Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О рыболовстве и рыболовном хозяйстве»
Обсуждение проекта
Дмитрий Усач
0
26.08.2020
Глава 6, п.30, абзац 9: "Запрещается...лов всех видов рыбы на зимовальных ямах – с 1 октября по 15 апреля."
Предложение - исключить абзац.
Аргументация. В действующих правилах этот запрет касается только промыслового лова, что понятно и обосновано. Такой запрет существовал ранее и для рыболовов-любителей, однако санкции в те времена за нарушение были несравнимо ниже нынешних. Давайте взглянем, как выглядел такой запрет в 2004 году (Постановление Минприроды №29 от 30/09/2004) и каково было описание. Например:
  1. 1.18. Яма площадью 1,5 га на реке Припять в районе указателя 65-й км реки Припять
  2. 1.27. Яма площадью 0,5 га в центре озера Любань
  3. 4.7. Тоня «Глыбочка»  га в южной части озера Кань-Белое
  4. 5.26. Тоня «Лог» 1,2 га в 300 м от юго-восточного берега острова Замок, озеро Мядель
Рыболов-любитель в соответствии с действующими правилами не обязан сдавать какой-либо экзамен и от него не вправе никто требовать знания, скажем, зимовальных ям. Значит, такие места ограничений любительского рыболовства обязаны быть обозначены на местности соответствующими объявлениями, аншлагами, табличками, указателями. Совершенно очевидно, что сделать это нереально даже на реках, не говоря уже об озёрах с зачастую жаргонно-традиционными (понятными для промысловиков) названиями. Никто не вправе обязывать рыболова-любителя определять свои координаты на местности. Соблюдение требований этого абзаца является невозможным для рыболова-любителя, обозначение зимовальных ям на местности и подъездов к ним на местности нереально, что может служит причиной злоупотреблений со стороны контролирующих органов.
Дмитрий Усач
0
26.08.2020
Предложение Пункт 38 о запретах. Из абзаца: «Запрещается... въезд и передвижение в рыболовных угодьях (водоёмах и водотоках), в том числе покрытых льдом (кроме организованных переправ), механических транспортных средств, за исключением мотобуксировщиков (мотособак) мощностью не более 15 лошадиных сил...» удалить текст «за исключением мотобуксировщиков (мотособак) мощностью не более 15 лошадиных сил». Тем самым сохранить запрет на использование этого средства.
Аргументация. В нашей стране нет ни одного водоёма, где бы расстояние от берега до самой удалённой точки акватории превышало 4 км. У нас нет ни Байкала, ни Ладоги, ни Чудского озера. А такое расстояние человеку, отважившемуся выйти на зимнюю рыбалку, вполне по силам преодолеть пешком/ на лыжах/ на снегоступах.
Разрешение использования мотобуксировщиков на льду, особенно на малых водоёмах, неизбежно приведёт к многочисленным конфликтам между рыболовами. Причинами будут треск двигателя, который может напрочь испортить клёв или, скажем, кормившиеся в течение нескольких дней лунки на леща, нетрезвый водитель, неизбежные наезды на людей и снасти, показательное лихачество и т.п. Гарантировано несколько дополнительных смертей в год из-за этого.
В качестве компромисса возможно разрешить пользоваться мотобуксировщиками, например, на озёрах, площадью более 50 кв. км. Таковых у нас три: Нарочь, Освейское и Вилейское вдхр.
Дмитрий Усач
0
26.08.2020
Предложение Пункт 2, абзац 7: «дикие животные, относящиеся к объектам рыболовства,  – все виды рыбы, миног, обитающих в состоянии естественной свободы в рыболовных угодьях, за исключением рыбы, миног, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь (далее, если не установлено иное,  – рыба);»
Исправить на
«дикие животные, относящиеся к объектам рыболовства,  – все виды рыб, миног, обитающих в состоянии естественной свободы в рыболовных угодьях, за исключением рыб, миног, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь (далее, если не установлено иное,  – рыба);»
Аргументация. Виды рыбы - это свежая, жареная, солёная. Виды рыб - это Leuciscus idus, Abramis brama, Aspius aspius и т.д.
Виктор Малайчук
0
26.08.2020
Очень жаль, что когда читаешь эти нормы, то понимаешь, что специалиста по подводной охоте при написании этого проекта не было, либо его не услышали. Подводная охота - это не не просто хобби, это состояние души и тела, это постоянные тренировки и финансовые затраты. С такими новыми правилами мы просто похороним ПО у нас в республике.
В пункте 38 фразу "с заряженным ружьём в воде ближе 20 метров от береговой линии" предлагаю исключить, так как большинство наших малых рек вообще не имеет таких линейных параметров. С таким успехом мы можем запретить движение на моторных лодках в 20-метровой зоне от берега, как источнику повышенной опасности.
По использованию буя согласен лишь на водоемах без течения, так как сам на реке с буем неоднократно чуть не пострадал от лодочного мотора (буй на течении уносит в другую сторону, а при объезде я попадаю в зону движения лодки.) Я только за список запрещенных водоемов, так как есть в каждом населенном пункте хоть один какой-нибудь прудик, где ребята могут отвести душу, и про который врядли будут знать люди, которые пишут законы. В чистом прозрачном водоеме охотиться еще сложнее, так как рыба тоже тебя видит и умеет прятаться). Подводная охота - это отличный способ увлечь много молодых людей в здоровый образ жизни и оздоровить нацию. На подводную охоту не берут с собой горячительные напитки и не нарушают потом общественный порядок.
Дмитрий Усач
0
26.08.2020
Предложение Пункт 2, абзац 11: «живец – мелкая живая рыба, используемая для насадки на рыболовные крючки в качестве наживки для ловли хищной рыбы;»
Удалить.
Аргументация. Нигде далее в правилах этот термин/понятие не используется.
Либо не удалять, а в пункте 11, абзац 4 заменить текст
«лов рыбы в качестве наживки для лова других видов рыбы не более 30 экземпляров на одного рыболова в сутки»
на
«лов живцов - не более 30 экземпляров на одного рыболова в сутки»
Дмитрий Усач
0
26.08.2020
Предложение Пункт 11, абзац 5: «Вылов рыбы, не достигшей промысловой меры согласно приложению 2, осуществляется по норме не более 20 процентов от количества выловленной рыбы каждого из видов, для которых установлена промысловая мера»
В действующих правилах и в проекте в качестве норм используются несколько параметров:
- количество в штуках
- масса в килограммах
- длина в сантиметрах
Поэтому этот абзац следует изложить в одной из двух редакций:
«... по норме не более 20 процентов по числу экземпляров от количества выловленной рыбы каждого из видов...»
Либо
«... по норме не более 20 процентов от общей массы выловленной рыбы каждого из видов...»
Аргументация. В первом случае, поймав три линя по 1 кг и одного стограммовика, рыболов становится нарушителем, поскольку по числу доля недомерка составляет 25%.
Во втором случае, поймав три линя по 1 кг и семь линьков по 100 грамм, рыболов не нарушает правила, поскольку доля недомерков по весу составляет 18,9%. Разумнее было бы считать по числу экземпляров.
Анастасия
0
26.08.2020
Высказавшиеся выше аргументированно доказали нелогичность некоторых поправок, которые относятся к подводной охоте, предложенных в  Проекте Указа Президента Республики Беларусь «О рыболовстве и рыболовном хозяйстве».

Изучим ОБОСНОВАНИЕ.

В обосновании необходимости принятия данного проекта отдельными пунктами указаны:

-  «упорядочить осуществление подводной охоты»,
- «основания лишения права на занятие подводной охотой»,
- «повысить ответственность «подводных охотников»,
- "обезопасить на практике осуществление подводной охоты (обезопасить для кого или «от кого?») что в свою очередь сократит многочисленные обращения граждан (каких граждан и какие обращения?), снизит социальную напряжённость (серьёзно???)».

Даже в самом Обосновании подводный охотник предстаёт почему-то  в образе «вселенского зла», которое непременно  необходимо  «упорядочить, лишить, повысить ответственность».

Подводные охотники – одна из наиболее ответственных категорий рыболовов-любителей!  
Категория, которая:
обязательно уплачивает взносы в "БООР" (в отличие от «наземных» рыболовов),
вынуждена придерживаться списка запрещённых водоёмов (в отличие от  всё тех же «наземных» рыболовов),
вынуждена соблюдать сезоны «нереста», а в зимнее и ночное время – и вовсе прекращать свою деятельность (в отличие от…).

Численность подводных охотников в сравнении с "классическими" рыбаками в разы меньше. Возможность осуществлять охоту - крайне ограничена в связи с нестабильной прозрачностью и многочисленными запретами-запретами-запретами!

При всём этом норма вылова – такая же, как и для всех остальных рыболовов-любителей.

Принятие данного проекта с предлагаемыми поправками не только не снизит «социальную напряжённость», а ещё больше обострит её.

Соглашусь с коллегами – документ направлен в основном на ещё большую дискриминацию прав подводного охотника, не "упорядочит", а приведёт к невозможности заниматься подводной охотой в принципе, а ведь охотник является таким же рыболовом-любителем  и имеет такое же право свободно заниматься своим любимым делом.

С уважением.
Дмитрий Усач
0
26.08.2020
Предложение. Пункт 10: «В случае вылова рыбы, миног, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, угря, а также видов рыбы, в отношении которых в соответствии с законодательством установлены ограничения или запреты, такая рыба должна с наименьшими повреждениями, независимо от ее состояния, незамедлительно выпускаться в естественную среду обитания (непосредственно в месте ее вылова)».
Изложить в следующей редакции:
«В случае поимки рыбы, миног, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, угря, а также видов рыбы, в отношении которых в соответствии с законодательством установлены ограничения или запреты, такая рыба должна с наименьшими повреждениями, независимо от ее состояния, незамедлительно выпускаться в естественную среду обитания (непосредственно в месте ее поимки)».
Аргументация. В проекте имеется следующее определение:
«добыча рыбы – изъятие рыбы из среды ее обитания (далее, если не установлено иное, –  вылов рыбы);»
Если осуществлён вылов, то есть рыба изъята из среды обитания, это означает, что она находится в сумке, на сковородке, в холодильнике и т.д и может быть уже далеко от места её вылова, а рыболов может быть оштрафован за нарушение правил рыболовства.. Это делает невозможным «незамедлительное выпускание» в принципе. Термин «поимка» корректен и обозначает не только сам факт, но и позволяет осуществить незамедлительный выпуск.
Вячеслав
163
26.08.2020
П. 67 гл. 7:
67. В рыболовных угодьях Брестской и Гомельской областей с 20марта по 18 мая, Минской, Могилевской и Гродненской областей, а также г. Минске - с 1 апреля по 30 мая, Витебской области - с 10 апреля по 8 июня запрещается рыболовство, за исключением лова рыбы одной удочкой с одним крючком на рыболова или одним спиннингом только с берега на участках в светлое время суток (без захода в воду) либо со льда, с искусственных сооружений, за исключением тех, в отношении которых установлены ограничения и запреты на хозяйственную и иную деятельность.
Замечание.
В принципе не совсем понятно, почему нормы проекта Положения привязаны к числу удочек и числу крючков. Какая разница на сколько удочек и (или) крючков на них рыболов поймает рыбы, если при этом не превысит установленные нормы её вылова? В данном случае критерием нарушения должно быть превышение норма вылова рыбы, а не количество удочек и (или) крючков на них.
Кроме того формулировка в п. 67 проекта Положения формально исключает возможность рыболовов осуществлять лов рыбы разрешенными орудиями лова, но по формальным признакам не попадающим в число перечисленных в этом пункте – например кораблики, которые по своему принципу действия схожи с нахлыстовыми снастями (относятся к разрешенным орудиям лова согласно абз. 2 п. 13 гл. 4).
Предложение.
Формулировку «одной удочкой с одним крючком на рыболова или одним спиннингом» заменить на «одним орудием рыболовства крючковым».
Примечание.
Ведь даже в Обосновании необходимости принятия проекта Указа Президента Республики Беларусь «О рыболовстве и рыболовном хозяйстве» специально акцентировано внимание, что «По инициативе ПАИ Беларуси и Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь для упрощения правовой нормы и установления возможности использования новых, появляющихся на рынке орудий лова унифицировать классификацию разрешенных орудий, применив их общие характеристики «крючковые орудия рыболовства всех типов», почему же это практически не используется в проекте Положения, в первую очередь в вышеобозначенном пункте? Критериями «разрешенности» в данном случае должны быть «ловля с берега» и «в светлое время суток», а не какие-либо классификации видов орудий рыболовства и пр.
Дополнительно.
Во фразе «… за исключением лова рыбы одной удочкой с одним крючком на рыболова или одним спиннингом только с берега на участках в светлое время суток…» слова «на участках» повисают в воздухе. Непонятно что имеется в виду – на участках берега или что-то иное.
Дмитрий Усач
0
26.08.2020
Пункт 38, абзац 6: «Запрещается рыболовство... с оставлением установленных орудий рыболовства без постоянного визуального контроля. В случае обнаружения такие орудия подлежат изъятию Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;».
Предложение. В пункте 2 проекта (термины) отсутствует определение используемых понятий «установленные орудия рыболовства» и «постоянный визуальный контроль». Учитывая его важность (снасти могут и даже должны быть изъяты инспекцией) и возможность существенных материальных потерь для рыболова, этому термину следует дать исчерпывающее, измеримое и доказуемое определение. Иначе пункт должен быть удалён из правил, как допускающий множественность трактовок, возможность злоупотреблений и недоказуемость в случае ведения административного процесса.
Вячеслав
163
26.08.2020
П. 67 гл. 7:
67. В рыболовных угодьях Брестской и Гомельской областей с 20марта по 18 мая, Минской, Могилевской и Гродненской областей, а также г. Минске - с 1 апреля по 30 мая, Витебской области - с 10 апреля по 8 июня запрещается рыболовство, за исключением лова рыбы одной удочкой с одним крючком на рыболова или одним спиннингом только с берега на участках в светлое время суток (без захода в воду) либо со льда, с искусственных сооружений, за исключением тех, в отношении которых установлены ограничения и запреты на хозяйственную и иную деятельность.
Замечание.
В соответствии с терминами и их значениями, установленными в п. 2 проекта Положения:
светлое время суток - период времени, течение которого начинается за один час до восхода солнца и заканчивается спустя один час после захода солнца;
1. Возникает вопрос – какие данные о восходе солнца и его закате будет считаться эталонными? Из какого источника информации? Во избежание спорных ситуаций необходимо конкретизировать;
2. Ситуация, когда рыболов задержался на водоеме на 30-40 минут после окончания светлого времени суток и ситуация когда рыболов осуществляет лов рыбы глухой ночью принципиально отличны.
Предложение.
По первому замечанию: указать, что время восхода и заката солнца определяется по данным Государственного учреждения "Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды" (сайт http://pogoda.by/);
По второму замечанию: указать, что к лову рыбы не относится время перемещения рыболова к или от места лова рыбы, при этом снасти должны быть в не рабочем положении (не собранными и т.п.)