Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О лицензировании»
Обсуждение проекта
Atom Константин
0
22.04.2020
В целом:
К РАЗРАБОТЧИКАМ законопроекта!
В стране в очередной раз проводится оптимизация лицензирования.
В большинстве случаев лицензирование чего-то представляет собой матрёшку из встроенных административных процедур. К долицензионным и лицензионным требованиям на 90% относят существующие требования законодательства. Однако эти нюансы могут увидеть только специалисты отрасли, которые и участвуют в этой оптимизации лицензирования.
По сути, лицензирование представляет собой обмен или получение одной золотой карточки (лицензии) за несколько серебряных (результатов госэкспертиз, санпаспортов, сертификатов и т.п.). Это реальное забюрократизирование.
В отношении осуществления лицензированного вида деятельности и так проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. Поэтому ряд видов деятельности из законопроекта по лицензированию достаточно просто сделать подконтрольными (поднадзорными) и не плодить дополнительное лицензирование. Долицензионные и лицензионные требования для такой деятельности достаточно ввести в акт законодательства, чтобы его выполнение рассматривалось контрольным (надзорным) органом. Оправдание, что такое есть где-то заграницей является не обоснованным.
Для получения водительского удостоверения надо в совокупности пройти обучение, медкомиссию и сдать экзамен в ГАИ. Однако можно при этом не иметь машину и не быть участником дорожного движения, тебе не будет уделять внимание инспектор ГАИ. А обладатель лицензии априори должен вести деятельность и быть субъектом контроля (надзора). Таким образом, такая деятельность, в любом случае, будет рассматриваться контрольным (надзорным) органом. Значит, в этом случае лицензирование будет излишним забюрократизированием.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
1.Исключить из долицензионных и лицензионных требований результаты административных процедур, а также тривиальные требования, например, подготовить отчёт, своевременно представить, обеспечить или проводить что-то.
2. Исключить из лицензируемых видов те, которые имеют тривиальные долицензионные и лицензионные требования, которые достаточно ввести, как требования законодательства в конкретных сферах деятельности.
Atom Константин
0
22.04.2020
Павел, Согласен
Александр Степанов
0
22.04.2020
В первую очередь возникает вопрос о дальнейшей судьбе Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и утверждаемого им Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Указ № 450) в случае принятия рассматриваемого Закона.
Изменения в терминологию некоторых Законов (ст. 348 проекта Закона) дают основания полагать, что предполагается его упразднение либо сокращение до размеров, не охватываемых рассматриваемым проектом Закона (форма лицензии и др.).
В этой связи представляется нецелесообразным исключение отдельных положительных норм, содержащихся в Указе № 450 из проекта Закона.
Так, Глава 7 проекта Закона не содержит норму, согласно которой «Обособленные подразделения осуществляют лицензируемый вид деятельности, а также работы и (или) услуги, составляющие соответствующий лицензируемый вид деятельности, на основании лицензии, выданной юридическому лицу». Вместе с тем, статьи 21, 24, 25, 26, 28, 42, 43, 46 проекта Закона именно это и предполагают.
Глава 6 действующего в настоящее время Указа № 450 более корректно регулирует вопросы, связанные с правопреемством при реорганизации юридических лиц (ст. 54 ГК) в отношении лицензий как права, предоставленного государством конкретному лицу с организационно-правовой формой (неимущественное право), а не как имущества (имущественное право), находящегося в собственности лицензиата, который реорганизуется (статья 27 проекта Закона).
В этом контексте выглядит неуместным изъятие, устанавливаемое ч. 1 ст. 32 проекта Закона в виде текста следующего содержания: «за исключением случаев, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона».
Статьёй 5 Закона «Критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым» предлагается предусмотреть, что лицензирование осуществляется в отношении видов деятельности неограниченное право осуществления которых создает угрозу национальной или общественной безопасности, т.е. для возможности квотирования (ограничения) права и его предоставления по результатам торгов (тендера), проводимых в виде аукционов либо конкурсов.
При этом, статьёй 6 Закона «Принципы лицензирования» предлагается предусмотреть, что лицензирование осуществляется на принципах, включающий принцип запрета использования лицензирования видов экономической деятельности для ограничения конкуренции.
Прямая коллизия в этих нормах отсутствует, но в случае реализации лицензирующим органом в какой-либо области деятельности квотирования права, представляется что МАРТ с высокой долей вероятности воспрепятствует такой реализации под предлогом «ограничения конкуренции».

Предлагаемое исключение из состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП такого состава как «Предпринимательская деятельность, осуществляемая с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления» исключит административно-деликтный механизм воздействия на лицензиатов, нарушающих законодательство о лицензировании, оставив каждый из лицензирующих органов  с его возможностями, предусмотренными лишь Главой 9 проекта Закона, один на один с нарушителем-лицензиатом.
При этом ПИКоАП наделяет полномочиями следующих должностных лиц госорганов на подготовку дел к рассмотрению и составление протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 12.7 КоАП:
1. органов внутренних дел;
2. Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
3. органов, уполномоченных выдавать субъектам хозяйствования специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (в части нарушения правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии));
4. налоговых органов;
Фактически, произойдет своеобразная «кастрация» возможностей противодействия лицензиатам-нарушителям законодательства о лицензировании территориальных подразделений этих (возможно и других) лицензирующих органов.
Возможно, Министерство экономики, не являясь ни лицензирующим органом, ни органом, ведущим административный процесс по ч. 1 ст. 12.7 КоАП, не в состоянии оценить объем пресекаемых территориальными подразделениями лицензирующих органов в настоящее время нарушений лицензиатами норм законодательства о лицензировании, не влекущих за собой прекращения (приостановления и др.) лицензии.
Декриминализация данного состава административного правонарушения весьма негативно скажется на целях лицензирования (ст. 4 проекта Закона).
Наталья Рылко
0
22.04.2020
Поддерживаю указанные выше мнения о том,что регулирование лицензирования медицинской деятельности в том виде, в котором предлагается сейчас в рассматриваемом законопроекте, не учитывает изменения, которые уже были внесены в эту сферу Указом Президента от 02.09.2019 №326 "О совершенствовании лицензирования"(на основании которого разрабатывается проект), закрепившим лицензирование "лечебного массажа" и отсутствие необходимости получать лицензию при оказании СПА-услуг.

Указанный проект также не предусматривает решения часто возникающих вопросов по четкому и однозначному разграничению СПА-услуг и медицинских услуг, возникающих в связи с отсутствием легального закрепления определения СПА-услуг непосредственно в тексте законодательства о лицензировании. Единственное определение данного термина можно найти в государственных стандартах Республики Беларусь. Однако по разъяснениям лицензирующего органа некоторые СПА-услуги, которые названы в СТБ как бытовые, могут являться медицинскими и подлежащими лицензированию, несмотря на прямое исключение СПА-услуг из перечня лицензируемых видов деятельности.

Отсутствие определения "лечебного массажа" также приводит к тому, что по разъяснениям практически любой вид массажа имеет лечебную направленность, т.к. предназначен в т.ч. для профилактики заболеваний. Однако, представляется, что при внесении изменений в указанный пункт  преследовалась цель разграничить "лечебный массаж" (который, несомненно, необходимо лицензировать) от остальных видов массажа, имеющих иную, "нелечебную" направленность.  

Необходимо отметить, что согласно п. 2.2. Указа №326 разрабатываемый проект закона о лицензировании должен предусматривать реализацию принципа определения перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей, а также исключения чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам.

На основании изложенного, поддерживаю следующие предложения:
1) в п. 1.21 ст. 325 проекта "массаж" заменить на  "лечебный массаж, осуществляемы­­й по назначению врача";
2) дополнить п. 2 ст. 235 проекта: "Не требуется получение лицензии для осуществления медицинской деятельности организациями, оказывающими бытовые услуги, предусмотренные национальными стандартами (СТБ) Республики Беларусь".
Валерия Артюхова
0
22.04.2020
Выдачей лицензии Законодатель подтверждает законное право получения этой самой лицензии. И дает право на выполнение работ и услуг. Клиент, в свою очередь, надеясь на лицензию ожидает высокого качества работ и услуг. Поэтому считаю необходимым, в целях улучшения качества работ и услуг и обеспечения безопасности клиента и реализации его законного права на получение качественных работ и услуг обязать! всех при получении лицензии любого вида заключать договор страхования. Это должно стать нормой для всего нашего общества!
Alexei Alexandrov
0
23.04.2020
Предложения по проекту Закона Республики Беларусь «О лицензировании» (далее – проект)
1. В статье 194 проекта слова «утвержденного Министерством здравоохранения Республики Беларусь» заменить словами  «установленного Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Государственным комитетом судебных экспертиз».
Обоснование:
В соответствии с пунктом 15 Декрета Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, устанавливается (изменяется, дополняется) Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Государственным комитетом судебных экспертиз.
2. В статье 195 проекта:
2.1.абзац восьмой после слов «экспертной деятельности» дополнить словами «и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ»;
Обоснование:
При использовании наркотических средств, психотропных веществ в научных и учебных целях, экспертной деятельности могут оставаться их части, не достаточные для дальнейшего использования. В предлагаемой проектом редакции лицензиат не сможет их уничтожить. Кроме того, возможность уничтожения наркотических средств, психотропных веществ в научных и учебных целях, экспертной деятельности предусмотрена действующими положениями Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
2.2. дополнить статью пунктом 2 следующего содержания:
«2. Не требуется получения лицензии для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров государственными организациями здравоохранения. При этом осуществление такой деятельности допускается при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, определяемым законодательством.».
Обоснование:
Считаем необходимым освободить государственные организации здравоохранения от лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, с соблюдением всех тех требований, которые предусмотрены законодательством в части осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.04.2005  № 105/9 «Об утверждении Инструкции о требованиях к технической укрепленности и оснащению техническими системами охраны помещений, предназначенных для хранения наркотических средств и психотропных веществ», постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2004 № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях»).
Кроме того, деятельность государственных организаций здравоохранения, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, контролируется   подразделениями по наркоконтролю органов внутренних дел.
3. В статье 198 проекта:
3.1. в абзаце четвертом пункта 1 слова «заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, психических заболеваний» заменить словами «психиатрического и наркологического учета»;
Обоснование:
Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от  26.04.2010 № 200, по некоторым административным процедурам предусмотрено предоставление медицинской справки о состоянии здоровья заявителя, подтверждающей отсутствие психиатрического и наркологического учета.
3.2. абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
«2. Соискателем лицензии, не имеющим лицензию на медицинскую деятельность в части работ и услуг, выполняемых (оказываемых) при оказании медицинской помощи в амбулаторных и (или) стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания и вне организации здравоохранения детскому и (или) взрослому населению, и (или) фармацевтическую деятельность, дополнительно к документам, указанным в части первой настоящего пункта, представляются:».
Обоснование:
В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 «О здравоохранении» (далее – Закон о здравоохранении) медицинская помощь может оказываться пациенту в организации здравоохранения в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организации здравоохранения. Предлагаемая редакция приводит условия, в которых могут оказываться работы и услуги при осуществлении медицинской деятельности, в соответствие с Законом о здравоохранении.
4. Абзац третий статьи 200 проекта после слов «прекурсоров» дополнить словами «, которое могло повлечь или повлекло их хищение или использование в незаконном обороте».
Обоснование:
Условия хранения наркотических средств и психотропных веществ установлены статьей 12 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. № 1827 «Об утверждении Положения о порядке изготовления, производства, переработки, хранения и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2004 № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях». Полагаем, что незначительные нарушения условий хранения (нарушения в оформлении документов в части дат, подписей и пр.), не повлекшие хищения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или использования в незаконном обороте, не должны относится к грубым).
5. Абзац первой пункта 1 статьи 231 проекта изложить в следующей редакции:
«1. Медицинская деятельность включает следующие составляющие работы и услуги, осуществляемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных и (или) стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания и вне организации здравоохранения детскому и (или) взрослому населению:
Обоснование:
Предлагаемая редакция приводится в соответствие со статьей 16 Закона о здравоохранении.
6. Абзац второй пункта 2 статьи 231 проекта после слова «Креста» дополнить словами «, учреждениями уголовно-исполнительной системы».
Обоснование:
В тюрьмах, СИЗО и ЛТП имеются медицинские части, как структурные подразделения, но данные государственные учреждения не являются организациями здравоохранения, при этом они оказывают медицинскую помощь, и это является не право учреждения уголовно-исполнительной системы, а обязанностью по обеспечению такой помощью своего контингента.
7. В статье 339 проекта:
7.1. пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
«информацию о согласовании открытия аптеки с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом – для принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии на осуществление лицензируемой деятельности, составлять которую будут работы и (или) услуги, связанные с розничной реализацией лекарственных средств»;
Обоснование:
С целью анализа целесообразности размещения аптек в том или ином месте с точки зрения доступности лекарственной помощи населению, а также расположения уже работающих близлежащих аптек.
7.2. абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:
«3. Для получения лицензии на розничную реализацию лекарственных средств медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах соискателем дополнительно к документам, указанным в статье 21 настоящего Закона, представляются:».
Обоснование:
Розничная реализация лекарственных средств в организации здравоохранения или ее структурном подразделении, расположенных в сельской местности, осуществляется медицинским работником (по договору подряда) на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, которая выдается республиканскому унитарному предприятию «БЕЛФАРМАЦИЯ», «Минская Фармация», «Фармация».
Надежда Зеленкова
0
23.04.2020
ст. 260 Грубые нарушения, абзац "Применение тарифов (ставок), отличных от установленных законодательством на риэлтерские услуги"  -  СЛЕДУЕТ ИСКЛЮЧИТЬ.
А тарифы - отменить, они абсурдны и лишены всякой логики.
В них нет описания, состава работ, обоснований.

Например: Услуга "Реклама - 5 б.в." (что сегодня составляет 135 рублей)
А что входит в услугу "Реклама" - нет разъяснений.
Какая реклама: простая или спецпозиция на сайте, или в газете, или расклейка на подъездах, или растяжка?
Где: на одном сайте или на 30-ти?
Какой продолжительности: одну неделю или 6 месяцев? и т.д.

Другой пример: "Продажа дачи - 3% от стоимости объекта".
При стоимости дачи 3000-15000 $  тариф будет составлять  90-450 $ по курсу.
При этом в тарифе учтено: консультация - 3 б.в., предоставление информации о спросе и предложении - 15 б.в., подбор вариантов - 45 б.в., организация и проведение согласований условий предстоящей сделки - 20 б.в., оказание помощи в подготовке доументов - 35 б.в. Итого на 118 б.в., что составляет 3186 рублей.

и т.д.
Алексей
0
23.04.2020
В связи с во избежания двусмысленных трактовок и неточностей необходимо уточнить содержание статей 182 и 184  предлагаемого законопроекта и предлагаю их скорректировать в следующем виде:
абзац 2 статьи 182 читать в следующей редакции: "наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании объекта (места) выполнения работ и (или) оказания услуг, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; допускается использование объекта (места) выполнения работ и (или) оказания услуг несколькими юридическими (физическими) лицами на основании заключенных между ними договоров (договор хранения, аренды и т.д.)."
пункт 1 статьи 184 читать в следующей редакции: "Для получения, изменения лицензии соискателем лицензии, лицензиатом дополнительно представляются:
копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании объекта (места) выполнения работ и (или) оказания услуг;
заключение органа (организации), обеспечивающего в порядке, установленном законодательством, безопасность (охрану) объекта (места) выполнения работ и (или) оказания услуг, подтверждающее его соответствие необходимым для осуществления лицензируемой деятельности требованиям к технической укрепленности, а также оснащению системами и средствами охраны, либо подписанный договор (договор хранения, аренды и т.д.) с организацией, оказывающей соответствующие услуги, имеющей заключение органа (организации), обеспечивающего в порядке, установленном законодательством, безопасность (охрану) объекта (места) выполнения работ и (или) оказания услуг, подтверждающее его соответствие необходимым для осуществления деятельности (в т.ч. лицензируемой) требованиям к технической укрепленности."
Евгений Тур
0
23.04.2020
Предлагаю исключить лицензирование медицинской деятельности для ИП по специальности, соответствующей занимаемой должности в государственном учреждении, если медицинская деятельность ИП не связана с инвазивными манипуляциями (нарушающими целостность кожных и слизистых) кроме инъекций и инфузий, не связана с использованием наркозных средств и с использованием диагностического оборудования (рентгеновских установок). Чтоб хирург мог осматривать и консультировать дома больных (но не проводить хирургические операции на дому); чтоб терапевт мог дома заниматься диагностикой и терапевтическим лечением (в том числе, производить инфузии); чтоб медицинская сестра могла осуществлять медицинский массаж на дому; в свободное от работы в государственном медицинском учреждении время. Это позволит решить сразу несколько вопросов: 1) Привлечь к работе в государственных медицинских учреждениях врачей и медсестёр. 2) Без каких-либо затрат со стороны государства, улучшить финансовое положение медработников и приблизить его к европейскому уровню. 3) Получить дополнительные налоговые поступления в бюджет. 4) Развить в стране медицинский туризм: привлечь в Беларусь на лечение больше иностранцев. 5) Привлечь в страну квалифицированных иммигрантов - врачей и медсестёр - без затрат на обучение этих специалистов.
Василий
0
23.04.2020
П. 5 ст. 34.
Предлагается  изложить первое предложение п. 5 ст. 34: Не имеют права осуществлять экспертизу юридические и физические лица, находящиеся в гражданско-правовых (за исключением договорных отношений в соответствии с п. 2 настоящей статьи) и (или) трудовых отношениях с соискателем лицензии, лицензиатом.
Обоснование:
Логика данной нормы понятна (исключение ангажированности). В то же самое время норма сформулирована не однозначно, поскольку п.2 ст.34 напрямую устанавливает необходимость заключения договора (гражданско-правового) между лицом, проводящим экспертизу и соискателем/лицензиатом.

Абз. 1 ч. 2 п. 1 ст. 49 изложить в следующей редакции:
Под юридическими услугами следует понимать возмездное оказание услуг юридическим и физическим лицам и индивидуальным предпринимателям по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и ликвидацией юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, включающих:
Обоснование:
Очень часто участниками/акционерами/собственниками имущества/членами органов управления юридических лиц являются именно физические лица, которым нужны юридические услуги как на стадии до создания юридического лица/регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так и в процессе осуществления предпринимательской/иной деятельности. В этой связи, исключение возможности оказания физическим лицам услуг, связанных с созданием, деятельностью и ликвидацией юридического лица, осуществлением и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя существенно ограничит возможности таких физических лиц получить качественные юридические услуги от исполнителей, имеющих длительный опыт оказания таких услуг. Адвокаты, в большинстве случаев, не специализируются в сфере корпоративного/хозяйственного права – это как раз-таки специализация юристов-лицензиатов. Предложенная редакция существенно ограничивает возможности физических лиц на выбор исполнителя услуг по вопросу создания и деятельности организации, а также по иным правовым вопросам ведения предпринимательской деятельности.

Абз. 8 ч. 2 п. 1 ст. 49 изложить в следующей редакции:
представление интересов заказчиков в экономических, третейских и международных арбитражных (третейских) судах
Обоснование:
В настоящее время сложилась довольно неоднозначная ситуация с оказанием услуг субъектам хозяйствования. По нашему опыту в большинстве случаев юридические услуги в области хозяйственного права оказываются лицами, имеющими лицензию на оказание юридических услуг. Адвокаты (кроме «бывших» лицензиатов - и их не так много) редко работают с юридическим лицами/индивидуальными предпринимателями. Лица, имеющие лицензию на оказание юридических услуг, сопровождают деятельность субъектов хозяйствования по всем юридическим вопросам в деятельности организации: договорные отношения, вопросы законодательных ограничений при ведении бизнеса (специальные условия или требования), консультации в отношении отдельных сделок, ситуаций при ведении хозяйственной (в т.ч. таможенное, административное, налоговое, законодательство о бухгалтерском учете и т.д. законодательство), сопровождение при проверках государственных органов (включая, составление возражений по акту проверок, и т.д.), вся досудебная работа по взысканию задолженности (изучение и анализ документов, обоснование правовой позиции, составление претензий, исковых заявлений на основании анализа документов и ситуации).Кроме того, лица, оказывающие юридические услуги, представляют интересы клиента перед любыми третьими лицами (в том числе перед органами государственного управления – например, при направлении обращений по разъяснению законодательства и т.д.).
Но как только дело доходит до защиты интересов заказчика и представления его интересов перед правоприменительными органами (например, представить заказчика в административном процессе по вопросу несвоевременной уплаты налогов, представительство в таможенном органе, представительство в экономическом суде при подаче искового заявления, обжаловании  и даже при подаче заявления о возбуждении приказного производства, в котором по сути нет спора о праве и оно рассматривается без вызова сторон) заказчик вынужден обращаться только к адвокатам. Такая ситуация, во-первых, существенно ограничивает право заказчика на получение правовой помощи; во-вторых, влечет за собой дополнительные временные и финансовые издержки заказчика. Более того, очень нелогична позиция законодателя в данном вопросе, поскольку согласно ст. 76 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, представителем юридического лица может быть любой работник данного юридического лица (директор, бухгалтер и т.д.), вместе с тем лицо, профессионально оказывающее юридические услуги, не может быть представителем.

Василий Бабарико
Екатерина Семенец
0
24.04.2020
Необходимо ввести лицензирование реализации образовательных программ дошкольного и общего среднего образования, поскольку учреждения (особенно частной формы собственности) реализующие данные программы являются важными объектами социальной сферы и требуют повышенного внимания и контроля со стороны государства. дополнить часть 1 статьи 243 абзацем следующего содержания: "реализация образовательных программ дошкольного и общего среднего образования".