В п.25 ст.1 проекта Закона предлагается изложить п.3 ст.298 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 №129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в новой редакции, в которой право на включение в реестр таможенных представителей закрепляется за юридическими лицами, уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин.
В информации о необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» указано, что установление дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению, а также необходимостью обеспечения надежности и финансовой устойчивости таможенных представителей.
Иных аргументов, которые направлены на обоснование необходимости изменять требования к таможенным представителям, в данном документе не приводится.
Представляется, что действующий в настоящее время подход законодателя к правовому регулированию размера уставного фонда организаций, занимающихся таможенным оформлением, в полной мере является обоснованным и достаточным. Экономико-правовых оснований для установления повышенных требований к размеру уставного фонда не имеется на основании следующего.
1. Вид деятельности, который осуществляют таможенные представители, не предполагает установление специальных повышенных требований к уставному фонду.
1) Финансовое обоснование специальных требований к размеру уставного фонда связано с необходимостью обеспечения повышенной финансовой устойчивости компании и защиты интересов кредиторов при осуществлении предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики.
В Республике Беларусь, как и в иных государствах, законодатель пошел по пути установления повышенных требований к уставному фонду юридических лиц, деятельность которых связана с использованием финансовых инструментов, т.е. с обязательствами, которые приводят к возникновению финансового актива у одной стороны и финансового обязательства у другой (ценные бумаги, кредиты, депозиты, страхование), что является абсолютно обоснованным, так как в данной сфере необходимо создание механизмов гарантированного исполнения таких обязательств юридическими лицами, которые изначально аккумулируют денежные средства граждан и организаций.
2) Так, согласно постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.06.2015 №380 «О минимальном размере уставного фонда банка», минимальный размер уставного фонда создаваемого банка, в том числе в результате реорганизации, составляет 45 млн. белорусских рублей.
Пунктом 1 ст.14 Закона Республики Беларусь от 05.01.2024 №344-З «О страховой деятельности» предусмотрено, что минимальный размер уставного фонда страховой организации устанавливается в сумме, эквивалентной:
- 350 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды страхования, относящегося к страхованию жизни;
- 350 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды страхования, не относящегося к страхованию жизни;
- 500 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды обязательного страхования и (или) виды страхования, не относящегося к страхованию жизни, по которым страхователями выступают Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, государственные органы, государственные юридические лица, а также хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;
- 750 000 базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих исключительно перестраховочную деятельность.
В силу части 1 пункта 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
- 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ;
- 400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ.
3) Таможенные представители не работают с финансовыми инструментами, не аккумулируют сторонние денежные средства, а оказывают услуги по таможенному оформлению грузов, включая декларирование, расчет и уплату таможенных платежей, консультирование по таможенному законодательству, т.е. по своей правовой природе схожи с налоговыми консультантами, организациями, оказывающими юридические услуги, адвокатами.
Следовательно, отсутствуют экономические основания для установления специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей.
2. На сегодняшний день законодателем предусмотрены серьезные правовые механизмы, направленные на погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя.
1) В законодательстве Республики Беларусь предусмотрены следующие правовые механизмы, направленные на погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя:
- во-первых, частью 1 п.1.2 ст.310 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014№ 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон) предусмотрено, что юридическое лица для включения в реестр таможенных представителей должно иметь договор страхования гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, с установлением страховой суммы (лимита ответственности) по такому договору в размере не менее 10 000 базовых величин;
- во-вторых, исполнение обязанностей таможенного представителя обеспечивается денежными средствами, банковской гарантией, поручительством (часть 1 пункта 2 ст.307 Закона). При этом обеспечение исполнения обязанностей таможенного представителя предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро (п.1 решения Совета Евразийской экономической комиссии №64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя»).
2) Отметим, что на сегодняшний день в Республике Беларусь в сфере оказания консалтинговых услуг только для таможенных представителей установлен такой значительный обеспечительный механизм компенсации возможного ущерба от своей деятельности.
Так, страховая сумма по договору страхования ответственности коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию, за причинение убытков в связи с ее осуществлением не может быть менее одной тысячи базовых величин (пункт 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 №338 «О налоговом консультировании»). Для юридических лиц, оказывающих юридические услуги, обязательное страхование ответственности не предусмотрено.
3) Полагаем, что действующее правовое регулирование в полной мере позволяет обеспечить погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя.
3. Установление специальных повышенных требований к уставному фонду повлечет за собой ограничение конкуренции на рынке услуг таможенных представителей.
1) Согласно части 2 ст.13 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция), государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 3 ст.13 Конституции).
Норма, закрепленная в части 2 ст.13 Конституции, является фундаментом правового регулирования, направленного на построение экономических отношений на принципе добросовестной конкуренции.
Установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей повлечет за собой сокращение их количества, так как далеко не все организации смогут привести размер уставного фонда в соответствии с новыми требованиями, что повлечет за собой монополизацию рынка таможенных представителей и ограничение конкуренции.
2) Частью 2 пункта 3 ст.15 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) предусмотрено, что директивы Президента Республики Беларусь (указы программного характера) издаются в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное социальное и экономическое значение.
П.п. 1 и 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива) предусмотрено, что в целях повышения конкурентоспособности белорусской экономики и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития необходимо обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности, создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.
3) Как нам представляется, установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей вступает в противоречие с установленными Директивой целями и мерами, направленными на создание благоприятных условий для развития белорусской экономики в условиях конкуренции субъектов хозяйствования.
4. Установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей повлечет за собой серьезные финансово-экономические и социальные последствия.
1) Согласно п.4 ст.45 Закона о НПА, прогнозирование финансово-экономических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется на основе оценки влияния последствий принятия (издания) нормативного правового акта на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу, а также общей оценки последствий принятия (издания) нормативного правового акта для доходов и расходов граждан и юридических лиц.
Установление специальных повышенных требований к уставному фонду приведет к сокращению субъектов хозяйствования в сфере таможенного представительства, что, в свою очередь, повлечет за собой:
- увеличение сроков таможенного декларирования;
- увеличение стоимости услуг таможенных представителей, следовательно, и увеличение цен на товары и услуги на рынке Республики Беларусь;
- снижение качества оказываемых услуг и, как следствие, резкий рост нарушений таможенного законодательства;
- увеличение нагрузки на таможенные органы Республики Беларусь в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства;
- снижение поступлений в бюджет Республики Беларусь таможенных платежей как минимум в краткосрочной и среднесрочной перспективах;
- уменьшение налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь в связи с ликвидацией десятков компаний, которые в настоящее время выполняют функции таможенных представителей.
2) В силу абз.4 части 2 пункта 6 ст.45 Закона о НПА прогнозированию социальных последствий подлежат проекты нормативных правовых актов, оказывающие влияние на уровень жизни граждан, занятость и рынок труда, условия и оплату труда, социальное обеспечение.
Принятие рассматриваемого изменения законодательства повлечет за собой в связи с ликвидацией ряда компаний увеличение уровня безработицы и, следовательно, снижение уровня доходов граждан, а также уменьшение взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
02.06.2025 18:22:46
Вадим99
Пользователь
НОВИЧОК
13
1.8
3
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 28 Элемент текста : Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административнотерриториальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее – национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.
Возражение. Сегодня, на практике зачастую возникают ситуации, когда таможенный представитель с государственной формой собственности не имеет достаточно знаний, квалификации, а так же мотивации при совершении таможенных операций с товарами нестандартного характера, такие например как отошедшие банкам в виде товаров находящихся под таможенным контролем проблемные активы, где активами могут являются предприятия зарегистрированные в СЭЗ; товары ввозимые с особенностями по освобождению от таможенных платежей как в рамках инвест проектов, так и вне данных рамок; товары ввозимые резидентами СЭЗ; и многие другие товары. При этом конечными получателями данных товаров могут являться и являются как раз предприятия с гос формой собственности, либо с ее долей. Поэтому считаю, что введение данной нормы навредит интересам как раз национальных предприятий, ограничив доступ к таможенному оформлению квалифицированных мотивированных профессионалов, ведь не для кого не секрет, что на предприятиях с государственной формой собственности до сих пор встречается принцип: "солдат спит, а служба идет".
02.06.2025 19:38:27
Юлили
Пользователь
НОВИЧОК
12
1.8
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Оспариваемая норма: Статья 72 п.3
"Работникам, состоящим в трудовых отношениях с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций." Данная норма ограничивает человека в праве на труд. Почему только в 2-х местах? Есть достаточно предприятий, где нагрузка на специалиста по таможенному оформлению невелика, и специалиста оформляют на 0,1 ставки, 0,25 ставки и прочее, т.о. общая нагрузка на специалиста может быть и меньше ставки даже, ошибок он особых не наделает, подавая несколько деклараций в месяц. Но для любого предприятия специалист в штате - это более предпочтительный вариант, чем обращение к декларантам в скажем условный БТС, где нас таких много маленьких предприятий, и каждое для них не важно, сделают работу может и в срок, но если только абсолютно штатная ситуация. А если, например, будет необходим досмотр груза, то специалист в штате потратит на это столько времени, сколько будет необходимо, а наемное предприятие вас просто разорит одним счетом за досмотр на тысячу (очень дорогой рабочий день государственного декларанта, который получает в БТС копейки). А таких досмотров груза у предприятия может быть пару раз в год. И опять же, почему фасовщик продуктов может работать на 1,5 ставки, таксист, врач может работать на 1,5-2 ставки, причем даже оперировать или на скорой помощи, и там вообще речь идет о жизни людей, но никого не смущает, что он не отдохнул и наделает ошибок. Обоснования нет никакого для введения данной нормы. Плохо подготовленный специалист без достаточного опыта работы наделает ошибок и в рамках единственного рабочего места в штате таможенного представителя. Данные изменения в законодательстве лоббируют интересы нескольких крупных игроков рынка типа БТС, однако, если качество работы их так высоко, как нам пытаются преподнести, то субъекты хозяйствования бы голосовали рублем: шли бы к ним стройными колоннами сами, а так получится недобросовестная конкуренция. Качеством услуг не могут привлечь, так запретим другим работать. А о качестве специалистов в БТС все мы знаем, кто пользуется их программой для подачи деклараций: что ни обновление, то ошибки, пол страны "стоит-не работает", потому что что-то не грузится, что-то не считает, что-то не сбрасывается и т.д.
03.06.2025 09:00:50
ТБ
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.8
1
Проектом предлагается установить, что «таможенные представители обязаны обеспечить наличие системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь».
В пункте 1.9 статьи 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» уже прописано в качестве одной из особенностей включения в реестр таможенных представителей «наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей: внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции», что уже подразумевает отказ от работы с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, так как таможенный представитель солидарно несет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также «порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено».
Пунктом 1.5 статьи 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» уже установлена обязанность таможенного представителя не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, за исключением случаев, установленных законодательными актами.
Не понятно, каким образом предложенные изменения помогут обеспечить защиту информации, ведь в цепочке поставки товара таможенный представитель занимает далеко не первое место. В этой цепочке есть еще продавец, отправитель, покупатель, получатель, экспедитор, в том числе иностранных государств, которые имеют всю информацию ещё на этапе планирования перевозки, когда конкурируют за право организовать и перевезти планируемые к перевозке грузы. Так как грузы, в большинстве своем, не могут быть доставлены напрямую, без совершения грузовых операций, даже несколько водителей участвуют в доставке товара от отправителя к получателю. Почему именно таможенный представитель из всех этих звеньев цепочки поставки обязан установить дополнительные системы защиты информации? Обмен информацией с таможенными органами происходит на базе «информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами», что также является обязательным условием включения в реестр таможенных представителей, установленного ст. 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Общегосударственная автоматизированная информационная система разработанная РУП «Белтаможсервис» уже должна предполагать комплексную защиту информации при передаче ее в таможенные органы.
03.06.2025 10:00:09
Константин_TP
Пользователь
НОВИЧОК
9
4.8
6
Оспариваемые нормы
Из пункта 28 Проекта Закона: «…право на включение в реестр таможенных представителей и (или) операторов электронной торговли имеют юридические лица, финансовая устойчивость которых соответствует значению, определённому пунктом 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС». А также все пункты, касающиеся предоставления документа о финансовой устойчивости, опросного листа и сопутствующей аудиторской проверки, как, например, абзац 6 пункта 36, пункт 40 «подтверждать соответствие условиям включения в реестр таможенных представителей посредством заполнения опросного листа, а также представления подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).»
Возражение
В проекте закона предусмотрено фактическое распространение требований, разработанных для уполномоченных экономических операторов (УЭО), на совершенно иную категорию участников – таможенных представителей. Пункт 7 статьи 433 ТК ЕАЭС, а также принятое во исполнение этой статьи Решение Совета ЕЭК № 65 от 15.09.2017 однозначно адресованы только УЭО.
Таможенный представитель — иная правовая конструкция, регламентированная Главой 55 ТК ЕАЭС (ст. 401–405). Условия его регистрации перечислены в статье 402 и сводятся, в основном, к наличию договора страхования ответственности, предоставлению обеспечения и квалифицированного персонала; требования к «финансовой устойчивости» там не фигурируют. Распространяя действие п. 7 статьи 433 ТК ЕАЭС на таможенных представителей, предлагаемое требование нарушает принцип правовой определённости, смешивая два различных правовых режима — для УЭО и для таможенных представителей. В данном случае инициатор проекта Закона выходит за пределы делегированных полномочий, необоснованно расширяет сферу действия п.7 ст. 433 ТК ЕАЭС и фактически вносит изменения в наднациональное регулирование без согласования в ЕЭК.
Попытка ввести дополнительное требование в виде соответствия методике финансовой устойчивости, утверждённой Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65, представляется избыточной и экономически необоснованной. Согласно этому Решению и разъяснению ГТК Республики Беларусь от 16.06.2022 года, финансовая устойчивость определяется на основании девяти показателей, значения которых рассчитываются как среднее арифметическое за последние три отчётных года. Причём в Республике Беларусь расчёты подлежат обязательному подтверждению аудиторским заключением — для УЭО II и III типа.
Таким образом, применение данной методики к таможенным представителям означает, что юридическое лицо должно не только вести деятельность в течение как минимум трёх лет, но и всё это время формировать безубыточную отчётность с положительными показателями, соответствующими установленным критериям. Это автоматически исключает с рынка новые компании, которые только начинают свою деятельность или находятся на этапе роста.
По сути, устанавливается скрытый квалификационный барьер, не имеющий отношения к надёжности или добросовестности субъекта. В то время как действующие инструменты — страхование ответственности, обеспечение в 500 000 евро и отсутствие задолженности перед бюджетом — уже надёжно защищают интересы государства, новое требование лишь ограничивает конкуренцию и подрывает развитие частной инициативы в сфере таможенного представительства.
Попытка ввести такие требования неизбежно обернется усилением теневого сектора. Когда официальный вход становится чрезмерно дорогим и долгим, часть рынка может уйти в «серые» схемы: бывшие представители начнут оформлять грузы от имени третьих лиц, работать без регистрации, что лишит государство прозрачности и налоговых поступлений. Таким образом, вместо заявленной безопасности мы получаем рост нарушений и снижение собираемости платежей. Дополнительные коэффициенты — это ещё и бюрократия: подготовка трёх годовых балансов, услуги аудитора, сверки с таможней. Во всех странах ЕАЭС, ЕС, США и Австралии достаточно страхования ответственности или банковского депозита; никто не требует от таможенных представителей сложных финансовых расчётов.
Предложение
Исключить из проекта:
ссылку на пункт 7 статьи 433 ТК ЕАЭС и требование о финансовой устойчивости в отношении таможенных представителей,
сопутствующие статьи, касающиеся «опросных листов», «аудиторской проверки» и исключение из реестра за несоблюдение этих требований.
Сохранить действующую систему контроля, уже обеспечивающую финансовую надёжность: страхование ответственности — 10 000 базовых величин; депозит (обеспечение) — 500 000 евро; отсутствие задолженности перед бюджетом.
03.06.2025 11:01:40
axoff
Пользователь
НОВИЧОК
10
1.8
1
Абсолютное большинство участников обсуждения очень правильно задаются вопросом: чем вызваны столь существенные изменения законодательства в области таможенного дела? Какие факты нарушений повлияли на решение об таких изменениях или какие статистические исследования были проведены Инициатором законопроекта для их обоснования или для примера факты массовых нарушений? Как эти изменения увязываются с нормами Гражданского Кодекса, Трудового Кодекса, Конституции и международных Соглашений? Почему и для чего юр.лица из Республики Беларусь должны оказаться в максимально невыгодном (дискриминационном) положении в рамках ЕАЭС? В прилагаемой Информация о необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» отсутствуют ответы на данные вопросы! Также участники обсуждения верно указали противоречия (коллизии) пунктов законопроекта основным Законам страны: 1. Пункты 11 и 34 проекта необоснованно ограничивают права граждан и противоречат нормам Трудового Кодекса и Конституции. 2. Нормы проекта, касающиеся "формирование уставного фонда в размере 10000 базовых величин" нарушают нормы Гражданского Кодекса и Закона Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ, при том что таможенные представители и без этого несут солидарную ответственность, а финансовая устойчивость обеспечена страхованием и банковской гарантией. Поэтому дополнительные требования уже избыточны и становятся бременем. 3. Пункт 36 проекта "о необходимости наличия системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами": Из пункта проекта не понятно, какой этап обмена пытается защитить Инициатор... Если речь идет непосредственно об этапе передачи сведений в таможенные органы, то обмен электронными документами осуществляется уже с использованием специализированного ПО и ресурсов ( ПО "е-Декларант", АРМ БТС, севис "Е-паслуга"), которые и должны соответсвовать этим требованиям. А если Инициатор проекта хочет защитить всю цепочку движения сведений о грузах (поставщик-логист-перевозчик-там.пред-покупатель), тогда возложить это все только на одно звено выглядит по крайней мере странно и не обдуманно. Скорее все предложенные нормы выглядят как усложнение ведения деятельности для большинства таможенных представителей и, как следствие, ограничения количества там.представителей, что, кстати, также противоречит законодательству РБ. В связи с изложенным считаю необходимым исключить из проекта: п.11 (касамо ст.72, п.3), п.28 (в части "сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;"), п.34 (полностью), п.36 (касаемо ст.310, п.1.11 и п.2.6),
03.06.2025 11:03:25
LSh
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.8
2
1. Пункт 3 статьи 298 Закона дополнить частями следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы,эквивалентной 10 000 базовых величин.
Согласно обоснованию проекта закона установление дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению. Кроме того такие требования обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц и защитят информацию, предоставляемую лицами, совершающими таможенные операции.
Каким образом увеличение уставного фонда поможет обеспечить данные критерии? Денежные средства, внесенные в уставный фонд, не будут всегда находиться в наличии. Денежные средства, внесенные в уставный фонд, могут расходоваться на потребности финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Указанный в уставе размер уставного фонда не может гарантировать непосредственное наличие такой суммы у юридического лица.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрены инструменты, которые таможенные представители используют исключительно для обеспечения своей деятельности в таможенной сфере: банковские гарантии и наличие договора страхования с установлением лимита ответственности в размере не менее 10 000,00 базовых величин.
Внесение подобных изменений в Закон нецелесообразно и противоречит действующему законодательству, регламентирующему порядок формирования уставного фонда.
2. Пункт 3 статьи 310 Закона изложить в следующей редакции:
«3. В заявлении о включении в реестр таможенных представителей дополнительно к сведениям, установленным в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 302 настоящего Закона, указываются сведения:
о размере сформированного уставного фонда;
об ограничении сферы своей деятельности совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, в случае, если юридическим лицом принято решение об ограничении сферы своей деятельности совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта;
об оказании услуг в сфере таможенного дела, в том числе юридическим лицам, имущество которых находится в национальной собственности, в случае, если юридическое лицо будет оказывать, в том числе услуги в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в национальной собственности.»
Таможенные представители не располагают информацией о том, находится ли имущество юридических лиц в национальной собственности. Информационный ресурс о таких юридических лицах отсутствует. При заключении договора таможенный представитель сможет затребовать такую информацию, но гарантировать, что контрагент не сменит собственника невозможно.
Указанное изменение ущемляет права не только таможенного представителя, но и лиц, которым могут быть оказаны услуги.
03.06.2025 11:17:04
Виталий Вит
Пользователь
НОВИЧОК
7
2.8
3
Не понятен механизм, каким образом таможенному представителю выяснять точный состав государственной доли имущества у субъекта хозяйствования при заключении договора поручения, если законодательно субъекты хозяйствования не обязаны, зачастую не имеют права разглашать эту информацию? Этот вопрос вступает в противоречие с гражданским законодательством.
03.06.2025 11:43:10
Виталий Вит
Пользователь
НОВИЧОК
7
2.8
3
Непонятно зачем таможенному представителю наличие системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем « 3-ин, 3-спец, 3- юл» созданной и аттестованной в порядке , установленном ОАЦ при Президенте РБ, когда обмен информации с клиентами осуществляется обычными средствами связи, а с таможней только на программных продуктах согласованных с таможенными органами?
03.06.2025 11:53:41
oksbroker
Пользователь
НОВИЧОК
10
1.8
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Внесение изменений, в пункт 3 статьи 298 закона следующего содержания: «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин; финансовая устойчивость, которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС. Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности. Не подлежат включению в реестр таможенных представителей и реестр операторов электронной торговли юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия».
Возмущает то, что те, кто вносит указанные изменения в Закон не знают простых норм Гражданского, монопольного и таможенного законодательства. Интересы лиц которых направлены только на то, чтобы навредить малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь.
Деятельность таможенных представителей уже застрахована на 10000базовых (ст. 310 Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
величин и предоставлено обеспечение в виде безотзывной банковской гарантии при включении в реестр таможенных представителей 500000евро.
На такую сумму Банками предоставлены различные формы обеспечения обязательств. Какое еще более надежное обеспечение его деятельности еще можно придумать!!!
Уставной фонд – это всего лишь цифра, которая не гарантирует наличие денежных средств на счете организации при наступлении ответственности таможенного законодательства.
Внести в уставной фонд можно не только деньги, но и кучу неликвидного имущества. Для того чтобы обратить взыскание на долю в УФ взыскателю понадобиться по меньшей мере пару лет провести в судебных заседаниях.
Планируемые изменения нарушают следующие законодательные акты в Республике Беларусь:
1. Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (статья 23).
2. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З «Гражданский кодекс Республики Беларусь» (статья 1029 недопущение недобросовестной конкуренции).
3. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Народу Республики Беларусь хочется знать, какое экономическое и политическое обоснование будет предоставлено Президенту Республики Беларусь. То обоснование, которое приложено для обсуждения носит голословный характер, не содержит конкретных фактов и экономических расчетов, а также примеров соблюдения его главному документу страны «Конституции Республики Беларусь» и иным законодательным актам.
Исходя из анализа планируемых изменений обоснование можно придумать только такое: «Данными изменениями хотим ввести монополию в таможенном деле для Государственных предприятий, исключить из реестра таможенных представителей весь мелкий и средний бизнес, обанкротить частные предприятия, выкинуть по меньшей мере 1000 людей с работы, снизить экономическую привлекательность логистической страны».
Прежде чем менять нормы законодательство Республики Беларусь, стоило бы досконально и всесторонне изучить этот вопрос, а не решать вопросы методом рейдерства и вредительства для частного мелкого и среднего бизнеса, принятием необдуманных решений, и лоббирования интересов «отдельных компаний».
Планируемые изменения в пункт 3 статьи 298 «…сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин» сделают невозможным существование мелкого частного и среднего бизнеса в таможенном деле, а введение таких мер как «…..если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности» направлены на введение монополии государственными компаниями в сфере таможенного дела от введения которой иные страны ЕАЭС давно отказались.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Пользователь
НОВИЧОКВ п.25 ст.1 проекта Закона предлагается
изложить п.3 ст.298 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 №129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в новой редакции, в которой право на включение в реестр таможенных представителей закрепляется за юридическими лицами, уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин.
В информации о необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» указано, что установление дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению, а также необходимостью обеспечения надежности и финансовой устойчивости таможенных представителей.
Иных аргументов, которые направлены на обоснование необходимости изменять требования к таможенным представителям, в данном документе не приводится.
Представляется, что действующий в настоящее время подход законодателя к правовому регулированию размера уставного фонда организаций, занимающихся таможенным оформлением, в полной мере является обоснованным и достаточным. Экономико-правовых оснований для установления повышенных требований к размеру уставного фонда не имеется на основании следующего.
1. Вид деятельности, который осуществляют таможенные представители, не предполагает установление специальных повышенных требований к уставному фонду.
1) Финансовое обоснование специальных требований к размеру уставного фонда связано с необходимостью обеспечения повышенной финансовой устойчивости компании и защиты интересов кредиторов при осуществлении предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики.
В Республике Беларусь, как и в иных государствах, законодатель пошел по пути установления повышенных требований к уставному фонду юридических лиц, деятельность которых связана с использованием финансовых инструментов, т.е. с обязательствами, которые приводят к возникновению финансового актива у одной стороны и финансового обязательства у другой (ценные бумаги, кредиты, депозиты, страхование), что является абсолютно обоснованным, так как в данной сфере необходимо создание механизмов гарантированного исполнения таких обязательств юридическими лицами, которые изначально аккумулируют денежные средства граждан и организаций.
2) Так, согласно постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.06.2015 №380 «О минимальном размере уставного фонда банка», минимальный размер уставного фонда создаваемого банка, в том числе в результате реорганизации, составляет 45 млн. белорусских рублей.
Пунктом 1 ст.14 Закона Республики Беларусь от 05.01.2024 №344-З «О страховой деятельности» предусмотрено, что минимальный размер уставного фонда страховой организации устанавливается в сумме, эквивалентной:
- 350 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды страхования, относящегося к страхованию жизни;
- 350 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды страхования, не относящегося к страхованию жизни;
- 500 тыс. базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих виды обязательного страхования и (или) виды страхования, не относящегося к страхованию жизни, по которым страхователями выступают Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, государственные органы, государственные юридические лица, а также хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;
- 750 000 базовых величин, - для страховых организаций, осуществляющих исключительно перестраховочную деятельность.
В силу части 1 пункта 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
- 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ;
- 400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ.
3) Таможенные представители не работают с финансовыми инструментами, не аккумулируют сторонние денежные средства, а оказывают услуги по таможенному оформлению грузов, включая декларирование, расчет и уплату таможенных платежей, консультирование по таможенному законодательству, т.е. по своей правовой природе схожи с налоговыми консультантами, организациями, оказывающими юридические услуги, адвокатами.
Следовательно, отсутствуют экономические основания для установления специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей.
2. На сегодняшний день законодателем предусмотрены серьезные правовые механизмы, направленные на погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя.
1) В законодательстве Республики Беларусь предусмотрены следующие правовые механизмы, направленные на погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя:
- во-первых, частью 1 п.1.2 ст.310 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014№ 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон) предусмотрено, что юридическое лица для включения в реестр таможенных представителей должно иметь договор страхования гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, с установлением страховой суммы (лимита ответственности) по такому договору в размере не менее 10 000 базовых величин;
- во-вторых, исполнение обязанностей таможенного представителя обеспечивается денежными средствами, банковской гарантией, поручительством (часть 1 пункта 2 ст.307 Закона). При этом обеспечение исполнения обязанностей таможенного представителя предоставляется в размере, эквивалентном не менее 500 тыс. евро (п.1 решения Совета Евразийской экономической комиссии №64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя»).
2) Отметим, что на сегодняшний день в Республике Беларусь в сфере оказания консалтинговых услуг только для таможенных представителей установлен такой значительный обеспечительный механизм компенсации возможного ущерба от своей деятельности.
Так, страховая сумма по договору страхования ответственности коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию, за причинение убытков в связи с ее осуществлением не может быть менее одной тысячи базовых величин (пункт 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 №338 «О налоговом консультировании»). Для юридических лиц, оказывающих юридические услуги, обязательное страхование ответственности не предусмотрено.
3) Полагаем, что действующее правовое регулирование в полной мере позволяет обеспечить погашение ущерба, который может иметь место при осуществлении деятельности таможенного представителя.
3. Установление специальных повышенных требований к уставному фонду повлечет за собой ограничение конкуренции на рынке услуг таможенных представителей.
1) Согласно части 2 ст.13 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция), государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 3 ст.13 Конституции).
Норма, закрепленная в части 2 ст.13 Конституции, является фундаментом правового регулирования, направленного на построение экономических отношений на принципе добросовестной конкуренции.
Установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей повлечет за собой сокращение их количества, так как далеко не все организации смогут привести размер уставного фонда в соответствии с новыми требованиями, что повлечет за собой монополизацию рынка таможенных представителей и ограничение конкуренции.
2) Частью 2 пункта 3 ст.15 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) предусмотрено, что директивы Президента Республики Беларусь (указы программного характера) издаются в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное социальное и экономическое значение.
П.п. 1 и 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива) предусмотрено, что в целях повышения конкурентоспособности белорусской экономики и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития необходимо обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности, создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.
3) Как нам представляется, установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей вступает в противоречие с установленными Директивой целями и мерами, направленными на создание благоприятных условий для развития белорусской экономики в условиях конкуренции субъектов хозяйствования.
4. Установление специальных повышенных требований к уставному фонду таможенных представителей повлечет за собой серьезные финансово-экономические и социальные последствия.
1) Согласно п.4 ст.45 Закона о НПА, прогнозирование финансово-экономических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется на основе оценки влияния последствий принятия (издания) нормативного правового акта на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу, а также общей оценки последствий принятия (издания) нормативного правового акта для доходов и расходов граждан и юридических лиц.
Установление специальных повышенных требований к уставному фонду приведет к сокращению субъектов хозяйствования в сфере таможенного представительства, что, в свою очередь, повлечет за собой:
- увеличение сроков таможенного декларирования;
- увеличение стоимости услуг таможенных представителей, следовательно, и увеличение цен на товары и услуги на рынке Республики Беларусь;
- снижение качества оказываемых услуг и, как следствие, резкий рост нарушений таможенного законодательства;
- увеличение нагрузки на таможенные органы Республики Беларусь в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства;
- снижение поступлений в бюджет Республики Беларусь таможенных платежей как минимум в краткосрочной и среднесрочной перспективах;
- уменьшение налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь в связи с ликвидацией десятков компаний, которые в настоящее время выполняют функции таможенных представителей.
2) В силу абз.4 части 2 пункта 6 ст.45 Закона о НПА прогнозированию социальных последствий подлежат проекты нормативных правовых актов, оказывающие влияние на уровень жизни граждан, занятость и рынок труда, условия и оплату труда, социальное обеспечение.
Принятие рассматриваемого изменения законодательства повлечет за собой в связи с ликвидацией ряда компаний увеличение уровня безработицы и, следовательно, снижение уровня доходов граждан, а также уменьшение взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
02.06.2025 18:22:46
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 28 Элемент текста : Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на
включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов
электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере
таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в
собственности Республики Беларусь или ее административнотерриториальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей
в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее
административно-территориальной единице (далее – национальная
собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют
юридические лица, имущество которых находится в национальной
собственности.
Возражение. Сегодня, на практике зачастую
возникают ситуации, когда таможенный представитель с государственной формой собственности не имеет достаточно знаний, квалификации, а так же мотивации при совершении таможенных операций с товарами нестандартного характера, такие например как отошедшие банкам в виде товаров находящихся под таможенным контролем проблемные активы, где активами могут являются предприятия зарегистрированные в СЭЗ; товары ввозимые с особенностями по освобождению от таможенных платежей как в рамках инвест проектов, так и вне данных рамок; товары ввозимые резидентами СЭЗ; и многие другие товары. При этом конечными получателями данных товаров могут являться и являются как раз предприятия с гос формой собственности, либо с ее долей. Поэтому считаю, что введение данной нормы навредит интересам как раз национальных предприятий, ограничив доступ к таможенному оформлению квалифицированных мотивированных профессионалов, ведь не для кого не секрет, что на предприятиях с государственной формой собственности до сих пор встречается принцип: "солдат спит, а служба идет".
02.06.2025 19:38:27
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Оспариваемая норма: Статья 72 п.3
"Работникам, состоящим в трудовых отношениях
с лицами, указанными в абзаце первом пункта 4 статьи 82 Таможенного кодекса ЕАЭС, и совершающим таможенные операции от имени таких лиц, запрещается выполнять в более двух организациях работу, связанную с непосредственным совершением таможенных операций." Данная норма ограничивает человека в праве на труд. Почему только в 2-х местах? Есть достаточно предприятий, где нагрузка на специалиста по таможенному оформлению невелика, и специалиста оформляют на 0,1 ставки, 0,25 ставки и прочее, т.о. общая нагрузка на специалиста может быть и меньше ставки даже, ошибок он особых не наделает, подавая несколько деклараций в месяц. Но для любого предприятия специалист в штате - это более предпочтительный вариант, чем обращение к декларантам в скажем условный БТС, где нас таких много маленьких предприятий, и каждое для них не важно, сделают работу может и в срок, но если только абсолютно штатная ситуация. А если, например, будет необходим досмотр груза, то специалист в штате потратит на это столько времени, сколько будет необходимо, а наемное предприятие вас просто разорит одним счетом за досмотр на тысячу (очень дорогой рабочий день государственного декларанта, который получает в БТС копейки). А таких досмотров груза у предприятия может быть пару раз в год. И опять же, почему фасовщик продуктов может работать на 1,5 ставки, таксист, врач может работать на 1,5-2 ставки, причем даже оперировать или на скорой помощи, и там вообще речь идет о жизни людей, но никого не смущает, что он не отдохнул и наделает ошибок. Обоснования нет никакого для введения данной нормы. Плохо подготовленный специалист без достаточного опыта работы наделает ошибок и в рамках единственного рабочего места в штате таможенного представителя. Данные изменения в законодательстве лоббируют интересы нескольких крупных игроков рынка типа БТС, однако, если качество работы их так высоко, как нам пытаются преподнести, то субъекты хозяйствования бы голосовали рублем: шли бы к ним стройными колоннами сами, а так получится недобросовестная конкуренция. Качеством услуг не могут привлечь, так запретим другим работать. А о качестве специалистов в БТС все мы знаем, кто пользуется их программой для подачи деклараций: что ни обновление, то ошибки, пол страны "стоит-не работает", потому что что-то не грузится, что-то не считает, что-то не сбрасывается и т.д.
03.06.2025 09:00:50
Пользователь
НОВИЧОКПроектом предлагается установить, что
«таможенные представители обязаны обеспечить наличие системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем «3-ин», «3-спец», «3-юл», созданной и аттестованной в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь».
В пункте 1.9 статьи 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» уже прописано в качестве одной из особенностей включения в реестр таможенных представителей «наличие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей системы внутреннего контроля, предусматривающей: внутреннюю оценку рисков при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции», что уже подразумевает отказ от работы с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, так как таможенный представитель солидарно несет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также «порядок работы с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено».
Пунктом 1.5 статьи 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» уже установлена обязанность таможенного представителя не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, за исключением случаев, установленных законодательными актами.
Не понятно, каким образом предложенные изменения помогут обеспечить защиту информации, ведь в цепочке поставки товара таможенный представитель занимает далеко не первое место. В этой цепочке есть еще продавец, отправитель, покупатель, получатель, экспедитор, в том числе иностранных государств, которые имеют всю информацию ещё на этапе планирования перевозки, когда конкурируют за право организовать и перевезти планируемые к перевозке грузы. Так как грузы, в большинстве своем, не могут быть доставлены напрямую, без совершения грузовых операций, даже несколько водителей участвуют в доставке товара от отправителя к получателю. Почему именно таможенный представитель из всех этих звеньев цепочки поставки обязан установить дополнительные системы защиты информации? Обмен информацией с таможенными органами происходит на базе «информационной системы (ресурса), интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой для обеспечения информационного обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами», что также является обязательным условием включения в реестр таможенных представителей, установленного ст. 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Общегосударственная автоматизированная информационная система разработанная РУП «Белтаможсервис» уже должна предполагать комплексную защиту информации при передаче ее в таможенные органы.
03.06.2025 10:00:09
Пользователь
НОВИЧОКОспариваемые нормы
Из пункта 28 Проекта Закона: «…право на включение в реестр таможенных представителей и (или) операторов электронной торговли имеют юридические лица, финансовая устойчивость которых соответствует значению, определённому пунктом 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС». А также все пункты, касающиеся предоставления документа о финансовой устойчивости, опросного листа и сопутствующей аудиторской проверки, как, например, абзац 6 пункта 36, пункт 40 «подтверждать соответствие условиям включения в реестр таможенных представителей посредством заполнения опросного листа, а также представления подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).»
Возражение
В проекте закона предусмотрено фактическое распространение требований, разработанных для уполномоченных экономических операторов (УЭО), на совершенно иную категорию участников – таможенных представителей. Пункт 7 статьи 433 ТК ЕАЭС, а также принятое во исполнение этой статьи Решение Совета ЕЭК № 65 от 15.09.2017 однозначно адресованы только УЭО.
Таможенный представитель — иная правовая конструкция, регламентированная Главой 55 ТК ЕАЭС (ст. 401–405). Условия его регистрации перечислены в статье 402 и сводятся, в основном, к наличию договора страхования ответственности, предоставлению обеспечения и квалифицированного персонала; требования к «финансовой устойчивости» там не фигурируют. Распространяя действие п. 7 статьи 433 ТК ЕАЭС на таможенных представителей, предлагаемое требование нарушает принцип правовой определённости, смешивая два различных правовых режима — для УЭО и для таможенных представителей. В данном случае инициатор проекта Закона выходит за пределы делегированных полномочий, необоснованно расширяет сферу действия п.7 ст. 433 ТК ЕАЭС и фактически вносит изменения в наднациональное регулирование без согласования в ЕЭК.
Попытка ввести дополнительное требование в виде соответствия методике финансовой устойчивости, утверждённой Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65, представляется избыточной и экономически необоснованной. Согласно этому Решению и разъяснению ГТК Республики Беларусь от 16.06.2022 года, финансовая устойчивость определяется на основании девяти показателей, значения которых рассчитываются как среднее арифметическое за последние три отчётных года. Причём в Республике Беларусь расчёты подлежат обязательному подтверждению аудиторским заключением — для УЭО II и III типа.
Таким образом, применение данной методики к таможенным представителям означает, что юридическое лицо должно не только вести деятельность в течение как минимум трёх лет, но и всё это время формировать безубыточную отчётность с положительными показателями, соответствующими установленным критериям. Это автоматически исключает с рынка новые компании, которые только начинают свою деятельность или находятся на этапе роста.
По сути, устанавливается скрытый квалификационный барьер, не имеющий отношения к надёжности или добросовестности субъекта. В то время как действующие инструменты — страхование ответственности, обеспечение в 500 000 евро и отсутствие задолженности перед бюджетом — уже надёжно защищают интересы государства, новое требование лишь ограничивает конкуренцию и подрывает развитие частной инициативы в сфере таможенного представительства.
Попытка ввести такие требования неизбежно обернется усилением теневого сектора. Когда официальный вход становится чрезмерно дорогим и долгим, часть рынка может уйти в «серые» схемы: бывшие представители начнут оформлять грузы от имени третьих лиц, работать без регистрации, что лишит государство прозрачности и налоговых поступлений. Таким образом, вместо заявленной безопасности мы получаем рост нарушений и снижение собираемости платежей. Дополнительные коэффициенты — это ещё и бюрократия: подготовка трёх годовых балансов, услуги аудитора, сверки с таможней. Во всех странах ЕАЭС, ЕС, США и Австралии достаточно страхования ответственности или банковского депозита; никто не требует от таможенных представителей сложных финансовых расчётов.
Предложение
Исключить из проекта:
ссылку на пункт 7 статьи 433 ТК ЕАЭС и требование о финансовой устойчивости в отношении таможенных представителей,
сопутствующие статьи, касающиеся «опросных листов», «аудиторской проверки» и исключение из реестра за несоблюдение этих требований.
Сохранить действующую систему контроля, уже обеспечивающую финансовую надёжность: страхование ответственности — 10 000 базовых величин; депозит (обеспечение) — 500 000 евро; отсутствие задолженности перед бюджетом.
03.06.2025 11:01:40
Пользователь
НОВИЧОКочень правильно задаются вопросом: чем вызваны столь существенные изменения законодательства в области таможенного дела? Какие факты нарушений повлияли на решение об таких изменениях или какие статистические исследования были проведены Инициатором законопроекта для их обоснования или для примера факты массовых нарушений? Как эти изменения увязываются с нормами Гражданского Кодекса, Трудового Кодекса, Конституции и международных Соглашений? Почему и для чего юр.лица из Республики Беларусь должны оказаться в максимально невыгодном (дискриминационном) положении в рамках ЕАЭС? В прилагаемой Информация о необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» отсутствуют ответы на данные вопросы! Также участники обсуждения верно указали противоречия (коллизии) пунктов законопроекта основным Законам страны: 1. Пункты 11 и 34 проекта необоснованно ограничивают права граждан и противоречат нормам Трудового Кодекса и Конституции. 2. Нормы проекта, касающиеся "формирование уставного фонда в размере 10000 базовых величин" нарушают нормы Гражданского Кодекса и Закона Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XІІ, при том что таможенные представители и без этого несут солидарную ответственность, а финансовая устойчивость обеспечена страхованием и банковской гарантией. Поэтому дополнительные требования уже избыточны и становятся бременем. 3. Пункт 36 проекта "о необходимости наличия системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами": Из пункта проекта не понятно, какой этап обмена пытается защитить Инициатор... Если речь идет непосредственно об этапе передачи сведений в таможенные органы, то обмен электронными документами осуществляется уже с использованием специализированного ПО и ресурсов ( ПО "е-Декларант", АРМ БТС, севис "Е-паслуга"), которые и должны соответсвовать этим требованиям. А если Инициатор проекта хочет защитить всю цепочку движения сведений о грузах (поставщик-логист-перевозчик-там.пред-покупатель), тогда возложить это все только на одно звено выглядит по крайней мере странно и не обдуманно. Скорее все предложенные нормы выглядят как усложнение ведения деятельности для большинства таможенных представителей и, как следствие, ограничения количества там.представителей, что, кстати, также противоречит законодательству РБ. В связи с изложенным считаю необходимым исключить из проекта: п.11 (касамо ст.72, п.3), п.28 (в части "сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10 000 базовых величин;"), п.34 (полностью), п.36 (касаемо ст.310, п.1.11 и п.2.6),
03.06.2025 11:03:25
Пользователь
НОВИЧОК1. Пункт 3 статьи 298 Закона дополнить частями
следующего содержания «Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица: сформированный уставной фонд которых не менее суммы,эквивалентной 10 000 базовых величин.
Согласно обоснованию проекта закона установление дополнительных требований к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, обусловлено необходимостью противодействия санкционному давлению. Кроме того такие требования обеспечат надежность и финансовую устойчивость данных юридических лиц и защитят информацию, предоставляемую лицами, совершающими таможенные операции.
Каким образом увеличение уставного фонда поможет обеспечить данные критерии? Денежные средства, внесенные в уставный фонд, не будут всегда находиться в наличии. Денежные средства, внесенные в уставный фонд, могут расходоваться на потребности финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Указанный в уставе размер уставного фонда не может гарантировать непосредственное наличие такой суммы у юридического лица.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрены инструменты, которые таможенные представители используют исключительно для обеспечения своей деятельности в таможенной сфере: банковские гарантии и наличие договора страхования с установлением лимита ответственности в размере не менее 10 000,00 базовых величин.
Внесение подобных изменений в Закон нецелесообразно и противоречит действующему законодательству, регламентирующему порядок формирования уставного фонда.
2. Пункт 3 статьи 310 Закона изложить в следующей редакции:
«3. В заявлении о включении в реестр таможенных представителей дополнительно к сведениям, установленным в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 302 настоящего Закона, указываются сведения:
о размере сформированного уставного фонда;
об ограничении сферы своей деятельности совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, в случае, если юридическим лицом принято решение об ограничении сферы своей деятельности совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта;
об оказании услуг в сфере таможенного дела, в том числе юридическим лицам, имущество которых находится в национальной собственности, в случае, если юридическое лицо будет оказывать, в том числе услуги в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в национальной собственности.»
Таможенные представители не располагают информацией о том, находится ли имущество юридических лиц в национальной собственности. Информационный ресурс о таких юридических лицах отсутствует. При заключении договора таможенный представитель сможет затребовать такую информацию, но гарантировать, что контрагент не сменит собственника невозможно.
Указанное изменение ущемляет права не только таможенного представителя, но и лиц, которым могут быть оказаны услуги.
03.06.2025 11:17:04
Пользователь
НОВИЧОКпредставителю выяснять точный состав государственной доли имущества у субъекта хозяйствования при заключении договора поручения, если законодательно субъекты хозяйствования не обязаны, зачастую не имеют права разглашать эту информацию? Этот вопрос вступает в противоречие с гражданским законодательством.
03.06.2025 11:43:10
Пользователь
НОВИЧОКналичие системы защиты информации информационной системы, обеспечивающей информационный обмен электронными документами и сведениями с таможенными органами, отнесенной к классам типовых информационных систем « 3-ин, 3-спец, 3- юл» созданной и аттестованной в порядке , установленном ОАЦ при Президенте РБ, когда обмен информации с клиентами осуществляется обычными средствами связи, а с таможней только на программных продуктах согласованных с таможенными органами?
03.06.2025 11:53:41
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Внесение изменений, в пункт 3 статьи 298 закона следующего содержания:
«Право на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица:
сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин;
финансовая устойчивость, которых соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности.
Не подлежат включению в реестр таможенных представителей и реестр операторов электронной торговли юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия».
Возмущает то, что те, кто вносит указанные
изменения в Закон не знают простых норм Гражданского, монопольного и таможенного законодательства. Интересы лиц которых направлены только на то, чтобы навредить малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь.
Деятельность таможенных представителей уже застрахована на 10000базовых (ст. 310 Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
величин и предоставлено обеспечение в виде безотзывной банковской гарантии при включении в реестр таможенных представителей 500000евро.
На такую сумму Банками предоставлены различные формы обеспечения обязательств. Какое еще более надежное обеспечение его деятельности еще можно придумать!!!
Уставной фонд – это всего лишь цифра, которая не гарантирует наличие денежных средств на счете организации при наступлении ответственности таможенного законодательства.
Внести в уставной фонд можно не только деньги, но и кучу неликвидного имущества. Для того чтобы обратить взыскание на долю в УФ взыскателю понадобиться по меньшей мере пару лет провести в судебных заседаниях.
Планируемые изменения нарушают следующие законодательные акты в Республике Беларусь:
1. Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (статья 23).
2. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З «Гражданский кодекс Республики Беларусь» (статья 1029 недопущение недобросовестной конкуренции).
3. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Народу Республики Беларусь хочется знать, какое экономическое и политическое обоснование будет предоставлено Президенту Республики Беларусь. То обоснование, которое приложено для обсуждения носит голословный характер, не содержит конкретных фактов и экономических расчетов, а также примеров соблюдения его главному документу страны «Конституции Республики Беларусь» и иным законодательным актам.
Исходя из анализа планируемых изменений обоснование можно придумать только такое: «Данными изменениями хотим ввести монополию в таможенном деле для Государственных предприятий, исключить из реестра таможенных представителей весь мелкий и средний бизнес, обанкротить частные предприятия, выкинуть по меньшей мере 1000 людей с работы, снизить экономическую привлекательность логистической страны».
Прежде чем менять нормы законодательство Республики Беларусь, стоило бы досконально и всесторонне изучить этот вопрос, а не решать вопросы методом рейдерства и вредительства для частного мелкого и среднего бизнеса, принятием необдуманных решений, и лоббирования интересов «отдельных компаний».
Планируемые изменения в пункт 3 статьи 298 «…сформированный уставной фонд которых не менее суммы, эквивалентной 10000 базовых величин» сделают невозможным существование мелкого частного и среднего бизнеса в таможенном деле, а введение таких мер как «…..если сфера деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей и (или) реестр операторов электронной торговли будет включать, в том числе, оказание услуг в сфере таможенного дела юридическим лицам, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (далее –национальная собственность), право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица, имущество которых находится в национальной собственности» направлены на введение монополии государственными компаниями в сфере таможенного дела от введения которой иные страны ЕАЭС давно отказались.
03.06.2025 12:51:26
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться