Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
Обсуждение проекта
Lexmaster
1
26.07.2024

1. Абзац пятнадцатый части шестой пункта 1 проекта Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, утверждаемого постановлением Совета Министров Республики Беларусь (далее – проект Положения) после слова «предоставление» дополнить словом «ценового»;

2. Второе предложение части четвертую пункта 7 проекта Положения после слов «из состава комиссии по закупкам» дополнить словами «на период проведения закупки, по отношению к которой имеется заинтересованность исключаемого члена комиссии»;

3. Часть шестую пункта 28 проекта Положения изложить в следующей редакции:

«Закупающая организация (организатор) вправе при проведении процедуры запроса ценовых предложений, конкурса предусмотреть возможность улучшения условий предложений участников, как посредством снижения цены, так и изменения иных условий, выступающих критериями оценки, в целях повышения конкурентоспособности своего предложения. Порядок проведения улучшения условий предложений участников должен быть предусмотрен в порядке осуществления закупок за счет собственных средств, а также документацией о закупке.»;

4. Последнее предложение части третьей пункта 9 проекта Положения изложить в следующей редакции: «Для подтверждения статуса сбытовой организации (официального торгового представителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют документ (договор, доверенность, устав или иной документ), подтверждающий правомочие на реализацию товаров, либо его копию».

Алла777
1
26.07.2024

К проекту постановления имеется много замечаний. В частности:

1) В качестве целей подготовки данного проекта декларируется разработка единого порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств для организаций республиканского и местного уровня для исключения множественности нормативных правовых актов, регламентирующих порядок их осуществления, и обеспечения консолидации правого регулирования в данной сфере. Однако, данных целей постановление не достигает:

- В п. 3 Обоснования к проекту постановления и в п 2.1. указано, что постановление распространяется и на хоз. общества, 25 % акций (долей) которых принадлежит административно-территориальной единице (АТЕ), однако, в п. 8 постановления местным Советам депутатов рекомендуется  признать утратившими силу решения, определяющие порядок осуществления закупок за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями;

- В ч. 2 п. 1 Положения указано «Отношения при осуществлении закупок за счет собственных средств, не урегулированные Положением, должны быть урегулированы закупающей организацией (организатором) в порядке осуществления закупок за счет собственных средств», что не соответствует информации, указанной в Обосновании относительно п. 1 Положения, согласно которой   «исключается обязательность наличия локального порядка закупок» а так как далеко не все отношения регулирует Положение, в частности, оно не устанавливает никаких пороговых значений для проведения той или иной конкурентной процедуры закупки и поэтому закупающие организации будут устанавливать их в своих Порядках закупок. Как определять ориентировочную стоимость организации также должны будут определить самостоятельно.  

В п. 28 Положения указано, что «порядок снижения цены предложений участников ЗЦП должен быть предусмотрен в Порядке осуществления закупок, а также документацией о закупке» (в то время  как в Обосновании декларируется об исключении обязанности наличия локального порядка закупок).

Т.о., ни о каком едином подходе к порядке осуществления закупок говорить также не приходится, этой цели Положение также не достигает, при этом, организациям придется разрабатывать новые Порядки закупки, хотя Порядки закупок уже были нами разработаны исходя из имеющихся у нас специфик, а теперь придется разрабатывать исходя из прихотей законодателя далее – МАРТ, действующего сугубо в интересах РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и ОАО «Белорусской универсальной товарной биржи», напрочь игнорируя интересы закупающих организаций (подача предложений только ч-з ЭТП для большинства из нас – абсолютна нецелелесообразна, так как для нужд производства, во многих случаях  необходимо приобретение импортных сырья и материалов. Иностранные компании не будут заморачиваться с получением ЭЦП, оплачивать размещение предложений. Они просто не будут участвовать, а вместо них, в лучшем случае поучаствуют посредники.

2) В Обосновании п. 15 Положения указано, что «перечень случаев применения ЗОИ сформирован с учетом положений постановления № 229 и приложения № 1 к нему, но это вовсе не так.

- В приложении № 1 к постановлению № 229 приведен перечень товаров (работ, услуг) на закупки которых не распространяется действие данного постановления. Так, в п. 9 установлено, что на закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке  действие постановления не распространяется в связи с чем, как осуществлять данные закупки закупающие организации решали сами, согласно же п. 9 приложения к положению   закупки на сумму более 100, но не более 1000 базовых величин по данной сделке на дату принятия решения о проведении процедуры закупки – это ЗОИ, а не случай, когда Положение не применяется. Что такое для производственного предприятия 100 базовых величин – капля в море. Далее указано «При этом годовой объем закупок, которые закупающая организация за календарный год вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 5000 базовых величин». Из данного текста, так как нигде не оговорено, что речь идет об однородных товарах, следует, что в календарном году закупающая организация вправе применить ЗОИ лишь на сумму, не превышающую 5000 базовых величин. Это –  маразм, при этом в Обосновании (с претензией на того, чтобы закупающие организации не злоупотребляли правом на неприменения, установленной в постановлении № 229 возможности его неприменения неограниченного количества раз по закупкам на сумму до 1000 базовых величин, обманчиво указано об установлении  в Положении   ограничения это суммой в 5000 базовых величин.

Т.о., Положением устанавливается новое пороговое значение в 100 базовых величин вместо действующих 1000 базовых величин. Чем руководствуется МАРТ, если даже в гос. закупках пороговое значение для неприменения норм закона куда больше?

В Обосновании по п. 22 и 23 Положения идет речь о наличии возможности не размещения на ЭТП документации о закупки, однако, в п. 24 Положения устанавливается обязанность по ее обязательному размещению на ЭТП, за исключением проведения закупки, сведения о которой относятся к служебной информации ограниченного распространения (какую информацию можно к ней

относить не разъяснено).

3) Положение предусматривает проведение всех конкурентных процедур на ЭТП, для чего участникам необходимо будет иметь ЭЦП и оплачивать размещение предложения, что финансово выгодно данным операторам, так как они теперь будут получать средства сразу от двух сторон (от заказчика и участника), но не выгодно для самих сторон процедуры закупки: так заказчикам придется тратить время на распечатку предложений, а также денежные средства на приобретение бумаги, а участникам оплачивать возможность подачи предложения, чего раньше от них не требовалось. Справочно: Не факт, что иностранная компания, получившая ЭЦП и оплатившая подачу предложения сможет разместить его на ЭТП, В настоящее время, иностранные компании (достоверно знаю информацию о невозможности открытия процедур закупок в ИС «Тендеры»  компаниями из следующих стран: Турция, Индия, Италия, Китай) не могут даже отрыть присланную им ссылку на процедуру закупки.

4) Положение допускает возможность подачи участниками заявления о не размещении в открытом доступе информации об их участии. а так как для закупающих организаций вменяется обязанность по размещению на ЭТП протокола выбора участника-победителя или признания ее несостоявшейся, поэтому в отношении данных участников в протоколе должны указываться их регистрационные номера. Т.о., бедному секретарю комиссии, для того, чтобы незапутаться в части размещения/не размещения сведений об участниках надо будет готовить соответствующих список, и указывать в протоколе информацию почему в отношении некоторых участников приводятся лишь регистрационный номер.

Т.о., закупающие организации обязаны будут размещать вышеуказанные протоколы на ЭТП в установленный Положением срок, не позднее трех рабочих дней со дня его подписания (что считать датой подписания не понятно, при этом нигде не оговорено, что протокол может размещаться в виде  документа в формате «word», как не оговорено и то, что его размещение закупающая организация не должна будет оплачивать».

Несмотря на установлении обязанности по размещению на ЭТП протокола выбора участника-победителя или признания ее несостоявшейся, закупающая организация, в случае заключения договора по результатам процедуры закупки не на ЭТП по-прежнему обязана будет размещать сведения о результатах процедуры закупки, при этом, в Положении не оговорено, что данное размещение не оплачивается закупающими организациями (Справочно: в настоящее время  для этого требуется оплата).

Т.о., в отношении несостоявшейся процедуры закупки, закупающая организация должна будет разместить соответствующий протокол и дополнительно разместить  результат процедуры закупки (ибо это – «позволит в полном объеме получить статистическую информацию о проводимых процедурах закупок, заключенных договорах и их товарных позициях …», хотя эту же информация будет доступа из Отчета об общей стоимости договоров, который, согласно п. 4 постановления закупающая организация должна разместить в ИС «Тендеры» не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (в настоящее время размещение данного отчета подлежит оплате).

5) Вместо действующих оснований для ЗОИ (всего 5 оснований), приводится перечень в 35 позиций, при этом, к их проведению еще и устанавливаются различные  дополнительные требования, которые по разным позициям отличаются, что  только затрудняет применение Положения. Ряд позиций для применения ЗОИ должен быть указан среди оснований для не применения Положения, например, приобретение специфических товаров (п.7);закупки конкретных товаров у конкретного поставщика, определенного решением Президента РБ или СМ (п. 8); закупки товаров, не имеющих аналогов (п. 10); закупки по п. 11 приложения 2 (автомобильный бензин и прочее); закупки товаров для проведения испытаний в целях определения возможности их использования в процессе собственного производства (п. 18) и многие другие пункты.

6) Положение существенно расширяет перечень, кто не может быть участником, а так как проверить соответствие данным требованиям комиссия самостоятельно не сможет, поэтому участникам придется все это перечислять в совеем заявлении, а для участники об этом должны будут знать. Т.о., достаточно долгий период процедуры будут признаваться несостоявшимся в  связи с несоответствием  участников.

7) В п. 10.1. Положения устанавливается, что  к участию в процедуре закупки не допускается лицо, аффилированное с закупающей организацией. Кроме этого, участник – победитель не должен быть аффилирован с участниками, допущенными к оценке и сравнению предложений  (к торгам при проведении электронного аукциона).

При этом истребования соответствующего заявления установлено только в отношении участника-победителя электронного аукциона. Из чего можно сделать вывод, что законодатель в п. 10.1 Положения некорректно  сформулирован данную мысль из-за чего данное требование распространено на победителей – и других конкурентных процедур закупок.

8)  Положение дублирует действующие основания для отмены процедуры, в частности в качестве основания для отмены предусматривается необходимость изменения предмета закупки и (или) требований к участникам, в связи с чем при необходимости изменения требований к предмету закупки  отменить процедуру закупки нельзя (для этого, необходимо указать, что отмена процедуры закупки допустима  при возникновении необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет закупки и (или) требования к предмету закупки).

9)  Постановление № 229 было разработано в 2012 году, Данное постановление позволяет закупающим организациям, исходя из закрепленных в нем положений, самостоятельно устанавливать механизм осуществления закупок, что организации сделала в своих Порядках закупок, учтя имеющуюся у них специфику, написав его доступным для работников языком (в отличии от норм Положения, для понимания которого уже очевидно, что от МАРТ потребуется написание целого ряда разъяснений, что говорит о том, что его текст, как минимум нуждается в серьезной корректировке).

С введением в действия Положения, закупающие организации, с одной стороны, должны будут обучить работников на соответствующих семинарах, с другой стороны, стороны им придется разработать новые Порядки закупок, с которыми также необходимо будет ознакомить работников. Все это негативно скажется на деятельности предприятия, ибо закупочная деятельность просто остановиться…

Так как, участники также не будут знать новые требований, поэтому достаточно долго процедуры закупок будут признаваться несостоявшимся.  

10) В Обосновании  сказано, что в проекте Положения учтены пожелания гос, организаций, на самом же деле для подготовки возражений организациям был предоставлен лишь один день, и это на нормативный документ, состоящий из 78 листов. Разве это нормально?

Вывод: Следует сохранить постановление № 229, с внесением в него изменений, касающихся требований к составу участников процедур закупок, с  объявлением о проведении процедуры закупки в ИС «Тендеры», а не проведением ее в электронном формате.

 

Прикрепленные документы
OlyaBronza
1
26.07.2024

Предлагаю исключить п. 57 приложения 2 к Положению о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств «Перечень случаев осуществления закупок с применением процедуры закупки из одного источника». В связи с тем, что в рамках крупного предприятия проведение процедуры из одного источника по указанным услугам приведет к большому документообороту, командировки часто бывают внеплановые, проведение ЗОИ в данном случаи нецелесообразно.

В п. 54 приложения 2 к Положению о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств «Перечень случаев осуществления закупок с применением процедуры закупки из одного источника» исправить ошибку «порядных работ».

Исключить последний абзац пункта 10.1. Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, поскольку он противоречит Закону Республики Беларусь от 7 мая 2021 г.  № 99-З «О защите персональных данных».

ViktoriaPravo
1
26.07.2024
П. 10 приложения 1 к Положению о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств изложить в следующей редакции: "10. Закупки недвижимого имущества, а также закупки аренды недвижимого имущества".
Включение в Положение о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) норм, регулирующих закупку аренды недвижимого имущества нецелесообразно, повлечет многочисленные неясности в порядке их применения, и как следствие допущение ошибок, увеличатся сроки заключения договоров, а соответственно имеют место быть экономические потери потенциальных арендодателей и арендаторов.  

П. 9 приложения 2 к Положению о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств исключить.

Дать определения терминам, используемым в ч. 3 п. 28 Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств: "ошибка, включая арифметическую", "неточность".  
Yurist
2
26.07.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 5 Элемент текста : Приложение 5 к Положению


Предлагается дополнить Приложение 5 к Положению "Минимальная доля закупок белорусских товаров, определенная в процентном соотношении..."
следующими товарами:
код ОКЭД  ОКРБ 007-2012         20.20.1     Пестициды и прочие агрохимические продукты    минимальная доля  - 30 %

для обеспечения импортозамещения в стране.


             
Oksa0106
4
26.07.2024
          По тексту Постановления не понятно где будут размещаться закупки за счет собственных средств.
         В соответствие с п. 2.6. Постановления определено понятие электронной торговой площадки (https://goszakupki.by и  https://zakupki.butb.by), а также есть определение информационной системы для размещения информации о закупках (https://icetrade.by). В соотв. с ч.11 п.28 Положения протокол комиссии по закупкам размещается на электронной торговой площадке, т.е., можно  сделать вывод - на https://goszakupki.by и  https://zakupki.butb.by, но не https://icetrade.by.
         Необходимо четко прописать где размещаются закупки.
Oksa0106
4
26.07.2024
Предлагаю исключить применение преференциальной поправки. т.к. участники процедуры закупки при этом не находятся в равных условиях.
nati
1
26.07.2024
Относительно пункта  2.1. Неравные условия для государственных предприятий и предприятий частной формы собственности, которым нет необходимости соблюдать требования  Постановления.  
      Для сравнения государственная аптечная сеть и частная аптечная сеть.
      Частная аптечная сеть не несёт никакой социальной нагрузки (отсутствуют аптеки в сельской местности и в том числе убыточные), осуществляет закупки автомобилей, оборудования, компьютеров, программного обеспечения и многого другого оперативно, быстро, соответственно штат сотрудников оптимальный, что позволяет извлекать максимальную прибыль от осуществления деятельности.
      Государственная аптечная сеть (предприятие) вынуждено будет осуществлять закупки от 100 базовых величин, что приведёт к необходимости  увеличивать штат сотрудников, проводить обучение специалистов это дополнительные финансовые затраты,..  

Относительно п. 13. В министерство промышленности Республики Беларусь направлялось заявление о выдаче заключения об отсутствии в Республике Беларусь производства аналогичных товаров,  а именно автомобиля грузового нового с дизельным двигателем с полной массой транспортного средства не более 5 т (кроме самосвалов-внедорожников), код ОКРБ 007-2012 29.10.41.100 (далее- товар). 05.07.2024 был получен ответ Министерства промышленности  № 11-4-6/5595 о том, что  автомобиль  (код ОКРБ 007-2012 29.10.41.100 ) в Республике Беларусь производится. В примечании указано, что одним из производителей в Республике Беларусь является ООО  «ИКС».    

         ООО «ИКС» предоставлен  акт экспертизы №1/797-1 по отнесению продукции к продукции собственного производства от 19.03.2024,  выданный Минским отделением Белорусской торгово-промышленной палаты        

      Однако, согласно части второй подпункта 2.16 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) для товаров, происходящих из Республики Беларусь и включенных в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2022 №80, документом подтверждающим страну происхождения товара является – акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия. Указанный акт у ООО «ИКС» отсутствует.  Такой акт отсутствует и у иных поставщиков указанного товара.

       Таким образом, отсутствует реальная  возможность соблюсти требования законодательства при закупке автомобиля грузового (код ОКРБ 29.10.41.100) и других товаров.

       Существует проблема закупить товар с соблюдением норм постановления у производителей, так как документы, требуемые для подтверждения статуса производителя (сертификат, акт… и иные ) отсутствуют у производителя. Производители не получают эти документы, так как частным компаниям, закупающим этот товар подтверждающие документы не нужны, а для   государственных закупок требуются иные документы.
Получение сертификатов и актов финансово затратно для производителя. Таким образом Заказчик покупает белорусский товар, но подтвердить это нет возможности.
Относительно п. 16  Разрешить чтобы подтвердить долю белорусского применять не только указанные в п. 16 документы, но и любые другие свидетельствующие о том, что товар белорусский ( этикетки, упаковки, письмо производителя (изготовителя).
Относительно п. 17 предлагаем оставить в прежней редакции, так как сложившаяся практика неплохо себя зарекомендовала, наработан опыт в том числе специалистами занимающимися закупками.
Кроме того, в приложении №2 указаны конкретные поставщики, у которых можно закупить товар в связи с чем, изучение конъектуры рынка или размещение на электронной торговой площадке  излишне.

Yurist
2
26.07.2024
Предлагается дополнить Приложение 5 к Положению "Минимальная доля закупки белорусских товаров..."
следующими товарами:
код ОКЭД ОКРБ 007-2012   20.20.1  Пестициды и прочие агрохимический продукты   - 50 %

для обеспечения импортозамещения.
omto
3
26.07.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 2 Пункт : 9 Элемент текста : Закупки товаров (работ, услуг) на сумму более 100, но не более
1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией
решения о проведении закупки, за исключением закупок аудиторских
услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и
(или) финансовой отчетности. При этом годовой объем закупок, которые
закупающая организация за календарный год вправе осуществить на
основании настоящего пункта, не должен превышать 5000 базовых
величин.


Считаем целесообразным увеличить пороговое значение годового объема закупок, которые организация вправе осуществить за календарный год по данному пункту до 8000-10000 базовых величин. Мониторинг закупок показал, что 5000 безовых величин для бесперебойной работы в организации будет не достаточно.
В случае принятия решения о невозможности увеличения этого значения (5000 б.в.), предлагается изложить данный пункт 9 Приложения 2 в следующей редакции:
"9. Закупки товаров (работ, услуг) на сумму более 100, но не более 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией
решения о проведении закупки, за исключением закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и
(или) финансовой отчетности. При этом годовой объем закупок однородных товаров (работ, услуг), которые закупающая организация за календарный год вправе осуществить по одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Классификатор продукции по видам экономической деятельности" не должен превышать 5000 базовых величин.",
omto
3
26.07.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 2 Пункт : 12 Элемент текста : Закупки товаров (работ, услуг) в рамках осуществления творческой деятельности в сфере культуры, в том числе услуг по организации и проведению культурных мероприятий.


Считаем целесообразным пункт 12 исключить из Перечня случаев осуществления закупок с применением процедуры закупки из одного источника (Приложение 2) и включить соответствующим пунктом в Перечень товаров (работ, услуг) на закупки которых не распространяется действие Положения о порядке осуществленния закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.