Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О садоводческих товариществах»
Обсуждение проекта
Сергей
0
19.05.2021
Добрый день.
Предложения по вопросам электроснабжения садоводческих товариществ (далее- СТ) : в части увеличения электропотребления для нужд отопления и горячего водоснабжения, включая расширение льготных условий  для потребителей, отапливающих жилые помещения и садовые домики (дачи)   во исполнение распоряжения Президента Республики Беларусь№ 119рп от 1 июля 2020 г. «О дополнительных мерах по решению актуальных вопросов жизнедеятельности населения»;  применение  в СТ Правил электроснабжени¬я, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011г. №1394 (далее – Правила).
1).На мое обращение о нормативном закреплении льготных условий для потребителей отапливающих электроисточниками садовые домики (дачи) Министерство экономики Республики Беларусь (далее – МЭ) направило ответ от 27.04.2021 №01-02-08/205-Б.
В ответе от 27.04.2021 №01-02-08/205-Б МЭ сообщило, что Указ №50 не содержит прямого запрета для заключения энергоснабжающими организациями договоров электроснабжения непосредственно с членами  садоводческих товариществ. В целях исключения препятствий для реализации норм распоряжения Президента Республики Беларусь№ 119рп от 1 июля 2020 г. «О дополнительных мерах по решению актуальных вопросов жизнедеятельности населения» в части расширения льготных условий для потребителей, отапливающих электроисточниками садовые домики МЭ подготовило необходимые уточнения в Положение о садоводческом товариществе, утвержденное Указом №50.
МЭ организовало публичное обсуждение  проекта Указа Президента Республики Беларусь «О садоводческих товариществах» (далее - Проект Указа), проекта Положения о садоводческом товариществе (далее – Проект Положения), об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048 (далее – Проект Постановления).
На мое обращение, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) в ответе от 29.04.2021 № 13-01- 68-7/873эл сообщило, что применение тарифов на электрическую энергию, в том числе для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения, установленных постановлением № 1166, при расчетах с гражданми – членами СТ в настоящее время не представляется возможным. Проект Указа Президента Республики Беларусь «О садоводческих поселениях», разработанный Министерством экономики, в МАРТ на согласование не поступал. В случае принятия соответствующих нормативных правовых актов на уровне Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь МАРТ будут внесены соответствующие изменения в постановление № 16. (ответ МАРТ от 29.04.2021 № 13-01- 68-7/873эл прилагаю).
Пунктом 2.6 Проекта Указа определено, что прием в собственность Республики Беларусь находящихся в собственности садоводческих товариществ и безвозмездно передаваемых в соответствии с их уставами высоковольтных электрических сетей эксплуатация (использование) которых начата до 8 мая 2003 г. и нормативный срок эксплуатации которых не истек, осуществляется по решению Министерства энергетики в их фактическом состоянии с условием установки садоводческими товариществами выносных распределительных устройств напряжением 0,4 КВ, оснащенных средствами расчетного учета электрической энергии.
Но, п.2.6 Проекта Указа определен прием в собственность Республики Беларусь только воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 10 КВ и трансформаторных подстанций 0,4/10 КВ, а воздушные линии 0,4 КВ с опорами и которые находятся  на территории СТ, остаются на балансе СТ и на баланс энергоснабжающей организаци (РЭС), по территориальности, не передаются.
Передача объектов инженерной инфраструктуры, в том числе и  воздушных линий с опорами, являющиеся объектами общего пользования товарищества, передаются безвозмездно в государственную собственность только после включения территории товарищества в границу населенного пункта (п.64 Проекта Положения).
То есть, включение территории товарищества в границу населенного пункта может произойти через 5, 10 лет или вообще не произойдет.
В целях исключения препятствий для реализации норм распоряжения Президента Республики Беларусь№ 119рп от 1 июля 2020 г. «О дополнительных мерах по решению актуальных вопросов жизнедеятельности населения» в части расширения льготных условий для потребителей, отапливающих электроисточниками садовые домики предлагаю  главу 3 Проекта Положения дополнить следующим абзацем :
«После передачи, согласно п.2.6 Указа, в собственность Республики Беларусь воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 10 КВ и трансформаторных подстанций 0,4/10 КВ, а также  монтажа на опорах воздушных линий индивидуальных средств учета электрической энергии садовых домиков, выполненных согласно проекта, члены товарищества, в том числе переведшие садовые домики в жилые дома, а также лица, ведущие садоводство без участия в товариществе,  вправе заключить с РУП-облэнерго, по территориальности, договор электроснабжения.
Члены товарищества, в том числе переведшие садовые домики в жилые дома, а также лица, ведущие садоводство без участия в товариществе вправе при переходе в соответствии с законодательством, использования электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, применять льготные тарифы, предусмотренные для жилых домов».
Если вышеуказанное предложение не включить в Проект Положения, то вопрос  использования электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, с применением льготных тарифов, предусмотренных для жилых домов и заключения с РУП-облэнерго, по территориальности, договора электроснабжения все равно возникнет. Члены товарищества, которые переведут садовые домики в жилые дома, имеют право по действующему законодательству (при соответствии внутренних электросетей СТ соответствующим нормам) применения льготных тарифов, предусмотренных для жилых домов. С кем такие члены СТ будут заключать договор электроснабжения? (СТ не справится, так отсутствуют квалифицированные специалисты). Собственники жилых домов СТ право будут иметь, а РУП-облэнерго будут отказывать им в заключении договоров электроснабжения, а также в выдаче ТУ для приведения в соответствие электросети дома для  использования электрической энергии для нужд отопления. И как следствие жалобы, суды и т.п.
2) Согласно ответа, на мое обращение, Министерство энергетики Республики Беларусь (далее – МЭн) от 17.03.2020 №01-17/эл-71-7(1) сообщило, что Правила не являются обязательными во взаимоотношениях между СТ как юридическим лицом и гражданами – членами СТ.
Возникает вопрос, чем должны руководствоваться СТ как юридическое лицо и граждане – члены СТ во взаимоотношениях по поставке электроэнергии. После принятия Проекта Указа, Проекта Положения и Проекта Постановления данный вопрос должен быть урегулирован.
В результате формального нормативного распространения действия Проектом Положения Правил во  взаимоотношениях между СТ как юридическим лицом и гражданами – членами СТ и выполнения п.2.6 Указа появляется два «хозяина» (ранее был один) не решит вопрос энергоснабжения СТ. Согласно п.2.6 Проекта Указа в собственность Республики Беларусь будут переданы воздушные и кабельные линии электропередач напряжением 10 КВ и трансформаторная подстанция 0,4/10 КВ («хозяина №1»), а  воздушные линии 0,4 КВ с опорами на территории СТ будут на балансе СТ  («хозяина №2»).
Во взаимоотношениях между СТ и его членами,  СТ будет «кивать» на  РУП-облэнерго у которого на балансе трансформаторная подстанция 0,4/10 КВ, которая существенным образом влияет на качество поставляемой электрической энергии в СТ. Члены СТ не имеют правовых оснований обратиться в РУП-облэнерго относительно качества поставляемой электрической энергии, в связи с отсутствием договорных отношений.
А вот члены товарищества, в том числе переведшие садовые домики в жилые дома, а также лица, ведущие садоводство без участия в товариществе,  заключившие с РУП-облэнерго, по территориальности, договор электроснабжения, имеют право на обращение в РУП-облэнерго с возникшими  вопросами по качеству поставляемой электрической энергии.
РУП-облэнерго, организация имеющая квалифицированных специалистов,  имеет право согласно договора с СТ оформить предписание СТ по устранению замечаний (несоответствий), при наличии таковых, а при их отсутствии  РУП-облэнерго само будет обязано принять меры по обеспечению поставки электроэнергии надлежащего качества, так как трансформаторная подстанция 0,4/10 КВ передана им на баланс.
3).Согласно п.3.2.18 обоснования необходимости принятия проекта Указа Президента Республики Беларусь «О садоводческих товариществах» указывается на социальную несправедливость при формировании членских взносов.
В Проекте Постановления в п.2.1 договоре о порядке пользования объектами общего пользования садоводческого товарищества правомерно указано, что Товарищество обязано: предоставить Потребителю право пользования Имуществом наравне с членами товарищества.
Но, ни в Проекте Указа ни Проекте Положения нигде не отражено, что право пользования Имуществом имеют все члены товарищества наравне с другими членами товарищества.
Садовые домики в СТ расположены разноудалённо от Трансформатора СТ, от водонапорной башни и в результате 2/3 членов СТ получают качественную электроэнергию и достаточное количество воды. А 1/3 садовых домиков  членов СТ - меньшинство, наиболее удаленные от источника, при подключении нагрузки, получают напряжение не 220 V +-10%, а 150-180 V, вода до их домиков чуть дотекает, так как её «разбирают» на садовых участках, расположенных ближе к источнику.
Какие либо письменные договора электроснабжения между СТ и его членами не заключаются, в том числе и по снабжению водой. И добиться справедливости проблематично, в том числе и в судебном процессе.
Качество электроэнергии и достаточность воды для всех членов СТ вопрос решаемый, просто электросеть будет немного подороже (провода сечением потолще и т.п.), а также и система по снабжению водой (доработка).
Но, большинство на собраниях членов СТ 2/3 всегда голосуют за более дешевый проект, так как у них все хорошо и целевые взносы предлагается делить на всех поровну – опять голосование большинства (2/3).
В связи с чем, с целью  социальной справедливости, предлагаю абзаца 6 п.20 Проекта Положения дополнить следующим предложением :
«Члены товарищества, в том числе переведшие садовые домики в жилые дома, а также лица, ведущие садоводство без участия в товариществе при использовании объектов общего пользования имеют право получать электроэнергию по качеству, а также иметь доступ к водоснабжению наравне с иными членами товарищества, а садовое товарищество обязано обеспечить реализацию данного право».

Приложения :
ответ МАРТ от 29.04.2021 № 13-01- 68-7/873эл

29.04.2021 № 13-01- 68-7/873эл
О рассмотрении обращения
Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) рассмотрело Ваше электронное обращение от 15.04.2021 и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» МАРТ осуществляет регулирование тарифов на электрическую энергию, производимую энергоснабжающими организациями ГПО «Белэнерго» и отпускаемую юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в т.ч. и для категорий организаций, в отношении которых устанавливаются тарифы на уровне тарифов для населения. Тарифы на коммунальные услуги, предоставляемые населению (газоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, электроснабжение и теплоснабжение), регулируются Советом Министров Республики Беларусь.
Тарифы на электрическую энергию для населения установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 1166).
При этом согласно пункту 7 статьи 10 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г дачные и садовые дома не включаются в состав жилищного фонда и, соответственно, не являются жилыми домами и квартирами.
Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (далее – Правила электроснабжения), установлены особенности расчетов энергоснабжающих организаций с садоводческими товариществами.
В соответствии с пунктом 170 Правил электроснабжения, садоводческие товарищества (далее – СТ) расчеты за потребляемую электрическую энергию с энергоснабжающей организацией осуществляют на основании показаний средства группового расчетного учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей с энергоснабжающей организацией. При этом энергоснабжающей организацией не оказывается СТ коммунальная услуга электроснабжения для нужд отдельных граждан-членов СТ, а осуществляется поставка электрической энергии для нужд СТ в целом. Энергоснабжающие организации заключают договоры с СТ как с юридическим лицом.
Граждане - члены СТ осуществляют возмещение расходов садоводческих товариществ на электроснабжение садовых и дачных домов, электроприемников объектов общего пользования, технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в электрических сетях СТ в порядке, определенном законодательством, регулирующим деятельность СТ (пункт 205 Правил электроснабжения).
Тариф на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями ГПО «Белэнерго» садоводческим товариществам и дачным кооперативам, установлен подпунктом 1.3 пункта 1 приложения к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27 февраля 2017 г. № 16                                       «Об установлении тарифов на электрическую энергию» (далее – постановление № 16).
Справочно:
Подробная информация по расчетам за электрическую энергию в СТ размещена на официальном сайте МАРТ в разделе «Вопросы и ответы» (https://www.mart.gov.by/sites/mart/home/faq/cost-regulation/raschet_tarifov_elektroenergii.html).
Таким образом, применение тарифов на электрическую энергию, в том числе для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения, установленных постановлением № 1166, при расчетах с гражданми – членами СТ в настоящее время не представляется возможным.
МАРТ не обладает информацией о результатах проводимой органами государственного управления и иными организациями по реализации поручений Главы государства и Правительства Республики Беларусь в части установления возможности применения для садоводческих товариществ тарифов на электрическую энергию, используемую для нужд отопления, отопления и горячего водоснабжения, применяемых для населения. Проект Указа Президента Республики Беларусь                                         «О садоводческих поселениях», разработанный Министерством экономики, в МАРТ на согласование не поступал.
В случае принятия соответствующих нормативных правовых актов на уровне Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь МАРТ будут внесены соответствующие изменения в постановление № 16.
Данный ответ может быть обжалован в порядке, установленном статьей 20 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З
«Об обращениях граждан и юридических лиц».


Первый заместитель Министра                                                И.В.Вежновец
Светлана
0
19.05.2021
В проекте Указа:
"3. Члены садоводческих товариществ, иные лица, имеющие в
собственности садовые домики в садоводческих товариществах, вправе
осуществлять их перевод в жилые дома в порядке, установленном
жилищным законодательством для перевода нежилого помещения в жилое,
при условии соответствия таких строений требованиям, определяемым
Советом Министров Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы одновременно
с принятием решений о переводе садовых домиков в жилые дома
принимают решения об изменении целевого назначения земельных
участков, на которых расположены такие садовые домики, на земельные
участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания
одноквартирного, блокированного жилого дома
(далее – земельные
участки, предоставленные для обслуживания жилого дома)."

В части 2 ст. 36 Кодекса о земле:
"Размеры земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания жилых домов в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска, областных центров и городов областного подчинения, устанавливаются от 0,1 до 0,15 гектара включительно."

Получается, что Указ не распространяется на дачи, у которых участки меньше 10 соток (0,1 га) (если все правильно понимаю). Если только в Кодекс изменения тоже внесут.
Максим Рудковский
0
19.05.2021
Есть в этом проекте прекрасные изменения, к которым к сожалению, выход из членов СТ не относится и мне кажется, что это будет началом "конца" для СТ.

Вообще хотелось бы видеть концептуально иной подход к самому товариществу, организации его деятельности, перечню документации, которая должна вестись. А возможно и даже с примерными образцами, чтобы было едино и однообразно.

1. Зачем вообще создавать СТ, если из него можно выйти? Как бегать за теми, кто вышел из СТ, чтобы заключить с ними договор и потом дополнительные соглашения к нему? Как это будет на практике реализовываться? Видимо так, что будут уходить председатели, а на смену им будут назначаться исполкомом другие. Понятно, что данный выход направлен на переход СТ в НП, но, он возможен лишь в случае выхода 50% членов. Чтобы переход осуществить при ликвидации, провести собрание с присутствием всех его членов и еще получить одобрение от них всех, такого вообще не будет.

2. Предоставить садоводческим товариществам больше свободы в выборе, к примеру: председателя, членов правления, казначея, ревизионной комиссии, счетной комиссии. Предоставить им самим возможность выбирать, будет у них председатель или обслуживать организация или ИП. Правление в настоящее время это орган больше совещательный, чем реально оказывающий помощь председателю. Да и как можно возложить исполнять обязанности на лиц, которым не платят зарплату? Для чего нужно избирать казначея? Если можно заключить договор с лицом оказывающим такие услуги. Хотят в СТ, чтобы был казначей, пусть у них он будет.

3. Известна проблема с наличием кворума и в данном случае нет никаких изменений, кроме уменьшения количества присутствующих. На сегодня существуют иные формы проведения собраний и необходимо СТ предлагать альтернативу в данном вопросе, возможно они изобрели только в их ситуации действенный способ проведения собрания.

4. Обязательное получение членами СТ предупреждения, на 90% делает невозможными применение таких мер воздействия, как прекращение подачи электроэнергии и воды нарушителям. Есть процедуры получения уведомлений, которые указаны в ГК Республики Беларусь или в случае, когда вызывает суд, они работают, а в СТ все усложняется и усложняется больше.

5. Срок давности по принимаемым решениям работает давно в Законе «О хозяйственных обществах», почему не перенять этот опыт?

6. Имеются в Указе формулировки, в том числе они остались в проекте и даже увеличились, которые требуют разъяснения, в связи с чем, направляются запросы и письма в Минэкономики с просьбой разъяснения. Считаю, что эти вопросы требуют уточнения. Следует понимать, что 99% председателей правления не имеют юридического образования, а мой опыт работы с СТ показывает, что большинство не знает этих норм, либо не понимает, как они должны работать. Возможно, что следует создать некий орган, возможно в рамках области, который осуществлял бы действительно контроль за деятельностью СТ и был наделен хоть полномочиями, даже на проверку знаний законодательства у кандидатов в председатели, проверку документации в СТ и т.п. Возможность привлечения внешнего аудита. Возможно проводить курсы для них.

7.  Вступительный взнос это самый распространенный вопрос в СТ, законодатель давно убрал эту норму, но предполагаю, что формулировка «также платежей, внесенных путем добровольного волеизъявления членов товарищества» предоставит большое поле для фантазий.

8. Убрана норма о необходимости создания остановочного пункта в случае нахождения в одном месте нескольких СТ, с этим и так была проблема, а теперь она просто будет закреплена на законодательном уровне.

9. Минимальная заработная плата должна быть оговорена для штатных работников и возможно поставлена в зависимость от количества членов.
Елена Петрова
0
19.05.2021
Пункт 58 в предложенной редакции направлен на поддержание   интересов скупщиков участков в СТ, не желающих оплачивать штат работников СТ, т.е. переложить обязанность оплаты на остальных членов СТ (чем больше один член СТ скупает участков, тем больше  размер членских взносов для всех, т.к. работа штатных сотрудников не уменьшается и следовательно, зарплату им уменьшить нельзя). Данная редакция пункта 58 направлена на узаконивание скупщикам участков (с целью дальнейшего обогащения) залазить в карман пенсионерам (не имеющим возможность только отдыхать и в супермаркетах все покупать, а с многочисленными болезнями обрабатывающие каждую пядь земли),  семьям с маленькими детьми (не имеющие возможность вывозить их летом на дорогие курорты) и другим гражданам РБ, воплощающим  цели создания СТ – из Указа № 50 «СТ… созданы для ведения коллективного садоводства».
Дополнение в п.58, позволяющее осуществить принцип равенства членов садового товарищества, прописано с таким условием, чтобы члены больших СТ не смогли его осуществить. Все знают, что собрать правомочное собрание сложно. Согласно действующего   Указа № 50 и предлагаемого Положения, это более 50 % от всех членов СТ (п.28). Т.к. собственников много пенсионеров, то в СТ форма собрания в основном очная. Практически все вопросы (п. 29) принимаются простым большинством на общем собрании. Но для осуществления  принципа равенства членов садового  товарищества по внесению членских взносов, в соответствии с п. 58 предлагается собрать общее собрание, на котором должно быть более 2/3 членов СТ для того, чтобы собрать подписи минимум 2/3 членов товарищества. При создании садоводческих товариществ в РБ в Указе № 50 от 28.01.2008 года такого безобразия не было.
Предлагаю:
Изложить пункт 36 в следующей редакции: Каждый член товарищества имеет на общем собрании  количество голосов пропорционально количеству участков.  Каждый уполномоченный имеет на собрании уполномоченных количество голосов, установленное решением  общего собрания  при избрании уполномоченных или уставом товарищества.
Изложить пункт 58 в следующей редакции:
Размеры всех взносов (членских, целевых и дополнительных)  формируются (рассчитываются) в зависимости от количества (размеров) земельных участков, принадлежащих членам товарищества, в соответствии с решением общего собрания.
Можно добавить в п.58 для скупщиков участков и лоббирующих их интересы:  При этом решением общего собрания, принятым не менее 2/3 от общего количества членов товарищества, может быть установлен иной порядок формирования размеров членских взносов - в равном размере вне зависимости от размеров (количества) земельных участков.
Сергей Качанов
0
19.05.2021
Предлагаю в гл3. п14 "Положения об СТ" после слов ...иностранные граждане и лица без гражданства" добавить "постоянно проживающие в Республике Беларусь," и далее, по тексту.      Обоснование: Своевременно взыскать взносы и коммунальные платежи с иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами РБ весьма проблематично, что ведет к накоплению долгов и, соответственно, росту убытков  СТ по отношению к "внешним" поставщикам товаров и услуг, проблемам с выплатами зарплаты. В нашем СТ нередки имели место такие случаи.(Один член СТ "засел" в России почти на год, другой (наследник) имеет долю в участке и постоянно проживает в России."Достать такого "члена СТ" не представляется возможным в ближайшее время. А соответственно растут убытки СТ на ТО общих инженерных систем и долги по взносам.
Ростислав Грудовик
0
19.05.2021
Цитата
Сергей:

                                   Данный проект ничего нового для членов СТ не предлагает. Он интересен только членам коттеджных посёлков, образованных под видом СТ (типа "Водолея" на Вяче) и желающих иметь свой населённый пункт. Документ сохраняет ненужные бюрократические процедуры, участие местных властей в утверждении даже мелких внутренних вопросов СТ, ограничение прав СТ и т.п.
Предлагаю предоставить право правлению СТ утверждать изменения границ земельных участков на территории СТ при отсутствии претензий и согласии заинтересованны­х сторон.
                                   
                                   
 
   
Полностью согласен, что данный документ не отображает интересов большинства садоводов, руководства СТ и подготовлен без соответсвующего юридического обоснования, сугубо в интересах незначительной части членов СТ, желающих выйти и "оградиться забором" от товарищества и оставить все заботы о развитии СТ на чужих плечах оставшихся членов СТ, не дающих себе отчета - какие могут это может послечть последствия! А что будет если желание выйти из СТ выразят все члены? С кем тогда будут заключаться договора, если СТ уже не сможет существовать по количественному составу? Кто будет контролировать э/э и собирать взносы на содержение инфраструктуры - председатели, назначенные исполнительой влатью? А из какого бюджета им будет платиться зарплата, если членских взносов платить будет некому? Абсурд, который неотвратимо приведет к хаосу во многих СТ республики!
Ростислав Грудовик
0
19.05.2021
Цитата
Ольга:

                                   Гл.3, п.15
В товариществе будут члены товарищества которые оплачивают членский взнос,  и НЕ члены товарищества, которые будут платить обслуживание  и приобретение имущества общего пользования на основании заключенных договоров.  Размер платы по договору такой же как и взнос.
Правильно ли я интерпретирую этот пункт? Все, и члены и не члены, платят одинаково. Так?
И качество оказываемых услуг по таким договорам,  должен соответствовать каким то нормам? В частности периодичность чистки снега, вывоза мусора, качество поставляемой эл.энегрии, благоустройство и ремонт дорог. Очень неоднозначный пункт, очень размытые права и обязанности. Очень много нюансов.
Считаю что все кто имеет участок в СТ должен быть его членом без но и если. А в случае наследования несколькими наследниками, вопросы внесения взносов решать на общем собрании.
_______________­_______________­__________
Гл.3, п.22
//Лица, ведущие садоводство без участия в товариществе  пользуются правами, за исключением прав, определенных в абзацах втором и десятом пункта 20 настоящего Положения;//
При этом первый  абзац пункта 20 гласит:
«избирать и быть избранным в органы управления товарищества, участвовать в обсуждении вопросов и вносить предложения на общих собраниях (собраниях уполномоченных)­, участвовать в принятии решений по вопросам, отнесенным настоящим Положением и уставом товарищества к компетенции общего собрания».
Это не правильно давать избирательное право не члену товарищества.
_______________­_______________­__________

Не нашла как решается вопрос о переводе садового домика в ИЖД в части электроснабжени­я.
Самая важная причина, по которой  люди хотят, это возможность иметь электрическое отопление по субсидируемому тарифу. При этом возникает ряд противоречий.
Это эл. сети, не рассчитанные на такие нагрузки, особенно в старых товариществах.  И как будет происходить расчет за электроэнергию  при разнице в тарифах? Кто при этом будет ЭСО?  Кто будет выдавать ТУ на присоединение к эл.сети с целью нагрева.....
по электроснабжени­ю очень много вопросов.
_______________­_______________­__________
Проигнорирован анонсированный вопрос по передаче индивидуальных эл.установок в БелЭнерго. И если Белэнерго  их примет, то на каких условиях.
_______________­_______________­__________
И стоит больше акцентировать внимание,  при переводе садового домика в ИЖД, будут ли учитываться кв.метры, при постановке на учет как нуждающихся в улучшении жил.условий.
_______________­_______________­__________
Необходимо максимально упростить и УДЕШЕВИТЬ  решение вопросов регистрации участков по фактическому использованию. Например у меня в товариществе, еще до 2012 года две соседки один участок поделили пополам и обслуживали его и взносы платили. Потом одна свою половину успела оформить, а другая нет. Теперь что бы оформить вторую половину надо делать корректировку ген.плана, за очень сильно много денег.  В итоге пол участка оформлено, а пол участка висит в воздухе, и не отдать никому нельзя, и оформить нельзя. А делов то – нарисовать на ген.плане границу и присвоитесь номер.
Такие вопросы, не требующие больших изменений, разрешить решать без корректировки ген.плана, на уровне согласования с местным исполкомом.
                                   
                                   
   
   
Полностью согласен с Вашими вопросами.
Ростислав Грудовик
0
19.05.2021
Цитата
Андрей Матусевич:

                                   Предлагаю рассмотреть кардинальные изменения, а не косметические правки...

1. Дать возможность Общему собранию (далее по тексту ОС) или Собранию уполномоченных (далее по тексту - СУ) принимать решения о единой для всех членов СТ форме оплаты всех видов взносов (безналичные на расчетный счет, безналичные через ЕРИП, наличные).
Выбор одной формы оплаты упростит ведение бух. учета, отказ от приема наличных денежных средств отвечает современным тенденциям цифровизации экономики, исключит возможные злоупотребления­, увеличит прозрачность финансовых операция, а также позволит сделать работу казначея удаленной, без необходимости осуществлять личный прием, хранение и мат. ответственность за наличные средства, что расширит круг потенциальных желающих занять эту должность, в том числе готовых работать удаленно.

2. Упразднить должность казначея как морально устаревшую и не соответствующую выполняемым задачам, вместо казначея ввести должность бухгалтера (бухгалтера-кас­сира в СТ, где сохранен прием наличных денежных средств) и сделать его не избираемой должностью, а наемным лицом (организацией или ИП)
На данный момент бухучет в СТ ничем не отличается от бухучета в ТС (товарищества собственников), ПК (потребительски­е кооперативы) и пр. аналогичных организациях, где бухгалтер является именно наемным лицом.
Бухгалтер - это технический специалист, выполняющий определенные задачи в рамках действующих НПА. Для его работы не требуется общественное доверие. Прием его на работу, а так же увольнение (заключение договора на бухучет с организацией или ИП) должны находиться в полномочиях руководителя организации, как и происходит в ТС, ПК и пр.

3. Ревизионная комиссия, избираемая из членов СТ может не иметь должного уровня квалификации для проведения проверки хоз-фин деятельности СТ  (проф. требований не в действующем Положении ни в Проекте не предусматривает­ся), потому результаты проверки и выводы могут быть совершенно непредсказуемым­и и необоснованными­, что может негативно сказаться н репутации органов правления, а также может стать причиной необоснованных жалоб и судебных исков.
Ревизионная комиссия может в принципе отсутствовать в СТ ввиду отсутствия желающих занять эту должность.
Потому предлагаю дать возможность СТ в лице ОС или СУ вместо избираемой ревизионной комиссии принять решение о проведении ежегодного аудита с привлечением стороннего аудитора. Уровень и качество проверки будут однозначно выше, что может исключить ряд проблем, а также будет стимулировать правления более тщательно подходить к ведению бухучета и документооборот­а.

4. Ввиду объективной трудности, а часто и невозможности  в больших СТ (есть ряд СТ с 600 и более членами) проводить ОС - предлагаю в новом Положении ввести возможность проведения заочных собраний с использованием современных ИТ-технологий. Это однозначно упростит работу как правления, так и вовлечет в управление СТ много новых членов, для которых участие в классическом ОС со всеми его особенностями было категорически неинтересно. Министерству Экономики совместно с Министерством связи и информатизации разработать единую платформу для проведения таких собраний.

5.  Возможность назначения председателя правления исполкомом, которое отражено в обсуждаемом проекте, в предлагаемом виде совершено не решит основную преследуемую цель  борьбу со стихийными свалками мусора (вообще, очень странно, удивительно и неожиданно было узнать истинные мотивы назначения председателя - борьба со стихийными свалками мусора). СТ, которое самостоятельно никак не может избрать председателя - однозначно глубоко "больно" и  скорее всего не способно на самоорганизацию­, заключенный назначенным председателем договор на вывоз ТКО кому-то нужно оплачивать (не факт, что в этом СТ избран казначей), нужно чем-то оплачивать (не факт, что назначенный  председатель сможет собрать собрание и утвердить смету с включенными туда затратами на вывоз ТКО).
Исходя из этого вношу предложение Мин. экономики рассмотреть возможность   наделения Исполкомов правом директивной  (принудительной­) передачи под оперативное управление таких СТ  Управляющей организации (либо аналогичному по сути отделу местного исполнительного распорядительно­го органа)
Управляющая организация имеет в штате бухгалтеров, энергетиков и пр. специалистов (либо заключает соотв. договора с организациями или ИП), обеспечивает таким СТ минимум услуг (электроснабжен­ие, подачу воды, организацию вывоза ТКО (путем заключения от имени СТ соотв. договора), производит расчет понесенных затрат и формирует для членов таких СТ членский взносы.
6. Дать возможность ОС или СУ отказаться ведения членских книжек - морально устаревшего атрибута, не имеющего никакого практического значения. Если на заре формирования основной масса СТ (80е-90е) взносы оплачивались казначею наличными без каких-либо подтверждающих документов и единственным фактом, подтверждающим оплату, была запись казначея в членской книжке, но на данный момент вся информация о всех безналичных платежах хранится в банке, при приеме наличных денежных средств члену ст выдается квитанция, казначеем ведется ведомость приема наличных денежных средств либо оформляется приходный кассовый ордер. В реальности в подавляющем большинстве СТ членские книжки уже давно не ведутся, заполняются лишь по просьбе единичных пенсионеров.
                                   
                                   
   
   
Полностью согласен с Вами, хотя не исключаю полезность личного приема членов СТ, как важный фактор непосредственного общения, своевременного доведения полезной информации, и "знания в лицо" членов СТ. А казначей, уж точно не должен выполнять функцию ИМНС по проверке документов и освобождению пернсионеров от уплаты земельного и налога на недвижимость.
Андрей Матусевич
0
19.05.2021
Личный прием членов СТ проводит, как правило, руководитель или же уполномоченное им лицо... казначею-бухгалтеру для выполнения его должностных обязанностей совершенно необязателен личный контакт с членами ст...

А вот то, что в проекте Положения введена возможность выхода из членов СТ - это полнейшей абсурд. В чем явный или тайный смысл сего новшества - для меня остается загадкой. Кроме создания массы ненужных проблем и еще большего усложнения и без того непростых взаимоотношений между ст и его членами он ничего не принесет. И да - это может стать началом конца определенной части проблемных ст...
Любовь
0
19.05.2021
Модератор новостей, Предложения по проекту нового Положения о садоводческих товариществах.
По п.п. 28, 29, 30, 58
      Зачем ввели для правомочности общего собрания норму кворума «более 2/3…»?  В товариществах, особенно с большой численностью членов, всегда имеются трудности в проведении общих собраний из-за отсутствия кворума. Зачем же ещё усложнять такое положение, когда итак есть трудности для проведения общих собраний?  Вполне достаточно кворума по норме «не менее половины» и «не менее 25 процентов» при собрании повторно. К чему, вообще, эта норма «более 2/3», если по Положению сохраняется и такая норма как «если уставом товарищества не предусмотрено присутствие не менее половины членов товарищества»? Где логика?
       Например:.    В товариществе по списку с правом голоса 300 членов.
1) Для избрания уполномоченных по норме  «более 2/3» необходима численность не менее 200 членов (2/3 от 300).
2) При повторном собрании по норме «не менее 25 процентов», необходима численность не менее 75 членов  (1/4 от 300).
3) Если уставом предусмотрено «не менее половины членов товарищества» необходима численность  не менее 150 членов (1/2 от 300).  
    В примере цифры по численности получились разные: 200, 75 и 150.  Какая из них будет наиболее весомей и оправданно верной, если «цифра 75» может всё решить?  К чему тогда норма «более 2/3»?  Ни к чему! Абсолютно бесполезная норма!
P.S.  Можно сохранить норму кворума в размере «не менее 2/3» при решении таких вопросов, как «избрание (переизбрание) уполномоченных» и  по «членским взносам» (п.58), где проголосовать должны «не менее 2/3 от числа присутствующих на собрании членов товарищества».
Например: В товариществе 300 членов. На собрании присутствуют 150 членов (т.е. не менее половины от общего числа 300 членов),  но проголосовать должны 100 членов (т.е. 2/3 от числа 150).  
Не надо общему собранию придавать, как-бы, новую форму, то есть «общее собрание для избрания (переизбрания) уполномоченных». А проще говоря,  не надо мудрить с разными формами и нормами, а принять всего две нормы: считать  собрание правомочным при кворуме «не менее половины»   от общего числа членов товарищества  и  при повторном собрании «не менее 25 процентов».  А лучше всего упразднить такую форму собрания, как «собрание уполномоченных», а сохранить форму просто «собрание», но с разной нормой кворума для его правомочности, в зависимости от вопросов по повестке собрания.    
      Для информации. На собрании, которое мы планировали провести 17 апреля, как раз по избранию нового состава уполномоченных, и которое не состоялось из-за отсутствия кворума, т.к. пришли всего 38 членов вместо 159.  Члены товарищества не один раз возмущались, и снова еще раз громогласно заявили: «Никаких уполномоченных! Мы все имеем право принимать решения, а не только уполномоченные!». И это истинная правда, и поэтому я не раз предлагала  упразднить  «уполномоченных» и проведение «собрание уполномоченных», а принять форму просто собрание, с разной нормой кворума для правомочности  собрания, в зависимости от вопросов по повестке собрания  
По п.29
       Предлагаю к  компетенции собрания (не общего, а просто собрания)  с кворумом по норме «не менее половины» отнести  всего  пять вопросов:
   1) внесение изменений и (или) дополнений в устав товарищества;
   2) исключение из членов товарищества;
   3) избрание уполномоченных, а также досрочное прекращение их полномочий; *  
   4) принятие решений о вступлении (объединении) товарищества в ассоциации (союзы) таких товариществ;
   5) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества,   утверждение передаточного акта или разделительного баланса.
        * п.3 сохраняется, если не будут упразднены «уполномоченные»
Например:   В товариществе 300 членов. Проголосовать по этим пяти вопросам должны не менее 150 членов, т.е. «не менее половины….».
Все  другие вопросы (по п. 29) рассматривать и принимать по ним решения   на собраниях при кворуме по норме «не менее 1/3 от общего числа членов» и для собрания повторно по норме  «не менее 1/4 от общего числа членов».
Например: В товариществе 300 членов. Проголосовать должны не менее 100 членов и 75 членов на собрании повторно.
Наталья
0
19.05.2021
У меня возникли вопросы к предлагаемому проекту Указа Президента «О садовых товариществах».
          1. В проекте указа предлагается п.58. « Членские взносы вносят членами СТ в равном размере вне зависимости от размеров (количества) земельных участков….При этом решением общего собрания может быть установлен иной порядок формирования размеров членских взносов- от размеров (количества) участков, объема использования объектов общего пользования». Первая часть пункта противоречит второй. Если в равных размерах – это членский взнос, если от количества участков – это уже участковый взнос. Членский - значит от количества членов и точка.
           В разъяснении Министерства экономики  от 22 февраля 2018 года № 22-11/1663 «обязанность уплаты взносов должна исходить от факта членства, а не от количества (размеров) земельных участков, из расчета один член – один взнос» и  размер взноса должен быть единым для всех членов товарищества. Полностью согласна. Всеми недовольными движет человеческая зависть, что у кого-то есть несколько участков, а у кого-то нет.
            Член СТ платит членский взнос не за участок, а за членство в СТ, что дает ему право на один голос на общем собрании и одну долю от стоимости имущества общего пользования (при ликвидации СТ) независимо от размера (количества) земельных участков, землепользователем которых он является в СТ. Плата же за земельный участок исчисляется налоговыми органами и взимается государством с каждого члена СТ в зависимости от площади участка. К СТ эта плата отношения не имеет.
               Членские взносы, не должны зависеть от площади и количества земельных участков, поскольку в основном направляются на оплату труда работников и налоги на вознаграждения. Не должен член СТ, имеющий 2 участка оплачивать затраты на вознаграждения в двойном размере. Да и меньше членов СТ – председателю и казначею меньше работы. Ни председатель, ни казначей не делают ничего в 2 раза больше для членов СТ, имеющих по 2 участка.                                                                              
               Да, и целевые взносы должны быть равны для всех членов СТ. Если взять сбор на ремонт дорог, то тогда многие члены СТ. участки которых на поворотах дорог,  должны будут также платить по 2 и даже 3 взноса, т.к. у них протяженность дорог вдоль их участков в 2-3 раза больше, чем у тех, у кого по 2 участка. А по дороге ездят все: и те у кого 1 участок, и у кого 2.
              Значит и за мусор должны платить больше те, кто весь сезон живет на дачах.
              На ремонт электросетей должны платить больше те, у кого электрокосилка, электрополив и т.д. (они больше эксплуатируют электросети). Не надо вносить  неразбериху.
              Собрание будут раздирать споры, недовольство и разногласия. Недовольство тем, что владельцы 2х участков должны платить 1 взнос происходит из-за простой человеческой зависти и злобы – у кого-то больше, чем у меня.
              Собрание не будет учитывать ни дороги, ни косилки, ни круглосезонное проживание. Проще пусть платят те, у кого 2 участка. Здесь полное нарушение равенства  прав  членов товарищества. Это во-первых.
              Во вторых, если 2 взноса, значит за 2 члена и голосов на собрании у человека тоже должно быть 2. (ст 36. Каждый член товарищества (уполномоченный) имеет на общем собрании (собрании уполномоченных) один голос.) Опять нарушены права.
                В-третьих. При ликвидации или реорганизации (ст.64. Денежные средства, вырученные от продажи этого имущества, а также денежные средства товарищества, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются членам товарищества в равных долях ?!!). Опять нарушены права. Платил больше – получи больше.
               2. В проекте указа предлагается установить, что товарищества освобождаются от ведения бухучета. Что конкретно это значит? Уже есть новая Инструкция по учету? Или вообще никакие документы и отчеты не нужны? Где искать Инструкцию и когда?  Ведется ли кассовая книга при приеме взносов наличными деньгами? Если прием по ведомости, то выписывается один приходный ордер на общую сумму в ведомости и регистрируется в кассовой книге? Или вообще кассовая книга не нужна и человек, который внес деньги  не получит на руки никакого подтверждающего документа?
               3. Проектом указа также предлагается ввести нормы, позволяющие лицам, вышедшим из состава членов товарищества (по собственному усмотрению или в результате исключения), а также наследникам и отказавшимся от вступления продолжать ведение садоводства без участия в товариществе, заключив договор о порядке пользования общими объектами. Смысл есть? Ведь остаются все взносы и оплата затрат. Или я не так понимаю? Что тогда меняется для вышедших из состава СТ членов товарищества?