государственным органам не допускать введения новых административных процедур (пункт 2.3) и не создавать дополнительных обременений для субъектов хозяйствования.
· Закон Республики Беларусь N 94-З от 12 декабря 2013 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещает создавать дискриминационные условия, когда хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другими и вводит запрет на ограничивающие конкуренцию акты и соглашения:
Статья 15 пункт 2. Государственным органам запрещается, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, заключать соглашения, совершать иные действия (бездействие), ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:
Пункт 2.2. устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами.
· Так же этот пункт противоречит Конституции Республики Беларусь:
Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
2) Данный пункт создает опасный прецендент для всего частного бизнеса и инвестиционной привлекательности в Республике Беларусь: оказывается можно добросовестно работать годы и десятилетия, создавать новые рабочие места, не просить дотаций и помощи у государства, платить все установленные налоги по общей системе налогообложения, выстраивать предприятие с хорошей репутацией и отлаженными бизнес-процессами и в один миг все это потерять по каким-то «хотелкам» узкого круга лиц.
Многие частные предприятия имеют историю работы в таможенной области от 10 до 30 лет, имеют свои традиции и достижения и заслуживают уважительного отношения к себе потому, что они прошли испытание временем.
3) В обосновании введения данных изменений в законодательстве нет никаких расчетов и аргументов преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над предприятиями с частной формой собственностью:
- где показатели неэффективной работы частных предприятий?
- где сравнительный анализ уплаченных налогов предприятием в год в расчете на одного специалиста по таможенному декларированию и удержанных налогов в год с его зарплаты в фонд ФСЗН и подоходного налога?
- где количество поданных деклараций на товары и статистических деклараций на одного сотрудника в год и количество отказов по ним?
- какая текучесть кадров в частных предприятиях?
- были ли рассчитаны риски потери бюджета от ухода высококвалифицированных опытных специалистов в другие области деятельности и в сопредельные страны?
- и другие показатели сравнительного анализа и аргументов в пользу предприятий с государственной формой собственности.
4) Сейчас все риски по неуплаченным таможенным платежам, штрафам и пени несут предприятия самостоятельно. И государство через механизм банковских гарантий и залога всегда получает гарантированное возмещение за причинный ему ущерб недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности от таможенных представителей.
А в случае, когда все таможенные представители будут с государственной формой собственности, то государство будет нести риски самостоятельно и само себе будет компенсировать убытки?
Очень много вопросов от этого непродуманного решения ограничить частные компании в деятельности таможенных представителей.
Выводы:
1. Решение вытеснить частный бизнес из таможенных представителей противоречит законодательству Таможенного союза ЕАЭС, Республики Беларусь и Директивам Президента Республики Беларусь.
2. Нарушает принципы равного доступа и конкуренции и противоречит антимонопольному законодательству и несёт значительные экономические и правовые риски.
3. Отсутствие конкуренции приведет к коррупционной составляющей, ухудшению качества услуг и увеличению цен на услуги.
4. Ухудшение занятости населения и тысячи квалифицированных декларантов рискуют лишиться работы, а бизнес — выбора поставщика услуг.
5. Подрыв инвестиционной привлекательности: иностранные и частные белорусские инвесторы получат сигнал о приоритетном положении государственного сектора и об отсутствии реальной защиты прав собственности.
6. И самое главное, Республика Беларусь в лице государства не получает никаких экономических, политических и репутационных выгод от этого решения. Это решение не государственного стратегического уровня, а только отражает интересы небольшой узконаправленной группы людей, прикрывающихся государственными интересами, которые не видят всех последствий.
Предлагаемое решение:
– полностью исключить из пункта 25 (Пункт 3 статьи 298) абзац 5: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.»
23.04.2025 23:32:43
Hretski Igor
Пользователь
НОВИЧОК
6
0.8
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 60 Элемент текста : ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Главой 60 проекта Закона о таможенном регулировании вводятся статьи определяющие условия работы оператора электронной торговли. При этом новая редакция ТК ЕАЭС уже более года проходит ратификацию и вполне вероятно может так и не быть принята. В случае отказа в ратификации, в законе необходимо установить понятийный аппарат оператора электронной торговли, а также чем он будет отличаться от национального почтового оператора. Так как в настоящий момент совершенно не понятно какие функции на него будут возложены.
24.04.2025 09:01:48
Mari K
Пользователь
НОВИЧОК
9
2.8
4
Хотелось бы получить разъяснения о том, каким образом, юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей и являющееся нанимателем может обеспечить отсутствие в штате специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Предлагаю данное требование закрепить в ст. 308 Закона о ТР РБ № 129-З и ответственность за его исполнение возложить непосредственно на физическое лицо, являющееся специалистом по таможенному декларированию. Ответственность за неисполнение логично было бы прописать в КоАП РБ (инициировать внесение изменений).
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : 1.12. отсутствие в штате юридического лица специалистов по
таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя
является основным местом работы по трудовому договору и работающих по
совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной
с непосредственным совершением таможенных операций;»;
Каким образом таможенный представитель
(наниматель) может проконтролировать отсутствие у себя в штате специалистов по таможенному декларированию, "работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций"? Таможенными органами будут вестись реестры специалистов по таможенному декларированию и они по запросу таможенных представителей будет предоставлять информацию о трудоустройстве специалистов по таможенному декларированию? А как же тогда быть с защитой персональных данных? Хотелось бы получить разъяснения по этому пункту.
23.04.2025 14:12:59
Пользователь
НОВИЧОКПараграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице»
Соблюдение требований, предусмотренных
частью второй пункта 3 статьи 298 Закона РБ «О таможенному регулировании в Республике Беларусь» (в предлагаемой редакции) противоречит основополагающим принципам осуществления хозяйственной деятельности, которые гарантированы Основным Законом Республики Беларусь – Конституцией.
Согласно ст.13 Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Условие о том, что Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице» исключает возможность дальнейшего существования юридических лиц частной формы собственности, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенных представителей, имущество которых находится в частной собственности юридических лиц, доли в уставных фондах которых принадлежат физическим и (или) юридическим лицам. Кроме того это противоречит и государственной политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.
В рамках действующего законодательства собственники бизнеса регистрировали юридические лица, создавали новые рабочие места, соответствовали всем критериям, чтобы получить статус таможенного представителя, регулярно обучали и повышали квалификацию своих сотрудников, получали банковские гарантии, обеспечивая их залогом, депозитом, поручительством, неся на себе все риски, при этом осознавая, что оказывают влияние на транзитную привлекательность Республики Беларусь, заботились об имидже и деловой репутации бизнеса во все времена. И период пандемии, и в период санкционных ограничений нам удалось сохранить и рабочие места, и заработную плату, и клиентов. Казалось, что худшее позади.
Соблюдение требований, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 298 Закона РБ «О таможенному регулировании в Республике Беларусь» (в предлагаемой редакции) создает беспрецедентный случай поглощения частного бизнеса осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенных представителей.
Условие обеспечить наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию также не понятно. Не количество специалистов по таможенному декларированию в штате определяют наличие работы для них, а исходя из объема работы формируется необходимый количественный штат, чтобы обеспечить высокий уровень оказываемых услуг и обеспечить достойную оплату труда сотрудникам.
23.04.2025 14:14:11
Пользователь
НОВИЧОКУчитывая, что пунктом 3 ограничивается
право на включение в реестр (только для лиц ЕАЭС), нововведения последней части пункта (связанной с долей государства) справедливо направить на защиту интересов таможенных представителей, где учредители (участники) только лица РБ, для случаев, когда, например, лицо из РФ, Казахстана и т.д. с неограниченными ресурсами решит зайти на рынок РБ, а не как условие для включения в реестр для всех. Таким образом действие последней части данного пункта направить только для организаций где учредители (участники) лица ЕАЭС, не являющиеся при этом лицами РБ.
23.04.2025 14:50:57
Пользователь
НОВИЧОКизменения в деятельности лиц, оказывающих таможенные услуги, которые приведут к социальным, социально-эконмическим изменениям в данной сфере. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З "О нормативных правовых актах" срок публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов определяется организатором публичного обсуждения, исходя из специфики регулируемых общественных отношений, и составляет не менее 10 календарных дней. Таким образом, возможен более продолжительный срок обсуждения. Учитывая социальную и социально-экономическую значимость сферы таможенных услуг для функционирования экономики Республики Беларусь считаю, целесообразным просить инициатора публичного обсуждения увеличить его срок, с учетом того, что часть дней, отведенных для обсуждения являются нерабочими, а также, считаю необходимым просить о проведении конференции всех заинтересованных лиц с участием представителей ГТК Республики Беларусь по вопросам предложенного законопроекта.
23.04.2025 14:57:36
Пользователь
НОВИЧОКВведение данной нормы создает дискриминационные
условия для действующих таможенных представителей, имеющих частную форму собственности, и исключает их дальнейшее существование на рынке таможенных услуг. Таким образом, нарушается основной принцип добросовестной конкуренции независимо от форм собственности, что ведет к монополизации в данной сфере.
Внесение таких изменений в Закон о таможенном регулировании не только носит дискриминационный характер для частного бизнеса, но и противоречит действующей Конституции Республики Беларусь. Конституция имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие нормы, на которых базируется правовое регулирование отношений по противодействию монополистической деятельности, развитию и защите конкуренции. Конституционными основами антимонопольного законодательства выступают в первую очередь нормы о равных правах для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантии равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности. (ч. 2 ст. 13) и гарантии равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 4 ст. 13).
Кроме того, нарушаются нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, который является основополагающим актом, регулирующим частноправовые отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием и развивает вышеназванные положения Конституции. В качестве принципов, определяющих и регламентирующих гражданские отношения, он закрепляет как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, беспрепятственное осуществление гражданских прав и недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, так и принцип приоритета общественных интересов и социальной направленности регулирования экономической деятельности (ст. 2 ГК). Устанавливая прямой запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке, ГК легализует применение требований антимонопольного законодательства при определении пределов гражданских прав и их осуществлении (ст. 9 ГК).
Не соблюдаются нормы, содержащиеся в Договоре о ЕАЭС. Договор содержит раздел 18 «Общие принципы и правила конкуренции», положения которого устанавливают правовые основы реализации конкурентной политики на территории государств – членов ЕАЭС (принципы конкуренции), а также минимальный набор запретов, подлежащих соблюдению на территориях государств-членов и трансграничных рынках ЕАЭС (правила конкуренции). Суд ЕАЭС разъяснил, что общие правила конкуренции обладают прямым действием и должны непосредственно применяться государствами-членами как нормы, закрепленные в международном договоре.
Ну и как отмечалось ранее, статья 23 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» напрямую исключает возможность введения таких законодательных норм, создающих все условия для дискриминации субьектов хозяйствования и монополизации рынка таможенных услуг.
Отсутствие конкуренции приведет к тепличным условиям для госпредприятий, ухудшению качества предоставляемых услуг, а также послужит фактором процветания коррупции.
23.04.2025 15:41:35
Пользователь
НОВИЧОКПо проекту Закона Республики Беларусь
«Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республики Беларусь» имеются следующие замечания и предложения.
1. Из пункта 25 статьи 1 проекта необходимо исключить шестой абзац: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице.».
Данная норма противоречит статье 13 Конституции Республики Беларусь где сказано, что «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности».
Также согласно статьи 23 Закона Республики Беларусь 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:
- устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на изготовление (производство) определенных видов товаров;
- создавать дискриминационные условия.
Таким образом, ГТК вносит в проект Закона норму, устанавливающую право на включение в реестр таможенных представителей только лиц государственной формы собственности, в отличие от права на включение в реестры таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, операторов электронной торговли. Тем самым проектом Закона устанавливается запрет для субъектов хозяйствования частной формы собственности на осуществление вида деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, ставя их в неравные условия с субъектами государственной формы собственности.
В настоящее время в реестр таможенных представителей включено более 80 процентов субъектов частной формы собственности. Через год после принятия Закона тысячи высококвалифицированных специалистов по таможенному декларированию потеряют свои рабочие места.
2. В пунктах 31, 33, 34 статьи 1 и статье 2 проекта Закона слова «не менее десяти специалистов по таможенному декларированию» заменить словами «не менее двух специалистов по таможенному декларированию, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным квалификационным требованиям».
Согласно пункту 2 статьи 402 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов».
Требование увеличения численности специалистов по таможенному декларированию минимум до десяти работников в штате таможенного представителя ничем не обосновано. Необходимость увеличения штата данных специалистов должна исходить из объема выполняемой работы. У многих таможенных представителей нет возможности содержать такой штат исходя из объема оказываемых услуг. Минимальное количество два специалиста оптимально с учетом взаимозаменяемости.
23.04.2025 17:33:17
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаемые изменения в п. 31 и 32
ст. 310 и 311 Закона от 10.01.2014 № 129-З “О таможенном регулировании в Республике Беларусь”, а именно: “наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.” Приведут к тому, что большое количество квалифицированных специалистов, чья квалификация подтверждена наличием квалификационных аттестатов и повторно подтверждается 1 раз в 3 года прохождением обучения в ГИПК и ПК таможенных органов Республики Беларусь, останутся без рабочих мест из-за исключения большинства таможенных представителей из реестра. А это резкий рост безработицы и существенное снижение поступления налогов в государственный бюджет в данном секторе экономики. Для сравнения у наших соседей государств-членов ЕАЭС, в частности, в Российской Федерации согласно ст. 342, 344, 347 главы 60 Федерального закона от 03.08.2018 № 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Республике Казахстан ст. 489, 491, 492 Кодекса Республики Казахстан от 26.12.2017 № 123-VI ЗРК “О таможенном регулировании в Республике Казахстан” не установлено требование по наличию специалистов по таможенному декларированию в штате юридического лица для включения в реестр таможенных представителей, а также нет основания для исключения из реестра таможенных представителей, в случае отсутствия специалистов по таможенному декларированию в штате такого юридического лица. Предлагаемые изменения в п. 25, а именно: “Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: ... учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.” приведут к серьезным проблемам в сфере оказания услуг по таможенному декларированию: 1. Большинство таможенных представителей (81%), являющихся частными предприятий, будут вынуждены прекратить свою деятельность в данном направлении, что повлечет за собой существенное снижение поступления налогов в государственный бюджет, а также повлечет за собой резко увеличение безработицы. Такие изменения идут в разрез с государственной политикой, направленной на сохранение и увеличение рабочих мест. Также в феврале этого года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко назвал развитие в Беларуси комфортной бизнес-среды одним из приоритетов государственной экономической политики, а предлагаемое изменение идет в разрез со словами Главы государства. 2. За счет исключения частных предприятий из реестра, произойдет монополизация рынка услуг по таможенному декларированию оставшимися участниками, что, в первую очередь, противоречит Закону Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”. Предлагаемые изменения являются дискриминационными для частного бизнеса. 3. Снижение качества предоставляемых услуг из-за вынужденного непредсказуемо большого наплыва обращений юридических лиц, ИП и физических лиц к оставшимся таможенным представителям. А снижение качества услуг повлечет за собой нарушения норм действующего законодательства, в т.ч. обязанность по уплате таможенных платежей. И если на текущий момент частные предприятия, являющиеся таможенными представителями и несущие солидарную ответственность с декларантом, могли уплачивать таможенные платежи в государственный бюджет, то при данных изменениях государственные
23.04.2025 20:41:08
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции:
абзац 5: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.»
1) Данный пункт не соответствует
и даже противоречит законодательству Таможенного союза ЕАЭС, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности» и Конституции Республики Беларусь.
· Таможенный кодекс ЕАЭС гласит:
Статья 404. Права таможенного представителя
пункт 4. Запрещается предоставление исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, отдельным таможенным представителям.
· Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014, закрепляет в статье 3 принципы «добросовестной конкуренции» и «функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений».
· Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» провозгласила принцип партнерства государства и бизнеса и недопустимость административных препонов для предпринимателей:
Пункт 1. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.
Пункт 2. Принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности.
Пункт 3. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами.
· Директива Президента Республики Беларусь № 2 от 27.12.2006 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» нацелена на устранение бюрократических барьеров и упрощение административных процедур для граждан и бизнеса. В частности, ею устанавливается требование к государственным органам не допускать введения новых административных процедур (пункт 2.3) и не создавать дополнительных обременений для субъектов хозяйствования.
· Закон Республики Беларусь N 94-З от 12 декабря 2013 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещает создавать дискриминационные условия, когда хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другими и вводит запрет на ограничивающие конкуренцию акты и соглашения:
Статья 15 пункт 2. Государственным органам запрещается, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, заключать соглашения, совершать иные действия (бездействие), ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:
Пункт 2.2. устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами.
· Так же этот пункт противоречит Конституции Республики Беларусь:
Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
2) Данный пункт создает опасный прецендент для всего частного бизнеса и инвестиционной привлекательности в Республике Беларусь: оказывается можно добросовестно работать годы и десятилетия, создавать новые рабочие места, не просить дотаций и помощи у государства, платить все установленные налоги по общей системе налогообложения, выстраивать предприятие с хорошей репутацией и отлаженными бизнес-процессами и в один миг все это потерять по каким-то «хотелкам» узкого круга лиц.
Многие частные предприятия имеют историю работы в таможенной области от 10 до 30 лет, имеют свои традиции и достижения и заслуживают уважительного отношения к себе потому, что они прошли испытание временем.
3) В обосновании введения данных изменений в законодательстве нет никаких расчетов и аргументов преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над предприятиями с частной формой собственностью:
- где показатели неэффективной работы частных предприятий?
- где сравнительный анализ уплаченных налогов предприятием в год в расчете на одного специалиста по таможенному декларированию и удержанных налогов в год с его зарплаты в фонд ФСЗН и подоходного налога?
- где количество поданных деклараций на товары и статистических деклараций на одного сотрудника в год и количество отказов по ним?
- какая текучесть кадров в частных предприятиях?
- были ли рассчитаны риски потери бюджета от ухода высококвалифицированных опытных специалистов в другие области деятельности и в сопредельные страны?
- и другие показатели сравнительного анализа и аргументов в пользу предприятий с государственной формой собственности.
4) Сейчас все риски по неуплаченным таможенным платежам, штрафам и пени несут предприятия самостоятельно. И государство через механизм банковских гарантий и залога всегда получает гарантированное возмещение за причинный ему ущерб недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности от таможенных представителей.
А в случае, когда все таможенные представители будут с государственной формой собственности, то государство будет нести риски самостоятельно и само себе будет компенсировать убытки?
Очень много вопросов от этого непродуманного решения ограничить частные компании в деятельности таможенных представителей.
Выводы:
1. Решение вытеснить частный бизнес из таможенных представителей противоречит законодательству Таможенного союза ЕАЭС, Республики Беларусь и Директивам Президента Республики Беларусь.
2. Нарушает принципы равного доступа и конкуренции и противоречит антимонопольному законодательству и несёт значительные экономические и правовые риски.
3. Отсутствие конкуренции приведет к коррупционной составляющей, ухудшению качества услуг и увеличению цен на услуги.
4. Ухудшение занятости населения и тысячи квалифицированных декларантов рискуют лишиться работы, а бизнес — выбора поставщика услуг.
5. Подрыв инвестиционной привлекательности: иностранные и частные белорусские инвесторы получат сигнал о приоритетном положении государственного сектора и об отсутствии реальной защиты прав собственности.
6. И самое главное, Республика Беларусь в лице государства не получает никаких экономических, политических и репутационных выгод от этого решения. Это решение не государственного стратегического уровня, а только отражает интересы небольшой узконаправленной группы людей, прикрывающихся государственными интересами, которые не видят всех последствий.
Предлагаемое решение:
– полностью исключить из пункта 25 (Пункт 3 статьи 298) абзац 5: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.»
23.04.2025 23:32:43
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 60 Элемент текста : ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Главой 60 проекта Закона о таможенном
регулировании вводятся статьи определяющие условия работы оператора электронной торговли. При этом новая редакция ТК ЕАЭС уже более года проходит ратификацию и вполне вероятно может так и не быть принята. В случае отказа в ратификации, в законе необходимо установить понятийный аппарат оператора электронной торговли, а также чем он будет отличаться от национального почтового оператора. Так как в настоящий момент совершенно не понятно какие функции на него будут возложены.
24.04.2025 09:01:48
Пользователь
НОВИЧОКХотелось бы получить разъяснения о том,
каким образом, юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей и являющееся нанимателем может обеспечить отсутствие в штате специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Предлагаю данное требование закрепить в ст. 308 Закона о ТР РБ № 129-З и ответственность за его исполнение возложить непосредственно на физическое лицо, являющееся специалистом по таможенному декларированию. Ответственность за неисполнение логично было бы прописать в КоАП РБ (инициировать внесение изменений).
24.04.2025 09:22:18
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться