Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О лицензировании»
Обсуждение проекта
Ирина Абас
0
24.04.2020
Поскольку согласно статье 4 проекта ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О лицензировании" лицензирование осуществляется в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, предлагаю  внести дополнения в статью 243 "Лицензируемый вид деятельности, составляющие услуги, область лицензирования", касающиеся реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы общего среднего образования и образовательной программы специального образования. Лицензирование указанных видов образовательной деятельности является гарантом законности и качества предоставляемых образовательных услуг.
Евгений Тур
0
27.04.2020
Предлагаю закрепить в Законе лицензирование врачей-специалистов, фельдшеров и медицинских сестёр для осуществления ими медицинской деятельности на дому и на дому у пациентов (кроме инвазивных манипуляций и использования диагностического оборудования).

Это поможет развитию рынка медицинских услуг и медицинского туризма в Беларуси, обеспечит дополнительные поступления в бюджет.
Елена
0
28.04.2020
Статья 2.   Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере лицензирования,
определяет  перечень  видов  предпринимательской  и  иной  деятельности,
подлежащих лицензированию, устанавливает порядок их лицензирования.

Раскрытие содержания и сути видов деятельности определено в ОКВЭД. В настоящем Законе, следовательно, определяется принадлежность того или иного вида деятельности (по ОКВЭД) к лицензируемым видам деятельности.
Как можно заметить  по тексту Проекта, - так оно и есть.
Но Статья 235.  Медицинская  деятельность,  составляющие работы, услуги область лицензирования значительно нагружает Закон перечислением отдельных медицинских направлений.
Кроме указанной выше ошибки в п.1.21 массаж (без определяющего прилагательного "лечебный", что игнорирует  Указ №326), которую необходимо скорректировать, данное перечисление содержит ряд не согласующихся с контекстом понятий. Например, "инфекционные болезни". Речь может идти о лечении, диагностике, профилактике и т.д., но как можно лицензировать инфекционные болезни.
На мой взгляд, данная статья должна быть максимально упрощена, из неё необходимо удалить перечисления, которые являются частными определениями отдельных направлений медицинской деятельности и могут регулироваться по мере поступления новых направлений перечнями МЗ РБ или другими локальными актами.
Наталья
0
29.04.2020
По результатам рассмотрения экспертами Республиканской ассоциации бизнеса, просим внести в проект Закон Республики Беларусь «О лицензировании» следующие дополнение и изменения:

1. В статье 42:
абзац второй пункта 2 дополнить словами «, если иное не установлено абзацами третьим-пятым настоящего пункта»;
дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. При принятии лицензирующим органом решения, предусмотренного абзацами третьим-пятым пункта 2 настоящей статьи, действие лицензии сохраняется в неприостановленной части.».
2. Пункт 2 статьи 235 после слов «медицинской деятельности» дополнить словами «(за исключением оказания платных медицинских услуг)».
3. Абзацы четвёртый и пятый статьи 237 после слов «руководителя организации здравоохранения» дополнить словами «и (или) его заместителя».
4. Абзац третий пункта 2 статьи 238 после слов «руководителя организации здравоохранения» дополнить словами «и (или) его заместителя,»
5. В статье 241:
абзац пятый дополнить словами «, за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента, если оказание таких услуг предусмотрено законодательством»;
в абзаце шестом слова «нормативными правовыми актами» заменить словами «перечнем, определяемым нормативным правовым актом».
абзац седьмой дополнить словами «, в соответствии с перечнем, определяемым нормативным правовым актом Министерства здравоохранения».

Обоснование:
42.   Внесение изменений в  пункт 2 статьи 42 лишает  лицензирующий орган права, по своему усмотрению, приостанавливать всю лицензию либо ее часть. Предлагается, чтобы в случае, если есть возможность приостанавливать действие лицензии только в ее части, где было нарушение, то приостановить действие всей лицензии  лицензирующий орган не мог. Данное изменение основано на практике применения Указа Президента Республики Беларусь № 450 от 1 сентября 2010 г. и направлено на снижение коррупционных рисков, создает условия для стабильного развития бизнеса и инвестиционной привлекательности.

235. Внесение изменений в пункт 2 статьи 235 позволит создать равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности, повысит ответственность перед пациентами, которые добровольно согласились воспользоваться платными медицинскими услугами, сохраняя бюджетные средства здравоохранения. Если государственная организация здравоохранения или Белорусское Общество Красного Креста оказывают платные медицинские услуги населению, то на эти платные виды работ и услуг медицинской деятельности необходимо получать лицензию и осуществление данной деятельности должно соответствовать единым лицензионным требованиям и условиям для организаций всех форм собственности.  В настоящее время коммерческая медицина в государственных организациях, как составная часть системы здравоохранения,  попала в «особые тепличные условия».  
Кроме того, отмена лицензирования медицинской деятельности в государственных организациях здравоохранения (включая оказание платных медицинских услуг) создает прецедент и может привести к отмене лицензирования для всех видов деятельности, осуществляемых государственными организациями. В этом случае, лицензирование, как способ регулирования и  контроля,  за соблюдением требований и условий ведения  особых видов деятельности, может остаться только для частных организаций, что противоречит пункту 1 Директивы Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря  2010 г.
Внесение соответствующих изменений в настоящий проект Закона Республики Беларусь согласуется с положениями Программы социально-экономического развития на 2016-2020 гг. и Указом Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 г. №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», в которых предусмотрены создание и обеспечение равных условий конкуренции на внутреннем рынке и раскрепощение деловой инициативы.

237. Необходимо, по аналогии со статьей 236, дополнить «заместителем руководителя организации здравоохранения».

238. Необходимо, по аналогии со статьей 236, дополнить «заместителем руководителя организации здравоохранения».

241. Абзац пятый статьи 241 дополнен нормой, направленной на снятие юридических коллизий, когда существует неопределенность в законодательных актах. В частности, статьёй 18 Закона Республики Беларусь 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» предусмотрена возможность осуществлять медицинскую лицензируемую деятельность вне места указанного в лицензии:
Медицинская помощь вне организации здравоохранения оказывается в случае:
выхода (выезда) медицинского работника организации здравоохранения по месту жительства или месту пребывания пациента.
    Кроме того, данная норма была внесена Указом Президента Республики Беларусь № 326 от 2 сентября 2019 г. в Указ Президента Республики Беларусь № 450 от 1 сентября 2010 г.

В абзацах шестом и седьмом статьи 241 предлагается уточнить неконкретные требования (отнесенных к грубым нарушениям), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами, что сужает поле для проявления злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Отсутствие чёткой, конкретной, ясной нормы, в которой перечислена необходимая медицинская документация или  приведен перечень медицинской техники и изделий медицинского назначения, ставит под угрозу привлечения к ответственности субъекта хозяйствования в зависимости от настроения контролирующего органа.
Так как не выполнение этих требований относится к грубым нарушениям, которые могут привести к серьезным последствиям в оказании  медицинской помощи, то целесообразно их систематизировать и создать соответствующие перечни.
РБ Сергей Васильевич
54
29.04.2020
Давно пора отменить лицензирование ВСЕХ видов деятельности, кроме медицинской и юридической(в т.ч. оформление юридически значимых действий).
Сколько было шума по поводу отмены лицензии на "Розничную торговлю", ну отменили, что-то произошло из-за этого? Ничего...
Ничего, кроме упрощения начала деятельности, т.к. достаточно других нормативных актов регулирующих ВСЕ виды деятельности, зачем лишние препоны?

Так же следует отменить дискредитирующие нормы лицензирования в зависимости от формы собственности, например запрет для ИП на продажу алкогольной продукции и т.п.
Олег
0
29.04.2020
Предлагаем  в главе  31 «Медицинская деятельность» внести изменения в статью 236 «Долицензионные требования»:
1. Отменить требуемый стаж работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам (3 года), после прохождения переподготовки.
Общий стаж работы в профессии необходимо учитывать, а стаж работы в новой должности (наработанный после прохождения переподготовки) - отменить. Специалист проходит обучение в Белорусской академии последипломного образования и ему присваивается новая специальность Министерством здравоохранения. И в этот же момент дипломированный специалист не может осуществлять лицензируемую деятельность.
Например, врач дерматовенеролог после переподготовки на врача-косметолога не сможет заниматься лицензируемой деятельности в виду отсутствия соответствующего стажа. Вместе с тем выполняемые работы по указанным специальностям практически идентичные, но после прохождения переподготовки невозможно трудоустроиться.

2. Сократить требуемый стаж для специалистов с высшим образованием и присвоенной в установленном порядке второй категорией до двух лет.
Внедрение данного пункта заложит основу для более адаптивного рынка труда, и расширит трудовые возможности врачей, тем самым расширит право на труд.
Позволит качественно пересмотреть возможности по переподготовке и повышению квалификации кадров за счет собственных средств или средств субъектов хозяйствования. Приведенный пример с врачом косметологом, при отсутствии требований к стажу, позволит вовлекать большее количество ресурсов для Белорусской академии последипломного образования.


3. Отменить требуемый стаж и наличие квалификационной категории специалистам, привлекаемым для осуществления лицензируемой деятельности по реабилитации и лечебной физкультуре (инструктор ЛФК и инструктор-методист физической реабилитации).
В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации с целью противодействия распространения и смягчению последствий инфекции COVID-19 прогнозируем повышенный спрос на услуги реабилитационных центров, а, как следствие, возрастающий спрос на указанных специалистов.
В Республике Беларусь проводится много высокотехнологичных операций по замене суставов, но наблюдается недостаточное количество амбулаторных центров последующей реабилитации и восстановления.
Обращаем внимание, что существует множество инструкторов лечебной физкультуры с высшим не медицинским образованием, которые не могут привлекаться для осуществления медицинской деятельности. При этом лечебная физкультура является лицензируемой медицинской деятельностью
.

Внесение данных изменений в перспективе будет способствовать развитию системы здравоохранения в целом, и экспорта медицинских услуг в частности.
Антон
0
29.04.2020
Полностью поддерживаю коллег в части их замечаний к законопроекту по регулированию оказания юридических услуг. Полагаю необходимым также отметить, что закономерным и логичным было бы исключить из п. 4 главы 2 Правил осуществления деятельности по оказанию юридических услуг совершенно ненужное и бессмысленное требование в отношении индивидуальных предпринимателей об обязательном наличии "на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения либо его части, соответствующего требованиям законодательства, для осуществления лицензируемой деятельности".
Юрий Телепун
0
30.04.2020
Ст 49 Проекта закона ограничивает право получения юридической помощи физическим лицам осуществляющим некоторые виды экономической деятельности в соответствии с Декретом Президента № 7 от 23.11.2017 "О развитии предпринимательства" которые работают на основании поданного в исполкомы уведомления без регистрации ИП и юридического лица. Данные лица также ведут хозяйственную деятельность наряду с ИП и юр. лицами вместе с тем лишены права пользоваться юридическими услугами юристов лицензиатов. Первоначальная редакция ст 49 проекта закона противоречит и существенно ограничивает право предоставленное гражданам ст 62 Конституции Республики Беларусь
Людмила
0
30.04.2020
Добрый день!
Изучила проект закона Республики Беларусь «О лицензировании».
Как педагог, считаю, что лицензирование должно охватывать все уровни основного образования в Республике Беларусь. Поэтому  предлагаю внести дополнения в главу 32 «Образовательная деятельность», в частности, включить такую услугу, как «реализация образовательной программы дошкольного образования». Это позволит, во-первых, получить гарантии, что в учреждении, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, созданы условия, необходимые для  осуществления образовательной деятельности. Во-вторых, обеспечить качество образовательных услуг, социальную защиту от некомпетентных педагогических воздействий. В-третьих, проанализировать насколько безопасна среда учреждения для детей и является ли она для них развивающей.

С уважением, Людмила.
Елена мищенко
0
30.04.2020
[Ассоциация частных учреждений образования считает,что необходимо внести дополнения:
глава 32 «Образовательная деятельность», статья 243, пункт 1:
- реализация образовательной программы дошкольного образования;
- реализация образовательной программы общего среднего образования
для учреждений образования государственной и частной формы собственности. Почему необходимо включить эти виды составляющих услуг для лицензирования?
На сегодняшний день только 50% из функционирующих частных учреждений образования имеют аккредитацию. Так происходит потому, что действует заявительный принцип на прохождение аккредитации и не выполняется статья 29 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Частное образование в нашей стране занимает всего примерно 0,4% от общего количества школ, гимназий и лицеев. Аккредитованные частные учреждения образования так же, как и государственные учреждения, проходят через мониторинг безопасных условий пребывания обучающихся, должны организовывать работу в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, санитарными правилами и нормами и иными требованиями законодательства. Перед нами стоят одни и те же цели и задачи по обучению и воспитанию детей. Все должны работать на равных условиях. Осуществлять деятельность, гарантируя качество и содержание образования.
Председатель Ассоциации, учредитель и директор частного учреждения образования Мищенко Е.О.

b]Модератор новостей[/b],
Ольга
0
03.05.2020
Абз. 1 ч. 2 п. 1 ст. 49 следует изложить в следующей редакции:
«Под юридическими услугами следует понимать возмездное оказание услуг юридическим и физическим лицам и индивидуальным предпринимателя¬м по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и ликвидацией юридического лица, осуществлением и прекращением предприниматель¬ской деятельности индивидуального предпринимателя¬, включающих….»

ИЛИ можно в абз. 1 ч. 2 ст. 49 исключить указание на субъектов и норма примет такой вид: «Под юридическими услугами следует понимать возмездное оказание услуг по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и ликвидацией юридического лица, осуществлением…»
Формулировка, которая имеется в Проекте лишает юристов-лицензиатов возможности предоставлять юридические услуги физическим лицам, а физических лиц лишает права на получение такой помощи от юристов-лицензиатов, а не адвокатов. К тому же, вопросы корпоративного права (этап от консультации до момента создания ЮЛ) в большей степени являются основной работой юристов-лицензиатов, нежели адвокатов.

Абз. 8 ч. 2 п. 1 ст. 49 следует изложить в следующей редакции: «представление интересов заказчиков в судах, рассматривающих экономические дела, третейских и международных арбитражных (третейских) судах».
Юристы-лицензиаты выполняют большое количество работы для заказчика услуг, в том числе, представляют их в государственных органах, готовят исковые заявления, ходатайства, заявления, жалобы, другие документы, консультируют заказчика по судебному делу. Но как только дело доходит до представления интересов заказчика в суде, ни ХПК, ни действующий Указ о лицензировании возможности представления интересов в суде юристам-лицензиатам не дает, к сожалению.
Более того, в соответствии со ст. 76 ХПК представителем юридического лица может быть любой работник данного юридического лица, т.е. это может быть даже водитель, но не юрист-лицензиат, который может знать всю специфику спорной ситуации.
Более того, юрист-лицензиат фактически не вправе подписать заявление о возбуждении приказного производства, в котором не нужна явка сторон и спор о праве отсутствует.
Соответственно, заказчик в такой ситуации:
1. вынужден обращаться к помощи адвокатов, что влечет дополнительные временные и финансовые затраты, которых можно избежать, наделив юристов-лицензиатов правом представления интересов заказчиков в судах, рассматривающих экономические дела
2. или вынужден защищать себя сам (но все равно с предварительной консультацией у юриста-лицензиата), чтобы уменьшить финансовую нагрузку.