Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О лицензировании»
Обсуждение проекта
Светлана Маковская
0
04.05.2020
Замечания и предложения Ассоциации «БАМАП» по разделу II, главы 13 «Деятельность в области автомобильного транспорта» проекта Закона Республики Беларусь «О лицензировании»

1. Долицензионные требования
1.1. Наличие транспортных средств для осуществления лицензируемой деятельности
Предложение
Пункт 1 статьи 70 «Долицензионные требования» изложить в следующей редакции:
«1. Общие требования - наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, которые намерен выполнять (оказывать) соискатель лицензии), отвечающего требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;».
Обоснование
Пунктом 1 статьи 70 проекта Закона предусматривается общее для всех соискателей лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта требование  - наличие на праве собственности или ином законном основании (кроме аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации) не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ или услуг, составляющих лицензируемую деятельность).
Понятие «иное законное основание» может трактоваться как право хозяйственного ведения, оперативного управления, а также аренда (лизинг) транспортного средства.
Таким образом, в случае заявления одного арендованного транспортного средства при допуске к осуществлению лицензируемого вида деятельности, соискатель лицензии фактически не несет никаких финансовых обременений.
Полагаем, использование одного арендованного транспортного средства (как это допускает общее долицензионное требование) может повлиять  на безопасность осуществления вида деятельности с точки зрения причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественным и государственным интересам, что в свою очередь, не отвечает целям лицензирования.
Исходя из имеющегося опыта работы Ассоциации «БАМАП» с транспортными компаниями, осуществляющими международные перевозки грузов, именно организации, имеющие в своем парке только арендованные транспортные средства, создавали так называемые «фирмы-однодневки». В целях минимизации совершения нарушений осуществления данного вида деятельности, Ассоциацией «БАМАП» были приняты привентивные меры и ужесточены условия допуска к процедуре МДП и пользованию книжками МДП. Это позволило практически исключить нарушение Конвенции МДП белорусскими транспортными компаниями именно за счет того, что был введен порог по наличию не менее  25 %  собственных транспортных средств от общего их количества, а также наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя основных средств и иного имущества в сумме не менее 40 000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком на день обращения за выдачей разрешения на допуск (Положение о порядке выдачи разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, внесения в него изменений, приостановления, прекращения действия разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2016 . № 1026).
Предлагаем перенять положительный опыт, имеющийся в работе с организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими процедуру МДП.

1.2. применение международного опыта при допуске к рынку международных автомобильных перевозок грузов
Предложение
С учетом изложенных в пункте 1.1.  предложений пункт 1 статьи 70 «Долицензионные требования» изложить в следующей редакции:
«1. Общие требования:
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, которые намерен выполнять (оказывать) соискатель лицензии), отвечающего требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;
соответствие финансового состояния соискателя лицензии на выполнение международных автомобильных перевозок грузов требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов.».
Связанную с данным положением часть первую статьи 72 «Документы, представляемые для получения, изменения лицензии» дополнить абзацем следующего содержания:
«документы, подтверждающие соответствие финансового состояния юридического лица, индивидуального предпринимателя, намеренного выполнять международные автомобильные перевозки грузов, требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов;».
Обоснование
Общими правилами в отношении условий получения разрешения на осуществление деятельности в качестве оператора дорожных перевозок, утвержденными Постановлением (EC) № 1071/2009 Европейского Парламента и Совета от 21 октября 2009 года предусматривается, что при допуске к рынку международных автомобильных перевозок грузов перевозчик должен подтвердить соблюдение минимальных критериев, к которым относятся:
удовлетворительное финансовое состояние, т.е. наличие капитала и резервов, общий размер которых составляет не менее 9000 евро при использовании только одного транспортного средства, и 5000 евро за каждое дополнительное транспортное средство;
хорошая деловая репутация;
профессиональная компетентность.  
Данный опыт был использован и в законодательстве Республики Беларусь. Аналогичные требования предъявляются к автомобильным перевозчикам при выполнении международных перевозок грузов, но не  при допуске к рынку (при получении лицензии), как это происходит в Европейском союзе.
Так, частью седьмой статьи 18 Закона Республики Беларусь от 14.08.2008 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон) определено, что автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен отвечать критериям деловой репутации и финансового состояния, установленным Правилами автомобильных перевозок грузов, а также привлекать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством.
В статье 16 Закона установлено общее для всех автомобильных перевозчиков (выполняющих перевозки и грузов, и пассажиров) обязанность  назначить лицо (лиц), ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок.
Главой 36 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970 (далее – Правила) определен  порядок подтверждения установленным Законом требованиям к автомобильным перевозчикам при выполнении автомобильных перевозок грузов.
Часть из этих требований - наличие в штате назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством, а также привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством, (т.е. профессиональная компетентность)  – являются в соответствии с проектом долицензионными и лицензионными.
Требованиям деловой репутации в соответствии с положениями, закрепленными в Правилах автомобильных перевозок грузов, должна соответствовать только часть автомобильных перевозчиков, а именно те, кто  выполняет международные автомобильные перевозок грузов с использованием разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, выдаваемых для проезда по территории нескольких иностранных государств, т.е. с использованием разрешений ЕКМТ.
В тоже время критерию финансового состояния должны соответствовать все автомобильные перевозчики при выполнении международных автомобильных перевозок грузов.
Полагаем, с учетом опыта Европейского союза, оцениваться данный критерий должен лицензирующим органом при принятии решения о соответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям и, в последующем – лицензионным требованиям.
Справочно
Правила автомобильных перевозок грузов:
334. Автомобильный перевозчик не должен находиться в процессе ликвидации или быть признанным в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом). У него должен иметься штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение автомобильных перевозок грузов, водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными актами законодательства Республики Беларусь.
335. Автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к требованиям пункта 334 настоящих Правил должен привлекать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством, и отвечать критериям финансового состояния, установленным в пункте 335-2 настоящих Правил, а при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, выдаваемых для проезда по территории нескольких иностранных государств, - также отвечать критериям деловой репутации, установленным в пункте 335-1 настоящих Правил.

335-2. Для подтверждения своего финансового состояния автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, являющийся:
юридическим лицом, должен иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основные средства и иные активы, стоимость которых эквивалентна сумме не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее;
индивидуальным предпринимателем, должен иметь в собственности имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) на сумму не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее.
Документами, подтверждающими финансовое состояние автомобильного перевозчика, являются для:
юридических лиц - бухгалтерский баланс;
индивидуальных предпринимателей - документы, подтверждающие наличие в собственности имущества, указанного в абзаце третьем части первой настоящего пункта.
В случае недостаточности основных средств и иных активов юридического лица согласно показателям бухгалтерского баланса или имущества индивидуального предпринимателя согласно подтверждающим документам автомобильный перевозчик может дополнительно представлять гарантию банка.
Документы, подтверждающие финансовое состояние автомобильного перевозчика, передаются автомобильным перевозчиком в Министерство транспорта и коммуникаций или в уполномоченную им организацию в порядке и сроки, устанавливаемые Министерством транспорта и коммуникаций.

2 Лицензионные требования.  
2.1. Приведение норм проекта в соответствие с положениями Декрета от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства»
Предложение
Пункт 4 ст. 71 и изложить его в следующей редакции:
«4. Обеспечение допуска:
к выполнению перевозок пассажиров водителей, прошедших предрейсовое медицинское обследование перед началом работы и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование);
к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей после проведения контроля на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ;
транспортных средств с пройденным предрейсовым контролем технического состояния.».
Обоснование
Пунктом 4 статьи 71 предусматривается в качестве лицензионного требования обеспечение допуска к выполнению перевозок водителей, прошедших предрейсовое медицинское обследование перед началом работы и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), без разграничений на виды перевозок (грузов или пассажиров).
Вместе с тем,  в соответствии с абз. 5 подп. 4.5 п. 4  Декрета от 23.11.2017 N 7 "О развитии предпринимательства" субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности производят контроль состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ (далее - состояние опьянения), перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, без проведения предрейсовых обследований.
Таким образом, перед выездом в рейс при допуске водителей к выполнению международной автомобильной перевозки грузов предрейсовое медицинское обследование перед началом работы не производится, а осуществляется контроль состояния опьянения.

2.2. Обязательство лицензиата об актуализации документов и сведений, представляемых для получения лицензии
Предложение
В статье 72:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«список транспортных средств, заявляемых для осуществления лицензируемой деятельности (с указанием категории, марок, регистрационных знаков, года выпуска, разрешенной максимальной массы, грузоподъемности (пассажировместимости)), экологического класса, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций, с приложением копий документов, заверенных соискателем лицензии, подтверждающих заявленные сведения (свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), документов, подтверждающих соответствие транспортных средств экологическим и техническим требованиям и выданных заводом-изготовителем транспортных средств, сертификатов технического контроля, выдаваемых при подтверждении соответствия транспортных средств техническим нормам ЕКМТ).»
дополнить частью следующего содержания:
«При изменении документов и (или) сведений, указанных в части первой настоящей статьи, лицензиат представляет в структурное подразделение, подчиненную организацию измененные документы и сведения в порядке и сроки, установленные законодательством.».
Обоснование:
Основными долицензионными и лицензионными требованиями для осуществления деятельности в области автомобильного транспорта являются наличие:
подвижного состава (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, отвечающего требованиям нормативных правовых актов;
персонала, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям законодательства.
Требования к лицам, ответственным за организацию международных автомобильных перевозок, а также порядок подтверждения их профессиональной компетентности, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 971, пунктом 1.3. которого определено, что лицо, ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок, обязано повышать свою квалификацию в учреждении образования, осуществляющем переподготовку и повышение квалификации лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок, не реже одного раза в пять лет. При  смене лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, а также окончания срока действия свидетельства, подтверждающего его профессиональную компетентность, отсутствует обязанность лицензиата информировать лицензирующий орган. Отдельные субъекты хозяйствования пользуются отсутствием такой обязанности до проверки его деятельности Транспортной инспекцией, могут злоупотреблять возможностью осуществлять лицензируемый вид деятельности в отсутствие обученного сотрудника.
Список подвижного состава, на котором выполняется деятельность в области автомобильного транспорта, также постоянно меняется, однако, обязательство лицензиата представлять в лицензирующий орган обновленные сведения, отсутствует.
Таким образом, предлагаемые дополнения позволят лицензирующему органу, структурному подразделению, подчиненной организации проводить документальный контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований.

С учетом изложенного в пункте 1.2.  предложений сводную редакцию  статьи 72 предлагается изложить в следующей редакции (дополнения выделены жирным шрифтом):
«Для получения лицензии дополнительно представляются:
документы, подтверждающие назначение лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок (кроме индивидуального предпринимателя, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством);
документы, подтверждающие соответствие уровня профессиональной подготовки лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, либо индивидуального предпринимателя требованиям, установленным законодательством;
документы, подтверждающие соответствие финансового состояния юридического лица, индивидуального предпринимателя, намеренного выполнять международные автомобильные перевозки грузов, требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов;
список транспортных средств, заявляемых для осуществления лицензируемой деятельности (с указанием категории, марок, регистрационных знаков, года выпуска, разрешенной максимальной массы, грузоподъемности (пассажировместимости)), экологического класса, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций, с приложением копий документов, заверенных соискателем лицензии, подтверждающих заявленные сведения (свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), документов, подтверждающих соответствие транспортных средств экологическим и техническим требованиям и выданных заводом-изготовителем транспортных средств, сертификатов технического контроля, выдаваемых при подтверждении соответствия транспортных средств техническим нормам ЕКМТ).
При изменении документов и (или) сведений, указанных в части первой настоящей статьи, лицензиат представляет в структурное подразделение, подчиненную организацию измененные документы и сведения в порядке и сроки, установленные законодательством.».
Михаил Легков
4
04.05.2020
Замечания и предложения от компании ООО "Ювелирный завод "ЗОРКА".
По результатам рассмотрения проекта Закона Республики Беларусь «О лицензировании» (далее – проект Закона), вынесенного на общественное обсуждение, считаем возможным высказать нижеследующие замечания и предложения по содержанию главы 25 «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ» проекта Закона:
1. Не смотря на общемировые тенденции и очевидные факторы текущей ситуации, подтверждающие необходимость расширения перечня товаров, возможных к продаже через Интернет, проект Закона, как и действующее Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», не предусматривает возможности осуществления интернет-торговли ювелирными изделиями. В случае невнесения соответствующих изменений в проект Закона продажа в интернет-магазинах ювелирных изделий по-прежнему будет под запретом.
2. Проект Закона ограничивает возможность осуществления розничной или оптовой торговли ювелирными изделиями на иных мероприятиях демонстрационного характера, помимо ярмарок. На практике ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» регулярно участвует в иных мероприятиях, проводимых государственными органами (организациями), дипломатическими представительствами, в целях презентации продукции отечественного производства, однако в отличие от других участников таких мероприятий мы не имеем возможности осуществлять торговлю выставляемыми ювелирными изделиями.  
3. Считаем необходимым единообразно применять используемые в главе 25 проекта Закона термины в отношении объектов (мест) выполнения работ и (или) оказания услуг и не применять в отношении таких объектов (мест) иные термины.
4. Проект Закона (п.2 статьи 181) в перечне видов деятельности с драгоценными металлами и камнями, которые не требуют получения лицензии, не содержит такого вида деятельности как хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, что на практике приводит к вопросам в отношении возможности осуществления хранения драгоценных металлов и драгоценных камней без лицензии.
5. Согласно статье 183 проекта Закона к лицензионным требованиям относится наличие журнала учета сведений о финансовых операциях, правил внутреннего контроля и журнала учета специальных формуляров.
Вместе с тем, Законом Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон) не предусматривается ведение журнала сведения о финансовых операциях.
Абзацем вторым частью второй статьи 16 Закона определено, что государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, определяют требования к правилам внутреннего контроля. В частности, для организаций, осуществляющих деятельность с драгоценными металлами и камнями такие требования определены Инструкций о требованиях к правилам внутреннего контроля лиц, осуществляющих финансовые операции, контроль за деятельностью которых в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утвержденной постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 04.11.2016 № 96 (далее- Инструкция).
Инструкция также не предусматривает ведения лицами, осуществляющими финансовые операции, журнала учета сведений о финансовых операция.
Вместе с тем, отдельные государственные органы предусмотрели в своих нормативных правовых актах необходимость ведения журнала учета сведений о финансовых операциях, исходя из специфики деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции. В частности, частью третей пункта 20 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами и адвокатскими бюро, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 04.10.2016 № 183, определено, что  документальное фиксирование финансовых операций, подлежащих особому контролю, осуществляется лицами, осуществляющими финансовые операции, в пронумерованном, прошнурованном и скрепленном печатью (при наличии) журнале учета сведений о финансовых операциях, который ведется в местах оказания риэлтерских услуг, юридических услуг, юридической помощи.
Таким образом, по-нашему мнению, отнесение к лицензионным требованиям наличие журнала учета сведений о финансовых операциях не учитывает требования законодательства, регулирующего данные отношения в сфере обращения с драгоценными металлами и камнями, а используется в проекте Закона по аналогии с другими видами деятельности (например, по аналогии с субъектами, оказывавшими риэлтерские и юридические услуги). Полагаем, что лицензионное требование о наличии журнала учета сведений о финансовых операциях в стате183 должно быть исключено.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым внести в проект Закона, а именно в главу 25 «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ», следующие изменения и дополнения:
1. Часть первую пункта 2 статьи 181 дополнить абзацем следующего содержания:
«хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.».

2. Абзац четвертый статьи 183 изложить в следующей редакции:
«розничной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и (или) оптовой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями на ярмарках, организуемых в порядке, установленном законодательством, а также на иных мероприятиях демонстрационного характера, организуемых государственными органами и/или организациями, международными организациями, дипломатическими представительствами, в целях презентации продукции белорусского производства;».

3. Абзац пятый статьи 183 изложить в следующей редакции:
«розничной торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями из серебра в нестационарных торговых объектах, расположенных в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), субъектом хозяйствования, имеющим объект (место) выполнения работ и (или) оказания услуг в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях), указанный в лицензии по работе (услуге) ”розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями”;».
4. Статью 183 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
«розничной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями по образцам, в том числе через интернет-магазин в глобальной компьютерной сети Интернет, субъектом хозяйствования, имеющим объект (место) выполнения работ и (или) оказания услуг, указанный в лицензии по работе (услуге) ”розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями“;».
5. Абзац восьмой статьи 183 изложить в следующей редакции:
«наличие правил внутреннего контроля и журнала учета специальных формуляров (для оптовой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, розничной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, скупки драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе).».
6. Абзацы седьмой и восьмой статьи 183 считать абзацами восьмым и девятым соответственно.

7. Абзац второй и третий статьи 186 изложить в следующей редакции:
«розничной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и (или) оптовой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями на ярмарках, организуемых в порядке, установленном законодательством, а также на иных мероприятиях демонстрационного характера, организуемых государственными органами и/или организациями, международными организациями, дипломатическими представительствами, в целях презентации продукции белорусского производства;
розничной торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями из серебра в нестационарных торговых объектах, расположенных в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), субъектом хозяйствования, имеющим объект (место) выполнения работ и (или) оказания услуг в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях), указанный в лицензии по работе (услуге) ”розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями“;».
8. Статью 186 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«розничной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями по образцам, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, субъектом хозяйствования, имеющим объект (место) выполнения работ и (или) оказания услуг, указанный в лицензии по работе (услуге)” розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями“.».
Игорь Соколовский
731
04.05.2020
Модератор новостей,
1. Лицензия определяется как право на осуществление вида деятельности (ст.1 Проекта).
В то же время, в ряде норм термин «лицензия» явно используется уже в смысле «документа», например, в ст.25, где говорится про «изменение лицензии».  
Соответственно, возможно следует в таких случаях говорить об изменении, например, «документа, подтверждающего предоставление лицензии».
2. По п.2 ст.3 – необходимо внимательно «подчистить» все кодексы, упоминающие про лицензирование. В противном случае, норма п.2 в части кодексов не будет действовать, т.к. кодексы имеют бОльшую силу, чем «просто» законы (п.3 ст.23 Закона о НПА от 17.07.2018).
А лучше вообще исключить п.2, т.к. он привносит правило о новом приоритете между разными видами законов, чем это предусмотрено Законом о НПА от 17.07.2018.
Тем более, что соблюдение приоритета Проекта перед иными законами, в т.ч. кодексами, всецело зависит от …. самого Парламента. Т.о. Парламенту при подготовке будущих законопроектов лишь требуется внимательно относиться к нормам, упоминающим про лицензирование и, тем самым, блюсти приоритет Проекта.
3. Согласно п.1 ст.15 Проекта не подлежит лицензированию деятельность (кроме деятельности в
области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения),  осуществляемая «иными государственными … (организациями) …».
Под «гос.организации» подпадают все РУПы, КУПЫ, гос.учреждения, гос.объединения (ст.44, 215, 216 ГК). Является ли обоснованным и соответствующим принципу равенства участников правоотношений (ст.6 Проекта + Конституция и ГК) такое исключения любых и всех гос.организаций из сферы лицензирования? Если внедрение такой идеи разработчиками не преследовалось, то оговорку про «гос.организации» необходимо уточнить.
Игорь Соколовский
731
04.05.2020
Модератор новостей,
Продолжение …
4. Название ст.20 Проекта не соответствует ее содержанию и ст.6, где говорится о «не взимании платы».
5. По п.4 ст.34 Проекта указанные в нем условия, по сути, следует отнести к существенным, при отсутствии одного из которых договор не признается заключенным (ст.402 ГК). В связи с  этим предлагается исключить указание на а) смету расходов на проведение экспертизы; б) ответственность сторон.
Сомнительно, что указанные условия являются существенными с т.зр. их важности для такого рода правоотношений, как проведение экспертизы.
В качестве альтернативы по п. «а» можно предусмотреть, что такая смета предоставляется соискателю лицензии по его требованию и установить соответствующий срок. Т.о. если идея в наличии сметы состояла в предоставлении соискателям возможности удостовериться в обоснованности цены экспертизы, то это может быть достигнуто предложенным альтернативным вариантом.
6. П.3 ст.38 – нарушена структура изложения с т.зр. нормативной техники изложения абзацев пункта. Кроме того, представляется, что, исходя из практики, для «верности» указанный там срок (хотя бы в части почтовых отправлений) необходимо увеличить до 5 дней.
7. Дополнить п.45 Проекта указанием на гражданско-правовую ответственность лицензирующих органов. Нарушения со стороны таких органов в каких-то случаях могут привести к убыткам для соискателя (лицензиата), иным негативным последствиям. Привлечение же к ответственности конкретного чиновника, само по себе, не компенсирует пострадавшему негативные результаты этих нарушений (кроме, возможно, «морального» удовлетворения).
Марина Ильина
0
04.05.2020
Педагогическая общественность считает необходимым ввести лицензирование  на всех этапах образовательной деятельности, включая дошкольное и общее среднее образование.  

Член Общественно-консультативного совета по вопросам образования Ильина М.А.
Юрий Чавусаў
19
04.05.2020
Екатерина Семенец,

Категорически нельзя распространять лицензирование образовательной деятельности  на дошкольное образование (85100 по ОКЭД) и на общее среднее образование (85310 по ОКЭД). Детских садов и так не хватает, а лицензирование создаст ненужные сложности для тех, кто хочет заниматься этими видами деятельности.

Тут как раз рынок сам урегулирует - несоответствующие нуждам и потребностям населения организации попросту не выживут на рынке, люди не будут платить за их услуги и понесут свои деньги в другие организации, соответствующие интересам потребителей и общественным интересам. Тут как раз вместо государственного контроля общественные интересы наилучшим образом будут защищены действиями самих потребителей образовательных услуг.  И потом, для образовательной деятельности в кодексе об образовании заложены такие строгие ограничения, что ограничивать их еще и лицензированием будет избыточно. Государство должно поддерживать и развивать частное образование, содействовать людям, которые готовы вкладывать в образовательную деятельность свои силы и средства, создавать актуальные и востребованные образовательные программы (а так же рабочие места). Необходимо поощрять инвестиции в образование, а не отпугивать инвесторов лицензированием.

Аргументы которые выдвигаются в обоснование введения лицензирования этих видов деятельности - несостоятельны и не имеют под собой экономического обоснования. Введение этого ненужного лицензирования повлечет увеличение государственных расходов по двум статьям:
- увеличение работы госаппарта и чиновников минобра, которые за деньги госбюджета будут заниматься лицензированием, проверками и контролем (а где проверки и контроль - там и коррупция)
- необходимость финансирования из бюджета тех из существующих школ и дошкольных учреждений, которые по каким-либо причинам не пройдут лицензирование.

Вообще, кто пропихивает идею о лицензировании - содействует не общественным интересам (а в интересах общества - больше школ и детских садов), и интересам госчиновников (больше контроля и больше имитации бурной деятельности, больше коррупционных возможностей.

В целях сохранения стабильности правового регулирования, экономии бюджетных средств и во избежание уничтожения частных школ и детских садов - нельзя расширять лицензирование образовательной деятельности  на дошкольное образование и на общее среднее образование.
Инна
0
04.05.2020
Абз. 1 ч. 2 п. 1 ст. 49 изложить в следующей редакции:
Под юридическими услугами следует понимать возмездное оказание услуг юридическим и физическим лицам по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и ликвидацией юридического лица, осуществлением и прекращением предприниматель­ской деятельности индивидуального предпринимателя­, включающих:

Обоснование: Предложенная в проекте закона редакция ограничивает права физических лиц на выбор поставщика юридических слуг и доступность (в том числе финансовую) этих услуг.

Абз. 8 ч. 2 п. 1 ст. 49 изложить в следующей редакции: представление интересов заказчиков в экономических, третейских и международных арбитражных (третейских) судах

Обоснование: Предоставление права представлять интересы хозяйствующего субъекта в экономических судах любому штатному сотруднику (независимо от должности и опыта работы) и запрет профессиональным юристам оказывать юридические услуги является нецелесообразным: не прослеживается логика законодателя в том, чтобы предоставить право защищать интересы компании любому работнику, но лишить такого права опытных юристов. Также такой запрет в значительной степени ограничивает хозяйствующие субъекты в праве выбирать специалиста, а в некоторых случаях, принимая во внимание высокие ставки адвокатов, лишает их доступа к профессиональной юридической помощи. Кроме того, зачастую корпоративный юрист в гораздо большей степени владеет информацией и необходимыми знаниями и опытом для защиты интересов клиента.
Юрий Чавусаў
19
04.05.2020
Замечание к части первой статьи 49 законопроекта (глава 11 "Адвокатская деятельность").

В теперешнем виде предлагается формулировка "Не подлежат лицензированию оказываемые юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, и индивидуальными предпринимателями услуги в области права (далее, если не указано иное – юридические услуги), указанные в части второй настоящего пункта".

Предлагаемая формулировка предполагает устранение требования о получении лицензии для ряда видов деятельности по возмездному оказанию услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и ликвидацией юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя. Эта норма является несомненно позитивной и соответствует общественным интересам.

Однако представляется нецелесообразным ограничение круга субъектов, которые вправе осуществлять указанную деятельность, только коммерческими организациями.

В настоящее время гражданский кодекс позволяет некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций (часть 3 статьи 49 ГК).

Таким образом, в случае принятия нормы в предлагаемом виде, может сложится парадоксальная ситуация:
при осуществлении одной и той же деятельности по оказанию юридических услуг коммерческая организация (например, унитарное предприятие) будет иметь право осуществлять ее без получения лицензии, а для некоммерческой организации (например, учреждения либо фонда) аналогичная деятельность будет сопряжена с необходимостью получения лицензии.

Подобное ухудшение условий для некоммерческих организаций по сравнению с коммерческими организациями является недопустимым, не соответствует общественным интересам и противоречит стандартам, заложенным в Руководящих принципах по свободе объединений, которые были разработаны совместно Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) и Комиссией за демократию через право Совета Европы (Венецианской комиссией) с целью содействовать продвижению к цели осуществления права на свободу объединения. В «Руководящих принципах» содержатся советы и рекомендации экспертов о том, как разрабатывать законодательство в области свободы объединений в соответствии с международными нормами прав человека и обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ. Недопустимость создания для некоммерческих организаций худших правовых рамок по сравнению с коммерческими организациями так же установлена в ряде иных международных рекомендаций на уровне специальных процедур ООН и Совета Европы:
- UN Special Rapporteur on the rights to freedom of peaceful assembly and of association, General Assembly Reports (Comparing States’ treatment of businesses and associations worldwide), UN Doc. A/70/266, 4 August 2015.
- Paragraph 14 of the Council of Europe’s Recommendation CM/Rec(2007)14 on the legal status of NGOs in Europe;
- UN Special Rapporteur on the rights to freedom of peaceful assembly and of association, Report to the UN Human Rights Council (Funding of associations and holding of peaceful assemblies), UN Doc. A/HRC/23/39, 24 April 2013 – paragraph 79.


Учитывая изложенное, предлагаю в части 1 пункта 1 статьи 49 законопроекта заменить словосочетание "оказываемые юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, и индивидуальными предпринимателями[/i]" на словосочетание "оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями"