Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения и жидкостях для них, системах для потребления табака»
Обсуждение проекта
Legalpos
6
17.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : часть вторая пункта 2 статьи 5 проекта Закона


Законопроектом вводится монополизация
рынка розничной торговли, что не отвечает целям закона и негативно скажется на легальном бизнесе.

1) При отсутствии товара в шаговой доступности (например, в магазине, где потребитель обычно покупает продовольственные товары) спрос на вейпы в мессенджерах и соцсетях возрастет, где товар продается значительно дешевле и с доставкой на дом. Поэтому ограничение количества торговых объектов с вейпами только усугубит ситуацию с нелегальным рынком.

2) Также вызывает вопросы ситуация, при которой законодатель, ставя перед собой цель борьбы с нелегальным рынком, вынуждает добросовестных субъектов хозяйствования закрывать бизнес или сокращать свой доход от реализации целой категории. Каким образом улучшит ситуацию с нелегальным рынком прекращение торговли никотиносодержащей продукцией крупными торговыми сетями или АЗС, которые реализуют исключительно сертифицированную продукцию, с уплатой акцизов и НДС, а также только совершеннолетним потребителям? Также хотелось бы увидеть экономическое обоснование законодателя по следующему вопросу: как отразится данная мера на поступлении акцизных платежей в бюджет.

3) В обосновании и в проекте Закона не содержится четких критериев, по которым были выбраны те или иные субъекты хозяйствования для розничной торговли никотиносодержащей продукцией, что нарушает требования антимонопольного законодательства. Так, какие-то торговые сети будут иметь право на розничную торговлю (сеть магазинов Корона), другие торговые сети – нет. При этом, есть масса других торговых сетей, работающих с данной категорией исключительно в правовом поле.

И последнее, на рынке есть проблема серого рынка в категории вейпов, при этом под ограничение попали и другие категории, где такой проблемы нет. Такое регулирование выглядит избыточным и необоснованным. Очевидно, что данный вопрос необходимо дополнительно проработать совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли и, если уже ограничивать розничную торговлю вейпами, то делать это на основании четких и прозрачных критериев.

VPopt
7
17.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Пункт : 2 Подпункт : 23


В "Терминах и определениях", либо в ином
"подходящем месте" указать конкретные коды ТН ВЭД соотсетствующей продукции, ибо под определение может подпадать не один код. Предложение: под Электронной системой курения понимать согласно кодам ТН ВЭД: 8543400000 сигареты электронные и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства (с 01.01.2022) и 2404120000 продукция, предназначенная для вдыхания без горения, прочая, содержащая никотин (с 01.01.2022) В первом случае это устройства, не содержащие жидкости, многоразового применения, во втором - одноразовая электронная сигарета.
Legalpos
6
17.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 25. Вступление в силу Закона


Необходимо увеличить срок на
вступление в силу Закона.

В обосновании проекта Закона указано, что Закон вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Однако, согласно статье 25  Закона, предусмотрено, что статьи 1-23 вступают в силу с 1 января 2026 года. Учитывая то, что публичное обсуждение проводится в июне 2025 года и законопроект еще должен быть согласован Парламентом (текущая сессия Палат закроется 30 июня, а новая начнется только в третий вторник сентября), Закон с высокой долей вероятности может быть принят только в 4 квартале 2025 года. Соответственно, у бизнеса будет только слишком мало времени на адаптацию к многочисленным изменениям.

Таким образом, необходимо внести изменения в статью 25 Закона и в переходные положения (Статья 23). Лучше не привязываться к конкретной дате, а указать срок вступления в силу - "через шесть месяцев после официального опубликования".

Иван Романович
1
17.06.2025

Настоящим выражаю несогласие с предлагаемыми
мерами, направленными на дополнительное ужесточение условий оптовой торговли  никотиносодержащей продукцией, в том числе путем введения обязательного лицензирования.

Считаю, что данные изменения затрагивают в первую очередь легальных участников рынка — юридических лиц, которые уже работают в рамках действующего законодательства, уплачивают все установленные налоги, акцизы и иные обязательные платежи. Получают все декларации и сертификаты соответствия. И именно эта категория рынка не продает свой товар детям и не зарегистрированным юр лицам.

Дополнительное лицензирование создаст для них чрезмерную административную и финансовую нагрузку, что может привести к сокращению легального оборота, закрытию компаний и, как следствие, снижению поступлений в бюджет.

При этом остаётся нерешённой ключевая проблема отрасли — масштабный объём нелегальной торговли. По оценкам участников рынка, до 80% всей никотиносодержащей продукции реализуется через серые и чёрные схемы. Законопроект, к сожалению, не содержит действенных механизмов по борьбе с нелегальным оборотом, который по-прежнему будет существовать вне рамок правового поля, игнорируя любые требования лицензирования и контроля.

Таким образом, предлагаемые меры не только не решат существующую проблему, но и фактически нанесут удар по добросовестным компаниям, открывая дополнительные возможности для нелегальных участников.

Считаю необходимым сосредоточить усилия государства на:

системной борьбе с теневым рынком;

усилении контроля за незаконной реализацией;

Поддерживать белый рынок — значит сохранять рабочие места, налоговые поступления и возможность эффективного контроля за качеством продукции.

Ольга Бондарева
3
18.06.2025
Электронные системы курения, жидкости
к ним, системы для потребления табака (вейпы, гло и т.п.) наносят гораздо больший вред организму, чем обычные сигареты. Вызывают привыкание. Ведут к смерти, не только в результате аллергических реакций, но и отёка лёгких, отравления ядами, образующимися в результате испарения жидкости, геля для курения. Или же к инвалидизации. В основном молодёжи. Т.е. вполне работоспособные граждане вымирают либо становятся инвалидами в результате употребления электронных сигарет. Разве государству это выгодно? Очевидно, нет. Нужна здоровая рабочая сила. Нужен рост народонаселения, а не вымирание нации, как сейчас. Считаю, что необходим полный запрет на производство и распространение электронных сигарет и жидкостей к ним. Полумеры не спасут наших детей, к сожалению. Погоня за сиюминутной выгодой путём введения акцизов на розничную торговлю электронными системами курения и системами употребления табака в долгосрочной перспективе даст чрезмерные расходы на содержание инвалидизированных в раннем возрасте в результате пользования электронными сигаретами людей до их старости, даст недополучение ВВП из-за умерших от электронных сигарет, даст общее ухудшение здоровья нации, рост патологий, аллергий, болезней лёгких, сердца, ухудшение качества жизни некурящих граждан. По этим причинам необходим полный запрет создания и распространения электронных систем курения, жидкостей для них, систем употребления табака.
MaksimU
9
18.06.2025
Ольга Бондарева "Электронные системы курения,
жидкости к ним, системы для потребления табака (вейпы, гло и т.п.) наносят гораздо больший вред организму, чем обычные сигареты. Вызывают привыкание. Ведут к смерти, не только в результате аллергических реакций, но и отёка лёгких, отравления ядами, образующимися в результате испарения жидкости, геля для курения." Зачем вы пишете эту чушь? В Беларуси ежегодно умирает от вреда сигарет 15 000 человек, это окола 40 человек в день!!! О чем вы.... Что за бред? Я представляю от вейпа бы умерло несколько человек - вот это вой бы поднялся на всю страну, как с девочкой из Держинска!
AlexeyI
5
18.06.2025
Ответ Ольге (юристу): 1. "Полный запрет
— единственный путь"
— Факт: В странах с полным запретом (Индия, Таиланд) потребление никотина подростками не снизилось, а доля контрафакта выросла до 65% (данные ВОЗ, 2024). Подпольные жидкости содержат ацетат витамина Е, вызывающий "болезнь вейперов" (EVALI). — Парадокс: Запрещая легальный рынок, вы стимулируете опасный чёрный. 2. "Вейпы = инвалидность и вырождение нации" — Наука: Метаанализ 132 исследований (Cochrane, 2023) подтверждает: «Электронные системы с никотином в 10-15 раз менее вредны, чем сигареты, и эффективны для отказа от курения»* — Реальность: В Великобритании вейпы признаны медицинским продуктом. За 5 лет число курящих подростков снизилось с 16% до 5%. 3. "Пассивное курение с 14 лет — норма?" — Абсурдность закона: Ваша критика справедлива! Но решать это надо изменением ст. 17, а не запретом альтернатив. Предлагаю: «Запретить курение/вейпинг в авто с несовершеннолетними до 18 лет без исключений» 4. "Государство разорится на лечении" — Экономика: По данным Минздрава РБ, лечение болезней от курения обходится в $500 млн/год. Переход 20% курильщиков на вейпы сэкономит бюджету $120 млн/год (аналогия: опыт Швеции со снюcом(паучи)). Итог: Запрет — путь в никуда. Нужна программа снижения вреда: Легализовать вейпы как средство отказа от курения; Жёстко карать продажу несовершеннолетним. Ответ Ольге Бондаревой: 1. "Вейпы убивают молодёжь" — Миф: Случаи смерти от вейпов (например, в США) связаны с чёрным рынком THC-масел, а не легальным никотином. В ЕС за 10 лет — ноль подтверждённых смертей от сертифицированных жидкостей (ECHA, 2024). 2. "Государству невыгодно" — Расчёты: Акцизы с вейпов могут приносить до $50 млн/год (модель Польши); Потери ВВП от преждевременной смерти курильщиков — $310 млн/год (НИИ труда РБ). — Вывод: Легальный рынок никотин-продуктов сохраняет трудоспособность 400 000 белорусских курильщиков, которые не могут бросить. 3. "Полумеры не спасут детей" — Опыт: В Японии нагреваемый табак легален, но: Продажи только в спецмагазинах 18+; Штраф за продажу детям — $45 000; Уровень подросткового курения упал до 1.8% (ниже чем в "запретных" странах). Решение: Вместо запрета: Установить максимальную крепость 20 мг/мл (стандарт ЕС) (уже установлено, но не соблюдается из за присутствия серого рынка) Обязать производителей финансировать центры отказа от никотина. Общий вывод для обеих Ольг: Ваши тревоги за молодёжь обоснованы, но методы неэффективны. История показывает: Сухой закон в США породил мафию; Запрет не остановил эпидемии. Альтернатива: Контролируемая легализация с жёсткими правилами. Это: Лишит чёрный рынок доходов; Наполнит бюджет; Спасёт курильщиков, переходящих на менее вредные продукты. P.S. Для примера: В Новой Зеландии вейпы легальны, но курильщиков среди маори снизилось на 40% за 3 года. Страна идёт к статусу "smoke-free nation" без запретов!
ТАТЬЯНИНА
1
18.06.2025
На сегодняшний день все добросовестные
участники рынка работают по действующему законодательству РБ: ввозят продукцию официально, платят все предусмотренные налоги, акцизы.. Однако предложенные требования по лицензированию выглядят не просто завышенными — они реализуемы в лучшем случае для одного-двух игроков на рынке, тем самым фактически создавая условия для монополизации отрасли. Особую обеспокоенность вызывает требование об уставном фонде в размере 10 820 базовых величин, что по сути исключает участие большинства представителей малого и среднего бизнеса. Возникает закономерный вопрос — с какой целью вводится столь высокий порог? И что он решает с точки зрения контроля за оборотом продукции? Склад в 1000 кв нужен для чего? Кто-нибудь, из тех лиц кто составлял этот проект, держали в руках жидкость 30мл или одноразовую сигарету? Они не такие объёмные, чтоб требовать складское помещение в 1000 кв. м.     В то же время лицам, работающим в серой и чёрной зоне, такие меры абсолютно не страшны. Для продавцов в Telegram-каналах 50 базовых величин штрафа — несущественные потери по сравнению с возможной прибылью. А вот честным импортёрам этот закон фактически закрывает возможность работать официально, вынуждая либо свернуть бизнес, либо — что ещё хуже — перейти в нелегальный сегмент. Зачем платить миллионы, если проще продолжить деятельность без регистрации и без налогов? Таким образом, законопроект: усиливает давление на легальный бизнес; не содержит эффективных механизмов борьбы с чёрным рынком; создаёт предпосылки для монополии; и может полностью вытеснить легальный оборот продукции. Считаю, что в текущем виде проект является крайне сырым, непродуманным и, возможно, подготовлен в интересах ограниченного круга лиц. В его основе должна быть борьба с теневым оборотом, а не удушение добросовестного бизнеса, который уже выполняет все требования законодательства.
Legalpos
6
18.06.2025
Ограничение оптовой
торговли влечет п
роблему заинтересованности инвесторов в локализации производства. Например, субъект хозяйствования решил локализовать производство жидкостей для вейпов  или никотиновых паучей, что соответствует политике государства по импортозамещению. Произвести товар он сможет, а реализовать его - нет, т.к. он у него (производителя) нет будет права на оптовую торговлю. Предложение - доработать норму таким образом, чтобы производители имели право оптовой торговли.
MaksimU
9
18.06.2025
Legalpos "
Цитата
Ограничение
оптовой торговли влечет п
роблему заинтересованности инвесторов в локализации производства. Например, субъект хозяйствования решил локализовать производство жидкостей для вейпов  или никотиновых паучей, что соответствует политике государства по импортозамещению. Произвести товар он сможет, а реализовать его - нет, т.к. он у него (производителя) нет будет права на оптовую торговлю. Предложение - доработать норму таким образом, чтобы производители имели право оптовой торговли.
Производитель должен быть сотредоточен на производстве товара, усовершенствовании его качества и тд! А дистрибьютер сосредоточен на реализации данного товара(Рекламе, продвижении и тд)  Ну не работает схема - завод открыл 2000 магазинов и сам еще и в розницу продает ))) Вернее нет, оно работает, но не долго )  
MaksimU
9
18.06.2025
Закон вступает в силу с 1 января 2026 года...
Такой вопрос появляется интересный! А как получить лицензию на производство(упомянуто в Пункте 4 Статьи 6) если на данный момент даже нормативной базы нет) Ни регламентов, ни тех. заданий, ничего нет, чтобы легализовать производство )))))))