Так, 25 пункт данного Проекта определяет, что право на включение в реестр таможенных представителей будут иметь юридические лица: с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Также пункт 31 Проекта устанавливает необходимость наличия в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций. Наличие меньшего количества аттестованных специалистов повлечет за собой приостановление деятельности таможенного представителя.
Считаем, что данные изменения негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам.
1. Снижение конкуренции на данном направлении неизбежно приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.
2. Необходимость содержания в штате «порогового» количества специалистов по таможенному декларированию (не менее 10) неизбежно приведет к росту затрат таможенного представителя, которые в свою очередь приведут к увеличению тарифов на оказываемые таможенными представителями услуги, и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.
3. Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резиденства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение «порога» в 10 специалистов приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей. В тоже время видится неразумным отсутствие в настоящее время законодательной привязки количества специалистов по таможенному декларированию к предоставляемой сумме обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела (далее – обеспечение). Так как логично предполагать, что риски совершения ошибок специалистами по таможенному декларированию, которые, в том числе, могут привести к возникновению задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, прямо пропорциональны количеству специалистов по таможенному декларированию. В настоящее время складывается ситуация, что таможенный представитель, имеющий в штате 3 специалиста предоставляет обеспечение в эквиваленте 500 тысяч евро, так и таможенный представитель, имеющий в штате несколько сотен специалистов также предоставляет данную сумму обеспечения.
4. Наиболее крупный таможенный представитель, который «останется на плаву» после введенных изменений – РУП Белтаможсервис, включен в санкции Европейского союза. Таким образом иностранные перевозчики, равно как и иностранные экспедиторы не могут покупать услуги таможенного декларирования у данного представителя, что может повлечь за собой перестроение маршрутов логистики в обход Республики Беларусь, что, в свою очередь, приведет к общему снижению поступлений доходов в бюджет нашей страны. В настоящее время именно наличие значительного количества альтернативных таможенных представителей дает возможность заезда на территорию Республики Беларусь грузов, которые находятся под санкциями ЕС и дают возможность РУП Белтаможсервис загрузить свои мощности имеющихся ТЛЦ и складов и в целом обеспечить транзит товаров по территории Беларуси.
5. Нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек. 6. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
7. Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики. Таким образом можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя: · не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя; · не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации; · не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
8. Проект Закона ведет к нарушению баланса между целями регулирования и масштабом вмешательства. Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения: были адресными; не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели; были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны. В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование: квалификационных требований к специалистам; усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами); допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д. Исходя из вышеизложенного, просим не включать соответствующие положения в итоговую редакцию Закона о таможенном регулировании и сохранить текущую версию для возможности ведения деятельности частными отечественными компаниями со штатом специалистов по таможенному декларированию от двух человек.
Правовой форум