Предлагаемые изменения в Закона Республики
Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» вводят более жесткие требования для таможенных представителей, что создает множество проблем для частного бизнеса в Республики Беларуси. Это затрагивает как малый, так и средний бизнес, который составляет значительную долю (около 80%) рынка таможенных услуг
1. Считаем, что предлагаемые изменения негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам:
Требование, чтобы учредителями были только лица государств-членов ЕАЭС, исключает международные компании с иностранным капиталом, которые активно работают в Республики Беларуси. Это ограничивает инвестиции и развитие бизнеса.
Частные компании ежегодно обеспечивают миллиарды рублей налоговых поступлений в бюджет. Исключение частного бизнеса приведёт к потере этих доходов.
Утрата рабочих мест в частном секторе ухудшит экономическую ситуацию и увеличит уровень безработицы, особенно в регионах.
2. Снижение конкуренции на данном направлении негативно повлияет на рынок таможенных услуг, поскольку приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.
3. Обязательное требование о наличии в штате таможенного представителя не менее 10 специалистов по декларированию приведет к увеличению расходов, что вынудит повысить стоимость таможенных услуг и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.
4. Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резидентства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение требования о наличии в штате не менее 10 специалистов по декларированию приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей.
5. Усматривается нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек.
6. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
7. Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики.
Таким образом, можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя:
• не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя;
• не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации;
• не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
8. Проект Закона вводит чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями регулирования и масштабом вмешательства.
Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения:
• были адресными;
• не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели;
• были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны.
В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование:
• квалификационных требований к специалистам;
• усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами);
• допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д.
9. Противоречие заявленной государственной политике:
изменения в проект Закона противоречат заявлениям Президента Республики Беларусь Александра Григоровича Лукашенко о приоритетах комфортной бизнес-среды и поддержке предпринимательства.
Директива №4 Президента Республик Беларусь, направленная на устранение барьеров для бизнеса, также находится в противоречии с предлагаемыми мерами.
Правовой форум