Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
DanaKa
2
08.06.2025
Предложенные изменения:
·       Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин; Исключить данную норму, так как она противоречит нормам законодательства Республики Беларусь: согласно главе 9 статьи 91 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XІІ - Общество с ограниченной ответственностью самостоятельно определяет размер своего уставного фонда. ·       Финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС Исключить данную норму, так как пункт 7 ст. 433 ТК ЕАЭС – УСЛОВИЯ включения юр. лица в реестр УЭО, каким образом условие для УЭО распространилось только на таможенных представителей, при этом условия завуалировались под «Общие положения о включении юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела», если есть отдельная статья, где прописываются условия включения в реестр. Также как малый бизнес сможет сравниться с финансовой устойчивостью УЭО. В обосновании проекта сделали упор, что такие нововведения обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц, но ст. 310 Закона Республики Беларусь 129-з уже определила условия, которые в достаточной мере гарантируют финансовую устойчивость и надежность организации: п 1.2 условия включения в реестр наличие договора страхования гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, с установлением страховой суммы (лимита ответственности) по такому договору в размере не менее 10 000 базовых величин П 1.3 предоставление таможенному органу обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, устанавливаемом регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС, а в отношении юридического лица, сфера деятельности которого в качестве таможенного представителя будет ограничена совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, – на сумму не менее на сумму не менее 5000 базовых величин, установленных на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей Предложенные изменения: ·       Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административнотерриториальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности Исключить данную норму: Из вышеизложенного выходит, что таможенный представитель должен контролировать форму собственности юридических лиц, которые обращаются к ним за услугами, и отказывать в предоставлении услуг, так как его имущество не находится в национальной собственности (а если форма собственности изменилась по истечению времени, и таможенный представитель не отследил это/и его не уведомили)? И наоборот, юр.лица, имущество которых находится в национальной собственности ограничены в выборе таможенных представителей. Такое условия создает дискриминацию на рынке таможенных услуг в перекос организациям по типу БТС (которых считанные единицы на рынке). Предложенные изменения: В статье 310: пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания: «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.» Исключить данную норму, так как: требование к наличию систем защиты информации не может считаться обоснованием в виду того, что до момента поступления документов в работу к таможенному представителю информация содержащаяся в этих документах, уже давно стала общедоступной, так как таможенный представитель последнее звено в логистической цепочке.
СНД
4
08.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Пункт 3 статьи 298


На наш взгляд, абсолютно некорректно
ставить в один ряд таможенных представителей и
операторов электронной торговли. И тем более предъявлять к ним одинаковые требования. Таможенные представители на профессиональной основе осуществляют лишь представление интересов своих доверителей в таможенных органах на договорной основе, выполняют функции консультирования и информационной поддержки клиентов. Операторы же электронной торговли в комплексе обеспечивают логистику операций с товарами, приобретаемыми физическими лицами на интернет-площадках, а также осуществляют взаимодействие и с интернет-площадками и таможенными органами, сопровождая процессы таможенного декларирования и хранения товаров электронной торговли. Функции и ответственность операторов международной торговли гораздо более серьёзная и всеобъемлющая. Требование формирования уставного фонда в размере не менее 10 000 базовых величин вообще нарушает множество норм национального законодательства при этом не гарантирует финансовой устойчивости компаний. Предлагается данную норму исключить. По финансовой устойчивости таможенных представителей есть прекрасный, давно зарекомендовавший себя инструмент защиты интересов государства и клиентов. Для защиты интересов государства большинство таможенных представителей используют безотзывную банковскую гарантию по первому требованию в размере эквивалентном 500 000 Евро, которая весь период деятельности таможенного представителя находится в таможенных органах. Более того, по действующим нормам законодательства, по банковским гарантиям у таможенных органов есть ещё 2,5 года для проверки после окончания деятельности таможенных представителей. Для защиты интересов клиентов таможенного представителя предоставляется страховка в размере 10 000 базовых величин. Данных гарантий и страховки более чем достаточно, что доказало время. Для операторов электронной торговли предлагается использовать аналогичные инструменты. Возможно выраженные в больших суммах. Но мы предлагаем ориентироваться на критерии и цифры, которые будут установлены Евразийской экономической комиссией. Уверены для операторов электронной торговли они будут выше, чем для таможенных представителей.
СНД
4
08.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Пункт 3 статьи 298


Предлагается исключить положение о
финансовой устойчивости для таможенного представителя
по значению определённому согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС. Данные требования предъявлено УЭО второго и третьего типов, которым предоставлены гораздо более обширные возможности, упрощения и привилегии. И на которых возложены гораздо более серьезные функции. Финансовую устойчивость кандидатов в таможенные представители ещё до выдачи банковской гарантии глубоко анализируют банки с целой профессиональной системой управления рисками. Далее после выдачи банковской гарантии, уже ставшие таможенными представителями компании, ежеквартально отчитываются перед банками и ежемесячно предоставляют различные справки о финансовом состоянии компании. Профильные отделы банков каждый месяц анализируют финансовую устойчивость таможенных представителей и в случае видимых рисков требуют дополнительное обеспечение по выданным банковским гарантиям. Как показало время, данный аудит отлично справляется с поставленными задачами контроля финансовой устойчивости таможенных представителей.
Корнев Владимир
2
08.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 28 Элемент текста : Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.


Из указанных в обосновании необходимости
принятия изменений, содержащих новые подходы к правовому регулированию в деятельности в сфере таможенного дела (установление дополнительных требований к юридическому лицу…обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению… такие требования… защитят информацию, предоставляемую лицами, совершающими таможенные операции), с учетом сведений в реестре таможенных представителей; пакетов ограничительных мер против Беларуси иностранных государств, совершающих недружественные действия; требований, определенных статьей 23 Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции"; представляется, что организатором публичного обсуждения предлагается введение данной нормы с целью реализации решений вопроса защиты информации при осуществлении деятельности таможенных представителей, в частности сохранности коммерческой информации импортеров и экспортеров, внимание на котором было акцентированно на заседании консультативной группой по повышении таможенного контроля при общественно- консультативном(экспертом) совете при Государственном таможенном комитете 30.08.2024 г..

           Введение указанной нормы с данной целью параллельно с вводимым требованием к наличию у юридического лица системы защиты информации информационной системы, подтвержденной аттестатом соответствия, указывает, что организатором публичного обсуждения выражается озабоченность о достаточности наличия только соответствующей защиты информации информационной системы и не исключается возможность нарушения обязанностей таможенного представителя, регламентированную пунктом 3) части 1 статьи 405 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в части сохранности коммерческой информации импортеров и экспортеров, имущество которых находится в «национальной собственности».

           Полагаю, что данная норма не позволяет в полной мере исключить человеческий фактор поведения специалистов по таможенному декларированию, состоящих в штате таможенных представителей, имущество которых находится в «национальной собственности» в случае доступа их также к информации о логистических направлениях, финансовых потоках, сведений о товарах и т.д. конкурирующих участников внешнеэкономических деятельности иной, отличной от «национальной собственности». В связи с чем предлагаю внести в обсуждаемый проект норму, запрещающую оказание услуг в сфере таможенного дела юридическими лицами имущество которых находится в «национальной собственности», юридическим лицам, не попадающим под определение «юридические лица, имущество которых не находится в национальной собственности».

Пункт 38, 39 Проекта

"Статью 311 дополнить абзацами следующего содержания:

«оказания таможенным представителем, имущество которого не находится в национальной собственности, услуги в сфере таможенного дела юридическому лицу, имущество которого находится в национальной собственности;"

"39. В статье 312:

в абзаце восьмом слова «в статье» заменить словами «в абзацах втором-восьмом статьи»;"

            В соответствии с нормами таможенного права ЕАЭС и национального законодательства совершение таможенных операций таможенным представителем в интересах декларанта и иных заинтересованных лиц строятся на договорной основе, т.е. необходимо выражение согласованной воли (действий) как минимум двух сторон.

           При этом предлагаемые меры по приостановлении деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя и дополнительных оснований для исключения из реестра таможенных представителей являются чрезмерными и не соответствующими тяжести последствий нарушений дополнительных требований при отсутствии законодательной инициативы на внесение изменений (дополнений) в национальные законодательные и нормативные правовые акты, предусматривающими запрет на заключение сделок на совершение таможенных операций юридическими лицам, имущество которых находится в «национальной собственности» с таможенными представителями, имущество которых не находится в «национальной собственности»; отсутствием в свободном доступе реестров юридических лиц, имущество которых находится в «национальной собственности»; отсутствием предложений по контролю реализации данной нормотворческой инициативы.

           С учетом указанного предлагаю исключить из обсуждаемого проекта указанные нормы.

СНД
4
08.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания:


Однозначно исключить предлагаемый пункт «1.11.
наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь. Абсолютно ничего не даст в части противодействия санкционному давлению и стоит несоизмеримо дорого.  Ещё на стадии организации перевозки обо всех аспектах поставки товара будут знать: отправитель и получатель товара, множество экспедиторов, логистов, перевозчиков, в том числе иностранных государств, которые имеют всю информацию ещё на этапе конкурирования за право организовать данную перевозку. Информация будет частично выложена на общедоступных биржах по организации международных перевозок. Сам же белорусский таможенный представитель чаще всего увидит лишь документы, по которым груз будет перемещаться по территории Республики Беларусь. При этом в станы ЕС груз может заехать совершенно под другими документами. При этом таможенный представитель Республики беларусь их никогда не увидит. Даже водители конкретной перевозки будут знать гораздо больше, чем белорусский таможенный представитель. Пунктом 1.5 статьи 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» уже установлена обязанность таможенного представителя не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, за исключением случаев, установленных законодательными актами.  Ни один таможенный представитель не заинтересован в разглашении какой-либо информации. Он потеряет и репутацию на рынке, и работу в целом. Для него самого - это практически конец работы. Внедрение защиты информационной системы требуемого уровня, по оценкам специалистов, занимает от 6 месяцев и стоит колоссальных средств. При этом всю информацию, передаваемую в таможенные органы, таможенные представители и так передают через давно проверенные каналы связи с надлежащим уровнем защищенности. Автоматизированная информационная система разработанная РУП «Белтаможсервис» прекрасно обеспечивает комплексную защиту информации при передаче ее в таможенные органы. Утечек информации за всю историю работы данной системы не было.
LLC ENI LTD
2
08.06.2025

В новой редакции Проекта Закона (далле
- Проект) в части дополнительных требований к юридическим лицам, претендующим или находящимся в реестре таможенных представителей:

«28. Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:

сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;

финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.»

Данная норма Проекта, касающееся уставного фонда юридического лица противоречит Гражданскому Кодексу Республики Беларусь (далее – ГК РБ)

Обоснование:

Статья 47-1. ГК РБ. Уставный фонд коммерческой организации 1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (это по форме организации ОАО и ЗАО).

Противоречит Закону Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ Статья 28. Уставный фонд хозяйственного общества

При создании хозяйственного общества формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом и иным законодательством.

Уставный фонд хозяйственного общества определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Ст.91 Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Общество с ограниченной ответственностью самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.

Таможенный представитель, претендуя на включение в реестр, уже обязан был подтвердить свою финансовую устойчивость. Таможенный Кодекс определяет ст.402 п.п 2) «обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Комиссией»

РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ 15 сентября 2017 г. № 64 п 1.  «Установить, что обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро.»

При выдачи банковской гарантии банк применяет критерии финансовой устойчивости, согласно требованиям установленным Национальным Банком Республики Беларусь, а именно оценивает финансовое состояние предприятия анализируя бухгалтерскую отчетность, рентабельность, задолженность, проверяет кредитную историю предприятия, оценивает платежную дисциплину. Каждое предприятие получая банковскую гарантию в обязательном порядке подтверждает свою способность погасить свою задолженность при не выполнении своих обязательств предоставлением в банк гарантийного депозита путем внесение денежных средств на р/с банка, оформление залога недвижимого имущества, транспорта. Предприятие обязано обосновать необходимость получения банковской гарантии и подтвердить полномочия представителя, руководителя организации. Ежеквартально предприятие по требованию банка предоставляет бухгалтерский баланс предприятия и отчетность о прибыли и убытках. Причем такая система требований во всех банках, в которых обслуживается организация.

Кроме этого таможенный представитель обязан в соответствии со ст.402 п.п1) иметь в наличии договор страхования гражданской ответственности таможенного представителя на сумму 10 000 базовых величин в соответствии с Законом о таможенном регулировании ст 310 п.п. 1.2

«36. В статье 310: пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания:

«1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.»;

и

«40. В статье 313: в пункте 1: подпункт 1.8 изложить в следующей редакции:

обеспечить дополнить пункт подпунктами 1.14 и 1.15 следующего содержания: «1.14. наличие системы защиты информации информационной системы, предназначенной для составления таможенных документов и их представления в таможенные органы, отнесенной к 14 классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь;»

Данные требования избыточны.

Обоснование:

В Законе о таможенном регулировании, уже достаточно четко и грамотно прописаны в ст.310 «Особенности включения в реестр таможенных представителей» условия.

1.9. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей:

внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;

требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;

порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;

порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.

Юридическое лицо самостоятельно определяет систему внутреннего контроля, в том числе внутреннюю оценку рисков.

Объединения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по согласованию с таможенными органами вправе утверждать рекомендации по применению их членами систем внутреннего контроля;

1.10. юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей активировало личный электронный кабинет, созданный на базе единого портала электронных услуг, и (или) является владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) абонентом системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь.

Законодатель в ТК ЕАЭС в ст.405 п.п.3) прописал обязанности таможенного представителя, а именно: «не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов;