1. В целях соблюдения законодательства
об обращении с отходами, исключения не добросовестного посредничества, уменьшения цепочки передачи отходов а также прозрачного учёта и контроля за обращением с отходами 1-3 классов опасности (далее – опасные отходы) (сбор, перевозка, обезвреживание) в Республике Беларусь передача опасных отходов на объекты по обезвреживанию должна происходить на основании прямых договоров между производителями (собственниками) опасных отходов и объектами по обезвреживанию отходов, включённых в Реестр объектов по обезвреживанию отходов.
К сожалению, многие не добросовестные посредники в целях получения собственной выгоды и уменьшения затрат передают на объекты по обезвреживанию не все принятые отходы от производителей (собственников) отходов. Т.о. это наносит ущерб окружающей среде и ведёт к нецелевому использованию, в т.ч. бюджетных, средств.
При передаче опасных отходов напрямую объектам по обезвреживанию отходы вывозятся сразу на объекты по обезвреживанию без временного сбора на перевалочных базах, площадках, складах. Т.о. это уменьшение выбросов CO2.
Также при передаче опасных отходов напрямую объекту по обезвреживанию ведётся фактический и реальный учёт и взвешивание переданных отходов.
Т.о. в прозрачном учёте, контроле и уменьшении затрат, выбросов в атмосферу и негативного воздействия на окружающую среду заинтересованы все стороны (производители (собственники) отходов, в т.ч. государственные органы власти и учреждения, население Республики Беларусь и объекты по обезвреживанию).
2. Передача опасных отходов на объекты по обезвреживанию должна происходить на основании действующей лицензии, выданной Минприроды, на право обезвреживания отходов 1-3 классов опасности.
3. Перевозка опасных отходов должна происходить согласно правилам Перевозки опасных грузов (регистрация в Госпромнадзоре, получение «зелёной» карты, обучение сотрудников и получение ими соответствующих сертификатов (свидетельств)).
К сожалению, не все даже просто перевозчики выполняют данные требования.
4. В целях уменьшения захоронения опасных отходов, соблюдения санитарных норм и правил, избежания эпидемиологических катастроф, уменьшения нагрузи на оставшийся 1 (один) единственный объект по захоронению (полигон) в Минске (полигон Тростенецкий) ужесточить контроль за процессом обезвреживания отходов в местах их образования производителями (собственниками) отходов аппаратным методом или дезинфицирующими средствами.
К сожалению, у многих производителей отходов, тех же медицинских учреждений, годами ранее образовывались не обезвреженные отходы под тем же кодом 7710302, и вдруг такие отходы стали "обезвреженными" и передаются на захоронение под тем же кодом 7710104.
Для справки: только граждане Беларуси образуют в среднем по 3,5 кг. опасных отходов в год/почти 32 000 т. в год. Не считая отходов производства.
5. В целях соблюдения законодательства обращения с отходами, в т.ч. оформления сопроводительных паспортов перевозки отходов производства, ужесточить контроль за взвешиванием отходов в местах их образования производителями (собственниками) отходов в разрезе по кодам отходов производства и целям передачи отходов.
Производители (собственники) отходов обязаны оформлять сопроводительные паспорта перевозки отходов производства, в т.ч. указывать вес передаваемых отходов. Но, к сожалению, не у всех тех же учреждений здравоохранения есть в наличии весы.
6. Во избежание несанкционированного складирования опасных отходов за пределами населённых пунктов, а также уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и выбросов CO2 в атмосферу передача опасных отходов должна происходить по территориальному признаку (например, производители (собственники) опасных отходов в г. Минске должны передавать данные отходы на объекты по обезвреживанию, находящиеся в г. Минске, Минском районе).
Исключения должны составлять только случаи, если ближайший объект по обезвреживанию находится на расстоянии более 50 км. от места происхождения, образования опасных отходов.
7. В целях ведения учёта и контроля за обращением с коммунальными отходами вести их количественный учёт образования и передачи на объект по использованию (обезвреживанию, захоронению) на основании нормативов образования отходов в зависимости от объекта образования отходов и вида деятельности производителя (собственника) отходов.
8. Ужесточить контроль за определением кодов отходов в местах их образования производителями (собственниками) отходов.
Субъекты хозяйствования, как производители (собственники) отходов, в целях экономии средств классифицируют отходы той же мебели, как изделия из фанеры, потерявшие потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно, как коммунальные отходы в связи с тем, что данный вид отходов якобы образовался не в результате их производственной деятельности, и т.о. с перевозчиками заключаются договора без перехода права собственности на отходы и без уплаты экологического налога.
А это приводит к нарушению природоохранного законодательства и не уплате налогов в бюджет. И это сплошь и рядом по разным кодам и видам отходов. Потому что производитель (собственник) сам определяет на своё усмотрение код отходов. И не просто определяет, а может внести изменения в инструкцию, и код, который раньше был, например, не обезвреженный, становится обезвреженный. При этом агрегатное состояние, свойства и т.д. отходов не изменились.
Правовой форум