информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее
1. Государственный реестр экологической
информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее представляет собой перечень экологической информации, формируемой в результате осуществления обладателями экологической информации деятельности, указанной в пункте 2 статьи 42 настоящего Кодекса, и накапливаемой в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, других государственных органах и у иных юридических лиц в силу исполнения обязанностей, возложенных на них актами законодательства.
1. Из чего следует, что указанный реестр
содержит только «перечень» указанной «экологической информации», а не саму «экологическую информацию», что подтверждается п. 7 ст. 42 проекта Кодекса (см. далее). Между тем, для «заинтересованных лиц» интерес представляет сама «экологическая информация», а не ее «перечень». Соответственно, для доступа к «экологической информации» необходимо получить сведения не только о ее «перечне», но и о «владельце экологической информации», к которому затем «заинтересованное лицо» сможет обратиться за получением «экологической информации».
С целью обеспечения права «доступа к экологической
информации» предлагается дополнить «, а также сведения о владельцах указанной экологической информации».
2. Министерство природных ресурсов и охраны
окружающей среды, другие государственные органы и иные юридические лица, накапливающие экологическую информацию, формируемую в результате осуществления обладателями экологической информации деятельности, указанной в пункте 2 статьи 42 настоящего Кодекса, ведут реестры экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее.
С учетом п. 8 ст. 43 проекта Кодекса можно
предположить, что указанные реестры включают не «перечень» указанной «экологической информации», а саму «экологическую информацию (см. далее). Между тем, деятельность, указанная в п. 2 ст. 42 проекта Кодекса, в результате которой «формируется экологическая информация, предоставляемая или распространяемая обладателями экологической информации в соответствии с настоящим Кодексом», весьма разнообразна и неоднозначна для понимания, в т.ч. «иными юридическими лицами» (см. выше), как и перечисленные в п. 1 ст. 42 проекта Кодекса «сведения, относимые к экологической информации».
Соответственно, с целью исключения правовой
неопределенности законодательством должен быть определен «состав экологической информации», подлежащих включению в указанные реестры, т.е. «состав экологической информации, формируемой в результате осуществления обладателями экологической информации деятельности, указанной в п. 2 ст. 42 настоящего Кодекса».
Предлагается добавить часть следующего
содержания:
«Состав экологической информации,
подлежащей включению в реестры экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды».
7. Сведения, содержащиеся в государственном
реестре экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, являются открытыми и доступными для всеобщего ознакомления.
8. Предоставление и распространение сведений,
включенных в реестры экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, осуществляются в соответствии со статьями 42, 44-49 настоящего Кодекса.
Причиной различного правового статуса
«сведений», содержащихся в этих реестрах, в части их «предоставления и распространения» является различный состав «сведений» (см. выше).
Статья 44. Доступ к экологической информации
1. Структура ст. 44 проекта Кодекса не согласована
с содержанием ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Закона об информации. Также «Основными требованиями нормотворческой техники являются… логическое построение проекта нормативного правового акта» (абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона о НПА), которое «обеспечивается последовательностью, взаимосвязанностью и согласованностью положений нормативного правового акта» (ч. 1 п. 2 ст. 28 Закона о НПА), при этом «Текст нормативного правового акта излагается от главного положения к второстепенному, от общего к особенному, от общего правила к исключению» (ч. 4 п. 2 ст. 28 Закона о НПА).
Предлагается следующая структура ст. 44
проекта Кодекса:
1) общие положения (общие правила) о доступе
к экологической информации;
2) особенности (нормы-исключения) доступа
к экологической информации.
3. Экологическая информация не подлежит
обязательному предоставлению или распространению в случае:
если такая информация отнесена к государственным
секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также если она отнесена к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с
законодательными актами;
если разглашение такой информации приведет
к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования, ведения административного процесса;
в иных случаях, предусмотренных законодательными
актами, международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц.
1. В ч. 1 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса содержится
«исключение из общего правила», при этом «общее правило» в п. 3 ст. 44 проекта Кодекса отсутствует, что не соответствует требованиям абз. 2 п. 1, ч. ч. 1 и 4 п. 2 ст. 28 Закона о НПА. Так, в ст. 44 проекта Кодекса не упоминаются случаи и порядок «обязательного предоставления или распространения» экологической информации.
2. Следует различать «обязательное» и «добровольное»
предоставление или распространение экологической информации. Соответственно, следует различать «не подлежит обязательному предоставлению или распространению» и «не подлежит предоставлению или распространению». Из абз. 1 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса следует, что указанная в абз. 2-4 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса «экологическая информация» может быть «предоставлена или распространена» в случае «добровольного распространения». В каких случаях это возможно и кто, в соответствии с каким законодательством и в каком порядке будет решать этот вопрос?
3. В одном положении абз. 1 п. 3 ст. 44 проекта
Кодекса урегулированы вопросы «обязательного/необязательного» двух разных способов «обеспечения доступа» к экологической информации («предоставление» и «распространение»), что приводит к смешению их различных правовых статусов. Так, указанная в абз. 2-3 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса «экологическая информация» может быть «предоставлена» в случаях, определенных соответствующим отраслевым законодательством, но при этом не может быть «распространена» с соответствии с тем же отраслевым законодательством (?!).
4. Согласно ст. 24 и п. 5 ст. 42 проекта Кодекса
«предоставление и распространение экологической информации» осуществляется «в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь».
5. В ст. 15 Закона об информации «в зависимости
от категории доступа» любая информация делится на а) «общедоступную информацию» и б) «информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено». Соответственно, регулирование вопросов «предоставления и распространения» экологической информации в проекте Кодекса должно учитывать деление «экологической информации» на указанные два вида. Между тем, содержание указанных в абз. 2-4 ч. 1 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса «случаев» не согласовано с содержанием ч. 1 ст. 17 «Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено» Закона об информации: информация, указанная в абз. 2-4 ч. 1 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса, является различными видами «информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено».
Соответственно, абз. 2-4 следует заменить
на один абзац в следующей редакции: «если такая информация отнесена к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено».
6. С учетом вышеизложенного, предлагается
ч. 1 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса заменить на две части следующего содержания:
«Экологическая информация подлежит
обязательному предоставлению или распространению в случаях и порядке, определенных настоящим Кодексом и иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь».
Не подлежит обязательному предоставлению
или распространению экологическая информация, отнесенная [законодательством об информации, информатизации и защите информации] к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено»».
Указанная в части первой настоящего пункта
информация может быть предоставлена в порядке, установленном настоящим Кодексом, актами законодательства об информации, информатизации и защите информации, о государственных секретах и иными актами законодательства.
Из чего следует, что указанная информация
не всегда «может быть предоставлена» в указанной порядке – она может не предоставляться по каким-либо причинам (см. далее).
С учетом вышеизложенного, предлагается
дополнить п. 3 ст. 44 проекта Кодекса частью следующего содержания:
«В случаях, если указанная в части первой
[второй] настоящего пункта информация не может быть предоставлена в порядке, установленном настоящим Кодексом, актами законодательства об информации, информатизации и защите информации, о государственных секретах и иными актами законодательства, обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся экологическую информацию и предоставить ее заявителю».
Также заслуживает внимания ст. 58 Кодекса
гражданского судопроизводства Республики Беларусь от 11 марта 2024 г.:
«1. Ознакомление с материалами гражданских
дел, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, выписки из них, снятие копий с документов, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты, иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, осуществляются участниками гражданского судопроизводства с соблюдением требований законодательства.
2. Суд обязан определить место и срок ознакомления
участников гражданского судопроизводства с процессуальными документами или их копиями, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, и обеспечить такое ознакомление с соблюдением требований законодательства.
При этом суд предупреждает их об ответственности
за разглашение указанных сведений, иной информации, о чем у них берется подписка».
Предлагается рассмотреть вопрос о заимствовании
такого подхода в проект Кодекса.
4. В предоставлении экологической информации
может быть отказано:
если государственный орган, иное юридическое
лицо не являются обладателями запрашиваемой экологической информации;
если заявление о предоставлении экологической
информации касается документов, которые относятся к внутренней переписке обладателя экологической информации;
в случаях, предусмотренных частью первой
пункта 3 настоящей статьи.
1. Из чего следует, что в указанных случаях
экологическая информация «может быть предоставлена», что порождает правовую неопределенность: кто и в каком порядке будет решать этот вопрос?
2. В «документах, которые относятся
к внутренней переписке обладателя экологической информации» может содержатся «Экологическая информация общего назначения – экологическая информация, предназначенная для общего пользования» (п. 44 ст. 1 законопроекта). По классификации «в зависимости от категории доступа» (ст. 15 Закона об информации) такая «экологическая информация» является «общедоступной информацией». При этом согласно абз. 1 и 5 ч. 4 ст. 21 Закона об информации общедоступная информация может не предоставляться на основании обращения в случае, если «запрашивается информация, содержащаяся в докладных записках, поручениях должностных лиц и другой внутренней переписке государственного органа, иного юридического лица, если такая информация непосредственно не связана с защитой прав и законных интересов лица, обратившегося за получением общедоступной информации». Таким образом, в абз. 3 п. 4 ст. 44 проекта Кодекса основания для отказа от предоставления «экологической информации» необоснованно расширены по сравнению Законом об информации.
С учетом абз. 5 ч. 4 ст. 21 Закона об информации
предлагается в абз. 3 п. 4 ст. 44 проекта Кодекса добавить «, если такая информация непосредственно не связана с защитой прав и законных интересов лица, обратившегося за ее получением».
3. В ч. 1 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса упоминается
«информация отнесена к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также если она отнесена к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами».
Как указывалось выше, возможность предоставления
«экологической информации», отнесенной п. 1 ст. 17 Закона об информации к «информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено», включая «сведения, составляющие государственные секреты» и «служебной информации ограниченного распространения (с ограничительным грифом «Для служебного пользования»)», должна быть регламентирована «настоящим Кодексом, для чего возможно использовать правовой инструмент обеспечения «права доступа к экологической информации», предусмотренный п. 5 ст. 44 проекта Кодекса (см. далее).
5. В случае, предусмотренном абзацем третьим
пункта 4 настоящей статьи, обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю.
В абз. 3 п. 4 ст. 44 проекта Кодекса упоминается
«заявление о предоставлении экологической информации касается документов, которые относятся к внутренней переписке обладателя экологической информации». При этом «экологическая информация» не подлежит «обязательному предоставлению или распространению» в случаях, определенных в ч. 1 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса (в т.ч. когда «заявление о предоставлении экологической информации» может «касаться документов», которые включают «информацию, отнесенную к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также отнесенной к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами»), но такая экологическая информация «может быть предоставлена в порядке, установленном настоящим Кодексом, актами законодательства об информации, информатизации и защите информации, о государственных секретах и иными актами законодательства» (ч. 2 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса). Между тем, как указывалось выше, «актами законодательства об информации, информатизации и защите информации, о государственных секретах и иными актами законодательства» предоставление такой «экологической информации» любым «заинтересованным лицам» не предусмотрено, но такая информация «может быть предоставлена в порядке, установленном настоящим Кодексом», в т.ч. и информация, указанная в абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 44 проекта Кодекса («информация, отнесенная к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также отнесенной к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами»).
С целью обеспечения «права доступа к экологической
информации» любым «заинтересованным лицам» предлагается «В случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 4 настоящей статьи» заменить на «В случаях, предусмотренных частью первой пункта 3 и абзацем третьим пункта 4 настоящей статьи» и далее по тексту.
6. Не допускается ограничение доступа
к экологической информации:
1. В п. 6 ст. 44 проекта Кодекса содержится
«исключение из общего правила», при этом «общее правило» доступа в ст. 44 проекта Кодекса отсутствует, что не соответствует требованиям абз. 1 и 2 п. 1 и ч. 4 п. 2 ст. 28 Закона о НПА.
2. Термин «доступ к экологической информации»
действующим законодательством об охране окружающей среды не определен, что на практике приводит к различному пониманию его содержания «обладателями экологической информации» и лицами, желающими получить «доступ к экологической информации». Между тем, согласно ст. 1 модельного Экологического кодекса для государств – участников Содружества Независимых Государств (Общая часть), принятым Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 27-8 от 16.11.2006 г. «Обеспечение доступа к экологической информации – предоставление в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме всем заинтересованным лицам экологической информации, а также предоставление им возможности поиска этой информации путем просмотра документов и получения копий на месте либо отсылки к опубликованным материалам». Таким образом, «доступ к экологической информации» должен включать не только «возможность получения» экологической информации «в устной форме, а также путем просмотра документов», но и путем «предоставления» этой информации «в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме», а также предоставлении возможности «получения копий на месте» для обеспечения возможности «пользования ею», что на практике очевидно далеко не всем «обладателям экологической информации».
Проектом Кодекса данный термин также не
определен, что не позволит в будущем исключить многозначное понимание указанного термина.
3. С учетом вышеизложенного, предлагается:
1) дополнить п. 1 ст. 1 проекта Кодекса следующим
определением термина:
«доступ к экологической информации – возможность
получения экологической информации посредством предоставления и распространения экологической информации, а также [возможность] пользования ею»;
2) изложить ч. 1 п. 6 ст. 44 проекта Кодекса
в следующей редакции, содержащей «общее правило»:
«Доступ к экологической информации осуществляется
в порядке, установленном настоящим Кодексом, актами законодательства об информации, информатизации и защите информации, о государственных секретах и иными актами законодательства».
Соответственно, текст п. 6 ст. 44 проекта
Кодекса считать ч. 2 п. 6 ст. 44 проекта Кодекса.
Правовой форум