Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Экологического кодекса Республики Беларусь
Обсуждение проекта
Андрей А
27
18.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 235. Критерии выбора природных территорий для объявления их ООПТ


Предлагается добавит специальные критерии
при выборе природных территорий для объявления их природным резерватом: 8. Специальные критерии при выборе природных территорий для объявления их природным резерватом являются следующие критерии:

8.1. природная территория не нарушена или незначительно нарушена антропогенной деятельностью и обладает высоким потенциалом восстановления;

8.2. типичные и (или) редкие природные ландшафты и (или) биотопы составляют не менее 70 процентов от площади природной территории; 8.3. природная территория является местом обитания и (или) местом произрастания не менее 15 видов диких животных и (или) дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь; 8.4. природная территория является участком естественных болот или играет важную роль в поддержании гидрологического режима естественных водных объектов, болот.
Андрей А
27
18.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 235. Критерии выбора природных территорий для объявления их ООПТ


Пункт 7 представить в следующей редакции:

9. Природная территория может быть выбрана для объявления ее заповедником, национальным парком, ландшафтным парком, заказником в случае, если она отвечает: 9.1. для заповедника и национального парка – не менее пяти общим и трем специальным критериям; 9.2. для заказников республиканского значения – не менее трем общим и трем специальным критериям; 9.3. для заказников местного значения – не менее двум общим и двум специальным критериям.

9.4. для ландшафтных парков – не менее четырем общим и четырем специальным критериям

9.5 для природных резерватов – не менее двум общим и трем специальным критериям.

Андрей А
27
18.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Дополнить Главу 27 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ


Предлагается дополнить Главу 27 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ
ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ  Статьей ххх. Режим охраны и использования ландшафтного парка 1. В границах ландшафтного парка выделяются: 1.1. заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии ценных природных комплексов и объектов, обеспечения естественного течения природных процессов; 1.2. зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения и восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов; 1.4. другие зоны (рекреационная, хозяйственная) (в случае необходимости их выделения, обоснованной в НиТЭО объявления, преобразования ландшафтного парка). 2. В границах заповедной зоны запрещаются все виды хозяйственной деятельности, за исключением деятельности, направленной на: 2.1. сохранение в естественном состоянии ценных природных комплексов и объектов и предотвращение изменения их состояния в результате антропогенного воздействия; 2.3. поддержание условий, обеспечивающих пожарную безопасность (создание противопожарных разрывов и их содержание, проведение мероприятий по тушению пожаров); 2.4. предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий; 2.5. проведение комплексного мониторинга экосистем, а также иных видов мониторинга окружающей среды; 2.6. проведение научных исследований; 2.7. экологическое просвещение, в том числе проведение научнопознавательных и учебных экскурсий по разработанным маршрутам (экологическим тропам); 3. В границах зоны регулируемого использования помимо видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 241 настоящего Кодекса, запрещаются: 3.1. возведение объектов строительства, за исключением:  объектов постоянной лесосеменной базы;  сооружений для проведения биотехнических мероприятий;  сооружений для восстановления гидрологического режима;  сооружений для обустройства мест отдыха и экологических троп, домов охотника и (или) рыболова, эколого-информационных центров в соответствии с планом управления; объектов, предназначенных для установления, содержания и охраны Государственной границы Республики Беларусь, выполнения мероприятий по обеспечению обороны; 3.2. размещение объектов туристической инфраструктуры (за исключением домов объектов указанных в пункте 3.1); 3.3. выполнение работ, которые могут стать причиной развития эрозии почв, размыва, обвала или других нарушений естественного состояния рельефа и грунтов; 3.4. изъятие воды из водных объектов для промышленных и хозяйственных нужд; 3.5. удаление, перемещение, окрашивание (в том числе нанесение надписей), повреждение (раскалывание, нанесение выбоин, царапин, за исключением отбора образцов геологических материалов) валунов; 3.6. проведение рубок главного пользования и заготовка живицы; 3.7. расчистка растительности в прибрежных полосах и водной растительности, за исключением: участков, определенных планом управления для проведения восстановительных мероприятий, направленных на предотвращение деградации ценных природных комплексов и объектов; участков, определенных планом управления или решением городского, районного исполнительного комитета по согласованию с государственным природоохранным учреждением, осуществляющим управление, для оборудования мест и зон отдыха; 3.8. проведение биотехнических мероприятий (за исключением мероприятий, определенных планом управления); 3.9. перезалужение лугов; 3.10. проведение мероприятий по улучшению лугов, сенокошение в период с 1 марта по 15 июня. 4. На отдельных участках зоны регулируемого использования, могут устанавливаться дополнительные запреты и ограничения в соответствии с действующим законодательством
Андрей А
27
18.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Дополнить Главу 27 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ


Предлагается дополнить Главу 27 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ
ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НОВОЙ СТАТЬЕЙ Статья ххх. Режим охраны и использования природного резервата 1. В границах природных резерватов помимо видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 241 и статьи 421 настоящего Кодекса, и за исключением случаев предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, а также проведения мероприятий, определенных планом управления ООПТ, запрещаются, если иное не установлено законодательными актами: запрещаются: 1.1 проведение всех видов рубок, кроме сплошных санитарных рубок в случае полной гибели насаждений по согласованию с Минприроды и Академией Наук, а также рубок проводимых в ходе мероприятий по по поддержанию или восстановлению экосистем и мест обитания охраняемых видов назначенных в соответствии с планом управления/планом охраны; 1.2 охота, кроме отстрела интродуцентов и чужеродных видов, а также регуляции численности копытных, в случаях определенных в соответствии с планом управления/планом охраны;  1.3 строительство объектов линейной инфраструктуры (дороги, ЛЭП, каналы, трубопроводы и др.);  1.4 добыча всех видов полезных ископаемых;  1.5 проведение противопожарных мероприятий в лесах первого и второго классов пожарной опасности, за исключением мероприятий проводимых для тушения пожаров;
Андрей А
27
18.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 248. Управление ООПТ, пункт 3-4


Статью 248. Управление ООПТ, пункт 3 и 4 представить
в следующей редакции: 3. Для осуществления управления заповедником, национальным парком, ландшафтным парком по решению государственного органа, осуществляющего управление ООПТ, создается государственное природоохранное учреждение. 4. Для осуществления управления заказником, природным резерватом, памятником природы по решению государственного органа, которому переданы в управление заказник, природный резерват, памятник природы, назначается ответственное должностное лицо, на которое возлагается ведение вопросов, связанных с управлением заказником, природным резерватом, памятником природы, либо создается государственное природоохранное учреждение.
Андрей А
27
18.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 248. Управление ООПТ


Дополнить Статью  248. Управление ООПТ, пунктом
6.2 6.2 Управление ООПТ, в случае наличия плана охраны, осуществляется в соответствии с планом охраны ООПТ.
Pozhik
1
19.09.2025

п. 2.1 Ст. 103. Для сельскохозяйственных объектов
(фермы, комплексы) норма установленная п. 2.1 ст. 103 не сможет действовать, после прекращения действия разрешений на выбросы, выданных до вступления в силу Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 декабря 2023 г. № 33. Согласно п. 16 Приложения 3 указанного постановления в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух входят помещения: звероферм, содержания сельскохозяйственных животных, птиц, домашних животных, выбросы загрязняющих веществ от которых поступают в атмосферный воздух через аэрационные фонари, крышные и (или) стеновые вентиляторы, дефлекторы, жалюзи; выгульные площадки, емкости накопления навозосодержащих стоков. Следовательно, основные источники выбросов, находящиеся на птицеводческих (свиноводческих) комплексах не нормируются. Таким образом, к нормируемым выбросам на территории животноводческих объектов, относится вспомогательное производство (котельное оборудование мощностью более 100 кВт, очистные сооружения и т.п.), которые имеют относительно зданий для содержания животных сравнительно небольшие выбросы. В случае проведении реконструкции, модернизации, касающейся основного производства, например, строительства одного птичника, значения выбросов ЗВ от проектируемых объектов будут значительно превышать порог 5 % от установленных заказчику в действующих разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях.

Вячеслав
175
19.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 6 Глава : 29 Параграф : 265


Глава 29

Статья 265. Компенсационные
мероприятия в отношении удаляемых объектов растительного мира или вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания

Пункт:

4. Компенсационные мероприятия в отношении удаляемых объектов растительного мира не осуществляются в случаях:

дополнить абзацем:

удаления поросли дереьев и кустарников текущего вегетативного периода при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов.

Обоснование.

В противном случае после удаления объектов растительного мира, препятствующих, например эксплуатации инженерных коммуникаций, получение разрешений на удаление возникающей поросли будет требоваться как минимум ежегодно.

P.S.

В своих разъяснениях по данному вопросу Минприроды данную позицию поддерживало.

Inna Pranko
2
19.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 5 Глава : 20 Параграф : 164


Дать более точную формулировку термину
«Отходы» , исключить двоякое толкование, дополнить следующим содержанием:

…за исключением…веществ или предметов, образующихся в процессе производства основного и/или побочного продукта, и в своем исходном состоянии соответствующих требованиям, предъявляемым к продукции;

Так же дать определения терминам "продукт", "побочный продукт"

Inna Pranko
2
19.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 5 Глава : 20 Параграф : 166


В связи с тем, что объекты по использованию
отходов часто находятся на значительном удалении от производителей отходов, возникают вопросы по доставке отходов к местам использования. Речь идет не только о значительных тратах на перевозку отходов, но так же на загрязнение окружающей среды при перевозке отдельными производителями отходов небольшого количества отходов на большие (100-500 км) расстояния.

В связи с этим, предлагаю дополнить термин «заготовка» в части обращения с отходами производства – возможности передавать отходы на заготовку в целях дальнейшей передачи (перевозки) на использование/захоронение/обезвреживание Объектам.

Андрей А
27
19.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 262. Природные комплексы и объекты международного значения


В настоящем кодексе не содержится норм
касающихся охраны природных комплексов и объектов международного значения. То есть пункт 4 данной статьи отсылает к пустоте.

В проекте настоящего Кодекса есть Статья 251, однако она касается только ООПТ. В случае когда природные комплексы и объекты имеют международный охранный статус, полученный в соответствии с действующим законодательством/Проектом Экологического кодекса, но не имеют статуса ООПТ их охрана и использование не определены законодательством.

В связи с этим предлагается дополнить данную статью следующими нормами:

5. Для охраны природные комплексы и объекты, включенные в списки (перечни) природных комплексов и объектов международного значения в соответствии с международными договорами Республики Беларусь и настоящим кодексом, в случае если данные объекты не имеют статуса ООПТ, создается соответствующее ООПТ национального значения, либо данные территории включаются в состав существующих ООПТ.

6. Включение природных комплексов и объектов международного значения или создание для них ООПТ национального значения, должно быть осуществлено не позднее 5 лет со дня получения данными территориями международного статуса.