Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
ANGER
3
05.06.2025

Возражения по пункту 36 законопроекта:

36. В статье 310:

пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания: «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.»;

пункт 2 дополнить подпунктами 2.6 и 2.7 следующего содержания: «2.6. аттестат соответствия системы защиты информации информационной системы требованиям по защите информации;

2.7. документ, подтверждающий значения финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданный аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) – возражения по данному подпункту приведены в предыдущем сообщении в части возражений по пункту 28 законопроекта. Дополнительно отметим, что необходимость аудиторской оценки влечет для организаций дополнительные финансовые обременения, которые не могут быть признаны обоснованно необходимыми в условиях постоянного анализа финансовой устойчивости организаций при выдаче банковских гарантий.

   Действующим законодательством установлены эффективные требования к вопросам обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных представителей, которые не нуждаются в изменении в сторону очевидного ужесточения.

Так, в силу пп. 1.9, пп. 1.10 п. 1 ст. 310 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 22.04.2024) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» обязательными условиями включения в реестр таможенных представителей являются:

1.9. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей:

внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;

требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;

порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;

порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.

Юридическое лицо самостоятельно определяет систему внутреннего контроля, в том числе внутреннюю оценку рисков.

Объединения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по согласованию с таможенными органами вправе утверждать рекомендации по применению их членами систем внутреннего контроля.

1.10. юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей активировало личный электронный кабинет, созданный на базе единого портала электронных услуг, и (или) является владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) абонентом системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь.

Таким образом, информационная безопасность деятельности таможенных представителей достаточно и эффективно обеспечена действующими нормативно установленными механизмами, отвечающими требованиям таможенного законодательства ЕАЭС, взаимодействие с таможенными органами осуществляется в порядке, установленном законодательством.

При этом отметим, что ужесточение регулирования деятельности профессиональных участников рынка в указанной части (при обмене информацией с таможенными органами), никак не исключает вероятность распространения аналогичной информации (относящейся к товару, перевозке, сторонах и т.п.) грузоотправителями, перевозчиками, грузополучателями и т.д., документооборот с которыми и между которыми не может быть обеспечен строгими мерами защиты.

Указанное свидетельствует о том, что предложение законопроекта направлено не на достижение реального эффекта в сфере информационной безопасности, а является лишь косвенным механизмом ограничения деятельности таможенных представителей из среды малого и среднего бизнеса, для которых следование требованию об аттестации соответствия системы защиты информации информационной системы требованиям по защите информации повлечет несоизмеримые расходы по сравнению с прогнозируемыми доходами.

Таким образом, указанное положение подлежит исключению из законопроекта.

В целом, отметим, через законопроект «красной нитью» проводится идея усложнения любыми путями доступа к рынку услуг таможенных представителей организациям частной формы собственности из числа представителей мелкого и среднего бизнеса. При этом внесение изменений в регулирование деятельности таможенных представителей Законом «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» приурочено, в первую очередь, к реализации положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 по вопросам электронной торговли, хотя данный акт не ставит перед государствами-членами ЕАЭС никаких новых обязательств в части дополнительного регулирования, а точнее ограничения деятельности таможенных представителей.

Отметим, что ни одним государством-членом ЕАЭС в своих национальных законодательствах не установлено для таможенных представителей таких мер регулирования, которые ставят под угрозу существование частного сектора в данной сфере рынка. Аналогичное относится к законодательству ЕАЭС. То обстоятельство, что предлагаемые законопроектам требования не содержаться в Таможенном кодексе ЕАЭС и ином законодательстве ЕАЭС, само по себе свидетельствует об их избыточности.

Кроме того, таможенные представители ставятся в невыгодное положение и по сравнению с большинством иных представителей рынка таможенных услуг, в отношении которых аналогичных предложений законопроектом не вносится. Указанное свидетельствует о произвольности предложений законопроекта, их не обусловленности реальными потребностями общества и государства, рынка таможенных услуг.

Приведенное обоснование законопроекта в относящейся к таможенным представителям части сводится всего к двум предложениям общего характера, которые могут лишить бизнеса и (или) места работа сотни и тысячи людей. Ни правового, ни финансово-экономического обоснования тем или иным новеллам не приведено, реальных доказательств необходимости принятии данных положений, включая статистические выкладки, обосновывающие недостаточность финансово-обеспечительных мер, имеющихся в законодательстве на сегодняшний день, также не представлено. Аналогичное относится к предложению о повышенных мерах защиты информации. Каких-либо примеров причинения кому-либо какого-либо вреда в результате использования действующих механизмов защиты информации в обоснование необходимости их модернизации не приведено.

Убеждены, что на сегодняшний день надежность и финансовая устойчивость таможенных представителей и защита информации, предоставляемой данными субъектами, уже достаточно обеспечены и гарантированы, в связи с чем нет необходимости ставить под угрозу существования целый сектор услуг.

DanaKa
2
06.06.2025
Предложенные
изменения:
·       Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций
Исключить данную норму, так как:
Статья 11 Трудового Кодекса Республики Беларусь гласит, что труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда
Данная норма ограничивает это право. Также статьей 14 этого же Кодекса запрещается: дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника (какая специфика трудовой функции у специалиста по таможенному декларированию, которая не позволяет ему работать на совместительству в свободное от работы время?)
В дополнение к этому п. 1 ст. 82 ТК ЕАЭС: таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами. Почему ограничение коснулось только специалистов по таможенному декларированию, работающего у таможенного представителя? Если специалист работает у УЭО он также спокойно может работать и в другой организации отличной от таможенного представителя, где будет выполнять все те же таможенные операции, что создает неравные условия на рынке труда.
ОЛЬГА ПЕТРОВНА
3
06.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта нпа: 28.
Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего содержания «право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;  Противоречие иным нормам законодательства (гражданский кодекс рб, статьи 47-1. Гражданского кодекса республики беларусь   «1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов» (это по форме организации оао и зао))   Финансовое состояние таможенных представителей проверяется банками, когда выдается банковская гарантия: согласно требованиям установленным национальным банком республики беларусь, а именно оценивает финансовое состояние предприятия анализируя бухгалтерскую отчетность, рентабельность, задолженность, проверяет кредитную историю предприятия, оценивает платежную дисциплину. Каждое предприятие, получая банковскую гарантию в обязательном порядке подтверждает свою способность погасить свою задолженность при не выполнении своих обязательств предоставлением в банк гарантийного депозита путем внесение денежных средств на р/с банка, оформление залога недвижимого имущества, транспорта. Ежеквартально предприятие по требованию банка предоставляет бухгалтерский баланс предприятия и отчетность о прибыли и убытках. Соответственно, на таможенного представителя возлагаются повышенные дополнительные требования, которые ничем не обоснованы. В настоящее время условия включения в реестр таможенных представителей предусмотренные ст.402 таможенного кодекса еаэс, в должной мере обеспечивают обязательства таможенного представителя перед кредиторами, а именно: - наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов; - предоставление обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. Евро. Также следует напомнить, что таможенный представитель несет солидарную ответственность с декларантом в соответствии с п.4 ст. 405 таможенного кодекса еаэс.   Действующим законодательством установлены достаточно однозначные, эффективные нормы для включения юридического лица в реестр таможенных представителей.
ОЛЬГА ПЕТРОВНА
3
06.06.2025
Финансовая устойчивость которых соответствует
значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 таможенного кодекса еаэс Данная норма относится к уэо 2 и 3 типов, которые имеют расширенные права и обязанности, которые никак не имеют таможенные представители В статье 310: пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания: «1.11. Наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном оперативно-аналитическим центром при президенте республики беларусь.» Таможенные представители пользуются лицензионным продуктом РУП «белтаможсервис», ежемесечно оплачивая услуги по использованию данного продукта. Логично предположить, что данный прогаммный продукт защищен достаточно для того, чтобы взаимодействовать с программными продуктами таможенных органов.  Возможно, данная норма будет корректна для таможенных представителей, осуществляющих таможенное оформление стратегических предприятий республики беларусь, например «гродно-азот», но не более этого. Почему именно таможенные представители (не уэо 2 и 3 типов, не владельцы свх и т.д.) должны обеспечивать такую систему защиты? Не приведен ни один аргумент для внесения данной нормы конкретно для таможенного представителя. Это нововведение необоснованно выделяет таможенных представителей из числа иных участников сферы таможенного дела, возлагая на них дополнительную ответсвенность и огромные финансовые затраты. Все вышеперечисленные предлагаемые изменения противоречат: директиве президента № 4 от 31.12.2010г. (1-е два раздела особенно актуальны): 1. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.; Закону Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З (ред. от 03.04.2024) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» - ст. 5 "запрет на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты (принцип недопустимости антиконкурентных действий (бездействия) государственных органов").  Требования для включения вреестр таможенных представителей не просто ужесточаются, а становятся «драконовскими» Предлагается полностью исключить вышеперечисленные изменения.
Irina Sirius
4
06.06.2025

В п.28 ст.1 проекта Закона Республики Беларусь
«Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – проект Закона) предлагается дополнить п.3 ст. 298 Закона частью следующего содержания: если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности (далее – Требование №1).

Таки образом, нормативно предлагается закрепить возможность оказания услуг в сфере таможенного представительства юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы, исключительно за таможенными представителями, имущество которых находится в государственной собственности.

В п.36 ст.1 проекта Закона предлагается ст. 310 п.1 Закона дополнить подп. 1.11 следующего содержания: наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (далее – Требование №2).

Таким образом, предлагается установить дополнительное требование для таможенных представителей, которое касается необходимости наличия у последних определенной системы защиты информации информационной системы.

В информации о необходимости принятия Закона указано, что установление данных дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению, а также необходимостью обеспечения надежности и финансовой устойчивости таможенных представителей.

По мнению разработчиков проекта Закона, дополнительные требования к специалисту по таможенному декларированию и лицам, совершающим таможенные операции, позволят сократить количество нарушений законодательства о таможенном регулировании и исключить конфликт интересов.

Иных аргументов, которые направлены на обоснование необходимости изменения требований к таможенным представителям, в данном документе не приводится.

Представляется, что действующий в настоящее время подход законодателя к правовому регулированию требований, которым должны соответствовать таможенные представители, в полной мере является достаточным. Экономико-правовых оснований для закрепления данных требований к таможенным представителям не имеется.

I. Настоящим представляем следующие замечания относительно установления в отношении таможенных представителей Требования №1, которое закреплено в проекте Закона.

1.1. При формулировании Требования №1 в п.28 ст.1 проекта Закона использован некорректный термин «национальная собственность».

Согласно п.1 ст.213 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы (п.2 ст.213 ГК).

Думается, что разработчиками проекта Закона под «национальной собственностью» имелась в виду «государственная собственность».

1.2. Информация о необходимости принятия проекта Закона не содержит обоснования установления Требования №1 для таможенных представителей.

Анализ информации о необходимости принятия проекта Закона указывает на то, что в данном документе отсутствует конкретное обоснование установления Требования №1 для таможенных представителей.

Представляется, что разработчиком указанное требование могло устанавливаться для исключения конфликта интересов, о чем указано в информации о необходимости принятия проекта Закона.

Вместе с тем, полагаем необходимым указать следующее.

Во-первых, возможность оказания услуг в сфере таможенного представительства юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы, исключительно за таможенными представителями, имущество которых находится в государственной собственности, не исключает конфликт интересов. Конфликт интересов - это ситуация, при которой личные интересы не только государственного должностного лица, но и его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение служебных (трудовых) обязанностей (абз. 12 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией»): при принятии решения, участии в принятии решения, совершении других действий по службе (работе). Следовательно, конфликт интересов может иметь место и при вступлении в гражданско-правовые отношения субъектов хозяйствования, имущество которых находится в государственной собственности.

Во-вторых, если следовать данному подходу («исключение конфликта интересов»), то такие требования законодательства следует распространять на все иные сферы гражданского оборота: оказание иных услуг, выполнение работ, поставка товаров и др. Т.е. вступать в гражданские правоотношения с субъектами хозяйствования, имущество которых находится в государственной собственности, смогут исключительно юридические лица государственной формы собственности. Думается, что следование по указанному пути не будет способствовать развитию экономики Республики Беларусь и всех форм собственности.

1.3. Требование №1, которому должны будут соответствовать таможенные представители, противоречит законодательным актам Республики Беларусь.

1) Согласно части 2 ст.13 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция), государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 3 ст.13 Конституции).

Норма, закрепленная в части 2 ст.13 Конституции, является фундаментом правового регулирования, направленного на построение экономических отношений на принципе равенства форм собственности и добросовестной конкуренции.

Закрепление возможности оказания услуг в сфере таможенного представительства юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы, исключительно за таможенными представителями, имущество которых находится в государственной собственности, вступает в противоречие с гарантированными равными условиями для развития всех форм собственности и принципом добросовестной конкуренции.

2) Частью 2 п.3 ст.15 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) предусмотрено, что директивы Президента Республики Беларусь (указы программного характера) издаются в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное социальное и экономическое значение.

П.п. 1 и 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива) предусмотрено, что в целях повышения конкурентоспособности белорусской экономики и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития необходимо обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности, создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.

В Директиве указано, что одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь является инициатива и предпринимательство. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности (государственных и частных) и в конечном итоге - созданием безбарьерной деловой среды. Главный принцип в этой сфере: конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо.

Как нам представляется, Требование №1 вступает в противоречие с установленными Директивой целями и мерами, направленными на создание благоприятных условий для развития белорусской экономики в условиях конкуренции субъектов хозяйствования.

3) В 2010 году был принят Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который был направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.

Согласно части 1 ст.5 указанного Закона, государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

В части 1 п.2 решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 22.06.2010 г. №р-462/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Решение) указано, что конституционные принципы предоставления государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантирования равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статьи 13, 44) нашли развитие в проверяемом Законе.

В п.3 Решения Конституционный Суд отметил, что согласно Конституции государство гарантирует равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 4 ст. 13), а собственник вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2 ст. 44). Из анализа статьи 22 Конституции следует, что эти права гарантируются и реализуются на основе принципов равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Думается, что Требование №1 вступает в противоречие с положениями Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», а также с позицией Конституционного Суда Республики Беларусь, отраженной в Решении.

1.4. Установление Требования №1, которому должны соответствовать таможенные представители, фактически нивелирует для бюджета Республики Беларусь две гарантии поступления таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь:

- со стороны таможенных представителей в порядке исполнения последними солидарной обязанности;

- со стороны учредителей (собственников) юридических лиц (таможенных представителей) в порядке возможного привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве таможенного представителя.

1) В соответствии с п.4 ст.405 Таможенного кодекса Eвразийского экономического союза (далее - ТК), в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

При наступлении предусмотренных в соответствии с настоящим Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением ряда случаев (п.5 ст.405 ТК).

В случае, если солидарную обязанность исполняет таможенный представитель, имущество которого находится в государственной собственности, фактически происходит уплата таможенных платежей за счет бюджетных средств. Иная ситуация, когда солидарную обязанность исполняет юридическое лицо, имущество которого находится в частной собственности.

2) Частью 1 ст. 9 Закона от 13.12.2022 г. №227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» предусмотрено, что собственник имущества унитарного предприятия, признанного банкротом, учредители (участники) юридического лица, признанного банкротом, или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам такого юридического лица при недостаточности у него имущества в случае, если банкротство юридического лица было вызвано виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законом и иными законодательными актами.

Таким образом, в случае невозможности исполнить солидарную обязанность непосредственно таможенным представителем, обеспечить поступление таможенных платежей могут учредители (участники) юридического лица «частной формы собственности» в порядке привлечения последних к субсидиарной ответственности по долгам таможенного представителя.

Заключение.

На основании вышеизложенного полагаем, что отсутствуют как юридические, так и экономические основания для установления Требования №1, которому должны соответствовать таможенные представители.

II. Настоящим представляем следующие замечания относительно установления в отношении таможенных представителей Требования №2, которое закреплено в проекте Закона.

2.1. Информация о необходимости принятия проекта Закона не содержит обоснования установления Требования №2 для таможенных представителей.

2.2. Указом Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 №196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации» установлено, что разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам технической и криптографической защиты информации отнесены к компетенции Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (далее – ОАЦ).

1) Согласно части 3 ст.28 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации), требования по защите информации в государственных информационных системах, а также информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяются законодательством.

2) Согласно п.4 Положения о технической и криптографической защите информации, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации» (далее - Положение), государственное регулирование и управление в сфере технической и криптографической защиты информации осуществляются Президентом Республики Беларусь и ОАЦ.

Согласно части 1 ст.85 Конституции, Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

П.п. 6.1, 6.3, 6.10 Положения предусмотрено, что ОАЦ определяет приоритетные направления технической и криптографической защиты информации, осуществляет контроль за технической и криптографической защитой информации в организациях, разрабатывает проекты актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, и принимает такие акты по вопросам технической и криптографической защиты информации.

3) Таким образом, правовое регулирование вопросов технической и криптографической защиты информации Указом отнесены к компетенции исключительно ОАЦ.

В силу п.13.6 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 г. №228, Государственный таможенный комитет вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проекты нормативных правовых актов по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

2.3. Для иных субъектов гражданского оборота, которые обрабатывают аналогичные документы в своей деятельности, законодательством не установлено требований относительно наличия системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями.

1) Отметим, что аналогичные документы при осуществлении своей деятельности обрабатывают схожие по своей правовой природе с таможенными представителями субъекты: владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, таможенные перевозчики, уполномоченные экономические операторы, адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и др.

Вместе с тем, законодательством не установлено Требования №2 для указанных выше субъектов гражданского оборота, что считаем обоснованным.

2) Согласно части 2 ст.13 Конституции, государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту.

Думается, что Требование №2 вступает в противоречие также с положениями как Директивы, так и Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

2.4. Установление Требования №2 – это дополнительный барьер для осуществления деятельности в сфере таможенного представительства.

1) Согласно п.4 ст.45 Закона о НПА, прогнозирование финансово-экономических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется на основе оценки влияния последствий принятия (издания) нормативного правового акта на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу, а также общей оценки последствий принятия (издания) нормативного правового акта для доходов и расходов граждан и юридических лиц.

2) Установление Требования №2 приведет к сокращению субъектов хозяйствования, в первую очередь малого предпринимательства, в сфере таможенного представительства, так как финансовые затраты для соответствия новому требованию составят значительные суммы (десятки тысяч рублей), что, в свою очередь, повлечет за собой:

- увеличение сроков таможенного декларирования;

- увеличение стоимости услуг таможенных представителей, следовательно, и увеличение цен на товары и услуги на рынке Республики Беларусь;

- снижение качества оказываемых услуг и, как следствие, рост нарушений таможенного законодательства;

- увеличение нагрузки на таможенные органы Республики Беларусь в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства;

- уменьшение налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь в связи с ликвидацией ряда компаний, которые в настоящее время выполняют функции таможенных представителей.

3) В силу абз.4 части 2 пункта 6 ст.45 Закона о НПА прогнозированию социальных последствий подлежат проекты нормативных правовых актов, оказывающие влияние на уровень жизни граждан, занятость и рынок труда, условия и оплату труда, социальное обеспечение.

Принятие рассматриваемого изменения законодательства повлечет за собой в связи с ликвидацией ряда компаний увеличение уровня безработицы и, следовательно, снижение уровня доходов граждан, а также уменьшение взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Заключение.

На основании вышеизложенного полагаем, что отсутствуют как юридические, так и экономические основания для установления Требования №2, которому должны соответствовать таможенные представители.

Виталий Соболевский
2
06.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Пункт 2 статьи 308 «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у
таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.»


Абсолютно согласен с подходом таможенных
органов, если специалист работает у там. представителя и почему то стал работать совместителем у другого импортера/экспортера,  значит этот специалист увел клиента у там. представителя и втихую "халтурит"  а мы это не всегда знаем. Соответственно это норма только на пользу честному бизнесу.  Так-же поддерживаю ,  изменения «3. Работникам, состоящим в трудовых отношениях с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с  непосредственным совершением таможенных операций. Сотрудники которые подают декларации в 3 и более компаниях, мы их называем "серыми декларантами" они в первую очередь приносят вред тем юр лицам которые согласились на их условия работы, т.к. эти "серыми декларанты"  не отвечают своими финансами за последствия которые могу возникнуть в результате их работы. И конечно они забирают у нас клиентов не неся при этом ни каких финансовых нагрузок. Если есть законный способ отрегулировать данный вопрос , то это очень правильно.   По информационной безопасности,  подходы правильные, это шаг вперед. Мало всем  вредят телефонные аферисты, а если что похожее произойдет из-за потери данных  от нас, то последствия могут быт намного серьезней, вспомните 90 -е как подделывались платежки и уплывали деньги. Сегодня другое время и рисков из за потери данных становится намного больше.  
ЮАП
2
06.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Пункт 11 Законопроекта – пункт 3 статьи 72 «Работниками, состоящим в трудовых отношениях с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций».


Пункт 11 Законопроекта – пункт 3 статьи
72 «Работниками, состоящим в трудовых отношениях с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций».

Предлагаю данный пункт исключить из законопроекта по следующим обоснованиям:

- противоречит всем нормам действующего законодательства (согласно ст. 41 Конституции Республики Беларусь - Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда; согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь – граждане Республики Беларусь могут выполнять работу по совместительству - выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же или у другого (ДРУГИХ) нанимателя (нанимателей) на условиях другого трудового договора (ч.1 ст.343 ТК)).

И совместительство, и совмещение никак не противоречит трудовому законодательству.

- даже при неполной загруженности (не на полную ставку) специалиста по таможенному оформлению предприятие имеет право на наличие грамотного, квалифицированного специалиста, который, даже при наличии нештатных ситуаций в положенные сроки, без задержек и ошибок выполнит работу;

- полностью отсутствуют доказательства нарушений законодательства о таможенном регулировании или возникновения конфликтов интересов если специалист работает более чем в двух организациях.

Проект Закона п.28. Финансовая устойчивость должна соответствовать значению, определенному согласно п.7 ст.433 Таможенного Кодекса ЕАЭС.

Исключить.

Обоснование:

Таможенный представитель, претендуя на включение в реестр, уже обязан был подтвердить свою финансовую устойчивость. Таможенный Кодекс определяет ст.402 п.п 2) «обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Комиссией»

РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ 15 сентября 2017 г. № 64 п 1.  «Установить, что обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставление которого является условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей, предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро.»

При выдачи банковской гарантии банк применяет критерии финансовой устойчивости, согласно требованиям установленным Национальным Банком Республики Беларусь, а именно оценивает финансовое состояние предприятия анализируя бухгалтерскую отчетность, рентабельность, задолженность, проверяет кредитную историю предприятия, оценивает платежную дисциплину. Каждое предприятие получая банковскую гарантию в обязательном порядке подтверждает свою способность погасить свою задолженность при не выполнении своих обязательств предоставлением в банк гарантийного депозита путем внесение денежных средств на р/с банка, оформление залога недвижимого имущества, транспорта. Предприятие обязано обосновать необходимость получения банковской гарантии и подтвердить полномочия представителя, руководителя организации. Ежеквартально предприятие по требованию банка предоставляет бухгалтерский баланс предприятия и отчетность о прибыли и убытках. Причем такая система требований во всех банках, в которых обслуживается организация.

АТП
3
06.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 28 Элемент текста : пункты 28, 36, 38-40 законопроекта


По пункту 28 проекта Закона – из предложенной
редакции п. 3 ст. 298 исключить слова «реестр таможенных представителей и (или)».

По пункту 36 проекта Закона – из предложенных поправок в статью 310 - подпункт 2.7 исключить, пункт 3 - оставить в действующей редакции, подпункт 4.2 - исключить.

Внести соответствующие изменения в пункты 38, 39 и 40 проекта Закона.

        Обоснование.

Международными договорами и актами в сфере таможенного дела деятельность таможенного представителя строго регламентирована. При этом на протяжении последних 15 лет серьезно ужесточились требования для включения в соответствующий реестр и усилилась финансовая ответственность при осуществлении данного вида деятельности.

В рамках Таможенного кодекса таможенного союза 2009 года до 1 января 2012 г. таможенные представители обязаны были внести таможенному органу соответствующее обеспечение в размере не менее 1 млн. Евро. Впоследствии, понимая существенную финансовую нагрузку, сумма обеспечения в 2017 году была снижена до 500 тыс. Евро. Еще одно действующее условие осуществления деятельности – наличие договора страхования риска нанесения ущерба представляемому таможенным представителем лицу в размере 10 тысяч базовых величин.

Дополнительное условие о формировании уставного фонда в размере не менее 10 000 базовых величин является не только избыточной, ничем не обоснованной финансовой нагрузкой, но и противоречит Гражданскому Кодексу Республики Беларусь.

Дополнительное условие соответствия финансовой устойчивости значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС, не только бессмысленно, так как показатели, характеризующие финансовую устойчивость, изучаются банками и страховыми организациями при подтверждении действующих условий включения в реестр таможенных представителей, но и противоречит содержанию самой статье 433 Таможенного кодекса ЕАЭС, в которой идет речь исключительно о уполномоченных экономических операторах.

Что касается предлагаемой нормы, устанавливающей ограничение на оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь только таможенными представителями, имущество которых находится в национальной собственности. Непонимание аргументов преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над частными предприятиями считаю, что вносимые изменения, противоречащие Конституции Республики Беларусь, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», попытка монополизировать данный вид деятельности, в первую очередь предприятием, учредителем которого является ГТК РБ.

Исключение из состава учредителей таможенного представителя участников из недружественных государств, считаю вопросом политическим, который необходимо решать комплексно, а не в рамках рассматриваемого законопроекта. Вместе с этим необходимо заметить, что принятие подобных решений только в отношении таможенного предстателя снижает значимость вносимой инициативы. Возникает закономерной вопрос, чем хуже или лучше иные лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела или уполномоченные экономические операторы?

Ян1992
2
06.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : 34. Пункт 2 статьи 308 дополнить частью следующего содержания: «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.».


Абсолютно необоснованное требование. Непонятно,
чем заслужили такие "почет и уважение" именно специалисты по таможенному декларированию, работающие у таможенного представителя. Представители иных субъектов в области таможенного дела могут обладть гораздо большим объемом информации в отношении совершаемых таможенных операций, но исходя из предложенных изменений, могут выполнять не более чем в двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.  ГТК Республики Беларусь, как госорган, обязан в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (абз.2 ст. 59 Конституции Республики Беларусь), а не ограничивать лицам конституционное право на труд (ст. 41 Конституции Республики Беларусь) и препятствовать исполнению конституционной обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56 Конституции Республики Беларусь).
декларант_инфо
1
06.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 1 Подпункт : 11


НОРМА - 36. В статье 310: пункт 1 дополнить подпунктом
1.11 следующего содержания: «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.» Дополнение к уже имеющимся комментариям по данному пункту!!! Требования к системам защиты информации согласно п.п.1.11 (вышеуказанному) являются весьма жесткими и требуют от таможенным представителей прохождения дорогостоящего процесса лицензирования, приобретения дорогостоящего оборудования и т.д. Ориентировочные затраты могут составить в районе 80-100 тыс. бел рублей, что может стать неподъемной суммой для малого и среднего бизнеса. Подавляющее большинство таможенных представителей пользуется программным продуктом Е-Декларант. Данное программное обеспечение (ПО) обладает функцией защиты данных, подпись деклараций осуществляется при помощи электронного ключа (ЭЦП), что обеспечивает защиту информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл». Так же стоит отметить, что все там. представители при обработке входящих персональных данных руководствуются Законом РБ от 07.05.2021 № 99-З О защите персональных данных, что обеспечивает безопасность и "правильность" обработки данных. Соответственно классы типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл» уже обрабатываются корректно, крупных утечек информации в РБ в сфере международных перевозок и таможенного декларирования не фиксировалось, что свидетельствует о стабильности в данном вопросе на рынке. Так же стоит отметить, что такие высокие требования к инф. безопасности, для рынка грузоперевозок, предъявлены только таможенным представителям, и не касаются иных субъектов (к примеру УЭО). Данное требование является избыточным, защита таможенными представителями своих информационных систем уже осуществляется на должном высоком уровне уровне.  
MaRa1407
1
06.06.2025

Присоединяюсь к позиции участников обсуждения
в части необходимости исключить из проекта Закона норм касающихся включению и нахождения в реестре таможенных представителей юридических лиц.  

Обоснования, предложенные инициатором, являются надуманными и необъективными. Отсутствуют юридические и экономические обоснования.

Предлагаются самые жесткие нормы в ЕАЭС   (увеличение уставного фонда, аудит финансовой деятельности. наличие систем защиты информации, право оформлять государственные компании только государственным таможенным представителям)   включения в реестр таможенных представителей юридических лиц и нахождения в этом реестре по сравнению с коллегами из других государств - членов.

На сегодняшний день для сравнения в  реестре таможенных представителей Республики Беларусь находится меньше юридических лиц по сравнению с государствами членами  таможенного Союза:

для Республики Армения – 204 ТП (население страны – 3 015 400 чел.);

для Республики Беларусь – 79 ТП (9 155 978 чел.);

для Республики Казахстан – 242ТП (20 286 084 чел.);

для Кыргызской Республики – 123ТП (7 254 000 чел.);

для Российской Федерации – 772ТП.

То, что инициатор изменений предлагает, нарушает ст.18 Договора о создании Союзного государств, «к совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся: гармонизация и унификация законодательства государств-участников».  Противоречит Гражданскому Кодексу РБ, статья 47-1, Закону Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ Статья 28. и ст. 91,  ДЕКРЕТУ  ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 16 января 2009 г. № 1.  

    Законом о таможенном регулировании определено Ст.1 п.1 установлено: «Государственный таможенный комитет обеспечивает выполнение задач в сфере таможенного дела и единообразие применения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Республики Беларусь, иных международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее, если не установлено иное, – ЕАЭС), и законодательства о таможенном регулировании всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь»

Учитывая существующие противоречия между действующими нормами права и предлагаемыми изменениями в Закон (п.28 в ст.298 п.3, в п.36 проекта в ст.310 п.1 дополнить п.п. 1.1,1)   предложенные инициатором изменения необходимо исключить.