Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
РСУТО
20
02.05.2025

Информируем о следующих предложениях и замечаниях по Проекту: 1. По пункту 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании:

1.1. Исключить абзац пятый пункта 25 статьи 1 Проекта, предусматривающий, что право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС.

1.2. Исключить абзац шестой пункта 25 статьи 1 Проекта, предусматривающий, что право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.

ОБОСНОВАНИЕ по подпунктам 1.1 и 1.2:

Предлагаемая проектом редакция пункта 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании полностью исключает равные возможности осуществления предпринимательской деятельности для организаций частной формы собственности, а также конкуренцию между юридическими лицами, и приведет к ухудшению качества оказываемых услуг в связи с введением государственной искусственной монополии на рынке Республики Беларусь в данной сфере.

Абзацы пятый и шестой пункта 25 статьи 1 Проекта прямо противоречат требованиям пунктов 1 и 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4) об обеспечении дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также о принятии самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности и создании условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности в целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития.

В Республике Беларусь 64 частных организации (из 75 таможенных представителей) включены в реестр таможенных представителей, их имущество не находится в собственности государства. При дополнении указанной нормой Закона о таможенном регулировании, предприятия, участники которых откажутся передать более 50% долей (акций) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице, вынуждены будут прекратить свою деятельность. Так как у большинства таможенных представителей данный вид деятельности является основным, это приведет к росту безработицы, уменьшению поступлений налогов в бюджет страны, приведет к оттоку кадров, занятых в данной сфере экономики, в другие страны ЕАЭС, где существуют более привлекательные условия для частного бизнеса в качестве таможенного представителя, либо уход высококвалифицированных специалистов в «серую зону» оказания услуг в таможенной сфере.
РСУТО
20
02.05.2025

1. По пункту 3
статьи 298 Закона о таможенном регулировании:

Продолжение ОБОСНОВАНИЯ по подпунктам 1.1 и 1.2:

В 2018 году Всемирной таможенной организацией утверждено Руководство ВТамО для таможенных брокеров[1]. Данное Руководство, среди прочего, определяет для таможенных брокеров стандарты при установлении лицензионных требований (раздел «Критерии лицензирования»).

Согласно пункту 15 Руководства критерии лицензирования должны быть полностью объективными, прозрачными, недискриминационными и измеримыми. Ограничение формы собственности для таможенных представителей объективно является дискриминационным критерием.

Требование абзаца пятого пункта 25 статьи 1 Проекта о том, чтобы учредителями были только лица государств – членов ЕАЭС, исключает международные компании с иностранным капиталом, в том числе из стран СНГ, из Китайской Народной Республики и др., которые активно работают в Республике Беларусь.

Введение вышеуказанных норм в Закон о таможенном регулировании ограничит инвестиции и приведет к ухудшению репутации Республики Беларуси на международной арене и снижению ее привлекательности для потенциальных инвесторов.

Абзацы пятый и шестой пункта 25 статьи 1 Проекта устанавливают более жёсткие требования к белорусским таможенным представителям по сравнению с требованиями статей 401 и 402 Таможенного кодекса ЕАЭС и, соответственно, существенно ухудшают условия осуществления деятельности отечественных организаций по сравнению с другими странами ЕАЭС, в которых такие, по сути дискриминационные, требования отсутствуют. Их внедрение негативно скажется на конкурентоспособности таможенных представителей Республики Беларусь после отмены принципа резидентства в таможенном законодательстве ЕАЭС.

Ужесточение требований для белорусских таможенных представителей не согласуется с подходами в рамках Союзного государства, функционирование которого предполагает гармонизацию и унификацию таможенного регулирования Республики Беларусь и Российской Федерации.

[1] https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instruments­-and-tools/tools...

РСУТО
20
02.05.2025

2. Исключить абзац
четвертый пункта 31, абзацы второй – третий пункта 33, абзацы четвертый – пятый пункта 34 статьи 1 Проекта.

ОБОСНОВАНИЕ:

В настоящее время таможенными представителями являются в том числе малые и средние предприятия со сравнительно небольшими объемами оказываемых услуг, хозяйственная деятельность которых оптимизирована под конкретные задачи и не требует наличия в штате значительно (в разы) большего количества специалистов по таможенному декларированию, чем минимально требуемое в соответствии с пунктом 2 статьи 402 Таможенного кодекса ЕАЭС (не менее двух).

Абзац четвертый пункта 31 статьи 1 Проекта прямо противоречит нормам подпункта 4 пункта 1 и пункту 2 статьи 402 Таможенного Кодекса ЕАЭС, так это не иное требование или условие, которое установлено законодательством государств – членов ЕАЭС, а условие включения юридического лица в реестр таможенных представителей, прямо прописанное в пункте 2 статьи 402 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Пунктом 2 статьи 402 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что «....законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов».

То есть национальным законодательством может дополнительно устанавливаться только само условие о наличии в штате не менее двух специалистов по таможенному декларированию, но не требование о количестве таких работников.

Каждое предприятие должно самостоятельно решать, какое количество штатных работников ему необходимо иметь для выполнения конкретного объема работы. Для выполнения небольших объемов оказываемых услуг, где достаточно двух специалистов, не должен на законодательном уровне искусственно устанавливаться штат в десять специалистов, для которых не будет работы, а фонд оплаты труда не позволит обеспечить выплату даже минимальной заработной платы (например, если на 2 специалистов по таможенному декларированию предусмотрено 5 000 бел. рублей, то в рамках этого же бюджета заработная плата 10 работников будет только 500 бел. рублей).

Кроме того, установление дополнительного требования о наличии в штате десяти специалистов (в случае его внедрения) затруднит процесс включения новых организаций в реестр таможенных представителей, так как приведет к значительному увеличению издержек субъектов хозяйствования в связи с необходимостью обеспечения рабочих мест, зарплаты сотрудников, при этом предприятие еще не будет иметь выручки от данного вида деятельности.
РСУТО
20
02.05.2025

3. Скорректировать
абзацы седьмой – восьмой пункта 31, абзацы пятый – шестой пункта 33, абзацы седьмой – восьмой пункта 34 статьи 1 Проекта, предусматривающие запрет на совместительство для специалистов по таможенному декларированию, работающих у таможенного представителя.

ОБОСНОВАНИЕ:

Вышеуказанные нормы проекта требуют корректировки, так как таможенный представитель (его руководитель) не сможет выполнить данные требования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Трудового кодекса Республики Беларусь при заключении трудового договора о работе по совместительству предъявлять трудовую книжку не требуется.

В соответствии с третьим абзацем пункта 9 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках», сведения о работе по совместительству в трудовую книжку могут быть записаны при наличии желания совместителя.

При внедрении вышеуказанных требований таможенный представитель законным образом их не сможет исполнить, так как работник, устраиваясь на работу по совместительству не обязан сообщать работодателю об этом, а работодатель не имеет права истребовать такую информацию, но при этом будет нести за это ответственность.

4. Изложить абзац десятый пункта 34 статьи 1 Проекта изложить в следующей редакции:

«Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая у таможенного представителя солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем при принятии решения о прекращении действия предварительного решения о классификации товара в случаях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 26 Таможенного кодекса ЕАЭС».

ОБОСНОВАНИЕ:

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая у таможенного представителя, не должна зависеть от действий декларанта или таможенного органа, на которые он не мог влиять.

5. Исключить статью 2 Проекта.

ОБОСНОВАНИЕ: см. обоснование по пункту 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании, по исключению абзаца четвертого пункта 31, абзацев второго – третьего пункта 33, абзацев четвертого – пятого пункта 34 статьи 1 Проекта, по корректировке абзацев седьмого – восьмого пункта 31, абзацев пятого – шестого пункта 33, абзацев седьмого – восьмого пункта 34 статьи 1 Проекта, предусматривающих запрет на совместительство для специалистов по таможенному декларированию, работающих у таможенного представителя.

РСУТО
20
02.05.2025

6. Дополнительные
предложения по корректировке иных положений Закона о таможенном регулировании, не указанных в Проекте.

6.1. По статье 87 Закона о таможенном регулировании:

- в пункте 1 слова «за исключением случая, установленного пунктом 2 настоящей статьи» заменить словами «за исключением случаев, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи»;

- дополнить статью пунктом 3 следующего содержания:

«Лицу, осуществляющему временное хранение товаров, разрешается производить вскрытие упаковки и исправление поврежденной упаковки в ходе приемки товаров, размещаемых в месте временного хранения, с выгрузкой товаров из транспортного средства.

Операции, указанные в части второй настоящего пункта, должны производиться в зонах доступа системы видеонаблюдения и отражаться в системе учета лица, осуществляющего временное хранение товаров.».

ОБОСНОВАНИЕ:

В процессе приемки товаров для целей идентификации товаров нередко возникает необходимость вскрытия упаковки. Такая операция по понятным причинам не может быть предусмотрена заранее. В текущей ситуации согласно действующему порядку лицу, осуществляющему временное хранение товаров, необходимо приостановить (прекратить) приемку товаров и получить разрешение таможенного органа на вскрытие упаковки, после чего процедура приемки может быть продолжена. Реализация данного предложения будет способствовать сокращению таможенных операций, а также ускорению процедуры приемки товаров без потери уровня контроля.

6.2. По статье 100 Закона о таможенном регулировании:

Дополнить пункт 4 частью четвертой следующего содержания: «Таможенный орган в электронной форме информирует владельца таможенного склада, о выпуске товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и размещенных на хранение на таможенном складе, в порядке, установленном Государственным таможенным комитетом.».

ОБОСНОВАНИЕ:

Вывоз товаров с таможенного склада возможен только после завершения таможенной процедуры таможенного склада. Таким образом, для выдачи товаров с таможенного склада владельцу таможенного склада нужна достоверная (верифицированная) информация о завершении таможенной процедуры таможенного склада.

Аналогичная норма об информировании владельцев СВХ содержится в пункте 6 статьи 118 Таможенного кодекса ЕАЭС.
РСУТО
20
02.05.2025

6.3. По статье
217 Закона о таможенном регулировании:

Пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания: «Уведомление о месте и времени проведения таможенного досмотра направляется декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, с использованием информационной системы таможенного органа, либо на электронную почту лица, осуществляющего деятельность в области таможенного дела или являющегося уполномоченным экономическим оператором, указанную в соответствующем реестре, либо на бумажном носителе с отметкой представителя лица об ознакомлении.»

ОБОСНОВАНИЕ:

С учетом положений статьи 348 Таможенного кодекса ЕАЭС уведомление о месте и времени проведения таможенного досмотра может быть направлено декларанту, перевозчику, владельцу СВХ, владельцу таможенного склада, таможенному представителю или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. При этом на практике таможенный орган не всегда уведомляет заинтересованное лицо. Кроме того, участие в проведении таможенного досмотра могут принимать в той или иной форме сразу несколько лиц (декларант, перевозчик, владелец СВХ), и при отсутствии уведомления этим лицам не всегда понятно, сведения о каком лице будут указываться в соответствующих графах акта таможенного досмотра (это важно, поскольку у такого лица возникает дополнительная ответственность за корректность информации, указанной в акте таможенного досмотра). Конкретизация форм и способов уведомления о месте и времени проведения таможенного досмотра будет способствовать соблюдению положений статьи 217 Таможенного кодекса ЕАЭС.

РСУТО
20
02.05.2025

6.4. По статье
313 Закона о таможенном регулировании:

Часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:

«Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая у таможенного представителя солидарно с декларантом в соответствии с пунктом 4 статьи 405 Таможенного кодекса ЕАЭС, не подлежит исполнению таможенным представителем в случае, если в отношении декларанта (работника декларанта), от имени и по поручению которого действовал таможенный представитель, вынесены и вступили в законную силу обвинительный приговор суда либо постановление о наложении административного взыскания по факту использования заведомо подложных документов, на основании которых в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения о товаре, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.»

ОБОСНОВАНИЕ:

Действующая редакция части первой пункта 2 статьи 313 Закона о таможенном регулировании направлена на освобождение от солидарной ответственности таможенного представителя, если неуплата либо неполная уплата платежей возникла в силу представления декларантом таможенному представителю недействительных документов, и указанный факт доказан судом. В настоящее время такие доказательства могут быть представлены только в рамках уголовного процесса.

Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Таможенного кодекса ЕАЭС декларант, помимо прочего, несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения. Таким образом, после отражения такой ответственности декларанта в КоАП Республики Беларусь, появится возможность, опираясь на доказательства, полученные в ходе ведения административного процесса, устанавливать факт использования декларантом заведомо подложных документов.

Xaucxofer
2
02.05.2025
Поддерживаю замечания и доводы в их поддержу,
которые касаются внесения изменений в деятельность Таможенного представителя. Считаю целесообразным оставить действующие нормы, регулирующие деятельность Таможенного представителя. Хотелось бы отметить, что неприемлемо включение в реестр таможенных представителей юридических лиц, учредителями которых являются только лица государств - членов ЕАЭС. Данного требования нет в законодательстве ЕАЭС. Получается, что учредителем не может быть лицо, например Узбекистана.  Более того многие таможенные представители имеют в своем составе учредителей, не лиц ЕАЭС, на протяжении десятилетий, при этом доля их участия может составлять порой менее 1 %. Поэтому нельзя все предприятия под одну гребенку. Более того, законодательством Республики Беларусь уславливаются определенные ограничения на отчуждение иностранными инвесторами из «недружественных» государств долей (акций) в уставных фондах белорусских предприятий (Указ от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики»), которые делают затратным и трудоемким процесс выхода иностранного учредителя.  
ААЯ
1
02.05.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Параграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : Пункт 3 статьи 298: Право на включение
в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.


Данная норма нарушает статью 13 Конституции
Республики Беларусь, которая предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Так же нарушает нормы антимонопольного законодательства и приведет к монополизации рынка оказываемых услуг. Многие негосударственные таможенные представители являются поручителями перед таможенными органами при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а само поручительство без возможности совершения таможенных операций теряет смысл. Соответственно указанная норма разрушит действующий в настоящее время развитый институт поручительства, что приведет к снижению транзитной привлекательности Республики Беларусь. Предлагаю это норму исключить из проекта Закона
Борис Сергеевич
1
02.05.2025

Пунктом 25 проекта Закона Республики Беларусь
«Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Проект Закона) предлагается закрепить право на включение в реестр таможенных представителей юридических лиц, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.

Данные положения противоречат законодательству Республики Беларусь, в частности:

статье 13 Конституции Республики Беларусь, которая декларирует, что государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности;

статьям 5, 23 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З (ред. от 03.04.2024) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», устанавливающим запрет на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов, их должностных лиц (принцип недопустимости антиконкурентных действий (бездействия) государственных органов), на принятие (издание) актов законодательства, иных правовых актов, если такие акты законодательства, иные правовые акты, приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе: устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, создавать дискриминационные условия;

Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 - 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.01.2021 №56 и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17.10.2018 №743, которыми определено, среди приоритетных направлений, развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий формирования и функционирования предпринимательской среды, обеспечение согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса, создание равных условий функционирования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, а нарушение принципа равенства субъектов хозяйствования всех форм собственности, является барьером, препятствующими их развитию.

Также данные положения проекта противоречат тезисам, озвученным Президентом Беларуси Александром Лукашенко 17.02.2025 на встрече с представителями частных предприятий о том, что «мы должны поставить в равные условия частные и государственные формы собственности предприятий. В равные».

Вместе с тем, внося на рассмотрение Проект Закона, положения которого, в случае принятия, приведут к искусственному уменьшению количества субъектов хозяйствования, оказывающих услуги в качестве таможенных представителей, а, следовательно, уменьшению конкуренции, росту стоимости услуг, удорожанию товаров, в том числе социально значимых, введению дискриминационного условия, исходя из формы собственности, необходимость принятия таких положений никаким образом в прилагаемой информации о необходимости принятия Закона не обоснована.

Также необходимо отметить, что большинство субъектов хозяйствования, кроме услуг таможенного представителя, оказывают в комплексе иные услуги, в том числе услуги таможенного склада, склада временного хранения, перегрузки, международных перевозок и т.д., а отсутствие возможности у таких субъектов хозяйствования оказывать услуги таможенного представителя с большой долей вероятности приведет к отказу от обращения за оказанием иных услуг в сфере таможенного дела, что повлечет уменьшение выручки предприятий, необходимость сокращения рабочих мест, в том числе не связанных непосредственно с оказанием услуг таможенного представителя, невозможность исполнения субъектами хозяйствования своих обязательств перед бюджетом по взимаемым налоговыми и таможенными органами платежам, фондом социальной защиты населения Республики Беларусь, перед банками по возврату кредитных средств, банкротство ряда субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, переход к работе с новыми контрагентами повлечет уменьшение скорости таможенного оформления товаров, а, следовательно, уменьшению объема поступающих сумм таможенных платежей.

Таким образом, законодательное закрепление положений, предусмотренных пунктом 25 Проекта Закона в части таможенного представительства противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, принципам государственной политики, озвученным Президентом Беларуси, станет препятствием для развития малого и среднего предпринимательства, приведет к удорожанию товаров, в том числе социально значимых, значительному сокращению рабочих мест и не только в сфере, связанной с таможенным представительством, банкротству ряда субъектов малого и среднего предпринимательства, в конечном итоге к негативным последствиям для экономики и государства.

С учётом изложенного, считаем необходимым исключить положения проекта в части ограничения права на включение в реестр таможенных представителей по признаку формы собственности.

Выражаем признательность за возможность высказать свою точку зрения.

Alex Reaper
7
02.05.2025
Хотелось бы вкратце отметить еще вот что.
Большинство пользователей обращают критическое внимание на зависимость возможности осуществлять деятельность таможенных представителей Республики Беларусь от формы собственности участника (учредителя) юридического лица. Информационно сообщаю, что в настоящее время в Республике Беларусь действует Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (далее - Закон). Статьей 10 Закона закреплен перечень видов деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.  Деятельность таможенных представителей Республики Беларусь в этот перечень не включена, но, с другой стороны, перечень не является исчерпывающим с отсылкой на законодательные акты. Закон, согласно его преамбуле,  направлен на защиту общегосударственных интересов в целях обеспечения территориальной целостности государства, национальной, экономической и энергетической безопасности, социальной защищенности населения, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, сохранения историко-культурного и духовного наследия. С учетом изложенного, в обосновании обсуждаемого проекта Закона следует четко и подробно пояснить, какие из упомянутых оснований легли в основу включения деятельности таможенных представителей Республики Беларусь в перечень видов деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства