предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела;
устанавливаются дополнительные требования к: юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей; специалисту по таможенному декларированию; лицам, совершающим таможенные операции.
Сроки проведения обсуждения: с 29 мая по 8 июня 2025 г.
29.05.2025 09:00:00
Dmitriy2003
Пользователь
НОВИЧОК
16
2.8
5
По пункту 28 - Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин; Уставный фонд — это совокупность денежных и (или) материальных ресурсов, имущественных и (или) иных прав, имеющих стоимостное выражение, образуемых из произведенных или приобретенных вкладов (паевых взносов, акций, долей, паев) юридических и физических лиц в имущество коммерческой организации. Размер и виды вкладов (паевых взносов), вносимых в уставный фонд, определяются учредителем (учредителями, участниками, членами производственного кооператива) и указываются в учредительном документе. минимальный размер уставного фонда организаций, согласно п. 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (с изменениями), устанавливается в сумме, эквивалентной: • 100 базовых величин для закрытых акционерных обществ; • 400 базовых величин для открытых акционерных обществ. Данным требованием (уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин) напрямую ущемляются права мелких/небольших частных организаций, которые будут не в силах исполнить вышеуказанное требование, что повлечет к их закрытию и ухода с рынка, что непосредственно влечет уменьшение поступлений в бюджет, увеличению безработицы. «финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС» Финансовая устойчивость – это одна из частей общей устойчивости компании. Она характеризуется наличием средств для поддержания своей деятельности, сбалансированностью, доходов и расходов, возможностью обслуживать кредиты и вести бизнес. Не понятно какое отношение понятие «финансовой устойчивости» (установленное ранее для уполномоченных экономических операторов) ГТК решил отнести ко всем таможенным представителям. Непосредственно в работе таможенных представителей финансовая устойчивость анализируется банками, страховыми организациями. «Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности» Любое предприятие, как государственное, так и негосударственное вправе выбирать таможенного представителя с которым хотела бы работать. Данным требованием ограничивается конкуренция на рынке, что противоречит директиве № 4 Президента Республики Беларусь (необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.), нарушает ст. 13 Конституции и Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности»
29.05.2025 11:39:18
Dmitriy2003
Пользователь
НОВИЧОК
17
2.8
5
34. Пункт 2 статьи 308 дополнить частью следующего содержания: «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.». Согласно ч. 1 ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь совместительство - выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора. Таким образом, работа по совместительству осуществляется по трудовому договору также, как и работа по основному месту работы, в связи с чем, установленное в п. 2 ст. 308 Закона ограничение не допускает работу специалиста по таможенному декларированию, в том числе, на условиях совместительства у другого таможенного представителя, в связи с чем, дополнительное указание на данное ограничение является избыточным и понижает качество нормативно-правового акта. Нарушение положений Статьи 41 Конституции Республики Беларусь 1994 года. (Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. 36. В статье 310: пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания: «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.»; Не совсем понятно требование об установлении систем защиты. Обмен электронными документами и сведениями, между таможенными представителями с таможенными органами, происходит непосредственно с помощью программного продукта, разработанного и представленного на рынке, БТС и ОАИС. Вышеуказанное требование больше относиться к вышеперечисленным организациям.
29.05.2025 11:39:39
РАД
Пользователь
НОВИЧОК
18
4.8
5
В новой редакции проекта в части дополнительных требований к юридическим лицам, претендующим или находящимся в реестре таможенных представителей осталась прежняя линия на выдавливание малых и средних предприятий с рынка таможенных услуг. Прямые запреты как то 51% у государства заменили финансовыми инструментами такими, как увеличение уставного фонда, государственные компании могут оформляться только у государственных таможенных представителей, наличие системы защиты информации, подтверждение финансовой устойчивости по принципу УЭО.
В обоснование приведены следующие причины: 1) «противодействие санкционному давлению» 2) «требования обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц» 3) «защита информации, предоставляемая лицами, совершающими таможенные операции ».
По порядку.
Проект Закона п.28 формирование уставного фонда не менее 10000 базовых величин.
Исключить, т.к. данная норма противоречит Гражданскому Кодексу РБ
Обоснование:
Статья 47-1. Уставный фонд коммерческой организации 1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (это по форме организации ОАО и ЗАО).
Противоречит Закону Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ Статья 28. Уставный фонд хозяйственного общества
При создании хозяйственного общества формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом и иным законодательством.
Уставный фонд хозяйственного общества определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Ст.91 Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Общество с ограниченной ответственностью самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.
29.05.2025 15:36:39
РАД
Пользователь
НОВИЧОК
17
4.8
5
Проект Закона п.28. Финансовая устойчивость должна соответствовать значению, определенному согласно п.7 ст.433 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
Исключить.
Обоснование:
Таможенный представитель, претендуя на включение в реестр, уже обязан был подтвердить свою финансовую устойчивость. Таможенный Кодекс определяет ст.402 п.п 2) «обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Комиссией»
РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ 15 сентября 2017 г. № 64 п 1. «Установить, что обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро.»
При выдачи банковской гарантии банк применяет критерии финансовой устойчивости, согласно требованиям установленным Национальным Банком Республики Беларусь, а именно оценивает финансовое состояние предприятия анализируя бухгалтерскую отчетность, рентабельность, задолженность, проверяет кредитную историю предприятия, оценивает платежную дисциплину. Каждое предприятие получая банковскую гарантию в обязательном порядке подтверждает свою способность погасить свою задолженность при не выполнении своих обязательств предоставлением в банк гарантийного депозита путем внесение денежных средств на р/с банка, оформление залога недвижимого имущества, транспорта. Предприятие обязано обосновать необходимость получения банковской гарантии и подтвердить полномочия представителя, руководителя организации. Ежеквартально предприятие по требованию банка предоставляет бухгалтерский баланс предприятия и отчетность о прибыли и убытках. Причем такая система требований во всех банках, в которых обслуживается организация.
Кроме этого таможенный представитель обязан в соответствии со ст.402 п.п1) иметь в наличии договор страхования гражданской ответственности таможенного представителя на сумму 10000 базовых величин в соответствии с Законом о таможенном регулировании ст 310 п.п. 1.2
П.40 проекта ст.313 «Обязанности таможенного представителя»
П.п.1.14 о необходимости наличия системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем « 3-ин, 3-спец, 3- юл» созданной и аттестованной в порядке , установленном ОАЦ при Президенте РБ.
Исключить.
Обоснование:
В Законе о таможенном регулировании, уже достаточно четко и грамотно прописаны в ст.310 «Особенности включения в реестр таможенных представителей» условия.
1.9. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей:
внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;
требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;
порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.
Юридическое лицо самостоятельно определяет систему внутреннего контроля, в том числе внутреннюю оценку рисков.
Объединения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по согласованию с таможенными органами вправе утверждать рекомендации по применению их членами систем внутреннего контроля;
1.10. юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей активировало личный электронный кабинет, созданный на базе единого портала электронных услуг, и (или) является владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) абонентом системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь.
Законодатель в ТК ЕАЭС в ст.405 п.п.3) прописал обязанности таможенного представителя, а именно: «не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов;
Предоставленное инициатором обоснование для внесения изменений в Закон РБ «О таможенном регулировании» содержат излишние требования, которые дублируют, уже существующие в законодательстве ЕАЭС и законодательстве Республики Беларусь.
Кроме этого предлагаемые нормы создают сложности для работы среднего и малого бизнеса. Таможенная сфера- это сфера услуг. Именно в сфере услуг эффективно работают малые и средние предприятия. Данные требования, кроме противоречий и нарушения норм существующего законодательства практически исключают возможность работы на рынке малых и средних предприятий, которые на таможенном рынке составляют более 80 %. Это вступает в конфликт с требованием Президента Республики Беларусь, который стремится создать комфортные условия для развития частных компаний и призывает уважать и соблюдать Закон всех граждан Республики Беларусь, государственные органы и предприятия.
Запреты не должны заменять разумное управление
29.05.2025 15:41:34
SM
Пользователь
НОВИЧОК
15
1.8
2
28. Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего содержания
«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин» Данным требованием (уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин) напрямую ущемляются права мелких/небольших частных организаций, которые будут не в силах исполнить вышеуказанное требование, что повлечет их закрытие и уход с рынка, что непосредственно влечет уменьшение поступлений в бюджет, увеличению безработицы, нарастанию социальной напряженности так как лишает средств к существованию не только сотрудника закрывшегося предприятия, но и членов его семьи.
«финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС» Не понятно какое отношение понятие «финансовой устойчивости» (установленное ранее для уполномоченных экономических операторов) ГТК решил отнести только к таможенным представителям, а не ко всем субъектам хозяйствования осуществляющим свою деятельность в сфере таможенного дела.
«Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административнотерриториальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.» Данным требованием напрямую ограничиваются права государственных субъектов хозяйствования в выборе таможенного представителя, ограничивается конкуренция на рынке, что противоречит директиве № 4 Президента Республики Беларусь (необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.), нарушает ст. 13 Конституции и Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности»
«Не подлежат включению в реестр таможенных представителей и реестр операторов электронной торговли юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия.» Положения о специальных ограничительных мерах содержатся в Законе Республики Беларусь от 12.07,2023г. №280-З «О применении специальных ограничительных мер», связи с чем, дополнительное указание на данное ограничение является избыточным.
Предлагаю исключить из проекта пункт 28 вносящий изменения и дополнения в пункт 3 статьи 298 и руководствоваться нормами изложенными в главе 55 действующего Закона Республики Беларусь от 19.06.2021г. № 121-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
29.05.2025 17:24:36
ТП
Пользователь
НОВИЧОК
15
1.8
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Проект изменений в закон
Относительно планируемых изменений, указанных в пункте «28» пункта 3 статьи 298 следующего содержания:
«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:
сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин;
финансовая устойчивость, которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.
Не подлежат включению в реестр таможенных представителей и реестр операторов электронной торговли юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия».
Ознакомившись с планируемыми повторными изменениями, вынесенными на общественное обсуждение, в частности в пункт 3 статьи 298 сделан вывод о необдуманности внесенных изменений в связи с тем, что планируемые изменения в Законопроект уже размещались для обсуждения https://forumpravo.by/ с 22 апреля по 2 мая 2025, что вызвало большой резонанс у общественности. Вновь внесенные изменения не могут являться экономически обоснованными. За короткий период времени не приведено достаточных правовых обоснований о необходимости внесения указанных изменений в Закон.
Прежде чем менять нормы законодательство Республики Беларусь, стоило бы всесторонне изучить этот вопрос, а не решать вопросы методом закручивания гаек для частного мелкого и среднего бизнеса, принятием необдуманных решений, которые могут неблагоприятно сказаться для экономики страны и благополучия ее граждан. Ни в одной стране ЕАЭС нет таких жестких мер для деятельности таможенных представителей.
1. Согласно Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" в частности статья 23 вводит запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов где запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей; ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов. Государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие)которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами; создавать дискриминационные условия.
Можно сделать вывод, что планируемые изменения в пункт 3 статьи 298 «…сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин» сделают невозможным существование мелкого частного и среднего бизнеса в таможенном деле, а введение таких мер как «…..если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности» всецело направлена на введение монополизации государственных компаний в сфере таможенного дела.
Вводимые нормы лишают возможности развития малого и среднего бизнеса в данной сфере, граждане Республики Беларусь, работающие в данном секторе и их семьи останутся без средств к существованию, нарушается принцип добросовестной конкуренции независимо от форм собственности, монополизации данной сфер, недобросовестной конкуренции, утраты транзитной привлекательности Республики Беларусь.
Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» направлена на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и на развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также на принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности.
Снижение конкурентоспособности и монополизация рынка таможенных услуг негативно повлияет на качество и стоимость предоставляемых услуг. Установление ограничений в части оказания услуг для компаний не имеющих доли в УФ принадлежащих более чем на 50% национальной собственности может снизить конкурентоспособность и инновационный потенциал частных предприятий, что противоречит целям создания благоприятных условий для предпринимательства, прописанными в декрете № 7.
Проект закона и его обоснование не содержит указаний на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений в пункт 3 статьи 298. В частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть данную связь для компаний у которых не сформирован УФ в размере 10000 базовых величин и финансовая устойчивость, у которых не соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также статистикой правонарушений для компаний частной формы собственности (не принадлежащих национальной собственности) при оказании таможенных услуг компаниям имущество которых находится в национальной собственности.
Пунктом 3 статьи 298 проекта Закона вводятся чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями государственного регулирования и масштабом вмешательства, а также повлечет необратимые последствия в экономике в связи с данным вмешательством, что будет выражено в ликвидации и (или) банкротстве предприятий мелкого и среднего бизнеса, для которых деятельность таможенного представителя является основным видом деятельности, снижением экономической привлекательности, что приведет к безработице и снижением платежей в бюджет страны.
В настоящее время вся деятельность таможенного представителя и уполномоченных таможенных операторов застрахована на крупную сумму (под залог, банковскую гарантию, иные виды обеспечения), что является достаточным обеспечением для его сферы деятельности.
Вводимые меры в части увеличения УФ до 10000 базовых величин не являются эффективным и экономически обоснованным инструментом для введения обеспечительных мер, связанных с его деятельностью. Не приведено ни одного примера, что компании с наиболее высоким УФ имеют более высокий экономический потенциал в данной сфере услуг.
На основании изложенного, в связи с отсутствием разумного правового и экономического «Обоснования» об установлении дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, и уже осуществляющих деятельность в качестве таможенного представителя, размещенного на сайте https://forumpravo.by/ необходимо исключить из проекта Закона пункта 3 статьи 298 следующие положения:
«сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин;
«финансовая устойчивость, которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС»
«Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности».
Приведенная на сайте Информация о необходимости принятия указанных изменений о том, что установление дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению и такие требования обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц и защитят информацию, предоставляемую лицами, совершающими таможенные операции носят неподтвержденный законодательными актами и конкретными примерами характер.
29.05.2025 18:15:20
ТК
Пользователь
НОВИЧОК
12
1.8
2
Необходимость формирования уставного фонда не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин для включения в реестр таможенных представителей (нахождения в этом реестре), во-первых, исключает возможность появления новых таможенных представителей, так как сформировать уставной фонд не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин и обеспечить стоимость чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года выше минимального размера уставного фонда, в действующих реалиях (санкционных ограничений) та еще задача. А в случае уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда такая организация подлежит ликвидации в установленном порядке (п.3 Статья 471 Гражданского кодекса РБ). То есть создаются условия для исключения «малобюджетных» таможенных представителей из рынка таможенных услуг. А это явно противоречит ст.13 Основному Закону Республики Беларусь – Конституции, где Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Во-вторых, условия включения в реестр таможенных представителей предусмотренные ст.402 Таможенного кодекса ЕАЭС, в должной мере обеспечивают обязательства таможенного представителя перед кредиторами, а именно:
- наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов;
- предоставление обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро.
Не говоря уже о солидарной ответственности таможенного представителя и декларанта в соответствии с п.4 ст. 405 Таможенного кодекса ЕАЭС.
В-третьих, уставной фонд не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин, соответствие финансовой устойчивости значению, определенному согласно п.7 ст.433 Таможенного кодекса ЕАЭС, дающие право на включение в реестр таможенных представителей (нахождения в этом реестре), наличие системы защиты информации информационной системы, устанавливают более жесткие требования для таможенного представителя, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с действующим законодательством к иным лицам осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.
В соответствии с п. 1.9 статьи 310 Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (действующая редакция) наличие системы внутреннего контроля у таможенного представителя предусматривает:
- внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;
-требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;
-порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
- порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.
Общегосударственная автоматизированная информационная система в соответствии с лицензионным договором с РУП «Белтаможсервис» обеспечивает информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами.
Статья 41 Конституции Республики Беларусь Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Трудовой кодекс РБ предусматривает возможность работы как по основному месту работы, так и работу по совместительству – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ст.343).
Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, предусмотренные ст.118 Трудового кодекса РБ дают возможность работникам, при желании, работать у нескольких нанимателей. Зачем ограничивать их в стремлении работать и зарабатывать? С одной стороны Президент Республики Беларусь на государственном уровне борется с тунеядством, а с другой стороны проект закона ограничиваете работу специалистов по таможенному декларированию, работающих у таможенного представителя, в других организациях, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.
Работа специалистом по таможенному декларированию требует больших теоретических знаний и практического опыта, чтобы сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат и в последующем один раз в три года повышать квалификацию.
С учетом требований предъявляемых к специалисту по таможенному декларированию наблюдается дефицит кадров в данной области, а работа по совместительству позволит закрыть дефицит кадров с одной стороны, с другой – позволит работнику получать больше дохода.
29.05.2025 19:34:37
Константин_TP
Пользователь
НОВИЧОК
13
4.8
6
Оспариваемая норма - п. 28 Проекта Закона:«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин».
Возражение:
Республика Беларусь собирается ввести одни из самых жестких требований по регистрации таможенных представителей (таможенных брокеров) в мире. В международной практике подобные требования к капиталу крайне редки. Поэтому можно сказать, что установление уставного фонда в качестве требования при регистрации таможенных представителей противоречит устоявшейся международной практике. Такого нет ни в ЕАЭС, ни в Евросоюзе, США, Австралии, Бразилии, Сингапуре и т.д.
Установление минимального уставного фонда в размере 10 000 базовых величин (более 420 тыс. бел.руб., то есть порядка 140 000 долл.) необоснованно завышено.
Финансовая устойчивость таможенного представителя уже обеспечивается другими мерами, предусмотренными законодательством. Включение в реестр таможенных представителей, в том числе, осуществляется при наличии договора страхования в размере 10 000 базовых величин и обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя в размере 500 000 евро. Помимо этих требований существуют и другие обязательные расходы, которые вынужден нести таможенный представитель: для взаимодействия с таможенными органами необходимо приобретать специализированное программное обеспечение, ключи для работы с ЭЦП, оплачивать сотрудникам курсы повышения квалификации и другое.
Установление такого крупного минимального уставного фонда наряду с существующими немалыми требованиями создаст чрезмерный барьер для входа на рынок новых компаний и фактически исключит малый и средний бизнес из числа таможенных представителей. Экономически это приведёт к снижению конкуренции и концентрации рынка у нескольких крупных представителей, что грозит повышением цен на услуги и ухудшением сервиса для предприятий-импортёров.
Предложение:
Исключить из проекта требование о минимальном размере уставного фонда (10 000 базовых величин) для включения в реестры либо существенно сократить его, например, до 1000 базовых величин. При этом целесообразно опираться на уже действующие механизмы обеспечения финансовой устойчивости — обязательное страхование ответственности и предоставление банковской гарантии. Альтернативно (или дополнительно) можно ввести оценку финансового состояния на основании бухгалтерской отчётности таможенного представителя: например, требовать подтверждения платёжеспособности (отсутствия убытков, задолженностей) за последние периоды. Такой механизм существует в Евросоюзе. Он позволяет оценить надёжность заявителя, не создавая барьеров для входа на рынок добросовестных частных компаний с меньшим капиталом.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
В частности, проектом Закона:
- предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
- в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
- устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
- сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела;
- устанавливаются дополнительные требования к: юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей; специалисту по таможенному декларированию; лицам, совершающим таможенные операции.
Прилагаемая информация:Документ, в который вносятся изменения:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 29 мая по 8 июня 2025 г.
29.05.2025 09:00:00
Пользователь
НОВИЧОКчастями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин; Уставный фонд — это совокупность денежных и (или) материальных ресурсов, имущественных и (или) иных прав, имеющих стоимостное выражение, образуемых из произведенных или приобретенных вкладов (паевых взносов, акций, долей, паев) юридических и физических лиц в имущество коммерческой организации. Размер и виды вкладов (паевых взносов), вносимых в уставный фонд, определяются учредителем (учредителями, участниками, членами производственного кооператива) и указываются в учредительном документе. минимальный размер уставного фонда организаций, согласно п. 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (с изменениями), устанавливается в сумме, эквивалентной: • 100 базовых величин для закрытых акционерных обществ; • 400 базовых величин для открытых акционерных обществ. Данным требованием (уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин) напрямую ущемляются права мелких/небольших частных организаций, которые будут не в силах исполнить вышеуказанное требование, что повлечет к их закрытию и ухода с рынка, что непосредственно влечет уменьшение поступлений в бюджет, увеличению безработицы. «финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС» Финансовая устойчивость – это одна из частей общей устойчивости компании. Она характеризуется наличием средств для поддержания своей деятельности, сбалансированностью, доходов и расходов, возможностью обслуживать кредиты и вести бизнес. Не понятно какое отношение понятие «финансовой устойчивости» (установленное ранее для уполномоченных экономических операторов) ГТК решил отнести ко всем таможенным представителям. Непосредственно в работе таможенных представителей финансовая устойчивость анализируется банками, страховыми организациями. «Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности» Любое предприятие, как государственное, так и негосударственное вправе выбирать таможенного представителя с которым хотела бы работать. Данным требованием ограничивается конкуренция на рынке, что противоречит директиве № 4 Президента Республики Беларусь (необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.), нарушает ст. 13 Конституции и Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности»
29.05.2025 11:39:18
Пользователь
НОВИЧОКсодержания: «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.». Согласно ч. 1 ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь совместительство - выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора. Таким образом, работа по совместительству осуществляется по трудовому договору также, как и работа по основному месту работы, в связи с чем, установленное в п. 2 ст. 308 Закона ограничение не допускает работу специалиста по таможенному декларированию, в том числе, на условиях совместительства у другого таможенного представителя, в связи с чем, дополнительное указание на данное ограничение является избыточным и понижает качество нормативно-правового акта. Нарушение положений Статьи 41 Конституции Республики Беларусь 1994 года. (Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. 36. В статье 310: пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания: «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.»; Не совсем понятно требование об установлении систем защиты. Обмен электронными документами и сведениями, между таможенными представителями с таможенными органами, происходит непосредственно с помощью программного продукта, разработанного и представленного на рынке, БТС и ОАИС. Вышеуказанное требование больше относиться к вышеперечисленным организациям.
29.05.2025 11:39:39
Пользователь
НОВИЧОКВ новой редакции проекта в части дополнительных
требований к юридическим лицам, претендующим или находящимся в реестре таможенных представителей осталась прежняя линия на выдавливание малых и средних предприятий с рынка таможенных услуг. Прямые запреты как то 51% у государства заменили финансовыми инструментами такими, как увеличение уставного фонда, государственные компании могут оформляться только у государственных таможенных представителей, наличие системы защиты информации, подтверждение финансовой устойчивости по принципу УЭО.
В обоснование приведены следующие причины: 1) «противодействие санкционному давлению» 2) «требования обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц» 3) «защита информации, предоставляемая лицами, совершающими таможенные операции ».
По порядку.
Проект Закона п.28 формирование уставного фонда не менее 10000 базовых величин.
Исключить, т.к. данная норма противоречит Гражданскому Кодексу РБ
Обоснование:
Статья 47-1. Уставный фонд коммерческой организации 1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (это по форме организации ОАО и ЗАО).
Противоречит Закону Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ Статья 28. Уставный фонд хозяйственного общества
При создании хозяйственного общества формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом и иным законодательством.
Уставный фонд хозяйственного общества определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Ст.91 Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Общество с ограниченной ответственностью самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.
29.05.2025 15:36:39
Пользователь
НОВИЧОКПроект Закона п.28. Финансовая устойчивость
должна соответствовать значению, определенному согласно п.7 ст.433 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
Исключить.
Обоснование:
Таможенный представитель, претендуя на включение в реестр, уже обязан был подтвердить свою финансовую устойчивость. Таможенный Кодекс определяет ст.402 п.п 2) «обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, вразмере , определяемом Комиссией»
РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ 15 сентября 2017 г. № 64 п 1. «Установить, что обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро.»
При выдачи банковской гарантии банк применяет критерии финансовой устойчивости, согласно требованиям установленным Национальным Банком Республики Беларусь, а именно оценивает финансовое состояние предприятия анализируя бухгалтерскую отчетность, рентабельность, задолженность, проверяет кредитную историю предприятия, оценивает платежную дисциплину. Каждое предприятие получая банковскую гарантию в обязательном порядке подтверждает свою способность погасить свою задолженность при не выполнении своих обязательств предоставлением в банк гарантийного депозита путем внесение денежных средств на р/с банка, оформление залога недвижимого имущества, транспорта. Предприятие обязано обосновать необходимость получения банковской гарантии и подтвердить полномочия представителя, руководителя организации. Ежеквартально предприятие по требованию банка предоставляет бухгалтерский баланс предприятия и отчетность о прибыли и убытках. Причем такая система требований во всех банках, в которых обслуживается организация.
Кроме этого таможенный представитель обязан в соответствии со ст.402 п.п1) иметь в наличии договор страхования гражданской ответственности таможенного представителя на сумму 10000 базовых величин в соответствии с Законом о таможенном регулировании ст 310 п.п. 1.2
____________________________________________________________ ___-
29.05.2025 15:38:43
Пользователь
НОВИЧОКП.40 проекта ст.313 «Обязанности
таможенного представителя»
П.п.1.14 о необходимости наличия системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем « 3-ин, 3-спец, 3- юл» созданной и аттестованной в порядке , установленном ОАЦ при Президенте РБ.
Исключить.
Обоснование:
В Законе о таможенном регулировании, уже достаточно четко и грамотно прописаны в ст.310 «Особенности включения в реестр таможенных представителей» условия.
1.9. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей:
внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;
требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;
порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.
Юридическое лицо самостоятельно определяет систему внутреннего контроля, в том числе внутреннюю оценку рисков.
Объединения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по согласованию с таможенными органами вправе утверждать рекомендации по применению их членами систем внутреннего контроля;
1.10. юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей активировало личный электронный кабинет, созданный на базе единого портала электронных услуг, и (или) является владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) абонентом системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь.
Законодатель в ТК ЕАЭС в ст.405 п.п.3) прописал обязанности таможенного представителя, а именно: «не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов;
Предоставленное инициатором обоснование для внесения изменений в Закон РБ «О таможенном регулировании» содержат излишние требования, которые дублируют, уже существующие в законодательстве ЕАЭС и законодательстве Республики Беларусь.
Кроме этого предлагаемые нормы создают сложности для работы среднего и малого бизнеса. Таможенная сфера- это сфера услуг. Именно в сфере услуг эффективно работают малые и средние предприятия. Данные требования, кроме противоречий и нарушения норм существующего законодательства практически исключают возможность работы на рынке малых и средних предприятий, которые на таможенном рынке составляют более 80 %. Это вступает в конфликт с требованием Президента Республики Беларусь, который стремится создать комфортные условия для развития частных компаний и призывает уважать и соблюдать Закон всех граждан Республики Беларусь, государственные органы и предприятия.
Запреты не должны заменять разумное управление29.05.2025 15:41:34
Пользователь
НОВИЧОК28. Пункт 3 статьи 298 дополнить частями
следующего содержания
«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин» Данным требованием (уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин) напрямую ущемляются права мелких/небольших частных организаций, которые будут не в силах исполнить вышеуказанное требование, что повлечет их закрытие и уход с рынка, что непосредственно влечет уменьшение поступлений в бюджет, увеличению безработицы, нарастанию социальной напряженности так как лишает средств к существованию не только сотрудника закрывшегося предприятия, но и членов его семьи.
«финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС» Не понятно какое отношение понятие «финансовой устойчивости» (установленное ранее для уполномоченных экономических операторов) ГТК решил отнести только к таможенным представителям, а не ко всем субъектам хозяйствования осуществляющим свою деятельность в сфере таможенного дела.
«Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административнотерриториальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.» Данным требованием напрямую ограничиваются права государственных субъектов хозяйствования в выборе таможенного представителя, ограничивается конкуренция на рынке, что противоречит директиве № 4 Президента Республики Беларусь (необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.), нарушает ст. 13 Конституции и Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности»
«Не подлежат включению в реестр таможенных представителей и реестр операторов электронной торговли юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия.» Положения о специальных ограничительных мерах содержатся в Законе Республики Беларусь от 12.07,2023г. №280-З «О применении специальных ограничительных мер», связи с чем, дополнительное указание на данное ограничение является избыточным.
Предлагаю исключить из проекта пункт 28 вносящий изменения и дополнения в пункт 3 статьи 298 и руководствоваться нормами изложенными в главе 55 действующего Закона Республики Беларусь от 19.06.2021г. № 121-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
29.05.2025 17:24:36
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Проект изменений в закон
Относительно планируемых изменений,
указанных в пункте «28» пункта 3 статьи 298 следующего содержания:
«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:
сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин;
финансовая устойчивость, которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.
Не подлежат включению в реестр таможенных представителей и реестр операторов электронной торговли юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия».
Ознакомившись с планируемыми повторными изменениями, вынесенными на общественное обсуждение, в частности в пункт 3 статьи 298 сделан вывод о необдуманности внесенных изменений в связи с тем, что планируемые изменения в Законопроект уже размещались для обсужденияhttps://forumpravo.by/ с 22 апреля по 2 мая 2025, что вызвало большой резонанс у общественности. Вновь внесенные изменения не могут являться экономически обоснованными. За короткий период времени не приведено достаточных правовых обоснований о необходимости внесения указанных изменений в Закон.
Прежде чем менять нормы законодательство Республики Беларусь, стоило бы всесторонне изучить этот вопрос, а не решать вопросы методом закручивания гаек для частного мелкого и среднего бизнеса, принятием необдуманных решений, которые могут неблагоприятно сказаться для экономики страны и благополучия ее граждан. Ни в одной стране ЕАЭС нет таких жестких мер для деятельности таможенных представителей.
1. Согласно Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" в частности статья 23 вводит запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов где запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей; ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов. Государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие)которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами; создавать дискриминационные условия.
Можно сделать вывод, что планируемые изменения в пункт 3 статьи 298 «…сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин» сделают невозможным существование мелкого частного и среднего бизнеса в таможенном деле, а введение таких мер как «…..если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности» всецело направлена на введение монополизации государственных компаний в сфере таможенного дела.
Вводимые нормы лишают возможности развития малого и среднего бизнеса в данной сфере, граждане Республики Беларусь, работающие в данном секторе и их семьи останутся без средств к существованию, нарушается принцип добросовестной конкуренции независимо от форм собственности, монополизации данной сфер, недобросовестной конкуренции, утраты транзитной привлекательности Республики Беларусь.
Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» направлена на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и на развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также на принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности.
Снижение конкурентоспособности и монополизация рынка таможенных услуг негативно повлияет на качество и стоимость предоставляемых услуг. Установление ограничений в части оказания услуг для компаний не имеющих доли в УФ принадлежащих более чем на 50% национальной собственности может снизить конкурентоспособность и инновационный потенциал частных предприятий, что противоречит целям создания благоприятных условий для предпринимательства, прописанными в декрете № 7.
Проект закона и его обоснование не содержит указаний на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений в пункт 3 статьи 298. В частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть данную связь для компаний у которых не сформирован УФ в размере 10000 базовых величин и финансовая устойчивость, у которых не соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также статистикой правонарушений для компаний частной формы собственности (не принадлежащих национальной собственности) при оказании таможенных услуг компаниям имущество которых находится в национальной собственности.
Пунктом 3 статьи 298 проекта Закона вводятся чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями государственного регулирования и масштабом вмешательства, а также повлечет необратимые последствия в экономике в связи с данным вмешательством, что будет выражено в ликвидации и (или) банкротстве предприятий мелкого и среднего бизнеса, для которых деятельность таможенного представителя является основным видом деятельности, снижением экономической привлекательности, что приведет к безработице и снижением платежей в бюджет страны.
В настоящее время вся деятельность таможенного представителя и уполномоченных таможенных операторов застрахована на крупную сумму (под залог, банковскую гарантию, иные виды обеспечения), что является достаточным обеспечением для его сферы деятельности.
Вводимые меры в части увеличения УФ до 10000 базовых величин не являются эффективным и экономически обоснованным инструментом для введения обеспечительных мер, связанных с его деятельностью. Не приведено ни одного примера, что компании с наиболее высоким УФ имеют более высокий экономический потенциал в данной сфере услуг.
На основании изложенного, в связи с отсутствием разумного правового и экономического «Обоснования» об установлении дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, и уже осуществляющих деятельность в качестве таможенного представителя, размещенного на сайтеhttps://forumpravo.by/ необходимо исключить из проекта Закона пункта 3 статьи 298 следующие положения:
«сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин;
«финансовая устойчивость, которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС»
«Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности».
Приведенная на сайте Информация о необходимости принятия указанных изменений о том, что установление дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению и такие требования обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц и защитят информацию, предоставляемую лицами, совершающими таможенные операции носят неподтвержденный законодательными актами и конкретными примерами характер.
29.05.2025 18:15:20
Пользователь
НОВИЧОКНеобходимость формирования уставного
фонда не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин для включения в реестр таможенных представителей (нахождения в этом реестре), во-первых, исключает возможность появления новых таможенных представителей, так как сформировать уставной фонд не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин и обеспечить стоимость чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года выше минимального размера уставного фонда, в действующих реалиях (санкционных ограничений) та еще задача. А в случае уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда такая организация подлежит ликвидации в установленном порядке (п.3 Статья 471 Гражданского кодекса РБ). То есть создаются условия для исключения «малобюджетных» таможенных представителей из рынка таможенных услуг. А это явно противоречит ст.13 Основному Закону Республики Беларусь – Конституции, где Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Во-вторых, условия включения в реестр таможенных представителей предусмотренные ст.402 Таможенного кодекса ЕАЭС, в должной мере обеспечивают обязательства таможенного представителя перед кредиторами, а именно:
- наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов;
- предоставление обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро.
Не говоря уже о солидарной ответственности таможенного представителя и декларанта в соответствии с п.4 ст. 405 Таможенного кодекса ЕАЭС.
В-третьих, уставной фонд не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин, соответствие финансовой устойчивости значению, определенному согласно п.7 ст.433 Таможенного кодекса ЕАЭС, дающие право на включение в реестр таможенных представителей (нахождения в этом реестре), наличие системы защиты информации информационной системы, устанавливают более жесткие требования для таможенного представителя, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с действующим законодательством к иным лицам осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.
В соответствии с п. 1.9 статьи 310 Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (действующая редакция) наличие системы внутреннего контроля у таможенного представителя предусматривает:
- внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;
-требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;
-порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
- порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.
Общегосударственная автоматизированная информационная система в соответствии с лицензионным договором с РУП «Белтаможсервис» обеспечивает информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами.
Статья 41 Конституции Республики Беларусь Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Трудовой кодекс РБ предусматривает возможность работы как по основному месту работы, так и работу по совместительству – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ст.343).
Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, предусмотренные ст.118 Трудового кодекса РБ дают возможность работникам, при желании, работать у нескольких нанимателей. Зачем ограничивать их в стремлении работать и зарабатывать? С одной стороны Президент Республики Беларусь на государственном уровне борется с тунеядством, а с другой стороны проект закона ограничиваете работу специалистов по таможенному декларированию, работающих у таможенного представителя, в других организациях, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.
Работа специалистом по таможенному декларированию требует больших теоретических знаний и практического опыта, чтобы сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат и в последующем один раз в три года повышать квалификацию.
С учетом требований предъявляемых к специалисту по таможенному декларированию наблюдается дефицит кадров в данной области, а работа по совместительству позволит закрыть дефицит кадров с одной стороны, с другой – позволит работнику получать больше дохода.
29.05.2025 19:34:37
Пользователь
НОВИЧОКОспариваемая норма
- п. 28 Проекта Закона: «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин».
Возражение:
Республика Беларусь собирается ввести одни из самых жестких требований по регистрации таможенных представителей (таможенных брокеров) в мире. В международной практике подобные требования к капиталу крайне редки. Поэтому можно сказать, что установление уставного фонда в качестве требования при регистрации таможенных представителей противоречит устоявшейся международной практике. Такого нет ни в ЕАЭС, ни в Евросоюзе, США, Австралии, Бразилии, Сингапуре и т.д.
Установление минимального уставного фонда в размере 10 000 базовых величин (более 420 тыс. бел.руб., то есть порядка 140 000 долл.) необоснованно завышено.
Финансовая устойчивость таможенного представителя уже обеспечивается другими мерами, предусмотренными законодательством. Включение в реестр таможенных представителей, в том числе, осуществляется при наличии договора страхования в размере 10 000 базовых величин и обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя в размере 500 000 евро. Помимо этих требований существуют и другие обязательные расходы, которые вынужден нести таможенный представитель: для взаимодействия с таможенными органами необходимо приобретать специализированное программное обеспечение, ключи для работы с ЭЦП, оплачивать сотрудникам курсы повышения квалификации и другое.
Установление такого крупного минимального уставного фонда наряду с существующими немалыми требованиями создаст чрезмерный барьер для входа на рынок новых компаний и фактически исключит малый и средний бизнес из числа таможенных представителей. Экономически это приведёт к снижению конкуренции и концентрации рынка у нескольких крупных представителей, что грозит повышением цен на услуги и ухудшением сервиса для предприятий-импортёров.
Предложение:
Исключить из проекта требование о минимальном размере уставного фонда (10 000 базовых величин) для включения в реестры либо существенно сократить его, например, до 1000 базовых величин. При этом целесообразно опираться на уже действующие механизмы обеспечения финансовой устойчивости — обязательное страхование ответственности и предоставление банковской гарантии. Альтернативно (или дополнительно) можно ввести оценку финансового состояния на основании бухгалтерской отчётности таможенного представителя: например, требовать подтверждения платёжеспособности (отсутствия убытков, задолженностей) за последние периоды. Такой механизм существует в Евросоюзе. Он позволяет оценить надёжность заявителя, не создавая барьеров для входа на рынок добросовестных частных компаний с меньшим капиталом.
30.05.2025 12:50:00
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться