Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
ALSY
1
06.06.2025

1. Пункт 28 Проекта:

«Пункт 3 статьи
298 дополнить частями следующего содержания

«Право на включение в реестр таможенных представителей и(или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:

сформированный уставный фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;»

Установление минимального уставного фонда для таможенных представителей в указанном размере, наряду с уже существующими требованиями о страховании ответственности и банковской гарантии, является излишним барьером для входа на рынок таможенных услуг. В вопреки общегосударственной политике, направленной на поддержание малого и среднего бизнеса, повлечет уход с рынка таможенных услуг указанной категории организаций, что приведет к ограничению конкуренции и, как следствие, к системным негативным последствиям в том числе и для экономики страны.

Отдельно хотелось бы обратить внимание разработчиков, что в случае принятия данной нормы в предложенной редакции, не понятным остается механизм ее исполнения.

Предложение:

В случае не исключения вышеуказанной нормы из Проекта, дополнить пункт 28 предложением следующего содержания: «Минимальные размеры уставных фондов определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день подачи документов на включение в реестр таможенных представителей и(или) реестр операторов электронной торговли.

2. Пункт 36 Проекта:

«В статье 310

пункт 2 дополнить подпунктами 2.6 и 2.7 следующего содержания:

«2.7. документ, подтверждающий значения финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданный аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).»

Предлагается исключить представление аудиторского заключения для вновь созданных юридических лиц, ранее не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и претендующих на включение в реестр таможенных представителей.

Пункт 38 Проекта:

«Статью 311 дополнить абзацами следующего содержания: «оказания таможенным представителем, имущество которого не находится в национальной собственности, услуги в сфере таможенного дела юридическому лицу, имущество которого находится в национальной собственности;»

Хотелось бы обратить внимание разработчиков, что в настоящий момент в свободном доступе отсутствует перечень юридических лиц, имущество которых находится в национальной собственности. И если на дату заключения договора для исполнения норм законодательства можно запросить выписку из реестра акционеров, выписку из ЕГР, копию устава или предпринять иные действия для определения доли участия государства в уставном фонде клиента, то в период оказания услуг, в связи с невозможностью проверки статуса клиента при выполнении каждой заявки, таможенному представителю придется полагаться на то, что клиент не забудет известить об изменении состава участников/акционеров, в противном случае, даже при должной осмотрительности, исключить риск от приостановки деятельности до утраты статуса таможенного представителя не представляется возможным.

В связи с изложенным данная норма требует доработки, например, можно пойти по одному из следующих путей:

- предусмотреть осуществление проверки клиента на момент заключения договора, а при исполнении договора, заключенного на срок более года - не реже одного раза в год или иной срок;

- решить вопрос организационно в рамках ГТК (например, посредством ПО), возложить контроль на таможенные органы с предоставлением им права не принимать документы от таможенного представителя в случае если он действует от лица клиента, имущество которого находится в национальной собственности, а таможенный представитель соответствующим правом не обладает, при этом исключить ответственность таможенного представителя. Дополнительно внести изменение в законодательство о государственных закупках, запретив организациям, находящимся в национальной собственности, закупать таможенные услуги у таможенных представителей, имущество которых не находится в национальной собственности,

С целью обеспечения принцип паритетности на рынке оказания таможенных услуг, снижения риска оказания санкционного давления на организации частной формы собственности предлагаем разработчику дополнительно оценить целесообразность на законодательном уровне закрепления сфер обслуживания исходя из доли участия государства в уставном фонде организации предоставив право оказание таможенных услуг:

организациям, находящимся в национальной собственности только организациям с долей государства в уставном фонде более 50 %;

организациям с долей собственности государства уставном фонде 50 и менее процентов только организациям с долей собственности государства уставном фонде 50 и менее процентов;

организациям частной формы собственности только организациям без доли государства в уставном фонде.

ANNA1128
1
06.06.2025

Основные изменения предлагаемые инициатором
относятся к сфере электронной торговли. Предложенные изменения в отношении таможенных представителей было бы уместно применить исключительно именно к оператором электронной торговли. И такие изменения остались бы в рамках правового поля. То, что инициатор предлагает ужесточить критерии входа в рынок таможенных услуг относительно таможенных представителей, не совсем понятно есть ли у инициатора законодательные основания для инициирования предлагаемых изменений? Исходя из действующих норм права появляются сомнения.  

Согласно ст.397 ТК ЕАЭС определены условия и порядок включения юридических лиц в реестр таможенных представителей.

Условия регулируются Кодексом, а вот порядок устанавливается национальным законодательством.

Но ТК ЕАЭС вполне ясно и конкретно определяет условия.

Статья 402. Условия включения в реестр таможенных представителей

" 1. Условиями включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей являются:

1) наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов;

2) обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Комиссией, а в отношении юридического лица, сфера деятельности которого в качестве таможенного представителя будет ограничена совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, – в размере, определяемом законодательством государств-членов;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены законодательством государств-членов.

2. Законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов".

Иные требования включения в реестр таможенных представителей предусмотренные п.п.4) "соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены законодательством государств-членов" - работают как правовая норма только при неурегулированных нормах таможенного Кодекса ЕАЭС.  

Статья 397. Деятельность в сфере таможенного дела

1. Деятельностью в сфере таможенного дела является деятельность лиц государств-членов, связанная с оказанием услуг в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, контролируемая таможенными органами и регулируемая настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, – регулируемая законодательством государств-членов.

Почему инициатор вносит изменения  в ст. 298 "Общие положения о включении юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела". Возможно по причине указанной выше!?  

Изменения в ст. 310 "Особенности включения в реестр таможенных представителей о наличии систем защиты информации"  добавление п.п.1.11 является лишним т.к. в п.п. 1.10 ст.310 содержит требование о наличии информационных систем. Данное требование уместно для компаний которые разрабатывают, реализуют и (или) используют программные  продукты для передачи информации. Но не для потребителей этих программных обеспечений, таможенных представителей.

Xaucxofer
2
06.06.2025

Поддерживаю замечания и доводы
в поддержу комментаторов, которые против введения каких-либо дополнительных требований и ограничений в отношении таможенных представителей. Считаю целесообразным оставить действующие нормы, регулирующие деятельность Таможенного представителя. Хотелось бы отметить, что неприемлемо включение в реестр таможенных представителей юридических лиц, учредителями которых являются лица недружественных стран. Многие таможенные представители и юридические лица РБ имеют в своем составе иностранных учредителей, на протяжении десятилетий, при этом доля их участия может составлять порой менее 1 %. Более того, законодательством Республики Беларусь уславливаются определенные ограничения на отчуждение иностранными инвесторами из «недружественных» государств долей (акций) в уставных фондах белорусских предприятий (Указ от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики»), которые делают затратным и трудоемким процесс выхода иностранного учредителя.  

РСУТО
20
06.06.2025

Замечания и предложения по Проекту,
касающиеся правового регулирования таможенных представителей.

1. По пункту 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании:

1.1. Исключить распространение на таможенных представителей положений абзацев третьего и четвертого пункта 28 статьи 1 Проекта, либо при их сохранении предусмотреть альтернативное их выполнение с уменьшением значения размера уставного фонда.

ОБОСНОВАНИЕ:

Наличие двух вышеуказанных условий представляется избыточным в связи с тем, что ответственность по своим обязательствам перед таможенными органами таможенного представителя обеспечивают:

- наличие договора страхования гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, с установлением страховой суммы (лимита ответственности) по такому договору в размере не менее 10 000 базовых величин (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 310 Закона о таможенном регулировании);

- предоставление обеспечения исполнения обязанностей в размере, устанавливаемом регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС (размер обеспечения составляет в эквиваленте не менее 500 000 евро (пункт 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии № 64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя») (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 310 Закона о таможенном регулировании).

Но в случае принятия решения о сохранении абзацев третьего и четвертого пункта 28 статьи 1 Проекта они должны быть альтернативными, то есть таможенный представитель может или сформировать уставный фонд в соответствующем размере, или его финансовая устойчивость должна соответствовать значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС. При этом предлагается предусмотреть сумму уставного фонда в размере не более 100 000 белорусских рублей, что будет примерно сопоставимо с требованиями к уставному фонду, предъявляемому в рамках показателей финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, в соответствии с решением Совета ЕЭК № 65 от 15.09.2017  «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр».

РСУТО
20
06.06.2025

1.2. Исключить распространение на таможенных
представителей положений абзаца пятого пункта 28 статьи 1 Проекта, предусматривающего, что если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей, будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующий реестр имеют юридические лица, имущества которых находится в национальной собственности.

ОБОСНОВАНИЕ:

        В соответствии с пунктом 4 статьи 404 Таможенного кодекса ЕАЭС запрещается предоставление исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, отдельным таможенным представителям.

Считаем, что абзац пятый пункта 28 статьи 1 Проекта будет предоставлять права и иные преимущества отдельным таможенным представителям (с национальной собственностью).

Кроме того, положения абзаца пятого пункта 28 статьи 1 Проекта противоречат требованиям пунктов 1 и 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» об обеспечении дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

РСУТО
20
06.06.2025

1.3. Исключить распространение на таможенных
представителей положений абзаца шестого пункта 28 статьи 1 Проекта, предусматривающего, что не подлежат включению в реестр таможенных представителей юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия, либо в качестве альтернативного варианта возможно рассмотреть положение об установлении вышеуказанного условия включения в реестр таможенных представителей только для новых юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, не распространяя данную норму на уже действующих таможенных представителей.

ОБОСНОВАНИЕ:

В соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» (далее – Указ № 93) установлен контроль за отчуждением долей / акций / недвижимости белорусских юридических лиц лицами из недружественных стран.

Для совершения таких сделок/действий необходимо получить разрешение, решение о выдаче которого оформляется в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь, а также в определенных случаях нужно уплатить взнос, размер которого – не меньше 25% от рыночной стоимости отчуждаемых долей в уставных фондах / акций, недвижимого имущества, указанной в документах оценки.

При этом такие решения в соответствии с нормами Положения о порядке и условиях выдачи разрешений и порядке возврата взноса, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2024 № 27 «О выдаче разрешений» принимаются на основании обращений заявителей – собственников имущества, участников, юридических лиц, являющихся лицами из иностранных государств. То есть принудительное исключение таких лиц       из состава учредителей (участников, собственников имущества) невозможно, тем более при сохранении у них намерений быть учредителями (участниками, собственниками имущества) белорусского юридического лица и соблюдении ими положений Указа № 93.

Следовательно, таможенные представители, имеющие учредителей из иностранных государств, совершающих недружественные действия, не смогут выполнить это требование в силу объективных причин – действующего законодательства Республики Беларусь.

РСУТО
20
06.06.2025

2. По статье 310 Закона о таможенном регулировании.

Исключить абзацы шестой, одиннадцатый, пятнадцатый пункта 36 статьи 1 Проекта.

ОБОСНОВАНИЕ: см. обоснование по подпунктам 1.1 и 1.2 предложений.

3. По статье 311 Закона о таможенном регулировании.

Исключить абзац второй пункта 38 статьи 1 Проекта.

ОБОСНОВАНИЕ: см. обоснование по подпункту 1.3 предложений.

3. По статье 312 Закона о таможенном регулировании.

Изложить абзац второй пункта 39 Проекта в следующей редакции: «в абзаце восьмом слова «в статье» заменить словами «в абзацах втором – седьмом статьи».

ОБОСНОВАНИЕ: см. обоснование по подпункту 1.3 предложений.

4. По статье 313 Закона о таможенном регулировании.

Исключить абзацы седьмой, десятый – семнадцатый пункта 40 статьи 1 Проекта.

ОБОСНОВАНИЕ: см. обоснование по подпункту 1.1 предложений.

5. Исключить абзацы второй и четвертый статьи 2 Проекта.

ОБОСНОВАНИЕ: см. обоснование по подпунктам 1.1 – 1.3 предложений.

Владан
1
06.06.2025

В связи с тем, что в определении «товары
электронной торговли» не учитывается географическая разбивка, как это принято ООН [1], которая позволяет отличать трансграничную электронную торговлю (импорт) от внутренней электронной торговли (внутренние покупки), а именно: в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года) внесено дополнение подпунктами 47.1 - 47.3 следующего содержания:

"47.1) "товары электронной торговли" - товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам, и товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами;

47.2) "товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам" - ввозимые на таможенную территорию Союза товары, предназначенные для реализации физическим лицам на электронных торговых площадках с использованием ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рамках сделки, одной из сторон которой является физическое лицо. К указанной сделке не относится сделка между физическими лицами;

47.3) "товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами" - товары, приобретенные физическими лицами на электронных торговых площадках с использованием ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рамках сделки между физическим лицом, постоянно или временно проживающим (временно пребывающим) на территории государства-члена, и иностранным лицом либо сделки между физическим лицом, постоянно или временно проживающим (временно пребывающим) на территории государства, не являющегося членом Союза, и лицом государства-члена, перемещаемые через таможенную границу Союза в международных почтовых отправлениях или перевозчиком в адрес физических лиц, являющихся получателями таких товаров. К указанным сделкам не относятся сделки между физическими лицами;";

предлагается по тексту Проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» заменить слова "электронной торговли" на слова "трансграничной электронной торговли", а именно:

- вместо словосочетания "товары электронной торговли" употреблять словосочетание "товары трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "товаров электронной торговли" употреблять словосочетание "товаров трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "товарам электронной торговли" употреблять словосочетание "товарам трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "товарами электронной торговли" употреблять словосочетание "товарами трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "товарах электронной торговли" употреблять словосочетание "товарах трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "оператор электронной торговли" употреблять словосочетание "оператор трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "операторов электронной торговли" употреблять словосочетание "операторов трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "оператора электронной торговли" употреблять словосочетание "оператора трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "оператором электронной торговли" употреблять словосочетание "оператором трансграничной электронной торговли",

- вместо словосочетания "оператору электронной торговли" употреблять словосочетание "оператору трансграничной электронной торговли".

[1] Handbook on Measuring Digital Trade: Second edition - World Trade Organization, Organization for Economic Co-operation and Development, International Monetary Fund, and United Nations. - August 17, 2023. P.129 // https://www.imf.org/en/Publications/Books/Issues/2023/08/17/Handbook-on-Measuring-Digital-Trade-Second-edition-537466.

Зайко
2
07.06.2025

Осуществляемое Законом правовое регулирование
должно способствовать предупреждению нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, достижению баланса частных и публичных интересов, обеспечивать стабильность таможенных правоотношений и основывается на взаимосвязанных нормах Конституции о равенстве всех перед законом и праве без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22 Конституции), о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13 Конституции).

Комментарий к проектe НПА:

1. Статью 2 дополнить пунктом 6 следующего содержания: «6. Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных настоящим Законом.»- исключить.

Статья 2 Закона определяет, что правовое регулирование отношений в сфере таможенного дела в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Республики Беларусь, иными международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством о таможенном регулировании.

Если регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС, определены отдельные вопросы, подлежащие регулированию законодательством государств - членов ЕАЭС, такие вопросы регулируются Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 07.07.2021 N Р-1279/2021 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "Об изменении Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" было отмечено, что нормы Закона о таможенном регулировании, определяющие компетенцию государственных органов и должностных лиц в сфере таможенных правоотношений, имеют целью совершенствование государственного управления и регулирования в указанной сфере, оптимальное распределение полномочий между государственными органами, эффективное решение задач по таможенному регулированию в Республике Беларусь, создают дополнительные механизмы защиты интересов государства для поддержания суверенитета, экономической безопасности Республики Беларусь, обеспечивают режим законности и правопорядка. Такое правовое регулирование согласуется с нормами статьи 1, части второй статьи 7, частей первой и второй статьи 59 Конституции, а также с положениями Конституции о компетенции Президента Республики Беларусь и Правительства (часть вторая статьи 79, пункт 30 статьи 84, абзацы третий, шестой, десятый статьи 107).

Таким образом, предложенное дополнение является не обоснованным.

2. Статью 72 дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. Работникам, состоящим в трудовых отношениях с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с

непосредственным совершением таможенных операций.» - исключить.

Данный пункт в части установления ограничений в отношении работников лиц, определенных п.4. ст 82 ТК ЕАЭС, является нарушением и ограничивает право граждан на труд, то есть право на выбор профессии и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой (часть первая статьи 41 Конституции), и нарушает принцип равенства всех перед законом (статья 22 Конституции).

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.4. ст.13 Конституции).

Таким образом, государственный орган не вправе установить для таких юридических лиц ограничение возможности свободного использования способностей (количество работников).

3. Пункт 3 статьи 298 в предложенной редакции.

Предложение: исключить ч. 2,3,4 п. 3 ст. 298

          Пояснение.

Законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции. Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 07.07.2021 N Р-1279/2021 было отмечено, что путем совершенствования правового регулирования таможенной деятельности государство выполняет обязанность по созданию такого правопорядка, при котором в наибольшей мере реализуются права и законные интересы юридических и физических лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь, их использовании на таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь и совершении таможенных операций, обеспечивается оптимальный баланс прав и обязанностей всех участников таможенных правоотношений, что согласуется с частью третьей статьи 1, частью первой статьи 59 Конституции.

Республика Беларусь является участником международного Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора (статья 36 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь»)

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о таможенном регулировании.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе или иных актах законодательства о таможенном регулировании, то применяются правила международного договора Республики Беларусь. (статья 4 Закона о таможенном регулировании).

Государственные органы Республики Беларусь, департаменты государственных органов, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь:

обеспечивают выполнение обязательств, принятых по этим международным договорам Республикой Беларусь;

наблюдают за осуществлением принадлежащих Республике Беларусь, ее гражданам и организациям прав, вытекающих из этих международных договоров, и за выполнением другими участниками этих международных договоров их обязательств (ч.2. абз.2,3 ст. 37 Закона №421 от 23.07.2008).

Статья 298 Закона о таможенном регулировании устанавливает общие положения о включении юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и единые подходы к включению юридических лиц в реестры и не может содержать условия, прямо ухудшающие положение одних перед другими. Прямое указание на форму собственности является дискриминационным условием.

Кроме того, Закон о таможенном регулировании и ТмК ЕАЭС уже предусматривает гарантии по уплате таможенными представителями таможенных пошлин и платежей – это страхование гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, с установлением страховой суммы (лимита ответственности) по такому договору в размере не менее 10 000 базовых величин; наличие системы внутреннего контроля; предоставление обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела (подп. 2 п. 1 ст. 402 ТмК ЕАЭС), в размере, устанавливаемом решением Совета Евразийской экономической комиссии 15 сентября 2017 г. N 64, а уставный фонд в размере 10 000 БВ не гарантирует выплат, является избыточным требованием и экономически не обоснован.  

В силу положений п. 2 ст. 399 ТмК ЕАЭС это позволяет обеспечить исполнение обязанности юридического лица по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов наряду с плательщиком.

Пункт 7 статьи 433 ТмК ЕАЭС не определяет значение, а лишь порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов и согласно нормам ТмК ЕАЭС не относится к таможенным представителям и операторам электронной торговли.

Республика Беларусь Законом от 28.06.2024 № 13-З ратифицировала Протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, которым определены условия для включения в реестр операторов электронной торговли.

Таким образом, внесение изменений об условиях включения в реестр таможенных представителей и включение дополнительных условий для операторов электронной торговли, а именно наличие уставного фонда в размере 10000 БВ и фин.устойчивость, ставят юридических лиц Республики Беларусь, претендующих на включение в соответствующие реестры, не в равные условия по сравнению с другими лицами государств-членов ЕАЭС.

Дополнение пункта 1 статьи 310 подпунктом 1.11 и пункта 2 ст.310 подпунктом 2.6 – исключить. Подпункт 1.14 пункта 1 статьи 313- исключить. Статья 2 проекта Закона – не соответствует нормам законодательства в области защиты информации.

           С целью информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами юридическое лицо (таможенный представитель либо иные лица, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела) временно на 1 год приобретает право использования программного продукта (лишь компонент информационной системы) на условиях простой неисключительной лицензии у поставщика (РУП «Белтаможсервис»), являющегося собственником информационной системы и реализующего право на ее использование другим лицам.

Пунктом 3 Положения о технической и криптографической защите информации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9.12.2019 № 449, определено в отношении кого применяются требования технической и криптографической защиты информации, а именно к собственникам (владельцам) инф.систем.

Таким образом, юридическое лицо (таможенный представитель) является конечным пользователем компонентов информационной системы, чью защиту в соответствии с Указом Президента РБ от 09.12.2025 №449 должен обеспечить собственник данной информационной системы (абз.5 п. 3 Указа - собственниками (владельцами) информационных систем, в которых обрабатываются электронные документы).

Данная норма противоречит нормам Указа Президента РБ от 09.12.2025 №449.

Пункт 2 статьи 310 дополнить подпунктом 2.7 – исключить. Подпункт 1.15, пункта 1 статьи 313, пункты 3-5 статьи 313 - исключить.

Не может быть отнесен к таможенным представителям ввиду положений статьи 433 ТмК ЕАЭС.

Пункт 3, 4 статьи 310, абзац «оказания таможенным представителем, имущество которого не находится в национальной собственности, услуги в сфере таможенного дела юридическому лицу, имущество которого находится в национальной

Собственности» статьи 311 в предложенной редакции нарушает права и законные интересы физических и юридических лиц, не способствует достижению баланса частных и публичных интересов, не обеспечивает стабильность таможенных правоотношений и противоречит нормам Конституции о равенстве всех перед законом и праве без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22), о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), а также противоречит принципам и нормам ТмК ЕАЭС, составляющим право ЕАЭС.

Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в отношении установления дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, экономически не обоснован не представлено количество правонарушений со стороны контролирующего органа. Введение данных условий экономически нецелесообразны для всех участников.

Олег Владимирович
1
07.06.2025

На сегодняшний день это уже второе обсуждение
вопроса о внесении изменений в Закон о таможенном регулировании. Практически все участники обсуждения, а это профессиональная среда с опытом работы в таможенной сфере высказались против внесения изменений в части положений Закона о включении юридических лиц в реестр таможенных представителей, приведя свои обоснования, основанные на законодательстве Республики Беларусь, международных договорах, Договоре о создании Союзного государства, поручений Президента Республике Беларусь. Все участники в своих комментариях грамотно и аргументировано на основе права высказали свое мнения и обратили внимание на несоответствие предлагаемых норм, действующему праву в Республике Беларусь и Договорам ЕАЭС.

Отсутствие серьезного, а не надуманного правового обоснования со стороны инициатора изменений указывают на то, что вносить предлагаемые изменения не целесообразно. На данный момент в Республике Беларусь таможенные услуги оказываются без нарушений законодательства, грамотно, профессионально и в срок.

Последние четыре года вся страна, в том числе и транспортно – логистическая отрасль работает в сложных санкционных условиях. Таможенные представители Республики Беларусь являются частью логистических решений по оформлению грузов через таможенную границу Республики Беларусь и прекрасно справляются с вызовами времени. Осуществляют заполнение таможенных документов для помещения товаров под различные таможенные процедуры, обеспечивая без сбоев и нарушений перемещение транспортных средств и товаров транзитом через территорию Республики Беларусь. Более 80% таможенных представителей в Республике Беларусь это частные компании представляющие малый и средний бизнес. Если бы на рынке таможенных услуг в этот трудный период остались бы только несколько крупных компаний и государственное предприятие РУП «Белтаможсервис» с большой долей уверенности можно сказать, что произошел бы коллапс. Малые компании гораздо мобильней в принятии быстрых решений ,чем крупные игроки, а РУП «Белтаможсервис» с июня 2022 года находится под санкциями, что значительно ограничивает эту компанию в работе. Именно эта мобильность, собранность малого и среднего бизнеса обеспечила непрерывное движение товара и транспорта в тот трудный период санкционного давления на Республику Беларусь. В случае реализации инициатив ГТК по ужесточению требований о включения в реестр таможенных представителей, количество представителей малого и среднего бизнеса резко сократится из за невозможности исполнить требования по финансовым причинам, что приведет к сокращению рабочих мест прежде всего в регионах, сократятся поступления налогов, уменьшатся отчисления в ФСЗН и страховые компании, уменьшится прибыль банков, т.к. деятельность таможенного представителя обеспечивается банковской гарантией и страховкой. Предлагаемые требования ведут к излишним затратам, которые не смогут быть восполнены по причине ограниченности потребителей таможенных услуг.

     Республика Беларусь находится в таможенном Союзе, а так же в едином Союзном государстве с Российской Федерацией на основании Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999 г. Ст.18 Договора закреплено: « гармонизация и унификация законодательства государств – участников». В Казахстане, Армении, Кыргызской Республике и Российской Федерации требования о включении в реестр таможенных представителей одинаковы. При внесении изменений в Закон о таможенном регулировании, Республика Беларусь будет выделяться на фоне коллег по таможенному Союзу, как страна с самыми жесткими требованиями, которые исключают появление новых участников таможенных правоотношений и выдавливают профессиональных участников рынка. Принятие предложенных норм будет противоречить договору о создании Союзного государства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. В октябре 2024 года Президент Республики Беларусь подписал «Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке признания электронной подписи». Это еще один шаг к отмене принципа резиденства. При наличии законодательного дисбаланса в требованиях о включении в реестр таможенных представителей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, Россия станет более привлекательной для открытия таможенного представителя в Российской Федерации бывшим таможенным представителем Республики Беларусь. Таким образом, все налоги будут уплачиваться в бюджет Российской Федерации. Отмена принципа резидентства, которая в конечном итоге произойдет, даст возможность таможенным брокерам России осуществлять оформление в Республике Беларусь. Напрашивается аналогия с рынком грузоперевозок, когда изменения в законодательство привело к уходу малых и средних грузоперевозчиков в Российскую Федерацию. Больше эти компании в Республику Беларусь не вернулись, от чего бюджет Республики потерял значительные средства. Все- таки политика государства, реализуемая через чиновников не должна ограничиваться только тактикой. Государственный чиновник просто обязан мыслить стратегически.

      Считаю, что действующая норма Закона о таможенном регулировании в части включения юридических лиц в реестр таможенных представителей соответствует духу времени, обеспечивает экономическую безопасность страны, не противоречит законодательству. Предлагаемые изменения ведут к сокращению рабочих мест, будут оказывать отрицательное влияние на социальную сферу, особенно в регионах, понизят профессиональный и культурный уровень специалистов в виду отсутствия конкуренции, снизят поступления в ФСЗН, уменьшат страховые взносы, сократятся поступления налогов в бюджет страны ,т.к количество работающих предприятий сократится, повлияют на сокращение доходов банков из- за отказа от банковских гарантий предприятий исключенных из реестра не выполнивших требования Закона.

  Предлагаемые изменения (о ужесточении требований включения в реестр таможенных представителей) в Закон являются в правовом поле необоснованными и вредными для страны.

ksan-na
1
07.06.2025
34. Пункт 2 статьи 308 дополнить частью следующего
содержания: «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.». Исключить данную норму, так как: Статья 11 Трудового Кодекса Республики Беларусь гласит, что труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Данная норма ограничивает это право. Также статьей 14 Трудового Кодекса Республики Беларусь запрещается: дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника (какая специфика трудовой функции у специалиста по таможенному декларированию, которая не позволяет ему работать на совместительству в свободное от работы время?) В дополнение к этому п. 1 ст. 82 ТК ЕАЭС: таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами. Почему ограничение коснулось только специалистов по таможенному декларированию, работающего у таможенного представителя? Если специалист работает у УЭО он также может работать и в другой организации отличной от таможенного представителя, где будет выполнять все те же таможенные операции, что создает не равные условия на рынке труда.