| Цитата |
|---|
| Согласна с комментарием, что у таможенного представителя с государственной формой собственности легальное получение выручки от оказываемых услуг. Полностью поддерживаю проект Закона! Что у большинства частных таможенных представителей в собственности - один стол, стул и 2 ЭЦП! И более 10 работников дома на диване набирают декларации и скидывают для регистрации держателям ЭЦП! Квалифицированные (с аттестатом) специалисты по таможенному декларированию без работы не останутся, вернутся в государственные организации, где и работали ранее! |
Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Для публичного обсуждения (с 22.04.2025 по 02.05.2025) размещен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – проект Закона).
Ст.2 проекта Закона предлагается установить, что таможенные представители, включенные до вступления в силу настоящей статьи в реестр таможенных представителей, обязаны в течение одного года обеспечить, в частности:
наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;
отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, работающих у этого нанимателя по совместительству для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;
отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Таким образом, устанавливается запрет для специалистов по таможенному декларированию на так называемое «внешнее совместительство» для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций (далее - Совместительство).
В информации о необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – обоснование проекта Закона) указано, что проектом Закона, в том числе, совершенствуются условия осуществления деятельности в сфере таможенного дела.
Иных аргументов, которые направлены на обоснование необходимости установления запрета на Совместительство в данном документе не приводится.
Запрет на Совместительство ограничивает право граждан на труд.
1. Ограничение права на труд, в том числе права на труд при совместительстве, может быть основано исключительно на свойственных определенной работе требованиях либо обусловлено необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
1) Частью 1 ст.41 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) предусмотрено, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 17.07.2009 г. № Р-360/2009 отметил, что обеспечение прав и свобод граждан провозглашено высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции). Закрепленное в Основном Законе положение о предоставлении всем равных прав для осуществления любой деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая статьи 13), предполагает недопущение дискриминации граждан в сфере труда.
В Республике Беларусь гарантии обеспечения конституционного права граждан на труд, а также принцип равенства при реализации этого права закреплены в законодательстве о труде.
2) Согласно части 1 ст.14 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается.
В части 3 ст.14 ТК указаны основания ограничения трудовых прав, которые не являются дискриминационными. Так, не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:
- основанные на свойственных данной работе требованиях;
- обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).
Т.е. законодатель может устанавливать ограничения в сфере реализации гражданами своих трудовых прав, если конкретная работа имеет специфические требования. К таким требованиям можно отнести, например, определенные требования к здоровью работников в связи со спецификой выполняемой работы, особые требования к государственным служащим и т.д.
2. Должность «специалист по таможенному декларированию» не имеет каких-либо особенностей, которые могут выступать в качестве основания для запрета на Совместительство.
1) Отметим, что в обосновании проекта Закона не приводится каких-либо особых требований к специалистам по таможенному декларированию, которые могут выступать основанием для запрета на Совместительство.
Представляется, что таких особых требований не усматривается.
2) Дополнительно отметим, что действующее законодательство ограничивает работу по внешнему совместительству исключительно для достижения двух целей:
- охраны труда лиц, моложе 18 лет, а также лиц, выполняющих работу с вредными и (или) опасными условиями труда (часть 2 ст.348 ТК);
- для нивелирования коррупционных рисков (часть 1 ст.255 ТК, часть 1 ст.348 ТК, часть 2 ст.17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 года №305-З «О борьбе с коррупцией»).
Специалисты по таможенному декларированию не относятся к государственным служащим, а выполняемая ими трудовая функция не требует принятия дополнительных мер по охране труда.
Заключение
Отсутствуют правовые основания для установления запрета на работу по внешнему совместительству для специалистов по таможенному декларированию для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Элемент текста : Имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более 50 процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единицы
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Параграф
: 298 Пункт : 3 Абзац : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице. В Конституции Республики Беларусь статья 13 часть 2 закрепляются равные права для осуществления хозяйственной деятельности и гарантирована равная защита и равные условия для развития всех форм собственности. Предложение: Исключить, т.к. эта норма противоречит Основному закону страны (Конституции), имеющему высшую юридическую силу и закрепляющей основополагающие принципы и нормы правового регулирования.
25. Пункт 3 статьи 298:
«3…………….. Право
на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.».
Указанная норма нарушает статью 13 Конституции Республики Беларусь «…Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Ограничивает право и свободу юридических лиц (их участников) выразившееся к вынужденному заключению сделки по принудительной передаче половины своего имущества (доли, акций) в управление государства или его территориальной единице. Фактически будут исключены из реестра все таможенные представители без доли Государства в Уставном фонде.
Нарушает нормы антимонопольного законодательства в частности статью 23 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", что выразится в полной монополии рынка оказываемых услуг государственной организацией «Белтаможсервис» и пр..
Пункт 3 статьи 298 законопроекта полностью исключает конкуренцию между юридическими лицами, не дает равные возможности к осуществлению предпринимательской деятельности и приведет к ухудшению качества оказываемых услуг, в связи с введением государственной искусственной монополии за ценой и объемом услуг на рынке Республики Беларусь.
Около 80-ти частных организаций на сегодняшний день включены в реестр таможенных представителей, имущество которых не находится в собственности Государства, при внесении указанного пункта в Закон, предприятия, участники которых откажутся передать более 50% долей (акций) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице вынуждены будут прекратить свою деятельность, так как у большинства таможенных представителей данный вид деятельности является основным, что приведет к росту безработицы, уменьшению поступлений налогов в бюджет страны, приведет к оттоку кадров, занятых в данной сфере экономики в другие страны ЕАЭС, где существуют более привлекательные условия для частного бизнеса в качестве таможенного представителя.
Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» направлена на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, на развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также на принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности.
Учитывая изложенное из внесенных в проект изменений не понятно, какие цели для белорусской экономики преследует указанная норма в законодательном акте, кроме как снижение экономической привлекательности в стране для инвесторов, оттоку инвестиций из страны, росту безработицы и уменьшению налоговых платежей, поступающих от частного бизнеса в бюджет страны.
Считаем данный пункт полностью непроработанным с точки зрения экономических последствий для Республики Беларусь и предлагаем исключить из пункта 25 пункт 3 статьи 298 абзац 5: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.»
31. В статье 310 в пункте 1:
подпункт 1.1 изложить в следующей редакции:
«1.1. наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Правом непосредственного совершения таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному декларированию, состоящие в штате таможенного представителя, для которых эта работа является основным местом работы;»;
Указанная норма противоречит п. 2 ст. 402 Таможенного Кодекса ЕАЭС «….законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов».
Так же эта норма затруднит процесс включения в реестр таможенных представителей, т.к. приведет к значительному увеличению издержек субъектов хозяйствования, а именно - обеспечение рабочих мест, зарплата сотрудников, при этом предрияте еще не будет иметь выручки от данного вида деятельности.
дополнить пункт подпунктами 1.11 и 1.12 следующего содержания:
«1.11. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, работающих у этого нанимателя по совместительству для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;
1.12. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;
Указанные изменения противоречат статье 41 Конституции Республики Беларусь, согласно которой …Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда».
Человек свободен в выборе профессии и сферы деятельности, работы в соответствии с призванием. Граждане Республики Беларусь лишаются возможности трудоустраиваться по своему усмотрению в одну или несколько компаний.
Следовательно, не понятно, какую пользу для экономики страны и ее Граждан приносит указанная в изменении норма законопроекта.
Так же следует учитывать, что работник устраиваясь на работу по совместительству не обязан сообщать работодателю об этом, а работодатель не имеет права истребовать такую информацию.
Следовательно, таможенный представитель законным образом не сможет исполнить указанное требование, но при этом будет нести за это ответственность.
Основной целью стратегического развития
предпринимательства в Республике Беларусь является увеличение его роли в развитии экономики и повышении уровня благосостояния населения.
Малые и средние предприятия при этом играют ключевую роль в этом процессе. Это связано с большим количеством таких предприятий, численностью сотрудников и их непосредственным контактом с потребителями. А также, в отличие от большинства крупных компаний, гораздо ближе к человеку и, таким образом, оказывают большое влияние на укрепление экономического и технологического суверенитета, процветания и формирование устойчивой социально-экономической системы в Республике Беларусь.
За ближайшие 15 лет долю малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП Беларуси рассчитывают увеличить до 40%. Такие планы заложены в Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) страны до 2040 года.
Для развития предпринимательства в Республике Беларусь Советом Министров было принято:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 29 января 2021 г. № 56 О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы;
ПОСТАНОВЛЕНИЕ №743 от 17.10.2018 г. «СТРАТЕГИЯ развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года» для повышения экономической свободы предпринимательства и увеличения его вклада в социально-экономическое развитие страны, формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности.
Просьба, полностью исключить из пункта 25 (Пункт 3 статьи 298) абзац 5: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.», так как противоречит государственной программе развития предпринимательства и иным вышеперечисленным пользователями правовым актам в Республике Беларусь.
В проекте предлагается допускать в реестр
таможенных представителей только юридические лица, более 50% уставного фонда которых принадлежит государству или административно-территориальной единице. Такая норма вызывает серьёзные сомнения как в её правомерности, так и в целесообразности.
Статья 13 Конституции Республики Беларусь гласит, что «государство обеспечивает равные права всем формам собственности». Никто не должен подвергаться ограничению в правах в зависимости от принадлежности капитала.
Кроме того, пункт 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве» закрепляет, что предпринимательская деятельность осуществляется на принципах равенства субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
Искусственное устранение частных компаний из института таможенного представительства, без учёта их деловой репутации, опыта работы, соблюдения законодательства и интеграции в информационные системы, противоречит этим базовым нормам.
Форма собственности сама по себе не является ни показателем добросовестности, ни критерием эффективности работы на рынке. Настоящим критерием должен быть реальный контроль за деятельностью через инструменты регулирования, а не принадлежность капитала.
Более того, конкуренция между частными и государственными таможенными представителями приносит пользу всей системе внешнеэкономической деятельности.
Конкуренция способствует повышению качества услуг, сокращению времени оформления, развитию современных сервисов, стимулирует снижение издержек для участников ВЭД.
Государственные структуры также получают от этого импульс для развития — вынуждены совершенствовать свои процессы, повышать клиентоориентированность и внедрять инновации.
В результате выигрывает и государство, и бизнес, и конечный потребитель, а система становится более устойчивой и привлекательной для инвестиций.
Таким образом, поддержание равного доступа всех форм собственности к институту таможенного представительства отвечает интересам развития экономики и укрепления международной конкурентоспособности Республики Беларусь.
Также проект устанавливает обязательное требование иметь в штате не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, работающих только по основному месту работы.
Такая планка представляется чрезмерной и необоснованной.
Согласно пункту 2 статьи 402 Таможенного кодекса ЕАЭС, для осуществления деятельности таможенного представителя требуется наличие не менее двух специалистов по таможенному декларированию. Это согласованная между государствами-участниками норма, установленная с учётом баланса интересов развития ВЭД и необходимости квалифицированного декларирования.
Требование в пять раз превышающее уровень, установленный международным соглашением, нарушает принцип пропорциональности и фактически создаёт барьер для участия малого и среднего бизнеса в таможенном представительстве, особенно в регионах, где кадровый дефицит объективно присутствует.
Также проектом вводится запрет на совместительство для специалистов по таможенному декларированию, участвующих в таможенных операциях. При этом установлено, что нарушение данного запрета влечёт ответственность для основного работодателя, вплоть до исключения его из реестра таможенных представителей.
Такой подход вызывает сразу несколько принципиальных возражений:
Во-первых, совместительство — это законная форма трудовых отношений, прямо предусмотренная Трудовым кодексом Республики Беларусь (статья 343). Оно поддерживается на государственном уровне как механизм повышения занятости населения и оптимального использования трудовых ресурсов.
Во-вторых, работодатель не имеет правовых инструментов для контроля за заключением сотрудником трудовых договоров по совместительству с другими организациями. Отсутствует обязанность сотрудников уведомлять работодателя о фактах совместительства. Никакой централизованной базы данных или механизма автоматической проверки на текущий момент не существует.
В-третьих, перекладывание ответственности за действия сотрудника вне зоны контроля работодателя противоречит принципу вины в административной ответственности, закреплённому в национальном законодательстве (например, в статье 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Таким образом, введение запрета на совместительство и привязка ответственности за его нарушение к основному работодателю представляются необоснованными и несоразмерными.
Если стоит задача исключить участие одного специалиста одновременно в деятельности нескольких таможенных представителей, это целесообразно решать через:
- регистрацию специалистов в информационных системах таможенных органов,
- автоматическую проверку наличия привязки к одному работодателю,
- предупреждающие уведомления, а не через карательные меры без учёта реальных возможностей работодателя.
Рассматриваемые изменения могут привести к негативным последствиям для экономики и государства. Даже если рассматривать предлагаемую реформу исключительно с позиции защиты интересов государства, необходимо учитывать, что слишком жёсткое регулирование может иметь обратный эффект:
Искусственное ограничение допуска на рынок уменьшит количество игроков, что снизит уровень конкуренции и качество предоставляемых услуг в сфере внешнеэкономической деятельности.
Уменьшение числа таможенных представителей приведёт к росту стоимости их услуг для участников ВЭД, что в итоге скажется на себестоимости экспортно-импортных операций.
Репутация правового режима в сфере регулирования ВЭД напрямую влияет на решения инвесторов. Если бизнес видит риск непредсказуемого или дискриминационного регулирования, это снижает заинтересованность в развитии проектов, связанных с внешней торговлей и логистикой.
Если институт таможенного представительства будет фактически свёрнут для частного сектора, то нагрузка по оформлению и сопровождению грузов ляжет обратно на систему государственных органов, что потребует дополнительных ресурсов и расходов.
Статья 10 Конституции Республики Беларусь закрепляет принцип обеспечения развития частной инициативы в экономике. Статья 12 провозглашает развитие международного сотрудничества.
И те, и другие задачи требуют поддержания предсказуемой, конкурентной и сбалансированной среды для бизнеса.
Таким образом, предложенные меры могут нанести ущерб не только частным компаниям, но и интересам государства в целом.
Следует отметить, что одним из важных принципов разработки и принятия нормативных правовых актов является принцип обоснованности решений, влияющих на экономику и хозяйственную деятельность. В рассматриваемом проекте закона, к сожалению, отсутствует достаточное обоснование необходимости предлагаемых радикальных изменений.
В пояснительной записке к проекту не приведены конкретные примеры ситуаций, когда действующее регулирование оказалось неэффективным. Не указаны факты массовых нарушений, связанных с деятельностью частных таможенных представителей, не представлена статистика или анализ рисков, которые невозможно устранить существующими средствами контроля.
Также не объяснено, почему для минимизации гипотетических угроз требуется именно исключение частных компаний из реестра, а не совершенствование механизмов контроля, информационного взаимодействия и риск-ориентированного надзора.
В отсутствие внятного, аргументированного обоснования столь жёстких мер возникает риск ухудшения условий ведения бизнеса без реальной необходимости, что противоречит принципам разумности и справедливости государственного регулирования, закреплённым в Конституции и действующем законодательстве Республики Беларусь.
В свете изложенного считаем необходимым обратить внимание на следующее:
- Усиление контроля за деятельностью таможенных представителей возможно и должно осуществляться средствами развития цифровых решений, систем мониторинга и адресного надзора, а не через дискриминационные барьеры по форме собственности или чрезмерные кадровые требования.
- Требования к таможенным представителям должны быть соразмерными, обоснованными и соответствовать принципу равенства участников хозяйственной деятельности, закреплённому в Конституции Республики Беларусь и международных обязательствах страны в рамках ЕАЭС.
- Запрет на совместительство и перекладывание ответственности за действия сотрудника, которые работодатель не может проконтролировать, противоречит принципам правовой определённости и разумной ответственности.
С учётом изложенного, считаем целесообразным:
1. Исключить положения проекта в части ограничения допуска по признаку формы собственности.
2. Отказаться от требования увеличения минимальной численности специалистов, оставив их в соответствии с реальными условиями функционирования рынка и положениями Таможенного кодекса ЕАЭС.
3. Пересмотреть требования введения прямого запрета на совместительство специалистов или предусмотреть альтернативные технологические механизмы контроля, при этом исключив норму об ответственности за это таможенного представителя, возложив организацию автоматизированного контроля на таможенные органы.
4. Провести дополнительное обсуждение последствий проекта с участием представителей бизнеса и профессиональных сообществ в сфере ВЭД.
Благодарим за возможность участия в общественном обсуждении и выражаем надежду на всестороннее и взвешенное рассмотрение высказанных замечаний.
Предлагаемые изменения в Закона
Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» вводят более жесткие требования для таможенных представителей, что создает множество проблем для частного бизнеса в Республики Беларуси. Это затрагивает как малый, так и средний бизнес, который составляет значительную долю (около 80%) рынка таможенных услуг. Ключевые аспекты и последствия включают:
Исключение частных компаний из реестра таможенных представителей:
- Требование, чтобы учредителями были только лица государств-членов ЕАЭС, исключает международные компании с иностранным капиталом, которые активно работают в Республики Беларуси. Это ограничивает инвестиции и развитие бизнеса.
- Требование, чтобы более 50% собственности принадлежало государству, лишает частные компании возможности соответствовать новым условиям, фактически исключая их из реестра.
Экономические и социальные последствия:
- Частные компании ежегодно обеспечивают миллиарды рублей налоговых поступлений в бюджет. Исключение частного бизнеса приведёт к потере этих доходов.
- Утрата рабочих мест в частном секторе ухудшит экономическую ситуацию и увеличит уровень безработицы, особенно в регионах.
Нарушение принципов добросовестной конкуренции:
- Государственные компании, как монополисты, получают необоснованные преимущества. Это противоречит Директиве №4 Президента Республик Беларусь, направленной на развитие конкуренции и устранение барьеров для бизнеса.
- Более жёсткие требования к белорусским компаниям, в сравнении с коллегами из других стран ЕАЭС, нарушают нормы Таможенного кодекса ЕАЭС, включая статьи 401 и 402.
Снижение транзитной привлекательности Беларуси:
- Более 80% таможенных представителей – это частные компании, у которых налажена работа с юридическими лицами Республики Беларусь и иностранных государств. Их исключение уменьшит объём международных транзитных операций.
- Потери не ограничиваются финансовыми: ухудшается репутация Республики Беларуси на международной арене.
Рост коррупционных рисков:
- Государственные компании, уплачивая налоги внутри бюджета, создают непрозрачную схему перераспределения средств, что несёт значительные коррупционные риски.
- Исключение частных компаний лишает систему внешнего контроля и снижает её эффективность.
Противоречие заявленной государственной политике:
- Эти изменения противоречат заявлениям Президента Республики Беларусь Александра Григоровича Лукашенко о приоритетах комфортной бизнес-среды и поддержке предпринимательства.
- Директива №4 Президента Республик Беларусь, направленная на устранение барьеров для бизнеса, также находится в противоречии с предлагаемыми мерами.
Следует отметить, что предлагаемые изменения противоречат Закону Республики Беларусь № 94-З от 12.12.2013 г .«О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», а именно в статье 23 Закона прописано следующее:
Статья 23. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов.
1. Запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на:
1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;
1.2. ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов;
2. Государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:
2.1. необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
2.2. устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на изготовление (производство) определенных видов товаров;
2.8. устанавливать для потребителей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
2.9. создавать дискриминационные условия.
Таким образом, данные изменения подрывают развитие малого и среднего бизнеса, нарушают основные принципы добросовестной конкуренции и социального равенства, угрожают экономике и международной репутации Республики Беларуси. Это создаёт монополизацию сферы таможенных услуг и приводит к значительным потерям для общества.
Обоснования, для внесения изменений в
«Закон о таможенном регулировании» в части касающейся деятельности таможенных представителей и прочих лиц причастных к таможенным операциям, фактически отсутствуют. Заявляя о совершенствовании и улучшении условий осуществления деятельности в сфере таможенного дела, новые нормы закона фактически уничтожают бизнес в этом секторе, оставляя место только для узкой группы игроков, (госкомпаний, предприятий с госучастием) игнорируя последствия для экономики и занятости.
Фактически закон создает преимущества только для государственных компаний, что может привести к монополизации рынка таможенных представителей. Он не просто ограничивают рынок, а искусственно перекраивают его под интересы узкой группы игроков, игнорируя негативные последствия.
Как итог подобных изменений в будущем это:
1) снижение качества оказываемых услуг (отсутствие альтернатив);
2) рост стоимости оказываемых услуг за счет монополизации рынка;
3) отсутствие инноваций (нет конкуренции), что приведет к застою в отросли;
4) увеличение коррупционных рисков у госпредприятий, занимающихся таможенными операциями (лоббирование интересов «своих» фирм и т.д.);
5) утечка опытных кадров: специалисты, не готовые работать на исключительных условиях, уйдут в другие отрасли или за рубеж.
6) инвестиции дружественных иностранных государств в Республике Беларусь (например СВХ, таможенные склады китайских предприятий в «Великом Камне» и т.д.) фактически окажутся вне закона, что негативно скажется на деловом имидже нашего государства.
для специалистов по таможенному декларированию, участвующих в таможенных операциях. При этом установлено, что нарушение данного запрета влечёт ответственность для основного работодателя, вплоть до исключения его из реестра таможенных представителей. Совместительство — это законная форма трудовых отношений, прямо предусмотренная Трудовым кодексом Республики Беларусь (статья 343). Оно поддерживается на государственном уровне как механизм повышения занятости населения и оптимального использования трудовых ресурсов. Работодатель не имеет правовых инструментов для контроля за заключением сотрудником трудовых договоров по совместительству с другими организациями. Отсутствует обязанность сотрудников уведомлять работодателя о фактах совместительства. Никакой централизованной базы данных или механизма автоматической проверки на текущий момент не существует. Введение запрета на совместительство и привязка ответственности за его нарушение к основному работодателю представляются необоснованными и несоразмерными.
В связи с обсуждением внесения изменений
в Закон РБ «О таможенном регулировании» предлагаю рассмотреть следующий вариант изменений:
Полностью исключить в Пункте 25 (пункт 3 ст.298 абзац 5): «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице»
В ст.298 Закона добавить пункт следующего содержания: Государственные учреждения и государственные предприятия, включая их филиалы и представительства, а так же иные организации, участниками (членами) которых являются или могут являться государственные предприятия, не могут осуществлять деятельность в сфере таможенного дела.
Ст.310 Закона пункт 1 п.п.1.1. определить что,
«Правом непосредственного совершения таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному декларированию, состоящие в штате таможенного представителя».
Исключить норму «наличие в штате юридического лица не менее двух специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору»
Обоснование:
1) Соответствие нормам таможенного законодательства ЕАЭС.
2) Исключение коррупционной составляющей.
3) Ликвидация риска наличия монополии одного участника на рынке таможенных услуг.
4) Уменьшение государственных бюджетных затрат на содержание государственного аппарата.
5) Уменьшение рисков для государства в части финансовых затрат в случае солидарной ответственности таможенного представителя или административного правонарушения.
6) Расширение возможностей появления новых участников на рынке таможенных услуг, что приведет к здоровой конкуренции и улучшению качества на рынке таможенных услуг.
7) Для банковской сферы появится возможность увеличить количество выдачи банковских гарантий, что позволит нарастить банкам свою прибыль.
8) Создание новых рабочих мест на рынке труда и повышение уровня благосостояния населения, что и является основной целью и стратегией развития предпринимательства в Республике Беларусь.
9) Подготовка новых специалистов по таможенному декларированию и выдача квалификационных аттестатов, увеличит рентабельность и доходность Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь.
10) Рост привлекательности Республики Беларусь как транзитной страны.
«Так же эта норма затруднит процесс включения
в реестр таможенных представителей, т.к. приведет к значительному увеличению издержек субъектов хозяйствования, а именно - обеспечение рабочих мест, зарплата сотрудников, при этом предрияте еще не будет иметь выручки от данного вида деятельности.»
Стратегией Правительства и Президента Республики Беларусь является создание новых рабочих мест. Данный посыл находит свое отражение в таких документах, как ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 2 апреля 2025 г. N 11 «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ, УСИЛЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ» (Совету Министров Республики Беларусь совместно с местными исполнительными и распорядительными органами принять комплекс исчерпывающих мер, направленных на мотивацию участия граждан в экономике страны, стимулирование их трудоустройства, существенное снижение количества лиц, не занятых в экономике), УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 29 июля 2021 г. N 292 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2021 - 2025 ГОДЫ» (Реализация намеченных мер будет способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению доходов населения, положительным изменениям в структуре региональной экономики) и тд.
«Частные компании ежегодно обеспечивают миллиарды рублей налоговых поступлений в бюджет. Исключение частного бизнеса приведёт к потере этих доходов.»
Хотелось бы напомнить про Закон сохранения энергии: «Энергия ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Она просто переходит из одной формы в другую».
Правовой форум