Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О деятельности по налоговому консультированию»
Обсуждение проекта
IrynaNN
1
14.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 5 Параграф : 29


Добрый день!

Предлагается дополнить Закон статьей 29 (с изменением последующей нумерации):

Статья 29. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона не распространяется на деятельность:
адвокатов;
лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг;
работников аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

Обоснование:
Ряд услуг в Беларуси подпадает одновременно под различные возможные варианты осуществления деятельности (например, имеется пересечение видов деятельности, оказываемых адвокатами и лицами, оказывающие юридические услуги). Практика показывает, что такой подход способствует более комплексной защите интересов граждан и юридических лиц, когда над одной проблематикой клиента в налоговой сфере с разных аспектов могут работать аудитор, налоговый консультант, юрист и адвокат.
Статья 12 проекта Закона определяет достаточно широко, но при этом закрыто перечень услуг, относящихся к налоговому консультированию. К таким услугам отнесены, например, составление документов, подлежащих представлению в налоговые органы, в том числе подготовка жалоб. Подготовка документов, как и, например, представление интересов, составляет одну из основных направлений деятельности адвокатов, юристов. При принятии проекта Закона в изначальной редакции возникнет вопрос о правомерности осуществления такой деятельности адвокатами и юристами без получения аттестата налогового консультанта.
Подход с дополнительным получением адвокатами, юристами и аудиторами аттестата налогового консультанта выглядит необоснованным. Для занятия соответствующими видами деятельности указанные лица также сдают экзамены (в том числе по вопросам налогового права), их деятельность лицензируется и находится под государственным регулированием Министерства юстиции и Министерства финансов. С учетом, того, что согласно обоснованию к проекту Закона только 215 субъектов хозяйствования оказывают услуги «Налоговое консультирование», сокращение возможности обращаться клиентам еще к аттестованным адвокатам, юристам, аудиторам по налоговым вопросам в соответствующей части искусственно создают дефицит лиц, оказывающих такие услуги. Кроме того, такой подход может лишить существенного объема работы адвокатов, юристов, аудиторов.
Ирина Никитина
2
14.06.2024
Проект Закона не содержит исключений для лицензирования по аналогии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 N 338, п.1.5. Это позволяет предполагать, что закон планируется распространить в том числе и на бухгалтеров и организации, ведущих учет на основании договоров по оказанию бухгалтерских услуг (далее - бухгалтеры). Считаю условие лицензирования деятельности в данном случае избыточным, т.к. бОльшая часть бухгалтеров специализируется на конкретных видах деятельности и/или системах налогообложения.
Кроме того, разделение бухгалтерского учета и составления/подачи налоговых документов в текущем режиме (не разово) не разумно. Яркий пример - подоходный налог, НДС: бухгалтер не сможет рассчитать подоходный налог и подать по нему декларацию без участия налогового консультанта, не сможет выставить ЭСЧФ в текущем режиме. Т.е. деятельность бухгалтеров парализуется. Для понимания проблемы достаточно изучить переписку различных государственных органов и бухгалтеров, которая и привела в итоге к включению в Указ исключения для данного вида деятельности.
Будут ли высококвалифицированные налоговые консультанты заниматься рутинной работой? Для этого они будут тратить свои деньги и время на получение лицензии? Ни одна малая организация не сможет себе позволить оплачивать такую работу по тарифам налоговых консультантов.
Считаю, что стандартные ситуации, чем и является рутинная ежемесячная работа и налоговая отчетность, не требуют обязательного участия лицензированного специалиста. Потому в закон необходимо включить пункт, позволяющий бухгалтерам работать без получения статуса налогового консультанта.

Кроме того, считаю, что лицензирование уже действующих на момент вступления в силу налоговых консультантов и аудиторов должно проходить в упрощенном режиме, например, по заявительному принципу. Требование сдавать экзамены повторно указывает на недоверие к действующей системе аттестации, что является не справедливым и не оправданным.
Евгений-юрист
6
14.06.2024
Добрый день.
1.               Отчасти схожую налоговому консультированию деятельность осуществляют и другие профессиональные субъекты: адвокаты, аудиторы, организации и ИП, оказывающие юридические услуги на основании лицензии Минюста, бухгалтерские организации и бухгалтеры-ИП.

Вопрос в том, как разграничить вышеперечисленные виды деятельности от деятельности по налоговому консультированию.

Пункт 1.5. Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» прямо предусматривает, что действие Указа не распространяется на перечень соответствующих услуг (адвокаты, юристы, аудиторы и т.д.).

В связи с изложенным необходимо прямо прописать в Законе «О деятельности по налоговому консультированию», что «Закон не распространяет свое действие на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, представлению интересов в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора».

Отсутствие таких исключений в Законе породит вопросы у субъектов, например, нужно ли, условно, аудитору или юристу-ИП получать соответствующую лицензию на деятельность по налоговому консультированию, если такие субъекты хотят консультировать организации в части налогового законодательства.


2.               Статьей 26 проекта Закона «О деятельности по налоговому консультированию» установлены основания для переаттестации налогового консультанта.

Представляется, что указанные основания являются необходимыми и достаточными для избирательной обоснованной переаттестации налоговых консультантов.

Все действующие налоговые консультанты уже сдали соответствующий двухэтапный экзамен, их знания и навыки проверены и подтверждены со стороны государства.

Не видится причин, по которым действующие налоговые консультанты должны без достаточных обоснованных причин (оснований) пройти переаттестацию в форме квалификационного экзамена.


В связи с изложенным, из статьи 29 проекта Закона необходимо исключить положения об обязанности налоговых консультантов пройти переаттестацию в течение 6 месяцев со дня принятия Закона.
Elvira89
1
14.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Статья : 12 Пункт : 1 «составление налоговых деклараций…»


Необходимо пересмотреть статью 12, так как данная статья касается не только Налоговых Консультантов, но и бухгалтеров. Которые фактически не смогут осуществлять свою деятельность на аутсорсинге при введении данного пункта в Закон. При этом не вижу различия, когда налоговые декларации составляет наемный главный бухгалтер и бухгалтер на аутсорсинге. Но после утверждения Закона получится некая дискриминация в отношении аутсорсеров. При этом не уверена, что все смогут получить статус НК и лицензию по различным причинам, точно также как это произошло с юристами-лицензиатами.  
Teoretik
4
14.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 171 Параграф : 1094 Элемент текста : наличие в штате работника, являющегося налоговым консультантом. При этом для такого работника работа у соискателя лицензии должна являться основным местом работы с обязательным заключением трудового договора с определением продолжительности
рабочего времени не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде;


Считаю, что из данного абзаца нужно исключить слова «с обязательным заключением трудового договора». Обоснование: часто встречается ситуация, когда в хозяйственных обществах (например, в обществе с ограниченной ответственностью) директор является единственным учредителем и работает без заключения трудового договора (контракта). В силу п. 3 ст. 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Следовательно, единственный собственник не может подписать от имени общества заключаемый с ним трудовой договор / контракт (договор по управлению обществом). В данном случае правоотношения руководителя – собственника (учредителя, участника) организации и его организации оформляются приказом (решением) самого руководителя (учредителя, участника) о выполнении полномочий директора без заключения трудового договора (с самим собой).

Teoretik
4
14.06.2024
Цитата
написал:

            Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 171 Параграф : 1094 Элемент текста : наличие в штате работника, являющегося налоговым консультантом. При этом для такого работника работа у соискателя лицензии должна являться основным местом работы с обязательным заключением трудового договора с определением продолжительности
рабочего времени не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде;


 Считаю, что из данного абзаца нужно исключить слова «с обязательным заключением трудового договора».   Обоснование:  часто встречается ситуация, когда в хозяйственных обществах (например, в обществе с ограниченной ответственностью) директор является единственным учредителем и работает без заключения трудового договора (контракта). В силу п. 3 ст. 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Следовательно, единственный собственник не может подписать от имени общества заключаемый с ним трудовой договор / контракт (договор по управлению обществом). В данном случае правоотношения руководителя – собственника (учредителя, участника) организации и его организации оформляются приказом (решением) самого руководителя (учредителя, участника) о выполнении полномочий директора без заключения трудового договора (с самим собой).  

В приведенном примере директор является налоговым консультантом.

Марина Трафименко
1
14.06.2024
Считаю что не все действующие бухгалтера, оказывающие бухгалтерские услуги на аутсорсе захотят, а если и захотят, то смогут пройти аттестацию и получить лицензию налогового консультанта.
Еше момент - бухгалтер уже получил соответствующее образование, платное или бесплатное в колледже иле ВУЗе. Почему бы там сразу и выдавать бы лицензию?. Почему наше государственное образовательное не гарантирует качество образовательных услуг?
Почему бухгалтер обязан ещё и лицензию получать, на то чтобы налоги посчитать, а перед этим свести первичные документы, и только потом составить и подать декларацию?

Все это спровоцирует то, что будет мало специалистов (налоговых консультантов с лицензией), а спрос у бизнеса на бухуслуги останется и даже вырастет. Лицензия стоит денег. Следовательно - и цены на бухуслуги вырастут. Соответственно и бизнес сам пострадает. Не все готовы к повышению бухгалтерских услуг  
nastasia85
2
14.06.2024
Добрый день. На мой взгляд п.12 совершенно далек от реальной жизни. Вызывает удивление и недоумение. Например, ИП может сам делать свою декларацию, а бухгалтер ИП оказываюший услуги по договорам - не сможет. Тем самым профессия бухгалтера сводиться до уровня - оператора ЭВМ. В последние годы и так большой отток специалистов из профессии. Быть бухгалтером на аутсорсе не супер прибыльное дело, а с введением обязательного наличия аттестата НК и лицензии еще и очень труднодоступное станет. Многие задумаются стоит ли оно того и я вам скажу,что нет не стоит!!! Можно куда с меньшими усилиями и ответственностью зарабатывать теже деньги. Налоговые консультанты должны быть наделены функциями не пересекаюшимися с бухгалтером, иначе совершенно непонятно где грань между бухгалтером и НК. Или получится, что НК - это бухгалтер. Министерству финансов нужно понять для чего и какие функции могут выполнять НК, чтобы это было востребовано и понятно бухгалтеру ЗАЧЕМ прилагать столько усилий для получения статуса НК. На данном этапе для того, чтобы была возможность подать декларацию ИП/организации, но это извините, за такое слово, абсурд чистой воды!!!!  
gksm2001
1
14.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья : 12 Пункт: 1


Статья : 12 Пункт: 1 «автоматизация, ведение налогового учета…», «составление налоговых деклараций…»
Считаю, что данные абзацы необходимо исключить:

Не совсем ясно, они касаются всех бухгалтеров, ведущих налоговый учет и составляющих отчетность, или только работающих на аутсортинге. Если он касается всех бухгалтеров, то введение такого требования парализует работу по ведению налогового учета, сдаче налоговых отчетов и другого взаимодействия с налоговыми органами, потому что огромное число бухгалтеров физически не успеют получить аттестат налогового консультанта.

Если данный пункт касается только деятельности на аутсортинге, то это дискриминация бухгалтеров, работающих на аутсортинге. Получается, бухгалтер, ведущий несколько маленьких организаций на аутсортинге, должен сдать квалификационный экзамен, получить лицензию, нести дополнительные расходы, которые он скорее всего не сможет компенсировать повышением стоимости услуг, так как небольшие организации не могут содержать и бухгалтера, и налогового консультанта, к тому же не готовы поднимать расценки на услуги в условиях санкций и регулирования цен. В то же время любой бухгалтер, работающий в штате организации, даже закончив трехнедельные курсы, будет вправе составить налоговую декларацию.

Также не понятно, почему на налоговых консультантов возлагается автоматизация налогового учета, если это скорее сфера деятельности IT-специалистов

LUSI
1
14.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 29 Подпункт : 2


Требование об обязательной  переаттестации излишни и не обоснованы.  Процедура не понятна, как и цель такой переаттестации. Такое требование приведет к неоправданным расходам как бюджетных средств, так и временных ресурсов налоговых консультантов.  
Ольга Зинкевич
1
14.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : статья 28, статья 29 Проекта


Цитата

1. В соответствии со ст. 28 Проекта Закона в Закон «О лицензировании» вносятся дополнения в части лицензирования деятельности по налоговому консультированию с 01.01.2025.

В соответствии с п. 5.2 НК РБ Деятельность по налоговому консультированию осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Одновременно, Указом Президента РБ от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании»  (далее – Указ №338) установлено, кем может осуществляться деятельность по налоговому консультированию юридических и физических лиц (п. 1.1):

гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства, получившими квалификационный аттестат налогового консультанта в порядке, установленном настоящим Указом, являющимися членами Палаты налоговых консультантов (после ее образования) (далее – налоговый консультант) и зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя;

коммерческой организацией, в штате которой состоит работник, являющийся налоговым консультантом, при условии, что данная организация является основным местом его работы.

Статьей 29 Проекта Закона предусмотрено прекращение действия квалификационного аттестата в случаях:

- неявки для прохождения переаттестации;

- признания налогового консультанта не прошедшим переаттестацию.

Одновременно, Положением о налоговом консультировании, утвержденном Указом президента №338 (п. 15) предусмотрен закрытый перечень прекращения действия квалификационного аттестата, который не содержит упомянутые в Проекте Закона случаи.

Таким образом, Указ №338 не содержит лицензирование деятельности как обязательное условие осуществления деятельности по налоговому консультированию, а также не содержит случаи прекращения действия квалификационного аттестата налогового консультанта, поименованные в Проекте Закона.

Указы Президента и законы обладают равной юридической силой (п. 6 ст. 23 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»), а следовательно, вышеуказанные нормы Проекта Закона создают юридическую коллизию с действующими нормативно-правовыми актами.

2. В качестве личного профессионального мнения хотелось бы отметить, что каждым налоговым консультантом для получения квалификационного аттестата налогового консультанта пройдены двухступенчатые экзаменационные испытания повышенной сложности, содержащие в себе как теоретические вопросы законодательства о налогообложении, так и практические задачи. Лицо, получившее квалификационный аттестат налогового консультанта, в полной мере подтвердило свое право обладания им в момент принятия решения Министреством по налогам и сбором о выдаче квалификационного аттестата.

Также, налоговый консультант не реже одного раза в течение двух календарных лет проходит обучение по образовательной программе повышения квалификации для налоговых консультантов, где для получения свидетельства о повышении квалификации требуется успешно пройти тестирование по результатам обучения.

Таким образом, установленный действующим законодательством порядок получения и продления квалификационного аттестата является более чем достаточным подтверждением уровня квалификации и подготовки аттестованного налогового консультанта.

Институт налогового консультирования создан в рамках совместного проекта ПРООН и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Содействие в создании института налоговых консультантов», который финансировался Шведским агентством международного развития.

В связи со сложностью налогового законодательства в нашей стране существует объективная необходимость развития налогового консультирования как международного стандарта обслуживания налогоплательщиков с целью развития предпринимательского сектора и повышения инвестиционной привлекательности страны.

Переаттестация, равно как и лицензирование деятельности по налоговому консультированию являются примером бюрократического препятствия в развитии института налогового консультирования  в Республике Беларусь.