Продолжение
П.33. В части второй в абзаце шестом слова «инструкции по медицинскому применению и (или) листка-вкладыша» заменить словами «инструкции по медицинскому применению (листка-вкладыша)». Соответственно привести данное исправление по всему тексту НАП, что будет согласовываться с редакцией Закона.
П.38. В части второй пункта 38 слова «лекарственные средства списка «А» исключить, т.к. не все аптеки располагают помещениями, предназначенными для хранения наркотических средств и психотропных веществ, и это не должно являться препятствием для реализации иных групп ЛС.
П.40. Не в каждой инструкции по медицинскому применению указываются средние терапевтические дозы (например, Диазепам, Морфин и др.). В связи с чем возникает вопрос, в каком документе приводятся средние терапевтические дозы для наркотических средств, психотропных веществ и лекарственных средств списка «А».
Глава 8. Включение в НАП понятия ФК без четкого перечня, какая информация составляет данную услугу, представляет собой правовую коллизию. При этом необходимость предоставления определенной информации (о наличии лекарственных препаратов, о цене, о показаниях, противопоказаниях и т.п.) установлена в целом ряде НПА, что и является по сути ФК.
Предлагаем в п. 45 НАП использовать следующую редакцию в определении ФК – предоставление фармацевтическим работником информации о порядке применения лекарственного препарата, в том числе о порядке реализации (отпуска), способе применения, режиме дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах хранения в домашних условиях. И ограничится только этим.
П. 46 и 47 исключить, как некорректно изложенные функции фармацевтического работника, дублирующие функции клинического фармаколога. Кроме того, п. 47 фармацевтическому работнику фактически предлагается подменить медицинского работника, что противоречит Закону Республики Беларусь «О здравоохранении».
Предлагаемый алгоритм консультации фармацевтическим работником по вопросу терапевтической замены (п.46, абзац первый) является спорным и должен быть, как минимум, оценен медицинским работником. Терапевтическая замена предполагает замену выписанного врачом ЛС на другое, отличающееся от назначенного, химическим составом. При этом другое ЛС должно принадлежать к тому же фармакологическому (или терапевтическому) классу, однако, имея другой химический состав, может вызывать у пациента иной эффект. Для грамотной и правильной замены фармацевтический работник должен обладать четкими знаниями в области фармакокинетики и фармакодинамики ЛС (т.е. фактически знать результаты биоэквивалентных испытаний различных лекарственных средств), учитывая при этом наличие вспомогательных веществ (которые могут являться противопоказаниями) и индивидуальные особенности пациента Нерациональная терапевтическая замена может привести к ухудшению заболевания и развития нежелательных реакций. Такая роль принадлежит врачу или клиническому фармакологу.
Приложения № 1 и 2 противоречат содержанию НАП и касаются только лекарственных препаратов, реализуемых без рецепта врача. При этом предлагаемой редакцией НАП предлагается проводить фармацевтическое консультирование при реализации медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента. Кроме того существует огромная группа ЛС, реализуемых по рецепту врача, однако по тексту НАП предполагается отказывать в фармацевтическом консультировании населению по данным препаратам. Указание конкретных торговых названий ЛС в СОП является рекламой определенных производителей, и не допускается в НПА. В то же время привести исчерпывающий актуальный перечень ЛС с учетом изменения статуса государственной регистрации и появления новых препаратов на рынке, невозможно. Кроме того, должен обеспечиваться индивидуальный подход к обслуживанию конкретного посетителя. Алгоритмы обслуживания посетителей в строгом соответствии требованиям законодательства устанавливаются внутренней документацией каждой аптеки (РИ и СОП).
ФК предлагается проводить только провизором, что не соответствует тексту НАП, а также требованиям действующего законодательства (все фармацевтические работники имеют право обслуживать население и реализовывать ЛС).
Соответственно СОП «О порядке фармацевтического консультирования врачей в отношении лекарственных средств, имеющихся и (или) временно отсутствующих в аптеке, а также в отношении выписки рецептов на лекарственные препараты», а также Приложение 1 и 2 исключить.
П.48. Исключить. Информация, предоставляемая при фармацевтическом консультировании фармацевтическим работником населению, является общедоступной, т.к. базируется на инструкции по медицинскому применению, и не может считаться конфиденциальной.
(3 часть)
П.33. В части второй в абзаце шестом слова «инструкции по медицинскому применению и (или) листка-вкладыша» заменить словами «инструкции по медицинскому применению (листка-вкладыша)». Соответственно привести данное исправление по всему тексту НАП, что будет согласовываться с редакцией Закона.
П.38. В части второй пункта 38 слова «лекарственные средства списка «А» исключить, т.к. не все аптеки располагают помещениями, предназначенными для хранения наркотических средств и психотропных веществ, и это не должно являться препятствием для реализации иных групп ЛС.
П.40. Не в каждой инструкции по медицинскому применению указываются средние терапевтические дозы (например, Диазепам, Морфин и др.). В связи с чем возникает вопрос, в каком документе приводятся средние терапевтические дозы для наркотических средств, психотропных веществ и лекарственных средств списка «А».
Глава 8. Включение в НАП понятия ФК без четкого перечня, какая информация составляет данную услугу, представляет собой правовую коллизию. При этом необходимость предоставления определенной информации (о наличии лекарственных препаратов, о цене, о показаниях, противопоказаниях и т.п.) установлена в целом ряде НПА, что и является по сути ФК.
Предлагаем в п. 45 НАП использовать следующую редакцию в определении ФК – предоставление фармацевтическим работником информации о порядке применения лекарственного препарата, в том числе о порядке реализации (отпуска), способе применения, режиме дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах хранения в домашних условиях. И ограничится только этим.
П. 46 и 47 исключить, как некорректно изложенные функции фармацевтического работника, дублирующие функции клинического фармаколога. Кроме того, п. 47 фармацевтическому работнику фактически предлагается подменить медицинского работника, что противоречит Закону Республики Беларусь «О здравоохранении».
Предлагаемый алгоритм консультации фармацевтическим работником по вопросу терапевтической замены (п.46, абзац первый) является спорным и должен быть, как минимум, оценен медицинским работником. Терапевтическая замена предполагает замену выписанного врачом ЛС на другое, отличающееся от назначенного, химическим составом. При этом другое ЛС должно принадлежать к тому же фармакологическому (или терапевтическому) классу, однако, имея другой химический состав, может вызывать у пациента иной эффект. Для грамотной и правильной замены фармацевтический работник должен обладать четкими знаниями в области фармакокинетики и фармакодинамики ЛС (т.е. фактически знать результаты биоэквивалентных испытаний различных лекарственных средств), учитывая при этом наличие вспомогательных веществ (которые могут являться противопоказаниями) и индивидуальные особенности пациента Нерациональная терапевтическая замена может привести к ухудшению заболевания и развития нежелательных реакций. Такая роль принадлежит врачу или клиническому фармакологу.
Приложения № 1 и 2 противоречат содержанию НАП и касаются только лекарственных препаратов, реализуемых без рецепта врача. При этом предлагаемой редакцией НАП предлагается проводить фармацевтическое консультирование при реализации медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента. Кроме того существует огромная группа ЛС, реализуемых по рецепту врача, однако по тексту НАП предполагается отказывать в фармацевтическом консультировании населению по данным препаратам. Указание конкретных торговых названий ЛС в СОП является рекламой определенных производителей, и не допускается в НПА. В то же время привести исчерпывающий актуальный перечень ЛС с учетом изменения статуса государственной регистрации и появления новых препаратов на рынке, невозможно. Кроме того, должен обеспечиваться индивидуальный подход к обслуживанию конкретного посетителя. Алгоритмы обслуживания посетителей в строгом соответствии требованиям законодательства устанавливаются внутренней документацией каждой аптеки (РИ и СОП).
ФК предлагается проводить только провизором, что не соответствует тексту НАП, а также требованиям действующего законодательства (все фармацевтические работники имеют право обслуживать население и реализовывать ЛС).
Соответственно СОП «О порядке фармацевтического консультирования врачей в отношении лекарственных средств, имеющихся и (или) временно отсутствующих в аптеке, а также в отношении выписки рецептов на лекарственные препараты», а также Приложение 1 и 2 исключить.
П.48. Исключить. Информация, предоставляемая при фармацевтическом консультировании фармацевтическим работником населению, является общедоступной, т.к. базируется на инструкции по медицинскому применению, и не может считаться конфиденциальной.
(3 часть)
Правовой форум