О платежах за участие в дорожном движении
По мнению автомобилистов и дорожников-профессионалов указанные платежи должны отвечать, как минимум, двум критериям:
- быть адекватными пользованию автомобильными дорогами;
- быть контролируемыми всегда и везде.
Предлагаемая Минфином система уплаты (за месяц или за один-два года) не отвечает обоим критериям, так как пользование дорогами очень разнится (кто-то ездит каждый день, а кто-то один-два раза в неделю и не все месяцы в году). Да и контролировать эти платежи очень сложно и затратно, плюс еще потребуется дополнительный персонал, что противоречит указаниям Главы государства.
Самой объективной оценкой пользования дорогами может быть только использование автомобильного топлива. Встает вопрос, как взимать плату, если нежелательно включать ее в цену автомобильного топлива по различным причинам (снижение привлекательности низких цен на топливо для иностранных владельцев и пользователей автотранспорта, психологический фактор увеличения цен на топливо для отечественных владельцев автомобилей). Ответ на этот вопрос может быть таким – привязать плату к одному физическому литру автомобильного топлива и установить, что платежи осуществляются при каждой покупке автомобильного топлива отдельным платежом продавцу топлива на отдельный счет (скорее всего бюджетный). Эта уплата должна быть условием для продажи топлива. Например, хочешь заправить 40 литров автомобильного топлива, заплати оператору продавца за участие в дорожном движении за 40 литров и отдельно заплати за 40 литров топлива.
Контролировать платежи, соответствующие реализованному продавцами топливу, будет не сложно.
Поручение продавцам топлива принимать платежи за участие в дорожном движении тоже не новость для республики. Ведь поручалось же дорожным организациям осуществлять сбор и контроль за уплатой отчислений от хозяйственной деятельности предприятий Законом Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» от 23 декабря 1991 года.
Можно установить какую-то компенсацию продавцам автомобильного топлива за выполнение операций по взиманию платежей.
О величине платежей за участие в дорожном движении
Выборочный анализ показывает, что доля стоимости действующей госпошлины и предлагаемых Минфином в проекте Указа платежей от стоимости использованного за год топлива составляет в производственном секторе экономики в среднем на один автомобиль 2-7%. А вот у владельцев легкового автотранспорта, находящегося в личной собственности граждан, редко пользующихся автомобильными дорогами, эта доля доходит до 40-50%!!!
И где же справедливость? Где адекватность пользованию дорогами?
Получается так, что больше платит за дороги тот, кто меньше всего ими пользуется!
А это, принимая во внимание, что в личной собственности граждан находится 3 млн. автомобилей, с учетом членов их семей затрагивает интересы большей части населения страны.
Вот такой подход у Минфина.
В соответствии с Законом «О дорожных фондах в Республике Беларусь» от 1991 года налог на топливо составлял 20%. Исходя из этого и учитывая нынешнее состояние экономики и материальное положение граждан, может быть установлена и плата за 1 литр топлива в размере 10-15% от его стоимости без учета акцизов на топливо. Она какой-то период времени (например, календарный год) должна быть постоянной и не увеличиваться, как происходит сейчас с ценами на топливо. Может быть, следует ее дифференцировать по видам и маркам топлива.
Ветеран дорожного хозяйства,
Заслуженный строитель Республики Беларусь
Г.В. Чепцов
По мнению автомобилистов и дорожников-профессионалов указанные платежи должны отвечать, как минимум, двум критериям:
- быть адекватными пользованию автомобильными дорогами;
- быть контролируемыми всегда и везде.
Предлагаемая Минфином система уплаты (за месяц или за один-два года) не отвечает обоим критериям, так как пользование дорогами очень разнится (кто-то ездит каждый день, а кто-то один-два раза в неделю и не все месяцы в году). Да и контролировать эти платежи очень сложно и затратно, плюс еще потребуется дополнительный персонал, что противоречит указаниям Главы государства.
Самой объективной оценкой пользования дорогами может быть только использование автомобильного топлива. Встает вопрос, как взимать плату, если нежелательно включать ее в цену автомобильного топлива по различным причинам (снижение привлекательности низких цен на топливо для иностранных владельцев и пользователей автотранспорта, психологический фактор увеличения цен на топливо для отечественных владельцев автомобилей). Ответ на этот вопрос может быть таким – привязать плату к одному физическому литру автомобильного топлива и установить, что платежи осуществляются при каждой покупке автомобильного топлива отдельным платежом продавцу топлива на отдельный счет (скорее всего бюджетный). Эта уплата должна быть условием для продажи топлива. Например, хочешь заправить 40 литров автомобильного топлива, заплати оператору продавца за участие в дорожном движении за 40 литров и отдельно заплати за 40 литров топлива.
Контролировать платежи, соответствующие реализованному продавцами топливу, будет не сложно.
Поручение продавцам топлива принимать платежи за участие в дорожном движении тоже не новость для республики. Ведь поручалось же дорожным организациям осуществлять сбор и контроль за уплатой отчислений от хозяйственной деятельности предприятий Законом Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» от 23 декабря 1991 года.
Можно установить какую-то компенсацию продавцам автомобильного топлива за выполнение операций по взиманию платежей.
О величине платежей за участие в дорожном движении
Выборочный анализ показывает, что доля стоимости действующей госпошлины и предлагаемых Минфином в проекте Указа платежей от стоимости использованного за год топлива составляет в производственном секторе экономики в среднем на один автомобиль 2-7%. А вот у владельцев легкового автотранспорта, находящегося в личной собственности граждан, редко пользующихся автомобильными дорогами, эта доля доходит до 40-50%!!!
И где же справедливость? Где адекватность пользованию дорогами?
Получается так, что больше платит за дороги тот, кто меньше всего ими пользуется!
А это, принимая во внимание, что в личной собственности граждан находится 3 млн. автомобилей, с учетом членов их семей затрагивает интересы большей части населения страны.
Вот такой подход у Минфина.
В соответствии с Законом «О дорожных фондах в Республике Беларусь» от 1991 года налог на топливо составлял 20%. Исходя из этого и учитывая нынешнее состояние экономики и материальное положение граждан, может быть установлена и плата за 1 литр топлива в размере 10-15% от его стоимости без учета акцизов на топливо. Она какой-то период времени (например, календарный год) должна быть постоянной и не увеличиваться, как происходит сейчас с ценами на топливо. Может быть, следует ее дифференцировать по видам и маркам топлива.
Ветеран дорожного хозяйства,
Заслуженный строитель Республики Беларусь
Г.В. Чепцов
Правовой форум
