Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь»
Обсуждение проекта
Евгений Ливянт
9
20.06.2025
Предложение №8: Дерегулирование
в сфере дополнительного образования
I. Формулировка предложения:
«Установить, что лицензирование образовательной деятельности является обязательным исключительно в случаях реализации образовательных программ, по итогам освоения которых в соответствии с законодательством выдаётся документ об образовании государственного образца.
Деятельность по реализации программ дополнительного образования взрослых и детей, обучающих курсов, семинаров, тренингов и иных видов образовательных услуг, не предусматривающая выдачу документа об образовании государственного образца, лицензированию не подлежит и осуществляется на уведомительной основе.
Качество и содержание таких образовательных услуг регулируются рыночными механизмами спроса и предложения, договорными отношениями между исполнителем и заказчиком, а также законодательством о защите прав потребителей.»
II. Подробное обоснование
1. Кардинальное снижение административных барьеров: Текущие лицензионные требования (к помещениям, штату, программам) являются избыточными и часто невыполнимыми для малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и практикующих специалистов. Отмена лицензирования для дополнительного образования устранит главный барьер для входа на этот рынок.
2. Развитие рынка и конкуренции: Дерегулирование приведёт к появлению тысяч новых поставщиков образовательных услуг (в сфере IT, маркетинга, дизайна, иностранных языков, ремёсел и т.д.). Это создаст здоровую конкуренцию, что, в свою очередь, приведёт к повышению качества услуг, снижению цен и появлению инновационных образовательных продуктов.
3. Повышение эффективности государственного регулирования: Ресурсы Министерства образования и других контролирующих органов ограничены. Освободив их от необходимости лицензировать и проверять тысячи краткосрочных курсов, государство сможет сконцентрировать свои усилия на контроле качества там, где это действительно критично — в системе высшего, среднего специального и общего среднего образования, где выдаются государственные дипломы и аттестаты.
4. Раскрепощение деловой и творческой инициативы: Огромное количество высококвалифицированных специалистов-практиков (программистов, дизайнеров, маркетологов, инженеров) готовы делиться своими знаниями, но не могут этого сделать из-за бюрократических препон. Предлагаемая норма позволит им легально и просто создавать собственные авторские курсы, что будет способствовать быстрому распространению актуальных знаний в экономике.

III. Анализ сочетаемости с действующим законодательством Республики Беларусь
Это предложение является концептуальным изменением текущего подхода к регулированию образования и потребует внесения точечных, но принципиальных изменений в ключевые законодательные акты.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании:
Сочетаемость: Требует концептуального пересмотра. В настоящее время Кодекс даёт очень широкое определение «образовательной деятельности», под которое подпадает практически любое обучение.
Что меняется: Потребуется внести изменения в Кодекс, разграничив:
Образовательную деятельность, подлежащую лицензированию (связанную с выдачей документов гособразца).
Образовательную деятельность, осуществляемую в уведомительном порядке (дополнительное образование без выдачи гособразца).
Это не отменяет само понятие «образовательная деятельность», а лишь дифференцирует подходы к её государственному регулированию в зависимости от её цели и результата.
2. Закон РБ «О лицензировании»:
Сочетаемость: Требует технической корректировки. В приложении к Закону содержится перечень лицензируемых видов деятельности, где указана «Образовательная деятельность».
Что меняется: Потребуется изложить этот пункт в новой редакции, сузив его до: «Образовательная деятельность, предусматривающая выдачу документов об образовании государственного образца» (или аналогичной по смыслу формулировки). Это техническое изменение, которое станет следствием концептуальных правок в Кодексе об образовании.
3. Гражданский кодекс (ГК):
Сочетаемость: Полная. Оказание образовательных услуг является предметом договора возмездного оказания услуг (Глава 39 ГК). Предлагаемая норма усиливает значение договорных отношений между исполнителем и заказчиком, что полностью соответствует духу гражданского законодательства.
4. Законодательство о защите прав потребителей:
Сочетаемость: Идеальная. В условиях дерегулирования именно этот закон становится главным инструментом защиты для граждан и бизнеса. Если образовательная услуга оказана некачественно, потребитель имеет полное право требовать возврата денег, возмещения убытков и т.д. на основании договора и норм данного законодательства. Таким образом, контроль не исчезает, а переходит из административной плоскости (лицензирование) в гражданско-правовую (договор и защита потребителя).
Таким образом:
Предложение о дерегулировании дополнительного образования — это системный и взвешенный шаг, который:
Не создаёт правовой вакуум, а заменяет неэффективный административный контроль (лицензирование) на работающие рыночные и гражданско-правовые механизмы (конкуренция, договор, защита прав потребителей).
Чётко разграничивает сферы ответственности государства: государство жёстко контролирует то, что оно само гарантирует (дипломы гособразца), и создаёт свободные условия для развития остального рынка.
Требует внесения концептуальных изменений в Кодекс об образовании и технической правки Закона о лицензировании.
Реализация этого пункта станет мощнейшим драйвером для развития человеческого капитала и креативной экономики в Беларуси, что является одной из ключевых целей обновлённой Директивы.
Евгений Ливянт
9
20.06.2025
Предложение №9: Учреждение института
Уполномоченного по защите прав предпринимателей
I. Формулировка предложения:
«В целях создания эффективного механизма внесудебной защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования, учредить институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей (Бизнес-омбудсмена) — независимого должностного лица, назначаемого и подотчётного Президенту Республики Беларусь.
Основными полномочиями Уполномоченного определить:
1. Рассмотрение жалоб субъектов хозяйствования на решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц (с учётом других норм действующего законодательства).
2. Проведение по фактам, изложенным в жалобах, независимых проверок и расследований.
3. Обращение в суд в защиту прав и законных интересов предпринимателей, а также участие в судебных процессах в качестве третьего лица.
4. Внесение в государственные органы обязательных для рассмотрения предложений о совершенствовании законодательства и устранении системных проблем, препятствующих развитию предпринимательства.
5. Подготовку ежегодного доклада Президенту Республики Беларусь о состоянии делового климата и соблюдении прав предпринимателей в стране.»
II. Подробное обоснование
1. Создание независимого арбитра: Существующие механизмы обжалования (в вышестоящий орган или в суд) не всегда эффективны. Обжалование в вышестоящий орган часто сталкивается с ведомственной солидарностью, а судебные процессы могут быть длительными и дорогостоящими. Бизнес-омбудсмен, как независимое лицо с высоким статусом, станет «единым окном» для предпринимателей, куда можно обратиться с жалобой на несправедливость и получить быструю и квалифицированную помощь.
2. Эффективный механизм обратной связи: Бизнес-омбудсмен, аккумулируя и анализируя тысячи обращений со всей страны, будет видеть системные проблемы в законодательстве и правоприменении, которые не видны из кабинетов отдельных ведомств. Его ежегодный доклад Главе государства станет объективным и независимым источником информации о реальном состоянии делового климата, позволяя принимать взвешенные и своевременные управленческие решения.
3. Снижение нагрузки на судебную систему: Предоставляя бизнесу эффективный инструмент досудебного урегулирования споров, институт омбудсмена позволит значительно снизить количество исков к государственным органам, разгрузив тем самым экономические суды.
4. Практический контроль за исполнением Директивы: Принятие даже самой прогрессивной Директивы не гарантирует её исполнения на местах. Именно Бизнес-омбудсмен станет тем институтом, который будет на практике контролировать, как государственные органы соблюдают заложенные в Директиве принципы (презумпцию добросовестности, толкование сомнений в пользу бизнеса и т.д.), и оперативно реагировать на факты их нарушения.

III. Анализ сочетаемости с действующим законодательством:
Учреждение нового государственного института потребует принятия отдельного Закона «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей». Данный институт не противоречит Конституции и гармонично встраивается в систему государственных органов, выполняя уникальную функцию медиатора и защитника бизнеса. Его деятельность будет дополнять, а не подменять функции прокуратуры и суда, предлагая бизнесу более быстрый и специализированный механизм защиты. Институт Бизнес-омбудсмена станет практическим механизмом контроля за исполнением принципов, заложенных в настоящей Директиве.
Таким образом:
Учреждение института Уполномоченного по защите прав предпринимателей — это не просто административное нововведение, а создание фундаментального института правового государства, призванного стать практическим гарантом прав и законных интересов бизнеса.
Основное действие: Разработка и принятие отдельного Закона «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей».
Результат: Создание действенного внесудебного механизма защиты бизнеса, постоянного канала обратной связи для выявления и устранения системных проблем, а также обеспечение практической реализации и необратимости реформ, заложенных в настоящей Директиве.
Итоговый вывод и обоснование острой необходимости предложенных изменений
Представленный пакет из девяти предложений представляет собой целостную, взаимосвязанную и системную программу реформ, направленную на кардинальную трансформацию делового климата в Республике Беларусь. Это стратегический переход от административно-контрольной модели к партнёрской модели взаимодействия государства и бизнеса, основанной на принципах верховенства права, взаимного доверия и экономической свободы.
Острая необходимость данных преобразований обусловлена вызовами времени и стратегическими задачами, стоящими перед страной:
1. Экономический суверенитет и устойчивость: Внутренняя деловая активность является фундаментом экономической безопасности. Раскрепощение частной инициативы — это самый надёжный источник создания новых рабочих мест, роста налоговых поступлений и снижения зависимости от внешних факторов.
2. Конкуренция за человеческий капитал: Современный мир — это глобальная конкуренция за таланты. Создание предсказуемой, справедливой и свободной среды для ведения бизнеса является ключевым условием для удержания и привлечения в страну квалифицированных специалистов и предприимчивых людей.
3. Восстановление и укрепление доверия: Доверие — это главный актив современной экономики. Такие шаги, как налоговая амнистия, презумпция добросовестности и введение независимого Бизнес-омбудсмена, способны стать мощным сигналом для общества и бизнеса, демонстрирующим реальную готовность государства к построению диалога на равных.
Синергетический эффект предложенных мер заключается в их комплексности:
Предложения № 1-7 создают новые «правила игры»: справедливые, прозрачные и предсказуемые. Они защищают собственность, ограничивают произвол, устанавливают чёткие сроки и дифференцируют ответственность.
Предложение № 8 (дерегулирование образования) формирует человеческий капитал, способный эффективно действовать в рамках этих новых правил, быстро адаптироваться и генерировать инновации.
Предложение № 9 (Бизнес-омбудсмен) создаёт независимого «арбитра», который следит за тем, чтобы эти новые правила неукоснительно соблюдались всеми сторонами. Это замыкающий элемент, который делает всю конструкцию устойчивой и работоспособной.
Реализация данного пакета предложений — это не просто набор технических улучшений законодательства. Это стратегический выбор в пользу современной, конкурентоспособной и основанной на знаниях экономики, где энергия и инициатива каждого гражданина являются главной движущей силой национального развития.
Zlatan
3
20.06.2025
Дополнить п.38 нормами следующего содержания:
  -  Законодательно определить, что не подлежат привлечению к уголовной ответственности за преступления, предусматривающие ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, лица в отношении которых возбуждено уголовное дело по результатам проверки, при условии  полного погашения сумм не поступивших в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также пеней, начисленных контролирующим (надзорным) органом согласно решению по акту проверки с учетом  налоговой реконструкции, в том числе  уменьшенных на сумму налогов, сборов (платежей) уплаченных всеми участниками группы взаимозавимсимых лиц  в рамках специальных и особых налоговых режимов,  до момента вынесения судом решения по уголовному делу, возбужденному органами угоовного преследования по результатам контроля (надзора) в форме проверки, проведенной  в рамках Указа Президента Республики Беларусь о контрольной (надзорной) деятельности, либо в рамках Налогового Кодекса, либо  по результатам иных контрольных (надзорных) мероприятий.    - Ограничить право (компетенцию) проверяющих (лиц, проводивших проверку) на  внесение изменений и (или) дополнений в акт (справку) проверки периодом с даты подписания проверяющим и  (или) руководителем проверки акта (справки) проверки до даты подписания руководителем контрольного (надзорного) органа (его уполномоченным заместителем) решения по акту проверки.      После подписания решения по акту проверки прекращается действие всех полномочий должностных лиц контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, предоставленных в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в форме проведения проверки.  
YK1Vit
2
20.06.2025

Подпункт 41.1 п.41 дополнить указанием о
предоставлении проверяемым субъектам права на обращение за пересмотром неисполненных решений по актам проверок,  проведенных до 31.12.2025 г. в отношении хозяйственных операций, совершенных до 01.01.2019 г.

В порядке альтернативы предложенному выше дополнению подпункта 41.1 представляется логичным рассмотреть следующие «послабления» по решениям в отношении проверяемых субъектов по проверкам проведенным до 31.12.2025 г.

  1. Освобождение субъектов хозяйствования от уплаты пеней, начисленных по хозяйственным операциям, совершенным до 01.01.2019 г.
  2. Предоставление субъектам хозяйствования рассрочки на 36 месяцев по налоговым обязательствам до начисленным по хозяйственным операциям, совершенным до 01.01.2019 г.
Zlatan
3
21.06.2025
Дополнить п.38 Директивы нормой следующего
содержания:     Внесение изменений и (или) дополнений в акт (справку) проверки и в решение по акту проверки должно оформляться таким же по виду управленческие документом: в акт проверки - актом о внесении изменений в акт проверки, в решение по акту проверки - решением о внесении изменений в решение по акту проверки, с соблюдением порядка и правил, установленных законодательством в сфере делопроизводства (документирования) в государственных органах.       Полномочиями на подпичание акта о внесении изменений в акт проверки обладает либо проверяющий, если проверка проводилась единственным проверяющим, либо все члены группы проверяющих, либо единолично руководитель проверки, до момента вынесения решения по акту проверки.      Примечание: поручить уполномоченным государственным органам разработать соответствующие формы управленческих документов, а также порядок и предельные сроки их подготовки (оформления, составления) иодписания, а именно:     акт о внесении изменений и (или) дополнений в акт проверки;     решение о внесении изменений и (или) дополнений в решение по акту проверки на основании акта о внесении изменений и (или) дополнений в акт проверки.      
Zlatan
3
21.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 38


Дополнить п.38 Директивы нормой следующего
содержания:       Официальной датой юридического окончание осуществления контроля (надзора) в форме проведения проверки в отношении проверяемого субьекта, в случае составления акта проверки, является дата вынесения решения по акту проверки. После указанной даты запрещается проведение должносными лицами контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку,  любых контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе с применением методов и способов проверки, предусмотренных законодательством, а также запрещается внесение изменений и (или) дополнений в акт проверки в связи с неполным выяснением обстоятельств в акте проверки, получением ответов (сведений, документов и иных источников информации) от государственных органов и иных организаций, в том числе по запросам, направленным в период проведения проверки, а также по материалам дополнительных и встречных проверок, результаты которых были оформлены после вынесения решения по акту проверки.
LAWER
3
21.06.2025
В целях повышения конкуренции на рынке
юридических услуг предлагается предусмотреть следующее:1. Возможность оказания индивидуальным предпринимателями юридических услуг. 2. Возможность оказания юридических услуг физическим лицам (за исключение, например уголовного, административного права) без право представления интересов физических лиц в судах, при ведении административных дел. 3. Исключение необходимости получения лицензии, за исключением случаев, когда планируется оказание услуг физическим лицам.  4. Поэтапная передача функций регулятора этой сферы деятельности от Минюста к саморегулируемой организации.  Дополнительно предлагается предусмотреть: 1. Возможность проведения зачетов по налоговым обязательствам при наличии просроченной задолженности перед субъекта и хозяйствования по договорам, финансируемым за счёт бюджета либо по договорам, должника ми по которым выступают государственные предприятия, организации и учреждения. 2. Предусмотреть максимально возможный срок проверки деятельности субъектов хозяйствования по вопросам оплаты налогов, сборов, взносов ФСЗН (например, не более 7-10 лет вне зависимости от статуса лица, по поручению которого будет проводится проверка). 3. Провести налоговую амнистию и перевести все задолженности в категорию задолженности путем заключения соглашения о признании задолженности с установление порядка и графика погашения задолженности. 4. Уменьшить сроки рассмотрения жалоб на решения, на действия, бездействия по налоговому направлению. 5. Предусмотреть возможность прекращения дел об административных правонарушения, исполнительных производств по ним, при условии заключения соглашений о признании задолженности и определении порядка и сроков погашения такой задолженности.  
ВТ
1
21.06.2025

     Статью 54 дополнить первым
предложением следующего содержания: «Разработать долгосрочные отраслевые программы развития бизнеса.»
.

Обоснование:

       Предлагается принципиально изменить подход к взаимоотношению между бизнесом и государством. Чтобы не заниматься попытками что-то исправить или подкорректировать, в действующих или разрабатываемых нормативно правовых актах, а поставить перед правительством и отраслевыми министерствами, принципиально вопрос – как они видят будущее отраслевого бизнеса.
     В настоящее время, поставленная непубличная цель развития отраслевого бизнеса приводит к полному непониманию со стороны многих его участников, в каком направлении движется его развитие, что создает неуверенность за будущее организаций, препятствует инвестиционной активности.
      При разработке отраслевой стратегии развития бизнеса необходимо четко обрисовать Идеальную картину отраслевого бизнеса через 5-10 лет, чтобы все участники, от Регулятора до субъекта предпринимательской деятельности видели, куда мы стремимся, как будет встроен отраслевой бизнес в общие планы развития отрасли. Это позволит рационально и осознанно планировать как человеческие, так и финансовые ресурсы для достижения поставленной цели.
Jurist 567
1
21.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 41


Касательно Пункта 41 Проекта НПА.

Будет ли данная директива иметь обратную силу как смягчающий ответственность юридических лиц (ч.1,2 статьи 66 Закона «О нормативных правовых актах»)?

Как будет применяться данный НПА к субъектам хозяйствования, в отношении которых проверка пока не вынесла решение или вынесла сравнительно недавно в период до 2026 года?  Будут ли в таком случае пересмотрены результаты проверок касательно хозяйственных операций, совершенных до 1 января 2019 года? Возможно, стоить применить в таком случае послабляющие меры, например, не начислять пеню на доначисленные налоги по операциям, совершенным до 1 января 2019 года, так как учитывая длительность проверяемого периода сумма пени становится равна сумме доначисленного налога.