Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
alog
2
02.06.2025
П 28 (п. 3 ст. 298) в проекте закона, а именно
"«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:  сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;" жестко ограничивает вход на рынок новых игроков малого и среднего бизнеса, а также повлечет за собой исключение таких представителей бизнеса (малых и средних) из реестра действующих таможенных представителей. Таким решением создаются дискриминационные условия, которые противоречат действующему законодательству Республику Беларусь (Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З  "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", директива Президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательства"). Ни в одной из стран-участниц ЕАЭС, в т.ч. в Российской Федерации, нет подобных ограничивающих требований. По следующему абзацу п.28 " финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС." хотелось бы ознакомиться с обоснованиями, отвечающими на вопрос: почему и для чего требования, предъявляемые к УЭО в соответствии со ст. 433 ТК ЕАЭС, будут применяться и для таможенных представителей? Таможенный представитель, в отличие от УЭО не имеет специальных упрощений при совершении таможенных операций. А также не является материально-ответственным лицом за товары.  Ст. 402 ТК ЕАЭС установлены адекватные условия для включения в реестр таможенных представителей. В соответствии с Решением Совета ЕЭК от 15 сентября 2017 г. № 64 установлен размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела и  претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя - 500 тыс. евро в эквиваленте. Для получения данной  банковской гарантии банком осуществляется анализ финансового состояния юридического лица, кредитной истории и деловой репутации, а также проводят оценку финансовой устойчивости и рисков. Поэтому считаем введение дополнительных требований излишними и необоснованными. П. 34 (п. 2 ст. 308)  «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.». Данное предложение противоречит Трудовому Кодексу Республики Беларусь. Деятельность специалистов по таможенному декларированию осуществляется в рамках правого поля. Для сокращения количества нарушений законодательства, как указано в обосновании, необходимо привлекать конкретных нарушителей к ответственности, а не поголовно ограничивать всем специалистам возможность работать, обеспечивая себе и своим семьям достойный уровень жизни. п 36.(п. 1 ст. 310) «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.». Данное требование корректнее было бы применять к разработчикам программных продуктов для набора и передачи электронных таможенных документов. У таможенных представителей есть обязанность в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС: «не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов.» Также в действующей редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З в пп. 1.9 п.1 ст. 310 уже имеются требования о наличии у таможенного представителя системы внутреннего контроля, а также пп.1.10 установлена необходимость наличия личного электронного кабинета, созданного на базе единого портала электронных услуг, и (или) являться владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с ОАИС для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) быть абонентом СМДО государственных органов Республики Беларусь. Считаем, что текущие требования, предъявляемые к таможенным представителям оптимальными и обоснованными.
Вячеслав Тушкин
7
02.06.2025

Пункт 11 Законопроекта В статье 72 дополнить
статью пунктом 3 следующего содержания:

3. Работниками, состоящим в трудовых отношениях с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций».

Пункт 34 Законопроекта пункт 2 статьи 308 дополнить частью следующего содержания:

«Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенным операций».

Предлагаю данные пункты исключить из законопроекта по следующим обоснованиям:

1. Данные пункты вводят необоснованные ограничения трудовой деятельности для специалистов по таможенному декларированию. В обосновании к законопроекту никак не обосновано, каким образом, данные ограничения «позволят сократить количество нарушений законодательства о таможенном регулировании и исключить конфликт интересов».

Каким образом, у специалиста по тд, работающего у таможенного представителя на основном месте работы и который занимаем должность специалиста по тд на малом производственном предприятии по совместительству или на 0,25 ставки возникает конфликт интересов или увеличивается количество нарушений законодательства о таможенном регулировании? На мой, взгляд, здесь нет никакой корреляции.

2. Данные ограничения могут нанести вред сфере таможенных отношений. В данной сфере основным ресурсом является человеческий ресурс – знания и компетенции специалиста по таможенному декларированию. Обучение специалиста по таможенному декларированию занимает не один год. Обучение специалиста по таможенному декларированию включает обучение (непосредственное приобретение знаний) и стажировку на рабочем месте. Таким образом, это значительные временным затраты. С учетом вышеизложенного, такие ограничения могут сделать сферу таможенного дела менее привлекательной для людей в качестве профессионального выбора, что в свою очередь, может привести к дефициту кадров в сфере таможенного дела, количественный дефицит приведет к снижению профессиональных компетенций, что уже в свою очередь может привести, в том числе, к увеличению ошибок, допускаемых специалистами по тд, которые будут влечь за собой нарушений законодательства о таможенном регулировании.

Сфера таможенного дела должна оставаться привлекательной для людей в качестве профессионального выбора т.к. существует конкуренция за профессионалов не только между участниками рынка таможенных услуг, но и между участниками рынка таможенных услуг и смежными отраслями, к примеру логистика, международная торговля и т.д.

Общение с компетентными специалистами по тд увеличивает экономическую привлекательность Республики Беларусь для внешних акторов. Отсутствие компетентных специалистов по тд – дополнительный барьер, который может сподвигунть на выбор иного государства-члена ЕАЭС для реализации экономических проектов внешним актором экономической деятельности.

Вячеслав Тушкин
7
02.06.2025

Пункты 23 и 26 Законопроекта содержат требования
об ограничении использования физическим лицом средств связи во время проведения таможенного контроля, дознания и ведения административного процесса. В соответствии с данными пунктам основным условием ограничения является «если такое использование препятствует проведению таможенного и иных видов контроля, дознанию и ведению административного процесса».

На мой взгляд данная формулировка является не точной (что, считаю противоречащим пункту 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» - одним из основных требований нормотворческой техники является краткость и точность изложения нормативных правовых предписаний), такая формулировка может повлечь неоднозначную трактовку данной нормы должностными лицами таможенных органов при исполнении должностных обязанностей, что может привести к нарушению права на получение юридической помощи, которое закреплено в статье 62 Конституции Республики Беларусь, к дополнительным конфликтным ситуациям между подконтрольными лицами и должностными лицами таможенных органов.

К примеру, в республиканских пунктах таможенного оформления отсутствует иная возможность получения быстрой юридической помощи, кроме мобильной связи. В них отсутствует возможность незамедлительного прибытия адвокатов, законных представителей юридических лиц. Более того РПТО является режимным объектом, в который прибытие лиц, не пересекающих границу, является затруднительным и требует временных затрат. Таким образом, оказание юридической помощи по средствам телефонной связи в таких условиях является естественным и логичным, способствует ускорению таможенного контроля.

Также отмечу, что данная норма дублируется: предлагается её внесение в статьи 214 и 258, что, на мой взгляд, противоречит норме, содержащейся в абзаце 2 пункта 3 статьи 28 Закона Республики Беларусь 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»: следует исключать дублирование нормативных правовых предписаний.

Таким образом, считаю, что данная норма должна быть уточнена – должны быть указаны, конкретные случаи, позволяющие ограничивать использование средств связи, необходимо исключить дублирование данной нормы, чтобы не создавать перегруженность закона, а также должна быть добавлена норма не допускающая использование ограничений по пользованию средствами связи для получения юридической помощи лицами в отношении которых проводятся контрольные мероприятия или ведется дознания, административный процесс.

Mari K
4
02.06.2025
Статью 311 дополнить абзацами следующего
содержания: «оказания таможенным представителем,
имущество которого не находится в национальной собственности, услуги в сфере таможенного дела юридическому лицу, имущество которого находится в национальной собственности.

Исключить.

Каким образом таможенный представитель, имущество которого не находится в национальной собственности, может точно быть уверен в том, что имущество лица, которому он окажет услугу, не находится в национальной собственности?

При заключении договора поручения и иных гражданских договор у клиента таможенного представителя нет обязанности предоставления полной версии уставного документа.

В настоящее время в Республике Беларусь не существует единого централизованного реестра юридических лиц с государственной (национальной) собственностью.

Mari K
4
02.06.2025

Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего
содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:

сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;

финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Одновременное соблюдение двух указанных условий приведет к тому, что многие действующие таможенные представителе не смогут их исполнить и буду вынуждены уйти с рынка таможенных услуг, что окажет отрицательное влияние на развитие социально-экономической сферы нашего государства: создание дискриминационных конкурентных условий, порождение монополизации, увеличение уровня безработицы.

Предлагаем исключить данные условия.

В крайнем случае - разрешить юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей самостоятельно выбрать исполнение одного из этих условий.

Ян1992
2
02.06.2025

Не мытьем так катаньем

Данный
фразеологизм пришел на ум после сравнения ранее опубликованного 22.04.2025 и обсуждаемого в настоящий момент Проекта об изменении Закона о таможенном регулировании в Республике Беларусь.

Во-первых: в обосновании необходимости внесения изменений в проект ЗАКОНА не приведено абсолютно никаких реальных доводов о необходимости изменения ЗАКОНА. Для таких изменений, как предлагались и предлагаются, необходимы неоспоримые факты с использованием статистических данных, указанием фактов и т.п.

1)                Какое противодействие санкционному давлению окажут предлагаемые изменения?

2)                Как скажется увеличение уставного фонда на повышение надежности и финансовой устойчивости таможенного представителя, если в настоящее время данные условия и так урегулированы в достаточной степени страхованием рисков и банковскими гарантиями?

3)                Каким образом усилится защита информации, с учетом того, что данной информацией уже владеет достаточное количество лиц (продавец, отправитель, таможенные органы иностранного государства, таможенные органы Республики Беларусь, получатель, покупатель, перевозчик, иные лица при необходимости получения дополнительных разрешений и т.д…), а также учитывая то, что практическое большинство таможенных представителей работает с программным обеспечением, разработанным и сопровождаемым РУП «Белтаможсервис», который, между прочим, также оказывает услуги в сфере таможенного дела?

4)                На сколько сократится количество нарушений таможенного законодательства при введении дополнительных требований к специалистам по таможенному декларированию, чтобы это обосновало ограничение граждан Республики Беларусь с из правом на труд, установленным Конституцией Республики Беларусь?

Во-вторых: предлагаемые инициатором изменения в Закон о таможенном регулировании приведут к исключению из реестра таможенных представителей организаций, которые многие годы профессионально работают на рынке таможенных услуг и имеют обширную клиентскую базу, оставив в реестре ограниченное количество предприятий, сформировав, таким образом, круг фирм, оказывающих таможенные услуги по принципу клубной культуры. Это приведет к снижению конкуренции, что повлияет на качество услуг, рост стоимости, падение профессиональной компетенции на рынке, ограничит выбор для потребителей услуги. Кроме этого предлагаемые нововведения существенно ограничивают или даже исключают появление на рынке новых таможенных представителей. С предлагаемыми условиями, без клиентской базы, без наличия квалифицированных специалистов в штате, без серьезного финансового ресурса, юридическому лицу, пожелавшему войти на рынок таможенных услуг, будет практически невозможно это сделать, что опять же приведет, при отсутствии конкуренции, к высокомерию и разгильдяйству оставшихся таможенных представителей.

Исходя из вышеизложенного предлагаю:

1.    абз. 1 и абз. 2 пункта 28 проекта Закона исключить. В данном пункте оставить только последний абзац, касающийся недружественных стран;

2.    п. 34 и п. 35 проекта Закона исключить;

3.    п. 36 проекта Закона исключить;

4.    абз. 1 п. 38 исключить;

5.    с абз. 2 и далее п. 40 (со слов «дополнить пункт подпунктами 1.14 и 1.15 следующего содержания..») исключить;

OLGA0206
1
02.06.2025

Чем вообще вызвано желание инициатора
вносить изменения в работающий без сбоя Закон в такой чувствительной сфере как таможенное право? Причем предложенные изменения в большей степени определяют порядок работы не рынка таможенных услуг, а определяют работу электронной торговли. Создается впечатление, что нормы изменяющие условия работы в таможенной отрасли специально спрятали за ширмой электронной торговли. Почему вносятся изменения в ст.298 «Общие положения» , а не в ст.310 «Особенности» где прописаны условия для таможенного представителя. Требования о финансовой устойчивости вообще не понятно, что делают в ст.298, аналогичные требования для УЭО внесены в ст.343 п.2.1 Закона «Условия включения в реестр УЭО».

         Увеличение уставного фонда до 10000 БВ- это нарушение существующего законодательства (Закона, Директивы, кодекса).

Требование о наличии систем защиты информации не имеет смысла, т.к. таможенный представитель последний кто видит документы, а передача деклараций происходит через программные продукты, разработанные предприятиями ,которые получили на это право. Самый массовый продукт используемый в Республике Беларусь это е-Декларант от РУП «Белтаможсервис». Обмен информацией между таможенным представителем и государственными органами происходит через систему ОАИС. Требования о наличии у таможенного представителя информационных технологий позволяющих использовать систему межведомственного электронного документооборота для информационного обмена содержится в ст.310 п.1.10 действующего Закона.

Для таких глобальных изменений должны быть существенные причины. Неужели имеется претензия к таможенным представителям по передачи информации, в результате чего был нанесен ущерб юридическому лицу или государству от деятельности именно таможенного представителя. Или может таможенный представитель отказался от выполнения своих финансовых обязательств в части выполнения солидарной ответственности в виду неудовлетворительного финансового состояния? Но это исключено, т.к. банк такому предприятию не выдаст гарантию, а само предприятие не сможет производить выплаты банку по своим обязательствам и не сможет сформировать гарантийный депозит, а таможенный орган взыщет задолженность с банковской гарантии.

     Предлагаемые нормы (увеличение уставного фонда, подтверждение финансовой устойчивости, наличие систем защиты информации) противоречат действующему законодательству Республики Беларусь, законодательству ЕАЭС. Ущемляют права граждан искусственно и необоснованно препятствуют развитию услуг в таможенной сфере.

Как кто то, уже верно замечал на форуме «Запреты не должны заменять разумное управления».

Константин_TP
6
02.06.2025

Оспариваемая норма

Из пункта 28 абзац Проекта Закона «О таможенном регулировании»: «Если сфера деятельности … включает оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы (далее — национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности».

Возражение

В соответствии с указанным абзацем частные таможенные представители, обладая всеми необходимыми кадровыми, технологическими и финансовыми ресурсами, оказываются отстранёнными от обслуживания предприятий госсектора, тогда как государственные операторы получают исключительное право на данный сегмент рынка. Это ограничивает конкуренцию, открывает возможности для бесконтрольного диктования цены за таможенные услуги со стороны государственных представителей, и снижает стимулы к повышению качества услуг.

При этом дискриминация затрагивает и сами предприятия национальной собственности: им придётся выбирать исключительно из числа государственных представителей, даже если частный брокер предлагает более выгодные условия или технологические решения. Свобода экономической деятельности субъектов госсектора тем самым ограничивается без достаточных на то оснований.

Существующие механизмы защиты чувствительной информации уже заложены в проекте. Запрет на допуск компаний с участием «недружественного» капитала блокирует потенциальные риски утечки данных о критических грузах. Дополнительная фильтрация всех остальных частных компаний по признаку собственности выглядит избыточной. При необходимости можно адресно выделить действительно стратегические товарные категории — военная продукция, двойного назначения, критическая инфраструктура — и потребовать от таможенных представителей, работающих с ними, аттестованной системы защиты информации (СЗИ).

Практическая реализация данной нормы также вызывает вопросы. Таможенный представитель сегодня не имеет прямого, оперативного инструмента для проверки того, является ли имущество клиента «национальной собственностью». Формально сведения об учредителях содержатся в  Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако интеграции с данным реестром у таможенных представителей нет; это платная административная процедура. Обновляется реестр не в режиме реального времени, а сама категория «национальная собственность» в ЕГР отсутствует как отдельный атрибут. Также обращаю внимание, что субъект хозяйствования может в любой момент изменить структуру капитала и не уведомить таможенного представителя, что создаст для последнего риски непреднамеренного нарушения. В итоге ответственность будет переложена на представителя.

Технологический эффект негативен и для госсектора. Монополизация данного сектора услуг государственными представителями может привести к очередям на терминалах, удорожанию оформления и снижению транзитной привлекательности коридора через Беларусь. Снижается давление конкуренции, а значит исчезают стимулы внедрять современные ИТ-решения. Также сложившаяся ситуация уменьшает интерес частных инвесторов к такому виду бизнеса.

Наконец, норма идёт вразрез с практикой, сложившейся в других странах. В странах ЕС нет разграничений по форме собственности: государственные компании свободно нанимают любого аккредитованного брокера. В ЕАЭС аналогичных барьеров нет; в России, напротив, законом прямо установлено, что таможенный представитель – исключительно частное юридическое лицо. Таким образом, предлагаемая конструкция противоречит общей логике Союза и принципам свободной конкуренции.

Предложение

Исключить из проекта данный абзац полностью, либо основательно его переработать и ввести адресный режим для реально стратегических грузов. Для их оформления разрешить работу только тем таможенным представителям (государственным или частным), которые получили аттестат соответствия СЗИ и прошли дополнительный аудит информационной безопасности. При этом возможно сохранить запрет на участие лиц из недружественных государств, который достаточен для защиты чувствительных данных.

Принятие указанных поправок сохранит контроль над стратегическими потоками, не подрывая при этом конкурентную среду и инвестиционную привлекательность таможенного рынка Республики Беларусь.

Irina Sirius
4
02.06.2025

В п.25 ст.1 проекта Закона предлагается
изложить п.3 ст.298 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 №129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в новой редакции, в которой право на включение в реестр таможенных представителей закрепляется за юридическими лицами, уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин.

В информации о необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» указано, что установление дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению, а также необходимостью обеспечения надежности и финансовой устойчивости таможенных представителей.

Иных аргументов, которые направлены на обоснование необходимости изменять требования к таможенным представителям, в данном документе не приводится.

Представляется, что действующий в настоящее время подход законодателя к правовому регулированию размера уставного фонда организаций, занимающихся таможенным оформлением, в полной мере является обоснованным и достаточным. Экономико-правовых оснований для установления повышенных требований к размеру уставного фонда не имеется на основании следующего.

1. Вид деятельности, который осуществляют таможенные представители, не предполагает установление специальных повышенных требований к уставному фонду.

1) Финансовое обоснование специальных требований к размеру уставного фонда связано с необходимостью обеспечения повышенной финансовой устойчивости компании и защиты интересов кредиторов при осуществлении предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики.

В Республике Беларусь, как и в иных государствах, законодатель пошел по пути установления повышенных требований к уставному фонду юридических лиц, деятельность которых связана с использованием финансовых инструментов, т.е. с обязательствами, которые приводят к возникновению финансового актива у одной стороны и финансового обязательства у другой (ценные бумаги, кредиты, депозиты, страхование), что является абсолютно обоснованным, так как в данной сфере необходимо создание механизмов гарантированного исполнения таких обязательств юридическими лицами, которые изначально аккумулируют денежные средства граждан и организаций.

2) Так, согласно постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.06.2015 №380 «О минимальном размере уставного фонда банка», минимальный размер уставного фонда создаваемого банка, в том числе в результате реорганизации, составляет 45 млн. белорусских рублей.

Пунктом 1 ст.14 Закона Республики Беларусь от 05.01.2024 №344-З «О страховой деятельности» предусмотрено, что минимальный размер уставного фонда страховой организации устанавливается в сумме, эквивалентной:

- 350 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды страхования, относящегося к страхованию жизни;

- 350 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды страхования, не относящегося к страхованию жизни;

- 500 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды обязательного страхования и (или) виды страхования, не относящегося к страхованию жизни, по которым страхователями выступают Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, государственные органы, государственные юридические лица, а также хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;

- 750 000 базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих исключительно перестраховочную деятельность.

В силу части 1 пункта 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

- 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ;

- 400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ.

3) Таможенные представители не работают с финансовыми инструментами, не аккумулируют сторонние денежные средства, а оказывают услуги по таможенному оформлению грузов, включая декларирование, расчет и уплату таможенных платежей, консультирование по таможенному законодательству, т.е. по своей правовой природе схожи с налоговыми консультантами, организациями, оказывающими юридические услуги, адвокатами.

Следовательно, отсутствуют экономические основания для установления специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей.

2. На сегодняшний день законодателем предусмотрены серьезные правовые механизмы, направленные на погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя.

1) В законодательстве Республики Беларусь предусмотрены следующие правовые механизмы, направленные на погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя:

- во-первых, частью 1 п.1.2 ст.310 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014№ 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон) предусмотрено, что юридическое лица для включения в реестр таможенных представителей должно иметь договор страхования гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, с установлением страховой суммы (лимита ответственности) по такому договору в размере не менее 10 000 базовых величин;

- во-вторых, исполнение обязанностей таможенного представителя обеспечивается денежными средствами, банковской гарантией, поручительством (часть 1 пункта 2 ст.307 Закона). При этом обеспечение исполнения обязанностей таможенного представителя предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро (п.1 решения Совета Евразийской экономической комиссии №64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя»).

2) Отметим, что на сегодняшний день в Республике Беларусь в сфере оказания консалтинговых услуг только для таможенных представителей установлен такой значительный обеспечительный механизм компенсации возможного ущерба от своей деятельности.

Так, страховая сумма по договору страхования ответственности коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию, за причинение убытков в связи с ее осуществлением не может быть менее одной тысячи базовых величин (пункт 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 №338 «О налоговом консультировании»). Для юридических лиц, оказывающих юридические услуги, обязательное страхование ответственности не предусмотрено.

3) Полагаем, что действующее правовое регулирование в полной мере позволяет обеспечить погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя.

3. Установление специальных повышенных требований к уставному фонду повлечет за собой ограничение конкуренции на рынке услуг таможенных представителей.

1) Согласно части 2 ст.13 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция), государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 3 ст.13 Конституции).

Норма, закрепленная в части 2 ст.13 Конституции, является фундаментом правового регулирования, направленного на построение экономических отношений на принципе добросовестной конкуренции.

Установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей повлечет за собой сокращение их количества, так как далеко не все организации смогут привести размер уставного фонда в соответствии с новыми требованиями, что повлечет за собой монополизацию рынка таможенных представителей и ограничение конкуренции.

2) Частью 2 пункта 3 ст.15 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) предусмотрено, что директивы Президента Республики Беларусь (указы программного характера) издаются в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное социальное и экономическое значение.

П.п. 1 и 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива) предусмотрено, что в целях повышения конкурентоспособности белорусской экономики и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития необходимо обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности, создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.

Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.

3) Как нам представляется, установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей вступает в противоречие с установленными Директивой целями и мерами, направленными на создание благоприятных условий для развития белорусской экономики в условиях конкуренции субъектов хозяйствования.

4. Установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей повлечет за собой серьезные финансово-экономические и социальные последствия.

1) Согласно п.4 ст.45 Закона о НПА, прогнозирование финансово-экономических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется на основе оценки влияния последствий принятия (издания) нормативного правового акта на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу, а также общей оценки последствий принятия (издания) нормативного правового акта для доходов и расходов граждан и юридических лиц.

Установление специальных повышенных требований к уставному фонду приведет к сокращению субъектов хозяйствования в сфере таможенного представительства, что, в свою очередь, повлечет за собой:

- увеличение сроков таможенного декларирования;

- увеличение стоимости услуг таможенных представителей, следовательно, и увеличение цен на товары и услуги на рынке Республики Беларусь;

- снижение качества оказываемых услуг и, как следствие, резкий рост нарушений таможенного законодательства;

- увеличение нагрузки на таможенные органы Республики Беларусь в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства;

- снижение поступлений в бюджет Республики Беларусь таможенных платежей как минимум в краткосрочной и среднесрочной перспективах;

- уменьшение налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь в связи с ликвидацией десятков компаний, которые в настоящее время выполняют функции таможенных представителей.

2) В силу абз.4 части 2 пункта 6 ст.45 Закона о НПА прогнозированию социальных последствий подлежат проекты нормативных правовых актов, оказывающие влияние на уровень жизни граждан, занятость и рынок труда, условия и оплату труда, социальное обеспечение.

Принятие рассматриваемого изменения законодательства повлечет за собой в связи с ликвидацией ряда компаний увеличение уровня безработицы и, следовательно, снижение уровня доходов граждан, а также уменьшение взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Вадим99
3
02.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 28 Элемент текста : Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на
включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов
электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере
таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в
собственности Республики Беларусь или ее административнотерриториальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей
в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее
административно-территориальной единице (далее – национальная
собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют
юридические лица, имущество которых находится в национальной
собственности.


Возражение. Сегодня, на практике зачастую
возникают ситуации, когда таможенный представитель с государственной формой собственности не имеет достаточно знаний, квалификации, а так же мотивации при совершении таможенных операций с товарами нестандартного характера, такие например как отошедшие банкам в виде товаров находящихся под таможенным контролем проблемные активы, где активами могут являются предприятия зарегистрированные в СЭЗ; товары ввозимые с особенностями по освобождению от таможенных платежей как в рамках инвест проектов, так и вне данных рамок; товары ввозимые резидентами СЭЗ; и многие другие товары. При этом конечными получателями данных товаров могут являться и являются как раз предприятия с гос формой собственности, либо с ее долей. Поэтому считаю, что введение данной нормы навредит интересам как раз национальных предприятий, ограничив доступ к таможенному оформлению квалифицированных мотивированных профессионалов, ведь не для кого не секрет, что на предприятиях с государственной формой собственности до сих пор встречается принцип: "солдат спит, а служба идет".
Юлили
1
03.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Оспариваемая норма: Статья 72 п.3


"Работникам, состоящим в трудовых отношениях
с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций."  Данная норма ограничивает человека в праве на труд. Почему только в 2-х местах?  Есть достаточно предприятий, где нагрузка на специалиста по таможенному оформлению невелика, и специалиста оформляют на 0,1 ставки, 0,25 ставки и прочее, т.о. общая нагрузка на специалиста может быть и меньше ставки даже, ошибок он особых не наделает, подавая несколько деклараций в месяц.  Но для любого предприятия специалист в штате - это более предпочтительный вариант, чем обращение к декларантам в скажем условный БТС, где нас таких много маленьких предприятий, и каждое для них не важно, сделают работу может и в срок, но если только абсолютно штатная ситуация. А если, например, будет необходим досмотр груза, то специалист в штате потратит на это столько времени, сколько будет необходимо, а наемное предприятие вас просто разорит одним счетом за досмотр на тысячу (очень дорогой рабочий день государственного декларанта, который получает в БТС копейки).  А таких досмотров груза у предприятия может быть пару раз в год.  И опять же, почему фасовщик продуктов может работать на 1,5 ставки, таксист, врач может работать на 1,5-2 ставки, причем даже оперировать или на скорой помощи, и там вообще речь идет о жизни людей, но никого не смущает, что он не отдохнул и наделает ошибок. Обоснования нет никакого для введения данной нормы. Плохо подготовленный специалист без достаточного опыта работы наделает ошибок и в рамках единственного рабочего места в штате таможенного представителя. Данные изменения в законодательстве лоббируют интересы нескольких крупных игроков рынка типа БТС, однако, если качество работы их так высоко, как нам пытаются преподнести, то субъекты хозяйствования бы голосовали рублем: шли бы к ним стройными колоннами сами, а так получится недобросовестная конкуренция. Качеством услуг не могут привлечь, так запретим другим работать. А о качестве специалистов в БТС все мы знаем, кто пользуется их программой для подачи деклараций: что ни обновление, то ошибки, пол страны "стоит-не работает", потому что что-то не грузится, что-то не считает, что-то не сбрасывается и т.д.