Возражения по пункту 36 законопроекта:
36. В статье 310:
пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания: «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.»;
пункт 2 дополнить подпунктами 2.6 и 2.7 следующего содержания: «2.6. аттестат соответствия системы защиты информации информационной системы требованиям по защите информации;
2.7. документ, подтверждающий значения финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданный аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) – возражения по данному подпункту приведены в предыдущем сообщении в части возражений по пункту 28 законопроекта. Дополнительно отметим, что необходимость аудиторской оценки влечет для организаций дополнительные финансовые обременения, которые не могут быть признаны обоснованно необходимыми в условиях постоянного анализа финансовой устойчивости организаций при выдаче банковских гарантий.
Действующим законодательством установлены эффективные требования к вопросам обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных представителей, которые не нуждаются в изменении в сторону очевидного ужесточения.
Так, в силу пп. 1.9, пп. 1.10 п. 1 ст. 310 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 22.04.2024) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» обязательными условиями включения в реестр таможенных представителей являются:
1.9. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей:
внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;
требования к работникам, в должностные обязанности которых входят совершение и (или) организация таможенных операций, а также к работникам, ответственным за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации;
порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.
Юридическое лицо самостоятельно определяет систему внутреннего контроля, в том числе внутреннюю оценку рисков.
Объединения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по согласованию с таможенными органами вправе утверждать рекомендации по применению их членами систем внутреннего контроля.
1.10. юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей активировало личный электронный кабинет, созданный на базе единого портала электронных услуг, и (или) является владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) абонентом системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь.
Таким образом, информационная безопасность деятельности таможенных представителей достаточно и эффективно обеспечена действующими нормативно установленными механизмами, отвечающими требованиям таможенного законодательства ЕАЭС, взаимодействие с таможенными органами осуществляется в порядке, установленном законодательством.
При этом отметим, что ужесточение регулирования деятельности профессиональных участников рынка в указанной части (при обмене информацией с таможенными органами), никак не исключает вероятность распространения аналогичной информации (относящейся к товару, перевозке, сторонах и т.п.) грузоотправителями, перевозчиками, грузополучателями и т.д., документооборот с которыми и между которыми не может быть обеспечен строгими мерами защиты.
Указанное свидетельствует о том, что предложение законопроекта направлено не на достижение реального эффекта в сфере информационной безопасности, а является лишь косвенным механизмом ограничения деятельности таможенных представителей из среды малого и среднего бизнеса, для которых следование требованию об аттестации соответствия системы защиты информации информационной системы требованиям по защите информации повлечет несоизмеримые расходы по сравнению с прогнозируемыми доходами.
Таким образом, указанное положение подлежит исключению из законопроекта.
В целом, отметим, через законопроект «красной нитью» проводится идея усложнения любыми путями доступа к рынку услуг таможенных представителей организациям частной формы собственности из числа представителей мелкого и среднего бизнеса. При этом внесение изменений в регулирование деятельности таможенных представителей Законом «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» приурочено, в первую очередь, к реализации положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 по вопросам электронной торговли, хотя данный акт не ставит перед государствами-членами ЕАЭС никаких новых обязательств в части дополнительного регулирования, а точнее ограничения деятельности таможенных представителей.
Отметим, что ни одним государством-членом ЕАЭС в своих национальных законодательствах не установлено для таможенных представителей таких мер регулирования, которые ставят под угрозу существование частного сектора в данной сфере рынка. Аналогичное относится к законодательству ЕАЭС. То обстоятельство, что предлагаемые законопроектам требования не содержаться в Таможенном кодексе ЕАЭС и ином законодательстве ЕАЭС, само по себе свидетельствует об их избыточности.
Кроме того, таможенные представители ставятся в невыгодное положение и по сравнению с большинством иных представителей рынка таможенных услуг, в отношении которых аналогичных предложений законопроектом не вносится. Указанное свидетельствует о произвольности предложений законопроекта, их не обусловленности реальными потребностями общества и государства, рынка таможенных услуг.
Приведенное обоснование законопроекта в относящейся к таможенным представителям части сводится всего к двум предложениям общего характера, которые могут лишить бизнеса и (или) места работа сотни и тысячи людей. Ни правового, ни финансово-экономического обоснования тем или иным новеллам не приведено, реальных доказательств необходимости принятии данных положений, включая статистические выкладки, обосновывающие недостаточность финансово-обеспечительных мер, имеющихся в законодательстве на сегодняшний день, также не представлено. Аналогичное относится к предложению о повышенных мерах защиты информации. Каких-либо примеров причинения кому-либо какого-либо вреда в результате использования действующих механизмов защиты информации в обоснование необходимости их модернизации не приведено.
Убеждены, что на сегодняшний день надежность и финансовая устойчивость таможенных представителей и защита информации, предоставляемой данными субъектами, уже достаточно обеспечены и гарантированы, в связи с чем нет необходимости ставить под угрозу существования целый сектор услуг.
Правовой форум