Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты»
Обсуждение проекта
Надежда Зеленкова
0
25.05.2019
Наименование риэлтерских услуг согласно Приложения к постановлению Совета Министров "О тарифах на риэлтерские услуги..."
не имеет каких-либо разъяснений (кроме того, что включен НДС) по составу оказываемых услуг, их объему, назначению и потребителю (кому предназначаются - продавцу, покупателю, застройщику, наймодателю, нанимателю).
Под один и тот же тариф попадают разные услуги:

1. Риэлтерская услуга Покупателю. ЦЕЛЬ - найти ОБЪЕКТ для покупки. Примерный состав работ:
-поиск объектов, соответствующих запросу клиента в базах данных (в том числе интернет), предоставление информации о всех объектах, удовлетворяющих запросу, обсуждение, отбор объектов для просмотра, разработка маршрута и последовательности осмотра объектов для минимизации потерь времени клиента, согласование даты и времени осмотра с принимающей стороной, выезд на объекты (неограниченное количество раз), осмотр и выявление достоинств-недостатков, уточнение (корректировка) запросов клиента, далее по циклу от начала и до нахождения того самого, единственного объекта для покупки, выяснение условий его продажи продавцом, устные переговоры по согласованию существенных условий предстоящей сделки (как правило, подбор встречного варианта объекта для покупки выполняется за 5-20 дней),
Тариф - "Подбор вариантов сделки с объектом недвижимости".

2. Риэлтерская услуга Продавцу. ЦЕЛЬ - найти ПОКУПАТЕЛЯ для продажи на выгодных условиях. Примерный состав работ:
- поиск покупателя на объект продавца при цене продавца "МАХ", отчет об интересе со стороны потенциальных покупателей к объекту продавца после размещения рекламы, выбор объектов-аналогов из базы данных (в том числе интернет), сравнительный анализ объектов-конкурентов, сбор информации об интересе со стороны потенциальных покупателей к объектам-конкурентам, сбор информации о ценах реальных сделок по объектам-аналогам,   анализ и обобщение,  вывод, как правило: отсутствие вариантов сделки при цене продавца "МАХ",  корректировка цены при необходимости (возможно не один раз), прием звонков и ответы на вопросы заинтересованных об объекте продажи и условиях продажи, согласование времени просмотра, показы объекта потенциальным покупателям, фиксирование предложений покупателей и уточнение их условий покупки по оплате, срокам и т.п., выбор наилучшего варианта предложения покупателя, устные переговоры по согласованию существенных условий предстоящей сделки (как правило, поиск покупателя осуществляется на протяжении до 2-х месяцев на квартиру типовых потребительских качеств, иногда полгода и больше).
Тариф - "Подбор вариантов сделки с объектом недвижимости".

Эти две разные услуги, имеющие разные цели и оказываемые разным клиентам в разных объемах расцениваются по одному тарифу!!!  Являются ли они от этого одной услугой, оплачиваемой дважды: продавцом и покупателем?
Надежда Зеленкова
0
25.05.2019
Проектом постановления Совета Министров "О тарифах на риэлтерские услуги" установлен предельный максимальный тариф на:
- "Услуги по подбору вариантов сделки с объектом недвижимого имущества - земельный участок" в размере 40 б.в.,
- "Услуги по подбору вариантов сделки с объектом недвижимого имущества - жилой дом" в размере  60 б.в.
Порядок применения данных тарифов не определён, в связи с чем возникают вопросы:
- При оказании услуг по подбору варианта объекта недвижимости для покупки  "жилой дом таких-то параметров с земельным участком таких-то параметров" следует ли применять два этих тарифа одновременно, т.е. суммировать?
- А при оказании услуг по подбору варианта сделки с объектом недвижимости при продажи "жилого дома с такими-то параметрами на земельном участке с такими-то параметрами" ?
- Имеет ли значение форма собственности на земельный участок при применении данных тарифов?
Станислав Цуканов
0
25.05.2019
Поддерживаю введение данного запрета (получать плату от двух сторон сделки купли-продажи). Во многих случаях люди сами осуществляют поиск квартиры. Агенты из агентств приезжают на показ, но зачастую можно обойтись и без них. По-моему, вся работа агентства должна сводится к тому, чтобы проверять юридическую возможность сделки и отсутствие каких-либо подводных камней со стороны продавца (да, здесь я намекаю на то, что оплачивать работу агентства должен именно продавец).
Надежда Зеленкова
0
25.05.2019
Проектом постановления Совета Министров предусмотрен тариф на риэлтерские услуги "Организация и проведение согласования условий предстоящей сделки - Снос объекта недвижимого имущества" в размере 85 б.в.
В чем суть данной риэлтерской услуги?  Какие статьи затрат учтены в 85 б.в.?
Адекватно ли это при условии, что тариф на риэлтерские услуги "Организация и проведение согласования условий предстоящей сделки - Объекты жилищного фонда, земельные участки, дачи, садовые домики, гаражи, машино-места  (следует понимать строительство, купля-продажа" в размере 10 б.в.?
Разница в стоимости 75 б.в. из каких затрат складывается?
Александр
0
25.05.2019
Модератор новостей,
Согласен (поддерживаю) запрет на выступление риелторской организации одновременно на стороне покупателя и продавца в одной сделке. "Самостоятельно нашёл объект недвижимости, но агент (риелтор) препятствует встрече с продавцом, агент (риелтор) навязывает свои услуги (требует 60 базовых), угрожает продавцу — и тем самым срывают сделку."
Согласен (поддерживаю) отказ от конкретной стоимости риелторских услуг. "Самостоятельно всё проверяю, сделка прозрачная, от риелтора необходимо только присутствие как свидетеля. За это риелтор требует 60 базовых величин."
Согласен (поддерживаю) - отказ от такой услуги, как представление письменной информации по найму объектов жилищного фонда, когда ты сначала платишь деньги, а только потом тебе начинают искать квартиру.
Надежда Зеленкова
0
25.05.2019
Проект постановления Совета Министров не дает четкого понимания как применять тарифы:
"Услуги по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого
имущества:
- Отчуждение и (или) приобретение квартиры (комнаты, доли) - 30 б.в.,
- Отчуждение и (или) приобретение жилого дома (доли дома) - 45 б.в.,
- Отчуждение и (или) приобретение земельного участка - 30 б.в."
для объекта: "Квартира в блокированном жилом доме с земельным участком" возможны разночтения: 30; 45; 30+30 или 45+30 б.в.
Надежда Зеленкова
0
25.05.2019
Возникает вопрос:
Каким методом при разработке проекта постановления Совета Министров "О тарифах на риэлтерские услуги" были определены предельные максимальные тарифы?
Проводились ли расчеты и обоснования?
Определены ли состав услуг и перечень действий специалистов, их трудоёмкость?
А сопутствующие затраты, например, на развитие предприятия и технологий и многое-многое?
А навыки, умение, мастерство и т.п. как оценено?
Какая связь между тарифами на услуги и стоимостью базовой величины, почему эта величина принята за единицу измерения?
А если тарифы определены МЕТОДОМ "ПАЛЕЦ В ПОТОЛОК", то в чем необходимость такого государственного регулирования цен на риэлтерские услуги, связанные с объектами жилищного фонда, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей и машино-мест, если стоимость самих этих объектов жилищного фонда, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей и машино-мест государством не регулируется?
Надежда Зеленкова
0
26.05.2019
Цитата:
"Услуги по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого
имущества
Отчуждение и (или) приобретение квартиры (комнаты, доли) - 30 б.в.
Отчуждение и (или) приобретение  жилого дома (доли дома) - 45 б.в.
Отчуждение и (или) приобретение земельного участка - 30 б.в.
Отчуждение и (или) приобретение дачи, садового домика - 35 б.в.
Отчуждение и (или) приобретение гаража -  10 б.в.
Отчуждение и (или) приобретение машино-места - 10 б.в."

Вопрос к разработчикам тарифов:
- За счет чего тариф на подготовку документов к сделке с дачей в 3,5 раз выше, чем на подготовку документов к сделке с гаражом (при примерно одинаковом объеме работ)? существует ли этому какое-либо логическое объяснение?
- за счет чего тариф на подготовку документов к сделке с квартирой (объект жилого фонда) меньше тарифа на подготовку документов к сделке с дачей? ведь объем работ гораздо больший, поскольку в отношении объекта жилого фонда, кроме прав собственности, существует право пользования и проживания ?
Надежда Зеленкова
0
27.05.2019
Давайте разберём ситуацию:

Клиент 1 - Собственник квартиры обращается в АН, желает сдать в найм.
Действия - заключаем договор, размещаем рекламу, представляем информацию о спросе и предложении на квартиры-аналоги, корректируем цену, принимаем звонки, предоставляем информацию об объекте найма потенциальным нанимателям, показываем конкретную квартиру, ведём переговоры, попутно консультируем собственника.
Тариф - Услуги по представлению письменной информации о спросе и предложении на объекты недвижимого имущества и подбору вариантов сделки с объектом недвижимого имущества по найму (поднайму) объектов жилищного фонда - 5 б.в.

Клиент 2 - Наниматель обращается в АН, желает снять квартиру.
Действия - заключаем договор, подбираем объекты из собственной базы и в интернет, удовлетворяющие запросу нанимателя, уточняем актуальность предложений, договариваемся о времени просмотра с принимающей стороной, очень оперативно выезжаем на просмотры различных квартир, ведём переговоры, попутно консультируем нанимателя.
Тариф ТОТ ЖЕ (другого не дано) - Услуги по представлению письменной информации о спросе и предложении на объекты недвижимого имущества и подбору вариантов сделки с объектом недвижимого имущества по найму (поднайму) объектов жилищного фонда - 5 б.в.

ВОПРОС:   ГДЕ НАРУШЕНИЯ ?
Надежда Зеленкова
0
27.05.2019
Жильё - социально значимый товар, конечную стоимость которого государство не берётся контролировать (за исключением отдельных категорий граждан, да и то только по части прибыли застройщика), но коммерческие и государственные организации, создающие жилые объекты недвижимости освобождены от оплаты НДС.
Риэлтерская услуга  хоть и нужна, но не обязательна (можно прожить и без неё) льгот по оплате НДС не имеет, но государство считает нужным контролировать стоимость этой услуги  в отношении объектов жилищного фонда, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест, в том числе для VIP-объектов стоимостью 300 тыс $, 500 тыс $ и более.
ЗАЧЕМ ? Неужели конкуренция среди сотни организаций, включая государственную, не является лучшим регулятором?
Многие уже сейчас готовы снизить стоимость своих услуг.
А что говорит опыт других государств? (ответ в п.4.2 Обоснования необходимости принятия постановления Совета Министров РБ "О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты").
А если и стоит государству заботиться о доступности риэлтерских услуг для населения, то путем освобождения от НДС для сделок с объектами жилого фонда .
Евгений Лепарский
4
27.05.2019
Предложенные тарифы катастрофически ухудшают экономику агентств недвижимости. Максимум, который можно получить при сделке с квартирой в г.Минске - 108 Б.В. или 2754 р.
При этом ДЕЙСТВУЮЩИМИ тарифами предусмотрено, что при стоимости объекта:
4200 бв -   3%, т.е. 4200 х 0,03 = 126 б.в. или 3213 р.
5000 б.в. - 2,5% или 5000 х 0,025 = 125 б.в. или 3187,5 р.
9100 б.в. - 2% или 9100 х 0,02 = 182 б.в. или 4641 р.
16500 бв.в - 1% или 165 б.в. (4207,5 р.).

Как видим, новыми тарифами максимальный чек уменьшается от 16 до 41%. И это без учета выручки с услуг, оказываемых покупателю. Понятно, что гонорар в 4000+ рублей - редкость, но и такое бывает. Уменьшение максимального чека неизбежно приведет к уменьшению среднего чека, в нашем случае процентов на 20... С учетом фактической рентабельности АН на уровне 5-6% такое снижение не компенсируешь ничем, комнатки в подвалах да з/п по 200 рублей - не вариант.

Если уж и проводить реформы, то таким образом, чтобы не становилось хуже. А поскольку на вопрос о том, сколько стоит на самом деле риэлтерская услуга ответить не может никто, идеальное решение - свобода договора. На какую сумму потребитель и риэлтер договорятся, значит, столько и стоит.
Тарифы надо отменять