изделий, хотелось бы отметить ряд моментов данного законопроекта, которые вызывают вопросы и непонимание. Основной смысл законопроекта, заявленный в обосновании, - регулирование рынка табачных и нетабачных никотиновых изделий и борьба с нелегальными поставками данной продукции. Однако по факту мы имеем полный запрет на импорт и опт нетабачных никотиносодержащих изделий компаниям, работающим в рамках законодательства РБ не один год, и полную передачу данных прав производителям табачных изделий. Более того, даже производители нетабачных изделий не имеют прав на импорт, опт и розницу этой продукции. Нелогичным кажется и положение о том, что розничными продажами нетабачных продуктов могут заниматься только юридические лица, в то время как табачные изделия разрешено продавать как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям. Также, поскольку в обосновании проекта Закона указана проблема нелегальных поставок одноразовых электронных сигарет в РБ, а по другим нетабачным никотиновым изделиям таких вопросов не обозначено, то отсутствует и необходимость в жестком регулировании оборота иных нетабачных продуктов. И решение полного запрета на импорт и опт всем субъектам хозяйствования, кроме производителей табачной продукции, не понятно. Для борьбы с нелегальными поставками введение маркировки и прослеживаемости товара вполне достаточно. Далее, на наш взгляд, лицензионные требования к уставному фонду несколько завышены, равно как и складские помещения площадью 1000 м2 для работы с нетабачными изделиями совершенно не нужны. В заключение следует отметить, что законопроект сделан в духе стандартного регулирования оборота табачной и алкогольной продукции. Но поскольку нетабачные никотиновые изделия - это новое направление на рынке РБ, хотелось бы более современного и глубоко проработанного законопроекта, отражающего новые реалии.
изделий, хотелось бы отметить ряд моментов данного законопроекта, которые вызывают вопросы и непонимание. Основной смысл законопроекта, заявленный в обосновании, - регулирование рынка табачных и нетабачных никотиновых изделий и борьба с нелегальными поставками данной продукции. Однако по факту мы имеем полный запрет на импорт и опт нетабачных никотиносодержащих изделий компаниям, работающим в рамках законодательства РБ не один год, и полную передачу данных прав производителям табачных изделий. Более того, даже производители нетабачных изделий не имеют прав на импорт, опт и розницу этой продукции. Нелогичным кажется и положение о том, что розничными продажами нетабачных продуктов могут заниматься только юридические лица, в то время как табачные изделия разрешено продавать как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям. Также, поскольку в обосновании проекта Закона указана проблема нелегальных поставок одноразовых электронных сигарет в РБ, а по другим нетабачным никотиновым изделиям таких вопросов не обозначено, то отсутствует и необходимость в жестком регулировании оборота иных нетабачных продуктов. И решение полного запрета на импорт и опт всем субъектам хозяйствования, кроме производителей табачной продукции, не понятно. Для борьбы с нелегальными поставками введение маркировки и прослеживаемости товара вполне достаточно. Далее, на наш взгляд, лицензионные требования к уставному фонду несколько завышены, равно как и складские помещения площадью 1000 м2 для работы с нетабачными изделиями совершенно не нужны. В заключение следует отметить, что законопроект сделан в духе стандартного регулирования оборота табачной и алкогольной продукции. Но поскольку нетабачные никотиновые изделия - это новое направление на рынке РБ, хотелось бы более современного и глубоко проработанного законопроекта, отражающего новые реалии.
Глава : 2 Параграф : 5 Пункт : 2 Элемент текста : Право на осуществление производства и оборот
2 абзац удалить, ибо он повторяет первый,
а именно: в первом абзаце право на производство, оборот (опт и розница) и хранение имеют юридические лица, во втором почему-то акцент идет на право на оптовую торговлю тем, кто имеет право на импорт, хотя в первом абзаце уже наделили всеми вышеуказанными правами все юридические лица. К тому же забыли про ИП, которые, к слову, не так давно получили лицензию (на платной основе) на розничную торговлю нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, электроннми системами курения
Глава : 2 Параграф : 6 Пункт : 4 Элемент текста : Импорт нетабачных никотиносодержащих изделий
Заменить "...лицензии на производство алкогольной,
непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, с указанием соответственно работ, составляющих лицензируемую деятельность, – «производство табачных изделий», организацией – заказчиком табачных изделий или юридическими лицами, реализующими исключительное право государства на осуществление импорта табачных изделий, некурительных табачных изделий." \ на "...лицензии на импорт (лицензии на оптовую торговлю) нетабачныч никотиносодержащич изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, с указанием соответственно работ, составляющих лицензируемую деятельность, – «импорт (оптовая торговля) никотиносодержащих изделий, за исключением товаров классифицируемых кодами 2401, 2402, 2403 и 2404 11 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» Пояснение: Данный пункт проекта Закона, очевидно, создан в интересах определенной группы предпринимателей, никак не связанных на сегодня (по основоному виду деятельсноти) с оборотом электронных систем курения, жидкостей для них и т.д. Вместе с тем проектом Закона государство не наделяется исключительным правом на оборот вышеназванных изделий (государственной монополией на вышеуказанную (ые) товарную (ые) группу(ы). Из этого складывается впечатление о коррупционной составляющей "пропихивания" такой трактовки и монополизации рынка в интересах некоторых коммерческих структур. Рекомендую провести консультации с МАРТ по данному вопросу, Госконтролем и органами юстиции, прежде чем отдавать проект Закона на утверждение в неизменном виде.
Элемент текста : Запрет оборота никотиносодержащих изделий и табака...
Запрет, как многие того требуют, если и
должен происходить, то в довольно последовательной и щадящей для всех заинтересованных форме, а именно, последовательное исключение из оборота и производства некоторых товарных позиций (например, более крепких видов табачных изделий и/ или одноразовых систем курения), что конкретно можно было бы отразить уже в текущем Законе с 1 января 2026 года. Далее исключать с частотой не ранее, чем каждые 6-12 меясцев другие виды никотиносодержащей нетабачной и табачной продукции вплоть то "искоренения" данных продуктов на рынке. Как вариант, последовательное введение (увеличение) пошлин (акцизов) на данную подукцию вплоть до "астрономических". Все это осуществлять с изменениями уголовной/административной ответственности в сторону ужесточения и контролем за исполнением норм законов в данной части. Закон в данном виде никак не повлияет на оборот вышеуказанной продукции в легальном поле, а лишь переделит рынок в пользу крупных табачных компаний, но, очевидно, значительно расширит черный рынок, что потянет за собой ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ увеличение курящих детей и подростков, потому как на просторах соцсетей возраст никто не проверяет, а принципов у черых торговцев не было никогда итак...
Глава : 6 Параграф : 241 Пункт : 4 Подпункт : 5 Элемент текста : Лицензиаты, услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности
В проекте изменения: п 6.1 (увеличение уставного
фонда до 10820 базовых величин) требуется пояснение для чего нужен такой уставной фонд для деятельности, которая не имеет государственной монополии и которая не отностится к банковской/кредитно и страховой, либо расписаться в том, что у лоббируемых табачных компании он уже и так сформирован и Закон пишется именно в их интересах. Предложение: убрать требование, либо значительно снизить, дабы дать возможность другим нвнешним участникам рынка заниматься предпринимательской деятельностью. п 6.2 о складских помещениях - аналогично, либо "законотворцы" не имеют представления о товаре (который не требует таких площадей, если рынок не "делят"), либо лоббируют чьи-то интересы... Предложение: убрать требование, либо значительно снизить, дабы дать возможность другим нвнешним участникам рынка заниматься предпринимательской деятельностью. п 6.3 об опыте торговли.... Предложение: снизить требование до 1 года, ибо многие нынешние организации- оптовики вынужденно "превратились" в таковые из ИП и формально не имеют такого стажа, хотя до этого, будучи ИП, занимались импортом/оптом десятки лет!
которая ведёт ко вреду здоровья, вплоть до смерти парильщика, сколь бы высоко не было химическое сырье, используемое в вейпах. Жидкость,используемая для парения НИКОГДА не выводится из лёгких. А это значит, что совсем в недалёкое время государство будет тратиться на бесплатные операции по ампутации лёгких, лечение бронхо-лёгочных заболеваний и реабилитации ещё молодых людей, но уже инвалидов. Считаю, что вейпы нужно запретить, а за нелегальную продажу ужесточить меры. Деньги, которые государство получит от прибыли за продажу вейпов пойдут не в доход государства, а на будущее лечение итак резко сокращающегося молодого населеня Беларуси. В итоге будут только расходы и инвалидизация молодого трудоспособного населения.
некорректно сравнивать табачные, нетабачные никотиносодержащие изделия, электронные системы курения и жидкости для них с пищевыми продуктами (сахар, жир и т.д.). Это подмена понятий.
Элемент текста : Статья 17. Ограничение потребления (использования) табачных, нетабачных никотиносодержащих изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака.
потребления (использования) табачных, нетабачных никотиносодержащих изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака.
введение полного запрета курения:
в закрытых помещениях;
вблизи закрытых помещений (на расстоянии 10 метров);
в общественных местах;
в вагонах поездов, на морских судах и в самолетах;
на спортивных сооружениях, расположенных на открытом воздухе, во время проводимых там мероприятий;
в иных местах массового скопления людей на открытом воздухе;
на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
в иных местах, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 17 законопроекта;
2.2. исключение слов «,за исключением специально созданных мест» в абзаце первом части первой пункта 2 статьи 17.
Необходимо исключить такое понятие, как «специально созданное/выделенное место» для курения, курение должно быть полностью запрещено во всех вышеназванных местах.
на обсуждение законопроект, оставляет неурегулированными определяемые главенством права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья вопросы обеспечения их прав на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма, реализации системного подхода при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака.
В 2013 году Минздравом был разработан и вынесен на общественное обсуждение законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», направленный на обеспечение правовых, организационных, экономических и социальных основ государственного регулирования в данной области. Однако, с тех пор так и не был принят.
Выгодополучатели на рынке табачных, нетабачных
никотиносодержащих изделий, электронных систем курения и жидкостей для них хором говорят о том, что запрет легальной торговли приведет к расцвету черного рынка, приводя одновременно примеры того, как «цветет» данный рынок в настоящее время, когда не запрещена легальная торговля. Этот аргумент не является состоятельным еще и потому, что, действуя в его логике необходимо легализовать и другие деструктивные проявления современного общества (которые на данный момент запрещены законом), поскольку их запрет приводит к появлению черного рынка.
Правовой форум