Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу»
Обсуждение проекта
19.04.2017
Хотелось бы высказаться по проекту декрета.
1. приложение № 1 - виды деятельности надо изложить в соответствии с ОКРБ. Иначе потом начнутся проблемы толкования, что куда и в какую группировку включать. Надо это сделать на уровне самого указа, а не отдавать на откуп правительства. Пусть призовут авторов ОКРБ. а то начинается обрастание подзаконными документами. почему-то требования санитарные и пожарные прямо пишем, а виды деятельности по классификатору написать не можем.
2. приложение № 1 - из чего исходили авторы, когда формулировали виды деятельности. Не понятно, был ли какой-то анализ по каждому виду. говорю потому, что отдельные виды деятельности вызывают непонимание. например, консультирование, компьютерные услуги - там на сегодняшний день нет ни разрешений, ни уведомлений. Регистрируйся и потом работай. Зачем уведомления? ведь это усложнение. Консультанты и айтишники? наверное следовало бы еще дополнительно проработать перечень со специалистами в этих сферах, кто таким бизнесом занимается. есть же наверное ассоциации предпринимателей в этих сферах (по каждому виду).
3. пять раз перечитал пункт 3 и не понял, именно для начала деятельности мне надо уведомление. то есть после начала, при ее осуществлении - я буду все процедуры по полной выполнять. написано буквально так. дал почитать коллегам - мнения разделились, спорили с пеной у рта. все читают и понимают по разному.
4. работаю в сфере ИКТ, поэтому очень интересен пункт 3.5. А именно "иные требования" к разным объектам добровольны. То есть, все что техническое и касалось СЗИ и связано с защитой информации, средствами связи (тайны, ограниченный доступ и т.д.) - все это станет добровольным?
5. в последние годы много функций от министерств перешли фактически к подчиненным гос.организациям (всякие институты и др.) и многие создали для них платные монополии по разным услугам (испытания, исследования, заключения, согласования и т.п.) на договорной основе. туда уходят огромные деньги субъектов хозяйствования, но в декрете нет ни одной нормы, направленной на борьбу с этим.
6. бизнесу нужно главное: стабильность законодательства, а про это мало что сказано в декрете.
20.04.2017
ДОПОЛНИТЬ Декрет:
«1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию юридических услуг на основании специальных разрешений (лицензий), вправе представлять интересы физических и юридических лиц во всех судах в рамках гражданского, административного, экономического процесса, а также в органах, ведущих административный процесс, за исключением представления интересов в рамках уголовного процесса.
2. Граждане Республики Беларусь, имеющие стаж работы в качестве лица, оказывающего юридические услуги на основании свидетельства об аттестации юриста, не менее трёх лет, после прохождения в порядке, определённом Министерством юстиции Республики Беларусь, аттестации вправе приобрести статус адвоката без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена.
После приобретения статуса адвоката принять решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально либо в юридической консультации, либо стать учредителем (участником) адвокатского бюро без согласования с советом территориальной коллегии адвокатов.».
20.04.2017
По пункту 8 проекта Декрета (ответственность руководителя).
Предлагаемая ответственность руководителя вообще не согласуется с законодательством и нелогична. Подлежит исключению.
1. невозможно определить квалифицирующие признаки, что может привести к привлечению к административной ответственности "на свое усмотрение"
2. создает конкуренцию с другими нормами (и уголовной, и административной ответственности)
3. предлагаемая санкция абсолютно не согласуется с базовыми принципами наложения административного взыскания
4. подобно предлагаемой проектом декрета ответственности нет ни в одной стране мира
20.04.2017
Добрый день! У меня имеются предложения по пункту 3.5 декрета и примечанию (*) к нему .

Во-первых, следует во втором предложении уточнить оговорку ”если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь“. Она смотрится как отсылка к другим актам, но ведь исключения есть и в самом декрете. Например, п.3.8 и 3.9 декрета допускают придание обязательности технических кодексам и государственным стандартам в определенных случаях. Другой пример – это ч.2 п.2 приложения 3 к декрету, где говорится об обязательности иных санэпид.требований,  гигиенических нормативов. В этой связи предлагаю во втором предложении п.3.5 слова ”если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь“ заменить словами ”если иное не предусмотрено настоящим Декретом или иными правовыми актами Президента Республики Беларусь“. Так будет точнее и сориентирует правоприменение.
Во-вторых, правило пункта 3.5 неплохое, но в силу его всеобщности может быть подорвана безопасность граждан в части установления рекомендательного характера для огромного круга правил и огромного круга объектов.  Поясню мысль. В пункте 3.5 речь идет об ”иных“ (то есть любых) требованиях и перечень объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, открыт (”иные объекты“). Вместе с тем, есть особые (исключительные) объекты и особые сферы (опасные производства и объекты, опасные грузы, ядерная безопасность, авиационная безопасность), где государство, как представляется, должно минимизировать риски и принять исчерпывающие меры для обеспечения безопасности с целью предотвращения массовых человеческих жертв, увечий, экологических и техногенных катастроф. Придание требованиям в указанных сферах добровольного характера представляется не вполне верным, а привлечение к ответственности руководителей субъектов (вплоть до уголовной) ни в коем случае не компенсирует возможные страшные последствия. Согласитесь, оказание услуг по ремонту или пошиву одежды, открытию небольшой точки общепита или магазинчика не сопоставимо с деятельностью БелАЭС или хим.завода, аэропорта, авиакомпании и т.п.
В этой связи предлагается изложить примечание (*) в такой редакции:
” За исключением требований, предусмотренных техническими регламентами Республики Беларусь, государственными стандартами Республики Беларусь в военной сфере, нормами и правилами по обеспечению промышленной безопасности (в отношении опасных и потенциально опасных производственных объектов, перечни которых определены законодательными актами), правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов (в отношении опасных грузов, включенных в перечни опасных грузов, допущенных к перевозке, определенных указанными правилами в соответствии с законодательными актами), нормами и правилами ядерной и радиационной безопасности, руководствами по ядерной и радиационной безопасности (в отношении источников ионизирующего излучения, объектов использования атомной энергии) и авиационными правилами (в отношении воздушных судов, аэродромов (вертодромов), радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, являющихся источниками электромагнитного излучения и используемых в авиации)“.
Указания в скобках на объекты позволит не только указать ”изымаемые“ виды ТНПА, но и дополнительно четко очертить ”изымаемые“ объекты. Очевидно, что для мелкого и среднего бизнеса, подавляющего числа субъектов крупного бизнеса такая редакция примечания (*) к п.3.5 декрета будет приемлема, поскольку касается специфических сфер.
Обоснование редакции:
1) примечание (*) предложено дополнить указанием на тех.регламенты Республики Беларусь, учитывая, в том числе иные пункты Декрета, которые говорят о том, что продукция должны соответствовать требованиям ТР Республики Беларусь. Продукция – это результат деятельности в материально-вещественной форме, в том числе объект строительства (здание, сооружение), это и машины, оборудование и комплексы имущества, и аэропорты, и аэродромы, и самолеты, и другие транспортные средства.
В то же время, нужно исключить из примечания указание на ТР ТС и ТР ЕАЭС, так как они и так не подпадают под пункт 3.5 декрета в силу указания в нем на ”технические нормативные правовые акты“. ТР ТС и ТР ЕАЭС не являются ТНПА Республики Беларусь, а представляет собой наднациональными документы, принятые органами ТС и ЕАЭС (в Договоре о ЕАЭС – это именно ”документы“, принятые Решениями КТС или ЕЭК). В национальном законодательстве они не рассматриваются как ТНПА, а являются самостоятельными обязательными для соблюдения в республике источниками технического регулирования. В то же время, упоминание о них нужно сохранить в п.6.2 декрета.    
2) Предлагается дополнить примечание (*) указанием на нормы и правила промышленной безопасности (такой вид ТНПА предусмотрен законодательством). Исходя из Закона Республики Беларусь ”О промышленной безопасности“, они являются обязательными ТНПА в отношении опасных и потенциально опасных производственных объектов. Перечни этих объектов сформулированы как исчерпывающие и составляют приложения 1 и 2 к этому Закону.
3) Предлагается дополнить примечание (*) указанием на правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов (такой вид ТНПА предусмотрен законодательством). Перечни таких грузов определяются самими правилами с учетом требований Закона ”О перевозке опасных грузов“.
4) Предлагается дополнить примечание (*) указанием на нормы и правилами ядерной и радиационной безопасности, руководствами по ядерной и радиационной безопасности (такой вид ТНПА предусмотрен законодательством). Понятия ”источники“ ионизирующего излучения, ”объекты использования атомной энергии“ определены в Законах Республики Беларусь ”О радиационной безопасности населения“ и ”Об использовании атомной энергии“.
5) Предлагается дополнить примечание (*) указанием на авиационные правила (такой вид ТНПА предусмотрен законодательством) в части определенных объектов (исходя из норм Воздушного кодекса).
6) Предлагается исключить из примечания (*) указание на ”иные документы, которые содержат технические требования к объектам технического нормирования и стандартизации в военной сфере и определены правилами технического нормирования и стандартизации в военной сфере“, поскольку новая редакция Закона Республики Беларусь ”О техническом нормировании и стандартизации“ не рассматривает их в качестве ТНПА. Это просто особые обязательные документы в области технического нормирования и стандартизации, но не ТНПА. Соответственно, пункт 3.5, где говорится о ”технических нормативных правовых актах“ на них и так не распространяется. В то же время, упоминание о таких документах следует сохранить в п.6.2 декрета.
21.04.2017
Даваемое в двойной звездочке к п.6.2 декрета определение безопасности некорректно.
Не может быть полного отсутствия угроз, ведь риск (хоть минимальный) есть всегда. Поэтому все современные определения безопасности, в том числе нормативные, говорят об отсутствии недопустимого риска причинения вреда чему-то (каким-то важным объектам, интересам, отношениям и т.п.). На этом основана современная теория рисков, их оценки и управления ими. Что имеется ввиду. Например, покупая «безопасное» лекарство, вы на инструкции прочтете про проценты риска возникновения побочных или нежелательных эффектов. Или вы купите утюг, он безопасен, имеет все сертификаты и т.п., но ничтожная доля риска, минимальная угроза того, что при определенном стечении обстоятельств, факторов, в нем не случится замыкание и не возникнет пожар – всегда есть, в том числе, вследствие непредвиденных факторов, явлений, неизвестных или слабо изученных наукой. Поэтому специалисты говорят, что есть риски допустимые и недопустимые.
В качестве примера корректного определения можно привести норму в белорусском законе о нормировании и стандартизации:
безопасность продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг - соответствие продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде;
Еще один пример из Договора о Евразийском союзе:
"безопасность" - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба;
Михаил Иванович
0
21.04.2017
Добрый день!


Поскольку проект Указа "О регулировании деятельности физических лиц" (размещен на сайте "Республиканская конфедерация предпринимательства" www.rce.by/index.php/all-news/6020-dorabotka-dekreta-prezidenta-respubliki-belarus-2) дополнен видами деятельности, которые представляют повышенную санитарно-эпидемиологическую опасность для жильцов жилого дома (например, ремонт обуви, предоставление мест для краткосрочного проживания, производство кондитерских изделий, производство обуви и пр.), предлагаю изменить заголовок Приложения номер 3 к Декрету Президента РБ следующим образом:


Приложение 3
ОБЩИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования и физическим лицам при осуществлении ими разрешенной деятельности без образования ИП.
21.04.2017
Ознакомилась с проектом декрета Президента об исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу, хочу спросить, как будет контролироваться хлорирование воды  и дезинфекция в  бассейнах? Очень часто после купания появляется резь в глазах и аллергические реакции.
21.04.2017
Предлагаю:
1. Вместе с выдачей свидетельства о регистрации выдавать электронно-цифровую подпись (одну-единственную) бесплатно (включить стоимость в услугу регистрации) для подписи абсолютно всех электронных документов этой организацией (налоги, статистика, таможня, обращения в организации и т.д.), - так называемое "электронное правительство". Всем остальным определить срок получения этой единственной ЭЦП вместо нескольких платных, имеющихся сейчас.
2. Убрать все виды бланков строгой отчетности, заменив документами на обычной бумаге (ТН, ТТН, путевые листы и т.д.)
3. Максимально перевести документооборот в электронный с хранением электронных документов без их распечатывания, возможность (не обязанность) подписывать некоторые документы ЭЦП и хранить их на электронных носителях (например, договора, счета-фактуры для оплаты и др., - создать перечень таких документов), - экономично, экологично и в духе времени.
4. Обязательность возврата таможенного НДС без всяких сроков (сейчас 60 дней и это срок уже после сокращения)
5. Максимально упростить бухгалтерский учет и документооборот (типа КУДИР при упрощенке), но еще раз обращаю Ваше внимание - максимально разработать электронный документооборот: сразу параллельно электронный и бумажный по выбору предпринимателя и постепенно перевести максимум только в электронный документооборот.
6. Максимально упростить кадровый документооборот: предлагаю оставить только трудовой договор, где прописывать все условия работы, как сейчас и есть, приложение к договору - те документы, которые требуют подтверждения годности работника к выполнению данной работы (копия диплома, справка о состоянии здоровья, если нужно по конкретной специальности, копия паспорта, номер страхового свидетельства указать в трудовом договоре) - и все! Без личных дел, личных карточек, заявлений и приказов о приеме-переводе. Все последующие моменты в части приемов-переводов-увольнений и изменении др. существенных условий труда - доп. соглашение к трудовому договору. Для оформления отпусков вести карточку фактического использования очередных и административных отпусков, эту карточку подписывают обе стороны при получении отпуска: без заявлений и приказов. И трудового договора и отпускной карточки должно быть достаточно для расчета и начисления денег бухгалтерией (дополнительно решать только вопросы поощрений-наказаний, в т.ч. премирование). Дополнительно организации могут иметь анкеты (по желанию).
7. Максимально простимулировать внешнеэкономическую деятельность по реализации белорусских товаров на экспорт - упрощенка с НДС или без НДС по выбору предпринимателя без ограничения суммы по применению упрощенки + понижение ставки налога по упрощенке для ИП или организаций, которые производят и/или реализуют продукцию на экспорт + входящий НДС возвращать по первому требованию предпринимателя в минимальные сроки после подтверждения вывоза продукции. Создать максимум для реализации белорусских товаров на экспорт: и налоги уменьшить, и администрирование упростить (например,  курсовых разниц).
8. Отменить контроль возврата валютной выручки (90 дней) и документооборот, связанный с этой процедурой. Возможно, оставить этот контроль точечно в части предприятий, получивших дотации, льготные кредиты и др., связанное с расходами бюджетных средств.
9. Дать возможность предприятиям, работающим на экспорт, использовать входящий НДС по отгруженной продукции для зачета таможенного НДС при импорте сырья, комплектующих и оборудования (создать простой механизм, желательно электронный).
10. Организовать работу государственных структур с электронными обращениями граждан с обязательной обратной связью по принципу: обращение-запрос  с ЭЦП - обязательный ответ с номером входящим номером и онлайн - реестр для учета ответов.
11. Очеловечить работу Торгово-Промышленной палаты, доведя ей цель повышения качества и количества экспортируемой продукции, а не количества листов в сертификатах с оплатой по прейскуранту каждого листа!!!
Спасибо. Надеюсь быть услышанной...
22.04.2017
Разрешат ли использовать для ведения бизнеса принадлежащую на праве собственности недвижимость, находящуюся в садоводческом товариществе: гаражи, хозпостройки и т. д.? Сейчас по уставу садоводчества занятие чем-либо кроме садоводства, запрещено. Или для занятия бизнесом нужно будет переводить садовый домик в жилой и менять назначение земельного участка? И кстати, такое изменение вообще возможно в Беларуси?
24.04.2017
В разделе УСН предлагаю:

1. Вернуть в реальные, позволяющие развиваться значения, резко сокращённые в последнее время предельные суммы годового оборота, допускающие применять УСН индивидуальными предпринимателями (как без, так и с уплатой НДС). Текущие значения требуют min рентабельности бизнеса в 200-300%, если при анализе учесть актуальные сопутствующие затраты предпринимателя-производителя на аренду, логистику, сертификацию, таможенное оформление и платежи, з/п и платежи в ФСЗН наёмных работников (а страна требует 1000=BYN/чел), ремонт автомобиля и оборудования, банковские и бухгалтерские услуги, платежи за эл.системы подачи налоговых деклараций и отчётов в ФСЗН, услуги Ассоциации ГС1 Бел по регистрации и поддержанию штрих-кодов и т.п. Ощущения - никто про это и не знает, и не ведает, и, вообще: "А, что, у нас есть ещё предприниматели, которые что-то производят? Ничего себе-герои."

2. Вернуть исключённую несколько лет назад ставку налога в 2% (или сделать ещё ниже) по оборотам продукции производителя на экспорт, учитывая, что экспортные операции не являются априори высокорентабельными и сопровождаются существенными сопутствующими затратами. Кто-нибудь считал, когда отменяли?

 Спасибо. Михаил Юрьевич. + 375 29 7508045.
25.04.2017
Еще раз  здраствуйте,  прочитав вышеперечисленные  предложения и полностью солидарен на 99% с большинством из них. Хочется верить что наши предложения учту в разработке нового законопроекта.
     
    Также хочу внести еще некоторое предложение  для стимулирования развития и  облегчениия работы в сфере малого бизнеса. О  моих предложениях  по  сокращения бюракратии  и фармальностей  связаных с  нежилыми  помещениями расположеными на 1-э эт. жилых домов писал  выше.
   
        Глядя на Европейские страны Беларусы изумляються и завидуют  некоторым деталям в  малом бизнесе Европейских городков, и в частности маленьким магазинчикам в которых ремесленики , торговцы ,кондитеры и другой малый бизнес может спокойно работать  в одном помещении ( комнате в доме или квартире) и жить  соответственно в другой. Хотелось бы также увидеть в Беларуси  возможность   сделать из одной комнаты, в квартирах  на 1-х этажах нежилые помещения (магазинчики, кофейни, домашняя парикмахерская) ,а в соседней(их) комнатах проживать  как в обычной квартире. По  факту это для малого бызнеса намного удобнее и намного дешевле, особенно если человек  имеет в собственности квартиру 2-3-4 комнатную, это даст реальную возможность работать и платить налоги не выходя  из дома,а кроме того  каждый уважающий себя владелец даже такого маленького магазина  будет поддерживать чистоту и порядок  на  територии прилегающей к  отдельному выходу магазинчика и возможно со временем  эти магазинчики станут  маленьким  семейным бизнесом многих Беларусов .