Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
Ассоциация БАМЭ
1
30.04.2025

Предлагаемые изменения в Закона Республики
Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» вводят более жесткие требования для таможенных представителей, что создает множество проблем для частного бизнеса в Республики Беларуси. Это затрагивает как малый, так и средний бизнес, который составляет значительную долю (около 80%) рынка таможенных услуг

1. Считаем, что предлагаемые изменения негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам:

Требование, чтобы учредителями были только лица государств-членов ЕАЭС, исключает международные компании с иностранным капиталом, которые активно работают в Республики Беларуси. Это ограничивает инвестиции и развитие бизнеса.

Частные компании ежегодно обеспечивают миллиарды рублей налоговых поступлений в бюджет. Исключение частного бизнеса приведёт к потере этих доходов.

Утрата рабочих мест в частном секторе ухудшит экономическую ситуацию и увеличит уровень безработицы, особенно в регионах.

2. Снижение конкуренции на данном направлении негативно повлияет на рынок таможенных услуг, поскольку приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.

3. Обязательное требование о наличии в штате таможенного представителя не менее 10 специалистов по декларированию приведет к увеличению расходов, что вынудит повысить стоимость таможенных услуг и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.

4.  Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резидентства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение требования о наличии в штате не менее 10 специалистов по декларированию приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей.

5.  Усматривается нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек.

6.  Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.

7.  Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики.

Таким образом, можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя:

•             не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя;

•             не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации;

•             не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.

8. Проект Закона вводит чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями регулирования и масштабом вмешательства.

Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения:

•             были адресными;

•             не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели;

•             были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны.

В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование:

•             квалификационных требований к специалистам;

•             усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами);

•             допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д.

9. Противоречие заявленной государственной политике:

изменения в проект Закона противоречат заявлениям Президента Республики Беларусь Александра Григоровича Лукашенко о приоритетах комфортной бизнес-среды и поддержке предпринимательства.

Директива №4 Президента Республик Беларусь, направленная на устранение барьеров для бизнеса, также находится в противоречии с предлагаемыми мерами.

Сергей
1
30.04.2025

Убрав частные компании из ТП, очевидно
не будет конкуренции у БТС, на территории РБ. Но он в свою очередь будет проигрывать ТП ЕАЭС, где частный сектор преобладает, и всегда отставать. При отсутствии конкуренции на внутреннем рынке отпадет необходимость выстраивать финансовую логистику, будет ограниченное видение подходов работы с документами и клиентами, отсутствие альтернативного программного обеспечения (данная проблема уже присутствует), как итог упадет качество и скорость оказания услуг, увеличится стоимость (это скорее всего первое, что сделают) в результате однозначно упадет привлекательность страны и соответственно уменьшится объем услуг не только оказываемых ТП, но и тех что связаны с данным направлением.

Решение принять закон в данной редакции, это большой шаг назад и наверстать государственные ТП не смогут, ведь даже сейчас они не могут предложить то, что предлагается на рынке, а также не все хотят работать с гос. предприятием или инвестировать в экономику, где присутствуют исключительно государственные компании в такой важной отрасли как эта.

По итогу с падением привлекательности страны, спустя время, когда обратят на эту деятельности внимание, повесят все недостатки исправлять на ГТК, но и он изменить ничего не сможет, т.к. влиять будет особо не на кого, это перекладывание платежей из одного кармана в другой или смена сидящего на стуле, но ответственности как компании никакой и качества тоже.

Виктория_TPБ
1
30.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : пункты 25 и 31 проекта закона о таможенном регулировании


Считаем, что предлагаемые изменения по
пункту 25 Проекта Закона о таможенном регулировании (далее – Проект) «25. Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции:…», и пункту 31 «В статье 310:…» негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам.

1.                      Снижение конкуренции на данном направлении негативно повлияет на рынок таможенных услуг, поскольку приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.

2.                      Обязательное требование о наличии в штате таможенного представителя не менее 10 специалистов по декларированию приведет к увеличению расходов, что вынудит повысить стоимость таможенных услуг и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.

3.                      Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резидентства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение требования о наличии в штате не менее 10 специалистов по декларированию приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей.

В тоже время видится неразумным отсутствие в настоящее время законодательной привязки количества специалистов по таможенному декларированию к предоставляемой сумме обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела (далее – обеспечение).

Так как логично предполагать, что риски совершения ошибок специалистами по таможенному декларированию, которые, в том числе, могут привести к возникновению задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, прямо пропорциональны количеству специалистов по таможенному декларированию. В настоящее время складывается ситуация, что таможенный представитель, имеющий в штате 3 специалиста предоставляет обеспечение в эквиваленте 500 тысяч евро, так и таможенный представитель, имеющий в штате несколько сотен специалистов также предоставляет данную сумму обеспечения.

4.                      Наиболее крупный таможенный представитель, который «останется на плаву» после введенных изменений – РУП Белтаможсервис, включен в санкции Европейского союза. Таким образом иностранные перевозчики, равно как и иностранные экспедиторы не могут покупать услуги таможенного декларирования у данного представителя, что может повлечь за собой перестроение маршрутов логистики в обход Республики Беларусь, что, в свою очередь, приведет к общему снижению поступлений доходов в бюджет нашей страны.

В настоящее время именно наличие значительного количества альтернативных таможенных представителей дает возможность заезда на территорию Республики Беларусь грузов, которые находятся под санкциями ЕС и дают возможность РУП Белтаможсервис загрузить свои мощности имеющихся ТЛЦ и складов и в целом обеспечить транзит товаров по территории Беларуси.

5.                      Усматривается нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек.

6.                      Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.

7.                      Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики.

Таким образом, можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя:

· не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя;

· не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации;

· не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.

8.                 Проект Закона вводит чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями регулирования и масштабом вмешательства.

Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения:

  • были адресными;
  • не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели;
  • были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны.

В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование:

  • квалификационных требований к специалистам;
  • усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами);
  • допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д.

Исходя из вышеизложенного, просим не включать вышеупомянутые изменения в статьи 298 и 310 текущей редакции Закона о таможенном регулировании и сохранить текущую версию для возможности ведения деятельности частными отечественными компаниями со штатом специалистов по таможенному декларированию от двух человек.

Оксана Т
1
30.04.2025

25. Пункт 3 статьи 298: Право на включение
в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.

Данная норма нарушает статью 13 Конституции Республики Беларусь, которая предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Так же нарушает нормы антимонопольного законодательства и приведет к монополизации рынка оказываемых услуг.

Так же следует учитывать, что многие негосударственные таможенные представители являются поручителями перед таможенными органами при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а само поручительство без возможности совершения таможенных операций теряет смысл. Соответственно указанная норма разрушит действующий в настоящее время развитый институт поручительства, что приведет к снижению транзитной привлекательности Республики Беларусь.

В соответствии с вышеизложенным предлагаю это норму исключить из проекта Закона.

31. В статье 310 в пункте 1: дополнить пункт подпунктами 1.11 и 1.12 следующего содержания:

1.11. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, работающих у этого нанимателя по совместительству для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;

1.12. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;

Указанные изменения противоречат статье 41 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Кроме нарушения прав работников, указанная норма вводит ответственность таможенного представителя за исполнением данной нормы, а учитывая, что работник устраиваясь на работу по совместительству не обязан сообщать работодателю об этом, а работодатель не имеет права истребовать такую информацию, эта норма является не исполнимой, а ответственность за нее может наступить вплоть до исключения из реестра таможенных представителей.

В соответствии с вышеизложенным предлагаю это норму исключить из проекта Закона.

LAE
1
30.04.2025

Пунктом 25 статьи 1 Проекта предлагается
новая редакция пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 22.04.2024) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании). Согласно части 2 пункта 3 статьи 298 Проекта устанавливаются дополнительные ограничения на включение субъектов хозяйствования в реестр таможенных представителей. Так, согласно Проекту, правом на включение в реестр таможенных представителей будут обладать «юридические лица:

с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС;

имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более 50 % акций (долей в уставных фондах), которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице».

Кроме того, статьей 2 Проекта необоснованно корректируются в сторону ухудшения правового положения субъектов хозяйственной деятельности нормы, устанавливающие минимально допустимое количество специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у конкретного таможенного представителя является основным местом работы, с одновременным введением запрета на работу по совместительству специалистов по таможенному декларированию в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций, т.е. вводятся дополнительные барьеры для входа на рынок таможенных услуг.

По состоянию на 18.04.2025 из 79 хозяйственных обществ, включенных в реестр Таможенных представителей, 64 общества (т.е. 81% от общего количества) относятся к частной форме собственности (без доли государства в уставном фонде). Согласно части 2 статьи 2 Проекта таможенные представители, не соответствующие требованию, предусмотренному частью 2 пункта 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании (в редакции Проекта), будут подлежать исключению из реестра таможенных представителей, т.е. прекратят ведение своей хозяйственной деятельности.

Полагаю, что принятие данной нормы не коррелирует с:

1. положениями статьи 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которым государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

2. нормами Закона № 94-З, в частности противоречит принципам государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, установленным ст. 5 Закона № 94-З, таким как принципы:

применения антимонопольного законодательства в равной мере и на равных условиях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства (места пребывания), имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств (принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства);

запрета на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов, их должностных лиц (принцип недопустимости антиконкурентных действий (бездействия) государственных органов);

осуществления взаимодействия антимонопольного органа с иными государственными органами, уполномоченными органами иностранных государств в той мере, в какой это необходимо для проведения эффективной государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (принцип эффективного сотрудничества);

3. нормами статьи 6 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З (ред. от 13.12.2024) «О нормативных правовых актах», в частности, противоречит основным принципам нормотворческой деятельности, таким как принципы:

конституционности (законности) (не обеспечены верховенство Конституции Республики Беларусь в нормотворческой деятельности, прямым действием ее норм; соответствие нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь и нормативным правовым актам большей юридической силы; согласованность нормативных правовых актов одинаковой юридической силы);

защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства, социальной справедливости (при планировании, подготовке, принятии (издании) и реализации нормативных правовых актов не обеспечены интересы общества и государства, не учтены интересы значительного процента субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынке таможенных услуг, не обеспечен надлежащий баланс в правовом регулировании прав, свобод и обязанностей);

социально-экономической обусловленности принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актов (принятие Проекта противоречит социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, так как уход с рынка успешно работающих компаний повлечет снижение объема налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь, ограничение доступности услуг для потребителей, а ограничение конкуренции, в свою очередь, будет способствовать снижению стимулов к инновациям и техническому отставанию, создавать предпосылки для снижения качества оказываемых услуг, а также завышения цен и как следствие, снижению благосостояния населения, замедлению экономического роста, снижению инвестиционной привлекательности данного сектора экономики и Республики Беларусь в целом; после принятия Проекта бизнес столкнётся с барьерами для входа на рынок и вынужденным прекращением деятельности обществ, что в свою очередь, в дополнение к вышеперечисленному, повлечет сокращение числа рабочих мест. Таким образом, ограничение конкуренции на рынке таможенных услуг через административный ресурс в долгосрочной перспективе приведет к негативным последствиям).

На основании вышеизложенного считаю, что законопроект требует доработки.

Вадим99
3
30.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Параграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.


В то время, как проектом Закона предлагается
монополизировать рынок таможенных услуг, в Москве состоялось заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике, где председателем избран Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Карпович А.Б. На данном заседании отмечено, что в государствах СНГ проводится активная работа по совершенствованию законодательной базы в целях повышения эффективности рыночных преобразований в экономике и ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Aliaks
1
30.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Параграф : 1 Пункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице


Полагаю, что в споре между регулятором
и бизнесом в отношении требований, предъявляемых к таможенным представителя, справедливо было бы опираться на общепринятые международные стандарты, как это и предусмотрено статьей 1 Закона. На сайте Всемирной таможенной организации размещено Руководство ВТамО для таможенных брокеров. Это Руководство содержит раздел «Критерии лицензирования». Несколько выдержек из данного раздела:

- очень важно, чтобы такие критерии были полностью объективными, прозрачными, недискриминационными и измеримыми (пункт 15);

- лицензионные требования стран-участниц в целом включают в себя сочетание следующих требований: глубокое знание таможенного и другого законодательства, касающегося трансграничного регулирования, знание транспортных и финансовых вопросов, связанных с торговлей, “чистый” послужной список в плане безопасности и других вопросов соответствия требованиям, финансовые возможности или платежеспособность, минимальный образовательный ценз, минимальный опыт работы, в некоторых случаях письменный и/или устный экзамен и даже минимальное количество часов обучения, возможность электронной передачи данных, финансовые гарантии (поручительство, гарантийный депозит), регистрация или учреждение в стране/гражданство или резидентство (пункт 12);

- для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве таможенных брокеров, необходимо предоставить доказательства финансовой стабильности (финансовую отчетность за прошлый и текущий периоды) (пункт 18).

Выводы:

1) недопустимо применение дискриминационных критериев, к которым со всей очевидностью относится ограничение определенной формы собственности;

2) «финансовые возможности и платежеспособность (финансовая стабильность)» и «финансовые гарантии (поручительство, гарантийный депозит)» – это разные, независимые друг от друга критерии.

Предложения:

1) исключить ограничение формы собственности как дискриминационное требование;

2) включить требование на соответствие значению финансовой устойчивости, критерии к которому должны быть установлены Правительством Республики Беларусь.
ЮАП
2
30.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Параграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.


Предлагаемое ограничение допуска к деятельности
таможенного представителя исключительно для юридических лиц, у которых более 50% собственности принадлежит государству, вызывает серьёзные вопросы:

1. Отсутствие обоснования необходимости: в пояснительной записке не указано, какие именно риски или нарушения со стороны частных представителей побудили к столь радикальному ограничению. Следовательно, объект регулирования не определён, а мера не может считаться обоснованной.

2. Нарушение принципа равенства форм собственности (ст. 13 Конституции РБ), что может привести к исключению с рынка добросовестных частных субъектов, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу.

3. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС (Договор от 11.04.2017), где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.

4. Фактическое создание барьера в пользу ограниченного круга участников, среди которых доминирует государственное предприятие, находящееся в ведении ГТК. Это порождает конфликт интересов между регулятором и его собственными коммерческими структурами.

Учитывая изложенное, прошу разработчиков пересмотреть целесообразность включения соответствующей нормы и рассмотреть альтернативные меры достижения целей контроля и прозрачности:

– усиление квалификационных требований к представителям;

– полная цифровизация процедур;

– интеграция с государственными ИС и обязательное страхование;

– раскрытие конечных бенефициаров и проверка деловой репутации.

Выбор жёсткой формы «огосударствления» как единственного способа обеспечения надёжности представляется диспропорциональным, юридически необоснованным и рискованным для устойчивости сферы ВЭД в целом

Виктор1974
1
02.05.2025

Отзыв на проект Закона Республики Беларусь
"Об изменении Закона Республики Беларусь                 "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (редакция от 22.04.2025)

1.      СУТЬ ЗАМЕЧАНИЯ

Проектом предлагается новая редакция части второй пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», согласно которой:

«Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) её административно-территориальной единице».

Фактически это означает полное исключение частных белорусских компаний (в том числе 100% принадлежащих гражданам Республики Беларусь) из числа субъектов, имеющих право заниматься деятельностью таможенного представителя.

2.      ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ВВЕДЕНИЯ ЭТОЙ НОРМЫ

2.1. Нарушение принципа равенства форм собственности

Статья 13 Конституции Республики Беларусь гласит: «Равным образом признаются и защищаются государственная и иные формы собственности».

Предлагаемая норма нарушает данный принцип, создавая искусственное преимущество для государственных и около государственных структур и дискриминируя частный капитал.

2.2. Противоречие международным обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС

В соответствии со статьей 4 Договора о Евразийском экономическом союзе (11.04.2017), государства-участники обязуются:

·         обеспечивать равные условия доступа к деятельности и рынкам;

·         соблюдать свободу предпринимательства и движения капитала;

·         не допускать мер, ограничивающих конкуренцию и нарушающих принципы справедливой конкуренции.

Установление обязательной доли участия государства в капитале нарушает эти обязательства и может быть оспорено как в рамках ЕАЭС, так и в международных арбитражных инстанциях.

2.3. Подрыв инвестиционного климата и правовой определённости

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О хозяйственных обществах» и статье 5 Закона «О предпринимательстве», государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности. Введение ограничений по форме собственности в виде фильтра по доле участия государства подрывает базовые принципы стабильности ведения бизнеса.

2.4. Последствия для экономики и рынка ВЭД

Исключение частных компаний из числа таможенных представителей приведёт к:

·         сокращению числа квалифицированных участников внешнеэкономической деятельности;

·         снижению конкуренции, росту цен на услуги;

·         ухудшению качества и скорости таможенного оформления;

·         потере рабочих мест и миграции капитала в другие сферы.

2.5. Возможный кадровый коллапс

Подавляющее большинство действующих таможенных представителей сегодня — частные компании. Их исключение вызовет нехватку специалистов, необходимость перевода логистических цепочек и дестабилизацию сектора ВЭД.

3.      ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.      Сохранить требование о резидентстве в рамках ЕАЭС для учредителей, но исключить требование о доле государственной собственности.

2.      Ввести более чёткие и прозрачные требования к:

o    финансовой устойчивости;

o    техническому обеспечению;

o    наличию внутреннего контроля и страхования ответственности.

4.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Включение в закон требования о наличии доли собственности государства в капитале таможенных представителей:

·         противоречит Конституции Республики Беларусь и международным обязательствам;

·         подрывает правовые основы предпринимательства;

·         наносит вред всей системе внешнеэкономической деятельности.

С учетом вышеизложенного,

просим не включать соответствующее положение в итоговую редакцию закона и сохранить возможность ведения деятельности частными белорусскими компаниями, отвечающими профессиональным требованиям.

ВМО
1
02.05.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : пункт 25 : Элемент текста: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или  ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах ) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице»
Проектом предлагается новая редакция части второй пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
В рамках общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (редакция от 22.04.2025, далее по тексту Закон), просим Вас обратить внимание на одну из норм, вызывающую обоснованную обеспокоенность.
Проектом предлагается новая редакция части второй пункта 3 статьи 298 Закона, которая устанавливает требование, согласно которому только юридические лица с долей участия государства более 50% смогут быть включены в реестр таможенных представителей.
Предлагаемое изменение, вводящее требование обязательного государственного участия в уставном фонде юридического лица — претендующего на статус таможенного представителя — не сопровождается ни в пояснительной записке, ни в структуре самого проекта обоснованием необходимости и целесообразности данной нормы.
В проекте закона и пояснительной записке отсутствуют ссылки на выявленные факты злоупотреблений частными организациями в сфере оказания услуг таможенными представителями, статистику нарушений, в которых можно усмотреть связь с формой собственности, наличие правовых пробелов, которые невозможно устранить иными способами.
Факт наличия у государства доли в уставном капитале не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя, не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности, не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
Принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения        были адресными, не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели, были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны.
В данном случае требование обязательной доли государственной собственности является наименее гибким и самым обременительным механизмом, несмотря на существование лицензирования, усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами), допуска к деятельности только при наличии страхования, IT-систем, специалистов и т.д.
Это нарушает баланс между интересами государства и свободой ведения предпринимательской деятельности, гарантированной ст. ст. 13, 44 и 60 Конституции Республики Беларусь.
Предлагаю    из пункта 25 статьи 1 проекта  исключить шестой абзац: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице.»
LLC ENI LTD
2
02.05.2025
Касательно редакции пункта 25 законопроекта:
элемент текста "Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: «3. Право на включение в реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: - имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице.». Учитывая отсутствие обоснованности и необходимости принятия данных поправок в Закон, не представленные в обосновании аргументы преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над частными предприятиями считаем, что вносимые изменения не соответствуют Конституции Республики Беларусь, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Таможенному Кодексу Евразийского экономического союза. Касательно редакции пункта 31 законопроекта:

предложена новая редакция подпункта 1.1. пункта 1 статьи 310 Закона, определяющей особенности включения юридических лиц в реестр таможенных представителей, а именно довольно спорным считаем предложение разработчика - включение юридического лица в реестр таможенных представителей осуществляется при соблюдении условия о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.

Учитывая отсутствие обоснования принятия данных поправок в Закон и не понимание аргументов преимущества таможенных представителей, в штате которых имеется 10 специалистов по сравнению с двумя, считаем, что вносимые изменения противоречат пункту 2 статьи 402 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза. За работу по совместительству в других организациях должен нести сам специалист, а не таможенный представитель.