Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Обсуждение проекта
TenderM
140
05.08.2022

По пункту 11 Проекта (изменения в ст. 16 Закона № 419-З)

Дополнение требований к участникам отсутствием аффилированности и обязанностью участника предоставить большой объём информации усложнит закупки, увеличит нагрузку на специалистов, позволит недобросовестным заказчикам отклонять участников по формальным основаниям, может привести к увеличению количества несостоявшихся процедур закупок.

 Предлагаем:

Автоматизировать проверку аффилированности.

Считать преждевременным (до максимальной автоматизации) проверку аффилированности.

Если пока это невозможно, то возложить такую проверку на ЭТП.

Или

Ввести проверку аффилированности в качестве пилотного проекта для одного (нескольких) заказчиков. Если пилотный проект покажет положительный результат, то продолжить внедрение для остальных заказчиков

TenderM
140
05.08.2022

По пункту 12 Проекта

«юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный

предприниматель, находится в указанном списке на последний день срока,

установленного уполномоченным государственным органом по

государственным закупкам для принятия решения о включении

юридического или физического лица, в том числе индивидуального

предпринимателя, в список»

Сомнительна обоснованность данных изменений.

TenderM
140
05.08.2022

Предлагается дополнить Проект

Действующая редакция не предусматривает возможности комиссии посредством электронной торговой площадки обратиться к участнику с запросом о разъяснении вторых разделов аукционных предложений участников.

Необходимо внести изменения в статью 44 Закона № 419-З в части предоставления комиссии права обратиться к участнику с запросом о разъяснении вторых разделов аукционных предложений участников

MrADSW
4
06.08.2022
Хотелось бы, обратить внимание на ситуацию применения закона о государственных закупках в здравоохранении.
1) Аукционы на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники переходят в стадию ЗОИ в 99% случаев ввиду отсутствия конкуренции и/или отсутствия заинтересованности подрядных организаций. Для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники требуется еще и наличие заключения на право выполнения данных работ которое выдаётся УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (далее – Заключение) в нём должны совпадать модель техники и производитель, если указана не та производственная площадка то обслужить оборудование одного и того же бренда и модели подрядчик не может т.к в заключении указан другой завод. Таким образом, не на все модели имеются заключения, а заводы-изготовители не обучаются практических никого кроме своих авторизованных сервисных центров, дилеров, дистрибьюторов и т.п.
Необходимо предусмотреть возможность заключение договоров на часть оборудования в лоте, если у подрядчика есть на него Заключение. В противном случае на торговой площадке будет размещено очень много лотов одного производителя медицинской техники, но на каждый вид. В случае поликлиник этого оборудования не так уж и много. А если взять большие больницы, в которых оборудования очень много счёт может доходить до нескольких тысяч.
2) Заключить договор на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники в рамках единого лота (единого предмета закупки) возможно только в случае указания полного перечня запасных частей, узлов и агрегатов, необходимых для проведения ремонта. Учитывая сложность оборудования, этот список будет огромен т.к необходимо заложить всевозможные запасные части на случай поломки в противном случае придётся проводить процедуру закупки на недостающею запасную часть. Из-за того, что вероятность выхода из строя всего перечня запасных частей не возможна, а предвидеть какая запасная часть выйдет из строя невозможно, как следствие это приводит к замораживанию бюджетных средств которые в конце года будет не освоены.
3) Пунктом 2 статьи 18 Установлено требование при сумме более 3 000 базовых величин по одному коду общегосударственного классификатора Республики Беларусь, который определяет однородность товаров, необходимо объявлять электронный аукцион даже на сумму ремонта в 0,01 (ноль белорусский рублей 01 копейка).
Данное обстоятельство приводит к затягиваю сроков для заключения договоров на ремонт. Подрядчики зачастую ставят запасные части в заказ только под имеющийся договор на ремонт, учитывая их дороговизну и стоимость доставки.
В законе имеется возможность проведения закупки из одного источника в случае срочного медицинского вмешательства.
Но по разъяснениям МАРТ сроки поставки должны быть кратчайшие. Сроки поставки запасных частей в среднем составляют 30-90 дней порой доходит и до 150 дней. Что уже не соответствует разъяснению МАРТ.
Для оказания своевременной медицинской помощи пациентам, необходимо наличие только исправного медицинского оборудования. Учитывая данную необходимость, возможно ли отнести любой ремонт медицинской техники к необходимости срочного медицинского вмешательства т.к когда срочное медицинское вмешательство будет необходимо оборудование должно быть исправно.
4) Необходимо рассмотреть такие возможности:
– Пролонгация договоров на техническое обслуживание с ремонтом или без ремонта на период проведения аукционов, которые, к сожалению, переходят в ЗОИ. Пока нет договоров на техническое обслуживание, сервисные центры не производят диагностику медицинской техники. Таким образом, приходится проводить процедуру закупки на диагностику медицинской техники, что тоже требует затрат времени, а по итогам диагностики производится процедура закупки на ремонт. Произвести закупку диагностика и ремонт не возможно из-за сложности техники и т.к должен быть полный перечень необходимых запасных частей.
– Начало проведения аукционов на техническое обслуживание в IV квартале, что даст возможность сократить время в новом году на заключение договоров.
– Рассмотреть создание рабочих групп по проблемным вопросам в отраслях, т.к в каждой отрасли есть свои нюансы которые могут приводить к простою дорогостоящего оборудования и как следствие не до получению прибыли, не своевременному оказанию работ/услуг и т.д.
– Дополнить в случае исключения из списка недобросовестных исполнителей не только отечественных производителей товаров, но и производителей работ, услуг.
Скептик
8
06.08.2022
По пункту 1. Проекта

Исключить абзац "аффилированные лица ..." и все последующие, связанные с этим понятием, изменения.
Не актуально. Допускаю наличие единичных случаев участия в закупках аффилированных лиц. А на практике - просто друзья или хорошие знакомые, предоставляющие друг другу ценовое преимущество по очереди.
Кроме того:
- значительное усложнение процедуры закупки, как для участника, так и для заказчика (увеличение объема документации);
- отсутствие механизма проверки. В частности, портал ЕГР не содержит сведений о дате рождения ИП. Как быть с однофамильцами и полными тезками?
- как согласуется требование о предоставлении данных физического лица (ФИО, дата рождения) с Законом "О защите персональных данных"?

"ориентировочная стоимость годовой потребности..."
после слов "общая стоимость" дополнить словами ", включенных в годовой план государственных закупок,"

"предельная стоимость предмета государственной закупки..."
слово "предельная" заменить словом "ориентировочная". Предельная подразумевает ограничение, а это недопустимо. Заказчик должен иметь право выбора: отменить процедуру при отсутствии финансирования либо приобрести товар. В настоящее время порядок определения ориентировочной стоимости определяет сам заказчик. Если это минимальная цена или среднее арифметическое, то "предельная стоимость" сразу дает победителя или отсекает половину потенциальных участников. Соответственно, далее по тексту Проекта термин "предельная" исключить.

слова "определенная с учетом требований законодательства, конъюнктуры рынка, на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством" заменить словами "определенная способами, установленными уполномоченным государственным органом по государственным закупкам". Есть постановление МАРТ № 35, к чему это повторение?
Скептик
8
06.08.2022
По пункту 10 Проекта
Часть первую пункта первого статьи 14 изложить в следующей редакции:
"1. Для организации и проведения процедуры государственной закупки заказчик вправе, а организатор обязан сформировать комиссию (при необходимости - несколько комиссий), определить ее задачи и предоставить ей полномочия для выполнения этих задач."

Давайте будем реалистами:
- абсолютное большинство комиссий - формальные. Всю работу делают 1-2 человека, остальные только подписывают протоколы.
- комиссия ничего не решает. При проведении ЗЦП, ЭА единственный критерий оценки - цена, при проведении конкурса определение количества баллов также не зависит от мнения членов комиссии. Исключительно в случае проведения открытого конкурса с критерием оценки "характеристики результата творческой деятельности, культурного мероприятия, услуги в сфере культуры - художественная и культурная значимость", количество баллов, присваиваемых предложению участника определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии и экспертов (в случае их привлечения).
Скептик
8
06.08.2022
По пункту 11 Проекта
Исключить все, что относится к аффилированным лицам (см. замечания к пункту 1 Проекта)

"абзац седьмой дополнить словами...".
Предлагаю исключить из абзаца седьмого слова ", в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки". Для ремонта техники необходимо сначала произвести диагностику (одновременно определить ориентировочную стоимость предмета закупки). Для изготовления специфического торгового или выставочного оборудования необходим дизайн-проект. Диагност (дизайнер) лишается права на участие в закупке собственно ремонта или изготовления товара. Многие поставщики поэтому отказываются предоставлять информацию, которая лишит их заработка.
Скептик
8
06.08.2022
По пункту 15 Проекта

"в пункте 4:
абзац третий изложить в следующей редакции..."
Как, законным способом, заказчик определит ориентировочную (предельную) стоимость предмета закупки, если невозможно определить объем (количество)?
При приобретении товаров можно сделать оговорку, что оплата поставленных товаров осуществляется по ценам участника-победителя исходя из количества фактически  поставленного товара, в размере, не превышающем ориентировочную стоимость годовой потребности.
Что касается работ (услуг). Что значит тариф за единицу работы (услуги)? Услуга одна - ремонт автомобиля, в которых входит замена масла, замена тормозных колодок и т.п. А если невозможно определить объем, как определить конкретные виды услуг и их тарифы?
По сути, смысл абзаца сводится к следующему: заказчик должен решить (не определить) сколько денег он готов потратить на товар (работу, услугу), а потом устроить конкурс прейскурантов. Но как сравнить прейскуранты на 200 (к примеру) однородных товаров (работ, услуг). В одном ручки дешевле, но маркеры дороже.
Скептик
8
06.08.2022
По пункту 20 Проекта
Рассматриваются изменения в Закон о госзакупках, при чем тут размещение на ЭТП сведений об оплате по договору за счет собственных средств?
Скептик
8
06.08.2022
По пункту 29 Проекта
Исключить:
в пункте 4:
после абзаца второго дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«цена предложения превышает предельную стоимость предмета государственной закупки, за исключением случая приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 21 настоящего Закона;»;
Почему? Оставьте заказчику право решать.
TenderM
140
06.08.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев
после его официального опубликования, за исключением положений
пунктов 5-7, 9, 10, 14, 40, 44 и 45 Статьи 1 настоящего Закона,
вступающих в силу после его официального опубликования


По статье 3 Проекта

Целесообразно, чтобы Закон вступал в силу с 1 января. Или хотя бы с 1 июля. Если и это невозможно, то с первого числа 1, 2, 3 или 4 кварталов