Закон о таможенном регулировании РБ определяет основные положения таможенного регулирования.
Ст.1 п.1 «Государственный таможенный комитет обеспечивает выполнение задач в сфере таможенного дела и единообразие применения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Республики Беларусь, иных международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее, если не установлено иное, – ЕАЭС), и законодательства о таможенном регулировании всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь»
Ст.1 п.2 «Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в сфере таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства о таможенном регулировании с нормами международного права и общепринятой международной практикой».
Исходя из Ст.1 п.1 задача ГТК РБ - единообразие применение правоотношений. Предложенные изменения излишне нагромождают правовую конструкцию Закона в части включения юридических лиц в реестр таможенных представителей и дублируют уже существующие требования: подтверждение финансовой устойчивости , наличие системы защиты информации и делают обычную процедуру самой сложной среди стран ЕАЭС. Требование к уставному фонду в сумме 10000 Б.В. и вовсе противоречит нормативно правовым актам Республики Беларусь(Закон Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ, ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 января 2009 г. № 1).
Если сравнить существующие требования членов таможенного Союза, то они у всех примерно одинаковые. При принятии предлагаемых изменений в Закон к уже существующим белорусские юридические лица , претендующие или уже включенные в реестр будут в самом не выгодном и дискриминационном положении в сравнении с коллегами в таможенном Союзе.
Федеральный Закон РФ №289-ФЗ Ст.347, «Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей»
Условия: наличие страховки; финансовое обеспечение; отсутствие у юридического лица вступивших в силу и не исполненных в установленный срок одного и более постановлений по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; юридическое лицо, которое не является казенным предприятием; юридическое лицо, планирующее осуществлять деятельность в качестве таможенного представителя, должно быть зарегистрировано в личном кабинете.
«О таможенном регулировании в Республике Казахстан 26 декабря 2017 года № 123-VI ЗРК»
Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей: наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя; обеспечение исполнения обязанностей юридического лица осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере определяемом Комиссией; отсутствие на день обращения в уполномоченный орган о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей; наличие договора (соглашения) о пользовании информационной системой электронных счетов-фактур; отсутствие непогашенной судимости.
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О таможенном регулировании от 24 апреля 2019 года № 52
Статья 207. Условия включения в реестр таможенных представителей
Условия: наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя; обеспечение исполнения обязанностей юридического лица осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в размере определяемом Комиссией; отсутствие на день обращения в уполномоченный государственный орган в сфере таможенного регулирования о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей; наличие в штате этого лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям; наличие информационных систем; отсутствие на день подачи заявления фактов привлечения в течение одного года к ответственности за нарушение и (или) уголовной ответственности за нарушение и (или) преступление в сфере таможенного дела; обязательство о предоставлении отчетностей;
Закон Республики Армения от 7 октября 2022 года № ЗР-353 «О таможенном регулировании»
Статья 256. Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей: условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей установлены статьей 402 Таможенного кодекса Союза; размер суммы страхования риска ответственности, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 402 Таможенного кодекса Союза, определяется договорами, заключенными между таможенным представителем и страховыми организациями; в реестр таможенных представителей не могут включаться государственные управленческие учреждения, муниципалитеты, государственные некоммерческие организации, муниципальные некоммерческие организации, а также другие юридические лица с государственным участием; свидетельство о включении в реестр таможенных представителей содержит наименование таможенного представителя, его место нахождения, учетный номер налогоплательщика, наименование таможенного органа, выдавшего свидетельство, дату выдачи свидетельства и его номер; таможенные представители, совершающие только экспортные сделки, освобождаются от представления обеспечения исполнения обязательств
Предложенные изменения отдаляют нас от возможности унификации законодательств и не позволяют говорить о единообразии правоотношений в таможенном Союзе.
Нарушаются условия Договора о создании Союзного государства.
Ст.8 п.2 Договора предусмотрено «В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников».
Ст.18 «гармонизация и унификация законодательства государств-участников»
02.06.2025 12:44:21
Александр
Пользователь
НОВИЧОК
12
2.8
3
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 28 Часть : 1 Абзац : 3 Элемент текста : Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС
Предлагаю Исключить, т.к. данная норма противоречит законодательству ЕАЭС и Республики Беларусь и налагает дополнительную существенную нагрузку на малые и средних предприятий.
Финансовая устойчивость – это одна из частей общей устойчивости компании. Она характеризуется наличием средств для поддержания своей деятельности, сбалансированностью, доходов и расходов, возможностью обслуживать кредиты и вести бизнес. Согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС «Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр, определяется Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссий».( Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г. N 65 "Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр").
При этом Решением Совета ЕЭК от 15 сентября 2017 №65 размер уставного капитала для УЭОП Республики Беларусь установлен не менее 75 тыс. белорусских рублей. Предлагаемый размер уставного фонда для таможенных представителей не менее 10 000 базовых величин значительно превышает установленную Решением сумму, а также ничем не обоснован.
Не обосновано ничем «проецирование финансовой устойчивости» (установленное для уполномоченных экономических операторов) на таможенных представителей.
РЕШЕНИЕМ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ от 15 сентября 2017 г. N 64 «О РАЗМЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ» установлен размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве таможенного представителя, в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро».
Помимо этого в соответствии с п.п.1.2 п.1 ст. 310 «Закона о Таможенном регулировании в Республике Беларусь» включение юридического лица в реестр таможенных представителей осуществляется при «наличие договора страхования гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, с установлением страховой суммы (лимита ответственности) по такому договору в размере не менее 10 000 базовых величин».
Непосредственно в работе таможенных представителей финансовая устойчивость анализируется постоянно банками, предоставившим банковскую гарантию(которая является безотзывной), страховыми организациями.
ДАННЫЕ требования(размер обеспечения и страховка в 10 000 бв), на мой взгляд, достаточны, обеспечены имуществом предприятий и учредителей и позволяют выполнять в полном объеме все обязательства таможенного представителя перед бюджетом.
02.06.2025 12:53:44
alog
Пользователь
НОВИЧОК
12
1.8
2
П 28 (п. 3 ст. 298) в проекте закона, а именно "«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;" жестко ограничивает вход на рынок новых игроков малого и среднего бизнеса, а также повлечет за собой исключение таких представителей бизнеса (малых и средних) из реестра действующих таможенных представителей. Таким решением создаются дискриминационные условия, которые противоречат действующему законодательству Республику Беларусь (Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", директива Президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательства"). Ни в одной из стран-участниц ЕАЭС, в т.ч. в Российской Федерации, нет подобных ограничивающих требований. По следующему абзацу п.28 " финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС." хотелось бы ознакомиться с обоснованиями, отвечающими на вопрос: почему и для чего требования, предъявляемые к УЭО в соответствии со ст. 433 ТК ЕАЭС, будут применяться и для таможенных представителей? Таможенный представитель, в отличие от УЭО не имеет специальных упрощений при совершении таможенных операций. А также не является материально-ответственным лицом за товары. Ст. 402 ТК ЕАЭС установлены адекватные условия для включения в реестр таможенных представителей. В соответствии с Решением Совета ЕЭК от 15 сентября 2017 г. № 64 установлен размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела и претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя - 500 тыс. евро в эквиваленте. Для получения данной банковской гарантии банком осуществляется анализ финансового состояния юридического лица, кредитной истории и деловой репутации, а также проводят оценку финансовой устойчивости и рисков. Поэтому считаем введение дополнительных требований излишними и необоснованными. П. 34 (п. 2 ст. 308) «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.». Данное предложение противоречит Трудовому Кодексу Республики Беларусь. Деятельность специалистов по таможенному декларированию осуществляется в рамках правого поля. Для сокращения количества нарушений законодательства, как указано в обосновании, необходимо привлекать конкретных нарушителей к ответственности, а не поголовно ограничивать всем специалистам возможность работать, обеспечивая себе и своим семьям достойный уровень жизни. п 36.(п. 1 ст. 310) «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.». Данное требование корректнее было бы применять к разработчикам программных продуктов для набора и передачи электронных таможенных документов. У таможенных представителей есть обязанность в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС: «не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов.» Также в действующей редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З в пп. 1.9 п.1 ст. 310 уже имеются требования о наличии у таможенного представителя системы внутреннего контроля, а также пп.1.10 установлена необходимость наличия личного электронного кабинета, созданного на базе единого портала электронных услуг, и (или) являться владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с ОАИС для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) быть абонентом СМДО государственных органов Республики Беларусь. Считаем, что текущие требования, предъявляемые к таможенным представителям оптимальными и обоснованными.
02.06.2025 13:09:45
Вячеслав Тушкин
Пользователь
НОВИЧОК
11
3.8
7
Пункт 11 Законопроекта В статье 72 дополнить статью пунктом 3 следующего содержания:
3. Работниками, состоящим в трудовых отношениях с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций».
Пункт 34 Законопроекта пункт 2 статьи 308 дополнить частью следующего содержания:
«Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенным операций».
Предлагаю данные пункты исключить из законопроекта по следующим обоснованиям:
1. Данные пункты вводят необоснованные ограничения трудовой деятельности для специалистов по таможенному декларированию. В обосновании к законопроекту никак не обосновано, каким образом, данные ограничения «позволят сократить количество нарушений законодательства о таможенном регулировании и исключить конфликт интересов».
Каким образом, у специалиста по тд, работающего у таможенного представителя на основном месте работы и который занимаем должность специалиста по тд на малом производственном предприятии по совместительству или на 0,25 ставки возникает конфликт интересов или увеличивается количество нарушений законодательства о таможенном регулировании? На мой, взгляд, здесь нет никакой корреляции.
2. Данные ограничения могут нанести вред сфере таможенных отношений. В данной сфере основным ресурсом является человеческий ресурс – знания и компетенции специалиста по таможенному декларированию. Обучение специалиста по таможенному декларированию занимает не один год. Обучение специалиста по таможенному декларированию включает обучение (непосредственное приобретение знаний) и стажировку на рабочем месте. Таким образом, это значительные временным затраты. С учетом вышеизложенного, такие ограничения могут сделать сферу таможенного дела менее привлекательной для людей в качестве профессионального выбора, что в свою очередь, может привести к дефициту кадров в сфере таможенного дела, количественный дефицит приведет к снижению профессиональных компетенций, что уже в свою очередь может привести, в том числе, к увеличению ошибок, допускаемых специалистами по тд, которые будут влечь за собой нарушений законодательства о таможенном регулировании.
Сфера таможенного дела должна оставаться привлекательной для людей в качестве профессионального выбора т.к. существует конкуренция за профессионалов не только между участниками рынка таможенных услуг, но и между участниками рынка таможенных услуг и смежными отраслями, к примеру логистика, международная торговля и т.д.
Общение с компетентными специалистами по тд увеличивает экономическую привлекательность Республики Беларусь для внешних акторов. Отсутствие компетентных специалистов по тд – дополнительный барьер, который может сподвигунть на выбор иного государства-члена ЕАЭС для реализации экономических проектов внешним актором экономической деятельности.
02.06.2025 13:50:26
Вячеслав Тушкин
Пользователь
НОВИЧОК
5
3.8
7
Пункты 23 и 26 Законопроекта содержат требования об ограничении использования физическим лицом средств связи во время проведения таможенного контроля, дознания и ведения административного процесса. В соответствии с данными пунктам основным условием ограничения является «если такое использование препятствует проведению таможенного и иных видов контроля, дознанию и ведению административного процесса».
На мой взгляд данная формулировка является не точной (что, считаю противоречащим пункту 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» - одним из основных требований нормотворческой техники является краткость и точность изложения нормативных правовых предписаний), такая формулировка может повлечь неоднозначную трактовку данной нормы должностными лицами таможенных органов при исполнении должностных обязанностей, что может привести к нарушению права на получение юридической помощи, которое закреплено в статье 62 Конституции Республики Беларусь, к дополнительным конфликтным ситуациям между подконтрольными лицами и должностными лицами таможенных органов.
К примеру, в республиканских пунктах таможенного оформления отсутствует иная возможность получения быстрой юридической помощи, кроме мобильной связи. В них отсутствует возможность незамедлительного прибытия адвокатов, законных представителей юридических лиц. Более того РПТО является режимным объектом, в который прибытие лиц, не пересекающих границу, является затруднительным и требует временных затрат. Таким образом, оказание юридической помощи по средствам телефонной связи в таких условиях является естественным и логичным, способствует ускорению таможенного контроля.
Также отмечу, что данная норма дублируется: предлагается её внесение в статьи 214 и 258, что, на мой взгляд, противоречит норме, содержащейся в абзаце 2 пункта 3 статьи 28 Закона Республики Беларусь 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»: следует исключать дублирование нормативных правовых предписаний.
Таким образом, считаю, что данная норма должна быть уточнена – должны быть указаны, конкретные случаи, позволяющие ограничивать использование средств связи, необходимо исключить дублирование данной нормы, чтобы не создавать перегруженность закона, а также должна быть добавлена норма не допускающая использование ограничений по пользованию средствами связи для получения юридической помощи лицами в отношении которых проводятся контрольные мероприятия или ведется дознания, административный процесс.
02.06.2025 13:52:59
Mari K
Пользователь
НОВИЧОК
11
2.8
4
Статью 311 дополнить абзацами следующего содержания: «оказания таможенным представителем, имущество которого не находится в национальной собственности, услуги в сфере таможенного дела юридическому лицу, имущество которого находится в национальной собственности.
Исключить.
Каким образом таможенный представитель, имущество которого не находится в национальной собственности, может точно быть уверен в том, что имущество лица, которому он окажет услугу, не находится в национальной собственности?
При заключении договора поручения и иных гражданских договор у клиента таможенного представителя нет обязанности предоставления полной версии уставного документа.
В настоящее время в Республике Беларусь не существует единого централизованного реестра юридических лиц с государственной (национальной) собственностью.
02.06.2025 14:40:22
Mari K
Пользователь
НОВИЧОК
11
2.8
4
Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:
сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;
финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Одновременное соблюдение двух указанных условий приведет к тому, что многие действующие таможенные представителе не смогут их исполнить и буду вынуждены уйти с рынка таможенных услуг, что окажет отрицательное влияние на развитие социально-экономической сферы нашего государства: создание дискриминационных конкурентных условий, порождение монополизации, увеличение уровня безработицы.
Предлагаем исключить данные условия.
В крайнем случае - разрешить юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей самостоятельно выбрать исполнение одного из этих условий.
02.06.2025 14:54:05
Ян1992
Пользователь
НОВИЧОК
15
2.8
2
Не мытьем так катаньем
Данный фразеологизм пришел на ум после сравнения ранее опубликованного 22.04.2025 и обсуждаемого в настоящий момент Проекта об изменении Закона о таможенном регулировании в Республике Беларусь.
Во-первых: в обосновании необходимости внесения изменений в проект ЗАКОНА не приведено абсолютно никаких реальных доводов о необходимости изменения ЗАКОНА. Для таких изменений, как предлагались и предлагаются, необходимы неоспоримые факты с использованием статистических данных, указанием фактов и т.п.
2) Как скажется увеличение уставного фонда на повышение надежности и финансовой устойчивости таможенного представителя, если в настоящее время данные условия и так урегулированы в достаточной степени страхованием рисков и банковскими гарантиями?
3) Каким образом усилится защита информации, с учетом того, что данной информацией уже владеет достаточное количество лиц (продавец, отправитель, таможенные органы иностранного государства, таможенные органы Республики Беларусь, получатель, покупатель, перевозчик, иные лица при необходимости получения дополнительных разрешений и т.д…), а также учитывая то, что практическое большинство таможенных представителей работает с программным обеспечением, разработанным и сопровождаемым РУП «Белтаможсервис», который, между прочим, также оказывает услуги в сфере таможенного дела?
4) На сколько сократится количество нарушений таможенного законодательства при введении дополнительных требований к специалистам по таможенному декларированию, чтобы это обосновало ограничение граждан Республики Беларусь с из правом на труд, установленным Конституцией Республики Беларусь?
Во-вторых: предлагаемые инициатором изменения в Закон о таможенном регулировании приведут к исключению из реестра таможенных представителей организаций, которые многие годы профессионально работают на рынке таможенных услуг и имеют обширную клиентскую базу, оставив в реестре ограниченное количество предприятий, сформировав, таким образом, круг фирм, оказывающих таможенные услуги по принципу клубной культуры. Это приведет к снижению конкуренции, что повлияет на качество услуг, рост стоимости, падение профессиональной компетенции на рынке, ограничит выбор для потребителей услуги. Кроме этого предлагаемые нововведения существенно ограничивают или даже исключают появление на рынке новых таможенных представителей. С предлагаемыми условиями, без клиентской базы, без наличия квалифицированных специалистов в штате, без серьезного финансового ресурса, юридическому лицу, пожелавшему войти на рынок таможенных услуг, будет практически невозможно это сделать, что опять же приведет, при отсутствии конкуренции, к высокомерию и разгильдяйству оставшихся таможенных представителей.
Исходя из вышеизложенного предлагаю:
1. абз. 1 и абз. 2 пункта 28 проекта Закона исключить. В данном пункте оставить только последний абзац, касающийся недружественных стран;
2. п. 34 и п. 35 проекта Закона исключить;
3. п. 36 проекта Закона исключить;
4. абз. 1 п. 38 исключить;
5. с абз. 2 и далее п. 40 (со слов «дополнить пункт подпунктами 1.14 и 1.15 следующего содержания..») исключить;
02.06.2025 15:11:21
OLGA0206
Юрист
НОВИЧОК
13
1.8
1
Чем вообще вызвано желание инициатора вносить изменения в работающий без сбоя Закон в такой чувствительной сфере как таможенное право? Причем предложенные изменения в большей степени определяют порядок работы не рынка таможенных услуг, а определяют работу электронной торговли. Создается впечатление, что нормы изменяющие условия работы в таможенной отрасли специально спрятали за ширмой электронной торговли. Почему вносятся изменения в ст.298 «Общие положения» , а не в ст.310 «Особенности» где прописаны условия для таможенного представителя. Требования о финансовой устойчивости вообще не понятно, что делают в ст.298, аналогичные требования для УЭО внесены в ст.343 п.2.1 Закона «Условия включения в реестр УЭО».
Увеличение уставного фонда до 10000 БВ- это нарушение существующего законодательства (Закона, Директивы, кодекса).
Требование о наличии систем защиты информации не имеет смысла, т.к. таможенный представитель последний кто видит документы, а передача деклараций происходит через программные продукты, разработанные предприятиями ,которые получили на это право. Самый массовый продукт используемый в Республике Беларусь это е-Декларант от РУП «Белтаможсервис». Обмен информацией между таможенным представителем и государственными органами происходит через систему ОАИС. Требования о наличии у таможенного представителя информационных технологий позволяющих использовать систему межведомственного электронного документооборота для информационного обмена содержится в ст.310 п.1.10 действующего Закона.
Для таких глобальных изменений должны быть существенные причины. Неужели имеется претензия к таможенным представителям по передачи информации, в результате чего был нанесен ущерб юридическому лицу или государству от деятельности именно таможенного представителя. Или может таможенный представитель отказался от выполнения своих финансовых обязательств в части выполнения солидарной ответственности в виду неудовлетворительного финансового состояния? Но это исключено, т.к. банк такому предприятию не выдаст гарантию, а само предприятие не сможет производить выплаты банку по своим обязательствам и не сможет сформировать гарантийный депозит, а таможенный орган взыщет задолженность с банковской гарантии.
Предлагаемые нормы (увеличение уставного фонда, подтверждение финансовой устойчивости, наличие систем защиты информации) противоречат действующему законодательству Республики Беларусь, законодательству ЕАЭС. Ущемляют права граждан искусственно и необоснованно препятствуют развитию услуг в таможенной сфере.
Как кто то, уже верно замечал на форуме «Запреты не должны заменять разумное управления».
02.06.2025 15:26:45
Константин_TP
Пользователь
НОВИЧОК
9
4.8
6
Оспариваемая норма
Из пункта 28 абзац Проекта Закона «О таможенном регулировании»: «Если сфера деятельности … включает оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы (далее — национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности».
Возражение
В соответствии с указанным абзацем частные таможенные представители, обладая всеми необходимыми кадровыми, технологическими и финансовыми ресурсами, оказываются отстранёнными от обслуживания предприятий госсектора, тогда как государственные операторы получают исключительное право на данный сегмент рынка. Это ограничивает конкуренцию, открывает возможности для бесконтрольного диктования цены за таможенные услуги со стороны государственных представителей, и снижает стимулы к повышению качества услуг.
При этом дискриминация затрагивает и сами предприятия национальной собственности: им придётся выбирать исключительно из числа государственных представителей, даже если частный брокер предлагает более выгодные условия или технологические решения. Свобода экономической деятельности субъектов госсектора тем самым ограничивается без достаточных на то оснований.
Существующие механизмы защиты чувствительной информации уже заложены в проекте. Запрет на допуск компаний с участием «недружественного» капитала блокирует потенциальные риски утечки данных о критических грузах. Дополнительная фильтрация всех остальных частных компаний по признаку собственности выглядит избыточной. При необходимости можно адресно выделить действительно стратегические товарные категории — военная продукция, двойного назначения, критическая инфраструктура — и потребовать от таможенных представителей, работающих с ними, аттестованной системы защиты информации (СЗИ).
Практическая реализация данной нормы также вызывает вопросы. Таможенный представитель сегодня не имеет прямого, оперативного инструмента для проверки того, является ли имущество клиента «национальной собственностью». Формально сведения об учредителях содержатся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако интеграции с данным реестром у таможенных представителей нет; это платная административная процедура. Обновляется реестр не в режиме реального времени, а сама категория «национальная собственность» в ЕГР отсутствует как отдельный атрибут. Также обращаю внимание, что субъект хозяйствования может в любой момент изменить структуру капитала и не уведомить таможенного представителя, что создаст для последнего риски непреднамеренного нарушения. В итоге ответственность будет переложена на представителя.
Технологический эффект негативен и для госсектора. Монополизация данного сектора услуг государственными представителями может привести к очередям на терминалах, удорожанию оформления и снижению транзитной привлекательности коридора через Беларусь. Снижается давление конкуренции, а значит исчезают стимулы внедрять современные ИТ-решения. Также сложившаяся ситуация уменьшает интерес частных инвесторов к такому виду бизнеса.
Наконец, норма идёт вразрез с практикой, сложившейся в других странах. В странах ЕС нет разграничений по форме собственности: государственные компании свободно нанимают любого аккредитованного брокера. В ЕАЭС аналогичных барьеров нет; в России, напротив, законом прямо установлено, что таможенный представитель – исключительно частное юридическое лицо. Таким образом, предлагаемая конструкция противоречит общей логике Союза и принципам свободной конкуренции.
Предложение
Исключить из проекта данный абзац полностью, либо основательно его переработать и ввести адресный режим для реально стратегических грузов. Для их оформления разрешить работу только тем таможенным представителям (государственным или частным), которые получили аттестат соответствия СЗИ и прошли дополнительный аудит информационной безопасности. При этом возможно сохранить запрет на участие лиц из недружественных государств, который достаточен для защиты чувствительных данных.
Принятие указанных поправок сохранит контроль над стратегическими потоками, не подрывая при этом конкурентную среду и инвестиционную привлекательность таможенного рынка Республики Беларусь.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Пользователь
НОВИЧОКЗакон о таможенном регулировании
РБ определяет основные положения таможенного регулирования.
Ст.1 п.1 «Государственный таможенный комитет обеспечивает выполнение задач в сфере таможенного дела и единообразие применения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Республики Беларусь, иных международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее, если не установлено иное, – ЕАЭС), и законодательства о таможенном регулировании всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь»
Ст.1 п.2 «Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в сфере таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства о таможенном регулировании с нормами международного права и общепринятой международной практикой».
Исходя из Ст.1 п.1 задача ГТК РБ - единообразие применение правоотношений. Предложенные изменения излишне нагромождают правовую конструкцию Закона в части включения юридических лиц в реестр таможенных представителей и дублируют уже существующие требования: подтверждение финансовой устойчивости , наличие системы защиты информации и делают обычную процедуру самой сложной среди стран ЕАЭС. Требование к уставному фонду в сумме 10000 Б.В. и вовсе противоречит нормативно правовым актам Республики Беларусь(Закон Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ, ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 января 2009 г. № 1).
Если сравнить существующие требования членов таможенного Союза, то они у всех примерно одинаковые. При принятии предлагаемых изменений в Закон к уже существующим белорусские юридические лица , претендующие или уже включенные в реестр будут в самом не выгодном и дискриминационном положении в сравнении с коллегами в таможенном Союзе.
Федеральный Закон РФ №289-ФЗ Ст.347, «Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей»
Условия: наличие страховки; финансовое обеспечение; отсутствие у юридического лица вступивших в силу и не исполненных в установленный срок одного и более постановлений по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотренастатьей 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; юридическое лицо, которое не является казенным предприятием; юридическое лицо, планирующее осуществлять деятельность в качестве таможенного представителя, должно быть зарегистрировано в личном кабинете.
«О таможенном регулировании в Республике Казахстан 26 декабря 2017 года № 123-VI ЗРК»
Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей: наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя; обеспечение исполнения обязанностей юридического лица осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере определяемом Комиссией; отсутствие на день обращения в уполномоченный орган о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей; наличие договора (соглашения) о пользовании информационной системой электронных счетов-фактур; отсутствие непогашенной судимости.
Статья 207. Условия включения в реестр таможенных представителей
Условия: наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя; обеспечение исполнения обязанностей юридического лица осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в размере определяемом Комиссией; отсутствие на день обращения в уполномоченный государственный орган в сфере таможенного регулирования о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей; наличие в штате этого лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям; наличие информационных систем; отсутствие на день подачи заявления фактов привлечения в течение одного года к ответственности за нарушение и (или) уголовной ответственности за нарушение и (или) преступление в сфере таможенного дела; обязательство о предоставлении отчетностей;
Закон Республики Армения от 7 октября 2022 года № ЗР-353 «О таможенном регулировании»
Статья 256. Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей: условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей установлены статьей 402 Таможенного кодекса Союза; размер суммы страхования риска ответственности, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 402 Таможенного кодекса Союза, определяется договорами, заключенными между таможенным представителем и страховыми организациями; в реестр таможенных представителей не могут включаться государственные управленческие учреждения, муниципалитеты, государственные некоммерческие организации, муниципальные некоммерческие организации, а также другие юридические лица с государственным участием; свидетельство о включении в реестр таможенных представителей содержит наименование таможенного представителя, его место нахождения, учетный номер налогоплательщика, наименование таможенного органа, выдавшего свидетельство, дату выдачи свидетельства и его номер; таможенные представители, совершающие только экспортные сделки, освобождаются от представления обеспечения исполнения обязательств
Предложенные изменения отдаляют нас от возможности унификации законодательств и не позволяют говорить о единообразии правоотношений в таможенном Союзе.
Нарушаются условия Договора о создании Союзного государства.
Ст.8 п.2 Договора предусмотрено «В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников».
Ст.18 «гармонизация и унификация законодательства государств-участников»
02.06.2025 12:44:21
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 28 Часть : 1 Абзац : 3 Элемент текста : Пункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС
Предлагаю Исключить, т.к. данная норма
Финансовая устойчивость – это одна из частей общей устойчивости компании. Она характеризуется наличием средств для поддержания своей деятельности, сбалансированностью, доходов и расходов, возможностью обслуживать кредиты и вести бизнес. Согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС «Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр, определяется Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссий».( Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г. N 65 "Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр").противоречит законодательству ЕАЭС и Республики Беларусь и налагает дополнительную существенную нагрузку на малые и средних предприятий.
При этом Решением Совета ЕЭК от 15 сентября 2017 №65 размер уставного капитала для УЭОП Республики Беларусь установлен не менее 75 тыс. белорусских рублей. Предлагаемый размер уставного фонда для таможенных представителей не менее 10 000 базовых величин значительно превышает установленную Решением сумму, а также ничем не обоснован.
Не обосновано ничем «проецирование финансовой устойчивости» (установленное для уполномоченных экономических операторов) на таможенных представителей.
РЕШЕНИЕМ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ от 15 сентября 2017 г. N 64 «О РАЗМЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ» установлен размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве таможенного представителя, в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро».
Помимо этого в соответствии с п.п.1.2 п.1 ст. 310 «Закона о Таможенном регулировании в Республике Беларусь» включение юридического лица в реестр таможенных представителей осуществляется при «наличие договора страхования гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, с установлением страховой суммы (лимита ответственности) по такому договору в размере не менее 10 000 базовых величин».
Непосредственно в работе таможенных представителей финансовая устойчивость анализируется постоянно банками, предоставившим банковскую гарантию(которая является безотзывной), страховыми организациями.
ДАННЫЕ требования(размер обеспечения и страховка в 10 000 бв), на мой взгляд, достаточны, обеспечены имуществом предприятий и учредителей и позволяют выполнять в полном объеме все обязательства таможенного представителя перед бюджетом.
02.06.2025 12:53:44
Пользователь
НОВИЧОК"«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;" жестко ограничивает вход на рынок новых игроков малого и среднего бизнеса, а также повлечет за собой исключение таких представителей бизнеса (малых и средних) из реестра действующих таможенных представителей. Таким решением создаются дискриминационные условия, которые противоречат действующему законодательству Республику Беларусь (Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", директива Президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательства"). Ни в одной из стран-участниц ЕАЭС, в т.ч. в Российской Федерации, нет подобных ограничивающих требований. По следующему абзацу п.28 " финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС." хотелось бы ознакомиться с обоснованиями, отвечающими на вопрос: почему и для чего требования, предъявляемые к УЭО в соответствии со ст. 433 ТК ЕАЭС, будут применяться и для таможенных представителей? Таможенный представитель, в отличие от УЭО не имеет специальных упрощений при совершении таможенных операций. А также не является материально-ответственным лицом за товары. Ст. 402 ТК ЕАЭС установлены адекватные условия для включения в реестр таможенных представителей. В соответствии с Решением Совета ЕЭК от 15 сентября 2017 г. № 64 установлен размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела и претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя - 500 тыс. евро в эквиваленте. Для получения данной банковской гарантии банком осуществляется анализ финансового состояния юридического лица, кредитной истории и деловой репутации, а также проводят оценку финансовой устойчивости и рисков. Поэтому считаем введение дополнительных требований излишними и необоснованными. П. 34 (п. 2 ст. 308) «Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций.». Данное предложение противоречит Трудовому Кодексу Республики Беларусь. Деятельность специалистов по таможенному декларированию осуществляется в рамках правого поля. Для сокращения количества нарушений законодательства, как указано в обосновании, необходимо привлекать конкретных нарушителей к ответственности, а не поголовно ограничивать всем специалистам возможность работать, обеспечивая себе и своим семьям достойный уровень жизни. п 36.(п. 1 ст. 310) «1.11. наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.». Данное требование корректнее было бы применять к разработчикам программных продуктов для набора и передачи электронных таможенных документов. У таможенных представителей есть обязанность в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС: «не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов.» Также в действующей редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З в пп. 1.9 п.1 ст. 310 уже имеются требования о наличии у таможенного представителя системы внутреннего контроля, а также пп.1.10 установлена необходимость наличия личного электронного кабинета, созданного на базе единого портала электронных услуг, и (или) являться владельцем (пользователем) информационной системы (ресурса), интегрированной с ОАИС для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами, и (или) быть абонентом СМДО государственных органов Республики Беларусь. Считаем, что текущие требования, предъявляемые к таможенным представителям оптимальными и обоснованными.
02.06.2025 13:09:45
Пользователь
НОВИЧОКПункт 11 Законопроекта В статье 72 дополнить
статью пунктом 3 следующего содержания:
3. Работниками, состоящим в трудовых отношениях с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций».
Пункт 34 Законопроекта пункт 2 статьи 308 дополнить частью следующего содержания:
«Специалисту по таможенному декларированию, работающему у таможенного представителя, запрещается выполнять в других организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенным операций».
Предлагаю данные пункты исключить из законопроекта по следующим обоснованиям:
1. Данные пункты вводят необоснованные ограничения трудовой деятельности для специалистов по таможенному декларированию. В обосновании к законопроекту никак не обосновано, каким образом, данные ограничения «позволят сократить количество нарушений законодательства о таможенном регулировании и исключить конфликт интересов».
Каким образом, у специалиста по тд, работающего у таможенного представителя на основном месте работы и который занимаем должность специалиста по тд на малом производственном предприятии по совместительству или на 0,25 ставки возникает конфликт интересов или увеличивается количество нарушений законодательства о таможенном регулировании? На мой, взгляд, здесь нет никакой корреляции.
2. Данные ограничения могут нанести вред сфере таможенных отношений. В данной сфере основным ресурсом является человеческий ресурс – знания и компетенции специалиста по таможенному декларированию. Обучение специалиста по таможенному декларированию занимает не один год. Обучение специалиста по таможенному декларированию включает обучение (непосредственное приобретение знаний) и стажировку на рабочем месте. Таким образом, это значительные временным затраты. С учетом вышеизложенного, такие ограничения могут сделать сферу таможенного дела менее привлекательной для людей в качестве профессионального выбора, что в свою очередь, может привести к дефициту кадров в сфере таможенного дела, количественный дефицит приведет к снижению профессиональных компетенций, что уже в свою очередь может привести, в том числе, к увеличению ошибок, допускаемых специалистами по тд, которые будут влечь за собой нарушений законодательства о таможенном регулировании.
Сфера таможенного дела должна оставаться привлекательной для людей в качестве профессионального выбора т.к. существует конкуренция за профессионалов не только между участниками рынка таможенных услуг, но и между участниками рынка таможенных услуг и смежными отраслями, к примеру логистика, международная торговля и т.д.
Общение с компетентными специалистами по тд увеличивает экономическую привлекательность Республики Беларусь для внешних акторов. Отсутствие компетентных специалистов по тд – дополнительный барьер, который может сподвигунть на выбор иного государства-члена ЕАЭС для реализации экономических проектов внешним актором экономической деятельности.
02.06.2025 13:50:26
Пользователь
НОВИЧОКПункты 23 и 26 Законопроекта содержат требования
об ограничении использования физическим лицом средств связи во время проведения таможенного контроля, дознания и ведения административного процесса. В соответствии с данными пунктам основным условием ограничения является «если такое использование препятствует проведению таможенного и иных видов контроля, дознанию и ведению административного процесса».
На мой взгляд данная формулировка является не точной (что, считаю противоречащим пункту 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» - одним из основных требований нормотворческой техники является краткость и точность изложения нормативных правовых предписаний), такая формулировка может повлечь неоднозначную трактовку данной нормы должностными лицами таможенных органов при исполнении должностных обязанностей, что может привести к нарушению права на получение юридической помощи, которое закреплено в статье 62 Конституции Республики Беларусь, к дополнительным конфликтным ситуациям между подконтрольными лицами и должностными лицами таможенных органов.
К примеру, в республиканских пунктах таможенного оформления отсутствует иная возможность получения быстрой юридической помощи, кроме мобильной связи. В них отсутствует возможность незамедлительного прибытия адвокатов, законных представителей юридических лиц. Более того РПТО является режимным объектом, в который прибытие лиц, не пересекающих границу, является затруднительным и требует временных затрат. Таким образом, оказание юридической помощи по средствам телефонной связи в таких условиях является естественным и логичным, способствует ускорению таможенного контроля.
Также отмечу, что данная норма дублируется: предлагается её внесение в статьи 214 и 258, что, на мой взгляд, противоречит норме, содержащейся в абзаце 2 пункта 3 статьи 28 Закона Республики Беларусь 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»: следует исключать дублирование нормативных правовых предписаний.
Таким образом, считаю, что данная норма должна быть уточнена – должны быть указаны, конкретные случаи, позволяющие ограничивать использование средств связи, необходимо исключить дублирование данной нормы, чтобы не создавать перегруженность закона, а также должна быть добавлена норма не допускающая использование ограничений по пользованию средствами связи для получения юридической помощи лицами в отношении которых проводятся контрольные мероприятия или ведется дознания, административный процесс.
02.06.2025 13:52:59
Пользователь
НОВИЧОКсодержания: «оказания таможенным представителем, имущество которого не находится в национальной собственности, услуги в сфере таможенного дела юридическому лицу, имущество которого находится в национальной собственности.
Исключить.
Каким образом таможенный представитель, имущество которого не находится в национальной собственности, может точно быть уверен в том, что имущество лица, которому он окажет услугу, не находится в национальной собственности?
При заключении договора поручения и иных гражданских договор у клиента таможенного представителя нет обязанности предоставления полной версии уставного документа.
В настоящее время в Республике Беларусь не существует единого централизованного реестра юридических лиц с государственной (национальной) собственностью.
02.06.2025 14:40:22
Пользователь
НОВИЧОКПункт 3 статьи 298 дополнить частями следующего
содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:
сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;
финансовая устойчивость которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Одновременное соблюдение двух указанных условий приведет к тому, что многие действующие таможенные представителе не смогут их исполнить и буду вынуждены уйти с рынка таможенных услуг, что окажет отрицательное влияние на развитие социально-экономической сферы нашего государства: создание дискриминационных конкурентных условий, порождение монополизации, увеличение уровня безработицы.
Предлагаем исключить данные условия.
В крайнем случае - разрешить юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей самостоятельно выбрать исполнение одного из этих условий.
02.06.2025 14:54:05
Пользователь
НОВИЧОКНе мытьем так катаньем
Данный
фразеологизм пришел на ум после сравнения ранее опубликованного 22.04.2025 и обсуждаемого в настоящий момент Проекта об изменении Закона о таможенном регулировании в Республике Беларусь.
Во-первых: в обосновании необходимости внесения изменений в проект ЗАКОНА не приведено абсолютно никаких реальных доводов о необходимости изменения ЗАКОНА. Для таких изменений, как предлагались и предлагаются, необходимы неоспоримые факты с использованием статистических данных, указанием фактов и т.п.
1) Какое противодействие санкционному давлению окажут предлагаемые изменения?
2) Как скажется увеличение уставного фонда на повышение надежности и финансовой устойчивости таможенного представителя, если в настоящее время данные условия и так урегулированы в достаточной степени страхованием рисков и банковскими гарантиями?
3) Каким образом усилится защита информации, с учетом того, что данной информацией уже владеет достаточное количество лиц (продавец, отправитель, таможенные органы иностранного государства, таможенные органы Республики Беларусь, получатель, покупатель, перевозчик, иные лица при необходимости получения дополнительных разрешений и т.д…), а также учитывая то, что практическое большинство таможенных представителей работает с программным обеспечением, разработанным и сопровождаемым РУП «Белтаможсервис», который, между прочим, также оказывает услуги в сфере таможенного дела?
4) На сколько сократится количество нарушений таможенного законодательства при введении дополнительных требований к специалистам по таможенному декларированию, чтобы это обосновало ограничение граждан Республики Беларусь с из правом на труд, установленным Конституцией Республики Беларусь?
Во-вторых: предлагаемые инициатором изменения в Закон о таможенном регулировании приведут к исключению из реестра таможенных представителей организаций, которые многие годы профессионально работают на рынке таможенных услуг и имеют обширную клиентскую базу, оставив в реестре ограниченное количество предприятий, сформировав, таким образом, круг фирм, оказывающих таможенные услуги по принципу клубной культуры. Это приведет к снижению конкуренции, что повлияет на качество услуг, рост стоимости, падение профессиональной компетенции на рынке, ограничит выбор для потребителей услуги. Кроме этого предлагаемые нововведения существенно ограничивают или даже исключают появление на рынке новых таможенных представителей. С предлагаемыми условиями, без клиентской базы, без наличия квалифицированных специалистов в штате, без серьезного финансового ресурса, юридическому лицу, пожелавшему войти на рынок таможенных услуг, будет практически невозможно это сделать, что опять же приведет, при отсутствии конкуренции, к высокомерию и разгильдяйству оставшихся таможенных представителей.
Исходя из вышеизложенного предлагаю:
1. абз. 1 и абз. 2 пункта 28 проекта Закона исключить. В данном пункте оставить только последний абзац, касающийся недружественных стран;
2. п. 34 и п. 35 проекта Закона исключить;
3. п. 36 проекта Закона исключить;
4. абз. 1 п. 38 исключить;
5. с абз. 2 и далее п. 40 (со слов «дополнить пункт подпунктами 1.14 и 1.15 следующего содержания..») исключить;
02.06.2025 15:11:21
Юрист
НОВИЧОКЧем вообще вызвано желание инициатора
вносить изменения в работающий без сбоя Закон в такой чувствительной сфере как таможенное право? Причем предложенные изменения в большей степени определяют порядок работы не рынка таможенных услуг, а определяют работу электронной торговли. Создается впечатление, что нормы изменяющие условия работы в таможенной отрасли специально спрятали за ширмой электронной торговли. Почему вносятся изменения в ст.298 «Общие положения» , а не в ст.310 «Особенности» где прописаны условия для таможенного представителя. Требования о финансовой устойчивости вообще не понятно, что делают в ст.298, аналогичные требования для УЭО внесены в ст.343 п.2.1 Закона «Условия включения в реестр УЭО».
Увеличение уставного фонда до 10000 БВ- это нарушение существующего законодательства (Закона, Директивы, кодекса).
Требование о наличии систем защиты информации не имеет смысла, т.к. таможенный представитель последний кто видит документы, а передача деклараций происходит через программные продукты, разработанные предприятиями ,которые получили на это право. Самый массовый продукт используемый в Республике Беларусь это е-Декларант от РУП «Белтаможсервис». Обмен информацией между таможенным представителем и государственными органами происходит через систему ОАИС. Требования о наличии у таможенного представителя информационных технологий позволяющих использовать систему межведомственного электронного документооборота для информационного обмена содержится в ст.310 п.1.10 действующего Закона.
Для таких глобальных изменений должны быть существенные причины. Неужели имеется претензия к таможенным представителям по передачи информации, в результате чего был нанесен ущерб юридическому лицу или государству от деятельности именно таможенного представителя. Или может таможенный представитель отказался от выполнения своих финансовых обязательств в части выполнения солидарной ответственности в виду неудовлетворительного финансового состояния? Но это исключено, т.к. банк такому предприятию не выдаст гарантию, а само предприятие не сможет производить выплаты банку по своим обязательствам и не сможет сформировать гарантийный депозит, а таможенный орган взыщет задолженность с банковской гарантии.
Предлагаемые нормы (увеличение уставного фонда, подтверждение финансовой устойчивости, наличие систем защиты информации) противоречат действующему законодательству Республики Беларусь, законодательству ЕАЭС. Ущемляют права граждан искусственно и необоснованно препятствуют развитию услуг в таможенной сфере.
Как кто то, уже верно замечал на форуме «Запреты не должны заменять разумное управления».
02.06.2025 15:26:45
Пользователь
НОВИЧОКОспариваемая норма
Из пункта 28 абзац Проекта Закона «О таможенном регулировании»: «Если сфера деятельности … включает оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы (далее — национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности».
ВозражениеВ соответствии с указанным абзацем частные таможенные представители, обладая всеми необходимыми кадровыми, технологическими и финансовыми ресурсами, оказываются отстранёнными от обслуживания предприятий госсектора, тогда как государственные операторы получают исключительное право на данный сегмент рынка. Это ограничивает конкуренцию, открывает возможности для бесконтрольного диктования цены за таможенные услуги со стороны государственных представителей, и снижает стимулы к повышению качества услуг.
При этом дискриминация затрагивает и сами предприятия национальной собственности: им придётся выбирать исключительно из числа государственных представителей, даже если частный брокер предлагает более выгодные условия или технологические решения. Свобода экономической деятельности субъектов госсектора тем самым ограничивается без достаточных на то оснований.
Существующие механизмы защиты чувствительной информации уже заложены в проекте. Запрет на допуск компаний с участием «недружественного» капитала блокирует потенциальные риски утечки данных о критических грузах. Дополнительная фильтрация всех остальных частных компаний по признаку собственности выглядит избыточной. При необходимости можно адресно выделить действительно стратегические товарные категории — военная продукция, двойного назначения, критическая инфраструктура — и потребовать от таможенных представителей, работающих с ними, аттестованной системы защиты информации (СЗИ).
Практическая реализация данной нормы также вызывает вопросы. Таможенный представитель сегодня не имеет прямого, оперативного инструмента для проверки того, является ли имущество клиента «национальной собственностью». Формально сведения об учредителях содержатся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако интеграции с данным реестром у таможенных представителей нет; это платная административная процедура. Обновляется реестр не в режиме реального времени, а сама категория «национальная собственность» в ЕГР отсутствует как отдельный атрибут. Также обращаю внимание, что субъект хозяйствования может в любой момент изменить структуру капитала и не уведомить таможенного представителя, что создаст для последнего риски непреднамеренного нарушения. В итоге ответственность будет переложена на представителя.
Технологический эффект негативен и для госсектора. Монополизация данного сектора услуг государственными представителями может привести к очередям на терминалах, удорожанию оформления и снижению транзитной привлекательности коридора через Беларусь. Снижается давление конкуренции, а значит исчезают стимулы внедрять современные ИТ-решения. Также сложившаяся ситуация уменьшает интерес частных инвесторов к такому виду бизнеса.
Наконец, норма идёт вразрез с практикой, сложившейся в других странах. В странах ЕС нет разграничений по форме собственности: государственные компании свободно нанимают любого аккредитованного брокера. В ЕАЭС аналогичных барьеров нет; в России, напротив, законом прямо установлено, что таможенный представитель – исключительно частное юридическое лицо. Таким образом, предлагаемая конструкция противоречит общей логике Союза и принципам свободной конкуренции.
ПредложениеИсключить из проекта данный абзац полностью, либо основательно его переработать и ввести адресный режим для реально стратегических грузов. Для их оформления разрешить работу только тем таможенным представителям (государственным или частным), которые получили аттестат соответствия СЗИ и прошли дополнительный аудит информационной безопасности. При этом возможно сохранить запрет на участие лиц из недружественных государств, который достаточен для защиты чувствительных данных.
Принятие указанных поправок сохранит контроль над стратегическими потоками, не подрывая при этом конкурентную среду и инвестиционную привлекательность таможенного рынка Республики Беларусь.
02.06.2025 16:10:51
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться