Замечания и предложения Ассоциации «БАМАП» по разделу II, главы 13 «Деятельность в области автомобильного транспорта» проекта Закона Республики Беларусь «О лицензировании»
1. Долицензионные требования
1.1. Наличие транспортных средств для осуществления лицензируемой деятельности
Предложение
Пункт 1 статьи 70 «Долицензионные требования» изложить в следующей редакции:
«1. Общие требования - наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, которые намерен выполнять (оказывать) соискатель лицензии), отвечающего требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;».
Обоснование
Пунктом 1 статьи 70 проекта Закона предусматривается общее для всех соискателей лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта требование - наличие на праве собственности или ином законном основании (кроме аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации) не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ или услуг, составляющих лицензируемую деятельность).
Понятие «иное законное основание» может трактоваться как право хозяйственного ведения, оперативного управления, а также аренда (лизинг) транспортного средства.
Таким образом, в случае заявления одного арендованного транспортного средства при допуске к осуществлению лицензируемого вида деятельности, соискатель лицензии фактически не несет никаких финансовых обременений.
Полагаем, использование одного арендованного транспортного средства (как это допускает общее долицензионное требование) может повлиять на безопасность осуществления вида деятельности с точки зрения причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественным и государственным интересам, что в свою очередь, не отвечает целям лицензирования.
Исходя из имеющегося опыта работы Ассоциации «БАМАП» с транспортными компаниями, осуществляющими международные перевозки грузов, именно организации, имеющие в своем парке только арендованные транспортные средства, создавали так называемые «фирмы-однодневки». В целях минимизации совершения нарушений осуществления данного вида деятельности, Ассоциацией «БАМАП» были приняты привентивные меры и ужесточены условия допуска к процедуре МДП и пользованию книжками МДП. Это позволило практически исключить нарушение Конвенции МДП белорусскими транспортными компаниями именно за счет того, что был введен порог по наличию не менее 25 % собственных транспортных средств от общего их количества, а также наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя основных средств и иного имущества в сумме не менее 40 000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком на день обращения за выдачей разрешения на допуск (Положение о порядке выдачи разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, внесения в него изменений, приостановления, прекращения действия разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2016 . № 1026).
Предлагаем перенять положительный опыт, имеющийся в работе с организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими процедуру МДП.
1.2. применение международного опыта при допуске к рынку международных автомобильных перевозок грузов
Предложение
С учетом изложенных в пункте 1.1. предложений пункт 1 статьи 70 «Долицензионные требования» изложить в следующей редакции:
«1. Общие требования:
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, которые намерен выполнять (оказывать) соискатель лицензии), отвечающего требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;
соответствие финансового состояния соискателя лицензии на выполнение международных автомобильных перевозок грузов требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов.».
Связанную с данным положением часть первую статьи 72 «Документы, представляемые для получения, изменения лицензии» дополнить абзацем следующего содержания:
«документы, подтверждающие соответствие финансового состояния юридического лица, индивидуального предпринимателя, намеренного выполнять международные автомобильные перевозки грузов, требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов;».
Обоснование
Общими правилами в отношении условий получения разрешения на осуществление деятельности в качестве оператора дорожных перевозок, утвержденными Постановлением (EC) № 1071/2009 Европейского Парламента и Совета от 21 октября 2009 года предусматривается, что при допуске к рынку международных автомобильных перевозок грузов перевозчик должен подтвердить соблюдение минимальных критериев, к которым относятся:
удовлетворительное финансовое состояние, т.е. наличие капитала и резервов, общий размер которых составляет не менее 9000 евро при использовании только одного транспортного средства, и 5000 евро за каждое дополнительное транспортное средство;
хорошая деловая репутация;
профессиональная компетентность.
Данный опыт был использован и в законодательстве Республики Беларусь. Аналогичные требования предъявляются к автомобильным перевозчикам при выполнении международных перевозок грузов, но не при допуске к рынку (при получении лицензии), как это происходит в Европейском союзе.
Так, частью седьмой статьи 18 Закона Республики Беларусь от 14.08.2008 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон) определено, что автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен отвечать критериям деловой репутации и финансового состояния, установленным Правилами автомобильных перевозок грузов, а также привлекать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством.
В статье 16 Закона установлено общее для всех автомобильных перевозчиков (выполняющих перевозки и грузов, и пассажиров) обязанность назначить лицо (лиц), ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок.
Главой 36 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970 (далее – Правила) определен порядок подтверждения установленным Законом требованиям к автомобильным перевозчикам при выполнении автомобильных перевозок грузов.
Часть из этих требований - наличие в штате назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством, а также привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством, (т.е. профессиональная компетентность) – являются в соответствии с проектом долицензионными и лицензионными.
Требованиям деловой репутации в соответствии с положениями, закрепленными в Правилах автомобильных перевозок грузов, должна соответствовать только часть автомобильных перевозчиков, а именно те, кто выполняет международные автомобильные перевозок грузов с использованием разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, выдаваемых для проезда по территории нескольких иностранных государств, т.е. с использованием разрешений ЕКМТ.
В тоже время критерию финансового состояния должны соответствовать все автомобильные перевозчики при выполнении международных автомобильных перевозок грузов.
Полагаем, с учетом опыта Европейского союза, оцениваться данный критерий должен лицензирующим органом при принятии решения о соответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям и, в последующем – лицензионным требованиям.
Справочно
Правила автомобильных перевозок грузов:
334. Автомобильный перевозчик не должен находиться в процессе ликвидации или быть признанным в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом). У него должен иметься штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение автомобильных перевозок грузов, водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными актами законодательства Республики Беларусь.
335. Автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к требованиям пункта 334 настоящих Правил должен привлекать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством, и отвечать критериям финансового состояния, установленным в пункте 335-2 настоящих Правил, а при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, выдаваемых для проезда по территории нескольких иностранных государств, - также отвечать критериям деловой репутации, установленным в пункте 335-1 настоящих Правил.
335-2. Для подтверждения своего финансового состояния автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, являющийся:
юридическим лицом, должен иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основные средства и иные активы, стоимость которых эквивалентна сумме не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее;
индивидуальным предпринимателем, должен иметь в собственности имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) на сумму не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее.
Документами, подтверждающими финансовое состояние автомобильного перевозчика, являются для:
юридических лиц - бухгалтерский баланс;
индивидуальных предпринимателей - документы, подтверждающие наличие в собственности имущества, указанного в абзаце третьем части первой настоящего пункта.
В случае недостаточности основных средств и иных активов юридического лица согласно показателям бухгалтерского баланса или имущества индивидуального предпринимателя согласно подтверждающим документам автомобильный перевозчик может дополнительно представлять гарантию банка.
Документы, подтверждающие финансовое состояние автомобильного перевозчика, передаются автомобильным перевозчиком в Министерство транспорта и коммуникаций или в уполномоченную им организацию в порядке и сроки, устанавливаемые Министерством транспорта и коммуникаций.
2 Лицензионные требования.
2.1. Приведение норм проекта в соответствие с положениями Декрета от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства»
Предложение
Пункт 4 ст. 71 и изложить его в следующей редакции:
«4. Обеспечение допуска:
к выполнению перевозок пассажиров водителей, прошедших предрейсовое медицинское обследование перед началом работы и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование);
к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей после проведения контроля на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ;
транспортных средств с пройденным предрейсовым контролем технического состояния.».
Обоснование
Пунктом 4 статьи 71 предусматривается в качестве лицензионного требования обеспечение допуска к выполнению перевозок водителей, прошедших предрейсовое медицинское обследование перед началом работы и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), без разграничений на виды перевозок (грузов или пассажиров).
Вместе с тем, в соответствии с абз. 5 подп. 4.5 п. 4 Декрета от 23.11.2017 N 7 "О развитии предпринимательства" субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности производят контроль состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ (далее - состояние опьянения), перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, без проведения предрейсовых обследований.
Таким образом, перед выездом в рейс при допуске водителей к выполнению международной автомобильной перевозки грузов предрейсовое медицинское обследование перед началом работы не производится, а осуществляется контроль состояния опьянения.
2.2. Обязательство лицензиата об актуализации документов и сведений, представляемых для получения лицензии
Предложение
В статье 72:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«список транспортных средств, заявляемых для осуществления лицензируемой деятельности (с указанием категории, марок, регистрационных знаков, года выпуска, разрешенной максимальной массы, грузоподъемности (пассажировместимости)), экологического класса, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций, с приложением копий документов, заверенных соискателем лицензии, подтверждающих заявленные сведения (свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), документов, подтверждающих соответствие транспортных средств экологическим и техническим требованиям и выданных заводом-изготовителем транспортных средств, сертификатов технического контроля, выдаваемых при подтверждении соответствия транспортных средств техническим нормам ЕКМТ).»
дополнить частью следующего содержания:
«При изменении документов и (или) сведений, указанных в части первой настоящей статьи, лицензиат представляет в структурное подразделение, подчиненную организацию измененные документы и сведения в порядке и сроки, установленные законодательством.».
Обоснование:
Основными долицензионными и лицензионными требованиями для осуществления деятельности в области автомобильного транспорта являются наличие:
подвижного состава (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, отвечающего требованиям нормативных правовых актов;
персонала, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям законодательства.
Требования к лицам, ответственным за организацию международных автомобильных перевозок, а также порядок подтверждения их профессиональной компетентности, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 971, пунктом 1.3. которого определено, что лицо, ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок, обязано повышать свою квалификацию в учреждении образования, осуществляющем переподготовку и повышение квалификации лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок, не реже одного раза в пять лет. При смене лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, а также окончания срока действия свидетельства, подтверждающего его профессиональную компетентность, отсутствует обязанность лицензиата информировать лицензирующий орган. Отдельные субъекты хозяйствования пользуются отсутствием такой обязанности до проверки его деятельности Транспортной инспекцией, могут злоупотреблять возможностью осуществлять лицензируемый вид деятельности в отсутствие обученного сотрудника.
Список подвижного состава, на котором выполняется деятельность в области автомобильного транспорта, также постоянно меняется, однако, обязательство лицензиата представлять в лицензирующий орган обновленные сведения, отсутствует.
Таким образом, предлагаемые дополнения позволят лицензирующему органу, структурному подразделению, подчиненной организации проводить документальный контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований.
С учетом изложенного в пункте 1.2. предложений сводную редакцию статьи 72 предлагается изложить в следующей редакции (дополнения выделены жирным шрифтом):
«Для получения лицензии дополнительно представляются:
документы, подтверждающие назначение лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок (кроме индивидуального предпринимателя, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством);
документы, подтверждающие соответствие уровня профессиональной подготовки лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, либо индивидуального предпринимателя требованиям, установленным законодательством;
документы, подтверждающие соответствие финансового состояния юридического лица, индивидуального предпринимателя, намеренного выполнять международные автомобильные перевозки грузов, требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов;
список транспортных средств, заявляемых для осуществления лицензируемой деятельности (с указанием категории, марок, регистрационных знаков, года выпуска, разрешенной максимальной массы, грузоподъемности (пассажировместимости)), экологического класса, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций, с приложением копий документов, заверенных соискателем лицензии, подтверждающих заявленные сведения (свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), документов, подтверждающих соответствие транспортных средств экологическим и техническим требованиям и выданных заводом-изготовителем транспортных средств, сертификатов технического контроля, выдаваемых при подтверждении соответствия транспортных средств техническим нормам ЕКМТ).
При изменении документов и (или) сведений, указанных в части первой настоящей статьи, лицензиат представляет в структурное подразделение, подчиненную организацию измененные документы и сведения в порядке и сроки, установленные законодательством.».
1. Долицензионные требования
1.1. Наличие транспортных средств для осуществления лицензируемой деятельности
Предложение
Пункт 1 статьи 70 «Долицензионные требования» изложить в следующей редакции:
«1. Общие требования - наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, которые намерен выполнять (оказывать) соискатель лицензии), отвечающего требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;».
Обоснование
Пунктом 1 статьи 70 проекта Закона предусматривается общее для всех соискателей лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта требование - наличие на праве собственности или ином законном основании (кроме аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации) не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ или услуг, составляющих лицензируемую деятельность).
Понятие «иное законное основание» может трактоваться как право хозяйственного ведения, оперативного управления, а также аренда (лизинг) транспортного средства.
Таким образом, в случае заявления одного арендованного транспортного средства при допуске к осуществлению лицензируемого вида деятельности, соискатель лицензии фактически не несет никаких финансовых обременений.
Полагаем, использование одного арендованного транспортного средства (как это допускает общее долицензионное требование) может повлиять на безопасность осуществления вида деятельности с точки зрения причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественным и государственным интересам, что в свою очередь, не отвечает целям лицензирования.
Исходя из имеющегося опыта работы Ассоциации «БАМАП» с транспортными компаниями, осуществляющими международные перевозки грузов, именно организации, имеющие в своем парке только арендованные транспортные средства, создавали так называемые «фирмы-однодневки». В целях минимизации совершения нарушений осуществления данного вида деятельности, Ассоциацией «БАМАП» были приняты привентивные меры и ужесточены условия допуска к процедуре МДП и пользованию книжками МДП. Это позволило практически исключить нарушение Конвенции МДП белорусскими транспортными компаниями именно за счет того, что был введен порог по наличию не менее 25 % собственных транспортных средств от общего их количества, а также наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя основных средств и иного имущества в сумме не менее 40 000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком на день обращения за выдачей разрешения на допуск (Положение о порядке выдачи разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, внесения в него изменений, приостановления, прекращения действия разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2016 . № 1026).
Предлагаем перенять положительный опыт, имеющийся в работе с организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими процедуру МДП.
1.2. применение международного опыта при допуске к рынку международных автомобильных перевозок грузов
Предложение
С учетом изложенных в пункте 1.1. предложений пункт 1 статьи 70 «Долицензионные требования» изложить в следующей редакции:
«1. Общие требования:
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, которые намерен выполнять (оказывать) соискатель лицензии), отвечающего требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;
соответствие финансового состояния соискателя лицензии на выполнение международных автомобильных перевозок грузов требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов.».
Связанную с данным положением часть первую статьи 72 «Документы, представляемые для получения, изменения лицензии» дополнить абзацем следующего содержания:
«документы, подтверждающие соответствие финансового состояния юридического лица, индивидуального предпринимателя, намеренного выполнять международные автомобильные перевозки грузов, требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов;».
Обоснование
Общими правилами в отношении условий получения разрешения на осуществление деятельности в качестве оператора дорожных перевозок, утвержденными Постановлением (EC) № 1071/2009 Европейского Парламента и Совета от 21 октября 2009 года предусматривается, что при допуске к рынку международных автомобильных перевозок грузов перевозчик должен подтвердить соблюдение минимальных критериев, к которым относятся:
удовлетворительное финансовое состояние, т.е. наличие капитала и резервов, общий размер которых составляет не менее 9000 евро при использовании только одного транспортного средства, и 5000 евро за каждое дополнительное транспортное средство;
хорошая деловая репутация;
профессиональная компетентность.
Данный опыт был использован и в законодательстве Республики Беларусь. Аналогичные требования предъявляются к автомобильным перевозчикам при выполнении международных перевозок грузов, но не при допуске к рынку (при получении лицензии), как это происходит в Европейском союзе.
Так, частью седьмой статьи 18 Закона Республики Беларусь от 14.08.2008 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон) определено, что автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен отвечать критериям деловой репутации и финансового состояния, установленным Правилами автомобильных перевозок грузов, а также привлекать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством.
В статье 16 Закона установлено общее для всех автомобильных перевозчиков (выполняющих перевозки и грузов, и пассажиров) обязанность назначить лицо (лиц), ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок.
Главой 36 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970 (далее – Правила) определен порядок подтверждения установленным Законом требованиям к автомобильным перевозчикам при выполнении автомобильных перевозок грузов.
Часть из этих требований - наличие в штате назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством, а также привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством, (т.е. профессиональная компетентность) – являются в соответствии с проектом долицензионными и лицензионными.
Требованиям деловой репутации в соответствии с положениями, закрепленными в Правилах автомобильных перевозок грузов, должна соответствовать только часть автомобильных перевозчиков, а именно те, кто выполняет международные автомобильные перевозок грузов с использованием разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, выдаваемых для проезда по территории нескольких иностранных государств, т.е. с использованием разрешений ЕКМТ.
В тоже время критерию финансового состояния должны соответствовать все автомобильные перевозчики при выполнении международных автомобильных перевозок грузов.
Полагаем, с учетом опыта Европейского союза, оцениваться данный критерий должен лицензирующим органом при принятии решения о соответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям и, в последующем – лицензионным требованиям.
Справочно
Правила автомобильных перевозок грузов:
334. Автомобильный перевозчик не должен находиться в процессе ликвидации или быть признанным в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом). У него должен иметься штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение автомобильных перевозок грузов, водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными актами законодательства Республики Беларусь.
335. Автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к требованиям пункта 334 настоящих Правил должен привлекать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством, и отвечать критериям финансового состояния, установленным в пункте 335-2 настоящих Правил, а при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, выдаваемых для проезда по территории нескольких иностранных государств, - также отвечать критериям деловой репутации, установленным в пункте 335-1 настоящих Правил.
335-2. Для подтверждения своего финансового состояния автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, являющийся:
юридическим лицом, должен иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основные средства и иные активы, стоимость которых эквивалентна сумме не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее;
индивидуальным предпринимателем, должен иметь в собственности имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) на сумму не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее.
Документами, подтверждающими финансовое состояние автомобильного перевозчика, являются для:
юридических лиц - бухгалтерский баланс;
индивидуальных предпринимателей - документы, подтверждающие наличие в собственности имущества, указанного в абзаце третьем части первой настоящего пункта.
В случае недостаточности основных средств и иных активов юридического лица согласно показателям бухгалтерского баланса или имущества индивидуального предпринимателя согласно подтверждающим документам автомобильный перевозчик может дополнительно представлять гарантию банка.
Документы, подтверждающие финансовое состояние автомобильного перевозчика, передаются автомобильным перевозчиком в Министерство транспорта и коммуникаций или в уполномоченную им организацию в порядке и сроки, устанавливаемые Министерством транспорта и коммуникаций.
2 Лицензионные требования.
2.1. Приведение норм проекта в соответствие с положениями Декрета от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства»
Предложение
Пункт 4 ст. 71 и изложить его в следующей редакции:
«4. Обеспечение допуска:
к выполнению перевозок пассажиров водителей, прошедших предрейсовое медицинское обследование перед началом работы и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование);
к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей после проведения контроля на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ;
транспортных средств с пройденным предрейсовым контролем технического состояния.».
Обоснование
Пунктом 4 статьи 71 предусматривается в качестве лицензионного требования обеспечение допуска к выполнению перевозок водителей, прошедших предрейсовое медицинское обследование перед началом работы и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), без разграничений на виды перевозок (грузов или пассажиров).
Вместе с тем, в соответствии с абз. 5 подп. 4.5 п. 4 Декрета от 23.11.2017 N 7 "О развитии предпринимательства" субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности производят контроль состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ (далее - состояние опьянения), перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, без проведения предрейсовых обследований.
Таким образом, перед выездом в рейс при допуске водителей к выполнению международной автомобильной перевозки грузов предрейсовое медицинское обследование перед началом работы не производится, а осуществляется контроль состояния опьянения.
2.2. Обязательство лицензиата об актуализации документов и сведений, представляемых для получения лицензии
Предложение
В статье 72:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«список транспортных средств, заявляемых для осуществления лицензируемой деятельности (с указанием категории, марок, регистрационных знаков, года выпуска, разрешенной максимальной массы, грузоподъемности (пассажировместимости)), экологического класса, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций, с приложением копий документов, заверенных соискателем лицензии, подтверждающих заявленные сведения (свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), документов, подтверждающих соответствие транспортных средств экологическим и техническим требованиям и выданных заводом-изготовителем транспортных средств, сертификатов технического контроля, выдаваемых при подтверждении соответствия транспортных средств техническим нормам ЕКМТ).»
дополнить частью следующего содержания:
«При изменении документов и (или) сведений, указанных в части первой настоящей статьи, лицензиат представляет в структурное подразделение, подчиненную организацию измененные документы и сведения в порядке и сроки, установленные законодательством.».
Обоснование:
Основными долицензионными и лицензионными требованиями для осуществления деятельности в области автомобильного транспорта являются наличие:
подвижного состава (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, отвечающего требованиям нормативных правовых актов;
персонала, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям законодательства.
Требования к лицам, ответственным за организацию международных автомобильных перевозок, а также порядок подтверждения их профессиональной компетентности, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 971, пунктом 1.3. которого определено, что лицо, ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок, обязано повышать свою квалификацию в учреждении образования, осуществляющем переподготовку и повышение квалификации лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок, не реже одного раза в пять лет. При смене лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, а также окончания срока действия свидетельства, подтверждающего его профессиональную компетентность, отсутствует обязанность лицензиата информировать лицензирующий орган. Отдельные субъекты хозяйствования пользуются отсутствием такой обязанности до проверки его деятельности Транспортной инспекцией, могут злоупотреблять возможностью осуществлять лицензируемый вид деятельности в отсутствие обученного сотрудника.
Список подвижного состава, на котором выполняется деятельность в области автомобильного транспорта, также постоянно меняется, однако, обязательство лицензиата представлять в лицензирующий орган обновленные сведения, отсутствует.
Таким образом, предлагаемые дополнения позволят лицензирующему органу, структурному подразделению, подчиненной организации проводить документальный контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований.
С учетом изложенного в пункте 1.2. предложений сводную редакцию статьи 72 предлагается изложить в следующей редакции (дополнения выделены жирным шрифтом):
«Для получения лицензии дополнительно представляются:
документы, подтверждающие назначение лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок (кроме индивидуального предпринимателя, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством);
документы, подтверждающие соответствие уровня профессиональной подготовки лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, либо индивидуального предпринимателя требованиям, установленным законодательством;
документы, подтверждающие соответствие финансового состояния юридического лица, индивидуального предпринимателя, намеренного выполнять международные автомобильные перевозки грузов, требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов;
список транспортных средств, заявляемых для осуществления лицензируемой деятельности (с указанием категории, марок, регистрационных знаков, года выпуска, разрешенной максимальной массы, грузоподъемности (пассажировместимости)), экологического класса, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций, с приложением копий документов, заверенных соискателем лицензии, подтверждающих заявленные сведения (свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), документов, подтверждающих соответствие транспортных средств экологическим и техническим требованиям и выданных заводом-изготовителем транспортных средств, сертификатов технического контроля, выдаваемых при подтверждении соответствия транспортных средств техническим нормам ЕКМТ).
При изменении документов и (или) сведений, указанных в части первой настоящей статьи, лицензиат представляет в структурное подразделение, подчиненную организацию измененные документы и сведения в порядке и сроки, установленные законодательством.».
Правовой форум