предприниматель уже более 2х лет и ощутил всю полноту ощущений честной работы в этой теме. Гайки зажимали до этого, а сейчас непрозрачно намекают, что нам проще закрыться и идти «у калхоз». Работа и так трудна в этой теме, неблагодарна, ведь я каждый день слышу, что условный ванька местный продает продукцию в 3, а то и в 5 раз дешевле, что в спец.магазине, почему за них не беретесь? Милиция ничего не может,исполком тоже, налоговая аналогично. Ну бред же. Законопроект считаю слишком жестоким, многих предпринимателей переведете своими же руками на черный рынок, а ведь именно там в 90% случаев идет продажа детям! Примените такие законы к алкоголю и сигаретам, почему нет?) (а все мы понимаем почему)
предприниматель уже более 2х лет и ощутил всю полноту ощущений честной работы в этой теме. Гайки зажимали до этого, а сейчас непрозрачно намекают, что нам проще закрыться и идти «у калхоз». Работа и так трудна в этой теме, неблагодарна, ведь я каждый день слышу, что условный ванька местный продает продукцию в 3, а то и в 5 раз дешевле, что в спец.магазине, почему за них не беретесь? Милиция ничего не может,исполком тоже, налоговая аналогично. Ну бред же. Законопроект считаю слишком жестоким, многих предпринимателей переведете своими же руками на черный рынок, а ведь именно там в 90% случаев идет продажа детям! Примените такие законы к алкоголю и сигаретам, почему нет?) (а все мы понимаем почему)
| Цитата |
|---|
На комментарий Марии Блашкевич Длянарода, конечно, будет полезен полный запрет продажи вейпов. Проект закона предлагает передать право продажи вейпов крупным предприятиям, т.е. чтобы в каждой Табакерке, которых пруд пруди, еще и вейпы стали продавать. Те, кто заинтересован в продаже этой гадости, пугают людей тем, что, если запретить вейпы, то будет много подпольной продажи, которая якобы будет еще большей гадостью, чем у крупных продавцов. Такую же стратегию продвигают и пропагандисты алкоголя: алкоголь нельзя запрещать, т.к. будут самогонку гнать и отравятся. Однако статистика говорит об обратном. В годы, когда была запрещена продажа алкоголя в СССР, было резкое увеличение рождаемости, уменьшение разводов, повышение производительности труда, уменьшение суицидов... (!)Нужен полный запрет вейпов, как и других наркотиков, если мы не хотим исчезнуть, как нация. При нашем коэфициенте рождаемости 1,34 - это вообще безумие, разрешать продавать вещества, которые гробят здоровье молодежи. И еще вопрос: Кто будет нести ответственность за введение в массовую продажу веществ, значительно ухудшающих здоровье населения страны? Хотелось бы увидеть мнение Министерства здравоохранения по поводу влияния вейпов на организм человека. |
| Цитата |
|---|
На комментарий Игоря1 Борисёнка О вреде потребления «Табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения и жидкостях для них, системах для потребления табака». Потребление табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака вредно для здоровья. Все эти продукты содержат никотин, который вызывает сильную зависимость и оказывает негативное воздействие на организм. Кроме того, многие из этих продуктов содержат дополнительные химические вещества, которые могут быть токсичными или канцерогенными. Вред потребления табачного сырья и табачных изделий: Зависимость: Никотин, содержащийся в табаке, вызывает сильную физическую и психологическую зависимость. Онкологические заболевания: Курение табака является основной причиной развития рака легких, а также рака других органов, включая полость рта, гортань, пищевод, поджелудочную железу, мочевой пузырь и почки. Заболевания сердечно-сосудистой системы: Курение увеличивает риск развития сердечных заболеваний, инсульта и других проблем с кровообращением. Заболевания дыхательной системы: Курение приводит к хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), эмфиземе и другим заболеваниям легких. Другие заболевания: Курение также связано с риском развития диабета, бесплодия, остеопороза и других заболеваний. Побочный дым: Вдыхание табачного дыма другими людьми, так называемый пассивный курение, также представляет серьезную опасность для здоровья. Вред нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака: Зависимость: Электронные сигареты и другие никотиносодержащие продукты, такие как снюс и насвай, также вызывают зависимость из-за содержания никотина. Недостаточно изученные риски: Хотя эти продукты считаются менее вредными, чем традиционные сигареты, их долгосрочное воздействие на здоровье до конца не изучено. Вредные вещества: Жидкости для электронных сигарет могут содержать различные химические вещества, включая канцерогены, которые могут вызывать проблемы со здоровьем. Негативное воздействие на подростков: Потребление никотиносодержащих продуктов особенно опасно для подростков, так как их мозг еще развивается. В целом, все формы потребления никотина и табака представляют собой значительный риск для здоровья и могут привести к серьезным заболеваниям и преждевременной смерти. В связи с вышеизложенным: «Необходим полный запрет на производство, оборот и потребление табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака». Ещё нужно заметить продажу в киосках. Только в магазинах больше 100 м. кв. Специальная вентиляция, выплаты персоналу. Обязать табачных торгашей и производителей платить в бюджет компенсацию за медицинское обслуживание курильщиков. Продавать табачные изделия в километре от школ, т.е. на пустырях и отшибах. |
| Цитата |
|---|
На комментарий Alina A Как мама дошкольника,я просто боюсь времени,когда ребёнок пойдёт в школу, ибо постоянно вижу,как дети от 11 до 16 пользуются вейпами на улицах с рюкзаками на плечах. Как преподаватель в УО я так же постоянно сталкиваюсь с тем,что учащиеся ,даже после неоднократных объяснений о вреде данных средств, пользуются вейпами. Причём многие родители это поощряют. Очень не приятно идти по улицам ,когда подростки используют вейпы и на тебя летят ароматы от него. Считаю ,что от них только вред. |
| Цитата |
|---|
На комментарий Ольги Бондаревой Необходимо дополнить проект закона пунктом о запрете размещения объектов, осуществляющих торговлю табачными изделиямии, если не будет введён запрет, нетабач6ыми никотинсодержащими изделиями, электронными сигаретами, жидкостями к ним, устройствами нагревания табака, на расстоянии ближе 1 км от учреждений образования, спортивных объектов, социальных приютов для детей, детских больниц. Необходимо обеспечить сотрудникам учреждений образования право отобрания сигарет и вейпов у учащихся, которые пронесли сигареты и вейпы в УО – законодательно оградить учителей от преследования родителями таких учеников.На перепост «Ответа Минздрава» Ответ Минздрава о вейпах есть. Опубликован здесь: В ответе от 6.09.2023 г. на требование граждан запретить вейпы указано, что электронные сигареты не содержат табака, но являются вредными для здоровья и опасными изделиями. О составе. В качестве сырья для изготовления жидкости для ЭСДН применяют: ➖никотин (соли никотина) ➖глицерин ➖пропиленгликоль ➖ароматизаторы ➖красители. Никотин - алкалоид пиридинового ряда. Средняя смертельная доза для человека - 0,5-1 мг/кг. В больших дозах действует как нейротоксин, вызывая паралич нервной системы (остановка дыхания, прекращение сердечной деятельности, смерть). Пропиленгликоль – растворитель, участвует в создании эффекта «удар по горлу». Пропиленгликоль+глицерин при нагревании приводит к образованию вредных химических соединений; Акролеина и формальдегида, которые способны вызывать раздражение слизистых оболочек и дыхательных путей. 👆Правда? А давайте заглянем в энциклопедию👇 раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей; токсичен. используют в органическом синтезе, в производстве синтетических смол, пластмасс, полиформальдегида, лекарственных веществ, красителей, для дубления кож, дезинфекции, дезодорации. Токсичен (Токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить их к гибели), ирритант (Отравляющее вещество раздражающего действия). Читаем дальше. Ароматизаторы могут привести к развитию аллергии и бронхиальной астмы. Некоторые исследования свидетельствуют о том, что использование электронных систем курения приводит к увеличению содержания в слюне формальдегида, акролеина ин метилглиоксаля, которые способны повреждать ДНК, вызывая рак. При использовании электронных систем курения повышается риск развития инфаркта и депрессии по сравнению с некурящими людьми. Пентабромдифениловые эфиры, которые не входят в состав жидкости, но отвечают за то, чтобы устройство не нагревалось, нарушают выработку гормонов щитовидной железы, которые регулируют раболу сердца и мозга. «Болезнь вейперов» (повреждение легких, ассоциированное с курением электронных сигарет) – неинфекционное респираторное заболевание наиболее сходно с экзогенной липоидной пневмонией или химическим пневмонитом, причиной которого является накопление в клетках легочной ткани масляных компонентов аэрозоля электронных сигарет (наиболее вероятными кандидатами ЯВЛЯЮТСЯ ацетат витамина Е и тетрагидроканнабинол). 👆И опять ни слова, что же это за вещество такое многобуквенное. Поясним мы, раз Минздрав постеснялся.👇 (ТГК) отвечает за все психотропные эффекты, которые развиваются при употреблении марихуаны. ТГК оказывает на организм наркотическое воздействие. Забавно, что уважаемые медики умолчали о такой «мелочи» как наркоманизация курильщиков электронных сигарет. Не важно, с никотином в них жидкость или без. Вот такие штрихи к портрету проблемы торговли вейпами. ВЫВОД: все вейпы нужно запретить. |
| Цитата |
|---|
| На комментарий Марии Блашкевич "По данным Всемирной организации здравоохранения, по состоянию на 2024 год запреты на продажу и использование вейпов были введены в 34 странах. Еще 79 государств запретили использование вейпов в общественных местах, а также их рекламу и стимулирование продаж", - пишет лента.ру. Давайте и Беларусь добавим к этим умным 34 странам. |
| Цитата |
|---|
| На комментарий Галины Васильевны Тот, кто здесь советует штрафы за курение по камерам с автоматическим распознаванием лиц, надеюсь, знает, что такие системы дают сбои, и штраф может прилететь ему самому, который вообще не курил? Я против такого общества, где тебе автоматически приходят штрафы, и нет возможности опротестовать, что ты это не делал. Жили как-то без вейпов, а сейчас все, истерика, что предлагаем запретить вейпы. На самом деле у нас очень хорошо государство справляется с отслеживанием черного рынка. При запрете вейпов черный рынок в НАШЕЙ стране не найдет себе места, можете быть уверены. |
Просмотрел ветку и поражаюсь, как часто дискуссия улетает в эмоции и откровенные фантазии вместо фактов и логики. Подводю черту по ключевым моментам:
ТГК-истерия – чистый маразм. Повторю для тех, кто в танке: в легальных никотиновых вейпах в Беларуси НЕТ и никогда не было тетрагидроканнабинола (ТГК). Это наркотическое вещество из каннабиса. Подсовывать его как аргумент против вейпов – либо глубочайшее непонимание темы, либо намеренная манипуляция для запугивания. Страшилки про "наркоманизацию" через легальные никотиновые жидкости – ложь. Боритесь с реальным вредом (никотин, продукты нагрева), а не с вымышленными наркотиками.
Вера в тотальный контроль черного рынка – опасная сказка. Утверждения, что "государство справится" и "черный рынку не будет места" при запрете, – это наивность уровня детского сада. Реальность: черный рынок вейпов и табака УЖЕ огромен! Telegram кишит каналами с дешевым, неконтролируемым дерьмом без налогов, проверок качества и возрастных ограничений. Дети – их основная ЦА. Запрет легальных вейпов не уничтожит этот рынок – он его взрастит до небес, сделав продукт еще доступнее, дешевле и опаснее (никто не будет проверять, что там в жидкости). Органы контроля физически не могут перекрыть все каналы в эпоху мессенджеров и крипты. Уверенность в обратном – это либо незнание реалий, либо лубочная картинка.
Запрет как панацея – тупиковый путь. Большинство комментариев кричит "запретить!", не предлагая реалистичных механизмов и игнорируя очевидные последствия: взрыв черного рынка, потеря налогов, рост потребления опасного контрафакта (включая тот, где ТГК будет), криминализация обычных пользователей. Это не решение проблемы, а ее усугубление.
Мой вывод (жесткий, но реалистичный):
Запрет вейпов – это не победа, а капитуляция. Капитуляция перед неумением или нежеланием выстроить жизнеспособную систему контроля и регулирования здесь и сейчас. Вместо истерики и поиска простых (но разрушительных) решений нужно:
Бить по черному рынку здесь и сейчас (а не ждать запрета), усиливая реальную, а не декларативную борьбу с нелегальными каналами, особенно в Telegram.
Вводить драконовские меры против продажи ЛЮБОЙ никотиновой продукции несовершеннолетним (штрафы, закрытие точек, уголовка для поставщиков).
Жестко регулировать легальный рынок: обязательная сертификация жидкостей, прозрачность состава,, высокие акцизы (уже кстати есть) (деньги – в медицину и просвещение!), ограничение точек продаж (только спецмагазины 18+ (уже есть), подальше от школ).
Инвестировать в честное просвещение молодежи о рисках (без страшилок про ТГК там, где его нет), а не надеяться, что запрет волшебно все решит.
Хотите реально защитить людей, особенно молодежь? Перестаньте жить иллюзиями про ТГК и всемогущее государство. Займитесь сложной, но необходимой работой по контролю и регулированию. Запрет – это путь в никуда, где единственные победители – черные дилеры и продавцы самого опасного контрафакта."
проблему потребления вейпов, а наоборот усугубит ее. легальная розница, мне хочется верить, не продает вейпы детям, если не из сознательности, то исходя из размеров штрафов, которые им за эти действия светят. в этой связи дети и не идут в вейп-шопы, а идут в телеграмм, где им продают что угодно и сколько угодно. следующая причина, почему дети не ходят в вейпшошы. в вейпшопах просто дорого! да, эта причина также весома. вейпшопы платят налоги. товар который они продают- проходят сертификацию, с этих товаров уплачивается акциз и т.д. и т.п. в конечном счете цена вейпшопа за аналогичный или похожий товар бывает и вдвое выше, чем в злополучном телеграмме. этот закон вроде как должен оставить какую то минимальную возможность для розничной торговле вейпами, никотиновыми подушками, но! подавляющее большинство специализированной розницы (вейпшопы), попросту закроется, потому что они будут не в праве заниматься реализацией этой продукцией. а куда пойдут покупатели? конечно в телегу. там и цена хорошая, и привезут хоть домой и выбор огромный (хочешь жижу и никотиновые подушки с количеством никотина, достаточном, чтобы лошадь завалить- да пожалуйста, у них все есть.) Более того, продавцы в телеграме не обременены проверкой возраста покупателя. в этой связи, считаю, что решить проблему с вейпами и никпэками может помочь только борьба с нелегальным рынком и недобросовестными продавцами вейпшопов (да, такие тоже, к сожалению есть). у нас итак уже введено регулирование этой продукции, хотя бы в части максимальной крепости (количестве никотина). поборите телеграмм, подтяните гайки в рознице и школьникам негде будет это купить. понятно, что тот кто ищет, тот найдет, но хотя бы найти станет проблемой.
запрета продажи вейпов. Ранее у нас были 2 вредные привычки у людей: алкоголизм и табакокурение. Парение - это третья вредная привычка. Т.е. мы не победили первые две и ввели еще одну. Парение отличается от алкоголизма и табакокурения тем, что в эту вредную привычку втягиваются девочки с 10 лет. Сигареты курить девочки брезгуют (чаще всего), а жидкость в вейпах вкусно пахнет, напоминает конфеты. Парение и было придумано для вовлечения детей в это занятие. Девочки - это будущие мамы. Смогут ли они родить детей? Коэфициент рождаемости у нас меньше, чем я думала, за 2024 год всего 1,081.
новых домов нужно четко запретить курить в студиях менее 20 КВ., где в одной комнате находиться и кухня и спальня и нет балкона. Очень пагубно влияет на здоровье такая планировка квартир, где даже вытяжка не помогает .
участвуют в обсуждении проекта закона, т.к. не хотят лишиться своего нехитрого заработка. Главный аргумент: люди будут покупать вейпы через ТГ-каналы. Однако никогда подпольная торговля не сравниться с официальной торговлей, тем более, что в настоящее время вейп-шопы на каждом шагу. Немногие решаться покупать жидкости преступным путем. И немногие решаться продавать.
I. В п.6 Обоснования принятия закона указано,
что «результатов научных исследований в области права, публикаций в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращений граждан и юридических лиц, относящихся к предмету правового регулирования проекта, – не имеется». В связи с этим, привожу перечень только собственных (подготовленных единолично или в соавторстве) публикаций, опубликованных с 2013 г. в научной литературе по вопросу правового регулирования борьбы с табакокурением:
1. Усовершенствование антитабачного законодательства Республики Беларусь в рамках принятия Кодекса о здравоохранении // Здоровье населения и качество жизни: электронный сборник материалов X Всероссийской с международным участием науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под редакцией з.д.н. РФ, проф. В.С.Лучкевича. – Ч.2. – СПб., 2023. – С.288–295.
2. Сфера борьбы с табакокурением и новеллы законодательства Республики Беларусь о здравоохранении // Global Science and Innovations: Central Asia: междунар. науч.-практ. журнал: материалы XIV междунар. науч.-практ. конф. «Глобальные науки и инновации 2021: Центральная Азия», Нур-Султан, Республика Казахстан, 22–27 окт. 2021 г. – Global Science and Innovations: Central Asia: XIV International Conference Materials, October 22–27, 2021, Nur-Sultan, Kazakhstan. – 2021 октябрь. – №3 (14). – Серия «Юридические науки». – С.72–76.
3. Международные обязательства государства в сфере борьбы с табакокурением и новеллы национального законодательства о здравоохранении // Сборник материалов международной науч.-практ. конф. «Здоровье и окружающая среда», посвященной 95-летию санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь (Минск, 30 сентября – 1 октября 2021 г.) / М-во здравоохр. Респ. Беларусь. Науч.-практ. центр гигиены; гл. ред. С.И.Сычик. – Минск: Изд. центр БГУ, 2021. – С.57–61.
4. Правотворческая деятельность в сфере борьбы с табакокурением в Республике Беларусь: имплементация норм международных обязательств государства в национальное законодательство о здравоохранении // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2021. – №2 (107). – С.27–36.
5. Проблемные вопросы правотворческой деятельности в сфере борьбы с табакокурением в Республике Беларусь // Научные стремления – 2019: сборник материалов международной науч.-практ. молодежной конф. в рамках Международного науч.-практ. инновационного форума «INMAX’19», Минск, 11–12 дек. 2019 г.: в 3 ч. / ОО «Центр молодежных инноваций», ООО «Минский городской технопарк». – Минск: Лаборатория интеллекта, 2019. – Ч.3. – С.85–86.
6. Правотворческая деятельность по имплементации норм международного права в сфере борьбы с табакокурением, зафиксированных в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ), в национальное законодательство Республики Беларусь: современное состояние // Актуальные проблемы медицины: сборник научных статей республиканской науч.-практ. конф. с международным участием, Гомель, 21–22 ноября 2019 г.: в 5 т. / А.Н.Лызиков [и др.]. – Гомель: ГомГМУ, 2019. – Т.1. – С.131–134.
7. Имплементация норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ) в законодательство Республики Беларусь: правотворческая деятельность на современном этапе // Человек. Здоровье. Окружающая среда: сборник материалов республиканской науч.-практ. конф. с международным участием, посвященной гигиеническим аспектам первичной медицинской профилактики заболеваний, Минск, 24–25 окт. 2019 г. / редкол.: Д.М.Ниткин [и др.]. – Минск: БелМАПО, 2019. – С.326–332.
8. Новеллы антитабачного законодательства Республики Беларусь и международные обязательства государства: позитивные изменения, неразрешенные проблемы // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VIII международной науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 3–5 окт. 2019 г. / отв. ред. Ю.Ю.Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского гос. ун-та технологий и управления (ВСГУТУ), 2019. – С.261–263.
9. Новая редакция антитабачного декрета Президента Республики Беларусь в контексте имплементации норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в национальное законодательство: проблемные вопросы // Здоровье населения и качество жизни: электронный сборник материалов VI Всероссийской с международным участием заочной науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под редакцией з.д.н. РФ, проф. В.С.Лучкевича. – Ч.2. – СПб., 2019. – С.312–324.
10. Имплементация норм международных обязательств Республики Беларусь в сфере борьбы с табакокурением. Сообщение 2. Предложения по совершенствованию национального антитабачного законодательства (постер) // Международный форум медицины: междисциплинарная конференция, Латвия, Даугавпилс, 14–15 декабря 2018 г. – Даугавпилс, 2018. – .
11. Имплементация норм международных обязательств Республики Беларусь в сфере борьбы с табакокурением. Сообщение 1. Правотворческая деятельность: обоснование необходимости разработки основного регулирующего правового акта (постер) // Международный форум медицины: междисциплинарная конференция, Латвия, Даугавпилс, 14–15 декабря 2018 г. – Даугавпилс, 2018. – .
12. Имплементация норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (РКБТ): основные направления развития антитабачного законодательства в зарубежных странах // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Улан-Удэ, 6–7 декабря 2018 г.) / отв. ред. Ю.Ю.Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2018. – С.328–329.
13. Пробелы в антитабачном законодательстве Республики Беларусь и направления правотворческой деятельности по их устранению // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Улан-Удэ, 6–7 декабря 2018 г.) / отв. ред. Ю.Ю.Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2018. – С.326–328.
14. Усовершенствование антитабачного законодательства Республики Беларусь в рамках выполнения норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (РКБТ) // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук. Материалы VIII международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов. Минск, 24 апреля 2018 г.: в четырех частях / ред. кол. С.Ф.Сокол [и др.]. – Минск: БИП, 2018. – Ч.1. – С.45–47.
15. Основные направления совершенствования антитабачного законодательства Республики Беларусь в свете выполнения международных обязательств государства // Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю до Всесвітнього дня здоров’я 2018 р., який присвячено загальному охопленню послугами охорони здоров’я та 70-річчю ВООЗ і проводиться під гаслом: загальне охоплення послугами охорони здоров’я – для всіх і всюди (Київ, 5–6 квітня 2018 р.). – Київ: Національний медичний університет імені О.О.Богомольця, 2018. – С.91–95.
16. Имплементация норм Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в национальное законодательство: современная ситуация и основные направления совершенствования антитабачного законодательства Республики Беларусь // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2017. – № 3. – С.12–32.
17. Имплементация отдельных норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (РКБТ) в законодательство Республики Беларусь // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2017. – № 3. – С.149–164.
18. Правовое регулирование вопросов, связанных с защитой населения от воздействия табачного дыма, в Республике Беларусь // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук. Материалы VII международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов. Минск, 14 апреля 2017 г. В трех частях / ред. кол. С.Ф.Сокол [и др.]. – Минск: БИП, 2017. – Ч.1. – С.51–52.
19. Правовое регулирование вопросов, связанных с противодействием лоббированию интересов табачной промышленности при формировании государственной политики в сфере борьбы с табакокурением, в Республике Беларусь // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції до Всесвітнього дня здоров’я 2017 р. «Депресія: давай поговоримо» (Київ, 06–07 квітня 2017 р.). – Київ: Національний медичний університет імені О.О.Богомольця, 2017. – С.175–177.
20. Основные тенденции правового регулирования рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий в зарубежных государствах // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. сборник статей по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. – Москва: Изд-во «Интернаука», 2017.– №2 (53). – С.17–32.
21. Реализация программ и мероприятий, направленных на оказание помощи и побуждение курильщиков к отказу от курения, в зарубежных странах // Современные проблемы общественного здоровья и здравоохранения: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием (Гродно, 21 октября 2016 г.) / отв. ред. Е.М.Тищенко, М.Ю.Сурмач. – Гродно: ГрГМУ, 2016. – С.310–315.
22. Правовое регулирование рекламы табачных изделий в зарубежных государствах // Матеріали V Міжнародної науково-практичної конференції «Малиновські читання», м. Острог, 30 вересня – 1 жовтня 2016 року. – Острог: Видавництво Національного університету «Острозька академія», 2016. – С.109–110.
23. Опыт реализации статей № 5, 6, 8, 11, 12 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (РКБТ) в зарубежных государствах // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2016. – № 3. – С.103–118.
24. Зарубежный опыт имплементации норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака: правовые основы реализации мероприятий по сокращению распространенности табакокурения и никотиновой зависимости // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам LIII международной научно-практической конференции. – Москва: Изд-во «Интернаука», 2016. – №9 (48). – С.15–27.
25. Основные тенденции реализации положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ) в зарубежных государствах // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук: материалы 6-й международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов, Минск, 15 апреля 2016 г. / ЧУО «БИП-Институт правоведения»; под ред. С.Ф. Сокола [и др.]. – Минск, 2016. – С.48–50.
26. Дорожная карта действий с целью усиления мер по осуществлению Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в Европейском регионе на 2015–2025 гг.: очередной шаг к Европе без табака // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2015. – № 3. – С.23–37.
27. Реализация норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ) в Европе // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук: материалы 5-й межвузовской научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов, Минск, 17 апреля 2015 г. / ЧУО «БИП-Институт правоведения»; под ред. С.Ф.Сокола [и др.]. – Минск, 2015. – С.31–32.
28. Новый этап реализации норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в Европе: Дорожная карта 2015–2020 // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. № 5 (34): сборник статей по материалам 37-й международной заочной научно-практической конференции. – Москва: Изд-во «Интернаука», 2015. – № 5 (34). – С.5–17.
29. Международные обязательства Республики Беларусь по борьбе с табакокурением и связанная с этим необходимость совершенствования национального законодательства // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: материалы XII Междунар. конф., 11–12 апр. 2014 г., Минск – Medical and Social Ecology of Personality: Status and Prospects: XII International Conference Materials, April 11–12, 2014, Minsk / редкол.: В.А.Прокашева (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – С.452–454.
30. Правовые основания борьбы с табакокурением в Республике Беларусь: международные обязательства и развитие национального законодательства // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2013. – №3. – С.19–36.II. В указанных работах отмечалось, что
в Республике Беларусь разработка нормативного правового акта (НПА) по защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма и осуществление международного сотрудничества по выполнению требований РКБТ и проведение мониторинга за ходом ее реализации были запланированы Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы (в рамках реализации мероприятий отраслевой Комплексной программы борьбы против табакокурения на 2011–2015 годы), утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357, и подпрограммой 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200, однако, целостный НПА по вопросам борьбы с табакокурением до сих пор в стране отсутствует.
Нормы антитабачного законодательства содержатся в ряде правовых актов, однако в последние годы этот раздел права совершенствовался исключительно путем внесения изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее – Декрет 28).
Рассматриваемый законопроект «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения, жидкостях для них, системах для потребления табака» призван заменить Декрет 28, который, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, будет признан утратившим силу.
Следует признать, что как Декрет 28, так и рассматриваемый законопроект регулирует отдельные вопросы борьбы с табакокурением в Республике Беларусь на достаточно высоком уровне. При этом, как неоднократно подчеркивалось в ряде работ, в том числе, и в моих публикациях, разработка и совершенствование антитабачного законодательства, что является международным обязательством нашего государства как страны-подписанта Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (далее – РКБТ, Конвенция) и что реализовано во всех граничащих с Республикой Беларусь государствах, включая Российскую Федерацию, только в рамках НПА, имеющего предметом регулирования производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий (даже с дополнением, касающимся производства, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения и систем для потребления табака), как Декрет 28, или производство и реализацию (оборот) нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, как вынесенный на обсуждение законопроект, оставляет неурегулированными определяемые главенством права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья вопросы обеспечения их прав на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма, реализации системного подхода при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака, международного сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан, не связанных с табачными компаниями, непрерывности и последовательности в реализации мероприятий, направленных на снижение потребления табака, и ряд других, «дорожные карты» решения которых приведены в статьях 3–5, 12, 14, 18–22 РКБТ и руководящих принципах осуществления отдельных статей Конвенции. Для этих целей необходимы разработка и принятие целостного закона, направленного на защиту здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма. Актуальный на тот период законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», направленный на обеспечение правовых, организационных, экономических и социальных основ государственного регулирования в данной области, был разработан и вынесен на общественное обсуждение Минздравом в 2013 г., но с тех пор так и не был принят.
При этом, в законе, направленном на защиту здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма, а также нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, обязательно должны были быть:
указаны предмет и принципы правового регулирования в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака; отмечено, посредством чего обеспечивается эта защита;
определены полномочия Президента и Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака; права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в данной сфере;
подчеркнуто, что:
обеспечение защиты здоровья населения от последствий потребления табака является обязательством Республики Беларусь;
осуществление мер по оказанию медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости, является обязательством республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов;
установлено, что обеспечивается доступность медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости в соответствии с клиническими протоколами;
предусмотрены меры, направленные на выполнение отдельных статей РКБТ (полный запрет курения в закрытых помещениях, меры по регулированию состава табачных изделий, меры по пропаганде отказа от курения и т.д.).
III. Вместе с тем, на нынешнем этапе целесообразно
внести ряд изменений в рассматриваемый законопроект:
1. Первое предложение пункта 2 статьи 16 законопроекта изложить в следующей редакции:
«…На территории Республики Беларусь запрещается продажа табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака лицам, не достигшим возраста 18 лет, а также лицами, не достигшими возраста 18 лет.»
Подобная мера соответствует требованиям статьи 16 РКБТ и также реализована во всех государствах, подписавших Конвенцию.
2. В статью 17 законопроекта «Ограничение потребления (использования) табачных, нетабачных никотиносодержащих изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака» необходимо внести изменения, предусматривающие:
2.1. введение полного запрета курения:
в закрытых помещениях;
вблизи закрытых помещений (на расстоянии 10 метров);
в общественных местах;
в вагонах поездов, на морских судах и в самолетах;
на спортивных сооружениях, расположенных на открытом воздухе, во время проводимых там мероприятий;
в иных местах массового скопления людей на открытом воздухе;
на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
в иных местах, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 17 законопроекта;
2.2. исключение слов «,за исключением специально созданных мест» в абзаце первом части первой пункта 2 статьи 17.
Необходимо исключить такое понятие, как «специально созданное/выделенное место» для курения, курение должно быть полностью запрещено во всех вышеназванных местах.
Данные меры соответствуют руководящим принципам к статье 8 РКБТ «Защита от воздействия табачного дыма», где указано, что «эффективные меры по обеспечению защиты от воздействия табачного дыма, предусмотренные в Статье 8 Рамочной конвенции ВОЗ, требуют полного исключения курения и табачного дыма в конкретном пространстве или среде, с тем чтобы создать 100%-ную бездымную среду. Безопасного уровня воздействия табачного дыма не существует, и такие понятия, как пороговое значение для токсичности вторичного дыма, следует отвергнуть, так как они противоречат научным фактам. Иные подходы, чем обеспечение бездымной на 100% среды, включая вентиляцию, фильтрование воздуха, использование специально выделенных зон для курения (будь то с отдельными вентиляционными системами или без них), неоднократно доказали свою неэффективность, и имеются убедительные факты, как научные, так и иные, которые показывают, что инженерные решения не защищают от воздействия табачного дыма».
Кроме того, внесение данных изменений обусловлено необходимостью реализации мер по охране здоровья населения, указанных в абзацах втором и третьем части второй статьи 63-1 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», а именно:
«…оздоровление окружающей среды, в том числе создание и поддержание благоприятной среды жизнедеятельности без окружающего табачного дыма;
формирование у населения навыков здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих…».
Глава : 1 Параграф : 4 Пункт : 1 Абзац : 6 Элемент текста : декларирование и регулирование объемов производства и оборота
табачного сырья и табачных изделий;
Дополнить абзац "...табачного сырья, табачных
изделий, нетабачных, никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака" Комментарий: Текст ЗАКОНА, направленный на регулирование.., в некоторых частях выглядит как лоббирование чьих-то интересов, в частности, в области оборота и производства никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, а именно сужение круга импортеров/оптовых продавцов до пары "избранных" организаций, развязывает руки вторым в части бесконтрольного производства вышеперечисленной продукции в бесчисленном количестве, что никак не отражает духа документа.
в лицензионных магазинах=процветание нелегального рынка (чёрного рынка), которые заполонили просторы интернета ( Телеграмм, Вайбер, Инстаграм и т.д.). Законопроект должен быть направлен на уничтожение нелегального бизнеса, которые без государственной регистрации и без уплаты различных взносов и налогов в бюджет продают несертифицированную продукцию населению (в основном детям) в разы дешевле, чем в лицензированных магазинах. Черный рынок был и будет ( ничего и никого они не боятся,т.к. никакого контроля над ними нету),а при запрете продажи в розничных магазинах, нелегалы только потрут ручки и дальше будут процветать и травить народ непроверенным и некачественным товаром!
Правовой форум