Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
ТБ
1
03.06.2025

Проектом предлагается установить, что
«таможенные представители обязаны обеспечить наличие системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь».

В пункте 1.9 статьи 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» уже прописано в качестве одной из особенностей включения в реестр таможенных представителей «наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей: внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции», что уже подразумевает отказ от работы с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, так как таможенный представитель солидарно несет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также «порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено».

Пунктом 1.5 статьи 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» уже установлена обязанность таможенного представителя не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, за исключением случаев, установленных законодательными актами.

Не понятно, каким образом предложенные изменения помогут обеспечить защиту информации, ведь в цепочке поставки товара таможенный представитель занимает далеко не первое место. В этой цепочке есть еще продавец, отправитель, покупатель, получатель, экспедитор, в том числе иностранных государств, которые имеют всю информацию ещё на этапе планирования перевозки, когда конкурируют за право организовать и перевезти планируемые к перевозке грузы. Так как грузы, в большинстве своем, не могут быть доставлены напрямую, без совершения грузовых операций, даже несколько водителей участвуют в доставке товара от отправителя к получателю. Почему именно таможенный представитель из всех этих звеньев цепочки поставки обязан установить дополнительные системы защиты информации? Обмен информацией с таможенными органами происходит на базе «информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами», что также является обязательным условием включения в реестр таможенных представителей, установленного ст. 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Общегосударственная автоматизированная информационная система разработанная РУП «Белтаможсервис» уже должна предполагать комплексную защиту информации при передаче ее в таможенные органы.

Константин_TP
6
03.06.2025

Оспариваемые нормы

Из пункта 28 Проекта Закона: «…право на включение в реестр таможенных представителей и (или) операторов электронной торговли имеют юридические лица, финансовая устойчивость которых соответствует значению, определённому пунктом 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС». А также все пункты, касающиеся предоставления документа о финансовой устойчивости, опросного листа и сопутствующей аудиторской проверки, как, например, абзац 6 пункта 36, пункт 40 «подтверждать соответствие условиям включения в реестр таможенных представителей посредством заполнения опросного листа, а также представления подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя)

Возражение

В проекте закона предусмотрено фактическое распространение требований, разработанных для уполномоченных экономических операторов (УЭО), на совершенно иную категорию участников – таможенных представителей. Пункт 7 статьи 433 ТК ЕАЭС, а также принятое во исполнение этой статьи Решение Совета ЕЭК № 65 от 15.09.2017 однозначно адресованы только УЭО.

Таможенный представитель — иная правовая конструкция, регламентированная Главой 55 ТК ЕАЭС (ст. 401–405). Условия его регистрации перечислены в статье 402 и сводятся, в основном, к наличию договора страхования ответственности, предоставлению обеспечения и квалифицированного персонала; требования к «финансовой устойчивости» там не фигурируют. Распространяя действие п. 7 статьи 433 ТК ЕАЭС на таможенных представителей, предлагаемое требование нарушает принцип правовой определённости, смешивая два различных правовых режима — для УЭО и для таможенных представителей. В данном случае инициатор проекта Закона выходит за пределы делегированных полномочий, необоснованно расширяет сферу действия п.7 ст. 433 ТК ЕАЭС и фактически вносит изменения в наднациональное регулирование без согласования в ЕЭК.

Попытка ввести дополнительное требование в виде соответствия методике финансовой устойчивости, утверждённой Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65, представляется избыточной и экономически необоснованной. Согласно этому Решению и разъяснению ГТК Республики Беларусь от 16.06.2022 года, финансовая устойчивость определяется на основании девяти показателей, значения которых рассчитываются как среднее арифметическое за последние три отчётных года. Причём в Республике Беларусь расчёты подлежат обязательному подтверждению аудиторским заключением — для УЭО II и III типа.

Таким образом, применение данной методики к таможенным представителям означает, что юридическое лицо должно не только вести деятельность в течение как минимум трёх лет, но и всё это время формировать безубыточную отчётность с положительными показателями, соответствующими установленным критериям. Это автоматически исключает с рынка новые компании, которые только начинают свою деятельность или находятся на этапе роста.

По сути, устанавливается скрытый квалификационный барьер, не имеющий отношения к надёжности или добросовестности субъекта. В то время как действующие инструменты — страхование ответственности, обеспечение в 500 000 евро и отсутствие задолженности перед бюджетом — уже надёжно защищают интересы государства, новое требование лишь ограничивает конкуренцию и подрывает развитие частной инициативы в сфере таможенного представительства.

Попытка ввести такие требования неизбежно обернется усилением теневого сектора. Когда официальный вход становится чрезмерно дорогим и долгим, часть рынка может уйти в «серые» схемы: бывшие представители начнут оформлять грузы от имени третьих лиц, работать без регистрации, что лишит государство прозрачности и налоговых поступлений. Таким образом, вместо заявленной безопасности мы получаем рост нарушений и снижение собираемости платежей. Дополнительные коэффициенты — это ещё и бюрократия: подготовка трёх годовых балансов, услуги аудитора, сверки с таможней. Во всех странах ЕАЭС, ЕС, США и Австралии достаточно страхования ответственности или банковского депозита; никто не требует от таможенных представителей сложных финансовых расчётов.

Предложение

Исключить из проекта:

ссылку на пункт 7 статьи 433 ТК ЕАЭС и требование о финансовой устойчивости в отношении таможенных представителей,

сопутствующие статьи, касающиеся «опросных листов», «аудиторской проверки» и исключение из реестра за несоблюдение этих требований.

Сохранить действующую систему контроля, уже обеспечивающую финансовую надёжность: страхование ответственности — 10 000 базовых величин; депозит (обеспечение) — 500 000 евро; отсутствие задолженности перед бюджетом.

axoff
1
03.06.2025
Абсолютное большинство участников обсуждения
очень правильно задаются вопросом: чем вызваны столь существенные изменения законодательства в области таможенного дела? Какие факты нарушений повлияли на решение об таких изменениях или какие статистические исследования были проведены Инициатором законопроекта для их обоснования или для примера факты массовых нарушений? Как эти изменения увязываются с нормами Гражданского Кодекса, Трудового Кодекса, Конституции и международных Соглашений? Почему и для чего юр.лица из Республики Беларусь должны оказаться в максимально невыгодном (дискриминационном) положении в рамках ЕАЭС? В прилагаемой Информация о необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» отсутствуют ответы на данные вопросы! Также участники обсуждения верно указали противоречия (коллизии) пунктов законопроекта основным Законам страны: 1. Пункты 11 и 34 проекта необоснованно ограничивают права граждан и противоречат нормам Трудового Кодекса и Конституции. 2. Нормы проекта, касающиеся "формирование уставного фонда в размере 10000 базовых величин" нарушают нормы Гражданского Кодекса и Закона Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ, при том что таможенные представители и без этого несут солидарную ответственность, а финансовая устойчивость обеспечена страхованием и банковской гарантией. Поэтому дополнительные требования уже избыточны и становятся бременем. 3. Пункт 36 проекта "о необходимости наличия системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами  и сведениями с таможенными органами": Из пункта  проекта не понятно, какой этап обмена пытается защитить Инициатор... Если речь идет непосредственно об этапе передачи сведений в таможенные органы, то обмен электронными документами осуществляется уже с использованием специализированного ПО и ресурсов ( ПО "е-Декларант", АРМ БТС, севис "Е-паслуга"), которые и должны соответсвовать этим требованиям. А если Инициатор проекта хочет защитить всю цепочку движения сведений о грузах (поставщик-логист-перевозчик-там.пред-покупатель), тогда возложить это все только на одно звено выглядит по крайней мере странно и не обдуманно.  Скорее все предложенные нормы выглядят как  усложнение ведения деятельности для большинства таможенных представителей и, как следствие, ограничения количества там.представителей, что, кстати, также противоречит законодательству РБ. В связи с изложенным считаю необходимым исключить из проекта: п.11 (касамо ст.72, п.3), п.28 (в части "сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;"), п.34 (полностью), п.36 (касаемо ст.310, п.1.11 и п.2.6),
LSh
2
03.06.2025

1. Пункт 3 статьи 298 Закона дополнить частями
следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы,эквивалентной 10 000 базовых величин.

Согласно обоснованию проекта закона установление дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению. Кроме того такие требования обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц и защитят информацию, предоставляемую лицами, совершающими таможенные операции.

Каким образом увеличение уставного фонда поможет обеспечить данные критерии? Денежные средства, внесенные в уставный фонд, не будут всегда находиться в наличии. Денежные средства, внесенные в уставный фонд, могут расходоваться на потребности финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Указанный в уставе размер уставного фонда не может гарантировать непосредственное наличие такой суммы у юридического лица.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены инструменты, которые таможенные представители используют исключительно для обеспечения своей деятельности в таможенной сфере: банковские гарантии и наличие договора страхования с установлением лимита ответственности в размере не менее 10 000,00 базовых величин.

Внесение подобных изменений в Закон нецелесообразно и противоречит действующему законодательству, регламентирующему порядок формирования уставного фонда.

2. Пункт 3 статьи 310 Закона изложить в следующей редакции:

«3. В заявлении о включении в реестр таможенных представителей дополнительно к сведениям, установленным в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 302 настоящего Закона, указываются сведения:

о размере сформированного уставного фонда;

об ограничении сферы своей деятельности совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, в случае, если юридическим лицом принято решение об ограничении сферы своей деятельности совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта;

об оказании услуг в сфере таможенного дела, в том числе юридическим лицам, имущество которых находится в национальной собственности, в случае, если юридическое лицо будет оказывать, в том числе услуги в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в национальной собственности.»

Таможенные представители не располагают информацией о том, находится ли имущество юридических лиц в национальной собственности. Информационный ресурс о таких юридических лицах отсутствует. При заключении договора таможенный представитель сможет затребовать такую информацию, но гарантировать, что контрагент не сменит собственника невозможно.

Указанное изменение ущемляет права не только таможенного представителя, но и лиц, которым могут быть оказаны услуги.

Виталий Вит
3
03.06.2025
Не понятен механизм, каким образом таможенному
представителю выяснять точный состав государственной доли имущества у субъекта хозяйствования при заключении договора поручения, если законодательно субъекты хозяйствования не обязаны, зачастую не имеют права разглашать эту информацию? Этот вопрос вступает в противоречие с гражданским законодательством.
Виталий Вит
3
03.06.2025
Непонятно зачем таможенному представителю
наличие системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами  и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем « 3-ин, 3-спец, 3- юл» созданной и аттестованной в порядке , установленном ОАЦ при Президенте РБ, когда обмен информации с клиентами осуществляется обычными средствами связи, а с таможней только на программных продуктах согласованных с таможенными органами?
oksbroker
2
03.06.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Внесение изменений, в пункт 3 статьи 298 закона следующего содержания:
«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:
сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин;
финансовая устойчивость, которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Если  сфера  деятельности  юридических  лиц,  претендующих  на включение  в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности  Республики  Беларусь  или  ее  административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной  единице  (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические  лица, имущество  которых  находится  в  национальной собственности.
Не подлежат включению в реестр таможенных представителей и реестр операторов электронной торговли юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия».



Возмущает то, что те, кто вносит указанные
изменения в Закон не знают простых норм Гражданского, монопольного и таможенного законодательства. Интересы лиц которых направлены только на то, чтобы навредить малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь.

Деятельность таможенных представителей уже застрахована на 10000базовых (ст. 310 Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»

величин и предоставлено обеспечение в виде безотзывной банковской гарантии при включении в реестр таможенных представителей 500000евро.

На такую сумму Банками предоставлены различные формы обеспечения обязательств. Какое еще более надежное обеспечение его деятельности еще можно придумать!!!

Уставной фонд – это всего лишь цифра, которая не гарантирует наличие денежных средств на счете организации при наступлении ответственности таможенного законодательства.

Внести в уставной фонд можно не только деньги, но и кучу неликвидного имущества. Для того чтобы обратить взыскание на долю в УФ взыскателю понадобиться по меньшей мере пару лет провести в судебных заседаниях.

Планируемые изменения нарушают следующие законодательные акты в Республике Беларусь:

1.      Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (статья 23).

2.      Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З «Гражданский кодекс Республики Беларусь» (статья 1029 недопущение недобросовестной конкуренции).

3.      Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Народу Республики Беларусь хочется знать, какое экономическое и политическое обоснование будет предоставлено Президенту Республики Беларусь. То обоснование, которое приложено для обсуждения носит голословный характер, не содержит конкретных фактов и экономических расчетов, а также примеров соблюдения его главному документу страны «Конституции Республики Беларусь» и иным законодательным актам.

Исходя из анализа планируемых изменений обоснование можно придумать только такое: «Данными изменениями хотим ввести монополию в таможенном деле для Государственных предприятий, исключить из реестра таможенных представителей весь мелкий и средний бизнес, обанкротить частные предприятия, выкинуть по меньшей мере 1000 людей с работы, снизить экономическую привлекательность логистической страны».

Прежде чем менять нормы законодательство Республики Беларусь, стоило бы досконально и всесторонне изучить этот вопрос, а не решать вопросы методом рейдерства и вредительства для частного мелкого и среднего бизнеса, принятием необдуманных решений, и лоббирования интересов «отдельных компаний».

Планируемые изменения в пункт 3 статьи 298 «…сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин» сделают невозможным существование мелкого частного и среднего бизнеса в таможенном деле, а введение таких мер как «…..если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности» направлены на введение монополии государственными компаниями в сфере таможенного дела от введения  которой иные страны ЕАЭС давно отказались.

ЮлияАлександровна
2
03.06.2025

Проектом Закона предлагается ряд требований,
касающихся условий включения в реестр таможенных представителей (нахождения в этом реестре),

необходимость формирования уставного фонда не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;

финансовая устойчивость должна соответствовать значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.

для предприятий государственной формы собственности (с более 50% долей государства) таможенные операции смогут совершать только те таможенные представители, которые сами являются предприятиями государственной формы собственности (с более 50% долей государства);

  Данные положения являются оспариваемыми по следующим причинам:

В соответствии с п. 1 ст. 471 ГК Республики Беларусь при создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов. Согласно п. 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам, – для закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам, – для открытых акционерных обществ.

В тоже время государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, специальных финансовых организаций, акционерных инвестиционных фондов, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования.

Уставный капитал равен минимальному размеру средств, которые являются гарантией того, что кредиторы вернут свои вложения.

Деятельность таможенных представителей по оказанию своих услуг не связана с привлечением денежных средств своих заказчиков, а риски неисполнения обязательств, в том числе по платежам в бюджет, гарантируются необходимостью предоставления обеспечения в размере не менее 500 тыс. евро, а так же наличием договора страхования гражданской ответственности в размере не менее 10000 базовых величин, что является достаточным условием исполнения всех обязанностей таможенного представителя.

    При выдаче банковской гарантии банк применяет критерии финансовой устойчивости, согласно требованиям установленным Национальным Банком Республики Беларусь, а именно оценивает финансовое состояние организации, анализируя бухгалтерскую отчетность, рентабельность, задолженность, проверяет кредитную историю, оценивает платежную дисциплину. Каждый субъект хозяйствования, получая банковскую гарантию, в обязательном порядке подтверждает свою способность исполнить свои обязательства предоставлением в банк гарантийного депозита путем внесение денежных средств на счет банка, оформление залога недвижимого имущества, транспорта и др. Ежеквартально организация по требованию банка предоставляет бухгалтерский баланс, отчетность о прибыли и убытках и другие необходимые документы.

Введение дополнительных мер по обеспечению интересов кредиторов в виде увеличения размера уставного фонда и финансовой устойчивости являются избыточным и экономически не обоснованным инструментом для введения обеспечительных мер.

        Согласно проекту Закона для предприятий государственной формы собственности (с более 50% долей государства) таможенные операции смогут совершать только те таможенные представители, которые сами являются предприятиями государственной формы собственности (с более 50% долей государства).

В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" введен запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов где запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей; ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов. Государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами; создавать дискриминационные условия.

Предлагаемая норма о том, что государственным предприятиям услуги могут оказывать только государственные таможенные представители противоречит как вышеуказанному закону, так и Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» направленной на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и на развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также на принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности.

Снижение конкурентоспособности и монополизация рынка таможенных услуг в государственном секторе негативно повлияет на качество и стоимость предоставляемых услуг. Установление ограничений в части оказания услуг для компаний, не имеющих доли в уставном фонде принадлежащих более чем на 50% национальной собственности, может снизить конкурентный и инновационный потенциал частных организаций, что противоречит целям создания благоприятных условий для предпринимательства.

Данная норма не коррелируется с положениями Конституции Республики Беларусь о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, о гарантировании равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Предложение: исключить из проекта Закона следующие нормы:

-     о необходимости формирования уставного фонда не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;

-     обеспечении финансовой устойчивости, которая должна соответствовать значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС;

-     для предприятий государственной формы собственности (с более 50% долей государства) таможенные операции смогут совершать только те таможенные представители, которые сами являются предприятиями государственной формы собственности (с более 50% долей государства);

VolgaS
1
04.06.2025
Предложенные инициатором обоснования
для внесения изменений в Закон о таможенном регулировании (противодействие санкционному давлению, обеспечение надежности и финансовой устойчивости юридических лиц, защита информации) являются безосновательными. Инициатор инициирует: 1)повысить уставной фонд до 10000БВ 2) Госы оформляют только госы. 3)Финансовая устойчивость 4)Наличие систем защиты информации Повышение уставного фонда не возможно на т.к. это противоречит Декрету Президента Республики Беларусь, Закону РБ No2020-XII от 09.12.1992, гражданскому Кодексу Республики Беларусь. Либо надо вносить изменения в вышеуказанные документы. Госы оформляют только госы. Нарушение Конституции Республики Беларусь Финансовая устойчивость. Деятельность таможенного представителя не влечет за собой наличие повышенных требований к подтверждению финансовой устойчивости и увеличению уставного фонда. Таможенный представитель в соответствии с действующим законодательством обязан выполнить серьезные правовые требования (банковская гарантия на сумму 500000 евро + наличие страховки на сумму 10000 БВ) которые позволяют исключить возможность ущерба для бюджета страны. Действующая на данный момент норма права содержит для таможенных представителей значительный финансовый механизм обеспечения погашения финансовых рисков. Требования к системе защиты информации излишне т.к. в действующей норме Закона о таможенном регулировании (Ст.310 п.1,10) кроме этого у таможенного представителя существует обязанность о не разглашение информации ст.405 п.п.3) Все вышеперечисленные инициативы дублируют, уже существующие правовые нормы, а так же несовместимы с действующим законодательством Республики Беларусь, правом таможенного Союза, договором Союзного государства, распоряжениям Президента Республики Беларусь и должны быть исключены из проекта Закона либо необходимо привести существующие национально правовые акты в соответствие с желаниями инициаторов. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 июля 2018 г. No 130-З Ст.28 п. 3. « При подготовке нормативных правовых актов следует исключать дублирование нормативных правовых предписаний и множественность нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу. При подготовке нормативного правового акта не допускается включение в него норм действующих нормативных правовых актов, кроме случаев, если такие акты (их структурные элементы) предлагается признать утратившими силу (исключить) либо воспроизведение норм действующих нормативных правовых актов обусловлено необходимостью их конкретизации и (или) последовательного изложения их нормативных правовых предписаний». Принятие проекта в существующем виде приведет к серьезному сокращению в Республике Беларусь количество организаций находящихся в реестре таможенных представителей. На сегодняшний день и без предложенных изменений в реестре Республики Беларусь находится меньше всего организаций в сравнении с государствами входящими в таможенный Союз: для Республики Армения – 204 ТП (население страны – 3 015 400 чел.); для Республики Беларусь – 79 ТП (9 155 978 чел.); для Республики Казахстан – 242ТП (20 286 084 чел.); для Кыргызской Республики – 123ТП (7 254 000 чел.); для Российской Федерации – 772ТП. В предложенных изменениях, присутствует элемент аффилированности Белтаможсервиса, который в конкурентной среде видимо не в состоянии самостоятельно конкурировать на рынке таможенных услуг без привлечения административного ресурса. В соответствии и на основании ст.18 Договора о создании Союзного государств, «к совместному ведению Союзного государства и государств- участников относятся: гармонизация и унификация законодательства государств-участников» предлагаю внести изменения и добавить в Закон о таможенном регулировании условие о включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются: юридическое лицо, которое не является казенным предприятием. Исключив в п. 28 изменений предложения инициатора: п.3 ст.298 «право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее 10000 БВ; финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно п.7 ст.433 Таможенного кодекса ЕАЭС; если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальной единицы либо более 50% акций (доей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно-территориальной единицы (далее-национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности. » Исключив п.36 изменений в статье 310 п.1 дополнить п.п.1.11 следующего содержания: «наличие у юридического лица на день обращений с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке,установленном ОАЦ при Президенте Республики Беларусь»
Вячеслав Тушкин
7
04.06.2025

Пункт 28 Законопроекта «право на включение
в реестр таможенных представителей и или реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица
» требует переработки.

Данным пунктом таможенный представитель и оператор электронной торговли приравниваются, что некорректно т.к это разные социально-экономические институты с различными функциями. Основная функция таможенного представителя – представление интересов своего клиента перед таможенными органами в части соблюдения требований при помещении товаров под таможенные процедуры, оказание консультационной и информационной поддержки субъектам ВЭД. Основная функция оператора электронной торговли – обеспечение логистики и таможенного сопровождения товаров, приобретаемых через международные интернет-площадки. Функции этих институтов кардинально отличаются. Для реализации своих функций этим институтам необходимы разные инструменты. Таким образом, некорректно выдвигать одинаковые требования к таможенному представителю и оператору электронной торговли.

Предлагаемая законодательная норма:

Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, сформированный уставной фонд которых, не менее суммы, эквивалентной 10 000 б.в.

Считаю данное требование излишним по отношению к таможенному представителю. Таким требованием из рынка услуг таможенных представителей исключается малый и средний бизнес. Это приведет к застою на данном рынке, росту стоимости услуг и уменьшению качества данных услуг т.к. новые участники рынка вряд ли будут входить на рынок с избыточными требованиями.

Сам по себе уставной фонд в 10 000 б.в. не говорит о финансовой устойчивости предприятия.

Некорректным считаю пункт о финансовой устойчивости для таможенного представителя по значению определённому согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Устанавливая такое требование, инициатор приравнивает таможенного представителя к УЭО второго и третьего типов. При этом снова отмечу что УЭО – институт партнёрской программы бизнеса и государства, призванный облегчить декларирование и выпуск товаров в условиях, увеличивающегося товарного потока, путем упрощений для представителей бизнеса, удовлетворяющих законодательство установленным требованиям и категоризации рисков таможенными органами. Таможенный представитель и УЭО, это абсолютно разные институты с разными финансовыми обязательствами, в связи с чем, некорректно предъявлять им одинаковые требования.

Таким образом, считаю данное требование избыточным, оценка финансовой устойчивости для таможенного представителя имеет рациональный смысл только в том случае, если таможенный представитель одновременно является таможенным поручителем, в иных случаях существующих мер (предоставление обязательной гарантии в размере 500 000 евро и страхование гражданской ответственности на 10 000 б.в.) считаю достаточным, однако такие показатели должны быть выработаны на основе  экономически обоснованных показателей.  

Требование о том, что таможенные услуги организациям государственной формы собственности могут оказывать только таможенные представители, учредителями, которых является государство, считаю избыточным и необоснованным. Данное требование может привести к росту услуг для государственных организация, к замедлению товарооборота, росту коррупционных рисков.

Также следует отметить, что отсутствует правовой механизм по отслеживанию формы собственности у контрагента.

Предлагаемая законодательная норма:

Пункт 36 в статье 310 пункт 1 дополнить подпунктом 1.11 следующего содержания: наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Считаю данное требование избыточным т.к. таможенные представители не являются критически важным объектом информатизации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 9 декабря 2019 г. № 449. Таможенные представители обладают куда меньшим объемом информации чем, к примеру, УЭО 2 и 3 типа, таможенные перевозчики, экспедиторы и т.д.. Отсутствует обоснование применения такого требования исключительно к таможенным представителям.

Таможенные представители пользуются сторонним программными продуктами для передачи таможенных документов и иных документов. Существует возможность применения в этих программных продуктах средств шифрования информации для её защиты. Таким образом, корректно выдвигать требования по защите информации к разработчикам программного обеспечения.

Виктория_TPК
1
04.06.2025

Считаем, что предлагаемые изменения по
пункту 28 Проекта Закона о таможенном регулировании (далее – Проект) «28. Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица::…», пункту 36 «В статье 310:», пункту 40 «В статье 313:» негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на инвестиционной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам.

1.   Предлагаемая норма о величине сформированного уставного фонда в минимальном значении 10 000 базовых величин (далее – БВ) противоречит как положениям действующего Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации прекращении деятельности субъектов хозяйствования», равно как и нормам Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ, которые определяют возможность самостоятельного определения субъектом хозяйствования размера своего уставного фонда, за исключением случаев, когда форма собственности регистрируемого предприятия предполагается ЗАО или ОАО.

Кроме того, установление порогового значения уставного фонда приведет к закрытию мелких и средних таможенных представительств, особенно в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей.

2.  Подтверждение финансовой устойчивости является обязательным условием перед банковским учреждением для любого таможенного представителя при получении банковской гарантии для данного статуса, равно как и обязательное страхование гражданской ответственности таможенного представителя (на сумму 10 000 БВ). Обоснование Проекта не содержит информации о том, чем обоснован двойной контроль финансовой устойчивости таможенного представителя еще и таможенными органами в ситуации когда, при неустойчивом финансовом положении организации банк и (или) страхования компания откажутся принимать на себя риски по обслуживанию банковской гарантии и откажут в ее выдаче и (или) продлению, и (или) страхованию финансовых рисков. Считаем данный контроль со стороны Государственного таможенного комитета Республики Беларусь избыточным и влекущим дополнительные временные и финансовые расходы для таможенного представителя.

3.  Абзац 5 пункта 28 Проекта «Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.» прямо противоречит таким нормам Закона № 94-З от 12.12.2013г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» как пункт 1 статьи 23 «1. Запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на:

1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;

1.2. ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов».

Также в данных изменениях усматривается нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек, и противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.

4.    Касательно предложений по внедрению системы защиты информации и получения соответствующего аттестата соответствия сообщаем следующее.

В абсолютном большинстве таможенные представители, используют программное обеспечения РУП «Белтаможсервис» с закрытым исходным кодом. Отсутствие доступа к исходному коду делает невозможной полноценную проверку механизмов безопасности и исключение потенциальных уязвимостей, закладок или несанкционированных функций. Такой подход противоречит принципам построения прозрачной и контролируемой системы защиты информации, препятствует проведению достоверной и объективной аттестации, что снижает общий уровень доверия к системе защиты и ставит её эффективность под сомнение.

Международные и национальные подходы в области информационной безопасности (в том числе СТБ 34.101.xx) предполагают реализацию принципа достаточной защиты – то есть установление таких мер, которые соответствуют реальной степени риска для обрабатываемой информации. В случае информационных систем, не обрабатывающих государственные или иные сведения, подлежащие особой охране, требования уровня 3-ИН, 3-СПЕЦ и 3-ЮЛ являются чрезмерными и не оправданы по соотношению «риск – стоимость защиты».

Обязательная аттестация по установленным классам защищённости, с оформлением всей необходимой документации и внедрением сертифицированных программно-технических средств, требует значительных финансовых и трудовых ресурсов. Для малых и средних предприятий данные затраты оказываются непосильными, так образом имеет место быть несоразмерность требований масштабам предприятия.

Введение обязательной аттестации информационных систем по требованиям ОАЦ, вкупе с необходимостью использования закрытого программного обеспечения, создаёт непропорциональные барьеры входа на рынок для небольших участников, в частности таможенных представителей, экспедиторов и логистических компаний. Подобные меры объективно ведут к вытеснению малых и средних предприятий, не способных финансово и организационно выполнить указанные требования. В результате происходит искусственное укрупнение рынка вокруг ограниченного числа крупных игроков, имеющих административный, технический и финансовый ресурс для прохождения аттестации и работы с закрытым ПО. Логичным видится аттестация систем защиты информации у РУП «Белтаможсервис», как у непосредственного держателя ПО, посредством которого и происходит передача таможенных документов в таможенные органы Республики Беларусь.

5.     В целом проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с величиной уставного фонда, совершением таможенных операций в отношении предприятий с государственной формой собственности или с отсутствием аттестации средств защиты информации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики.

Таким образом, можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Ограничение конкуренции по вышеуказанным обстоятельствам негативно повлияет на рынок таможенных услуг, поскольку приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров, а также ставит под угрозу развитие конкурентной среды и снижение стоимости логистических услуг для бизнеса и населения. что противоречит политике антимонопольного регулирования, декларируемой государством и лично Президентом Республики Беларусь.

В связи с вышеизложенным просим исключить:

- требование обязательной аттестации информационных систем транспортных и иных малых предприятий в порядке, установленном ОАЦ, при отсутствии обработки информации, отнесённой к государственным или иным охраняемым видам, предусмотреть возможность использования альтернативных моделей оценки соответствия — например, на основе внутренней модели угроз, декларации соответствия или независимого аудита, без привлечения органов ОАЦ, что позволит обеспечить разумный баланс между интересами государства в сфере кибербезопасности и возможностями субъектов малого и среднего бизнеса;

- минимальный порог в 10 000 БВ уставного фонда;

- ограничения по работе с предприятиями государственной формы собственности;

- подтверждение финансовой устойчивости посредством отдельного аудита для Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Считаем, что текущая версия Закона о таможенном регулировании по вышеупомянутым статьям в полной мере обеспечивает безопасность деятельности таможенного представителя в нашей стране, учитывает достаточные требования и ограничения для данной сферы деятельности, а также обеспечивает возможность ведения деятельности частными отечественными компаниями.