Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
Natalia_NV
2
24.04.2025
23 апреля 2025 года на сайте Правого форума Беларуси был размещен Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Проект) для цели публичного обсуждения данного проекта НПА.            
Так, 25 пункт данного Проекта определяет, что право на включение в реестр таможенных представителей будут иметь юридические лица: с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.            
Также пункт 31 Проекта устанавливает необходимость наличия в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций. Наличие меньшего количества аттестованных специалистов повлечет за собой приостановление деятельности таможенного представителя.            
Считаем, что данные изменения негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам.
1.                    Снижение конкуренции на данном направлении неизбежно приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.
2.                    Необходимость содержания в штате «порогового» количества специалистов по таможенному декларированию (не менее 10) неизбежно приведет к росту затрат таможенного представителя, которые в свою очередь приведут к увеличению тарифов на оказываемые таможенными представителями услуги, и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.
3.                     Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резиденства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение «порога» в 10 специалистов приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей. В тоже время видится неразумным отсутствие в настоящее время законодательной привязки количества специалистов по таможенному декларированию к предоставляемой сумме обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела (далее – обеспечение). Так как логично предполагать, что риски совершения ошибок специалистами по таможенному декларированию, которые, в том числе, могут привести к возникновению задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора,  прямо пропорциональны количеству специалистов по таможенному декларированию. В настоящее время складывается ситуация, что таможенный представитель, имеющий в штате 3 специалиста предоставляет обеспечение в эквиваленте 500 тысяч евро, так и таможенный представитель, имеющий в штате несколько сотен специалистов также предоставляет данную сумму обеспечения.
4.                    Наиболее крупный таможенный представитель, который «останется на плаву» после введенных изменений – РУП Белтаможсервис, включен в санкции Европейского союза. Таким образом иностранные перевозчики, равно как и иностранные экспедиторы не могут покупать услуги таможенного декларирования у данного представителя, что может повлечь за собой перестроение маршрутов логистики в обход Республики Беларусь, что, в свою очередь, приведет к общему снижению поступлений доходов в бюджет нашей страны. В настоящее время именно наличие значительного количества альтернативных таможенных представителей дает возможность заезда на территорию Республики Беларусь грузов, которые находятся под санкциями ЕС и дают возможность РУП Белтаможсервис загрузить свои мощности имеющихся ТЛЦ и складов и в целом обеспечить транзит товаров по территории Беларуси.
5.                    Нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13  Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек. 6.                    Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.  
7.                    Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики. Таким образом можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя: ·  не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя; ·  не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации; ·  не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
8.                     Проект Закона ведет к нарушению баланса между целями регулирования и масштабом вмешательства. Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения: были адресными; не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели; были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны. В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование: квалификационных требований к специалистам; усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами); допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д. Исходя из вышеизложенного, просим не включать соответствующие положения в итоговую редакцию Закона о таможенном регулировании и сохранить текущую версию для возможности ведения деятельности частными отечественными компаниями со штатом специалистов по таможенному декларированию от двух человек.
ELENAknNda7UY2
1
25.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) её административно- территориальной единице


Требование, которому должны будут соответствовать
таможенные представители: “имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) её административно- территориальной единице“ противоречит основным законодательным актам Республики Беларусь:

1) Противоречит Конституции Республики Беларусь части 2 ст.13 государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (часть 3 ст.13 Конституции).

2. Противоречит Закону от 12 декабря 2013 г. № 94-З Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности»

3. Противоречит положению Статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З (ред. от 08.01.2024) "Об инвестициях"

4. Противоречит Директиве Президента Республики Беларусь №4 от 31.12.2010 года.

5. Противоречит законодательству Таможенного союза ЕАЭС

Данное требование  для соответствия таможенному представителю не учитывает действующие правовые и законодательные акты, финансово-экономические, cоциальные последствия изменений действующего законодательства.

Люся Иванова
2
25.04.2025
Согласна с комментарием, что у таможенного
представителя с государственной формой собственности легальное получение выручки от оказываемых услуг. Полностью поддерживаю проект Закона!  Что у большинства частных таможенных представителей в собственности - один стол, стул и 2 ЭЦП! И более 10 работников дома на диване набирают декларации и скидывают для регистрации держателям ЭЦП! Квалифицированные (с аттестатом) специалисты по таможенному декларированию без работы не останутся, вернутся в государственные организации, где и работали ранее!
ООО КАРГОКОНСАЛТ
2
25.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста :
Комментарий к проекту  изменений в Закон РБ «О таможенном регулировании» по вопросу о  включении в реестр таможенных представителей.
Прошло менее четырех лет с того момента, как вступила в силу редакция Закона РБ «О таможенном регулировании» (25.07.2022 г.), согласно которому на сегодняшний день осуществляется работа участников рынка таможенных услуг. Неужели за три неполных года данная редакция в части включения в реестр таможенных представителей устарела или настолько была не продумана, что необходимо вносить такие существенные изменения?
Если посмотреть на ст.298 и ст. 310 действующего Закона, то мы увидим прогрессивные нормы права полностью соответствующие требованиям текущего времени и разработанные в соответствии с требованиями таможенного кодекса ЕАЭС.
Ст.298 п.3  действующей редакции предусматривает: «Право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.»
Для исключения лиц из недружественных стран лишним не будет прописать дополнительные условия в Законе «учредителями (участниками, собственниками имущества)  которых являются только лица государства – члена ЕАЭС».
Однако третий абзац («имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций  (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь  и (или) ее административно-территориальной единице» проекта будет явным перегибом который не следует допускать и необходимо исключить из проекта. Несколько аргументов в пользу исключения данной предлагаемой нормы:
1) Из 79 организаций, что составляет 100 % компаний, включенных в реестр таможенных представителей 15 это 19%  соответствуют предлагаемой норме проекта Закона, из которых 5 это 6,3%  (РУП «Белтаможсервис», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РУП «Национальный аэропорт Минск», РУП «Белинтертранс»,  РУП «Белпочта») могут оказывать возмездные услуги иным лицам. Остальные 10 это государственные предприятия, использующие данный статус для собственных нужд.
64 организации или 81% составляют  частные предприятия. Это значительная отрасль экономики в сфере услуг.
2) Данное предложение не соответствует проводимой работе по сближению законодательств Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации,  которое так же не стоит игнорировать. Пункт 4 статьи 347 Закона о таможенном регулировании Российской Федерации определено, что
иными условиями включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:
«юридическое лицо, которое не является, казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, указанными в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона; организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанные в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона;»
3) Кроме того, предлагаемая норма права  «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц либо более пятидесяти процентов  акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.»  значительно ограничивает граждан РБ, работников таможенного представителя в возможности выбора рабочего места т.к. частные компании на рынке таможенных услуг составляют более 80%.
4) Директива №4 Президента РБ требует обеспечить развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности вне зависимости от формы собственности и создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
Предлагаемые изменения явно идут в разрез с требованием Президента Республики Беларусь.

Предложенные изменения по количеству специалистов в штате таможенного представителя с не менее двух до не менее десяти нельзя считать обоснованными. В нынешней редакции Закона, от 22.07.2022 г., законодателем досконально и гармонично продуманы и определены в ст.310 «Особенности включения в реестр таможенных представителей» условия включения и порядок совершения таможенных операций работниками таможенного представителя  РБ.
Так п.1 п.п.1.1 Ст.310 Закона  требуется наличие в штате не менее двух специалистов, а так же  определено, что для этого специалиста это основное место работы. Правом непосредственного совершения таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному декларированию, состоящие в штате таможенного представителя.
Предлагаемые изменения о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию и  отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, работающих у этого нанимателя по совместительству для выполнения работы содержит дискриминационные и несправедливые нормы.
В странах таможенного Союза наличие специалистов по таможенному декларированию не требуется за исключением Кыргызстана, где так же установлена норма, как и в Законе РБ не менее двух специалистов.
Проконтролировать работника таможенному представителю, работает человек  где то по совместительству или нет, не представляется возможным, т.к. трудовая книжка совместителю не требуется. Для реализации этой нормы необходимы изменения в трудовое законодательство, где должно быть прописано, что совместитель обязан уведомить основного нанимателя о совмещаемой работе.
Требование о наличии в штате таможенного представителя  десяти специалистов, ставит в менее благоприятные условия белорусского таможенного представителя по отношению к таможенным представителям стран ЕАЭС. В Казахстане, Армении, Российской Федерации наличие специалистов не требуется, а в Кыргызстане требуется не менее двух специалистов.
Таможенным Кодексом ЕАЭС в ст.401 п.4  установлено «При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с настоящим Кодексом при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами.»
Тем же таможенным Кодексом ст.402 п.2  определено, «Законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов.» Но стоит заметить, что необходимо учитывать также  норму ст.401 п.4 про жесткие требования. Увеличения  в пять раз наличие специалистов тяготит больше к жестким требованиям, чем к мягкому предложению, что не совсем соответствует норме права таможенного союза.
Как итог:
- Исключить из проекта предлагаемое изменение ст.298 Закона о таможенном регулировании в части добавления абзаца, «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице».
- Исключить из проекта предлагаемые изменения о «наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций»;
в виду явно несправедливых мер по отношению к белорусскому бизнесу  и необоснованных ущемлений  прав граждан Республики Беларусь, препятствующих развитию деловой активности в государстве и явно идущие в разрез с заявлением Президента Республики Беларусь.
Стоит так же отметить, что деятельность таможенного представителя рассчитана на длительный период т.к. банковская гарантия необходимая для включения в реестр таможенных представителей имеет регресс в более чем два года. После потери статуса таможенного представителя, организация обязана выплачивать проценты за выданную гарантию. Исходя из этого, требования о включении в реестр таможенного представителя должны быть долгосрочными и неизменными и не должны меняться через два года в таких серьезных и существенных вопросах.
Данная, уже существующая норма соответствует всем стандартам таможенного союза, что подтверждается схожими требованиями во всех странах ЕАЭС, была закреплена Законом Республики Беларусь и подписана Президентом Республики Беларусь и не должна подлежать изменению.
Li4KA123
1
25.04.2025
1. Новая редакция п. 3 статьи 298 противоречит
Конституции Республики Беларусь, а именно части 2 статьи 13, в которой говорится, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия. Интересно было бы услышать комментарий Министерства Юстиции, МАРТ и Министерства экономики к этому пункту.
2. О запрете совместительства. Данная норма противоречит Трудовому Кодексу. И соответственно, интересно услышать комментарий Минтруда о законности данной нормы. Предлагаю: Исключить из новой редакции пункт 3 статьи 298.
АТП
3
25.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 25 Элемент текста : «Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: ...
абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.».


Пунктом 25 законопроекта
предложена новая редакция пункта 3 статьи 298 Закона, определяющей общие положения о  о включении юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. При этом предлагаемые изменения затронули исключительно лиц, включенных в реестр таможенных представителей, либо имеющих намерение быть в него включенным. Наиболее спорное предложение разработчика - право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.

Учитывая отсутствие обоснования принятия данных поправок в Закон, не понимание аргументов преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над частными предприятиями считаем, что вносимые изменения и соответствуют Конституции Республики Беларусь, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Таможенному Кодексу Евразийского экономического союза.

С практической точки зрения следует отметить, что таможенные представители совершают таможенные операции не только для лиц государств членов ЕАЭС, но и для иностранных лиц, в том числе недружественных государств. На протяжении последних лет регулярно расширяется  список белорусских юридических лиц, как правило государственной формы собственности, в отношении которых недружественные иностранные государства вводят различно рода запреты, существенно влияющие на осуществление хозяйственной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем исключить вышеназванную норму из проекта Закона.

Роман Шупейко
1
25.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 25 Элемент текста : Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС;
имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице.»



Спасибо Государственному таможенному
комитету за предоставленную возможность в изложении своего мнения по проекту изменений в Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Часть опубликованных комментариев, носит негативный характер в отношении пункта 25 проекта (изменения в статью 298 Закона). Позволю себе не согласиться с мнением некоторых участников форума.

Таможенные представители с государственной формой собственности позволят обеспечить прозрачность ценообразования на рынке услуг таможенных представителей и регулировать тарифы на данные услуги, делая их выгодными для потребителей рынка.

Мне, как потребителю этих услуг, важно понимать из чего состоят выставляемые таможенным представителем счета и что конкретно вошло в спектр оказанных услуг (такую деталировку делают к примеру работники БЕЛИНТЕРТРАНС).

Не малозначимым фактором положительной оценки введения данной нормы является стабильность и сроки нахождения на рынке государственных компаний, оказывающих таможенные услуги.

Так, при возникновении каких-либо негативных тенденций в рамках контроля после выпуска товаров (выявление административных правонарушений, переклассификация товаров, необходимость внесения изменений в декларацию на товары и т.д.) частный таможенный представитель уже может не функционировать, а государственные таможенные представители, как правило, работают без изменений десятками лет.

Также положительным моментом, является инфраструктура государственных таможенных представителей, которая позволяет обрабатывать товарные потоки, доставляемые любыми видами транспорта (железнодорожный, автодорожный и авиа).

ANJANJ
1
25.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.»


Противоречит: 1. Конституции Республики
Беларусь стать 13 части 2, о равных правах для осуществления хозяйственной и иной деятельности для всех форм собственности. 2. ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" статьи 23, в части ограничивающей добросовестный конкуренцию. 3. Директиве номер 4 Президента Республики Беларусь в части развития добросовестный конкуренции и беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности. Предлагаю исключить пункт 3 статьи 298, как противоречящий заканодательным актам Республики Беларусь.
АТП
3
25.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 31 Элемент текста : Пункт 31 проекта Закона предлагает новую редакцию подпункта 1.1. пункта 1 статьи 310 Закона и дополняет указанный пункт двумя подпунктами

1.12



Пунктом 31 законопроекта
предложена новая редакция подпункта 1.1. пункта 1 статьи 310 Закона, определяющей особенности включения юридических лиц в реестр таможенных представителей. Наиболее спорным считаем предложение разработчика - включение юридического лица в реестр таможенных представителей осуществляется при соблюдении условия о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.

Полагаем что предлагаемая норма делает  невозможным появление новых таможенных представителей среди малого и среднего бизнеса, особенно в районных центрах.  

Учитывая отсутствие обоснования принятия данных поправок в Закон и не понимание аргументов преимущества таможенных представителей, в штате которых имеется 10 специалистов по сравнению с двумя, считаем, что вносимые изменения противоречат пункту 2 статьи 402 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза.

Помимо этого полагаем, что вносимые дополнения в пункт 1 статьи 310 Закона предлагаются на фоне отсутствия практического механизма выявления таможенным представителем факта выполнения специалистами по таможенному декларированию работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций по совместительству у другого работодателя. Поскольку взаимоотношения между нанимателем и работником носят договорной характер, ответственность за работу по совместительству должен нести специалист по таможенному декларированию, а не таможенный представитель.

Дополнительно считаем необходимым отметить, что термин "таможенные операции" включает все действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством. В связи этим требуется корректировка предложенной редакции подпункта 1.1. пункта 1 статьи 310 проекта Закона в части ограничения работы по совместительству только в том случае, когда совершаются таможенные операции, условием осуществления которых является наличие квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем доработать пункт 31 законопроект и, соответственно, исключить пункты 33 и 34 проекта Закона.

avvocato
1
25.04.2025

Пунктом 31 Статьи 1 Проекта в качестве
особенностей включения в реестр таможенных представителей устанавливаются условия о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций (при этом правом непосредственного совершения таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному декларированию, состоящие в штате таможенного представителя, для которых эта работа является основным местом работы).

Закон о таможенном регулировании в Республике Беларусь (в действующей редакции) устанавливает самые высокие требования для резидентов Беларуси - соискателей статуса таможенного представителя, по сравнению с резидентами других стран - членов Евразийского экономического союза (в частности - наличие в штате не менее 2 специалистов по таможенному декларированию, имеющих квалификационный аттестат, выданный таможенными органами).

К примеру, Кодексами о таможенном регулировании, действующими в Российской Федерации и в Республике Казахстан, не предусмотрено никаких иных дополнительных требований к соискателям в целях их включения в реестр таможенных представителей в дополнение к условиям, установленным ст. 402 ТК ЕАЭС.

Предлагаемые изменения в части 5-кратного увеличения количества специалистов по таможенному декларированию (не менее 10 специалистов в штате предприятия) неосновательно ужесточают требования к резидентам Республики Беларусь - соискателям статуса таможенного представителя, что существенно ограничивает возможность получения статуса для малых и средних предприятий любой формы собственности.

ЮлияАлександровна
2
25.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста: пункт 25: Элемент текста: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах ) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице»


Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста: пункт 25: Элемент текста: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах ) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице»

Проектом предлагается новая редакция части второй пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Введение данной нормы Закона приведет к исключению из реестра таможенных представителей организаций частной формы собственности (в том числе 100% принадлежащих гражданам Республики Беларусь), что приведет к ухудшению качества оказываемых услуг в сфере таможенного дела, поскольку нарушается основной принцип добросовестной конкуренции, что несомненно приведет к монополизации в данной сфере. Возникновение монополии на данный вид услуг, снижение конкуренции, бюрократический подход, коррупционные риски, потеря рабочих мест у субъектов хозяйствования частной формы собственности повлечет за собой увеличение процента безработицы и ухудшение показателей социально-экономического развития государства, уменьшение поступления налоговых платежей в бюджет страны. Таможенная политика Республики Беларусь должна быть направлена на упрощение таможенных процедур и повышение транзитной привлекательности страны.

На встрече с представителями субъектов хозяйствования 17 февраля 2025 года Президент Республики Беларусь сказал: «Думаю, что и мы должны исходить исключительно из интересов своей экономики. Власть в равной степени заинтересована, чтобы частный и государственный секторы, а также иностранные предприятия работали на общее благо людей и страны. Это говорит о том, что мы должны поставить в равные условия частные и государственные формы собственности предприятий. В равные условия».

Введение данной нормы Закона также противоречит предписаниям Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в части создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, на развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также на принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности.

Отсутствие законодательно закрепленного государственного приоритета на осуществление деятельности таможенного представителя за юридическими лицами государственной формы собственности или с долей государственного участия, предложенное изменение можно расценить в качестве дискриминационного в отношении юридических лиц частной формы собственности.

Организатором общественного обсуждения проекта допущено нарушение положений пункта 4 статьи 69 Договора о Евразийском экономическом союзе, определяющим, что опубликование проектов нормативных правовых актов должно сопровождаться пояснением целей их принятия и применения. Так в обосновании отсутствует пояснение принятия изменений пункта 3 статьи 298 Закона.

При отсутствии обоснования вносимых изменений, ограничений конституционного права, свободного пользования имуществом для экономической деятельности таможенных представителей (в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц) позволяет рассматривать указанную норму, как не коррелирующую положениям Конституции Республики Беларусь о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, о гарантировании равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Формирование полноценных взаимоотношений бизнеса и государства невозможно без согласования их интересов, выступающих мотивом разумного добросовестного поведения на паритетных началах. Многообразие взаимосвязей государства и бизнеса предопределяет и разносторонность соотношений их интересов. Только учет как публичного, так и частного интереса характеризует современное зрелое взаимодействие государства и бизнеса. Их оптимальное соотношение возможно только при уважении интересов друг друга, открытости действий и взаимной ответственности. Отсутствие подобного свидетельствует о дисбалансе прав, ограничении свобод и законных интересов дискриминируемой стороны.  

Предлагаем    из пункта 25 статьи 1 проекта исключить шестой абзац: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно -территориальной единице.»