1. По тексту Закона применяется термин «объект использования», а в действующем законодательстве применяется термин «объект по использованию». Такое изменение потребует изменения многих документов как законодательных, так и организаций, может, лучше оставить прежний термин?
2. Статья 1, пункт 12. Дополнить словом «долговременного» перед словом хранения – для согласованности с определениями в п.п. 4, 21 (на объектах хранения осуществляется только долговременное хранение), так как сам термин «хранение» согласно п.31 данной статьи включает как временное, так и долговременное хранение.
3. Статья 3, пункт 3. Отчуждение отходов с целью использования будет допускаться только на объекты по использованию отходов, зарегистрированные в реестре, однако на сегодняшний день использование отходов осуществляется не только на объектах - здания, оборудование предназначенное для использования отходов – рекультивация полигонов, карьеров, в качестве изолирующих слоев на полигонах ТКО, для получения энергии в установках, для которых возможно использование отходов, сходных по качествам с предусмотренных для этих устройств топливом (нефтепродукты вместо печного или дизельного топлива, древесные отходы вместо дров и т.п.). Это значительно сузит возможности использования отходов, так как никто не зарегистрирует как объект по использованию отходов полигон ТКО, рекультивируемый карьер, котельные, использующие разные виды топлива. Сейчас возможно использование отходов при условии разработки техрегламентов, ТУ, СТП и т.д., зачем опять исключать эти возможности использования отходов?
Предлагаю редакцию: «использования – субъектам хозяйствования, осуществляющим использование отходов в соответствии с законодательством (со ст. 30 настоящего Закона)»
4. Статья 19, пункт 1, абзац 11. К работникам в области обращения с отходами можно отнести практически каждого работника организации и обеспечивать всем повышение квалификации, проверку знаний именно по обращению с отходами влечет существенные затраты нанимателя, которые не имеют практического значения. Эта фраза – аналогия из охраны труда, которая попала в природоохранное законодательство, но пользы не приносит, а только усложняет работу особенно небольшим организациям, где обучение внутри организации организовать невозможно. Инструктажей для ознакомления с требованиями по обращению с отходами и проведения производственных наблюдений достаточно.
Предлагаю редакцию: «обеспечивать повышение квалификации специалистов, отвечающих за организацию и контроль выполнения требований законодательства по обращению с отходами, а также проведение инструктажей по охране окружающей среды с работниками в области обращения с отходами».
5. Статья 22, пункт 2 – исключить. Не вижу необходимости закреплять подобные положения в законе об обращении с отходами, данный вопрос больше относится к системе ЖКХ, чем к вопросам, регулируемым законодательством об обращении с отходами.
Есть субъекты хозяйствования, которые осуществляют вывоз коммунальных отходов на полигоны, которые на балансе у них же. Принятие данной нормы в законе не приведет к необходимости создания новых субъектов хозяйствования? Например, Биомехзавод бытовых ресурсов, г. Новополоцк, осуществляет вывоз ТКО, и с прошлого года им на баланс передали полигон ТКО. Численность населения в городе около 100 тысяч. Как выполнять нормы закона, если в 2023 году будет 99000, а в 2024 – 101000 или наоборот?
6. Статья 24, подпункт 2.4, шестой абзац. Дополнить «возможности долговременного хранения» для уточнения (будет соответствовать определениям в п.п. 4, 21 статьи 1 проект закона), так как на объектах хранения осуществляется только долговременное хранение.
7. Статья 26, пункт 2. Исключить слова «имеющих идентичное происхождение». Что под этим подразумевается? Один техпроцесс, подразделение, предприятие в целом? Например, отходы упаковочного картона незагрязненные и отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства будут иметь «идентичное происхождение»?
Предлагаю редакцию: «Сбор отходов без разделения их по видам допускается в случае, если осуществляется сбор отходов, имеющих идентичные агрегатное состояние, степень опасности и класс опасности, условия хранения и порядок удаления.»
8. Статья 29, пункт 2, второй абзац. Ввоз отходов в целях их обезвреживания запрещается. А если появятся объекты обезвреживания, способные обезвреживать, например, большие объемы отходов, и вопрос ввоза отходов станет актуальным? Все-таки, обезвреживание не стоит приравнивать к долговременному хранению или захоронению, этот вид деятельности приводит к уничтожению или снижению (ликвидации) опасных свойств. Так, например, Беларусь же передавала во Францию отходы ПХБ на обезвреживание.
9. Статья 33, пункт 4: дополнить «, садоводческих товариществ, дачных кооперативов» в соответствии с определением категорий земель Кодексом о земле. Возможно, необходимо также дополнить этот пункт «землях сельскохозяйственного назначения».
10. Статья 37, пункт 1. Учет некоторых отходов ведется в штуках, например, ртутьсодержащие отходы.
Предлагаю редакцию: «1. Учет отходов ведется исходя из их массы (в килограммах или тоннах) либо количества (в штуках) в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды».
Правовой форум