Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О деятельности по налоговому консультированию»
Обсуждение проекта
a_conto
1
19.06.2024
Разделение бухгалтерского учета и составления/подачи налоговых документов при работе является не целесообразным. Яркий пример - подоходный налог, НДС: бухгалтер не сможет рассчитать подоходный налог и подать по нему декларацию без участия налогового консультанта, не сможет выставить ЭСЧФ в текущем периоде. Т.е. деятельность бухгалтеров в некотором роде приостанавливается. Для понимания проблемы достаточно изучить переписку различных государственных органов и бухгалтеров, которая и привела в итоге к включению в Указ исключения для данного вида деятельности.
Проект Закона позволяет предполагать, что закон планируется распространить в том числе и на бухгалтеров и организации, ведущих учет на основании договоров по оказанию бухгалтерских услуг. Считаю условие лицензирования деятельности в данном случае чрезмерным, т.к. ни одна малая организация не сможет себе позволить оплачивать ведение бухгалтерского учета и составление налоговых деклараций по тарифам налоговых консультантов.
Считаю, что рутинная ежемесячная работа и налоговая отчетность, не требуют обязательного участия лицензированного специалиста. Потому в закон необходимо включить пункт, позволяющий бухгалтерам работать без получения статуса налогового консультанта.
buhneim
1
19.06.2024
Я, индивидуальный предприниматель и оказываю бухгалтерские услуги. У меня нет высшего экономического образования а опыт работы более 20 лет. Считаю, что данный законопроект является дискриминацией по отношению к бухгалтерам, оказывающим бух. услуги на аутсорсинге. Если я, как главный бухгалтер, могу работать в организациях частной или государственной формы собственности, и вести бухгалтерский и налоговый учёт без аттестата налогового консультанта, то почему, осуществляя предпринимательскую деятельность, я не могу сдавать эти же налоговые декларации???
Получение аттестата налогового консультанта является длительным и затратным процессом. Позволить себе услуги НК, который будет осуществлять и бухгалтерский и налоговый учёт, смогут не все клиенты, в связи с тем,что стоимость вырастет в разы. А на весь бизнес, который пользуется бухгалтерскими услугами на аутсорсинге, налоговых консультантов не хватит.
Если бизнесу необходимо решить вопрос по налогам - он идет к НАЛОГОВОМУ КОНСУЛЬТАНТУ, а бухгалтерский учет осуществляет БУХГАЛТЕР. Это разные виды деятельности.  
Alexbayarka
1
19.06.2024
Во избежание в будущем разъяснений на многочисленные обращения тех же аудиторов дополнить Преамбулу Закона абзацем 2 следующего содержания: "Действие настоящего Закона не распространяется на оказание услуг  аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, а также иных услуг по налоговому консультированию" .   Данная норма предусмотрена в пункте 1.5. Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 N 338 (ред. от 22.06.2023) "О налоговом консультировании". Полагаю, что во избежание противоречий с действующим в настоящее время Законом "Об аудиторской деятельности"  её необходимо отразить в Законе "О деятельности по налоговому консультированию".
Ирина Никитина
2
19.06.2024
При принятии решения о добавлении в Закон аналога п.1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017г. № 338 (о нераспространении лицензирования на бухгалтеров, аудиторов..) необходимо учесть еще и следующие моменты:
1. Для большинства ИП их деятельность является основным источником дохода.
2. Бухгалтер, ведущий учет нескольких фирм на УСН, однозначно не сможет получить лицензию. Но подумайте - а точно этому бухгалтеру нужны знания по налогу на прибыль и НДС от реализации? Он идеально владеет вопросами по УСН, а больше ему и не нужно. И никакой налоговый консультант (специалист широкого профиля) его в этом не переплюнет. Таким образом, доводы МНС о необходимости повышения качества услуг в вопросе налогового учета в рамках оказания услуг по договору на ведение учета нельзя назвать обоснованными.
2. В результате принятия закона в текущем виде последует следующее:
- часть бухгалтеров, ведущие учет в различных сферах, будет вынуждена получать лицензию и увеличивать стоимость своих услуг. Это, в свою очередь, приведет к увеличению затрат заказчиков и либо снижению их прибыли, либо увеличению цен.
- бОльшая часть перейдет в "серый" сектор: будет по-прежнему вести учет, но вот подавать декларации и быть за них ответственными будут руководители предприятия. Для них это не проблема, у нас в стране и так директор за всё в ответе.
- часть ИП просто пойдет работать в штат на 0,... ставки.
- самые смелые плюнут, наконец, на свою профессию и пойдут в другие сферы. Поверьте, каждый бухгалтер об этом периодически задумывается, а нестабильность законодательства и постоянные риски потерять источник дохода (а второй раз - это уже не случайность)
Получается, принятие закона вместо упорядочивания деятельности в сферах, смежных с налоговым консультированием, приведет к созданию "серого" сектора экономики
3. МНС забывает о том, что благодаря постоянным запретам, исключениям и поискам новых источников дохода наше законодательство настолько не стабильно, что не позволяет готовить налоговых консультантов в ВУЗах. А вот бухгалтеров - позволяет. Но там уже сфера ответственности МинФина. Напомню позицию МФ: Закон о бухгалтерском учете предъявляет требования к специалистам, ведущим бухгалтерский учет. Налоговый же учет ведется бухгалтерами по умолчанию, просто потому, что в Беларуси он неотделим от бухгалтерского. При этом руководитель может возложить обязанность по ведению налогового учета и сдачу налоговых деклараций на ответственное лицо НЕ бухгалтера. Например, на специалиста по продажам, или на повара, или на уборщицу - нет требований к людям, сдающим налоги, в штате. Да, звучит абсурдно. Но не менее абсурдно, чем заставлять бухгалтеров-аутсорсеров получать лицензию, а бухгалтеров в штате - нет.
4. Бухгалтерский учет без расчета налогов в нашей стране никому не нужен.  Напрашивается вывод, что деятельность в области бухгалтерского учета просто будет исключена как вид деятельности. Если наши законотворцы хотят именно этого, то просто так и скажите: код 69202 будет исключен из ОКРБ 005-2011, и на этом можно заканчивать обсуждение закона по вопросу лицензирования обычных бухгалтеров и искать себе другую работу
alexD
1
19.06.2024

Считаю что, целесообразнее будет разделить обязанности налогового консультанта и бухгалтера.

Налоговый консультант планирует налоги, консультирует по налогам, проводит оценку и аудит налогового состояния клиента, представляет клиента в суде и других гос. органах и т.д. всё что связано с квалификацией консультанта.  Бухгалтер считает текущие налоги и подает декларации. Бухгалтер по договору и так несет ответственность за подачу деклараций и расчет налогов. Бизнесу без разницы кто ему подаёт декларации бухгалтер или налоговый консультант. В основном ищут, кто это сделает подешевле. Белорусский бизнес в большинстве своём не готов платить за консультирование и не всегда понимают смысл налогового консультирования.

Например, ИП обратился к бухгалтеру за ведением отчетности. Бухгалтер, который ведет только индивидуальных предпринимателей,  при работе с  ИП руководствуется в основном только ст.205 НК и инструкцией №5. Так бухгалтеру теперь идти и получать статус налогового консультанта чтобы работать с ИП? Или ИП если сам делает отчетность, то ему не нужно тогда получать статус НК, он достаточно компетентен для составления  отчетности?

Почему главному бухгалтеру на предприятии ( к слову сказать у некоторых гб на гос. предприятиях даже нет высшего образования) не нужно повышать квалификацию каждые два года, получать лицензию и т.д. , при том что главные бухгалтера на предприятиях имеют нагрузку по сдаче налогов и отчетности намного больше ип-аутсорсеров в плане расчета разнообразного количества налогов? Многие же ИП-аутсорсеры ведут либо ИП либо организации с льготными режимом налогообложения в виде УСН, где не требуется обширных знаний по налогообложению.

По лицензиям: почему не приурочить их получение к прохождению повышения квалификации каждые 2 года? Налоговые консультанты и так доказывают свою компетентность прохождением данного обучения.

Введя данный законопроект считаю, что в действие вводится не регулирование налогового консультирования, а регулирование бухгалтерской деятельности, что будет способствовать дальнейшему формированию «чёрного рынка» бухгалтерских услуг, который и так процветает потому что бизнесу проще и дешевле обратиться к «недорогому» бухгалтеру без всяких статусов и закрыть свою боль с декларациями и отчетностью. Нужность налоговых консультантов понимают единицы, а  необходимость закрыть отчетность, провести «первичку» сформировать книги, рассчитать зарплату остается и это совсем не работа налогового консультанта. И получится, что налоговый консультант вместо основной работы будет заниматься «сопутствующими услугами» как прописано в проекте.

Ольга_П
1
19.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3


Получается, что ИП (которые не имеют статуса налогового консультанта ) и организации (не имеющие в штате налогового консультанта) не имеют право оказывать услуги по ведению налогового учета? А как же главные бухгалтера на организациях ? Им что тоже придется получать статус налогового консультанта в будущем?  
Dmitrij_Aleksandrovich
1
19.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Пункт : 12 Элемент текста : Статья 12. Налоговое консультирование и сопутствующие услуги:
1.  постановка, восстановление, автоматизация, ведение налогового учета; составление налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы, в том числе жалоб;
2. Сопутствующие услуги включают: постановку, восстановление, бухгалтерского учета и (или) иного учета; автоматизацию, ведение составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности; составление форм государственной статистической отчётности; расчет заработной платы и документов персонифицированного учета, ведомственной отчетности, установленной законодательством в отношении уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и (или) иной отчетности;  консультирование по вопросам, поименованным в настоящем пункте.


Не согласен с данными пунктами в статье 12 проекта настоящего закона. Считаю что, данные пункты в законопроекте закреплять нецелесообразно. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Каким образом, организации и ИП, осуществляющие бухгалтерский учет, должны подпадать под нормы этого законопроекта?
Мы не консультируем юридические лица и ИП. Мы ведем бухгалтерский и налоговый учет в данных организациях и у ИП, на основании договора по оказанию услуг ведения бухгалтерского учета, подаем налоговые декларации, документы персонифицированного учета, статистическую, ведомственную и иную отчетность.
gavrilinaolly
1
19.06.2024
Я бухгалтер с опытом работы 13 лет, имею высшее экономическое образование по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в коммерческих и некоммерческих организациях)". Являюсь индивидуальным предпринимателем, оказываю услуги по ведению бухгалтерского учета нескольким организациям и Ип в г. Гомеле. Вот уже как год-два все планирую получить сертификат налогового консультанта и двигаться в данной сфере, обучаться новому, повышать свою квалификацию. НО!! Что бы это все сделать , необходимо все бросить: работу, семью с двумя детьми и мужем, быт, снять квартиру в Минске и сидеть там обучаться. Прошу организовать в областных центрах (а именного за Гомель спрашиваю) курсы по подготовке к экзамену на налогового консультанта. Например в БелГуте. Там есть кафедра бухгалтерского учета с прекрасными преподавателями.  
Aliaksandr
1
19.06.2024
Необходимо пересмотреть статью 12. Налоговое консультирование и сопутствующие услуги
из п.1 убрать ведение налогового учета, составление налоговых деклараций (расчетов).
annakr1804
1
19.06.2024
Я работаю бухгалтером  более 20 лет, имею высшее экономическое образование по специальности "Бухгалтерский учет, налоги и аудит". В данном законопроекте хотят смешать услуги по ведению бухгалтерского учета, заполнению и подаче налоговых деклараций( которые нужны  практически в каждой организации или индивидуальному предпринимателю) и которые, скажем прямо стоят "копейки" и услуги налоговых консультантов, которые в силу своей специфики являются редкостью. Услуги НК могут позволить себе только крупные компании. Поэтому согласна с Alexbayarka :
Во избежание в будущем разъяснений на многочисленные обращения тех же аудиторов дополнить Преамбулу Закона абзацем 2 следующего содержания: "Действие настоящего Закона не распространяется на оказание услуг  аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, а также иных услуг по налоговому консультированию" .   Данная норма предусмотрена в пункте 1.5. Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 N 338 (ред. от 22.06.2023) "О налоговом консультировании". Полагаю, что во избежание противоречий с действующим в настоящее время Законом "Об аудиторской деятельности"  её необходимо отразить в Законе "О деятельности по налоговому консультированию".
Наталья Мартыненко
2
19.06.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 1


Необходимо конкретизировать как в преамбуле к закону, так и в терминах и определениях юрисдикцию налогового консультирования.

Например, нужно при оказании услуг по налоговому консультированию в соответствии с законодательством РФ либо законодательством другой страны в налоговой сфере руководствоваться данным законом, т.е. открывать ИП, получать лицензию, иметь членство в Палате налоговых консультантов РБ, когда соблюдаются условия для налогового консультирования в соответствии с законодательством РФ либо другой страны (имеется членство в Палате налоговых консультантов РФ, постоянное переподтверждение квалификации в соответствии с законодательством иностранного государства)?Необходимо ли заключать договор страхования в данной ситуации, как он будет действовать (функционировать)?