Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения и жидкостях для них, системах для потребления табака»
Обсуждение проекта
ООО БелВэйп
21
25.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : проект Закона


В рамках проведения
публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения и жидкостях для них, системах для потребления табака» ООО «БелВэйп» направило в адрес концерна "Белгоспищепром" почтовым отправлением и на адрес электронной почты
concern@bgp.by письмо исх. №87 от 24.06.2025г. с комментариями, замечаниями и предложениями по проекту вышеуказанного Закона.
ООО МУМТ Би УАЙ
6
25.06.2025
В рамках публичного обсуждения законопроекта
ООО "МУМТ Би Уай" направило комментарии в адрес разработчика в письме № 180 от 25.06.2025. Комментарии касаются следующих вопросов: 1) субъектный состав лиц, которым будет предоставлено право розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, электронными системами курения, системами для потребления табака (далее - никотиносодержащие изделия, системы); 2) дата вступления проекта Закона в силу; 3) регулирование оборота категорий, относящихся к никотиносодержащим изделиям и системам; 4) оптовая торговля производителями никотиносодержащих изделий, систем.
Игорь Валерьевич
128
25.06.2025
Общая характеристика проекта Закона
Проект Закона «О табачном сырье, табачных,
нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения, жидкостях для них, системах для потребления табака» (далее – проект Закона) не в полной мере соответствует положениям Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения «По борьбе против табака», заключенной в г. Женеве 21 мая 2003 г. и ратифицированной Республикой Беларусь 14 июня 2005 г. (далее – Рамочная конвенция).
Проект Закона не в полной мере соответствует
требованиям Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) к структуре и содержанию законов.
Проект Закона содержит неясности, внутренние
противоречия и иные недостатки, создающие «правовую неопределенность», которая в п. 14 ст. 2 Закона о НПА определяется как «отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, в том числе вызванное наличием пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов, что порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения».
Многие положения проекта Закона требуют
толкования и разъяснений. Между тем, в п. 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» содержится требование «обеспечивать высокое качество нормотворчества, …не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейших толкования и разъяснений».
Наименование проекта Закона
Согласно ч. 1 п. 1 Приложения «Требования
нормотворческой техники» к Закону о НПА «Название проекта нормативного правового акта (далее, если не определено иное, – акт) должно быть четким, максимально лаконичным, отражать основное содержание акта. При этом название акта не должно превышать трех строк».
Наименование проекта Закона не соответствует
определенному в его ст. 1 предмету регулирования и не отражает его основное содержание.
Заслуживает внимание наименование и содержание
Закона Республики Армения от 6 марта 2020 года № ЗР-92 «О снижении и предотвращении вреда, наносимого здоровью в результате употребления табачных изделий и их заменителей» (далее – Закон Республики Армения № ЗР-92).
Предлагается следующее наименование законопроекта:
«О производстве, обороте и потреблении
(использовании)
табачного сырья, табачных изделий и их заменителей, аксессуаров [устройств и принадлежностей] для табачных изделий и их заменителей».
Термин «аксессуары» можно заменить на
«устройства и принадлежности», как это предусмотрел законодатель Молдовы (см. далее).
Соответственно, в ст. 2 Проекта закона необходимо
определить и далее использовать термины «аксессуары для табачного изделия» и «заменитель табачного изделия» аналогично определению соответствующих терминов, содержащихся в подп. 3 и 6 п. 1 ст. 1 Закона Республики Армения № ЗР-92 соответственно, что позволит существенно сократить текст проекта Закона.
Преамбула проекта Закона
1. Согласно п. 17 Приложения к Закону о НПА
«Основными структурными элементами акта являются преамбула…».
Между тем, проект Закона не содержит «преамбулы»
(?!).
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона о НПА «Закон
– нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования…». Из чего следует, что законы должны «закреплять» («устанавливать») «правовые основы» чего-либо.
Согласно п. 18 Приложения к Закону о НПА
«Преамбула акта является вступительной частью акта, содержащей информацию о причинах, условиях и (или) целях принятия (издания) акта».
2. С целью разграничения предмета правового
регулирования (см. далее) и направленности проекта Закона, а также с учетом содержания преамбул действующих законов, предлагается изложить преамбулу проекта Закона в следующей редакции:
«Настоящий Закон устанавливает правовые
основы
производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака, направлен на создание благоприятных условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления (использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака».
Статья 1
Настоящий Закон регулирует отношения,
возникающие в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака, и иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

1. Согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона о НПА «Закон
– нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений». Таким образом, любой закон регулирует «общественные отношения», а не абстрактные «отношения».
Соответственно, перед «отношения» необходимо
добавить «общественные».
2. Что такое «иные отношения, непосредственно
связанные с такой деятельностью»? Какие именно отношения являются таковыми?
В процессе «производства, оборота и потребления
(использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака» возникают разнообразные «отношения», которые регулируются различным отраслевым законодательством. При наличии «и иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью» предмет регулирования проекта Закона является слишком широким и неопределенным. Между тем, «Нормативный правовой акт должен точно определять предмет правового регулирования…» (ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о НПА).
3. С учетом предлагаемого содержания преамбулы
и структуры проекта Закона, он должен регулировать следующие группы общественных отношений, возникающие в области:
1) производства и оборота табачного
сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака (гл. 2 и 3 проекта Закона);
2) потребления (использования) табачного
сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака (гл. 5 проекта Закона).
Указанные две группы общественных отношений
являются разнородными (имеют различные субъекты, объекты и содержание), поэтому не случайно в зарубежном законодательстве регулируются различными законами, а не одним законом. Так, только вторая группа общественных отношений регулируется следующими законами:
Закон Украины от 22 сентября 2005 года № 2899-IV
«О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения» (далее – Закон Украины № 2899-IV);
Федеральный закон Российской Федерации
от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ);
Закон Азербайджанской Республики от 1 декабря
2017 года № 887-VQ «Об ограничении потребления табачных изделий»;
Закон Республики Армения от 6 марта 2020 года
№ ЗР-92 «О снижении и предотвращении вреда, наносимого здоровью в результате употребления табачных изделий и их заменителей»;
Закон Кыргызской Республики от 15 сентября
2021 года № 121 «О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля» (далее – Закон Кыргызской Республики № 121);
Закон Республики Узбекистан от 24 мая 2023
г. № ЗРУ-844 «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» (далее – Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-844).
При этом «общие» законы, регулирующие две
указанные выше группы общественных отношений, содержат отдельные структурные элементы, в которых объединяются нормативные правовые предписания, регулирующие вторую группу общественных отношений. Так, Закон Республики Молдова от 14 декабря 2007 года № 278-XVI «О контроле над табаком» (далее – Закон Республики Молдова о контроле над табаком) содержит гл. VII «Защита от воздействия табачного дыма и аэрозоля табачных изделий или схожей продукции», включающий две статьи.
С учетом предлагаемого содержания преамбулы
проекта Закона и с целью определенности его предмета предлагается после «, иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью» добавить «, направленные на создание благоприятных условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
Статья 2
1. В настоящем Законе используются следующие
основные термины и их определения:


1.14. потребление (использование) табачных
изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака – курение табака, курение, сосание, жевание, нюханье табачных изделий, сосание, жевание, нюханье нетабачных никотинсодержащих изделий либо вдыхание аэрозоля, пара или дыма, получаемых путем их нагревания при помощи электронных систем курения и систем для потребления табака, а также использование таких систем для этих целей;

Что такое «курение»? В зарубежном законодательстве
данный термин определяется различным образом. Заслуживает внимания широкий подход к определению данного термина, используемый в ст. 2 Закона Республики Молдова о контроле над табаком: «курение – обладание или манипулирование зажженным или тлеющим курительным табачным изделием или схожим продуктом, предполагающим процесс горения или тления, независимо от того, активно вдыхается или выдыхается дым. Для целей настоящего закона обладание или манипулирование устройством, включенным для нагревания некурительного табачного изделия или схожего продукта, не предполагающего процесс горения или тления, либо любого иного нового табачного изделия, не предполагающего процесс горения или тления, независимо от того, активно вдыхается или выдыхается аэрозоль, признается курением».
Для устранения пробела правового регулирования
необходимо дополнить ст. 2 проекта Закона определением термина «курение».
1.17. система для потребления табака
устройство, используемое для нагревания табака и (или) иного воздействия на табак без его горения или тления для образования аэрозоля

Из чего следует, что «система» – это «устройство».
Между тем, под «системой» принято понимать «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство», а не один ее «элемент», в данном случае – «устройство».
В подп. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона №
15-ФЗ содержится следующее определение термина: «устройства для потребления никотинсодержащей продукции – электронные или иные приборы…».
Аналогично предлагается в наименовании
термина слово «система» заменить на «устройство», а в определении термина «устройство» заменить на «прибор».
1.19. табачное изделие – продукт, полностью
или частично изготовленный из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, иных способов потребления, упакованный в потребительскую упаковку для розничной торговли;

Соответственно, одним из признаков «табачных
изделий» является «потребительская упаковка» указанного «продукта». Таким образом, указанный «продукт», не «упакованный в потребительскую упаковку для розничной торговли» (без потребительской упаковки для розничной торговли), не является «табачным изделием». С учетом определения термина «потребление (использование) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака» (подп. 1.14 п. 1 ст. 2 проекта Закона) «курение, сосание, жевание, нюханье» таких «продуктов» без потребительской упаковки для розничной торговли не является «потреблением (использование) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака» и на «использование» таких «продуктов» по их прямому назначению не распространяются запреты, установленные в п.п. 1 и ч. 1 п. 2 ст. 17 проекта Закона (?!).
Не случайно определение термина «Табачные
изделия», содержащееся в п. f) ст. 1 Рамочной конвенции не содержит упоминания «упаковки» как необходимого признака «табачных изделий». Не содержат такого упоминания и соответствующие законы зарубежных государств.
С целью устранения пробела правового регулирования
предлагается «, упакованный в потребительскую упаковку для розничной торговли» исключить.
1.23. электронная система курения
– электронное устройство, в состав которого может входить жидкость для электронных систем

Аналогично предлагается в наименовании
термина слово «система» заменить на «устройство», а в определении термина «устройство» заменить на «прибор».
Статья 3
1. Отношения в области производства,
оборота и потребления (использования)
табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза

1. В ст. 3 проекта Закона не определено наименование
и содержание отрасли законодательства Республики Беларусь, которая регулирует указанные в ней «отношения» (?!).
2. Не ясно, какими «иными актами законодательства»
регулируются указанные отношения. Неужели любыми?
3. В ст. 2 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992
№ 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и иных действующих законах используется иная структура и содержание аналогичных статей:
«1. Отношения в области___________ регулируются
законодательством о(об)..., международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза в области…
2. Законодательство о(об)… основывается
на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, содержащих нормы, регулирующие отношения в области…».
4. Аналогично предлагается изложить ст.
3 проекта Закона в следующей редакции:
«1. Отношения в области производства, оборота
и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака регулируются законодательством в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
2. Законодательство в области производства,
оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона иных актов законодательства, содержащих нормы, регулирующие отношения в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
Для сокращения объема текста можно дополнить
п. 1 ст. 2 проекта Закона определением термина «законодательство в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака», включающего его сокращенный вариант.
Статья 4
1. К мерам государственного регулирования
производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака относятся:

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона о НПА «Закон
– нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений». Соответственно, любой закон должен содержать «принципы правового регулирования» соответствующих «общественных отношений». На практике законы содержат не принципы «правового регулирования» соответствующих общественных отношений, а «основные принципы» соответствующей «деятельности», например, п. 1 ст. 6 Закона о НПА, ст. 3 Закона Республики Беларусь от 05.03.2024 № 356-З «Об обращении с генетическими ресурсами» (далее – Закон об обращении с генетическими ресурсами) и др.
Зарубежное законодательство также содержит
принципы соответствующей деятельности:
Закон Украины № 2899-IV содержит ст. 4 «Основные
принципы государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения»;
Федеральный закон № 15-ФЗ содержит ст. 4
«Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;
Закон Кыргызской Республики № 121 содержит
ст. 6 «Основные принципы защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля».
Предлагается в наименовании ст. 4 проекта
Закона «Меры государственного регулирования» заменить на «Основные принципы» и добавить в нее принципы, аналогичные содержащимся в ст. 4 Закона Украины № 2899-IV, ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ и ст. 6 Закона Кыргызской Республики № 121, а также «руководящий принцип», содержащийся в п. 1 ст. 4 Рамочной конвенции: «Каждый человек должен быть проинформирован о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности в результате употребления табака и воздействия табачного дыма…»
установление ограничений курения
(потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака

1. Согласно определения термина, содержащегося
в подп. 1.14 п. 1 ст. 2 проекта Закона, «курение» является одним из видов «потребления (использования)».
2. С учетом предлагаемой преамбулы проекта
Закона предлагается заменить данную «меру государственного регулирования» на следующий «основной принцип»:
«обеспечение условий для охраны здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления (использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
При этом «установление ограничений курения
(потребления, использования)» является только одним из способов реализации предлагаемого принципа.
Статья__ Субъекты отношений в области
производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака и охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака

Согласно ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о НПА «Нормативный
правовой акт должен точно определять… субъектов, на которых распространяется его действие». Между тем, проект Закона не содержит субъектный состав лиц, являющихся участниками отношений, регулируемых проектом Закона (в частности, отношений, связанных с «потреблением (использованием)» и «созданием условий для охраны здоровья граждан от…»), что является пробелом правового регулирования.
Действующие законы включают статьи «Субъекты
отношений в области…» (ст. 5 Закона об обращении с генетическими ресурсами и др.), в которых перечисляются субъекты соответствующих отношений.
Предлагается дополнить гл. 1 проекта Закона
статьей «Субъекты отношений в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака и охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака», в которой перечислить следующих субъектов указанных отношений:
1) государственные органы, осуществляющие
государственное регулирование в данной сфере;
2) общественные объединения и иные организации,
участвующие в деятельности по ограничению распространения и употребления табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака;
3) юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие производство и(или) оборот табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака (гл. 2 проекта Закона);
4) граждане.
Глава__ Государственная политика в области
производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака

Зарубежное законодательство содержит
структурные элементы с положениями, определяющие «государственную политику» в соответствующей области:
Закон Украины № 2899-IV содержит ст. 5 «Основные
направления государственной политики, касающейся предупреждения и уменьшения потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения»;
Закон Кыргызской Республики № 121 содержит
гл. 2 «Государственная политика в сфере защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля», включающую ст. 6 «Основные принципы защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля», ст. 7 «Гарантии государства в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля» и др.;
Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-844 содержит
гл. 2 «Регулирование отношений в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, включающую ст. 5 «Основные направления государственной политики в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции», ст. 6 «Государственные гарантии в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции».
Аналогично предлагается дополнить проект
Закона главой «Государственная политика в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака», включив в нее статьи «Основные направления государственной политики в области…», «Государственные гарантии в области ограничения распространения и употребления…» и др..
Глава__ Государственное регулирование
производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака

Закон об обращении с генетическими ресурсами
и иные действующие законы содержат главы «Государственное регулирование [и управление] в области…», которые содержат полномочия государственных органов и иных субъектов по регулированию соответствующих общественных отношений.
Полномочия различных государственных
органов по регулированию включены в различные главы проекта Закона. Между тем, согласно ч. 2 п. 16 Приложения к Закону о НПА «В отдельные структурные элементы акта объединяются нормативные правовые предписания, относящиеся к одному правовому институту или вопросу».
Предлагается в указанную главу включить
следующие статьи по аналогии с иными законами:
Статья__ Государственные органы, осуществляющие
государственное регулирование…;
Статья__ Полномочия Президента Республики
Беларусь;
Статья__ Полномочия Совета Министров Республики
Беларусь;
Статья__ Полномочия Министерства антимонопольного
регулирования и торговли Республики Беларусь;
Статья___ Полномочия…;

Статья__ Полномочия общественных объединений
и иных организаций, участвующих в деятельности по ограничению распространения и употребления табачных изделий…
Глава__Права и обязанности субъектов
общественных отношений в области производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака

Закон об обращении с генетическими ресурсами
и иные действующие законы содержат главы «Права и обязанности…», регулирующие права и обязанности субъектов соответствующих общественных отношений в соответствующей области.
Проект закона не содержит прав и обязанностей
субъектов отношений, регулируемых проектом Закона, что является пробелом правого регулирования. Для примера, в ст.ст. 9 и 10 Федерального закона № 15-ФЗ, ст. 20 Закона Республики Узбекистан № ЗРУ-844 определены права и обязанности таких субъектов отношений, регулируемых указанным законом, как «граждане», «юридические лица» и «индивидуальные предприниматели», в том числе обязанности граждан:
«заботиться о формировании у детей негативного
отношения к употреблению… табачной продукции, а также о недопустимости их вовлечения в процесс употребления… табачной продукции;
не осуществлять действия, влекущие за собой
нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при употреблении табачной продукции».
Для исключения пробела правового регулирования
необходимо дополнить проект Закона статьями, содержащими права и обязанности «юридических лиц» и «граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей», являющихся субъектами отношений, регулируемыми проектом Закона, включив в их перечень важнейшее право граждан на «благоприятную окружающую среду без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых в окружающую среду при использовании жидкости для электронных систем курения, и охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления (использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака».
Термины «благоприятная окружающая среда»
и «окружающая среда» определены в п.п. 4 и 23 ст. 1 Закона об охране окружающей среды соответственно.
Глава «Меры по созданию условий для охраны
здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака»

Согласно п. 1 ст. 4 Рамочной конвенции «для
защиты всех людей от воздействия табачного дыма следует рассмотреть на соответствующем правительственном уровне эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры». Далее по тексту Рамочной конвенции упоминается «употребления табака и воздействия табачного дыма». Между тем, в проекте Закона «воздействие табачного дыма» вообще не упоминается (?!).
В абз. 2 ч. 2 ст. 63-1 Закона Республики Беларусь
от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» содержится следующее положение: «К мерам по охране здоровья населения» относятся «оздоровление окружающей среды, в том числе создание и поддержание благоприятной среды жизнедеятельности без окружающего табачного дыма».
Из предлагаемой выше преамбулы проекта
Закона следует, что он направлен на «создание условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака». Между тем, проект Закона не содержит перечня мер, которыми обеспечивается «создание условий».
При этом:
- Федеральный закон № 15-ФЗ содержит ст.
11 «Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», где такие меры перечислены, а в ст.ст. 12-20 Федерального закона № 15-ФЗ содержатся положения по «организации осуществления» указанных мер;
- Закон Кыргызской Республики № 121 содержит
ст. 8 «Меры по защите государственной политики общественного здравоохранения по борьбе против табака и никотина», ст. 9 «Организация профилактической, консультативной помощи лицам с табачной (никотиновой) зависимостью, информирование о вреде потребления табака, никотина и воздействии окружающего табачного дыма и аэрозоля на здоровье», ст. 10 «Научные исследования, эпидемиологический надзор, мониторинг и оценка проводимых мер» и ст. 11 «Участие некоммерческих организаций в проведении консультативной, информационной и исследовательской работы по сокращению потребления табака и никотина»;
- Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-844 содержит
ст. 7 «Профилактика негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции».
Соответственно, предлагается дополнить
проект Закона главой «Меры по созданию условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака», в которой определить указанные меры и «организацию» их осуществления.
Статья 9
2. На потребительской упаковке (листе-вкладыше)
табачного изделия, за исключением некурительных табачных изделий, должны быть указаны сведения, определенные техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

Согласно п. 1 ст. 4 Рамочной конвенции «Каждый
человек должен быть проинформирован о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности в результате употребления табака и воздействия табачного дыма…». Из чего следует, что информирование должно осуществляться не только «о последствиях для здоровья», но и о «наркотическом характере и смертельной опасности» в результате не только «употребления табака», но и «воздействия табачного дыма».
Согласно подп. b) п. 1 ст. 11 рамочной конвенции
«Каждая Сторона… в соответствии со своим национальным законодательством принимает и осуществляет эффективные меры, с тем чтобы… на каждой пачке и упаковке табачных изделий и на любой внешней упаковке и в маркировке таких изделий также содержались предупреждения о вреде для здоровья, описывающие пагубные последствия использования табака, и могли приводиться другие соответствующие сообщения». Указанные «пагубные последствия использования табака» определяются, прежде всего, «наркотическим характером и смертельной опасностью в результате употребления табака и воздействия табачного дыма» (п. 1 ст. 4 Рамочной конвенции).
С учетом п. 1 ст. 4 и подп. b) п. 1 ст. 11 Рамочной
конвенции предлагается изложить в следующее редакции:
«2. На потребительской упаковке (листе-вкладыше)
табачного изделия, за исключением некурительных табачных изделий, должна содержатся информация о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности в результате потребления (использования) табачного изделия и воздействия табачного дыма, а также должны быть указаны сведения, определенные техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза».
3. На потребительской упаковке (листе-вкладыше)
некурительного табачного изделия должны быть указаны следующие сведения:


предупреждение о вреде потребления
табачных изделий;

Предупреждение о каком именно «вреде потребления»?
С целью исключения пробела правового регулирования
и с учетом п. 1 ст. 4 и подп. b) п. 1 ст. 11 Рамочной конвенции предлагается изложить в следующей редакции:
«предупреждение о последствиях для здоровья,
наркотическом характере и смертельной опасности в результате потребления (использования) табачных изделий».
Игорь Валерьевич
128
25.06.2025
Глава 4
1. Наименование главы 4 проекта Закона не
соответствует ее содержанию.
2. Глава 4 проекта Закона включает только
одну статью. Из наименований гл. 4 и ст. 17 проекта Закона следует, что «Государственное регулирование потребления (использования)…» включает только «Ограничение курения (потребления, использования)…» и не более того (?!). Между тем, как отмечалось ранее, в зарубежных государствах данные отношения регулируются отдельными законами (!).
Статья 17
Наименование ст. 17 «Ограничение потребления
(использования)…» не соответствует ее содержанию, которое включает только «запреты», т.к. «ограничение» и «запрет» – не одно и тоже.
1. В Республике Беларусь запрещается потребление
(использование) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака:

в лифтах, вспомогательных помещениях,
на крыльце многоквартирных жилых домов, общежитий;

1. В подп. 27 п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Республики
Беларусь (далее – ЖК) содержится определение следующего термина: «Многоквартирный жилой дом – жилой дом, состоящий из вспомогательных помещений, а также двух и более квартир, каждая из которых имеет вход из вспомогательного помещения». При этом «Жилой дом – капитальное строение (здание, сооружение), половину или более половины общей площади которого составляет площадь жилых помещений» (п. 19 ст. 1 ЖК). Соответственно, данный запрет будет действовать только в отношении тех «капитальных строений (зданий, сооружений)», которые в соответствии с п. 19 ст. 1 ЖК являются «жилым домом».
Между тем, в последние годы появились так
называемые «жилые комплексы», в составе которых размещаются как жилые помещения, так и различные объекты общественного назначения. При этом термин «жилой комплекс» не определен и не используется в ЖК и Кодексе Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Примером подобного рода объектов является
«жилой комплекс «Лазурит» в г. Минске, в составе которого – 878 квартир общей площадью порядка 70 тысяч кв.м. Согласно сведениям технического паспорта на здание, по единой классификации назначения объектов недвижимого имущества, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 33 (далее – Единая классификация), здание «жилого комплекса «Лазурит» отнесено по назначению к «зданию многофункциональному» (код 2 29 25).
В таблице Единой классификации имеется
следующая строка: «2 29 25 Здание многофункциональное ***», где «***» – сноска, в которой сказано следующее: «Указывается в качестве назначения здания, сооружения или изолированного помещения в случаях, когда эти объекты недвижимости состоят из помещений, различных по назначению, но занимающих примерно равные площади, что не позволяет однозначно определить основное назначение здания, сооружения или изолированного помещения». При этом существуют здания, состоящие из помещений, различных по назначению (в том числе и «жилые помещения»), занимающих явно неравные площади, что «позволяет однозначно определить основное назначение здания», т.е. такое здание не является «многофункциональным». В случае, когда «площадь жилых помещений» составляет менее половины «общей площади» здания, такое «здание» не является «жилым домом» (п. 19 ст. 1 ЖК). Между тем, в таком «здании» могут располагаться сотни квартир общей площадью в десятки тысяч кв.м.,
Соответственно, запрет на «курение» в «лифтах,
вспомогательных помещениях, на крыльце» не будет действовать в отношении «жилых комплексов» и иных зданий, не являющихся «жилыми многоквартирными домами» (?!).
Для решения проблемы необходимо совместно
с Министерством жилищно-коммунального хозяйства проработать данный вопрос и подготовить проект внесения изменений и дополнений в п. 19 ст. 1 ЖК.
Предлагается дополнить п. 19 ст. 1 ЖК вторым
предложением следующего содержания: «К жилым домам приравниваются капитальные строения (здания, сооружения), состоящие из помещений различного назначения, в том числе двух и более квартир». При этом такие здания будут только «приравниваться» к «жилым домам», а не являться «жилыми домами». Такая правовая конструкция используется в подп. 2.2, 2.5, 2.8, 2.27, 2.28, 2.46, 2.59 и 2.60 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».
2. С целью «охраны здоровья граждан», проживающих
на первых этажах многоквартирных жилых домов и общежитий «от воздействия окружающего табачного дыма», предлагается добавить «, в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов, общежитий».
3. В «жилых многоквартирных домах» кроме
«вспомогательных помещений» могут размещаться «нежилые помещения» (п. 28 ст. 1 ЖК), где могут располагаться различные объекты «производственного и общественного назначения», кроме указанных в ч. 1 п. 9 ст. 21 ЖК, в т.ч. «общественные туалеты».
С целью запрета «курения» в таких помещениях
предлагается после «в лифтах,» добавить «нежилых помещениях,» на рабочих местах, организованных в помещениях;
Согласно ч. 2 ст. 31 Трудового кодекса Республики
Беларусь «Рабочим местом является место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности». В научной литературе и судебной практике «рабочим местом» признаются «стол, станок в определенном помещении (кабинете, цехе)» и не более того.
в автомобилях, если в них присутствуют
дети в возрасте до 14 лет;

Курение в автомобиле с «детьми», особенно
в автомобиле с закрытыми окнами, нарушает право «ребенка» на «охрану и укрепление здоровья», содержащееся в ч. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка» (далее – Закон о правах ребенка).
С целью устранения коллизии нормативных
правовых актов, а также с учетом ч. 2 ст. 1 Закона о правах ребенка и ч. 1 ст. 179 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье необходимо «дети в возрасте до 14 лет» заменить на «присутствует несовершеннолетний».
Запреты в иных местах
1. На практике нередко «курение» осуществляется
в «туалетах» («туалетных комнатах»), расположенных в зданиях общественного и производственного назначения, что нарушает право находящихся в них граждан на «благоприятную окружающую среду без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых в окружающую среду при использовании жидкости для электронных систем курения, и охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма».
Соответственно, предлагается добавить
в п. 1 ст. 17 проекта Закона абзац следующего содержания: «в туалетных комнатах, расположенных в общественных и производственных зданиях».
2. На практике нередко «курение» осуществляется
в «комнатах для курения» при неработающем по различным причинам (отключено, неисправно, демонтировано и др.) «оборудованием отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции» (см. далее).
Для исключения подобных случаев предлагается
добавить в п. 1 ст. 17 проекта Закона абзац следующего содержания:
«в комнатах для курения с неработающим
[не функционирующим] оборудованием отдельной приточно-вытяжной системы вентиляции».
в иных местах, определенных законодательными
актами

К «законодательным актам» относятся только
«Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь» (п. 5 ст. 2 Закона о НПА).
Закон Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З
«О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (далее – Закон о содержании лиц под стражей) и иные «законодательные акты», регулирующие «порядок и условия содержания лиц под стражей», не содержат каких-либо запретов «курения», что является пробелом правового регулирования и вызывает проблемы на практике (см. далее).
2. Запрещается потребление (использование)
табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, за исключением специально созданных мест:

В ч. 2 п. 2 ст. 17 проекта Закона упоминаются
не только «специальные места на территориях этих объектов… для курения», но и «комнаты для курения».
Соответственно, необходимо «специально
созданных мест» заменить на «специальных мест для курения и комнат для курения».
в производственных зданиях (помещениях)
В ч. 1 п. 2 ст. 17 проекта Закона отсутствует
запрет «курения» в «общественных зданиях (помещениях)» с различными кодами по Единой классификации: здания (2 29 09, 2 29 10, 2 29 13, 2 29 16, 2 29 17, 2 29 18, 2 29 24, 2 29 25, 2 29 28, 2 29 30) и помещении (4 02 00, 4 02 02, 4 02 04, 4 02 05, 4 02 07, 4 02 10, 4 02 12, 4 02 14, 4 02 15, 4 02 16, 4 02 17, 4 02 18, 4 02 23, 4 02 24, 4 02 25, 4 02 26). Например, «Здание специализированное научно-исследовательских, проектных, конструкторских организаций, информационных центров, общественных организаций и (или) государственных архивов» (2 29 09), «Здание административно-хозяйственное» (2 29 10), разного рода «бизнес-центры» и т.п. имеют в своем составе помещения различного назначения, а «курение» запрещено только «на рабочих местах, организованных в помещениях» (абз. 4 п. 1 ст. 17 проекта Закона). Соответственно, в таких зданиях «курение» запрещено только «за рабочими столами» (см. выше) и разрешено в иных частях «офисных помещений» (кабинетов) (?!), в коридорах, «помещениях санитарно-бытового назначения» (4 02 07), «вспомогательных (подсобных) помещениях, не относящихся к жилищному фонду» (4 02 15) и др.
Между тем, в п. 2 ст. 8 Рамочной конвенции
предписывается обеспечить «защиту от воздействия табачного дыма» не только «на рабочих местах внутри помещений», но и в «закрытых общественных местах», которыми фактически являются «офисные помещения» (кабинеты), «коридоры, «помещения санитарно-бытового назначения» и «вспомогательные (подсобных) помещения» в «общественных зданиях».
Для выполнения требований п. 2 ст. 8 Рамочной
конвенции необходим иной подход, используемый в зарубежном законодательстве:
Вариант 1
1) определить термин «общественное место»
аналогично подп. 18 п. 1 ст. 2 Закона Кыргызской Республики № 121:
«общественное место – место, доступное
для неограниченного круга лиц или предназначенное для коллективного использования, независимо от оснований владения и права пользования им, а также времени доступа к нему»;
2) запретить «курение» в «общественных
местах», за исключением «комнат для курения», расположенных в таких «местах», аналогично запрету, содержащемуся в подп. е) п. 1 ст. 13 Закона Кыргызской Республики № 121;
Вариант 2
1) определить термин «закрытое общественное
место»:
«закрытое общественное место – помещение,
доступное для неограниченного круга лиц или предназначенное для коллективного использования, независимо от оснований владения и права пользования им, а также времени доступа к нему»;
2) запретить «курение» в «закрытых общественных
местах», за исключением «комнат для курения», расположенных в таких «местах».
Первый вариант является более жестким
и предпочтительным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели,
в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо на ином законном основании которых находятся объекты, указанные в части первой настоящего пункта, создают (выделяют) специальные места на территориях этих объектов или комнаты для курения, оборудованные в установленном порядке и обозначенные указателем «Место для курения».

1. Что такое «специальные места на территориях
этих объектов или комнаты для курения»?
2. В каком порядке и при соблюдении каких
требований могут (должны) создаваться «специальные места» и «комнаты для курения»?
Ранее действовало Постановление Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее – Постановление № 23/21). В п. 1 Постановление № 23/21 содержались некоторые требования «к специально предназначенным для курения местам». В п. 2 Постановления № 23/21 содержались запреты для размещения «специально предназначенных для курения мест» в определенных помещениях (в т.ч. «туалетных комнатах»), зонах и территориях.
3. В настоящее время при «создании мест
для курения» следует учитывать требования, содержащиеся в:
1) Общие требования пожарной безопасности
к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 (далее – Общие требования пожарной безопасности и Декрет № 7 соответственно).
Согласно п. 11 Общих требований пожарной
безопасности «Курение на объектах допускается только в специально отведенных местах, определенных инструкциями по пожарной безопасности, оборудованных в установленном порядке и обозначенных указателями «Место для курения».
Согласно Приложению 1 «Требования к содержанию
общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности» к Постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 21.12.2021 № 82 «В общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности содержатся следующие разделы… режим курения курительных табачных изделий (далее – курение), а также требования к местам для курения и их размещению (при наличии), учитывающие, что специальные места для курения, в том числе комнаты (кабины), оборудуются емкостями из негорючих материалов для сбора окурков и табачного пепла…».
Какие-либо требования к «режиму курения»
и к «местам для курения и их размещению» отраслевое законодательство о пожарной безопасности не содержит. Соответственно, в «общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности» могут содержаться любые требования к «режиму курения» и практически любые требования к «местам для курения и их размещению», в т.ч. и в «туалетных комнатах» (?!);
2) Общие санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом № 7 (далее – Общие санитарно-эпидемиологические требования).
Согласно ч. 1 п. 24 Общих санитарно-эпидемиологических
требований «На объектах, в которых разрешено курение, должны быть оборудованы специальные места на территориях объектов или комнаты для курения. Оборудовать специальные комнаты для курения необходимо так, чтобы перетекание воздуха, содержащего табачный дым, в другие помещения не допускалось». Из чего следует, что «специальные комнаты для курения» не являются «специальными местами для курения».
Согласно ч. 2 п. 24 Общих санитарно-эпидемиологических
требований «Специальные комнаты для курения и помещения объектов с выделением мест для курящих и некурящих должны быть оборудованы отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции с десятикратным обменом воздуха, выводящей воздух за пределы здания без рециркуляции». Из чего следует, что в «помещениях объектов» могут «выделяться места для курящих и некурящих», что не предусматривается в ст. 17 проекта Закона.
Следует отметить, что «оборудование отдельной
приточно-вытяжной системой вентиляции, выводящей воздух за пределы здания без рециркуляции» чего-угодно, в т.ч. «специальные комнаты для курения» и «помещения объектов с выделением мест для курящих и некурящих» не означают автоматически, что указанное «оборудование» будет всегда функционировать «с десятикратным обменом воздуха». При этом указанные Общие санитарно-эпидемиологические требования и иные акты законодательства не содержат:
1) требований о периодической проверке
работоспособности и эффективности установленного «оборудования отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции»;
2) запрета «курения» в «специальных комнатах
для курения и помещениях объектов с выделением мест для курящих и некурящих» в случаях неработающей по различным причинам (отключено, неисправно, демонтировано и др.) надлежащим образом «оборудования отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции».
Таким образом, «курение» в указанных объектах
может осуществляться при отсутствии какой-либо вентиляции по причине отключенного либо неисправного «оборудования отдельной приточно-вытяжной системой вентиляции» (?!).
4. В п. 3 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ
содержится следующее положение: «Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий». Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 32/пр/33 утверждены «Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции».
5. С целью устранения пробелов правового
регулирования предлагается:
1) после «специальные места» добавить «для
курения»;
2) определить в проекте Закона термины «специальные
места [на открытом воздухе] для курения» и «комнаты для курения [изолированные помещения для курения]»;
3) дополнить ст. 17 проекта Закона пунктом
следующего содержания:
«Требования к размещению и оснащению
специальных мест для курения, к выделению и оборудованию комнат для курения, а также требования к их эксплуатации (режимы курения) устанавливаются Министерством архитектуры и строительства совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе курения»;
4) предусмотреть в ст. 17 проекта Закона возможность
«выделения мест для курящих и некурящих» на определенных объектах (в помещениях) и определить орган(ы), полномочные установить требования к размещению, оборудованию и эксплуатации «мест для курящих».
6. На практике острой проблемой, неоднократно
освещавшейся в различных СМИ, является «курение» на балконах многоквартирных жилых домов и общежитий, в результате чего табачный дым проникает в вышерасположенные и соседние квартиры (комнаты).
С целью «создания условий для охраны здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма» предлагается ограничить (а не запретить!) «курение» на балконах многоквартирных жилых домов и общежитий и в иных разрешенных для «курения» местах требованием соблюдать при «курении» права и законные интересы иных граждан, в т.ч. право на «благоприятную окружающую среду без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых в окружающую среду при использовании жидкости для электронных систем курения, и охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма».
Соответственно, предлагается дополнить
ст. 17 проекта Закона пунктом следующего содержания:
«Курение в местах, не указанных в пункте
1 и части первой пункта 2 настоящей статьи, допускается с учетом соблюдения прав и законных интересов иных граждан [права на благоприятную окружающую среду без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых в окружающую среду при использовании жидкости для электронных систем курения, охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и законных интересов иных граждан]».
7. На практике «юридические лица и индивидуальные
предприниматели, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо на ином законном основании которых находятся объекты, указанные в части первой настоящего пункта, создают (выделяют) специальные места» не «на территориях этих объектов», а непосредственно вблизи от них (установка емкостей из негорючих материалов для сбора окурков и табачного пепла и т.п. на входах в торговые центры и др.).
С целью исключения подобной порочной практики
предлагается дополнить ст. 17 проекта Закона пунктом следующего содержания, аналогичным п. 4 ст. 13 Закона Кыргызской Республики № 121:
«Запрещается создавать условия для
потребления (использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака непосредственно вблизи объектов, указанных в части первой настоящего пункта».
8. В ч. 1 п. 2 ст. 17 проекта Закона содержится
закрытый перечень объектов, где «запрещается потребление (использование) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, за исключением специально созданных мест», среди которых отсутствуют «места содержания под стражей либо иные места, определенных Законом о содержании под стражей, лиц, содержащихся под стражей, или конвоирование таких лиц», а также разного рода закрытые «спецучреждения» (ЛТП и др.), где проблема «создания условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» наиболее актуальна (?!).
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о содержании под
стражей «В местах содержания под стражей действуют правила внутреннего распорядка мест содержания под стражей, утвержденные Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным пограничным комитетом по согласованию с Генеральной прокуратурой (далее – Правила внутреннего распорядка)». Согласно ч. 3 ст. 9 Закона о содержании под стражей «Правилами внутреннего распорядка устанавливаются… порядоккурения (потребления) табачных изделий лицами, содержащимися под стражей». Таким образом, «порядок курения» устанавливается «актами законодательства», не являющимися «законодательными актами» и какие-либо запреты «курения» в них устанавливаться не могут (абз. 11 п. 1 ст. 17 проекта Закона).
При этом «порядок курения (потребления)
табачных изделий лицами, содержащимися под стражей» в указанных «актах законодательства» характеризуется фрагментарностью и противоречивостью правового регулирования.
Так, согласно ч. 1 п. 19 Правил внутреннего
распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, утвержденных Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13.01.2004 № 3 (далее – Правила № 3) «Курящие (потребляющие) табачные изделия по возможности помещаются отдельно от лиц, не курящих (не потребляющих) табачные изделия», что не соответствует ст. 31 Закона о содержании под стражей, где содержится закрытый перечень оснований для «раздельного размещения» лиц, находящихся под стражей и такое основание отсутствует.
Согласно ч. 4 п. 29 Правил № 3 «Курение (потребление)
табачных изделий лицами, содержащимися под стражей, в камере осуществляется в специально установленных местах, определяемых начальником СИЗО». При этом:
1) очевиден существенный вред от «курения»
здоровью граждан, круглосуточно находящихся в закрытых помещениях (камерах), особенно «заселенных» только «курящими» гражданами (!);
2) какие-либо требования к «специально установленным
местам» законодательством не установлены (?!).
3) в п. 30 Правил № 3 отсутствуют какие-либо
запреты на «курение», а с учетом ст. 1, абз. 11 п. 1 и ч. 1 п. 2 ст. 17 проекта Закона такие запреты в Правилах № 3 не могут быть установлены в будущем (?!).
Согласно п. 15 Правил внутреннего распорядка
исправительных учреждений, утвержденных Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 № 174 (далее – Правила № 174) «На территории жилой зоны в локальных участках учреждения могут оборудоваться… места для отдыха и курения…» (?!). Согласно ч. 2 п. 30 Правил № 174 «На территории, прилегающей к общежитию, могут оборудоваться локальные участки с местами для курения и (или) передвижения осужденных в установленное распорядком дня время». Согласно подп. 58.5 п. 58 Правил № 174 «Осужденным запрещается… курить в не отведенных для этого местах», что с учетом ст. 1 проекта Закона будет противоречить абз. 11 п. 1 и ч. 1 п. 2 ст. 17 проекта Закона.
Согласно подп. 7.16 п. 7 Правил внутреннего
распорядка лечебно-трудовых профилакториев, утвержденных Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25.03.2021 № 86 (далее – Правила № 86) «На территории жилой зоны в зависимости от условий по их размещению располагаются… места для отдыха и курения» (?!). Согласно подп. 30.4 п. 30 Правил № 86 «Гражданам, находящимся в ЛТП, запрещается… курить в не отведенных для этого местах, а также в период нахождения в дисциплинарной комнате», что с учетом ст. 1 проекта Закона будет противоречить абз. 11 п. 1 и ч. 1 п. 2 ст. 17 проекта Закона.
Между тем, «Содержание лиц под стражей…
не должно сопровождаться жестоким, негуманным обращением, которое может нанести ущерб физическому или психическому здоровью лица, содержащегося под стражей» (ч. 1 ст. 2 Закона о содержании под стражей).
В п. 4 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ содержится
следующее положение: «Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
В целях обеспечения полноты правового
регулирования соответствующих общественных отношений в нормативном правовом акте должны предусматриваться «комплексное регулирование общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования этого акта, исключающее пробелы в правовом регулировании…» (ч. 1 п. 4 ст. 28 Закона о НПА).
С целью «охраны здоровья граждан от воздействия
окружающего табачного дыма» предлагается:
1) внести дополнение в ст. 31 Закона о содержании
под стражей в части раздельного размещения в камерах курящих и некурящих лиц, содержащихся под стражей;
2) дополнить ст. 17 проекта Закона пунктом
следующего содержания:
«Для лиц, находящихся в следственных изоляторах,
иных местах содержания под стражей или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, арестных домах, а также находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством здравоохранения».
4. В Республике Беларусь запрещается:
вовлечение лица, не достигшего
возраста 18 лет, в антиобщественное поведение путем покупки для него табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, а также вовлечение лицом, достигшим возраста 18 лет, заведомо несовершеннолетнего в потребление (использование) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака.

Что такое «вовлечение лица, не достигшего
возраста 18 лет, в антиобщественное поведение…»? Что такое «антиобщественное поведение»?
Например, покупка пачки сигарет для лица,
не достигшего возраста 18 лет, занимающегося коллекционированием пачек сигарет с неповрежденной потребительской упаковкой (закрытых), также запрещается?
Павел Юсупов
16
25.06.2025
Добрый день.

Ассоциация Европейского
Бизнеса в рамках процесса публичного обсуждения Закона направляет для рассмотрения предложения по следующим вопросам: i) субъектный состав лиц, которым будет предоставлено право розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, электронными системами курения, системами для потребления табака (далее – никотиносодержащие изделия, системы), ii) дата вступления Закона в силу, iii) регулирование оборота категорий, относящихся к никотиносодержащим изделиям и системам, iv) оптовая торговля производителями никотиносодержащих изделий, систем.

1. Субъектный состав круга лиц с правом розничной торговли.

Согласно текущей редакции части 2 пункта 2 статьи 5 и пункту 4 статьи 6 Закона правом розничной торговли никотиносодержащими изделиями и системами будут обладать а) организации-производители табачных изделий, б) юридические лица, реализующие исключительно право государства на импорт табачных изделий, в) организация-заказчик табачных изделий, а также г) юридические лица, единолично учрежденные ими (субъектами хозяйствования, указанными в пунктах а, б, в). Такое сужение круга лиц, которые будут иметь право розничной торговли никотиносодержащей продукцией и системами, повлияет не только на снижение количества торговых объектов (уменьшится почти в 3 раза ), но и на структуру розницы: указанные категории товаров будут исключены из ассортимента практически всех розничных сетей, в которых потребитель привык покупать данную продукцию.

По мнению Ассоциации Европейского Бизнеса, резкое сокращение числа розничных точек, допущенных к торговле никотиносодержащей продукцией, не решит в полной мере проблему существования в настоящий момент нелегального рынка в категориях жидкости для электронных систем курения и одноразовые электронные системы курения. Вместе с тем, такое кардинальное изменение структуры розничных субъектов приведет к дестабилизации ситуации в других полностью легальных категориях (нетабачные никотиносодержащие изделия орального способа потребления, системы для потребления табака). Покупатель в ситуации невозможности приобретения товара в привычной для него шаговой доступности обратится к нелегальному источнику -Telegram-каналам. И это усугубит проблему нелегального рынка жидкостей и станет причиной ухода в нелегальные схемы оборота других легальных сейчас категорий.

В связи с этим Ассоциация Европейского Бизнеса предлагает сохранить за субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, право на розничную торговлю никотиносодержащими изделиями и системами. Данные субъекты хозяйствования реализуют только сертифицированную продукцию и только совершеннолетним лицам. Ассоциация Европейского Бизнеса предлагает ввести следующий критерий для розничных сетей: розничная торговля никотиносодержащими изделиями и системами в магазинах с торговой площадью свыше 50 квадратных метров. В настоящий момент аналогичное требование установлено в отношении розничной торговли алкогольными напитками . В обосновании проекта Закона указано, что комплекс мер, требований и ограничений, принятых в отношении алкогольной продукции (к которым, полагаем, безусловно относится вышеуказанное требование к площади торговых объектов), положительно сказался на сокращении теневого рынка в данной категории. Поэтому считаем обоснованным и целесообразным применение уже проверенных подходов. Кроме того, такое требование позволит сократить количество розничных субъектов за счет прекращения осуществления деятельности так называемыми «вейп-шопами» (по причине несоответствия вышеуказанному критерию), которые часто, во-первых, реализуют нелегальный товар, во-вторых, могут не соблюдать запрет по реализации его несовершеннолетним.

На основании вышеизложенного Ассоциация Европейского Бизнеса просит Концерн Белгоспищепром и МАРТ изложить часть вторую пункта 2 статьи 5 проекта Закона в следующей редакции:

«Розничная торговля …, а также субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю продовольственными и (или) непродовольственными товарами посредством организации торговой сети в магазинах с торговой площадью более 50 квадратных метров ».

2. Вступление Закона в силу

Согласно статье 25 проекта Закона предусматривается, что Закон вступит в силу с 01.01.2026. С учетом всех стадий законотворческого процесса (в том числе необходимости согласования проекта палатами Национального собрания Республики Беларусь) самый ранний срок, когда Закон может быть официально опубликован – IV квартал 2025 года.

Согласно подходу, предусмотренному в пункте 4 статьи 64 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», в нормативных правовых актах, закрепляющих и (или) изменяющих условия осуществления предпринимательской деятельности, срок вступления их в силу должен быть установлен исходя из сроков, необходимых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими актами, но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования. Также согласно обоснованию принятия Закона, предусматривается, что Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

С учетом многочисленных изменений, предусмотренных Законом для субъектов хозяйствования (в том числе запрет открытой выкладки, рекламы и интернет - торговли системами для потребления табака, электронными системами курения, введение лицензирования производства, хранения, оптовой торговли изделиями, жидкостями, системами, лицензирования розничной торговли электронными системами курения и системами для потребления табака и др.), Ассоциация Европейского Бизнеса просит установить срок для вступления в силу Закона – шесть месяцев с момента его официального опубликования. Это время необходимо для адаптации бизнеса к новым требованиям: приведение в соответствие торгового оборудования, завершение гражданско-правовых отношений с контрагентами, оказывающими услуги по размещению (распространению) рекламы (есть длящиеся договоры), демонтаж средств наружной рекламы, внесение изменений в потребительскую упаковку стиков для нагревания с целью исключения рекламной информации о системах для потребления табака и др.

Также просим внести соответствующие изменения в статью 23 Закона «Переходные положения» и указать ссылку на дату вступления в силу Закона вместо указания конкретной даты, которую сложно определить с учетом длительности законотворческого процесса.

Например, часть вторую п 2. статьи 23 Закона изложить в следующей редакции: «Юридические лица, имеющие на момент вступления в силу настоящего Закона лицензию на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий с указанием составляющих лицензируемую деятельность услуг «оптовая торговля табачными изделиями» и (или) «хранение табачных изделий», оказывающие на момент вступления в силу настоящего Закона услуги, составляющие лицензируемую оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, не подлежащие лицензированию в соответствии с актами законодательства до момента вступления в силу настоящего Закона и подлежащие лицензированию согласно настоящему Закону, вправе в течение шести месяцев продолжить оказывать эти услуги без соблюдения требований, предусмотренных частью второй пункта 2 статьи 5 настоящего Закона».

3. Регулирование оборота категорий, относящихся к никотиносодержащим изделиям и системам.

Согласно обоснованию принятия Закона одной из основных целей введения новых мер регулирования является борьба с нелегальной торговлей одноразовыми электронными системами курения и жидкостями для электронных систем курения, т.е. «вейпов». Ассоциация… полностью согласна с тем, что в данных категориях товаров присутствует высокая доля нелегального сегмента. Вместе с тем, в иных категориях товаров (нетабачные никотиносодержащие изделия и системы для потребления табака) нет проблемы нелегального рынка.

Также отмечаем, что системы для потребления табака являются устройствами, предназначенными для обеспечения доставки никотина в организм потребителя из некурительных табачных изделий, а именно из стиков для нагревания. Системы не являются унифицированными и используются с определенной маркой стиков, под которую системы разработаны. Стики невозможно употреблять без систем, поэтому подход к дистрибуции этих взаимодополняющих товаров должен отвечать логичному запросу потребителя иметь возможность приобрести их вместе в одной и той же розничной точке.

В настоящий момент проектом Закона предусмотрено сохранение существующей модели оборота стиков для нагревания, при этом вводится большое ограничение в структуру розничной торговли системами для их потребления. По мнению Ассоциации…, это приведет к сокращению доступности систем для потребителя, подтолкнет его к выбору приобретения товара в удобном для него месте, а именно через соцсети, телеграм-каналы, что опять создаст предпосылки для роста нелегальной торговли в данном сегменте рынка.

Мы понимаем, что в силу сложности и многообразия рынка никотиносодержащих изделий и систем, регулятор предложил принять меры в отношении всех товаров, прямо или косвенно связанных с потреблением никотина. Однако, в основу принятия жестких мер регулирования должны быть положены данные исследований рынка, которые в настоящий момент в части систем для потребления табака и нетабачных никотиносодержащих изделий в обосновании Закона отсутствуют.

Таким образом, на текущий день установление ограничений в части розничной торговли иными категориями, кроме электронных систем курения и жидкостей для них, выглядит избыточным и необоснованным. Предлагаем в части 2 пункта 2 статьи 5 проекта Закона слова «нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, электронными системами курения, системами для потребления табака» заменить словами «жидкостями для электронных систем курения, электронными системами курения».

4. Пробел в части регулирования оптовой торговли производителями никотиносодержащих изделий, систем

В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 5 проекта Закона устанавливается ограниченный перечень юридических лиц для осуществления оптовой торговли никотиносодержащими изделиями, системами. Среди перечня юридических лиц не указаны производители таких изделий и систем. При этом согласно подп. 4.4 п. 4 статьи 21 проекта Закона не требуется получения лицензии для осуществления оптовой торговли никотиносодержащими изделиями и системами собственного производства для производителей этих изделий и систем. Соответственно лицензионное законодательство предусматривает безусловное право производителя на оптовую торговлю. И это абсолютно верно, т.к. в качестве первого шага в цепочке поставки производитель реализует товар другому субъекту хозяйствования с целью выпуска его в обращение.

Для устранения существующего пробела необходимо доработать статью 5 проекта Закона таким образом, чтобы производители имели право на оптовую торговлю произведенными ими никотиносодержащими изделиями и системами.

Евгений7
4
25.06.2025
Аргументы за запрет вейпов - Вейпы содержат
никотин, который вызывает сильную зависимость. По данным CDC, около 90% курильщиков начали курить в подростковом возрасте. Чем раньше подросток начинает использовать вейпы, тем выше риск перехода на традиционные сигареты. - Хотя некоторые исследования указывают на то, что вейпы менее вредны, чем сигареты, это не значит, что они безопасны. По данным CDC, вейпы содержат множество химикатов, таких как формальдегид и ацетальдегид, которые могут вызывать рак. Научные исследования о влиянии вейпов на здоровье все еще продолжаются. Многие проблемы со здоровьем могут проявиться только через несколько лет, и сейчас мы не можем полностью оценить их влияние на легкие и сердечно-сосудистую систему. В 2019 году в США была зарегистрирована вспышка тяжелых легочных заболеваний, связанных с использованием вейпов, что подтвердило опасность этих устройств. - Многие вейп-компании используют агрессивную рекламу, нацеленную на молодежь, включая яркие упаковки и вкусы, которые привлекают несовершеннолетних. Это создает ложное ощущение безопасности и нормализации использования никотина. В странах, где вейпы были запрещены, такие как Австралия, наблюдается снижение их использования среди молодежи. Это показывает, что строгие меры могут быть эффективными в борьбе с распространением вейпов. Контраргументы к предыдущим комментариям: "Вейпы менее вредны, чем сигареты":  Этот аргумент игнорирует тот факт, что абсолютная безопасность не существует. Даже если вейпы менее вредны, длительное использование все равно может привести к серьезным проблемам со здоровьем, и это не оправдывает их продажу. "Запрет ведет к черному рынку":  Это не является причиной не вводить запрет. Запреты на продажу наркотиков также приводят к черному рынку, но это не значит, что легализация является правильным решением.  "Возраст 21+ — дискриминация":  Это не так. В разных странах действуют разные возрастные ограничения на алкоголь и табак, и они оправданы с точки зрения защиты здоровья молодежи.  Это не дискриминация, а попытка защитить подрастающее поколение. Запрет на вейпы может стать важной мерой для защиты здоровья населения, особенно молодежи. Учитывая все потенциальные риски и негативные последствия, важно рассмотреть возможность более строгого контроля и запрета на продажу вейпов. Это поможет снизить их распространение и защитить будущее поколение от зависимости и заболеваний.
Павел Станкевич
3
27.06.2025
Я за полный запрет! Кто зависим, - будут
искать пути (свинья грязь найдет), а большинству на пользу для здоровья пойдет! Нас итак все меньше и меньше - уже работать некому, а мы еще всякими новомодными западными штучками способствуем втягиванию молодежи во "взрослую жизнь" (ведь именно эта ассоциация большинство из них втягивает с детства во вредные привычки). И никакие стенания про рабочие места для продавцов табакосодержащей продукции тут не аргумент, - да пусть они все потеряют такую работу, найдут новую - менее вредную для общества и конкретных людей в частности.
MikolaS
1
27.06.2025
Курительные смеси, вейпы необходимо запретить
полностью. В начале этого года СМИ нашей страны сообщали о смерти девочки- подростка после употребления вейпов. Почему ДЕТИ должны умирать, из-за того, чтобы кто-то зарабатывал? Передача продажи курительных смесей крупным сетям ничего не изменит, как не изменило ничего то, что сигареты "спрятали"  на кассах. В тень данный рынок не уйдёт, он просто исчезнет при его запрете. А если и будут какие-то отдельные моменты продажи "из-под полы" - то у нас есть соответствующие гос. органы для контроля за этим.  
Ольга Михайловна
7
27.06.2025
Для здоровья любое вдыхание дыма вредно:
сигареты, вейпы, кальяны, даже костры. В моем окружении, в  семье курил только мой дядя, а среди друзей, коллег супруга курит половина. С появлением вэйпов, дымящих стало больше. Зачем курящие государству?экономика? акцизы? Рабочие места на фабриках?  Если смотреть с этой точки зрения, то выгода есть, но не польза. Завтра курящие не смогут полноценно жить, работать, рожать детей. Зато сегодня прыбыткi. запретить вэйпы, резко поднять цены на сигареты, чтобы это стало очень дорого и может курящих станет меньше.
Сергей Владимиров
2
27.06.2025
Цитата
Ольга Михайловна Зачем курящие государству?
Затем, что они такие же граждане и налогоплательщики, как и вы, не лучше и не хуже. Разве что, в отличие от вас, еще платят косвенный налог, фактически налог на привычку, и ограничены и в приобретении, и в потреблении. И в легальной торговле это абсолютно легальный продукт, нравится вам это или нет. По поводу "Завтра курящие не смогут полноценно жить, работать, рожать детей" - это, мягко говоря, натяжка, могли до этого, смогут и дальше. И потом, замените "курящих" на, например, потребляющих сахар, жирное, кофеин, или что у вас там еще вредное. И оцените массив требующихся запретов. И еще раз: запрет работает толко для легального бизнеса, который старатеся контролирвать качество и продажу. А нелегальному что, он и так вне правового поля. Разве что еще больше выростет "тень", а заодно и вовлченные. Рациональное решение - ужесточнение ответственности и максимально жесткий контроль.
Виталий86
1
27.06.2025
Считаю, что полный запрет проблему не решит,т.к.
нелегальный рынок будет больше ещё процветать (штрафы у них смешные), есть грубый пример этому: в Беларуси запрещены наркотики и сроки дают сумасшедшие и глядя по телевизору каждый день кого-то и ловят и сажают и при этом по статистике на место одного приходят двое( нелегалов не пугают Поэтому лучше оставить магазины с лицензией на продажу проверенной продукции.